«Развитие вокально- певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Максимова Варвара Васильевна

Формировать певческие навыки у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         Управление образования администрации города Димитровграда

Центр дополнительного образования детей

Методическая разработка

«Развитие вокально- певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

педагога дополнительного образования

Максимова Варвара Васильевна

руководителя творческого объединения

«До – Ми - Солька»

г. Димитровград – 2019г.

«Развитие вокально- певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Цель:

Формировать певческие навыки у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора.

 Задачи:

- формировать музыкально-слуховые певческие представления;

-стимулировать развитие целостного музыкально-эстетического восприятия песен;

-углублять музыкально-сенсорное восприятие основных музыкальных звуков,

 -совершенствовать певческие умения и навыки;

-способствовать освоению азбуки седьмой ступени песенного творчества детей;

- воспитывать интерес к русским народным праздникам и традициям;

-содействовать творческой самостоятельности и активности.


Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка. В певческой деятельности ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Голос- инструмент, которым ребенок может активно пользоваться с малых лет.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, эмоционально- слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Развиваются нравственные представления ребенка, так как при исполнении песен он передает свое отношение к их содержанию, переживает настроение, душевное состояние другого человека.

В пении активизируются умственные способности ребенка, он постигает выразительное значение мелодии, аккомпанемента, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Исполнение песен положительно влияет на физическое развитие детей: правильно поставленное пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата, развивает приятный тембр голоса, улучшает речь, развивает координацию слуха и голоса.

 Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Оно

объединяет детей общим настроением, дети приучаются к совместным действиям.

Проблема постановки певческого голоса   - одна из важных и актуальных проблем  практики музыкального воспитания дошкольников. У детей вокальные связки еще не сформированы окончательно, им характерно  негромкое, но напевное  и звонкое пение. При эффективном педагогическом воздействии дети могут овладеть азбукой певческого исполнительства. Самый подходящий материал по обучению пению всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус. 

 Вернуть утерянные ценности, обратиться к истокам поможет фольклор: ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров оказывает большое влияние на развитие творческой личности.

Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено "с ног на голову". Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Небылицы развивают у ребенка фантазию, образное мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Скороговорки.  Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. Дети сочиняли попевку на заданную скороговорку.

Игровые и плясовые песни - Исполняя с детьми эти песни, устраиваю импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни.

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность..

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создано специально для детей и было продиктовано заботой о подрастающем поколении.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Еще К.Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обычная и прочная связь, соединяющая, отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».

Формы

         Глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность полностью зависят от эффективности  методов и приемов.

Работа по формированию певческих навыков у детей включает в себя несколько этапов:

1 этап – ознакомление, восприятие.

Применяла такие методы как наглядный и словесный. На  ознакомительном этапе  я сообщала  название песни и выразительно ее исполняла, чтобы дети поняли, к чему должны стремиться при разучивании и исполнении песни. Если сложный текст, выразительно читала его и объясняла значение непонятных слов. Далее проводила беседу о характере песни, стремясь этим пробудить интерес к ней, желание ее выучить.  

Побуждала детей к высказыванию о характере песни в целом, о смене настроения ее частях, о средствах музыкальной выразительности (темп, звуковедение), о моделировании формы песни.

После чего в группе дети с воспитателем ежедневно прослушивали фонограмму этой песни, моделировали ее форму и  содержание.

Дети с удовольствием слушают и запоминают русские народные мелодии. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, девицы-красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягодку земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой.. Несмотря на то, что в песнях есть незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова: коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.

2 этап – разучивание песни, проходило в среднем на 4-5 занятиях.

На этом этапе я поняла, как важно  использовать индивидуальный подход к ребенку. Исполнять  песню небольшими группами, индивидуально (прием-соревнование, кто чище споет, дети оценивают пение друг друга), чередование  положений «сидя», «стоя» для профилактики утомления. Разучивание  песен я начинала  с более простых, запоминающихся фрагментов. Учитывала рекомендации Н. А. Метлова, рассаживала детей так, чтобы нечисто интонирующие сидели в первом ряду, за ними – средне-интонирующие и в третьем ряду – хорошо поющие дети.

Для пения и распевания голоса беру попевку «Скок-поскок», она помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает легкость, подвижность голоса. Также песенки «Патока с имбирем», «Андрей-воробей», «Заинька-зайка», «Петушок», «Дождик», «Ворон» удобны для задания «пение по цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу. В старшем возрасте  попевку  «Сорока» дети поют в разных тональностях, закрепляя  представление детей о звучании низкого и высокого регистров.

Фольклорные песни позволяют применять такой прием, как пение без сопровождения (a capella), что дает возможность детям вычленять слухом и свой голос, и голоса товарищей и верно подстраиваться в общее звучание. Детская народная песня обычно имеет очень простой музыкальный строй и почти не требует сопровождения инструмента. Мелодии этих песен быстро запоминаются и легко воспроизводятся, позволяя сопровождать песню танцевальными движениями.

Игры с использованием детского фольклора имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением.

Приемы развития навыка чистого интонирования:

- настройка на первом звуке песни;

- задержка на отдельном звуке мелодии;

- дирижерский жест, показывающий высокое и низкое звучание;

- пение «цепочкой», этот прием также активизирует внимание детей;

- пение «про себя» (часть песни исполняется как обычно, а часть-                «молча»;

- пропевание отдельных интервалов: прима- «тук-тук», терция- «ку-ку», квинта- «динь-дон», секста- «ау».

