«Развитие вокально- певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Формировать певческие навыки у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Димитровграда
Центр дополнительного образования детей
Методическая разработка
«Развитие вокально- певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»
педагога дополнительного образования
Максимова Варвара Васильевна
руководителя творческого объединения
«До – Ми - Солька»
г. Димитровград – 2019г.
«Развитие вокально- певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»
Цель:
Формировать певческие навыки у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора.
Задачи:
- формировать музыкально-слуховые певческие представления;
-стимулировать развитие целостного музыкально-эстетического восприятия песен;
-углублять музыкально-сенсорное восприятие основных музыкальных звуков,
-совершенствовать певческие умения и навыки;
-способствовать освоению азбуки седьмой ступени песенного творчества детей;
- воспитывать интерес к русским народным праздникам и традициям;
-содействовать творческой самостоятельности и активности.
Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка. В певческой деятельности ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Голос- инструмент, которым ребенок может активно пользоваться с малых лет.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, эмоционально- слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Развиваются нравственные представления ребенка, так как при исполнении песен он передает свое отношение к их содержанию, переживает настроение, душевное состояние другого человека.
В пении активизируются умственные способности ребенка, он постигает выразительное значение мелодии, аккомпанемента, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Исполнение песен положительно влияет на физическое развитие детей: правильно поставленное пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата, развивает приятный тембр голоса, улучшает речь, развивает координацию слуха и голоса.
Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Оно
объединяет детей общим настроением, дети приучаются к совместным действиям.
Проблема постановки певческого голоса - одна из важных и актуальных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. У детей вокальные связки еще не сформированы окончательно, им характерно негромкое, но напевное и звонкое пение. При эффективном педагогическом воздействии дети могут овладеть азбукой певческого исполнительства. Самый подходящий материал по обучению пению всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус.
Вернуть утерянные ценности, обратиться к истокам поможет фольклор: ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров оказывает большое влияние на развитие творческой личности.
Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено "с ног на голову". Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Небылицы развивают у ребенка фантазию, образное мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. Дети сочиняли попевку на заданную скороговорку.
Игровые и плясовые песни - Исполняя с детьми эти песни, устраиваю импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни.
Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность..
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создано специально для детей и было продиктовано заботой о подрастающем поколении.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Еще К.Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обычная и прочная связь, соединяющая, отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».
Формы
Глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность полностью зависят от эффективности методов и приемов.
Работа по формированию певческих навыков у детей включает в себя несколько этапов:
1 этап – ознакомление, восприятие.
Применяла такие методы как наглядный и словесный. На ознакомительном этапе я сообщала название песни и выразительно ее исполняла, чтобы дети поняли, к чему должны стремиться при разучивании и исполнении песни. Если сложный текст, выразительно читала его и объясняла значение непонятных слов. Далее проводила беседу о характере песни, стремясь этим пробудить интерес к ней, желание ее выучить.
Побуждала детей к высказыванию о характере песни в целом, о смене настроения ее частях, о средствах музыкальной выразительности (темп, звуковедение), о моделировании формы песни.
После чего в группе дети с воспитателем ежедневно прослушивали фонограмму этой песни, моделировали ее форму и содержание.
Дети с удовольствием слушают и запоминают русские народные мелодии. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, девицы-красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягодку земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой.. Несмотря на то, что в песнях есть незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова: коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.
2 этап – разучивание песни, проходило в среднем на 4-5 занятиях.
На этом этапе я поняла, как важно использовать индивидуальный подход к ребенку. Исполнять песню небольшими группами, индивидуально (прием-соревнование, кто чище споет, дети оценивают пение друг друга), чередование положений «сидя», «стоя» для профилактики утомления. Разучивание песен я начинала с более простых, запоминающихся фрагментов. Учитывала рекомендации Н. А. Метлова, рассаживала детей так, чтобы нечисто интонирующие сидели в первом ряду, за ними – средне-интонирующие и в третьем ряду – хорошо поющие дети.
Для пения и распевания голоса беру попевку «Скок-поскок», она помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает легкость, подвижность голоса. Также песенки «Патока с имбирем», «Андрей-воробей», «Заинька-зайка», «Петушок», «Дождик», «Ворон» удобны для задания «пение по цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу. В старшем возрасте попевку «Сорока» дети поют в разных тональностях, закрепляя представление детей о звучании низкого и высокого регистров.
Фольклорные песни позволяют применять такой прием, как пение без сопровождения (a capella), что дает возможность детям вычленять слухом и свой голос, и голоса товарищей и верно подстраиваться в общее звучание. Детская народная песня обычно имеет очень простой музыкальный строй и почти не требует сопровождения инструмента. Мелодии этих песен быстро запоминаются и легко воспроизводятся, позволяя сопровождать песню танцевальными движениями.
Игры с использованием детского фольклора имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением.
Приемы развития навыка чистого интонирования:
- настройка на первом звуке песни;
- задержка на отдельном звуке мелодии;
- дирижерский жест, показывающий высокое и низкое звучание;
- пение «цепочкой», этот прием также активизирует внимание детей;
- пение «про себя» (часть песни исполняется как обычно, а часть- «молча»;
- пропевание отдельных интервалов: прима- «тук-тук», терция- «ку-ку», квинта- «динь-дон», секста- «ау».
