Рабочая программа по музыке, 1класс
рабочая программа по музыке (1 класс)

Панькова Клавдия Александровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_1_kl.docx93.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЛО-КУНАЛЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 Малый Куналей, 2020

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Протокол заседания ШМО

№______от____________2020года

__________________/Н.Г.Беляева/

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

Протокол заседания методсовета

№______ от _____________ 2020 года

____________ /Л.И.Некипелова/

                       «УТВЕРЖДАЮ»

Приказ директора ОО

№______ от _____________ 2020 года

____________ /Т.А.Смолина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«МУЗЫКА»

1 КЛАСС

на 2020-21учебный год

Составитель: Панькова КА

Квалификация:   учитель начальных классов

первой категории

1. Пояснительная записка

    Программа курса «Музыка» предназначена для 1 класса МБОУ «Мало-Куналейская СОШ». Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) №373 от 06.10.2009 г.
  2. Федеральный Закон РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012г.

Составлена на основе  учебной программы основного образования, утверждённой  Министерством  образования РФ, программы «Музыка»  для 1-4 классов, авторы  В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак , - М.: Дрофа,2010г.  В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю); национально-региональный компонент - 4 часа.

Цель:

 духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов- музыкантов Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Г.П. Стуловой, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского.

Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура  и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности- литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Другие отличительные особенности программы отразились:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия- природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования;

-в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

2.Планируемые результаты обучающихся по предмету

Личностные результаты изучения музыки отражают:

  • формирование целостного представления о культурной картине музыкального мира;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
  • совершенствование художественного вкуса;
  • овладение   художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  • наличие уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Предметные результаты изучения музыки отражают:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
  • уметь определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
  • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро-медленно), динамики (громко-тихо);
  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).

В области метапредметных результатов:

  • уметь выстраивать речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
  • уметь проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным критериям учебника;
  • уметь устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
  • стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
  • участвовать в музыкальной жизни класса (школы, города).
  • Ожидаемые результаты.  В ходе обучения дети подходят к осознанию того, что различные жанры и роды музыки (серьезные и легкие) – это разные стороны единого музыкального мира.

Опираясь на полученные в школе знания, учащиеся смогут в дальнейшем самостоятельно продвигаться вперед по пути освоения музыкального искусства, повышения культурного уровня в целом. При этом возникает потребность видеть прекрасное в окружающей действительности и накапливать духовное наследие и нравственный потенциал. Обучащиеся научатся:

-  термины из области теории музыки и музыкальной грамоты: партитура, прометеев аккорд, световая строка, двухчастная форма, венские классики, импровизация.

- термины из области  музыкальных жанров: гопак, элегия, этюд, фольварк, краковяк, полонез, баркарола, квартет, симфония, соната, песня, миниатюра, вальс, момент, токката, ноктюрн, джаз, мюзикл, гимн.

- название музыкальных инструментов: бандура, цимбалы, волны мартено, оркестр джазовой музыки, банджо.

- термины из области смежных видов искусства: галёрка, маэстро, оперный театр «Ла Скала», колорит, гений, дождинки, предание, карнавал, трактат, мириады, витраж, энтузиазм, фольклор.

- высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыка;

- пользоваться навыками вокально-хоровой деятельности (элементами двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера»)

Получат возможность научиться:

- умело пользоваться языком музыкального искусства, принципами художественного обобщения;

- петь в хоре;

- играть на детских музыкальных инструментах;

- участвовать  в импровизациях;

- участвовать в музыкальных драматических спектаклях;

- создавать проекты по предмету «музыка».                             

                 3. Содержание учебного предмета

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах, на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).

Первый(концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точек в развитии содержания:

1 класс – «Музыка, музыка всюду нам слышна…».

Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Второй (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на указанный принцип «развития по спирали». Это позволяет выстроить внутреннюю рубрикацию содержания по тематическим блокам, отражающим последовательное и систематическое прохождение тем.

Раздел 1. Природа в музыке.Краски осени; «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?»; Природа просыпается; Мелодии и краски весны.

