Рабочая программа по "Музыке" 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс)
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка» для 1-4 классов авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего- 34 часа, в том числе 2 обобщающих урока. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_4_klass.docx | 72.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка» для 1-4 классов авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
-воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
-воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности
-развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
-накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего- 34 часа, в том числе 2 обобщающих урока. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах .
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села.
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо .
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Календарно-тематический план 4 класс
№ | Тема урока (тип урока) | Кол-во часов |
Элементы содержания | Планируемые результаты
| Образова-тельные ресурсы | Домашнее задание | Дата | |||||
Дата | факт | |||||||||||
Предметные УУД | Метапредмет-ные УУД | Личностные УУД | ||||||||||
РОССИЯ-РОДИНА МОЯ - 3 часа | ||||||||||||
1 | Мелодия (Вводный) | 1 | Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского -Концерт №3 для фор-но с оркестром С.В.Рахманинова, -« Ты, река ль моя, реченька», рус.нар.песня; -«Песня о России» В.Локтева; -«Школьный корабль» Г.Струве, К.Ибряева | Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. -внимательно слушать и запоминать названия и авторов произведений. | Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Проникаться эмоциональным содержанием музыки | Аудиокас-сеты для 4 класса
|
| ||||
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств выраженная в вокализе -«Вокализ» С.В.Рахманинова (сопрано); -«Школьный корабль» Г.Струве; -«Все начинается со школьного звонка» Я.Дубравина, В.Суслова | Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства.
| Уметь размышлять о музыке. | применять вокально-хоровые знания на практике Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность | Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта | |||||
3 | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности (Расширение и углубления знаний) | 1 | Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня. Какие жанры народных песен знают дети -«Колыбельная» обработка А.Лядова; -« У зори-то, у зореньки», рус.нар.песня; «Солдатушки, бравы ребятушки», рус. Нар. Песня; -«Милый мой хоровод», рус.нар.песня; -«А мы просо сеяли», рус.нар.песня | Знать жанры народных песен и их особенности | Уметь отвечать на проблемные вопросы; -размышлять о музыке | Применять вокально-хоровые знания на практике | Аудиокас-сеты для 4 класса | Нарисовать рисунок по теме | ||||
«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» - 3 часа | ||||||||||||
4 5 | « Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» (Расширение и углубления знаний) | 2 | Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя. -«Вставайте, люди русские!» (№4) -«Мертвое поле» (№6) из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева; -«Школьный корабль» Г.Струве; -«Родные места» Ю.Антонова, М. Пляцковского | Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано, народная и композиторская музыка, опера, кант. Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. | Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Уметь проводить Интонационно-образный анализ прослушанной музыки -определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях | Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Петь легко, свободно, уметь правильно дышать. | Аудиокас-сеты для 4 класса Изображе-ние горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном фольклоре Националь-но-патриоти-ческие идеи в песенно-музыкаль-ном творчестве | Выучить текст песни | ||||
6 | Святые земли Русской (Расширение и углубления знаний) | 1 | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина. -«Земля русская» , стихиры русским богатырям; -«Былина об Илье Муромце», былинный напев; -симфония №2 («Богатырская») А.Бородина; -«Родные места» Ю. Антонова, М.Пляцковского | Знать понятия: имена святых, их житие, подвиги русских святых, стихира, величание | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов | Аудиокас-сеты для 4 класса ИКТ- Репродукция картины В.Васнецо-ва «Богатыри» | |||||
ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» - 5часов | ||||||||||||
