Программа внеурочной деятельности "Детский хор "Капельки"
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Цибульская Елена Владимировна

Хоровое исполнительство – добрая русская традиция коллективного музицирования. Оно способно воззвать к жизни неуловимые эмоции человека, тончайшие переливы настроении, душевные порывы, эмоциональную напряженность.

Хор в системе общего образования занимает одно из центральных мест в факультативных занятиях «Творческой мастерской». Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность.

Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность.

В общеобразовательной  школе, хоровой класс создает предпосылки для успешного воспитания слаженного детского коллектива.

Данная образовательная программа рассчитана на обучение детей с 7 летнего возраста до 11 лет Согласно учебному плану на занятие хорового пения отводится:

 - младший хор – 2 час в неделю;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_hor_kapelki.doc86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №25» город Смоленск

 Программа

   внеурочной деятельности «Детский хор «Капельки»

для обучающихся 1-4 классов

на 2018-2022 гг. учебный год

Возраст детей, на которых рассчитана программа 7-11 лет

Срок реализации программы: 4 года

Составитель:

учитель музыки Цибульская Е.В.

                                                              2018 г.

ВВЕДЕНИЕ

Программа внеурочной деятельности «Детский хор «Капельки» для младших школьников общеобразовательной школы составлена на основе методик вокального воспитания детей В. Попова, В. Соколова, Г. Струве, Б. Рачиной, О. Апраксиной. Типовой программы для общеобразовательных  школ.    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровое исполнительство – добрая русская традиция коллективного музицирования. Оно способно воззвать к жизни неуловимые эмоции человека, тончайшие переливы настроении, душевные порывы, эмоциональную напряженность.

Хор в системе общего образования занимает одно из центральных мест в факультативных занятиях «Творческой мастерской». Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность.

Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность.

В общеобразовательной  школе, хоровой класс создает предпосылки для успешного воспитания слаженного детского коллектива.

Данная образовательная программа рассчитана на обучение детей с 7 летнего возраста до 11 лет Согласно учебному плану на занятие хорового пения отводится:

 - младший хор – 2 час в неделю;

 

Общее количество часов в год составляет: младший хор – 68 часов

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Младший хор

2 час;

2 раз

68 ч

Контроль может осуществляться в следующих формах: участие в отчетных концертах, конкурсах и фестивалях на школьном, городском и международном уровне.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Воспитание человека и формирование личности средствами музыкального образования; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры человека.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • Воспитание интереса и любви к хоровому искусству, художественного вкуса, формирование потребности в коллективном музицировании;
  • Развитие и обогащение музыкальных знаний, формирование умений и навыков по основам вокального искусства.
  • Развитие активного, осознанного восприятия учащихся лучших образцов мировой музыкальной культуры и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений.

Приобретение опыта музицирования и хорового исполнительства. 

Личностные и метапредметные результаты.

Деятельность образовательного учреждения во внеурочной деятельности должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

Личностные результаты:

-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов.

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка.

-уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей.

-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

-формирование этических чувст доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей.

Метапредметные результаты освоения программы:

регулятивные УУД:

планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели ;

выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;

создавать исполнительский план хорового произведения;

коммуникативные УУД:

участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.) – участие в концертных выступлениях различного уровня

уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

работать над унисоном в хоре и хоровой партии;

осознавать свою роль в многоголосном пении;

работа над произведениями с сопровождением разного уровня сложности и самостоятельности (дублирующим голос и не дублирующим голос);

применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.

познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства (нотная грамота, теория музыки, музыкальная литература) для разучивания и исполнения хоровых произведений различной степени сложности;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

расширять музыкальный кругозор.

Предметные результаты:

Знать:

Элементарные способы воплощения художественно-образного содержания хоровых произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

нотную грамоту;

правильную певческую установку;

особенности музыкального языка хорового искусства.

Уметь:

применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

исполнять хоровые произведения с аккомпанементом и без сопровождения;

правильно пользоваться вокальным дыханием;

исполнять хоровые произведения различной сложности (в соответствии с возрастом и техническими возможностями) в рамках учебного материала;

анализировать хоровые произведения различных жанров, эпох и культур.

Практический выход реализации программы: развитие мотивации личности учащихся к познанию и творчеству, приобщение учащихся к духовным общечеловеческим ценностям, участие детей в концертах и конкурсах. Как итог практической хоровой деятельности на выходе учащиеся представляют проект в виде концерта.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

.

Основной формой работы школьного хора являются групповые занятия. В них, как правило, поют все дети независимо от качества голоса. С одной стороны, небольшое количество детей в группах дает возможность максимального использования принципа индивидуального подхода к ученику, но с другой – нарушает главную идею хорового искусства – идею коллективного творчества.