Раздел 2. Сказочные и былинные образы в музыке. Волшебная страна звуков; В гостях у сказки; «Кто-кто в теремочке живет?»; «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей.

Раздел 3. Наши любимые праздники. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод…»; Веселыйпраздник Масленица; Весенний вальс.

Раздел 4. Музыка – живопись – поэзия(междисциплинарные темы). «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»; Краски осени; Природа просыпается; Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

Раздел 5. Великие композиторы, великие произведения. «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Раздел 6. Жанры музыки. «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…»; Ноги сами в пляс пустились; Марш деревянных солдатиков.

Раздел 7. Музыкальные представления. В детском музыкальном театре; «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей.

Раздел 8. Музыкальные инструменты, виды оркестров. Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов; Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

Раздел 9.  Музыкальное исполнительство.Легко ли стать музыкальным исполнителем?; На концерте.

Раздел 10. Основы музыкальной грамоты. Музыкальное эхо (динамика); «Водят ноты хоровод…»; Где живут ноты?

Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно- поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства, приводимые в учебнике. Их цель- придать большую  многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений по фонохрестоматии (в исполнении учителя) ограничено переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения, подробно разработанные в программе под научным руководством Д.Б. Кабалевского.

 Содержательный вектор размышлений о музыке с последующим закрепляющим обобщением во многом определяется содержанием проблемных вопросов, приведенных в параграфах учебников. Очень важно, чтобы размышления о музыке не превращались в субъективно- интерпретаторскуюдеятельность учащихся, а носили целенаправленный характер, обусловленный содержанием темы.

Сведения из области теории музыки органично включены в общее содержание программы и учебников. Приобретенные теоретические знания следует рассматривать не как самоцель, а как средство для формирования слушательской культуры учащихся.

Песенный репертуар составлен с учетом его эстетической, нравственно-воспитательной, социально-ценностной направленности.

На каждом уроке, в каждом классе выполняется оздоровительный точечный массаж под музыку-relax в течение двух-трех минут и дыхательная гимнастика по Н. Стрельниковой.

 Выполнение проблемно- творческих заданий осуществляется учащимися в дневниках музыкальных впечатлений (размышлений). Этот вид практической деятельности предназначается для работы как на уроке, так и дома.

В качестве домашней работы могут быть предложены творческие задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке.

4. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество

часов/

дата

Элемент содержания

Музыкальный  материал

Планируемые результаты  (предметные)

Содержание урока

(ученик должен знать)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуника

тивные

УУД

Личностные

УУД

1

«Нас в школу приглашают задорные звонки».

(урок-экскурсия)

1

6.09

Музыка – мир звуков, ярких красок в звучании. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном.

  • Пение: Г. Струве «Мы теперь ученики».
  • Слушание:  Л. Дерябин  «Фея  Музыки».
  • Творческое  задание:   Раскраска «Фея  Музыки».
  • Песня-презентация:  В. Шаинский  «Чему  учат в школе».

- выявлять настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное.

- соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание;

- применять  правила пения;

-наблюдать за объектами окружающего мира.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

2

«Музыка, музыка всюду нам слышна»*.

 (урок-путешествие)

1

13.09

Музыка   как  вид  искусства.  Значение  песни  в  жизни  человека. Знакомство  с  музыкальным  жанром – песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с  мелодией.  Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Мелодия – главная  мысль песни.  Характер  музыки(задорно, весело, радостно, звонко).

  • Пение:  Г. Струве «Весёлая песенка».
  • Пение:  А. Ермолов  «Теперь  мы  первоклашки».
  • Слушание:  Г. Струве «Мы теперь ученики».
  • Чтение сказки : «Как  родилась песня» (корейская  сказка)

--наблюдать за объектами окружающего мира;

-определять  жанр  песня;

- выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

3

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку».

1

20.09

Роль  музыки  в  отражении  различных  явлений  жизни.  Каждое  жизненное  обстоятельство  находит  отклик  в  музыке. Музыка - мир красоты, фантазии и глубоких чувств.  Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно.