7 | « Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» (Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный) | 1 | Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке -«В деревне» М.П.Мусоргского -«Пастораль», «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метиель» Г.Свиридова; -«Осенняя песня» из форт. Цикла «Времена года» П.И.Чайковского; -«Родная песенка» Ю.Чичкова, К.Ибряев | Знать понятия: лад (мажор, минор). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. | Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. | Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легатто, нон легатто, правильно распределять дыхание по фразам. Распознавать их художественный смысл. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Аудиокас-сеты для 4 класса | Вспомнить стихотворения А.С.Пушкина | ||||
8 | « Что за прелесть эти сказки…» (Интегрированный) | 1 | Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина и опера Н.А.Римского-Корсакова. Музыкальная живопись -«Сказочка» из альбома «Детская музыка» С.Прокофьева; -«Три чуда», оркестровое вступление ко 2-картине 4 дейст. Из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова; -«Родная песенка» Ю.Чичкова, К.Ибряева | Знать понятия: регистр, опера, тембр. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Передавать настроение музыки и его изменение в пении. | ЦОР – «Сказка о царе Салтане» (355) Аудиокас-сеты для 4 класса | Вспомнить сказки А.С.Пушкина | ||||
9 | Музыка ярмарочных гуляний (Расширение и углубления знаний) | 1 | Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки -«Девицы, красавицы», -« Уж как по мосту, мосточку» из оперы «ЕвгенийОнегин» П.И.Чайковского -«Все сбывается на свете» Е.Крылатова | Знать понятия: жанры народной музыки | Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений | Уметь определять на слух основные жанры музыки; -проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | ЦОР (241) Аудиокас-сеты для 4 класса | Вспомнить русские народные песни, которые использовали композиторы | ||||
10 11 | Святогорский монастырь. «Приют сияньем муз одетый…» (Сообщение и усвоение новых знаний.) | 2 | Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусоргского « Борис Годунов» Музыка Тригорского ( Пушкинские горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М.И.Глинка | Знать понятие опера, романс, дуэт, ансамбль | Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений | Проводить интонационно-образный анализ музыки | Аудиокас-сеты для 4 класса | Придумать программу музыкаль-ного вечера | ||||
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!» -3 часа | ||||||||||||
12 | Композитор- имя ему народ (Расширение и углубления знаний) | 1 | Народная песня- летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле -«Реченька», белорусская народная песня, обработка А.Свешникова; -«Солнце, в дом войди», грузинская нар. Песня, обр.Д. Аракишвили; -«Вишня», японская нар. Песня -«Аисты», узбекская народная песня; -русские народные наигрыши | Знать понятия: народная музыка, музыка в народном стиле. Различать тембры народных музыкал. инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, осей проведения народных праздников. | Исследовать историю создания музы инструментов
| Осуществлять опыты импровизации на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического подпевания ритмического вождения. Рассуждать о значении музыки. | ЦОР (242) Аудиокас-сеты для 4 класса Музыкаль-ный фольклор и отражение в нем важнейших событий истории | Вспомнить знакомые русские народные песни | ||||
13 | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов (Расширение и углубления знаний) | 1 | Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра. -«Светит месяц», р.н.п.; -«Камаринская» из фор-го цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского; «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова; -«Все сбывается на свете» Е.Крылатова | Знать понятия: тембра народных инструментов, состав и ведущие инструменты оркестра | Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов -передавать настроение музыки и ее изменения в пении | Правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией | Аудиокас-сеты для 4 класса | Вспомнить норвеж-скую народную песню «Волшеб-ный смычок» | ||||
14 | О музыке и музыкантах (Расширение и углубления знаний) | 1 | Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах | Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах | Аудиокас-сеты для 4 класса | Повторить слова песни | ||||||
В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ – 4 часа | ||||||||||||
15 | Музыкальные инструменты (Расширение и углубления знаний) | 1 | Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр- ноктюрн. Музыкальная форма –вариация -«Ноктюрн» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина; -фрагмент Струнного квартета А.П.Бородина; -« Музыкант» Б.Окуджавы; -«Тонкая рябина», вариации на тему р.н.п. | Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации. Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные. | Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации,музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки(вокальная,инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. | Аудиокас-сеты для 4 класса | Вспомнить басню И.А.Крылова «Квартет» | ||||
