Рабочая программа "Музыка" 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования РФ для 1-4 классов под редакцией В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента ФГОС общего образования, авторского тематического планирования учебного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_4_klass.doc | 270 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 4-го класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Настоящая программа по музыке для 4-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом. Сведения о программе Данная рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования РФ для 1-4 классов под редакцией В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента ФГОС общего образования, авторского тематического планирования учебного материала. Выбор примерной программы мотивирован тем, что она учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом. Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству. В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать в позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Цель: Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: - сформировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; -воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира; - освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке; - развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; - овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации. Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений. Информация о внесенных изменениях Программа содержит традиционные разделы и понятия. Место учебного предмета «Музыка» в базисном плане Настоящий курс «Музыка. 1—4 классы» полностью соотносится с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. «Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта». В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Музыка» в начальной школе изучается в течение четырех лет — с 1 по 4 класс. Количество часов в неделю — 1. В первом классе курс рассчитан на 33 учебные недели; во 2—4 классах — на 34 учебные недели. Информация о количестве учебных часов Данная программа рассчитана на 34 часа при 1 часе в неделю в 4 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком. Формы организации образовательного процесса: Коллективные, групповые, индивидуальные, внеклассные Технологии обучения В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как: - личностно ориентированного обучения, - уровневой дифференциации и индивидуализации; - информационно-коммуникативной (компьютерной); - проектной деятельности; - игровой; -здоровьесберегающей. Механизмы формирования ключевых компетенций Содержание обучения музыке на базовом уровне в 4 классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции. Ценностно-смысловая компетенция – видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Общекультурная компетенция – знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Учебно-познавательная компетенция – овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывать знания непосредственно из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, уметь отличать факты от домыслов. Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Коммуникативная компетенция – овладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, в коллективе. Уметь задавать вопросы, вести дискуссию и др. Социально-трудовая компетенция – овладение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Владеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Виды и формы контроля Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов. Ценностные ориентиры содержания курса заключаются: — в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека; — в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; — в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности; — в формировании и воспитании эстетического вкуса; — в формировании основ музыкальной культуры; — в воспитании эмоциональноценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира. 4 класс В области личностных результатов: — наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; — ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; — наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; — наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; — наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; — наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; — наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; — выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; — наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; — развитие этических чувств; — реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; — позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей. В области метапредметных результатов: — осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса; — умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса); — умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса); — умение формулировать собственное мнение и позицию; — умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач; — понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; — умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; — установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса); — осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса); — осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса); — подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса); — наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; — участие в музыкальной жизни класса (школы, города). В области предметных результатов: — наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально- драматических спектаклях); — знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов: венских классиков, композиторов — представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди; — умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов; — умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; — умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки; — умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации); — знание названий различных видов оркестров; — знание названий групп симфонического оркестра; — умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации; — проявление навыков вокальнохоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия — фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов — принцип «веера»). Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Выпускник получит возможность научиться:
Формы реализации программы: фронтальная; парная; групповая; индивидуальная.
- практический; - объяснительно-иллюстративный; - информативный; -частично-поисковый.