  •  Пение: Г. Струве «Так уж получилось».
  • Зрительный ряд: К. Моне «Кувшинки», У. Брюс «Пейзаж с маками», Г. Манге «Пейзаж  с маками», В. Дмитриевский «Улыбка весны», Н. Крымов «После весеннего дождя».
  • Слушание:  М.П.  Мусоргский. Прогулка  (из  цикла  «Картинки  с  выставки»),

      Г. Струве «Я хочу  увидеть  музыку…».

-выявлять  характер  музыки: спокойно, нежно, задумчиво, ярко,  звонко, радостно;

- наблюдать, сравнивать.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

4

Краски осени.

 (урок-виртуальное путешествие)

1

27.09

Разговор об осенней природе. Музыкальный  образ  осени.  Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно.

  • Пение: В. Иванников «Осенняя сказка».
  • Пение и  театрализация  песни: А. Филиппенко   «Мы  на  луг ходили».
  • Зрительный ряд:И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка», Д. Буторин «Пастушок», В. Поленов «Золотая осень», В. Ван Гог «Тополиная аллея осенью».
  • Творческое  задание:   Раскраска  «Краски  осени».

-выявлять характер музыки:

спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно;

-принимать участие  в элементарной импровизации;

- наблюдать, сравнивать.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

5

«Что ты рано в гости, осень к нам пришла».

(урок-игра)

1

Образ осени в музыке, живописи и поэзии. Интонационно-образная природа осени  в музыкальном искусстве. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло.

  • Слушание: П. Чайковский Ноктюрн (фраг.).
  • Пение  и  музыкально-ритмические  движения:

            В. Николаев  «Песенка об осеннем солнышке»,  

            В.  Николаев  «На  прогулку  под  дождем».

  • Творческое  задание:   Раскраска  «Дождливая  осень».

-выявлять характер музыки:

грустно, печально, жалобно, уныло;

-откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, движениями;

-принимать  организованное участие в общей игре;

-выражать в цвете

эмоциональное

отношение к  музыкальному

образу.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

6

«Что ты рано в гости, осень к нам пришла».  

1

Продолжение разговора об осенней природе.  Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло.

  • Пение: В. Николаев «Песенка об осеннем солнышке».
  • Слушание:П. Чайковский Ноктюрн (фраг.).

--понимать  значение   и  место музыкальной  культуры   малых  народов  Крайнего  Севера    в   масштабе  мировой  музыкальной  культуры;

- определять  характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло;

- сравнивать, сопоставлять.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

7

Музыкальное  эхо.

1

Эхо – явление  природы, имитация  эхо  в  музыке.  Разновидность  динамики  (громко - тихо) – в музыке.Средства  музыкальной   выразительности  тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. Восприятие и  слушание изменения  динамических  оттенков  как способ выражения характера музыки.  

  • Пение: Е. Поплянова  «Эхо», «Камышинка-дудочка».
  • Пение  и  театрализация:  Е. Поплянова  «Камышинка-дудочка» (игра  на  детских музыкальных  инструментах).
  • Слушание:О.  Лассо  «Эхо».
  • Творческое задание:  загадки  «Динамические  оттенки».
  • Практика: «Музыкальная  Динамика.  Ребусы»  
  • Презентация: «Средства  музыкальной  выразительности. Динамика»

-выявлять характер музыки;

- принимать  организованное участие в общей игре;

-распознавать  динамику (громко - тихо);

- сравнивать,  сопоставлять;

-следить  за  изменениями динамических  оттенков.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

8

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

1

Обобщающий  урок.

  • Пение: повторение  выученных  песен.
  • Слушание:  фрагменты знакомых   музыкальных произведений.

-определять  характер

музыкального произведения, его динамику, темп;

- петь по руке учителя;

-контролировать дыхание  на  музыкальных  фразах.

9

«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать»*.

1

Знакомство  с  музыкальным  жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Характерные  особенности и разновидности  танца. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал.

