Рабочая программа "Музыка" 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс)

Еремеев Владимир Сергеевич

Данная рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования РФ для 1-4 классов под редакцией В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента ФГОС общего образования, авторского тематического планирования учебного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_4_klass.doc270 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
Статус документа

 Рабочая программа по музыке для   4-го класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  • Сборник нормативных документов. Искусство. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. - Москва. Дрофа. 2004.
  • Примерная программа по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90,  [6] с.), рабочая программа  для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 1-4 классы» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (М.: Дрофа, 2010).

Настоящая программа по музыке для   4-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Сведения о программе

Данная рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования РФ для 1-4 классов под редакцией В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента ФГОС общего образования, авторского тематического планирования учебного материала.

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. 

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать в позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 Цель:

Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- сформировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

 Информация о внесенных изменениях

Программа содержит традиционные разделы и понятия.

Место учебного предмета «Музыка» в базисном плане

Настоящий курс «Музыка. 1—4 классы» полностью соотносится с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений  Российской  Федерации,  реализующих  основную образовательную  программу  начального  общего  образования.  «Содержание  образования,  определенное  инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным ценностям, формирует систему   предметных   навыков   и   личностных   качеств, соответствующих требованиям стандарта».

В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Музыка» в начальной школе изучается в течение четырех лет — с 1 по 4 класс. Количество часов в  неделю —  1. В  первом  классе  курс  рассчитан  на 33 учебные недели; во 2—4 классах — на 34 учебные недели.

Информация о количестве учебных часов

Данная программа рассчитана на 34 часа при 1 часе в неделю в 4 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

Формы организации образовательного процесса:

Коллективные, групповые, индивидуальные, внеклассные

Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как:

- личностно ориентированного обучения,

- уровневой дифференциации и индивидуализации;

- информационно-коммуникативной (компьютерной);

- проектной деятельности;

- игровой;

-здоровьесберегающей.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Содержание обучения музыке на базовом уровне в 4 классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции.

Ценностно-смысловая компетенция – видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетенция – знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция – овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывать знания непосредственно из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, уметь отличать факты от домыслов.

Информационная компетенция – при  помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная компетенция –  овладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, в коллективе. Уметь задавать вопросы, вести дискуссию и др.

Социально-трудовая компетенция – овладение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Владеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Виды и формы контроля

Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду - в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. 
В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений.
В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.


Теоретический раздел программы включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель .Необходимые теоретические понятия введены в образные названия содержательных тем ( « Тембры- краски», « Знаки препинания в музыке» ), другие представлены в рисунках и фотографиях, третьи даны в форме текстов на страницах учебника. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

— в  воспитании  нравственного,  ответственного, инициативного и компетентного человека;

— в формировании и воспитании у обучающихся веры  в  Россию,  чувства  личной  ответственности  за Отечество;

— в  формировании  и  воспитании  чувства  патриотизма и гражданской солидарности;

— в  формировании  и  воспитании  эстетического вкуса;

— в формировании основ музыкальной культуры;

— в воспитании эмоциональноценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.

4 класс

В области личностных результатов:

— наличие широкой мотивационной основы учебной  деятельности,  включающей  социальные,  учебно-познавательные и внешние мотивы;

— ориентация    на    понимание    причин    успеха в учебной деятельности;

— наличие  учебно-познавательного  интереса  к  новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

— наличие  способности  к  самооценке  на  основе критерия успешности учебной деятельности;

— наличие   основы   гражданской   идентичности личности  в  форме  осознания  «я»  как  гражданина России,  чувства  сопричастности  и  гордости  за  свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

— наличие  основы  ориентации  в  нравственном содержании  и  смысле  поступков  как  собственных, так и окружающих людей;

— наличие  эмпатии  как  понимания  чувств  других людей и сопереживания им;

— выражение   чувства   прекрасного   и   эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

— развитие этических чувств;

— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

— позитивная  самооценка  своих  музыкально-творческих способностей.

В области метапредметных результатов:

— осуществление  поиска  необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса;

— умение строить речевые высказывания о музыке  (музыкальных  произведениях)  в  устной  и  письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);

— умение  ориентироваться  на  разнообразие  способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

— умение   формулировать   собственное   мнение и позицию;

— умение   использовать   знаково-символические средства,  представленные  в  нотных  примерах  учебника, для решения задач;

— понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

— умение  проводить  простые  аналогии  и  сравнения,  устанавливать  простые  классификации  между музыкальными  произведениями,  а  также  произведениями  музыки,  литературы  и  изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

— установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

— осуществление  элементов  синтеза  как  составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

— осуществление  простых  обобщений  между  отдельными  произведениями  искусства  на  основе  выявления  сущностной  связи  (на  примере  материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

— подведение  под  понятие  на  основе  существенных признаков музыкального произведения и их синтеза  (в  соответствии  с  требованиями  учебника  для 4 класса);

— наличие   стремления   находить   продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

— участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

В области предметных результатов:

— наличие  интереса  к  предмету  «Музыка».  Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении  (пение,  игра  на  детских  музыкальных инструментах,  участие  в  импровизации,  музыкально-пластическое  движение,  участие  в  музыкально-

драматических спектаклях);

— знание имен выдающихся отечественных и зарубежных  композиторов:  венских  классиков,  композиторов   —   представителей   «Могучей   кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди;

— умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов;

— умение воспринимать музыку различных жанров,   размышлять   о   музыкальных   произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

— умение  соотносить  простые  образцы  народной и профессиональной музыки;

— умение  распознавать  художественный  смысл различных   форм   строения   музыки   (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации);

— знание названий различных видов оркестров;

— знание  названий  групп  симфонического  оркестра;

— умение  соотносить  выразительные  и  изобразительные музыкальные интонации;

— проявление навыков вокальнохоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия — фрагментарное  пение  в  терцию,  фрагментарное  отдаление и сближение голосов — принцип «веера»).

 Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Выпускник научится:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; 
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); 
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
  • соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
  • распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации). 

 

Формы реализации программы: фронтальная; парная; групповая; индивидуальная.


Методы реализации программы:


- наблюдение;

- практический;

- объяснительно-иллюстративный;

- информативный;

-частично-поисковый.


Способы и средства:


- технические средства;

- дидактические материалы;

- портреты и таблицы.

УМК

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического  комплекса:

- Музыка. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – М.: Дрофа, 2010.

- Искусство. Музыка. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. 4 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко,  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.

Форма обучения : очная, дистанционно.

Содержание программы

4 класс

Тема года: «Музыкальное путешествие» (34ч)

Урок 1. «Россия – любимая наша страна…» (1ч)

Образы России в творчестве русского композитора С. Рахманинова. Отражение темы  родины в его произведениях.

Музыкальный материал:

А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный Гимн Российской Федерации (слушание).

С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент (слушание).

Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание).

В. Шаинский, стихи В. Шевелёвой. Уголок России (слушание).

Ю. Визбор. Россия (слушание).

Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение).

Знать:

-Биографические данные композитора С.Рахманинова;

Уметь:

-Определять музыкальные приемы, которые использует композитор в музыке для передачи  плавного, мелодичного звучания;

Применять:

-Высказывать свои впечатления, возникающие после прослушивания музыкального произведения;

-Применять музыкальную лексику при ответе.

-Разучить и петь 1 куплет песни.

Урок 2-3. Великое содружество русских композиторов (2ч)

Знакомство по изображениям и материалам  учебника с представителями Балакиревского  кружка. Мотивы творческого объединения членов «Могучей кучки». Исторические идеи, идеи народности в опере  М. Мусоргского  «Хованщина» (на примере  Вступления  к опере). Некоторые особенности стихосложения

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание).

М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание).

М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение).

Знать:

-Основателя русской классической школы М.Глинку;

-Роль в развитии русской классической музыки «Могучей кучки»;

-Кто из композиторов входил в состав Балакиревского кружка, что их объединяло;

-Значение музыкального термина ФОЛЬКЛОР.

Уметь:

-Анализировать музыкальные произведения (мелодия, форма, динамика, звукоподражание);

-Высказывать свои суждения, применяя музыкальную лексику;

Применять:

-Размышлять, соотносить музыку с названием, иллюстрациями, действием.

-Разучить 2 и 3 куплеты песни;

-Исполнять воодушевленно, с чувством.

Урок  4. Тема Востока в творчестве русских композиторов (1ч)

Воплощение восточных сказок, песен и плясок в творчестве композиторов — членов «Могучей кучки».

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Тема Шахриара. Тема Шехеразады. Тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание).

А. Бородин. Половецкая пляска с хором. Их оперы «Князь Игорь» (слушание).

Знать:

-Тема Востока – излюбленная в творчестве композиторов «Могучей кучки»;

-Сюжет сюиты «Шехеразада»;

-Сюжет оперы «Князь Игорь».

Уметь:

-Определять средства музыкальной выразительности, воссоздающий характер моря (ритм, регистры, динамика, акценты), подбирать подходящие словосочетания, распознавать приемы композитора, смену состояний в музыке.

Применять:

-Подбирать образные определения к различным эпизодам Половецкой пляски.

-Рассказывать о картинах, возникших в воображении при прослушивании музыки;

-Петь песню, применяя динамические и темповые оттенки.

Урок 5. Музыка Украины (1ч)

Воссоздание истории, быта, обрядов и праздников украинского народа в музыке. Знакомство с украинским народным танцем гопаком, а также украинским народным музыкальным инструментом бандурой.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание).

Н. Лысенко. Элегия (слушание).

Нiч яка мiсячна. Украинская народная песня (слушание, участие в исполнении).

Ой, в лесу есть калина. Украинская народная песня (пение).

Знать:

-Музыкальная культура Украины неразрывно связана с жизнью и бытом народа.;

-Сюжет оперы М.Мусоргского «Сорочинская ярмарка»;

-Музыкальные термины:

ГОПАК, БАНДУРА, БАНДУРИСТ, КОЛОРИТ, ЭЛЕГИЯ.

Уметь:

-Определять  лирический характер, темп, динамику музыкального произведения;

-Определять какие черты украинского народного характера выразил в музыке композитор М.Мусоргский;

Применять:

-Рассказывать о содержании музыкального произведения.

-Разучить и петь 1 куплет  и припев песни.

Урок 6. Музыка Белоруссии (1ч)

Белорусская народная музыка: ее характер, условия бытования. Музыка о Белоруссии, посвященная событиям Второй мировой войны. Знакомство с белорусским народным музыкальным инструментом цимбалами.

Музыкальный материал:

А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (слушание).

Бульба. Белорусская народная песня (слушание).

Кума моя, кумочка. Белорусская народная песня (пение).

Реченька. Белорусская народная песня (пение).

Знать:

-О природе Белоруссии;

-Народная музыка Белоруссии представлена хороводными, плясовыми, шуточными песнями;

-Исторические события Белоруссии во время ВОВ;

-Музыкальные термины: ЦИМБАЛЫ, ЦИМБАЛИСТ.

Уметь:

-Различать лирическую, хороводную и плясовую песню;

-Подбирать словосочетания, близкие характеру музыки, объяснять свой выбор;

 Применять:

-Высказывать свое мнение  о содержании музыкального произведения, рассуждать;

-Разучить 2 куплет песни;

-Закрепить 1 куплет и припев песни;

-Петь плавно, связно.