- дидактические материалы; - портреты и таблицы. УМК Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: - Музыка. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – М.: Дрофа, 2010. - Искусство. Музыка. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г. - Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012г. - Музыка. 4 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г. -Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010. Форма обучения : очная, дистанционно. Содержание программы 4 класс Тема года: «Музыкальное путешествие» (34ч) Урок 1. «Россия – любимая наша страна…» (1ч) Образы России в творчестве русского композитора С. Рахманинова. Отражение темы родины в его произведениях. Музыкальный материал: А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный Гимн Российской Федерации (слушание). С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент (слушание). Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание). В. Шаинский, стихи В. Шевелёвой. Уголок России (слушание). Ю. Визбор. Россия (слушание). Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение). Знать: -Биографические данные композитора С.Рахманинова; Уметь: -Определять музыкальные приемы, которые использует композитор в музыке для передачи плавного, мелодичного звучания; Применять: -Высказывать свои впечатления, возникающие после прослушивания музыкального произведения; -Применять музыкальную лексику при ответе. -Разучить и петь 1 куплет песни. Урок 2-3. Великое содружество русских композиторов (2ч) Знакомство по изображениям и материалам учебника с представителями Балакиревского кружка. Мотивы творческого объединения членов «Могучей кучки». Исторические идеи, идеи народности в опере М. Мусоргского «Хованщина» (на примере Вступления к опере). Некоторые особенности стихосложения Музыкальный материал: М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание). М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание). М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение). Знать: -Основателя русской классической школы М.Глинку; -Роль в развитии русской классической музыки «Могучей кучки»; -Кто из композиторов входил в состав Балакиревского кружка, что их объединяло; -Значение музыкального термина ФОЛЬКЛОР. Уметь: -Анализировать музыкальные произведения (мелодия, форма, динамика, звукоподражание); -Высказывать свои суждения, применяя музыкальную лексику; Применять: -Размышлять, соотносить музыку с названием, иллюстрациями, действием. -Разучить 2 и 3 куплеты песни; -Исполнять воодушевленно, с чувством. Урок 4. Тема Востока в творчестве русских композиторов (1ч) Воплощение восточных сказок, песен и плясок в творчестве композиторов — членов «Могучей кучки». Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Тема Шахриара. Тема Шехеразады. Тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание). А. Бородин. Половецкая пляска с хором. Их оперы «Князь Игорь» (слушание). Знать: -Тема Востока – излюбленная в творчестве композиторов «Могучей кучки»; -Сюжет сюиты «Шехеразада»; -Сюжет оперы «Князь Игорь». Уметь: -Определять средства музыкальной выразительности, воссоздающий характер моря (ритм, регистры, динамика, акценты), подбирать подходящие словосочетания, распознавать приемы композитора, смену состояний в музыке. Применять: -Подбирать образные определения к различным эпизодам Половецкой пляски. -Рассказывать о картинах, возникших в воображении при прослушивании музыки; -Петь песню, применяя динамические и темповые оттенки. Урок 5. Музыка Украины (1ч) Воссоздание истории, быта, обрядов и праздников украинского народа в музыке. Знакомство с украинским народным танцем гопаком, а также украинским народным музыкальным инструментом бандурой. Музыкальный материал: М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание). Н. Лысенко. Элегия (слушание). Нiч яка мiсячна. Украинская народная песня (слушание, участие в исполнении). Ой, в лесу есть калина. Украинская народная песня (пение). Знать: -Музыкальная культура Украины неразрывно связана с жизнью и бытом народа.; -Сюжет оперы М.Мусоргского «Сорочинская ярмарка»; -Музыкальные термины: ГОПАК, БАНДУРА, БАНДУРИСТ, КОЛОРИТ, ЭЛЕГИЯ. Уметь: -Определять лирический характер, темп, динамику музыкального произведения; -Определять какие черты украинского народного характера выразил в музыке композитор М.Мусоргский; Применять: -Рассказывать о содержании музыкального произведения. -Разучить и петь 1 куплет и припев песни. Урок 6. Музыка Белоруссии (1ч) Белорусская народная музыка: ее характер, условия бытования. Музыка о Белоруссии, посвященная событиям Второй мировой войны. Знакомство с белорусским народным музыкальным инструментом цимбалами. Музыкальный материал: А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (слушание). Бульба. Белорусская народная песня (слушание). Кума моя, кумочка. Белорусская народная песня (пение). Реченька. Белорусская народная песня (пение). Знать: -О природе Белоруссии; -Народная музыка Белоруссии представлена хороводными, плясовыми, шуточными песнями; -Исторические события Белоруссии во время ВОВ; -Музыкальные термины: ЦИМБАЛЫ, ЦИМБАЛИСТ. Уметь: -Различать лирическую, хороводную и плясовую песню; -Подбирать словосочетания, близкие характеру музыки, объяснять свой выбор; Применять: -Высказывать свое мнение о содержании музыкального произведения, рассуждать; -Разучить 2 куплет песни; -Закрепить 1 куплет и припев песни; -Петь плавно, связно. Урок 7. Музыкант из Желязовой Воли (1ч) Гений мировой музыкальной культуры Фридерик Шопен. Фортепиано в творчестве Шопена. Знакомство с польским народным танцем краковяк. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II и III части. Фрагменты (слушание). О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение). В. Серебрякова, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение). Урок 8. Блеск и мощь полонеза (1ч) Национальный польский танец полонез: его происхождение, условия бытования и исполнения. Соотнесение и сравнение двух полонезов — «Прощание с родиной» М. Огиньского и Полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» на уровне жанра, характеров. Установление причин их сходства и отличий. Музыкальный материал: М. Огиньский. Полонез (слушание). М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание). Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, музыкально-ритмические движения). Знать: -Сюжет оперы М.Глинки «Жизнь за царя»; -Исторические события, которым посвящен полонез Огиньского; -Музыкальный термин: ПОЛОНЕЗ; -Ритмический рисунок полонеза. Уметь: -Сравнивать характеры полонезов, находить сходства и отличия, размышлять, обосновывать свой ответ. Применять: -Высказывать свое мнение о содержании музыкального произведения, рассуждать; -Разучить 2 куплет песни; -Закрепить 1 куплет и припев песни; -Петь всю песню в легком, подвижном темпе, особое внимание уделяя распевам. Урок 9. Музыкальное путешествие в Италию (1ч) Италия — страна-хранительница величайших культурно-исторических ценностей (краткий художественно-исторический экскурс). Италия — родина оперы, родина бельканто. Чудо-город Венеция. Музыкальное посвящение М. Глинки — романс «Венецианская ночь». Знакомство с жанром баркаролы. Музыкальный материал: М. Глинка. Венецианская ночь (слушание). Санта Лючия. Итальянская народная песня (пение).