  • Слушание: Д. Шостакович  «Вальс-шутка»,  А. Спадавеккиа  «Добрый жук».
  • Пение: нем. нар.песня   «Гусята».
  • Пение  и  муз.-ритмические  движения:  нем. нар. песня «Потанцуй со мной, дружок».
  • Зрительный ряд: С. Судейкин  «Балет».
  • Презентация: «Танец. Характерные  особенности  танца», «Эти  разные  танцы».

- определять  жанр  танец;

- определять  характер  музыкальных произведений, сравнивать их;

- называть характерные  особенности   и  определять разновидности  танцев  вальс,  полька;

- наблюдать, сравнивать.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

10

Ноги сами в пляс пустились.

1

Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно). 

  • Слушание:  рус. нар. песня -пляска  «Камаринская».
  • Пение  и  слушание: рус.нар. песня  «Во поле берёза стояла».
  • Игра  на  детских  муз.инструментах:  рус. нар. песня  «Ах вы, сени».
  • Зрительный ряд: Г. Голиков «Хоровод»,  А. Котушкина «Береза», Неизв. худ-к  «Камаринская  пляска», Н.  Зиновьев  «Деревенский  праздник».
  • Презентация: «Танец  и  его  разновидности»
  • Просмотр:  «Камаринская»  (фантазия  на  музыку  М.И. Глинки)

- участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя;

- определять  разновидности танцев:  хоровод, пляска;

-определять характерные

особенности русской народной пляски и хоровода,

а также их отличия.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

11

Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных муз.инструментов.

2

Русские   народные  музыкальные инструменты  – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель,  рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов.

  • Слушание:  рус.нар. песня  «Светит месяц», «Во поле берёза стояла» (в исполнении  оркестра   рус. нар. инструментов.).  
  • Пение:  рус.нар. песня   «Во поле берёза стояла».
  • Творческое задание: рус.нар. песня  «Коробейники» (игра на детских муз. инструментах).
  • Зрительный  ряд:Т.Зубкова «И  кто  его  знает…», А. Шевелев  «Емеля  на  печке», А. Маркичев  «Пастушок».

-распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку;

-определять   на  слух тембры  музыкальных инструментов:  гармошка, баян, балалайка,  бубен,  свирель, рожок, колокольчики,  ложки;

- сравнивать.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

12

Марш деревянных солдатиков.

1

Знакомство  с  жанром  марш. Характерные  особенности марша. Марш  и его разновидности.

  • Слушание: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
  • Пение:  англ. нар.песня   «Встанем  в  круг».
  • Творческое задание:  муз.-ритмические  движения.
  • Зрительный ряд: В. Павлова «Марш деревянных солдатиков», А. Бенуа «Азбука в картинках» (иллюстрация).
  • Презентация:  «Марш  и  его  разновидности».
  • Видео-презентация:  П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
  • Слушание:   В. Алексеев  «Марш  первоклассников».

-различать различные виды  марша;

-передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении;

- объединять по общему признаку.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

13

«Детский

альбом» П.И. Чайковского.

1

Знакомство  с  творчеством  русского  композитора  П.И.Чайковского.Музыка  для  детей  «Детский альбом». Компози́тор-  составитель, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий  музыку.

  • Слушание: П. Чайковский  «Болезнь куклы», «Новая  кукла»  (из  «Детского  альбома»).
  • Пение: Г. Струве «Маленькая  мама»;
  • Творческое задание: импровизация.
  • Зрительный ряд: В. Павлова «Болезнь куклы», «Новая кукла».

-определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений: грустно, печально, горестно, радостно, восторженно.

- определять и  понимать  смысл   композитор;

-рассуждать  и  наблюдать.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

14

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

2

20.12

В. Одоевский «Городок в табакерке». Малые жанры фольклора – заклички, прибаутки.

  • Слушание: А. Лядов  «Музыкальная    табакерка»,  Р. Шуман «Дед Мороз».
  • Пение: Г. Вихарева «Ёлочка любимая», Г. Струве «Пёстрый колпачок».
  • Творческое задание: импровизация, муз.-ритмические движения.
  • Просмотр  музыкального  мультфильма:  «Город  в  табакерке».
  • Зрительный  ряд: Г. Ларичев  «Морозко»,  И.  Шишкин «Зима».