16 | Старый замок. «Счастье в сирени живет…» (Расширение и углубление знаний) | 1 | Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы. -«Старинный замок» из М.П.Мусоргского -«Сирень» С.Рахманинова, Е.Бекетовой -«Снежная песенка» Д.Львова-Компанейца | Знать понятия: сюита, романс. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. | Узнавать по звучанию различные виды музыки(вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая)из произведений программы. Корректировать собственное исполнение Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Уметь на слух определять трехчастную музыкальную форму | Аудиокас-сеты для 4 класса | Сочинить рассказ к музыке | |||||
17 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Судьба и творчество Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки трехчастная -Полонез №3 Ф.Шопена; -Вальс №10 Ф Шопена; -«Желание» Ф.Шопена; -«Снежная песенка» Д.Львова-Компанейца | Знать многообразие танцевальных жанров. | ЦОР (444) Аудиокас-сеты для 4 класса | Выучить текст песни | ||||||
18 | «Патетическая соната» Л.Бетховена. годы странствий. «Царит гармония оркестра…» (Расширение и углубление знаний) | 1 | Жанры камерной музыки: соната, романс, баркорола, симфоническая увертюра -Соната №8 Л.Бетховена -«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю. Энтина; -« Мир похож на цветной луг» В.Шаинского, М.Пляцковского | Знать понятия: музыкальные жанры, соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра, оркестр, дирижер | ЦОР (341) Аудиокас-сеты для 4 класса | Вспомнить знакомые произведе-ния Л.Бетхове-на | ||||||
ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ – 1 час | ||||||||||||
19 | Зимнее утро. Зимний вечер (Сообщение и усвоение новых знаний интегрированный) | 1 | Образ зимнего утра , зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность в музыке. -«Зимнее утро» из «Детский альбом» П.И.Чайковского; -«Зимняя дорога» В.Шебалина, А.С.Пушкина; -«Сквозь волнистые туманы» р.н.п; -«У камелька» из «Времена года» П.И.Чайковского; -«Зимний вечер» М.Яковлева, А.С.Пушкина | Знать понятия: выразительность и изобразительность в музыке, лад. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений | Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. | Уметь проводить интонационно-образный , сравнительный анализ музыки | Аудиокас-сеты для 4 класса | Нарисовать рисунок по теме урока | ||||
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 6 часов | ||||||||||||
20 | Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин» ( 2-3 действ) (Изучение нового материала) | 1 | Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны: польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим!» смена темы семейного счастья, темы разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина. -«Полонез» -«Мазурка» -«Краковяк» -«Вальс» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки | Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке; содержание оперы. Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. | Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Аудиокас-сеты для 4 класса | Нарисовать рисунок по теме | ||||
21 | Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин» ( 4 действ)( Изучение нового материала) | 1 | Сцена в лесу. Изменение в образе поляков. Кульминация. Ария Сусанина -сцена «Иван Сусанин с поляками в лесу» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки | Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров | Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание | Аудиокас-сеты для 4 класса | Повторить слова песни | |||||
22 | «Исходила младешенька…» (Расширение и углубления знаний) | 1 | Характеристика главной героини оперы М.П.Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ -песня Марфы « Исходила младешенька…» вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского -«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю. Энтина | Аудиокас-сеты для 4 класса | Выучить текст песни | |||||||
23 | Русский Восток. Восточные мотивы (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Поэтизация Востока русскими композиторами. Нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна -«Пляска персидок» из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского -«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки; -«Колыбельная Гаянэ», «Танец саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатуряна; -«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю.Энтина | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.