Урок 7. Музыкант из Желязовой Воли (1ч)

Гений мировой музыкальной культуры Фридерик Шопен. Фортепиано в творчестве Шопена. Знакомство с польским народным танцем краковяк.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II и III части. Фрагменты (слушание).

О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение).

В. Серебрякова, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение).

Урок 8. Блеск и мощь полонеза (1ч)

Национальный польский танец полонез: его  происхождение, условия бытования и исполнения. Соотнесение и сравнение двух полонезов — «Прощание с родиной» М. Огиньского и Полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» на уровне жанра, характеров. Установление причин их сходства и отличий.

Музыкальный материал:

М. Огиньский. Полонез (слушание).

М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).

Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, музыкально-ритмические движения).

Знать:

-Сюжет оперы М.Глинки «Жизнь за царя»;

-Исторические события, которым посвящен полонез Огиньского;

-Музыкальный термин: ПОЛОНЕЗ;

-Ритмический рисунок полонеза.

Уметь:

-Сравнивать характеры полонезов, находить сходства и отличия, размышлять, обосновывать свой ответ.

Применять:

-Высказывать свое мнение  о содержании музыкального произведения, рассуждать;

-Разучить 2 куплет песни;

-Закрепить 1 куплет и припев песни;

-Петь всю песню в легком, подвижном темпе, особое внимание уделяя распевам.

Урок 9. Музыкальное путешествие в Италию (1ч)

Италия — страна-хранительница величайших культурно-исторических ценностей (краткий художественно-исторический экскурс). Италия — родина оперы, родина бельканто. Чудо-город Венеция. Музыкальное посвящение М. Глинки — романс «Венецианская ночь». Знакомство с жанром баркаролы.

Музыкальный материал:

М. Глинка. Венецианская ночь (слушание).

Санта Лючия. Итальянская народная песня (пение).

  • Знать:

-Италия – хранительница величайших исторических и художественных ценностей;

-Италия – родина великих гениев художественной мировой культуры;

-Венеция – город на воде;

-Музыкальные термины: БАРКАРОЛА;

-Особенности БАРКАРОЛЫ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (что происходит с мелодией, какие звучат регистры, что наблюдается в динамике, можно ли назвать пьесу музыкальным пейзажем, какие картины природы можно «увидеть» в этом произведении, что изображает ритм в романсе).

Применять:

-Петь песню в концертном исполнении, с динамическими оттенками, интонационно верно, с четкой дикцией.

Урок 10. «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди (1ч)

Роль оперы в жизни итальянского народа. Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии австрийскими войсками. Важнейшие отличительные особенности произведений Верди — сила духа, стремление к свободе, призыв к борьбе.

Музыкальный материал:

Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание).

В путь. Итальянская народная песня (пение).

Знать:

-Традиции, темперамент, любовь к опере итальянцев;

-Сведения о биографии и творчестве композитора Д.Верди;

Термины: ГАЛЕРКА, МАЭСТРО, ОПЕРНЫЙ ТЕАТР «ЛА СКАЛА».

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (что происходит с мелодией, какие звучат регистры, что наблюдается в динамике, какие картины можно «увидеть» в этом произведении, какую огромную силу заключает в себе музыка Д.Верди).

Применять:

-Разучить и петь 1 куплет  и припев песни.

Урок 11. Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики (1ч)

Австрия — крупнейший музыкальный центр Европы. Композиторы — венские классики: Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет ряда жанров в их творчестве. Знакомство с жанром квартета. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»).

Музыкальный материал:

Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч.76 № 2. IV часть (слушание).

В.А. Моцарт. Ария Царицы ночи. Из оперы «Волшебная флейта» (слушание).

Й. Гайдн, русский текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой (пение).

Знать:

-Значение Австрии для мировой музыкальной культуры;

-Имена выдающихся Венских классиков: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен;

-Расцвет жанров: опера, симфония, квартет, концерт, соната;

-Состав классического струнного квартета;

-Музыкальные термины: ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ, КВАРТЕТ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку;

-Анализировать музыкальное произведение (Что отличает звучание квартета Й.Гайдна – единство, слаженность или их отсутствие? Черты песенности, танцевальности или маршевости очевидны в музыке Й. Гайдна? Только ли драматический характер присущ арии Царицы ночи?);

-Размышлять, приводить доводы, отстаивать свою точку зрения.

Применять:

-Разучить 2 куплет песни,  петь  в спокойном, умиротворенном характере;

-Закрепление 1 куплета и пр.

Урок 12. Знаменитая Сороковая (1ч)

Индивидуально-характерные стилевые особенности творчества композиторов — венских классиков. Лирические образы в музыке В. А. Моцарта. Роль мелодического начала в его сочинениях. Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр).

Музыкальный материал:

В.А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Экспозиция (слушание).

В.А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты. Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение).

Знать:

-Особенности творчества Венских классиков;

-Мелодичность произведений В.А.Моцарта;

-Музыкальные термины: СИМФОНИЯ;

-Из скольких частей состоит симфония (4 части).

Уметь:          

-Внимательно слушать музыку;

-Анализировать музыкальное произведение (В чем заключаются главные отличительные особенности произведений композиторов-классиков? Какое средство музыкальной выразительности определяет сороковую симфонию?);

-Размышлять, соотносить эпиграфы с музыкой.

Применять:

-Разучить и петь 2 куплета и припев песни.

Урок 13. Героические образы Л. Бетховена (1ч)

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена. Фортепиано — ведущий солирующий инструмент в эпоху венского классицизма.