-высказываться о характере музыки;

-устно описывать объект  наблюдения;

-различать малые  жанры  фольклора - заклички, прибаутки;

- обосновывать  суждение;

-наблюдать за объектами окружающего мира.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

15

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод».

1

27.12

Праздник  Новый  год. Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси.

Музыкальный инструмент - челеста.

  • Слушание: П. Чайковский.  Вариация II из балета «Щелкунчик»,
  • Пение: Г. Струве «Новогодний хоровод»  (муз.-ритмические  движения),

       Г. Вихарева  «Дед Мороз».

  • Творческое   задание: раскраски  «Новогодний  хоровод», «Дед Мороз».
  • Просмотр  фрагментов:    Балет   «Щелкунчик».
  • Презентация: «Дед  Мороз».

-исполнять песни с  настроением;

-высказываться о характере музыки;

-узнавать изученные музыкальные  произведения и называть имена их  авторов;

- решать творческие задачи.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

16

Зимние игры.

1

Зимние  игры, зимние забавы.

  • Слушание: П. Чайковский.  «Вальс снежных хлопьев» (из  балета «Щелкунчик»)
  • Пение  попевок : Н. Перунов «Белый пух», «Мороз, мороз»  (импровизация),                                                    М. Красева  «Зимняя песенка».
  • Просмотр  фрагментов:    Балет   «Щелкунчик».

-передавать характер музыки и передавать её  настроении;

-решать творческие задачи на уровне  импровизаций;

- обосновывать свои  рассуждения.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

17

Обобщающий урок .

1

Обобщающий урок.

  • Пение: повторение  выученных  песен.
  •  Слушание:  фрагменты знакомых   музыкальных произведений

-отличать  исполнение коренных народов Севера от современной  аранжировки  народных  песен;

- разыгрывать  воображаемые ситуации.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

18

«Водят ноты хоровод».

1

Элементы музыкальной  грамоты: ноты, звукоряд.

  • Слушание:В. Герчик  «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…»
  • Пение:В. Герчик «Нотный хоровод»,  А. Островский  «До, ре, ми, фа, соль…»  
  • Просмотр: «Что  такое  ноты» (фрагмент  из т/передачи  «Поющая  ФА-СОЛЬ»).
  • Творческое   задание: раскраски  «Нотки».

-запомнить и называть ноты;

 - петь по руке  учителя;

-иметь представление о понятиях: ноты, звукоряд;

- разыгрывать  воображаемые ситуации.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

19

«Кто-кто в теремочке живёт?»

1

7.02

Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон.  

  • Игра  на  детских  музыкальных  инструментах:  рус.нар. песня,  обработка  

                             В.  Агафонникова  «Теремок».

  • Презентация - песни «Теремок».
  • Творческое   задание:   театрализация  песни-сказки  «Теремок».
  • Творческое задание: раскраски  «Теремок».
  • Слушание: рус.нар. сказка  «Теремок». Фрагмент.  
  • Просмотр:  м/фильм (рус.нар. сказка)  «Теремок». Фрагмент.  
  • Пение:р.н.п. «Теремок».

-предлагать  свой вариант исполнительской трактовки;

-определять  звучание  музыкальных инструментов:  погремушка,кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон;

- сравнивать  тембры  главных  героев  сказки.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

20

Весёлый праздник Масленица.

1

14.02

Народный праздник на Руси – Масленица. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.

  • Слушание: И. Стравинский «Русская» из балета «Петрушка».
  • Пение:р.н.п. «Едет   Масленица дорогая».
  • Физминутка:  «Весна».
  • Просмотр:  м/фильма  «Ишь   ты,  Масленица».

-определять  характер музыки и передавать её настроение;

-наблюдать за объектами окружающего мира;

- сравнивать  и  высказывать  свои  рассуждения.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

21

Где живут ноты?

1

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки.

Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ).