. | Уметь определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ -размышлять о музыке | Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты | ЦОР (536) Аудиокас-сеты для 4 класса | Нарисовать рисунок по теме | ||||
24 | Балет И.Стравинского «Петрушка» (Расширение и углубления знаний) | 1 | Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры. -«Ярмарка» из балета «Петрушка И.Ф.Стравинского-«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю.Энтина | Знать процесс выполнения художественного замысла в музыке. Значение народного праздника Масленица. | Уметь определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ -размышлять о музыке | Уметь определять оркестровые тембры | ЦОР (532) Аудиокас-сеты для 4 класса | Вспомнить масленич-ные песни и забавы | ||||
25 | Театр музыкальной комедии (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития -«Вальс» из оперетты «Летучая мышь» И.Штрауса; -«Я танцевать могу» сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу; -«С чего начинается Родина?» В.Баснера, М.Матусовского | Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности и историю развития | Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов -определять на слух основные жанры музыки | ЦОР (168) Аудиокас-сеты для 4 класса | Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт | |||||
«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» - 2 часа | ||||||||||||
26 | Исповедь души (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма. Трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине -Прелюдия С.В.Рахманинова -Прелюдии№7,20 -этюд №12 Ф.Шопена; -«С чего начинается Родина?» В.Баснера, М.Матусовского | Знать понятия: этюд, прелюдия Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Общаться и взаимодействовать в процессе, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. | Уметь проводить интонационно-образный анализ Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. | Аудиокас-сеты для 4 класса | Выучить текст песни | ||||
27 | Мастерство исполнителя (Расширение и углубления знаний) | 1 | Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи. -Соната №8 Л.Бетховена; -«Шутка» И.С.Баха; -«Утро» Э. Грига; -«Сказка по лесу идет» С.Никитина, Ю. Мориц | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация. | Уметь «сочинять» - импровизировать мелодию, начинающуюся с 4 звуков с передачей разного настроения | Аудиокас-сеты для 4 класса | Назвать известных исполните-лей классиче-ской музыки | |||||
«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» - 3 часа | ||||||||||||
28 | «Праздников праздник, торжество из торжеств» (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Светлый праздник- Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни. | Знать понятия: тропарь, волочебники. | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Аудиокас-сеты для 4 класса Пасха- светлое Христово Воскресенье- великий праздник. | Повторить слова песни | ||||
29 | Светлый праздник (Расширение и углубления знаний) | 1 | Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С.В.Рахманинова « Светлый праздник» | Знать понятия: сюита, трезвон | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Аудиокас-сеты для 4 класса | Повторить слова песни | |||||
30 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | «Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник - день славянской письменности -«Величание Кириллу и Мефодию», обиходный распев; -«Гимн Кириллу и Мефодию» П.Пипкова, О.Михайловски | Знать «житие» и дела святых Кирилла и Мефодия; понятия: гимн, величание | Аудиокас-сеты для 4 класса | Придумать ритмиче-ский рисунок | ||||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» -1 час | ||||||||||||
31 | Праздники русского народа: Троицин день (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Народные праздники: троицин день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А.Рублева -троицкие народные песни: «Ты, березка», «Посею я лен», «как у бабушки козел»; -«Во поле березка стояла»р.н.п.; -симфония №4 (финал) П.И.Чайковского; -«Музыкант» Б.Окуджавы | Знать содержание и значение народного праздника Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, осей проведения народных праздников. | Исследовать историю создания музыкальных инструментов. | Уметь сочинять мелодию на заданный текст -определять на слух основные жанры музыки | Аудиокас-сеты для 4 класса Взаимопереплетение в жизни людей христианских и народ-ных празд-ников | Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонь-ка кудрявая» | ||||
«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» - 3 часа | ||||||||||||
32 | Музыкальные инструменты (Расширение и углубления знаний) | 1 | Музыкальный инструмент- гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара- универсальный инструмент. Авторская песня | Знать историю инструмента- гитара, понятия: обработка, импровизация, переложение музыки; авторская песня. | Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров | Уметь на слух различать тембры гитары | ИКТ- Музыкаль-ные инструменты Аудиокас-сеты для 4 класса | Повторить слова песни | ||||
33 | Музыкальный сказочник (Расширение и углубления знаний) | 1 | Н.А.Римский-Корсаков- величайший музыкант сказочник. Сюита «Шехерезада» . музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись | Знать художественное единство в музыке и в живописи | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Аудиокас-сеты для 4 класса | Вспомнить симфоническую сказку «Петя и волк» С.С.Прокофьева | |||||
34 | Рассвет на Москве -реке (Повторение и обобщение знаний) | 1 | Симфоническая картина М.П.Мусоргского « Рассвет на Москве –реке». Образ Родины -«Рассвет на Москве- | Знать понятия: изобразительность в музыке. | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | ИКТ- М.П. Мусоргский Аудиокас-сеты для 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...