Знакомство с жанром сонаты.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната № 8 «Патетическая» для фортепиано.  I часть. Экспозиция (слушание).

Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный человек (пение).

Знать:

-Биографические данные композитора, сведения о его творчестве;

-Героика – главный образ произведений композитора;

-Музыкальный термин: СОНАТА (определение термина).

Уметь:

-Внимательно слушать музыку;

-Анализировать музыкальное произведение (Соответствует звучание музыки названию «Патетическая»? Ощутимы ли контрасты в произведении?  Для какой цели они применяются?);

-Размышлять, соотносить образные выражения, цитаты и эпиграфы с музыкой и личностями композиторов.

Применять:

-Разучить 3 куплет песни;

-Закрепить 1, 2 куплет и припев песни;

-Петь весело, радостно.

Урок 14. Песни и танцы Ф. Шуберта (1ч)

Знакомство с песенными и танцевальными жанрами в творчестве Шуберта. Знакомство с простой двухчастной формой  в музыке. Особенности ее строения, неконтрастность разделов.

Музыкальный материал:

Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание).

Ф. Шуберт. Вальсы, соч. 9 № 1, 9 № 2 (слушание).

Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор, соч. 94 № 3 (слушание).

Ф. Шуберт, стихи В. Скотта. Ave Maria (пение).

Знать:

-Биографические данные композитора, особенности творчества;

-Главные жанры творчества композитора – ПЕСНЯ и МИНИАТЮРА;

-Австрия – родина вальса;

-Музыкальные термины: ПЕСНЯ, МИНИАТЮРА, ВАЛЬС, ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА, МОМЕНТ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (О чем рассказывает песня? Какое настроение господствует в музыке? Чему подражает аккомпанемент?  Почему композитор назвал музыку – МОМЕНТОМ? Черты какого известного музыкального жанра явно ощутимы в музыке?);

-Размышлять о словесных выражениях известных людей. Соотносить их с реальностью.

Применять:

Разучить и петь 1-2 куплет и припев песни.

Урок 15. «Не речей – море ему имя» (1ч)

Содержательные особенности композиторского творчества И. С. Баха. Роль и место органа в музыке Баха; органные импровизации. Знакомство с жанром токкаты.

Музыкальный материал:

И.С. Бах. Токката  ре минор. «Токката и фуга» для органа (слушание).

И.С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (пение).

И.С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима (пение).

Знать:

-Биографические данные композитора, сведения о творчестве;

-Музыкальные термины:

ИМПРОВИЗАЦИЯ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ТОККАТА.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное, сравнивать, оценивать, соотносить высказывания с музыкой и личностью композитора.

Применять:

-Разучить и петь 3 куплет песни;

-Закрепить 1-2 куплеты и припев;

-Петь умеренно, нежно.

Урок 16. Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига (1ч)

Темы и персонажи в произведениях искусства Норвегии. Содержательные особенности творчества Э. Грига.

Музыкальный материал:

Э. Григ. Песня Сольвейг. Танец Анитры. В пещере горного короля. Из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание).

Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение).

Волшебный смычок. Норвежская народная песня (пение).

Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение).

Знать:

-Особенности культуры Норвегии;

-Биографические сведения о композиторе Э.Григе;

-Сюжет драмы «Пер Гюнт»;

-Новые слова: ФЬОРД, ТРОЛЛИ, ПРЕДАНИЕ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (О чем рассказывает пьеса «В пещере горного короля»? Как осуществляется ее развитие: что происходит в динамике, как изменяется темп? С чем это связано? Каким предстает образ Сольвейг в звуках музыки. По какому признаку мы определяем смену первой и второй части?)

Применять:

-Разучить и петь песню воодушевленно, душевно, неторопливо.

Урок 17. «Так полюбил я древние дороги…» (1ч)

Полисемичность слова дорога. Духовные и исторические события в «памяти» русских дорог. Отражение темы дороги в произведениях искусства.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грёзы». I часть. Фрагмент (слушание).

А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение).

Знать:

-Духовные и исторические события о известных дорогах России: Ямской тракт, Владимирка;

-Тема дороги отражена во многих произведениях искусства (художественного, музыкального и поэтического).

Уметь:

-Анализировать картины и поэтический текст;

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Что воспроизводят звуки аккомпанемента в симфонии?);

-Соотносить поэтический текст с картинами и музыкой.

Применять:

Разучить и петь 1-й  куплет песни исполняя умеренно, спокойно, плавно.

Урок 18. Ноктюрны Ф. Шопена (1ч)

Знакомство с жанром ноктюрна: значение слова ноктюрн, особенности содержания, воплощение содержания в средствах музыкальной выразительности. Жанр ноктюрна в творчестве Ф. Шопена.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Ноктюрн ре-бемоль мажор, соч. 27 № 2 (слушание).

Ф. Шопен, стихи С. Витлицкого. Весна (пение).

Знать:

-Понятие НОКТЮРН;

-Величайший мастер ноктюрна – Фридерик Шопен;

-Биографические сведения из жизни композитора Ф. Шопена.

Уметь:

-Анализировать музыкальное произведение (Какое музыкальное средство является главным выразителем лирического настроения ноктюрна?);

-Охарактеризовать звучание музыки, применяя пометки композитора в нотах;

-Соотносить поэтический текст с музыкой.

Применять:

-Разучить и петь 2-й  куплет песни исполняя умеренно, спокойно, плавно.

-Закрепление 1-го куплета песни.

Урок 19. Музыка Шопена – Это пушки, прикрытые цветами» (1ч)

«Революционный этюд» Ф. Шопена как пламенный отклик на события национально-освободительного восстания в Польше 1830 г. Сравнение двух произведений Шопена — ноктюрна ре-бемоль мажор и «Революционного этюда» — с точки зрения воплощения контрастных музыкальных образов.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12 (слушание).