  • Слушание:В. Герчик «Нотный   хоровод», А. Островский  «До, ре, ми, фа, соль…»
  • Пение: Г. Струве «Песенка о гамме».
  • Презентация:«Нотоносец,  нотный  стан»
  • Просмотр:«Знакомство  с  нотной  записью»),  м/фильм  «До, ре, ми…».

- работать с  нотной  записью как простейшим  знаковым обозначением  музыкальной  речи;

-определять  на  нотном  стане расположение  нот;

- сравнивать,  сопоставлять.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

22

Весенний вальс.

1

Образ матери – великая тема искусства.  Пианино, рояль.

  • Слушание: П. Чайковский  «Вальс  цветов».
  • Пение: А. Филиппенко «Весенний вальс»,  Е. Соколова  «Сегодня мамин день».
  • Презентация: «История  музыкальных  инструментов.  Пианино, рояль».
  • Слайд-презентация: П. Чайковский  «Вальс  цветов».
  • Песня-презентация: «Праздник  бабушек  и  мам».

-эмоционально  откликаться на

содержание произведения;

- узнавать  звучание музыкальных инструментов:пианино, рояль;

- сравнивать, сопоставлять.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

23

Природа просыпается.

1

Образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность  картин.

  • Слушание: П. Чайковский «Песня жаворонка».
  • Пение:укр. нар.песни  «Ой, бежит ручьём вода», «Веснянка».
  • Творческое задание: игра на детских муз.инструментах.
  • Зрительный  ряд:  К. Юон.  «»Мартовское  солнце»,  Н.  Ромадин  «Розовый  вечер».
  • Презентация:  «Песня  жаворонка» (по  произведению  П.И. Чайковского «Времена года»).

-выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи.

-наблюдать за объектами окружающего мира.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

24

В детском музыкальном театре.

1

Путешествие  в мир музыкального театра. Правила поведения в театре.

  • Слушание: И. Стравинский  «У Петрушки» (из балета «Петрушка»).
  • Пение: И. Брамс  «Петрушка».
  • Творческое задание:  игра на детских муз.инструментах, театрализация.
  • Просмотр: м/фильм  «Рождественская  фантазия»  (по  произведению И. Стравинского «Петрушка»).
  • Презентация:  «В  музыкальном  театре».

-сравнивать характер в музыкальных произведениях;

 -понимать значение  определений: музыкальный  театр, артисты, оркестр, дирижёр;

- осознавать  правила  поведения  в театре;

- обосновывать  суждение.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

25

Мелодии и краски  весны.

1

Мелодия,музыкальность. Светлые,  радостные,  грустные  и печальные мелодии.

  • Слушание: И. Стравинский тема «весеннего  произрастания»  (из  балета  «Весна священная»),  В.А. Моцарт  «Тоска по весне»,  П. Чайковский  «Старинная  французская песенка»  (из  «Детского  альбома»).
  • Пение: В. Николаев  «Песня ручья»,  Я. Дубравин  «Капли  и  море».
  • Зрительный ряд: К. Писсаро  «Красные крыши», И. Левитан «Весна. Большая вода», Н. Ромадин   «Цветущий бугор».

- выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи;

- понимать значение мелодии   и  музыкальность  в музыке;

-определять  характер  музыки:cветлые,  радостные,  грустные  и  печальные мелодии;

- сравнивать, наблюдать, сопоставлять.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

26

Мелодии дня*.

1

Мелодии  дня  в  музыке, в  живописи, в поэзии. Светло, ласково, радостно, звонко.Спокойно, тихо, таинственно, загадочно.

  • Слушание: Р. Шуман  «Май, милый  май»,  В. А. Моцарт «Колыбельная», С. Прокофьев  «Ходит месяц над лугами».
  • Пение: Е. Поплянова «Песенка про двух утят».
  • Зрительный  ряд:  И. Левитан  «Весна  в  Италии»,  М. Нестеров « Овражек»,

                            И. Бродский  «Новолуние», И. Левитан «Сумерки. Луна».

-выявлять общее между  поэзией, прослушанным   музыкальным произведением  и  произведением  живописи;

-определять  и  различать характер  музыки: Светло, ласково, радостно, звонко.Спокойно, тихо, таинственно, загадочно;

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

27

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

1

Внешний  вид  инструментов, тембр , выразительные  возможности.