В общеобразовательной школе создаются два хора – младший и старший, что обусловлено физиологическими особенностями развития школьников.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ

МЛАДШЕГО ХОРА

  • Перед началом пения приучать детей принимать правильную певческую установку;
  • Освоение навыка одновременного начала пения (вдох – начало фонации);
  • Освоение дыхательных навыков, опираясь на выразительное исполнение фразы;
  • Освоение навыка кантиленного пения;
  • Уметь исполнять музыкальную фразу, одновременно начинать и заканчивать её;
  • Вырабатывать у детей сознательное и критическое отношение к своему пению;
  • Свободно и легко исполнять вокальные упражнения на основе народных попевок и песенок;
  • Свободно владеть артикуляционным аппаратом, непринужденно выговаривая несложные пословицы, скороговорки;
  • Знать необходимые штрихи: легато, стакатто, уметь исполнять. Освоить приемы звуковедения (цепное дыхание);
  • Умение слышать несколько мелодических линий, тембров в музыке;
  • Слышать количество звуков (в созвучии, аккорде);
  • Слышать консонанс и диссонанс;
  • Исполнять ритмическое двухголосие;
  • Слышать нижний звук из двух звучащих;
  • Исполнять каноном;
  • Уметь вслушиваться в соседний голос;
  • Выразительно исполнять одноголосное произведение.

В младшем хоре за год должно быть пройдено 4-6 произведений, как одноголосых, так и двухголосных с сопровождением различных по содержанию и характеру. Песни должны быть в умеренно быстрых и умеренно медленных темпах, с динамикой от пиано до меццо – форте, с диапазоном от «до» первой октавы до «ре», «ми» второй октавы. Петь легким, светлым, мягким звуком. Развивать свободу артикуляционного аппарата, активизируя работу губ, языка. Особое внимание уделять упражнениям на многоголосие, используя различные виды: подголосное, каноническое, гармоническое.

Добиваться унисона, соблюдения динамической ровности и одинакового произношения текста. Дети должны понимать дирижерский жест.

 

КАЧЕСТВА ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ

К элементам хоровой звучности следует отнести: ансамбль, строй, тембр, громкость. Успех музыкально-исполнительской деятельности хорового   коллектива   определяют   выше   перечисленные    параметры

звучания.

В работе  с  хоровым   коллективом   хормейстеру   следует   особо

обратить внимание на вокально-хоровую дикцию.

Специфика вокально-хоровой дикции - в продолжительном выдерживании звука на гласных, в нейтрализации гласных, произнесении их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования.

Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование всеми певцами хора единых правил и приемов артикуляции:

1. Гласные в музыке являются ритмическими гранями, хормейстеру добиваться идеальной согласованности их произнесения.

2. Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот.

3.Если в слове две гласные стоят рядом, то в пении  их нельзя «сливать» - вторую гласную нужно спеть на новой атаке.

4. Согласные произносятся в самый последний момент.  Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу.

5. Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к  которым они  примыкают  (невыполнение  этого   правила ведёт к хоровой практике,   к      так       называемым       «подъездам»,       нечистому интонированию).

6. Нечеткое,невнятное     произношение     заканчивающих     слово согласных затрудняет понимание текста.

7. В быстром темпе следует произносить слова легко, «близко» и очень активно, с минимальными    движениями артикуляционного аппарата.

8. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится     мягко; в драматических - энергично, жестко, экспрессивно; в маршевых - твердо, скандировано.

Наилучшие условия для создания дикционного ансамбля – умеренная сила звучания в средней части диапазона хоровых партий.

Строй - в основе стройного пения хоровой партитуры лежит верное исполнение интервалов. Важным условием становления хорошего строя является воспитание у певцов ощущения интонационной памяти. Если певцы ясно представляют интонационные связи не только между соседними, но и более дальними звуками, расположенными на расстоянии   и стабильным.

Стабильности строя помогает также чувство лада и ощущение его опорных звуков. Особо важно отметить, что работа в хоре должна проходить только по партитурам.

Современная хоровая музыка, для которой характерно появление новых ладовых систем, использование политональности, ставит перед исполнителем сложные задачи. Если певцы не ориентируются в системе незнакомых ладов, то они не смогут осознано исполнить данное произведение. Практика показывает, что хоровой строй чаще склонен к понижению,   чем   к   повышению   (так   как   при   любом   движении, возникает дополнительное напряжение, требующих определенных усилий для удержания позиций).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Большое значение для поддержания строя имеет правильный выбор тональности. Целесообразно репетировать произведение в тональности на  полутон выше той, в которой оно написано. На концерте же исполнять в оригинальной тональности, которая благодаря новизне для уха певцов будет восприниматься свежо, что непременно улучшит качество строя.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В основе    формирования    возрастных    групп - физиологический принцип, который продиктован особенностями развития детского голoca.

