Технологическая карта урока музыки по теме: Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши
план-конспект урока по музыке (2 класс)
УМК: «Школа России»
Класс: 2
Тема урока: «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»
Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_instrumenty.plyasovye_naigryshi.docx | 28.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предмет: Музыка
УМК: «Школа России»
Класс: 2
Тема урока: «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»
Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.
Образовательные задачи:
- Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
- Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;
- Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.
Развивающие задачи:
- Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов, русские народные песни разных жанров; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
- Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
- Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
Воспитательные задачи:
- Воспитание уважительного отношения к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
- Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
- Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные результаты:
- Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
- Овладеть навыками смыслового прочтения текстов, в том числе художественных;
- Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
- Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки;
- Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
- Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
- Уметь проявлять способность к саморегуляции.
Предметные результаты:
- Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов; формы построения русских народных песен и наигрышей (вариационные, куплетные);
- Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.
Материально-техническая база: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты.
Используемые технологии: технология детского музицирования, технология развития процессов восприятия музыки, технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент Фронтальная работа | Настраивает ребят на учебную работу. Задает эмоциональный тон урока. Актуализирует проявление у обучающихся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Музыкальное приветствие - Здравствуйте, ребята! - Прозвенел звонок - звенит колокольчиком. | Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Включаются в музыкальное приветствие учителя, организованно входят в класс под музыку. Исполняют музыкальный канон. - Здравствуйте. -Начинается урок! - хлопают в ладоши. | Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности; Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу |
Актуализация знаний Фронтальная работа | Актуализирует субъектный опыт обучающихся. Предлагает исполнить «Песню о России». Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока. - О чем поется в этой песне? - С каким чувством мы исполняем эту песню? - Что значит петь выразительно? Предлагает выбрать подходящие слова, записанные на доске (плавно, быстро, протяжно, распевно, игриво, подвижно, грустно, отрывисто, нежно, тревожно, задушевно). Обобщает высказывания детей. Петь - плавно, мелодию вести к опорным звукам, в припеве тянуть длинные нотки, правильно брать дыхание между фразами | Включаются в беседу. - О нашей Родине. - С чувством любви к нашей Родине Выбирают подходящие слова | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора |
Определение темы урока. Постановка проблемы. | На столе у учителя представлены инструменты: баян, балалайка, шумовые инструменты. На доске вывешены иллюстрации народных инструментов. - Как вы думаете, как связана исполненная нами в начале урока песня и эти инструменты? -Назовите эти инструменты. -Как вы думаете, как будет называться новая тема урока? Тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, разыгрыванию и разучиванию русских народных песен. | - Мы пели о России, а здесь инструменты нашей Родины. Учащиеся перечисляют названия инструментов Делают предположения о предстоящей теме урока. - Русские народные инструменты. | Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки. |
Открытие новых знаний. Слушание (восприятие) музыкальных произведений и художественно-педагогический анализ Фронтальная работа | Организует смысловое прочтение стихотворения Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка» и его художественный анализ. Организует анализ иллюстраций учебника Подводит детей к выводу о роли народной музыки в жизни человека. Предлагает послушать музыкальный фрагмент и определить звучащие музыкальные инструменты Звучит плясовая русская народная песня «Светит месяц». -Композиторская эта музыка или народная? -В каком характере звучит музыка? -Какие инструменты вы услышали? -Какие народные инструменты вы еще знаете? Рассказывает о русских народных инструментах -На развороте учебника стр.54-55 вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их? - Как вы думаете, один или несколько раз звучала мелодия в русской народной песне «Светит месяц»? Одинаково она звучит или изменяется? | Читают стихотворение Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» Участвуют в беседе с учителем. Отвечают на вопросы с опорой на текст стихотворения. Анализируют иллюстрации учебника. -Народная. -В радостном, веселом. Определяют на слух русские народные инструменты. Гармонь, свирель, рожок, ложки. Бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли. Знакомятся с составом оркестра русских народных инструментов. -Мелодия повторяется, но каждый раз звучит по-новому. | Познавательные: овладение навыками смыслового прочтения текстов. Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования. Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности. Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии музыки различных жанров. Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки. |
Вариационное развитие. Решение проблемы. Практическое задание. Ритмическое музицирование. Разучивание и разыгрывание песни. | -Вы правильно заметили, что мелодия повторяется несколько раз, но всякий раз изменяется, звучит по-разному в инструментах, в подголосках, такое построение называется вариационным. Предлагает игру на русских народных инструментах (ложки). Организует процесс разучивания ритмического аккомпанемента песни. Показывает приемы игры на ложках. Звучит запись русской народной песни «Калинка» -Как вы думаете, это композиторская или народная песня? -Какому народу принадлежит эта песня? -В этой музыке, помимо жанра песни, есть еще и другой жанр. Какой? -Песня «Калинка» состоит из куплетов и припева. Чем отличается характер куплет и припева? - Как меняется темп? - Как вы думаете, почему? Предлагает разыграть эту красивую русскую песню. Какие движения должны выполнять девочки, а какие мальчики? | Принимают учебную задачу в разучивании песни. Включаются в творческую деятельность. Исполняют р.н.п. Анализируют свое исполнение. Включаются в беседу -Народная. -Русскому. -Жанр танец, а точнее пляска. -Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер. -Темп в припеве изменяется от медленного до быстрого. -Чтобы показать русскую удаль, задор. Учащиеся размышляют над движениями, придумывают и обсуждают движения в этой песне - пляске. Принимают учебную задачу в разыгрывании песни. Включаются в творческую деятельность. Предлагают движения для запева и припева Исполняют р.н.п. | Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования. Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров. контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной); проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями). Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки. |
Закрепление новых знаний | Предлагает разгадать кроссворд (раздаточный материал). Организует совместную проверку кроссворда. | Заполняют кроссворд. Проверяют и оценивают результаты своей деятельности. | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу |
Рефлексия | Включает обучающихся в систему вопросов: - С чем мы сегодня познакомились? - Что нового узнали? - Что сегодня на уроке было для вас важным? - Какие чувства вы испытали на занятии? Организует самооценку. | Предполагаемые ответы обучающихся: - познакомились с русскими народными инструментами; - определяли на слух звучание народных инструментов; - играли на народных инструментах; - испытали чувство радости, что смогли исполнять музыкальные произведения; сами творили, создавали музыку. | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу. Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции. |
Контроль и оценка | Выражает свое отношение к работе обучающихся на уроке и оценивает их деятельность. | Осмысленно воспринимают оценивание | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу. |
Организационное окончание урока | В качестве домашнего задания найти изображения русских народных инструментов и наклеить их на один лист. Или нарисовать их. Завершает урок. Благодарит за сотрудничество. Организует выход обучающихся под музыку, которую они выбрали сами (из музыкального материала урока). | Благодарят за урок. Выходят под музыку из класса. | Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки 2 класс «Русские народные инструменты»
Cформировать у учащихся осознанное представление о русских народных инструментов; вызвать интерес общения с музыкой, исполняемой на русских народны...
«Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню».
laquo;Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню»....
«Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню».
laquo;Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню»....
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»
ПредметЛитературное чтениеКласс1Тип урокаУрок открытия новых знанийТехнология построения урокаТехнология развития критического мышленияТемаРусские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Ри...
Методическая разработка урока музыки по теме: «Русские народные инструменты», 2 класс (по программе Е. Д. Критской).
Урок нацелен на ознакомление учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской. Урок способствует формированию умения самостоятельно получать информацию, воспитывае...
Технологическая карта урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».
Технологическая карта урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты»....
Проект по музыке на тему "Русские народные инструменты"
Проект предназначен для 5 класса...