Рабочая программа по музыке, 1класс
рабочая программа по музыке (1 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЛО-КУНАЛЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Малый Куналей, 2020 | ||
РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол заседания ШМО №______от____________2020года __________________/Н.Г.Беляева/ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР Протокол заседания методсовета №______ от _____________ 2020 года ____________ /Л.И.Некипелова/ | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ директора ОО №______ от _____________ 2020 года ____________ /Т.А.Смолина/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«МУЗЫКА»
1 КЛАСС
на 2020-21учебный год
Составитель: Панькова КА
Квалификация: учитель начальных классов
первой категории
1. Пояснительная записка
Программа курса «Музыка» предназначена для 1 класса МБОУ «Мало-Куналейская СОШ». Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) №373 от 06.10.2009 г.
- Федеральный Закон РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012г.
Составлена на основе учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак , - М.: Дрофа,2010г. В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю); национально-региональный компонент - 4 часа.
Цель:
духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов- музыкантов Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Г.П. Стуловой, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского.
Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности- литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Другие отличительные особенности программы отразились:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия- природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования;
-в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
2.Планируемые результаты обучающихся по предмету
Личностные результаты изучения музыки отражают:
- формирование целостного представления о культурной картине музыкального мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.
Предметные результаты изучения музыки отражают:
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
- уметь определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро-медленно), динамики (громко-тихо);
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
В области метапредметных результатов:
- уметь выстраивать речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- уметь проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным критериям учебника;
- уметь устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участвовать в музыкальной жизни класса (школы, города).
- Ожидаемые результаты. В ходе обучения дети подходят к осознанию того, что различные жанры и роды музыки (серьезные и легкие) – это разные стороны единого музыкального мира.
Опираясь на полученные в школе знания, учащиеся смогут в дальнейшем самостоятельно продвигаться вперед по пути освоения музыкального искусства, повышения культурного уровня в целом. При этом возникает потребность видеть прекрасное в окружающей действительности и накапливать духовное наследие и нравственный потенциал. Обучащиеся научатся:
- термины из области теории музыки и музыкальной грамоты: партитура, прометеев аккорд, световая строка, двухчастная форма, венские классики, импровизация.
- термины из области музыкальных жанров: гопак, элегия, этюд, фольварк, краковяк, полонез, баркарола, квартет, симфония, соната, песня, миниатюра, вальс, момент, токката, ноктюрн, джаз, мюзикл, гимн.
- название музыкальных инструментов: бандура, цимбалы, волны мартено, оркестр джазовой музыки, банджо.
- термины из области смежных видов искусства: галёрка, маэстро, оперный театр «Ла Скала», колорит, гений, дождинки, предание, карнавал, трактат, мириады, витраж, энтузиазм, фольклор.
- высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыка;
- пользоваться навыками вокально-хоровой деятельности (элементами двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера»)
Получат возможность научиться:
- умело пользоваться языком музыкального искусства, принципами художественного обобщения;
- петь в хоре;
- играть на детских музыкальных инструментах;
- участвовать в импровизациях;
- участвовать в музыкальных драматических спектаклях;
- создавать проекты по предмету «музыка».
3. Содержание учебного предмета
Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах, на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).
Первый(концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точек в развитии содержания:
1 класс – «Музыка, музыка всюду нам слышна…».
Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Второй (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на указанный принцип «развития по спирали». Это позволяет выстроить внутреннюю рубрикацию содержания по тематическим блокам, отражающим последовательное и систематическое прохождение тем.
Раздел 1. Природа в музыке.Краски осени; «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?»; Природа просыпается; Мелодии и краски весны.
Раздел 2. Сказочные и былинные образы в музыке. Волшебная страна звуков; В гостях у сказки; «Кто-кто в теремочке живет?»; «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей.
Раздел 3. Наши любимые праздники. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод…»; Веселыйпраздник Масленица; Весенний вальс.
Раздел 4. Музыка – живопись – поэзия(междисциплинарные темы). «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»; Краски осени; Природа просыпается; Музыкальные инструменты. Тембры-краски.
Раздел 5. Великие композиторы, великие произведения. «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Раздел 6. Жанры музыки. «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…»; Ноги сами в пляс пустились; Марш деревянных солдатиков.
Раздел 7. Музыкальные представления. В детском музыкальном театре; «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей.
Раздел 8. Музыкальные инструменты, виды оркестров. Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов; Музыкальные инструменты. Тембры-краски.
Раздел 9. Музыкальное исполнительство.Легко ли стать музыкальным исполнителем?; На концерте.