Разучивание мелодии происходило по фразам, в замедленном темпе.

Приемы формирование навыка правильного звукообразования :

- беседа о характере музыки .

- показ приемов исполнения;

- жестикуляция;

- сравнение звучания с музыкальными инструментами (плавное - дудочка, легкое и отрывистое - колокольчик).

Приемы для выработки правильной дикции:

- произношение на высоком звучании в ритме песни (для исполнения песен в быстром темпе);

- произношение текста шепотом в ритме песни;

-пение мелодии без сопровождения;

- произносить песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта;

- произносить ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным посылом звука;

- петь мелодию песню, сохраняя разговорный посыл звука;

- наиболее полезным и эффективным для улучшения техники словопроизношения являются песни-скороговорки.

Выразительное произношение текста способствовало  выразительности пения:

- произношение слов по слогам всей группой и отдельными детьми.

Для овладения правильным дыханием, показывала, где его брать и обращала внимание на певческую установку - посадка прямая, не поднимая плеч, использовала упражнения «Свечка», «Насос» и др.

Для того, чтобы научить детей стройному,  слитному пению, я использовала следующие приемы:

- показ момента вступления;

- проигрывание первого звука или интервала песни;

- определение смысловых акцентов.

Необходимое  условие возникновения песенного творчества:

-накопление впечатлений от восприятия песен-образцов для творчества;

-накопление опыта исполнительства, когда дети приобретают умения и навыки, необходимые для выражения собственных музыкальных впечатлений.

 Дети сочиняли  музыкальный ответ на предложенный текст: попевки   «Поезд», «Гуси» Т. Бырченко, « Зайка, где бывал?» М. Скребковой, « Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера;

Выполняли  задания на нахождение тоники: попевки «Наш дом» Е. Тиличеевой, «Лифт», «Лужи» Т. Бырченко; сочиняли  окончание песни: попевки «Снежок», « Мишка»

Т. Бырченко.

Сочиняли  попевки определенного настроения, жанра: попевки  «Осенью» Г. Зингера, «Колыбельная» В. Агафонникова, «Плясовая» Т. Ломовой.

3 этап – повторение песни.

На заключительном этапе работы с песней шло закрепление в непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной.

Основываясь на своем опыте, можно сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.  

Таким образом, используя русский народный фольклор в своей работе с детьми, я добилась следующих результатов: дети исполняют произведения напевно, чистым, протяжным голосом, владеют различными средствами выразительности голоса, у детей развивается ритмический слух, гибкость голосового диапазона, артикуляционная моторика, дети заинтересованы в исполнении народных песен, хороводов, игр.

Литература:

  • Г.М. Орлова, С.И. Бекина. «Учите детей петь»М.,Просвещение., 2007
  • М.А. Давыдова» Музыкальное воспитание в детском саду» М. ВАКО,2006
  • Л.С. Замыцкая, Н.Б.Крашенинникова.«Обучение дошкольников выразительному пению в процессе формирования у них музыкальных и речевых навыков», Н.Новгоров, 2003
  • Экспресс- анализ и оценка детской деятельности. Под редакцией О.А.Сафоновой. Н. Новгород,2006
  • Н.А. Метлов « Музыка -  детям» М., 2001
  • Л.Н.Комиссарова, Э.П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», М., 2000
  • А.Д. Войнова. «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников»М, 2002
  • Е.С.Маркова. « Напевные песни и их роль в развитии певческого дыхания детей» Спб, 2003
  • Г.П.Стулова. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М, 2004
  • Журнал « Музыкальный руководитель» 2009-13
  • Картушина М.Ю. «Вокально – хоровая работа в детском саду» М. Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.
  • Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М., Советский композитор, 1988.
  • Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.
  •  Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
  • Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.
  • Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 1982.
  • Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство , 1971.
  • Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 1969.
  • Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1988.
  • Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. – М.: Просвещение, 1990.
  • Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М.: Советский композитор, 1971.
  • Капица О.И. Детский фольклор. – Л., 1928.
  • Князева О.Л., М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Н.Новгород, 1997.
  • Праздники, обряды, традиции. – 2-е изд., доп. и перераб./Сост.: Б. Марьянов. – М.: Мол.гвардия; 1979, - 159 с., ил.
  • Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева,  Л.Г. Каримова, Л.А. Семикова. Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: Талам, 2000.-96 с.
  • Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1972.
  • Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под.ред. Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2005.- 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация кружка «Всестороннее развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы с природным материалом»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный творческий проект предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческо...

Развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста

В пении формируются основные музыкальные способности детей. В младшем школьном возрасте важно найти у ребенка задатки творческих способностей и умело развить их....

"Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы над вокальными упражнениями в условиях детского вокального коллектива".

Данная методическая работа рассмотривает физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.Изучает основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьно...

Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

В настоящее время большое внимание уделяется возрождению нашей духовности и перед учителями, композиторами, деятелями искусства стоят важные задачи по музыкальному воспитанию подрастающего поколения. ...

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...

Развитие и коррекция дыхания у детей младшего школьного возраста в логопедической работе

Важность правильного дыхания у детей младшего школьного возраста в фокусе логопедической практики. Проведение дыхательных упражнений способствует развитию глубокого вдоха и плавного выдоха, что влияет...