  • Слушание: С. Прокофьев.  Тема  птички  из  симфонической сказки «Петя и волк» (соло  флейты),   К. Дебюсси  «Лунный свет»  (из  «Бергамасской  сюиты»). Фрагмент (соло  арфы),  Н. Римский-Корсаков.  Тема  Шехеразады   (из  симфонической  сюиты «Шехеразада»  (соло скрипки).  
  • Пение: Е. Тиличеева    «Догадайся, кто поёт», Г. Левкодимов  «Весёлые инструменты»  (игра на детских муз.инструментах,  импровизация).
  • Зрительный  ряд: Д. Левицкий «Портрет Глафиры Ивановны Алымовой», Э. Мане «Флейтист», О. Ренуар «Девушки за пианино», неизвестный  художник  «Мальчик со скрипкой».
  • Просмотр: Н.А. Римский – Корсаков (фрагмент  из  балета «Шехеразада»).

-определять инструменты по звучащему фрагменту;

- называть и  узнавать звучание музыкальных  инструментов: арфа, скрипка, флейта, пианино;

- понимать  значение  «тембр»;

- сравнивать, наблюдать, сопоставлять.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

28

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

1

Н. Носов «Как  Незнайка  был музыкантом»- сказка.  Исполнитель кто это? Легко ли им стать?        

  • Пение: М. Завалишина «Музыкальная семья».
  • Творческое задание: театрализация.
  • Чтение  сказки: Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом».

-стремиться к осмысленному общению с музыкой;

-уметь разыгрывать песню по ролям;

- разыгрывать  воображаемые ситуации.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

29

На концерте*.

1

Концерт,  исполнитель. Правила поведения на концерте.

  • Пение: В. Дементьев  «Необычный концерт».
  • Творческое задание:   Угадай  музыкальные  инструменты.

-исполнять песню с  настроением;

-осмысленно владеть способами  певческой  деятельности;

-осознавать  важность  правила  поведение  на  концерте.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

30

«Но на свете торжествует доброта» (музыка в мультфильмах)

1

Музыка  в   мультфильмах.

  • Слушание:  А. Шнитке  Рондо из «Concertogrosso  №1  для  двух  скрипок,  клавесина, препарированного  фортепиано  и струнного  оркестра».  (м/фильм  «Карандаш  и  ластик»  из  мультсериала  «Карусель». Фрагмент),  Б. Савельев  «Неприятность эту мы переживём»  (из  мультфильма  «Лето  кота  Леопольда»).
  • Пение: В. Шаинский  «Голубой  вагон» (из м/фильма «Старуха  Шапокляк»),Ю. Тугаринов «Добрые  волшебники».
  • Просмотр:   м/фильм  «Лето  кота  Леопольда»  (фрагмент).

-иметь представления

о выразительных и

изобразительных возможностях музыки в мультфильмах;

-характеризовать  своё  внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведения, свои чувства, переживания и мысли;

- рассуждать  и  выражать  свои  мысли.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

31

«Давайте сочиним оперу». Обобщающий урок-концерт.

1

Обобщающий урок-концерт. Путешествие в музыкальную страну  опера. Опера, хор, солист. Итоговый тест.

  • Слушание: В. Алеев  «Песня графа Вишенки», «Песня синьора Помидора», «Я – весёлый

Чиполлино».

  • Пение: В. Алеев  «Я – весёлый Чиполлино».
  • Творческое задание: театрализация.
  • Просмотр:  м/фильм  «Чиполлино».
  • Слушание:  Е. Крылатов  «Песенка  о лете».

- иметь первоначальные

представления о понятиях

опера, хор, солисты;

музыкальный образ.