Б. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (слушание, пение).

Знать:

-Исторические события 1830 года в Варшаве;

-Биографические сведения из жизни композитора Ф.Шопена;

-Музыкальный термин: ЭТЮД.

Уметь:

-Анализировать музыкальное произведение (Какие средства выразительности придают музыке драматический характер?

-Доказать правильность слов Р.Шумана, используя слова для справок;

-Соотносить свои впечатления с поэтическим образом.

Применять:

-Разучить и петь 3-й  куплет песни исполняя умеренно, спокойно, плавно.

-Закрепление 1-го и 2 -го куплета песни.

Урок 20. Арлекин и Пьеро (1ч)

Народный танец-шествие карнавал. Карнавал в Италии: его характер, атрибутика, персонажи. Тема карнавала в одноименном  фортепианном произведении Р. Шумана (на примере пьес «Арлекин» и «Пьеро»). Психология образа в романсе К. Дебюсси «Пьеро».

Музыкальный материал:

Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).

К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание).

Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).

Знать:

-Определение слова КАРНАВАЛ;

-Традиции, участники и персонажи карнавала;

-«Карнавальная» тема в творчестве немецкого композитора Роберта Шумана.

Уметь:

-Анализировать музыкальное произведение (Можно ли считать пьесы «Арлекин» и «Пьеро» музыкальными портретами? Какими показаны персонажи? Что отличает их  характеры, походку, движения? Только ли потешным комедиантом предстает главный герой в пьесе К. Дебюсси «Пьеро»? В чем причина несчастья Пьеро? Случайно ли присутствие ночного пейзажа в пьесе? Усиливает он состояние грусти Пьеро?).

Применять:

-Разучить 1 куплет и припев песни.

Урок 21. В подводном царстве (1ч)

Воплощение сказочных (фантастических) образов подводного царства в музыке. Сравнение музыкальных образов — Н. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» и Р. Щедрин «Золотые рыбки» — с точки зрения воплощения в них процесса и результата музыкального развития.

Музыкальный материал:

Н.А. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание).

Р. Щедрин. Золотые рыбки. Из балета «Конёк-горбунок» (слушание).

Г. Фиртич, стихи Е. Черновецкого. Песня о названиях кораблей (пение).

Знать:

-Сюжет оперы-былины «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Сравнивать музыкальные образы, подбирать подходящие образу слова и характеристики;

-Анализировать музыкальное произведение (Каким предстает образ океана-моря синего? Что присуще музыке «Шествия» - выдержанность одного состояния или изменчивость состояний? Какие картины возникают в воображении при прослушивании фрагмента «Золотые рыбки»?).

Применять:

-Разучить 2 куплет и припев песни;

-Повторить и закрепить 1 куплет и припев песни.

Урок 22. Цвет и звук: «музыка витража» (1ч)

Витражи в области изобразительных искусств и в музыке. Эффекты «музыкального витража» в музыке О. Мессиана. Игра красок в музыке органного цикла Мессиана «Рождество Господне».

Музыкальный материал:

О. Мессиан. Пастухи (№ 2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание).

Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение).

Знать:

-Об искусстве витража;

-Определение слова ВИТРАЖ;

-Присущий музыке «эффект витража» французского композитора Оливье Мессиана;

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Каков характер музыки? Ощущается ли присутствие изобразительности в музыкальном звучании?).

Применять:

-Разучить 3 куплет песни,;

-Повторить и закрепить 1-2 куплеты песни;

-Исполнять песню весело, задорно, душевно.

Урок 23. Вознесение к звездам (1ч)

Тема Востока в творчестве О. Мессиана: «Турангалила-симфония». Смысловые грани названия произведения, особенности композиции, оригинальность инструментовки. Грандиозность музыкального действия в кульминационной части симфонии «Ликование звезд».

Музыкальный материал:

О. Мессиан. Ликование звёзд. V часть. Из «Турангагилы-симфонии» (слушание).

В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение).

Знать:

-Тема Востока в творчестве О.Мессиана;

-Значение слов: ТРАКТАТ, МИРИАДЫ;

-Какие смыслы заключает в себе древнеиндийское слово Турангалила;

-Сюжетный замысел композитора при создании симфонии;

-Электронный музыкальный инструмент ВОЛНЫ МАРТЕНО.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (За счет каких средств музыкальной выразительности достигается эффект грандиозности звучания?);

-Соотносить музыкальные образы с приведенными словами для справок;

-Озвучивать ритмический рисунок индийских ритмов.

Применять:

-Записать в тетради свои мысли о прослушанной музыке, о том, что больше всего в ней понравилось и запомнилось. Рассказ о музыке можно представить в виде рисунка;

-Разучить 1 куплет песни.

Урок 24-25. Симфонический оркестр (2ч)

Группы музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.  Родство инструментов внутри каждой группы. Тембровые особенности (возможности) звучания инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный материал:

Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Пёрселла (Путеводитель по оркестру для молодёжи) (слушание).

А. Сальери. Втроём как один (пение).

Е. Адлер, стихи В. Семернина. Наш оркестр (пение).

Знать:

- Инструментальные группы, которые входят в состав симфонического оркестра;

-Почему можно назвать инструменты внутри каждой группы родственными;

-Определение слова ПАРТИТУРА;

-В каких музыкальных жанрах важна роль симфонического оркестра.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Какие группы инструментов больше схожи по тембру, какие отличаются?).

Применять:

-Разучить 2 куплет песни;

-Повторить и закрепить 1 куплет песни;

-Петь песню мягко, нежно, плавно.