В 7-10 лет начинает формироваться голосовая мышца, в связи с чем несколько увеличивается диапазон голоса до октавы - ноны (до 1 до 2 – ре 2). В этот период, хотя и незначительно, проявляются различия в голосах мальчиков и девочек. Так, некоторые мальчики могут петь, используя грудное звучание, си - си бемоль и ля малой октавы, а девочки – ми-2 – фа-2 октавы. Но таких детей бывает не так много, для большинства характерен небольшой диапазон вследствие еще коротких и тонких голосовых связок. При пении у детей, колеблются только края связок, что и определяет фальцетное пение.

Деление голосов на первые и вторые в этот период весьма условное; и после того, как дети получат прочные вокальные навыки, вторые голоса могут перейти впервые и наоборот.

Условия реализации программы

В детском хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопонимания, ответственности каждого за результат общего дела. Хор должен стать коллективом единомышленников. Исходя и этого, не следует жалеть, время на организацию жизни хорового коллектива: самоуправления, праздников, па поддержание и развитие традиций.

На   занятиях   хорового   класса   должны   активно   использоваться знания нотной грамоты пение по нотам это помогает учащимся в сознательном усвоении музыкального материала, ускоряет процесс разучивания, способствует осознанному, художественно выразительному исполнению хоровых произведений.

На конкретное занятие должна быть продумана программа:

1. Распевание и упражнение - в связи с вокальными задачами на данном этапе становления хора.

2. Порядок работы над произведениями.

3. Разбор    нового, работа    над    технической     стороной    ранее разученного,    пропевания    выученного,    репетиция    конкретных моментов.

Необходимо предусмотреть многие факторы:

1. Степень   утомляемости   в   конкретный   момент  занятий   (утро – вечер).

2. Время использования грамзаписей, беседы, разговоры, объявления.

Главным условием успешной работы детского хора является: развитие у детей устойчивого интереса и потребности к совместному пению, тогда этот вид творческой деятельности окажет благотворное влияние на музыкально-эстетическое воспитание каждого ребенка и творческое развитие всего коллектива.

Руководитель хора должен продумывать целесообразность каждого урока, добиваясь определённых результатов по тематике и художественным задачам: весь ход занятий, методика и структура урока должны соответствовать учебной программе.

Принципы построения хорового занятия:

  • Разнообразие задач   и   способов   достижения   результатов   (частая смена заданий и видов деятельности).
  • Повторение и закрепление навыков предыдущих занятий.
  • Наиболее трудный материал в начале урока.
  • Периодическая смена структуры урока (вместо распевания - беседа о композиторе, или прослушивание нового).

Хоровой репертуар

Младший хор

1. Бах И. «За рекою старый дом» (13)

2. Гайдн Й. «Мы дружим с музыкой» (13)

3. Гречанинов «Со вьюном я хожу» (10)

4. Григ Э. «Детская песенка» (13)

5. Дубравин Я. «Грустный бегемот» (3)

6. Дубравин Я. «Джаз», 1988. (3)

7. Дубравин Я. «Гаммы», 1988. (3)

8. Кожухина В. «Шалуны» (6)

9. Луканина В. «Как пошли наши подружки» (10)

10. Мусоргский М. «Песня про комара» из оперы «Борис Годунов» 1989. (11)

11. Мышкина С. «Косари» (9)

12. Мышкина С. «Загадка» (9)

13. РНП «В сыром бору тропина» (13)

14. РНП «Как у бабушки козел» (6)

15. РНП «Пошла млада за водой» (6)

16. Тульчинская «Покупал баран баранки» (7)

17. Шуберт Ф. «Куда?» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (13)

Список используемых репертуарных сборников

1. Аренский А. Детские песни. М., 1996

2. Арутюнов А. Синяя птица. М., 1988

3. Дубравин Я. Ты откуда музыка. М., 1988

4. Дубравин Я. Родная земля. М., 1980

5. Ефимов В. Весёлая радуга. М., 1989

6. Конотон А. Песни для октябрят. М., 1988

7. Куприянова Л. Родные просторы. М., 1979

8. Левянт М. песни. Альбом 1. М.,2001

9. Меканина Л. Хрестоматия русской народной песни. М., 1991

10. Мусоргский М. Песни и хоры для детей. М., 1989

11. Мышкииа С. Песни для детей. Самара, 2001

12. Назарова М. Сборник хороших произведений. Л., 1998

13. Попов В. Хоровой класс. М., 1998

14.Селиванов Б. Репертуар хорового класса. М., 2001

15.Ходош Э. Поёт детский хор. Ростов-Дон, 1998

16.Чичков Ю. Нам мир завещано беречь. М., 1985

17.Чичков Ю. Песни для детей. М..1989

18.Чичков Ю.Чьи песни ты поешьМ.1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...