-инсценировать фрагменты из произведений музыкально-театральных  жанров.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Всего: 33 ч

* - Национально-региональный компонент

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Объекты и средства материально-технического обеспечения включают:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

  • стандарт основного общего образования по образовательной области;
  • программа основного общего образования по музыке;
  • рабочие программы по музыке;
  • хрестоматии с нотным материалом;
  • сборники песен и хоров;
  • методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки);
  • учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке;
  • рабочие тетради;
  • справочные пособия, энциклопедии;

Печатные пособия:

  • схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры;
  • портреты композиторов;
  • портреты исполнителей;
  • атласы музыкальных инструментов;
  • альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы;

Экранно-звуковые пособия:

  • аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;
  • видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;
  • видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
  • видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов;
  • видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;
  • видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
  • презентации;

Учебно-практическое оборудование:

  • музыкальные инструменты: фортепиано, клавишный синтезатор;
  • комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики);
  • персональный компьютер, медиапроектор.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

Научатся:

-мотивационной основе учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности

- эмоционально-ценностному отношению к искусству;

-возможности реализовать свой творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-позитивно  оценивать свои музыкально- творческие способности.

Получат возможность научиться:

-Понимать значение музыкального искусства в жизни человека;

- Освоить позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

-Эстетически переживать музыку, понимать роль музыки в собственной жизни

Метапредметные результаты:

Научатся

- строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме;

- проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыкального и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

- находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

-участвовать в музыкальной жизни класса (школы, города)

получат  возможность  научиться:

 -высказывать  собственные  наблюдения  о музыке;

     -владеть  певческим  голосом  как  инструментом духовного самовыражения;  

     -разучивать  и  исполнять образцы музыкально-поэтического творчества  (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры);

     -разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

     -участвовать  в  коллективной  творческой    деятельности;

     -демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

      -наблюдать интонационное многообразие музыкального мира, ориентироваться в   различных видах  музыки.

Предметные результаты

научатся:

- понимать  триединство: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- воспринимать  музыку  изученных жанров (песня, танец, марш);

- узнавать музыкальные  инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян,балалайка, свирель,  рожок, колокольчики, ложки, погремушка, кастаньеты, бубен,треугольник, металлофон,  аккордеон);

- называть  ноты, темпы  (быстро – медленно), динамику (громко - тихо);

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении,

   игре на детских музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно  выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать  дирижерский жест.

Получат возможность научиться:

- исполнять  знакомые  песни;

- участвовать  в коллективном пении;

- музицировать  на детских музыкальных инструментах;

- передавать музыкальные впечатления через музыкально-пластические движения, импровизацию,  изобразительные средства.

9. Критерии оценки

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход, поэтому необходимоучитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Литература:

  1. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе:Очерки. Кн. 1 / Сост. и науч. ред. Л. В. Горюнова. — М., 1991.
  2. Асафьев Б. В.      Избранные         статьи    о музыкальном       просвещениии образовании / Ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой. — 2-е изд. — Л., 1973.
  3.  Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
  4. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. —М., 1990.
  5. Кабалевский Д. Б. Дело всей жизни. — М., 1995.
  6. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М.,1989.
  7.  Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — 3-е изд., испр. — М., 1996.
  8. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.
  9. Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. — Минск, 2000.
  10.  Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных    классов / Сост. Г. П. Сергеева. — М., 2000.
  11.  Музыкальное образование в школе / Под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
  12. Оссенева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб.пособие. — М., 1999.
  13.  Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. — М., 2000.
  14.  Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. — М., 1998.
  15.  Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
  16.  Суслова Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников // Подуровский В. М., Суслова Н. В.
  17. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для студентов высших учеб, заведений. — М., 2001.
  18.  Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. Пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М., 1999.
  19.  Хачатурян Д. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). — М., 1999.
  20.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ.ред. О. Г. Хинн. — М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")

МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа:  Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

2015 год рабочая программа по музыке 1класс

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1 класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения...

Рабочая программа по музыке 1класс.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, с учет...

Рабочая программа по музыке. 1класс

Программа по музыке разработана в соответствии с  требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, на осн...

РАБОЧАЯ программа по музыке 1класс ПНШ

РАБОЧАЯ программа по музыке 1 класс Планируемые личностные результаты изучения учебной программы:·         наличие нравственных и эстетических ...