Урок 26. Поэма огня «Прометей» (1ч)

Претворение мифа о Прометее в поэме огня  А. Скрябина «Прометей». Прометеев аккорд.  Введение световой строки в партитуру поэмы. Воплощение «громадного лучезарного подъема» средствами симфонического оркестра и хора.

Музыкальный материал:

А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание).

Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение).

Знать:

-Характеристику  образа мифологического героя Прометея;

-Миф о Прометее;

-Значение названия ПРОМЕТЕЕВ АККОРД;

-Значение СВЕТОВОЙ СТРОКИ в музыке.

Уметь:

-Отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Какие группы симфонического оркестра усиливают главную кульминацию произведения?).

Урок 27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана (1ч)

Продолжение начатого в 3 классе знакомства с важнейшими правилами, адресованными  Р. Шуманом юным музыкантам.

Музыкальный материал:

Повторение песенного материала по выбору учителя (учащихся).

Знать:

-Определение слова ЭНТУЗИАЗМ;

-Почему композитор назвал свои правила ЖИЗНЕННЫМИ.

Уметь:

-Обсуждать правила в ходе коллективной беседы, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. 

Применять:

-Разучить 1 куплет и припев песни.

Урок 28. Джазовой оркестр (1ч)

Рождение джаза в Америке. Ритм как первооснова джазовой музыки. Группа солирующих инструментов и ритмическая группа

Джаз-банда. Претворение джазовых ритмов, интонаций, тембров в опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс».

Музыкальный материал:

Дж. Гершвин. Песня Порги. Из оперы «Порги и Бесс» (слушание).

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было в Каролине (пение).

Знать:

-Определение слова ДЖАЗ, ОРКЕСТР ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ;

-Где зародилось искусство джаза;

-Какие инструменты входят в состав джазовой музыки;

-Сюжет оперы «Порги и Бесс»;

-Музыкальный инструмент БАНДЖО.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Группа каких «звенящих» инструментов выделяется в звучании оркестра? Обратить внимание на звучание БОНДЖО, образующее ритмический аккомпанемент песне).

Применять:

-Разучить 2 куплет и припев песни;

-Повторение и закрепление 1 куплета и припева песни;

-Петь песню в характере музыки (закрепление).

Урок 29. Что такое мюзикл? (1ч)

Знакомство с жанром мюзикл: специфика содержания, особенности композиционного строения.

Музыкальный материал:

Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Музыкальные фрагменты из кинофильма «Звуки музыки» (слушание).

В. Семенов. Когда я стану миллионером. Из мюзикла «Том Сойер и другие»

Знать:

-Сюжет мюзикла Р.Роджерса «Звуки музыки»;

-Определение слова МЮЗИКЛ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Отражает ли музыка жанр музыкальной комедии? Почему?).

Применять:

-Разделять солирующие и хоровые партии;

-Петь ноты гаммы в характере музыки;

-Разучить 1 куплет и припев песни.

Урок 30. Под небом Парижа (1ч)

Культурно-исторические памятники Парижа. Музыкальный Париж: многообразие стилей и жанров. Роль песни в исполнительском творчестве Э. Пиаф.

Музыкальный материал:

Я ни о чём не жалею. Под небом Парижа. Гимн любви. Песни из репертуара

Э. Пиаф (слушание).

В. Косма. Музыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание).

Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал»  (слушание).

Кадэ Руссель. Французская народная песня (пение).

Пастушка. Французская народная песня (пение).

Знать:

-Географическое расположение Франции;

-Памятники архитектуры, достопримечательности Парижа;

-Роль песни в жизни Парижа;

-Почему парижане называли Э.Пиаф – «Великая Эдит».

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Что в исполнении запоминается и поражает больше всего – сила голоса, красота тембра, эмоциональность? Есть ли черты сходства в музыке из французских кинофильмов и песнями Э.Пиаф?).

Применять:

-Разучить 2 куплет и припев песни;

-Повторить и закрепить 1 куплет и припев песни.

Урок 31. Петербург. Белые ночи (1ч)

Междисциплинарная тема. Отражение явления белых ночей в произведениях искусства: прозе, поэзии, музыке. Соотнесение и сравнение образов художественных произведений.

Художественный материал:

П р о з а

К. Паустовский. Белая ночь. Фрагмент.

П о э з и я

А. Пушкин. Медный всадник. Фрагмент.

М у з ы к а

П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

Песенный репуртуар:

Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи (пение)

Знать:

-Дату и основателя города Санкт-Петербурга;

-Явление природы – белые ночи;

-Произведения А.Пушкина и К.Паустовского, посвященные СЛАВНОМУ ГОРОДУ;

-Определение слова ДЕРЖАВНЫЙ.

 Уметь:

-Сравнивать образные выражения, используемые авторами при описании белых ночей;

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Созвучен ли характер музыки характеру литературных произведений? Какие образные выражения наиболее точно передают содержание музыки?),

Применять:

-Разучить 1 куплет и припев песни.

Урок 32. «Москва! Как много в этом звуке…» (1ч)

Москва — крупнейший исторический, научный и культурный центр России и в мире (краткий культурно-исторический экскурс).

Страницы истории, связанные с Москвой, запечатленные в произведениях литературы и искусства.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Кантата «Москва». № 3. Хор (слушание, пение).

О. Газманов. Москва, звонят колокола (слушание, пение).

А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я иду, шагаю по Москве (пение).

Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о Москве (пение).

М. Ротерштейн, стихи И. Бурсова. У Кремлёвской стены (пение).

Знать:

-Историю города Москва (основание, главные вехи, героические события, связанные с Бородинским сражением);

-Литературные произведения А.Барто, М.Лермонтова;

 Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Что придает торжественность характера музыкального произведения? Какие звукоизобразительные эффекты используются в оркестре? С какой целью П.Чайковский использует мелодию Марсельезы в своем сочинении?).