Раздел 10. Основы музыкальной грамоты. Музыкальное эхо (динамика); «Водят ноты хоровод…»; Где живут ноты?
Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно- поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства, приводимые в учебнике. Их цель- придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений по фонохрестоматии (в исполнении учителя) ограничено переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения, подробно разработанные в программе под научным руководством Д.Б. Кабалевского.
Содержательный вектор размышлений о музыке с последующим закрепляющим обобщением во многом определяется содержанием проблемных вопросов, приведенных в параграфах учебников. Очень важно, чтобы размышления о музыке не превращались в субъективно- интерпретаторскуюдеятельность учащихся, а носили целенаправленный характер, обусловленный содержанием темы.
Сведения из области теории музыки органично включены в общее содержание программы и учебников. Приобретенные теоретические знания следует рассматривать не как самоцель, а как средство для формирования слушательской культуры учащихся.
Песенный репертуар составлен с учетом его эстетической, нравственно-воспитательной, социально-ценностной направленности.
На каждом уроке, в каждом классе выполняется оздоровительный точечный массаж под музыку-relax в течение двух-трех минут и дыхательная гимнастика по Н. Стрельниковой.
Выполнение проблемно- творческих заданий осуществляется учащимися в дневниках музыкальных впечатлений (размышлений). Этот вид практической деятельности предназначается для работы как на уроке, так и дома.
В качестве домашней работы могут быть предложены творческие задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов/ дата | Элемент содержания Музыкальный материал | Планируемые результаты (предметные) Содержание урока (ученик должен знать) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | |||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуника тивные УУД | Личностные УУД | |||||||
1 | «Нас в школу приглашают задорные звонки». (урок-экскурсия) | 1 6.09 | Музыка – мир звуков, ярких красок в звучании. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном.
| - выявлять настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное. - соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание; - применять правила пения; -наблюдать за объектами окружающего мира. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
2 | «Музыка, музыка всюду нам слышна»*. (урок-путешествие) | 1 13.09 | Музыка как вид искусства. Значение песни в жизни человека. Знакомство с музыкальным жанром – песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Мелодия – главная мысль песни. Характер музыки(задорно, весело, радостно, звонко).
| --наблюдать за объектами окружающего мира; -определять жанр песня; - выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
3 | «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку». | 1 20.09 | Роль музыки в отражении различных явлений жизни. Каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Музыка - мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно.
Г. Струве «Я хочу увидеть музыку…». | -выявлять характер музыки: спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно; - наблюдать, сравнивать. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
4 | Краски осени. (урок-виртуальное путешествие) | 1 27.09 | Разговор об осенней природе. Музыкальный образ осени. Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно.
| -выявлять характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно; -принимать участие в элементарной импровизации; - наблюдать, сравнивать. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
5 | «Что ты рано в гости, осень к нам пришла». (урок-игра) | 1 | Образ осени в музыке, живописи и поэзии. Интонационно-образная природа осени в музыкальном искусстве. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло.
В. Николаев «Песенка об осеннем солнышке», В. Николаев «На прогулку под дождем».
| -выявлять характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло; -откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, движениями; -принимать организованное участие в общей игре; -выражать в цвете эмоциональное отношение к музыкальному образу. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
6 | «Что ты рано в гости, осень к нам пришла». | 1 | Продолжение разговора об осенней природе. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло.
| --понимать значение и место музыкальной культуры малых народов Крайнего Севера в масштабе мировой музыкальной культуры; - определять характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло; - сравнивать, сопоставлять. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
7 | Музыкальное эхо. | 1 | Эхо – явление природы, имитация эхо в музыке. Разновидность динамики (громко - тихо) – в музыке.Средства музыкальной выразительности тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. Восприятие и слушание изменения динамических оттенков как способ выражения характера музыки.
| -выявлять характер музыки; - принимать организованное участие в общей игре; -распознавать динамику (громко - тихо); - сравнивать, сопоставлять; -следить за изменениями динамических оттенков. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
8 | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» | 1 | Обобщающий урок.
| -определять характер музыкального произведения, его динамику, темп; - петь по руке учителя; -контролировать дыхание на музыкальных фразах. | ||||||
9 | «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать»*. | 1 | Знакомство с музыкальным жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Характерные особенности и разновидности танца. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал.
| - определять жанр танец; - определять характер музыкальных произведений, сравнивать их; - называть характерные особенности и определять разновидности танцев вальс, полька; - наблюдать, сравнивать. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
10 | Ноги сами в пляс пустились. | 1 | Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно).
| - участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя; - определять разновидности танцев: хоровод, пляска; -определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
11 | Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных муз.инструментов. | 2 | Русские народные музыкальные инструменты – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов.
| -распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку; -определять на слух тембры музыкальных инструментов: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки; - сравнивать. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
12 | Марш деревянных солдатиков. | 1 | Знакомство с жанром марш. Характерные особенности марша. Марш и его разновидности.
| -различать различные виды марша; -передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении; - объединять по общему признаку. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
13 | «Детский альбом» П.И. Чайковского. | 1 | Знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского.Музыка для детей «Детский альбом». Компози́тор- составитель, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий музыку.
| -определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений: грустно, печально, горестно, радостно, восторженно. - определять и понимать смысл композитор; -рассуждать и наблюдать. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
14 | Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. | 2 20.12 | В. Одоевский «Городок в табакерке». Малые жанры фольклора – заклички, прибаутки.
| -высказываться о характере музыки; -устно описывать объект наблюдения; -различать малые жанры фольклора - заклички, прибаутки; - обосновывать суждение; -наблюдать за объектами окружающего мира. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
15 | «Новый год! Новый год! Закружился хоровод». | 1 27.12 | Праздник Новый год. Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси. Музыкальный инструмент - челеста.
Г. Вихарева «Дед Мороз».
| -исполнять песни с настроением; -высказываться о характере музыки; -узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; - решать творческие задачи. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
16 | Зимние игры. | 1 | Зимние игры, зимние забавы.
| -передавать характер музыки и передавать её настроении; -решать творческие задачи на уровне импровизаций; - обосновывать свои рассуждения. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
17 | Обобщающий урок . | 1 | Обобщающий урок.
| -отличать исполнение коренных народов Севера от современной аранжировки народных песен; - разыгрывать воображаемые ситуации. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
18 | «Водят ноты хоровод». | 1 | Элементы музыкальной грамоты: ноты, звукоряд.
| -запомнить и называть ноты; - петь по руке учителя; -иметь представление о понятиях: ноты, звукоряд; - разыгрывать воображаемые ситуации. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
19 | «Кто-кто в теремочке живёт?» | 1 7.02 | Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон.
В. Агафонникова «Теремок».
| -предлагать свой вариант исполнительской трактовки; -определять звучание музыкальных инструментов: погремушка,кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон; - сравнивать тембры главных героев сказки. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
20 | Весёлый праздник Масленица. | 1 14.02 | Народный праздник на Руси – Масленица. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.
| -определять характер музыки и передавать её настроение; -наблюдать за объектами окружающего мира; - сравнивать и высказывать свои рассуждения. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
21 | Где живут ноты? | 1 | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ).
| - работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи; -определять на нотном стане расположение нот; - сравнивать, сопоставлять. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
22 | Весенний вальс. | 1 | Образ матери – великая тема искусства. Пианино, рояль.
| -эмоционально откликаться на содержание произведения; - узнавать звучание музыкальных инструментов:пианино, рояль; - сравнивать, сопоставлять. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
23 | Природа просыпается. | 1 | Образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность картин.
| -выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи. -наблюдать за объектами окружающего мира. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
24 | В детском музыкальном театре. | 1 | Путешествие в мир музыкального театра. Правила поведения в театре.
| -сравнивать характер в музыкальных произведениях; -понимать значение определений: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр; - осознавать правила поведения в театре; - обосновывать суждение. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
25 | Мелодии и краски весны. | 1 | Мелодия,музыкальность. Светлые, радостные, грустные и печальные мелодии.
| - выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи; - понимать значение мелодии и музыкальность в музыке; -определять характер музыки:cветлые, радостные, грустные и печальные мелодии; - сравнивать, наблюдать, сопоставлять. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
26 | Мелодии дня*. | 1 | Мелодии дня в музыке, в живописи, в поэзии. Светло, ласково, радостно, звонко.Спокойно, тихо, таинственно, загадочно.
И. Бродский «Новолуние», И. Левитан «Сумерки. Луна». | -выявлять общее между поэзией, прослушанным музыкальным произведением и произведением живописи; -определять и различать характер музыки: Светло, ласково, радостно, звонко.Спокойно, тихо, таинственно, загадочно; | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
27 | Музыкальные инструменты. Тембры-краски. | 1 | Внешний вид инструментов, тембр , выразительные возможности.
| -определять инструменты по звучащему фрагменту; - называть и узнавать звучание музыкальных инструментов: арфа, скрипка, флейта, пианино; - понимать значение «тембр»; - сравнивать, наблюдать, сопоставлять. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
28 | Легко ли стать музыкальным исполнителем? | 1 | Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом»- сказка. Исполнитель кто это? Легко ли им стать?