Разучивание мелодии происходило по фразам, в замедленном темпе.
Приемы формирование навыка правильного звукообразования :
- беседа о характере музыки .
- показ приемов исполнения;
- жестикуляция;
- сравнение звучания с музыкальными инструментами (плавное - дудочка, легкое и отрывистое - колокольчик).
Приемы для выработки правильной дикции:
- произношение на высоком звучании в ритме песни (для исполнения песен в быстром темпе);
- произношение текста шепотом в ритме песни;
-пение мелодии без сопровождения;
- произносить песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта;
- произносить ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным посылом звука;
- петь мелодию песню, сохраняя разговорный посыл звука;
- наиболее полезным и эффективным для улучшения техники словопроизношения являются песни-скороговорки.
Выразительное произношение текста способствовало выразительности пения:
- произношение слов по слогам всей группой и отдельными детьми.
Для овладения правильным дыханием, показывала, где его брать и обращала внимание на певческую установку - посадка прямая, не поднимая плеч, использовала упражнения «Свечка», «Насос» и др.
Для того, чтобы научить детей стройному, слитному пению, я использовала следующие приемы:
- показ момента вступления;
- проигрывание первого звука или интервала песни;
- определение смысловых акцентов.
Необходимое условие возникновения песенного творчества:
-накопление впечатлений от восприятия песен-образцов для творчества;
-накопление опыта исполнительства, когда дети приобретают умения и навыки, необходимые для выражения собственных музыкальных впечатлений.
Дети сочиняли музыкальный ответ на предложенный текст: попевки «Поезд», «Гуси» Т. Бырченко, « Зайка, где бывал?» М. Скребковой, « Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера;
Выполняли задания на нахождение тоники: попевки «Наш дом» Е. Тиличеевой, «Лифт», «Лужи» Т. Бырченко; сочиняли окончание песни: попевки «Снежок», « Мишка»
Т. Бырченко.
Сочиняли попевки определенного настроения, жанра: попевки «Осенью» Г. Зингера, «Колыбельная» В. Агафонникова, «Плясовая» Т. Ломовой.
3 этап – повторение песни.
На заключительном этапе работы с песней шло закрепление в непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной.
Основываясь на своем опыте, можно сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
Таким образом, используя русский народный фольклор в своей работе с детьми, я добилась следующих результатов: дети исполняют произведения напевно, чистым, протяжным голосом, владеют различными средствами выразительности голоса, у детей развивается ритмический слух, гибкость голосового диапазона, артикуляционная моторика, дети заинтересованы в исполнении народных песен, хороводов, игр.
Литература:
- Г.М. Орлова, С.И. Бекина. «Учите детей петь»М.,Просвещение., 2007
- М.А. Давыдова» Музыкальное воспитание в детском саду» М. ВАКО,2006
- Л.С. Замыцкая, Н.Б.Крашенинникова.«Обучение дошкольников выразительному пению в процессе формирования у них музыкальных и речевых навыков», Н.Новгоров, 2003
- Экспресс- анализ и оценка детской деятельности. Под редакцией О.А.Сафоновой. Н. Новгород,2006
- Н.А. Метлов « Музыка - детям» М., 2001
- Л.Н.Комиссарова, Э.П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», М., 2000
- А.Д. Войнова. «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников»М, 2002
- Е.С.Маркова. « Напевные песни и их роль в развитии певческого дыхания детей» Спб, 2003
- Г.П.Стулова. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М, 2004
- Журнал « Музыкальный руководитель» 2009-13
- Картушина М.Ю. «Вокально – хоровая работа в детском саду» М. Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.
- Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М., Советский композитор, 1988.
- Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
- Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.
- Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 1982.
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство , 1971.
- Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 1969.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1988.
- Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. – М.: Просвещение, 1990.
- Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М.: Советский композитор, 1971.
- Капица О.И. Детский фольклор. – Л., 1928.
- Князева О.Л., М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Н.Новгород, 1997.
- Праздники, обряды, традиции. – 2-е изд., доп. и перераб./Сост.: Б. Марьянов. – М.: Мол.гвардия; 1979, - 159 с., ил.
- Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.А. Семикова. Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: Талам, 2000.-96 с.
- Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1972.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под.ред. Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2005.- 152 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация кружка «Всестороннее развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы с природным материалом»
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный творческий проект предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческо...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА
В статье говорится о работе педагога по формированию долговременной памяти...
Развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста
В пении формируются основные музыкальные способности детей. В младшем школьном возрасте важно найти у ребенка задатки творческих способностей и умело развить их....
"Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы над вокальными упражнениями в условиях детского вокального коллектива".
Данная методическая работа рассмотривает физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.Изучает основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьно...
Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
В настоящее время большое внимание уделяется возрождению нашей духовности и перед учителями, композиторами, деятелями искусства стоят важные задачи по музыкальному воспитанию подрастающего поколения. ...
Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...
Развитие и коррекция дыхания у детей младшего школьного возраста в логопедической работе
Важность правильного дыхания у детей младшего школьного возраста в фокусе логопедической практики. Проведение дыхательных упражнений способствует развитию глубокого вдоха и плавного выдоха, что влияет...