Применять:

-Разучить 2 куплет и припев песни;

-Повторить и закрепить 1 куплет и припев песни.

Урок 33. «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» (1ч)

Гимн Российской Федерации — звучащий символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание).

Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение).

Н. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение).

Знать:

-Главные символы каждого государства;

-Определение слова ГИМН;

-Авторов Гимна Российской Федерации;

-Гимн Российской Федерации.

 Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Каков характер гимна?

Почему в музыке преобладают громкие оттенки звучания? Группы каких музыкальных инструментов выделяются в оркестре? Почему? Что придает характеру музыки пунктирный ритм? Почему государственный гимн принято исполнять и слушать стоя?).

Применять:

-Разучить 3 куплет и припев песни;

-Повторить и закрепить 1-2 куплеты и припев песни;

-Петь всю песню весело, задорно, бойко с четкой дикцией, легким звуковедением.

Урок 34. «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» (1ч)

Гимн Российской Федерации — звучащий символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание).

Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение).

Н. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение).

Знать:

-Музыка – язык, понятный всем;

-Лучшие театры мира;

-Выдающихся дирижеров мира;

-Выдающихся оперных исполнителей;

-Лучшие образцы музыкального искусства.

 Уметь, Применять:

-Петь интонационно верно, с четкой дикцией, правильно распределяя дыхание во фразах.

-Уметь петь легко, в быстром темпе песни веселого, задорного характера;

-Петь плавно, связно песни лирического, спокойного характера.

Требования к уровню подготовки учащихся

По итогам 4 класса:

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
  • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
  • совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
  • музицирование, импровизация и др.)

обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; 
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); 
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; 
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное

Учебно - тематический план   4 класс

№  урока

Раздел, тема

Количество часов

Тема года: «Музыкальное путешествие»

34

1.

«Россия – любимая наша страна...»

1

2-3.

Великое содружество русских композиторов

2

4.

Тема Востока в творчестве русских композиторов

1

5.

Музыка Украины

1

6.

Музыка Белоруссии

1

7.

Музыкант из Желязовой  Воли

1

8.

Блеск и мощь полонеза

1

9.

Музыкальное путешествие в Италию

1

10.

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

1

11.

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

1

12.

Знаменитая Сороковая

1

13.

Героические образы Л. Бетховена

1

14.

Песни и танцы Ф. Шуберта

1

15.

«Не ручей – море ему имя»

1

16.

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига

1

17.

«Так полюбил я древние дороги…»

1

18.

Ноктюрны Ф. Шопена

1

19.

«Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами»

1

20.

Арлекин и Пьеро

1

21.

В подводном царстве  

1

22.

Цвет и звук: «музыка витража»

1

23.

Вознесение к звёздам

1

24-25.

Симфонический оркестр

2

26.

Поэма огня «Прометей»

1

27.

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

1

28.

Джазовый оркестр

1

29.

Что такое мюзикл?

1

30.

Под небом Парижа

1

31.

Петербург. Белые ночи

1

32.

«Москва! Как много в этом звуке…»

1

33-34.

«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна»

2

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема года: «Музыкальное путешествие».

Тема.

Кол-во

часов.

Дата.

Формирование УУД

Формы организации урока.

Средства обучения.

1.

«Россия – любимая наша страна…»

1ч.

1.09

 

(П) Знание имён выдающихся отечественных композиторов.

(М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке..

(Л) Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

Урок-знакомство.

А. Александров «Государственный гимн», С. Рахманинов «Концерт №2», Д. Тухманов «Россия», В. Шаинский «Уголок России», Ю. Визбор «Россия», Е. Тиличеева «Родина моя».

2.

3.

Великое содружество русских композиторов.

2ч.

8.09

15.09

Традиционный урок.

М. Мусоргский «Хованщина», «С няней», «Вечерняя песня».

4.

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

1ч.

22.09

Комбинированный урок.

Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», А. Бородин «Князь Игорь».

5.

Музыка Украины.

1ч.

29.09

(П) Умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки.

(М/П) Умение проводить простые аналогии и сравнения.

(Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству.

Традиционный урок.

М. Мусоргский «Гопак», Н. Лысенко «Элегия», «Ой в лесу есть калина» укр.н.п.

6.

Музыка Белоруссии.

1ч.

6.10

Традиционный урок.

А. Пахмутова «Белоруссия», «Бульба», «Реченька», «Кума моя, кумочка» бел.н.п.

7.

Музыкант из Желязовой Воли.

1ч.

13.10

(П) Развитие умения определять характер музыки с учётом терминов.

(М/П) Осуществление простых обобщений.

(Л) Развитие этических чувств.

Урок-викторина.

Ф. Шопен «Концерт №1», О. Девочкина «Осень», В. Серебрякова «Осенней песенки слова».

8.

Блеск и мощь полонеза.

1ч.

20.10

Традиционный урок.

М. Огиньский «Полонез», М. Глинка «Полонез», Г. Струве «Полонез дружбы».

9.

Музыкальное путешествие в Италию.

1ч.

27.10

(П) Умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки.

(М/П) Осуществление обобщений между произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.

(Л) Позитивная самооценка своих муз.-творческих способностей.

Урок-обобщение.

М. Глинка «Венецианская ночь», «Санта Лючия» итал.н.п.

Тема.

Кол-во

часов.

Дата.

Формирование УУД

Формы организации урока.

Средства обучения.

10.

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

1ч.

10.11

(П) Развитие певческих и слушательских способностей.

(М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке.

 (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству.

Традиционный урок.

Дж. Верди «Аида», «В путь» итал.н.п.

11

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.

1ч.

17.11

(П) Умение размышлять о музыкальных произведениях.