| -стремиться к осмысленному общению с музыкой; -уметь разыгрывать песню по ролям; - разыгрывать воображаемые ситуации. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
29 | На концерте*. | 1 | Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте.
| -исполнять песню с настроением; -осмысленно владеть способами певческой деятельности; -осознавать важность правила поведение на концерте. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
30 | «Но на свете торжествует доброта» (музыка в мультфильмах) | 1 | Музыка в мультфильмах.
| -иметь представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в мультфильмах; -характеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведения, свои чувства, переживания и мысли; - рассуждать и выражать свои мысли. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
31 | «Давайте сочиним оперу». Обобщающий урок-концерт. | 1 | Обобщающий урок-концерт. Путешествие в музыкальную страну опера. Опера, хор, солист. Итоговый тест.
Чиполлино».
| - иметь первоначальные представления о понятиях опера, хор, солисты; музыкальный образ. -инсценировать фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
Всего: 33 ч
* - Национально-региональный компонент
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Объекты и средства материально-технического обеспечения включают:
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- стандарт основного общего образования по образовательной области;
- программа основного общего образования по музыке;
- рабочие программы по музыке;
- хрестоматии с нотным материалом;
- сборники песен и хоров;
- методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки);
- учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке;
- рабочие тетради;
- справочные пособия, энциклопедии;
Печатные пособия:
- схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры;
- портреты композиторов;
- портреты исполнителей;
- атласы музыкальных инструментов;
- альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы;
Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;
- видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;
- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
- видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов;
- видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;
- видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
- презентации;
Учебно-практическое оборудование:
- музыкальные инструменты: фортепиано, клавишный синтезатор;
- комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики);
- персональный компьютер, медиапроектор.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
Научатся:
-мотивационной основе учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности
- эмоционально-ценностному отношению к искусству;
-возможности реализовать свой творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-позитивно оценивать свои музыкально- творческие способности.
Получат возможность научиться:
-Понимать значение музыкального искусства в жизни человека;
- Освоить позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
-Эстетически переживать музыку, понимать роль музыки в собственной жизни
Метапредметные результаты:
Научатся
- строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме;
- проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыкального и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
-участвовать в музыкальной жизни класса (школы, города)
получат возможность научиться:
-высказывать собственные наблюдения о музыке;
-владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения;
-разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры);
-разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
-участвовать в коллективной творческой деятельности;
-демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-наблюдать интонационное многообразие музыкального мира, ориентироваться в различных видах музыки.
Предметные результаты
научатся:
- понимать триединство: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- воспринимать музыку изученных жанров (песня, танец, марш);
- узнавать музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян,балалайка, свирель, рожок, колокольчики, ложки, погремушка, кастаньеты, бубен,треугольник, металлофон, аккордеон);
- называть ноты, темпы (быстро – медленно), динамику (громко - тихо);
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении,
игре на детских музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест.
Получат возможность научиться:
- исполнять знакомые песни;
- участвовать в коллективном пении;
- музицировать на детских музыкальных инструментах;
- передавать музыкальные впечатления через музыкально-пластические движения, импровизацию, изобразительные средства.
9. Критерии оценки
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход, поэтому необходимоучитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Литература:
- Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе:Очерки. Кн. 1 / Сост. и науч. ред. Л. В. Горюнова. — М., 1991.
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещениии образовании / Ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой. — 2-е изд. — Л., 1973.
- Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
- Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. —М., 1990.
- Кабалевский Д. Б. Дело всей жизни. — М., 1995.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М.,1989.
- Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — 3-е изд., испр. — М., 1996.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.
- Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. — Минск, 2000.
- Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г. П. Сергеева. — М., 2000.
- Музыкальное образование в школе / Под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
- Оссенева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб.пособие. — М., 1999.
- Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. — М., 2000.
- Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. — М., 1998.
- Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
- Суслова Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников // Подуровский В. М., Суслова Н. В.
- Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для студентов высших учеб, заведений. — М., 2001.
- Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. Пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М., 1999.
- Хачатурян Д. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). — М., 1999.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ.ред. О. Г. Хинн. — М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
2015 год рабочая программа по музыке 1класс
Рабочая учебная программа по музыке для 1 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения...
Рабочая программа по музыке 1класс.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, с учет...
Рабочая программа по музыке. 1класс
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, на осн...
РАБОЧАЯ программа по музыке 1класс ПНШ
РАБОЧАЯ программа по музыке 1 класс Планируемые личностные результаты изучения учебной программы:· наличие нравственных и эстетических ...