-Италия – хранительница величайших исторических и художественных ценностей; -Италия – родина великих гениев художественной мировой культуры; -Венеция – город на воде; -Музыкальные термины: БАРКАРОЛА; -Особенности БАРКАРОЛЫ. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (что происходит с мелодией, какие звучат регистры, что наблюдается в динамике, можно ли назвать пьесу музыкальным пейзажем, какие картины природы можно «увидеть» в этом произведении, что изображает ритм в романсе). Применять: -Петь песню в концертном исполнении, с динамическими оттенками, интонационно верно, с четкой дикцией. Урок 10. «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди (1ч) Роль оперы в жизни итальянского народа. Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии австрийскими войсками. Важнейшие отличительные особенности произведений Верди — сила духа, стремление к свободе, призыв к борьбе. Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание). В путь. Итальянская народная песня (пение). Знать: -Традиции, темперамент, любовь к опере итальянцев; -Сведения о биографии и творчестве композитора Д.Верди; Термины: ГАЛЕРКА, МАЭСТРО, ОПЕРНЫЙ ТЕАТР «ЛА СКАЛА». Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (что происходит с мелодией, какие звучат регистры, что наблюдается в динамике, какие картины можно «увидеть» в этом произведении, какую огромную силу заключает в себе музыка Д.Верди). Применять: -Разучить и петь 1 куплет и припев песни. Урок 11. Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики (1ч) Австрия — крупнейший музыкальный центр Европы. Композиторы — венские классики: Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет ряда жанров в их творчестве. Знакомство с жанром квартета. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»). Музыкальный материал: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч.76 № 2. IV часть (слушание). В.А. Моцарт. Ария Царицы ночи. Из оперы «Волшебная флейта» (слушание). Й. Гайдн, русский текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой (пение). Знать: -Значение Австрии для мировой музыкальной культуры; -Имена выдающихся Венских классиков: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен; -Расцвет жанров: опера, симфония, квартет, концерт, соната; -Состав классического струнного квартета; -Музыкальные термины: ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ, КВАРТЕТ. Уметь: -Внимательно слушать музыку; -Анализировать музыкальное произведение (Что отличает звучание квартета Й.Гайдна – единство, слаженность или их отсутствие? Черты песенности, танцевальности или маршевости очевидны в музыке Й. Гайдна? Только ли драматический характер присущ арии Царицы ночи?); -Размышлять, приводить доводы, отстаивать свою точку зрения. Применять: -Разучить 2 куплет песни, петь в спокойном, умиротворенном характере; -Закрепление 1 куплета и пр. Урок 12. Знаменитая Сороковая (1ч) Индивидуально-характерные стилевые особенности творчества композиторов — венских классиков. Лирические образы в музыке В. А. Моцарта. Роль мелодического начала в его сочинениях. Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр). Музыкальный материал: В.А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Экспозиция (слушание). В.А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты. Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение). Знать: -Особенности творчества Венских классиков; -Мелодичность произведений В.А.Моцарта; -Музыкальные термины: СИМФОНИЯ; -Из скольких частей состоит симфония (4 части). Уметь: -Внимательно слушать музыку; -Анализировать музыкальное произведение (В чем заключаются главные отличительные особенности произведений композиторов-классиков? Какое средство музыкальной выразительности определяет сороковую симфонию?); -Размышлять, соотносить эпиграфы с музыкой. Применять: -Разучить и петь 2 куплета и припев песни. Урок 13. Героические образы Л. Бетховена (1ч) Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена. Фортепиано — ведущий солирующий инструмент в эпоху венского классицизма. Знакомство с жанром сонаты. Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 8 «Патетическая» для фортепиано. I часть. Экспозиция (слушание). Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный человек (пение). Знать: -Биографические данные композитора, сведения о его творчестве; -Героика – главный образ произведений композитора; -Музыкальный термин: СОНАТА (определение термина). Уметь: -Внимательно слушать музыку; -Анализировать музыкальное произведение (Соответствует звучание музыки названию «Патетическая»? Ощутимы ли контрасты в произведении? Для какой цели они применяются?); -Размышлять, соотносить образные выражения, цитаты и эпиграфы с музыкой и личностями композиторов. Применять: -Разучить 3 куплет песни; -Закрепить 1, 2 куплет и припев песни; -Петь весело, радостно. Урок 14. Песни и танцы Ф. Шуберта (1ч) Знакомство с песенными и танцевальными жанрами в творчестве Шуберта. Знакомство с простой двухчастной формой в музыке. Особенности ее строения, неконтрастность разделов. Музыкальный материал: Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание). Ф. Шуберт. Вальсы, соч. 9 № 1, 9 № 2 (слушание). Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор, соч. 94 № 3 (слушание). Ф. Шуберт, стихи В. Скотта. Ave Maria (пение). Знать: -Биографические данные композитора, особенности творчества; -Главные жанры творчества композитора – ПЕСНЯ и МИНИАТЮРА; -Австрия – родина вальса; -Музыкальные термины: ПЕСНЯ, МИНИАТЮРА, ВАЛЬС, ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА, МОМЕНТ. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (О чем рассказывает песня? Какое настроение господствует в музыке? Чему подражает аккомпанемент? Почему композитор назвал музыку – МОМЕНТОМ? Черты какого известного музыкального жанра явно ощутимы в музыке?); -Размышлять о словесных выражениях известных людей. Соотносить их с реальностью. Применять: Разучить и петь 1-2 куплет и припев песни. Урок 15. «Не речей – море ему имя» (1ч) Содержательные особенности композиторского творчества И. С. Баха. Роль и место органа в музыке Баха; органные импровизации. Знакомство с жанром токкаты. Музыкальный материал: И.С. Бах. Токката ре минор. «Токката и фуга» для органа (слушание). И.С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (пение). И.С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима (пение). Знать: -Биографические данные композитора, сведения о творчестве; -Музыкальные термины: ИМПРОВИЗАЦИЯ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ТОККАТА. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное, сравнивать, оценивать, соотносить высказывания с музыкой и личностью композитора. Применять: -Разучить и петь 3 куплет песни; -Закрепить 1-2 куплеты и припев; -Петь умеренно, нежно. Урок 16. Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига (1ч) Темы и персонажи в произведениях искусства Норвегии. Содержательные особенности творчества Э. Грига. Музыкальный материал: Э. Григ. Песня Сольвейг. Танец Анитры. В пещере горного короля. Из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание). Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение). Волшебный смычок. Норвежская народная песня (пение). Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение). Знать: -Особенности культуры Норвегии; -Биографические сведения о композиторе Э.Григе; -Сюжет драмы «Пер Гюнт»; -Новые слова: ФЬОРД, ТРОЛЛИ, ПРЕДАНИЕ. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (О чем рассказывает пьеса «В пещере горного короля»? Как осуществляется ее развитие: что происходит в динамике, как изменяется темп? С чем это связано? Каким предстает образ Сольвейг в звуках музыки. По какому признаку мы определяем смену первой и второй части?) Применять: -Разучить и петь песню воодушевленно, душевно, неторопливо. Урок 17. «Так полюбил я древние дороги…» (1ч) Полисемичность слова дорога. Духовные и исторические события в «памяти» русских дорог. Отражение темы дороги в произведениях искусства. Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грёзы». I часть. Фрагмент (слушание). А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение). Знать: -Духовные и исторические события о известных дорогах России: Ямской тракт, Владимирка; -Тема дороги отражена во многих произведениях искусства (художественного, музыкального и поэтического). Уметь: -Анализировать картины и поэтический текст; -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Что воспроизводят звуки аккомпанемента в симфонии?); -Соотносить поэтический текст с картинами и музыкой. Применять: Разучить и петь 1-й куплет песни исполняя умеренно, спокойно, плавно. Урок 18. Ноктюрны Ф. Шопена (1ч) Знакомство с жанром ноктюрна: значение слова ноктюрн, особенности содержания, воплощение содержания в средствах музыкальной выразительности. Жанр ноктюрна в творчестве Ф. Шопена. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Ноктюрн ре-бемоль мажор, соч. 27 № 2 (слушание). Ф. Шопен, стихи С. Витлицкого. Весна (пение). Знать: -Понятие НОКТЮРН; -Величайший мастер ноктюрна – Фридерик Шопен; -Биографические сведения из жизни композитора Ф. Шопена. Уметь: -Анализировать музыкальное произведение (Какое музыкальное средство является главным выразителем лирического настроения ноктюрна?); -Охарактеризовать звучание музыки, применяя пометки композитора в нотах; -Соотносить поэтический текст с музыкой. Применять: -Разучить и петь 2-й куплет песни исполняя умеренно, спокойно, плавно. -Закрепление 1-го куплета песни. Урок 19. Музыка Шопена – Это пушки, прикрытые цветами» (1ч) «Революционный этюд» Ф. Шопена как пламенный отклик на события национально-освободительного восстания в Польше 1830 г. Сравнение двух произведений Шопена — ноктюрна ре-бемоль мажор и «Революционного этюда» — с точки зрения воплощения контрастных музыкальных образов. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12 (слушание). Б. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (слушание, пение). Знать: -Исторические события 1830 года в Варшаве; -Биографические сведения из жизни композитора Ф.Шопена; -Музыкальный термин: ЭТЮД. Уметь: -Анализировать музыкальное произведение (Какие средства выразительности придают музыке драматический характер? -Доказать правильность слов Р.Шумана, используя слова для справок; -Соотносить свои впечатления с поэтическим образом. Применять: -Разучить и петь 3-й куплет песни исполняя умеренно, спокойно, плавно. -Закрепление 1-го и 2 -го куплета песни. Урок 20. Арлекин и Пьеро (1ч) Народный танец-шествие карнавал. Карнавал в Италии: его характер, атрибутика, персонажи. Тема карнавала в одноименном фортепианном произведении Р. Шумана (на примере пьес «Арлекин» и «Пьеро»). Психология образа в романсе К. Дебюсси «Пьеро». Музыкальный материал: Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание). К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание). Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение). Знать: -Определение слова КАРНАВАЛ; -Традиции, участники и персонажи карнавала; -«Карнавальная» тема в творчестве немецкого композитора Роберта Шумана. Уметь: -Анализировать музыкальное произведение (Можно ли считать пьесы «Арлекин» и «Пьеро» музыкальными портретами? Какими показаны персонажи? Что отличает их характеры, походку, движения? Только ли потешным комедиантом предстает главный герой в пьесе К. Дебюсси «Пьеро»? В чем причина несчастья Пьеро? Случайно ли присутствие ночного пейзажа в пьесе? Усиливает он состояние грусти Пьеро?). Применять: -Разучить 1 куплет и припев песни. Урок 21. В подводном царстве (1ч) Воплощение сказочных (фантастических) образов подводного царства в музыке. Сравнение музыкальных образов — Н. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» и Р. Щедрин «Золотые рыбки» — с точки зрения воплощения в них процесса и результата музыкального развития. Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание). Р. Щедрин. Золотые рыбки. Из балета «Конёк-горбунок» (слушание). Г. Фиртич, стихи Е. Черновецкого. Песня о названиях кораблей (пение). Знать: -Сюжет оперы-былины «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Сравнивать музыкальные образы, подбирать подходящие образу слова и характеристики; -Анализировать музыкальное произведение (Каким предстает образ океана-моря синего? Что присуще музыке «Шествия» - выдержанность одного состояния или изменчивость состояний? Какие картины возникают в воображении при прослушивании фрагмента «Золотые рыбки»?). Применять: -Разучить 2 куплет и припев песни; -Повторить и закрепить 1 куплет и припев песни. Урок 22. Цвет и звук: «музыка витража» (1ч) Витражи в области изобразительных искусств и в музыке. Эффекты «музыкального витража» в музыке О. Мессиана. Игра красок в музыке органного цикла Мессиана «Рождество Господне». Музыкальный материал: О. Мессиан. Пастухи (№ 2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание). Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение). Знать: -Об искусстве витража; -Определение слова ВИТРАЖ; -Присущий музыке «эффект витража» французского композитора Оливье Мессиана; Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Каков характер музыки? Ощущается ли присутствие изобразительности в музыкальном звучании?). Применять: -Разучить 3 куплет песни,; -Повторить и закрепить 1-2 куплеты песни; -Исполнять песню весело, задорно, душевно. Урок 23. Вознесение к звездам (1ч) Тема Востока в творчестве О. Мессиана: «Турангалила-симфония». Смысловые грани названия произведения, особенности композиции, оригинальность инструментовки. Грандиозность музыкального действия в кульминационной части симфонии «Ликование звезд». Музыкальный материал: О. Мессиан. Ликование звёзд. V часть. Из «Турангагилы-симфонии» (слушание). В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение). Знать: -Тема Востока в творчестве О.Мессиана; -Значение слов: ТРАКТАТ, МИРИАДЫ; -Какие смыслы заключает в себе древнеиндийское слово Турангалила; -Сюжетный замысел композитора при создании симфонии; -Электронный музыкальный инструмент ВОЛНЫ МАРТЕНО. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (За счет каких средств музыкальной выразительности достигается эффект грандиозности звучания?); -Соотносить музыкальные образы с приведенными словами для справок; -Озвучивать ритмический рисунок индийских ритмов. Применять: -Записать в тетради свои мысли о прослушанной музыке, о том, что больше всего в ней понравилось и запомнилось. Рассказ о музыке можно представить в виде рисунка; -Разучить 1 куплет песни. Урок 24-25. Симфонический оркестр (2ч) Группы музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра. Родство инструментов внутри каждой группы. Тембровые особенности (возможности) звучания инструментов симфонического оркестра. Музыкальный материал: Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Пёрселла (Путеводитель по оркестру для молодёжи) (слушание). А. Сальери. Втроём как один (пение). Е. Адлер, стихи В. Семернина. Наш оркестр (пение). Знать: - Инструментальные группы, которые входят в состав симфонического оркестра; -Почему можно назвать инструменты внутри каждой группы родственными; -Определение слова ПАРТИТУРА; -В каких музыкальных жанрах важна роль симфонического оркестра. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Какие группы инструментов больше схожи по тембру, какие отличаются?). Применять: -Разучить 2 куплет песни; -Повторить и закрепить 1 куплет песни; -Петь песню мягко, нежно, плавно. Урок 26. Поэма огня «Прометей» (1ч) Претворение мифа о Прометее в поэме огня А. Скрябина «Прометей». Прометеев аккорд. Введение световой строки в партитуру поэмы. Воплощение «громадного лучезарного подъема» средствами симфонического оркестра и хора. Музыкальный материал: А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание). Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение). Знать: -Характеристику образа мифологического героя Прометея; -Миф о Прометее; -Значение названия ПРОМЕТЕЕВ АККОРД; -Значение СВЕТОВОЙ СТРОКИ в музыке. Уметь: -Отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Какие группы симфонического оркестра усиливают главную кульминацию произведения?). Урок 27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана (1ч) Продолжение начатого в 3 классе знакомства с важнейшими правилами, адресованными Р. Шуманом юным музыкантам. Музыкальный материал: Повторение песенного материала по выбору учителя (учащихся). Знать: -Определение слова ЭНТУЗИАЗМ; -Почему композитор назвал свои правила ЖИЗНЕННЫМИ. Уметь: -Обсуждать правила в ходе коллективной беседы, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Применять: -Разучить 1 куплет и припев песни. Урок 28. Джазовой оркестр (1ч) Рождение джаза в Америке. Ритм как первооснова джазовой музыки. Группа солирующих инструментов и ритмическая группа Джаз-банда. Претворение джазовых ритмов, интонаций, тембров в опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Музыкальный материал: Дж. Гершвин. Песня Порги. Из оперы «Порги и Бесс» (слушание). Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение, игра на детских музыкальных инструментах). Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было в Каролине (пение). Знать: -Определение слова ДЖАЗ, ОРКЕСТР ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ; -Где зародилось искусство джаза; -Какие инструменты входят в состав джазовой музыки; -Сюжет оперы «Порги и Бесс»; -Музыкальный инструмент БАНДЖО. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Группа каких «звенящих» инструментов выделяется в звучании оркестра? Обратить внимание на звучание БОНДЖО, образующее ритмический аккомпанемент песне). Применять: -Разучить 2 куплет и припев песни; -Повторение и закрепление 1 куплета и припева песни; -Петь песню в характере музыки (закрепление). Урок 29. Что такое мюзикл? (1ч) Знакомство с жанром мюзикл: специфика содержания, особенности композиционного строения. Музыкальный материал: Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Музыкальные фрагменты из кинофильма «Звуки музыки» (слушание). В. Семенов. Когда я стану миллионером. Из мюзикла «Том Сойер и другие» Знать: -Сюжет мюзикла Р.Роджерса «Звуки музыки»; -Определение слова МЮЗИКЛ. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Отражает ли музыка жанр музыкальной комедии? Почему?). Применять: -Разделять солирующие и хоровые партии; -Петь ноты гаммы в характере музыки; -Разучить 1 куплет и припев песни. Урок 30. Под небом Парижа (1ч) Культурно-исторические памятники Парижа. Музыкальный Париж: многообразие стилей и жанров. Роль песни в исполнительском творчестве Э. Пиаф. Музыкальный материал: Я ни о чём не жалею. Под небом Парижа. Гимн любви. Песни из репертуара Э. Пиаф (слушание). В. Косма. Музыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание). Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал» (слушание). Кадэ Руссель. Французская народная песня (пение). Пастушка. Французская народная песня (пение). Знать: -Географическое расположение Франции; -Памятники архитектуры, достопримечательности Парижа; -Роль песни в жизни Парижа; -Почему парижане называли Э.Пиаф – «Великая Эдит». Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Что в исполнении запоминается и поражает больше всего – сила голоса, красота тембра, эмоциональность? Есть ли черты сходства в музыке из французских кинофильмов и песнями Э.Пиаф?). Применять: -Разучить 2 куплет и припев песни; -Повторить и закрепить 1 куплет и припев песни. Урок 31. Петербург. Белые ночи (1ч) Междисциплинарная тема. Отражение явления белых ночей в произведениях искусства: прозе, поэзии, музыке. Соотнесение и сравнение образов художественных произведений. Художественный материал: П р о з а К. Паустовский. Белая ночь. Фрагмент. П о э з и я А. Пушкин. Медный всадник. Фрагмент. М у з ы к а П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание). Песенный репуртуар: Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи (пение) Знать: -Дату и основателя города Санкт-Петербурга; -Явление природы – белые ночи; -Произведения А.Пушкина и К.Паустовского, посвященные СЛАВНОМУ ГОРОДУ; -Определение слова ДЕРЖАВНЫЙ. Уметь: -Сравнивать образные выражения, используемые авторами при описании белых ночей; -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Созвучен ли характер музыки характеру литературных произведений? Какие образные выражения наиболее точно передают содержание музыки?), Применять: -Разучить 1 куплет и припев песни. Урок 32. «Москва! Как много в этом звуке…» (1ч) Москва — крупнейший исторический, научный и культурный центр России и в мире (краткий культурно-исторический экскурс). Страницы истории, связанные с Москвой, запечатленные в произведениях литературы и искусства. Музыкальный материал: П. Чайковский. Кантата «Москва». № 3. Хор (слушание, пение). О. Газманов. Москва, звонят колокола (слушание, пение). А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я иду, шагаю по Москве (пение). Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о Москве (пение). М. Ротерштейн, стихи И. Бурсова. У Кремлёвской стены (пение). Знать: -Историю города Москва (основание, главные вехи, героические события, связанные с Бородинским сражением); -Литературные произведения А.Барто, М.Лермонтова; Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Что придает торжественность характера музыкального произведения? Какие звукоизобразительные эффекты используются в оркестре? С какой целью П.Чайковский использует мелодию Марсельезы в своем сочинении?). Применять: -Разучить 2 куплет и припев песни; -Повторить и закрепить 1 куплет и припев песни. Урок 33. «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» (1ч) Гимн Российской Федерации — звучащий символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения. Музыкальный материал: П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание). Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение). Н. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение). Знать: -Главные символы каждого государства; -Определение слова ГИМН; -Авторов Гимна Российской Федерации; -Гимн Российской Федерации. Уметь: -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Каков характер гимна? Почему в музыке преобладают громкие оттенки звучания? Группы каких музыкальных инструментов выделяются в оркестре? Почему? Что придает характеру музыки пунктирный ритм? Почему государственный гимн принято исполнять и слушать стоя?). Применять: -Разучить 3 куплет и припев песни; -Повторить и закрепить 1-2 куплеты и припев песни; -Петь всю песню весело, задорно, бойко с четкой дикцией, легким звуковедением. Урок 34. «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» (1ч) Гимн Российской Федерации — звучащий символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения. Музыкальный материал: П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание). Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение). Н. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение). Знать: -Музыка – язык, понятный всем; -Лучшие театры мира; -Выдающихся дирижеров мира; -Выдающихся оперных исполнителей; -Лучшие образцы музыкального искусства. Уметь, Применять: -Петь интонационно верно, с четкой дикцией, правильно распределяя дыхание во фразах. -Уметь петь легко, в быстром темпе песни веселого, задорного характера; -Петь плавно, связно песни лирического, спокойного характера. Требования к уровню подготовки учащихся По итогам 4 класса:
обучающиеся должны уметь:
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное |
Учебно - тематический план 4 класс
№ урока | Раздел, тема | Количество часов |
Тема года: «Музыкальное путешествие» | 34 | |
1. | «Россия – любимая наша страна...» | 1 |
2-3. | Великое содружество русских композиторов | 2 |
4. | Тема Востока в творчестве русских композиторов | 1 |
5. | Музыка Украины | 1 |
6. | Музыка Белоруссии | 1 |
7. | Музыкант из Желязовой Воли | 1 |
8. | Блеск и мощь полонеза | 1 |
9. | Музыкальное путешествие в Италию | 1 |
10. | «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди | 1 |
11. | Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики | 1 |
12. | Знаменитая Сороковая | 1 |
13. | Героические образы Л. Бетховена | 1 |
14. | Песни и танцы Ф. Шуберта | 1 |
15. | «Не ручей – море ему имя» | 1 |
16. | Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига | 1 |
17. | «Так полюбил я древние дороги…» | 1 |
18. | Ноктюрны Ф. Шопена | 1 |
19. | «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами» | 1 |
20. | Арлекин и Пьеро | 1 |
21. | В подводном царстве | 1 |
22. | Цвет и звук: «музыка витража» | 1 |
23. | Вознесение к звёздам | 1 |
24-25. | Симфонический оркестр | 2 |
26. | Поэма огня «Прометей» | 1 |
27. | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана | 1 |
28. | Джазовый оркестр | 1 |
29. | Что такое мюзикл? | 1 |
30. | Под небом Парижа | 1 |
31. | Петербург. Белые ночи | 1 |
32. | «Москва! Как много в этом звуке…» | 1 |
33-34. | «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» | 2 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
Тема года: «Музыкальное путешествие».
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. |
1. | «Россия – любимая наша страна…» | 1ч. | 1.09 |
(П) Знание имён выдающихся отечественных композиторов. (М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке.. (Л) Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | Урок-знакомство. А. Александров «Государственный гимн», С. Рахманинов «Концерт №2», Д. Тухманов «Россия», В. Шаинский «Уголок России», Ю. Визбор «Россия», Е. Тиличеева «Родина моя». |
2. 3. | Великое содружество русских композиторов. | 2ч. | 8.09 15.09 | Традиционный урок. М. Мусоргский «Хованщина», «С няней», «Вечерняя песня». | |
4. | Тема Востока в творчестве русских композиторов. | 1ч. | 22.09 | Комбинированный урок. Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», А. Бородин «Князь Игорь». | |
5. | Музыка Украины. | 1ч. | 29.09 | (П) Умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки. (М/П) Умение проводить простые аналогии и сравнения. (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству. | Традиционный урок. М. Мусоргский «Гопак», Н. Лысенко «Элегия», «Ой в лесу есть калина» укр.н.п. |
6. | Музыка Белоруссии. | 1ч. | 6.10 | Традиционный урок. А. Пахмутова «Белоруссия», «Бульба», «Реченька», «Кума моя, кумочка» бел.н.п. | |
7. | Музыкант из Желязовой Воли. | 1ч. | 13.10 | (П) Развитие умения определять характер музыки с учётом терминов. (М/П) Осуществление простых обобщений. (Л) Развитие этических чувств. | Урок-викторина. Ф. Шопен «Концерт №1», О. Девочкина «Осень», В. Серебрякова «Осенней песенки слова». |
8. | Блеск и мощь полонеза. | 1ч. | 20.10 | Традиционный урок. М. Огиньский «Полонез», М. Глинка «Полонез», Г. Струве «Полонез дружбы». | |
9. | Музыкальное путешествие в Италию. | 1ч. | 27.10 | (П) Умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки. (М/П) Осуществление обобщений между произведениями искусства на основе выявления сущностной связи. (Л) Позитивная самооценка своих муз.-творческих способностей. | Урок-обобщение. М. Глинка «Венецианская ночь», «Санта Лючия» итал.н.п. |
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. |
10. | «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди. | 1ч. | 10.11 | (П) Развитие певческих и слушательских способностей. (М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке. (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству. | Традиционный урок. Дж. Верди «Аида», «В путь» итал.н.п. |