(М/П) Умение решать смысловые и творческие задачи.

(Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству.

Традиционный урок.

Й. Гайдн «Квартет ре минор», «Мы дружим с музыкой», В.А. Моцарт «Волшебная флейта».

12.

Знаменитая Сороковая.

1ч.

24.11

Традиционный урок.

В.А. Моцарт «Симфония №40», «Послушай, как звуки хрустально чисты».

13

Героические образы

Л. Бетховена.

1ч.

1.12

(П) Знание имён выдающихся композиторов.

 (М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке.

(Л) Наличие мотивационной основы учебной деятельности.

Традиционный урок.

Л. Бетховен «Соната №8», «Свободный человек».

14

Песни и танцы Ф. Шуберта.

1ч.

8.12

Комбинированный урок.

Ф. Шуберт «В путь», «Вальсы», «Музыкальный момент», «Аве Мария».

15

«Не ручей – море ему имя».

1ч.

15.12

(П) Проявление навыков вокально – хорового пения.

(М/П) Участие в музыкальной жизни класса.

(Л) Наличие позитивной оценки своих музыкально – творческих способностей.

Урок-игра.

И.С. Бах «Токката ре минор», «Осень», «Зима».

16

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.

1ч.

22.12

Урок-обобщение.

Э. Григ «Пер Гюнт», «Заход солнца», «Волшебный смычок» норв.н.п., «Камертон».

Тема.

Кол-во

часов.

Дата.

Формирование УУД

Формы организации урока.

Средства обучения.

17.

«Так полюбил я древние дороги…»

1ч.

12.01

 (П) Знание имён и творчества

композиторов и умение узнавать черты их музыкальной речи.

(М/П) Умение формулировать собственное мнение и позицию.

 (Л) Реализация творческого потенциала.

Традиционный урок.

П. Чайковский «Симфония №1», А. Алябьев «Зимняя дорога».

18

Ноктюрны Ф. Шопена.

1ч.

19.01

Традиционный урок.

Ф. Шопен «Ноктюрн ре-бемоль мажор», «Весна».

19

«Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами».

1ч.

26.01

Урок-экскурсия.

Ф. Шопен «Этюд до минор», Б. Броневицкий «Сердце Шопена».

20

Арлекин и Пьеро.

1ч.

2.02

(П) Умение размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

(М/П) Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческих задач.

(Л) Ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

Комбинированный урок.

Р. Шуман «Карнавал», К. Дебюсси «Пьеро», Н. Савичева «Песня о цирке».

21

В подводном царстве.

1ч.

9.02

Комбинированный урок.

Н. Римский-Корсаков «Садко», Р. Щедрин «Конёк-Горбунок», Г. Фиртич «Песня о названиях кораблей».

22

Цвет и звук: «музыка витража».

1ч.

16.02

Комбинированный урок.

О. Мессиан «Пастухи», Г. Фрид «Ветер».

23.

Вознесение к звёздам.

1ч.

2.03

Традиционный урок.

О. Мессиан «Ликование звёзд», В. Шаинский «Облака».

24

Симфонический оркестр.

1ч.

16.03

(П) Знание названий групп симфонического оркестра.

(М/П) Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

(Л) Наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Традиционный урок.

Б. Бриттен «Вариация и фуга на тему Пёрселла», А. Сальери «Втроём как один»,

Е. Адлер «Наш оркестр».

25.

Поэма огня «Прометей».

1ч.

23.03

(П) Умение воспринимать музыку различных жанров.

(М/П) Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.

(Л) Позитивная самооценка своих музыкально – творческих способностей.

Урок-игра.

А. Скрябин «Прометей»,Г. Струве «Учитесь держаться в седле».

26.

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

1ч.

6.04

Урок-обобщение.

Повторение песенного материала.

Тема.

Кол-во

часов.

Дата.

Формирование УУД

Формы организации урока.

Средства обучения.

27

Джазовый оркестр.

1ч.

13.04

(П) Знание названий различных  видов оркестра.

(М/П) Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

 (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству.

Урок-экскурсия.

Дж. Гершвин «Порги и Бесс», Я. Дубравин «Джаз», Р. Бойко «Дело было в Каролине».

28

Что такое мюзикл?

1ч.

20.04

(П) Умение размышлять о музыкальных произведениях.

(М/П) Умение решать смысловые и творческие задачи.

(Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству.

Комбинированный урок.

Р. Роджерс «Звуки музыки», В. Семенов «Когда я стану миллионером».

29

Под небом Парижа.

1ч.

27.04

Традиционный урок.

Песни из репертуара Э. Пиаф, к кинофильмам «Игрушка», «Профессионал», фр.н.п. «Кадэ Руссель», «Пастушка».

30

31

Петербург. Белые ночи.

2ч.

4.05

11.05

(П) Знание имён выдающихся композиторов.

 (М/П) Участие в музыкальной жизни класса.

(Л) Наличие мотивационной основы учебной деятельности.

Традиционный урок.

П. Чайковский «Май», Г. Портнов «Белые ночи».

32

«Москва! Как много в этом звуке…»

1ч.

18.05

Традиционный урок.

П. Чайковский «Москва», О. Газманов «Москва», А. Петров «Я иду, шагаю по Москве», Г. Свиридов «Песня о Москве», М. Ройтерштейн «У кремлёвской стены».

33

«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна»

1ч.

25.05

(П) Проявление навыков вокально – хорового пения.

 (М/П) Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческих задач.

 (Л) Наличие позитивной оценки своих музыкально – творческих способностей.

Урок-концерт.

П. Чайковский «1812 год», Р. Тульбович «Детям мира», Н. Смирнов «Не грусти, улыбнись и пой».

Список используемой литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...