11 | Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики. | 1ч. | 17.11 | (П) Умение размышлять о музыкальных произведениях. (М/П) Умение решать смысловые и творческие задачи. (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству. | Традиционный урок. Й. Гайдн «Квартет ре минор», «Мы дружим с музыкой», В.А. Моцарт «Волшебная флейта». |
12. | Знаменитая Сороковая. | 1ч. | 24.11 | Традиционный урок. В.А. Моцарт «Симфония №40», «Послушай, как звуки хрустально чисты». | |
13 | Героические образы Л. Бетховена. | 1ч. | 1.12 | (П) Знание имён выдающихся композиторов. (М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке. (Л) Наличие мотивационной основы учебной деятельности. | Традиционный урок. Л. Бетховен «Соната №8», «Свободный человек». |
14 | Песни и танцы Ф. Шуберта. | 1ч. | 8.12 | Комбинированный урок. Ф. Шуберт «В путь», «Вальсы», «Музыкальный момент», «Аве Мария». | |
15 | «Не ручей – море ему имя». | 1ч. | 15.12 | (П) Проявление навыков вокально – хорового пения. (М/П) Участие в музыкальной жизни класса. (Л) Наличие позитивной оценки своих музыкально – творческих способностей. | Урок-игра. И.С. Бах «Токката ре минор», «Осень», «Зима». |
16 | Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига. | 1ч. | 22.12 | Урок-обобщение. Э. Григ «Пер Гюнт», «Заход солнца», «Волшебный смычок» норв.н.п., «Камертон». |
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. |
17. | «Так полюбил я древние дороги…» | 1ч. | 12.01 | (П) Знание имён и творчества композиторов и умение узнавать черты их музыкальной речи. (М/П) Умение формулировать собственное мнение и позицию. (Л) Реализация творческого потенциала. | Традиционный урок. П. Чайковский «Симфония №1», А. Алябьев «Зимняя дорога». |
18 | Ноктюрны Ф. Шопена. | 1ч. | 19.01 | Традиционный урок. Ф. Шопен «Ноктюрн ре-бемоль мажор», «Весна». | |
19 | «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами». | 1ч. | 26.01 | Урок-экскурсия. Ф. Шопен «Этюд до минор», Б. Броневицкий «Сердце Шопена». | |
20 | Арлекин и Пьеро. | 1ч. | 2.02 | (П) Умение размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. (М/П) Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческих задач. (Л) Ориентация на понимание причин успеха в деятельности. | Комбинированный урок. Р. Шуман «Карнавал», К. Дебюсси «Пьеро», Н. Савичева «Песня о цирке». |
21 | В подводном царстве. | 1ч. | 9.02 | Комбинированный урок. Н. Римский-Корсаков «Садко», Р. Щедрин «Конёк-Горбунок», Г. Фиртич «Песня о названиях кораблей». | |
22 | Цвет и звук: «музыка витража». | 1ч. | 16.02 | Комбинированный урок. О. Мессиан «Пастухи», Г. Фрид «Ветер». | |
23. | Вознесение к звёздам. | 1ч. | 2.03 | Традиционный урок. О. Мессиан «Ликование звёзд», В. Шаинский «Облака». | |
24 | Симфонический оркестр. | 1ч. | 16.03 | (П) Знание названий групп симфонического оркестра. (М/П) Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. (Л) Наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Традиционный урок. Б. Бриттен «Вариация и фуга на тему Пёрселла», А. Сальери «Втроём как один», Е. Адлер «Наш оркестр». |
25. | Поэма огня «Прометей». | 1ч. | 23.03 | (П) Умение воспринимать музыку различных жанров. (М/П) Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей. (Л) Позитивная самооценка своих музыкально – творческих способностей. | Урок-игра. А. Скрябин «Прометей»,Г. Струве «Учитесь держаться в седле». |
26. | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. | 1ч. | 6.04 | Урок-обобщение. Повторение песенного материала. |
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. |
27 | Джазовый оркестр. | 1ч. | 13.04 | (П) Знание названий различных видов оркестра. (М/П) Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству. | Урок-экскурсия. Дж. Гершвин «Порги и Бесс», Я. Дубравин «Джаз», Р. Бойко «Дело было в Каролине». |
28 | Что такое мюзикл? | 1ч. | 20.04 | (П) Умение размышлять о музыкальных произведениях. (М/П) Умение решать смысловые и творческие задачи. (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству. | Комбинированный урок. Р. Роджерс «Звуки музыки», В. Семенов «Когда я стану миллионером». |
29 | Под небом Парижа. | 1ч. | 27.04 | Традиционный урок. Песни из репертуара Э. Пиаф, к кинофильмам «Игрушка», «Профессионал», фр.н.п. «Кадэ Руссель», «Пастушка». | |
30 31 | Петербург. Белые ночи. | 2ч. | 4.05 11.05 | (П) Знание имён выдающихся композиторов. (М/П) Участие в музыкальной жизни класса. (Л) Наличие мотивационной основы учебной деятельности. | Традиционный урок. П. Чайковский «Май», Г. Портнов «Белые ночи». |
32 | «Москва! Как много в этом звуке…» | 1ч. | 18.05 | Традиционный урок. П. Чайковский «Москва», О. Газманов «Москва», А. Петров «Я иду, шагаю по Москве», Г. Свиридов «Песня о Москве», М. Ройтерштейн «У кремлёвской стены». | |
33 | «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» | 1ч. | 25.05 | (П) Проявление навыков вокально – хорового пения. (М/П) Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческих задач. (Л) Наличие позитивной оценки своих музыкально – творческих способностей. | Урок-концерт. П. Чайковский «1812 год», Р. Тульбович «Детям мира», Н. Смирнов «Не грусти, улыбнись и пой». |
Список используемой литературы.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.
Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)
Рабочие программы 1 класс...
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...