Музыкальные инструменты России
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Музыкальные инструменты России. Технологическая карта урока музыки. 4 класс. Урок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_instrumenty_rossii.docx | 739.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные инструменты России
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ
Учитель: Райкова Елена Васильевна, учитель музыки высшей категории, МБОУ «Гимназия №6» г.Ивантеевка
Предмет: Музыка
Класс: 4 класс
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема урока: «Музыкальные инструменты России».
Урок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)
Цели урока: Формирование знаний о русских народных инструментах и приобретение опыта музицирования на простейших ударно-шумовых русских народных инструментах.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о русских народных инструментах;
- Формировать навыки творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) музицирования;
Развивающие
- Содействовать развитию музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
- Способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, формулировать свои мысли;
Воспитательные
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам;
- Прививать любовь к произведениям русской народной музыки, интерес к русской народной песне;
- Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру обучающихся;
Образовательные технологии – технология развития процессов восприятия музыки, технология развития ассоциативно-образного мышления школьников, технология личностно - ориентированного развивающего обучения, игровая технология, технология детского музицирования.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
- Повышение мотивации к учебно-творческому процессу;
Метапредметные результаты:
- Уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
- Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
- Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки;
- Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
Предметные результаты:
- Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека;
- Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); выражать свое отношение к народной культуре в речевых высказываниях, музыкально-творческой деятельности.
Межпредметные связи: литература, история.
Тип урока: комбинированный урок .
Художественный материал: р.н. наигрыш «Полянка», р.н.п. «Во кузнице».
Учебно-материальная база:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2015.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2015.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.
Материально-техническая база: фортепиано, аккордеон, компьютер, акустическая система, мультимедиа проектор, экран, музыкальные инструменты, карточки с изображением русских народных инструментов.
Основные термины и понятия: «Русские народные инструменты»; «Струнные инструменты»; «Духовые инструменты»; «Ударно – шумовые инструменты»; «Оркестр русских народных инструментов».
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент (2 мин.) | Настраивает ребят на учебную работу. Задает эмоциональный тон урока. Приветствует ребят попевкой-диалогом: «Здравствуйте, ребята!» - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я думаю, вы догадаетесь, о чем мы с вами будем говорить, глядя на то, что я сейчас буду делать. | Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Включаются и исполняют музыкальное приветствие учителя. | Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности; Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу. |
Постановка цели и задач (5 мин.) Фронтальная работа | Организует процесс определения темы урока под р.н. наигрыш «Полянка» достает и раскладывает на столе русские народные инструменты. Предлагает сформулировать тему урока. - Глядя на то, что я сейчас делала, вы догадались, о чем будет у нас разговор? Пишет тему урока на доске Предлагает определить цель урока. Значит, какая же цель нашего урока? И что мы будем делать? (Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами, будем играть на инструментах). Правильно! Мы познакомимся с музыкальным творчеством русского народа Почему именно о русских народных инструментах мы будем говорить? | Принимают учебную задачу. Делают предположения о предстоящей теме урока. . Делают предположения о предстоящей цели урока. Включаются в беседу | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности |
Актуализация знаний (8 мин.) Фронтальная работа | Актуализирует субъектный опыт обучающихся. Рассказывает Русский народ очень любил исполнять песни, особенно под сопровождение музыкальных инструментов, которые сам же и создавал. Создавал песни и инструменты. Включает обучающихся в систему вопросов: - Ребята, какие группы инструментов вы знаете? (струнные, духовые, ударные). - Какие русские народные инструменты можно отнести к струнным? - К духовым? - К ударным? Организует распределение детьми инструментов по группам. (если не удается вспомнить инструмент, загадывает загадки): 1.Приложу к губам я трубку - Полилась по лесу трель, - Инструмент тот очень хрупкий, Называется ...(свирель) 2.Я — пастушеский рожок, 3.Мы собрали хоровод, пригласили весь народ. А в кругу наш пастушок дует весело в (рожок) | Систематизируют по группам (струнные, духовые, ударные) Выбирают (отвечающие) карточки с изображением нужного инструмента, крепят к доске Разгадывают загадки | Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач |
Изучение нового материала Показ инструментов, демонстрация приемов игры на них (22 мин.) Фронтальная работа | Рассказывает об ударных и шумовых русских народных инструментах Организует знакомство детей с ударными и шумовыми инструментами Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным. В прежние времена бубном на Руси были названы любые музыкальные ударные инструменты. Бубен представляет собой деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. На бубнах на Руси играли скоморохи. Не меньшей известностью в древности пользовались так называемые ратные (военные) бубны. Их размеры были настолько велики, что для их перевозки требовалось не менее четырех коней. Гром ратных бубнов был настолько страшен, что войска противника обращались в бегство, так и не приступив к сражению. Бубенцы (бубенчики) – старинный народный Русский музыкальный инструмент. Чем отличается бубенчик от колокольчика? Колокольчик – металлическая перевернутая чашечка, открытая снизу. Язычок-ударник при раскачивании ударяется о ее стенки, издавая резкие, звенящие звуки. Бубенчик – металлический полый шар, между стенок которого свободно перекатываются маленькие металлические шарики В прежнее время, бубенцы и колокольчики прикреплялись к шее или к ноге домашних животных. Делалось это для того, чтобы, гуляющие в поле, животные, случайно не потерялись. Трещотка представляет собой набор деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании трещотки издаются резкие трескучие звуки. Для того, чтобы изготовить трещотку, понадобиться запастись двадцатью гладкими, ровными, одинаковыми пластинками равного размера. Вырезают эти музыкальные пластинки из крепкой и сухой древесины (предпочтительней, дуба). Существует круговая трещотка - русский шумовой инструмент, относящийся к самозвучащим. Коробочка— ударный музыкальный инструмент. Распространён у многих народов мира, в том числе и у русских. Представляет собой прямоугольный брусок звонкого, хорошо высушенного дерева. Верхняя граница бруска слегка скруглена. С одной стороны, ближе к верхней части бруска, выдолблена глубокая щель шириной около 1 см. На инструменте играют деревянными или пластиковыми палочками. В зависимости от размера коробочки, звук может быть выше или ниже. Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле. Старинные деревянные ложки изготавливались вручную, без использования современных высокоточных станков и оборудования, поэтому они получались более толстостенными, были намного прочнее и обладали более низким и качественным звучанием. Ложки для музыкальных целей изготавливают из твердых пород дерева (дуб, ясень, клен, бук). Музыкальные ложки имеют удлиненные рукоятки, иногда вдоль рукоятки привешивают бубенцы. Рубель – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья. На Русском севере рубели называли «катальными палками». Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем, да так, что даже плохо постиранное белье становилось чистым. Отсюда пословица: «Не мытьем, так катаньем» Колотушка – очень древний Русский народный ударный музыкальный инструмент. Сначала, он был предназначен для охранников и сторожей, которые ходили по ночным улицам городов и деревень, постукивая колотушкой через определенные промежутки времени. Эти звуки отпугивали ночных разбойников и воров, а простым людям служили сигналом, что вокруг все в порядке. Со временем, этот музыкальный инструмент прочно закрепился в Русских Народных ансамблях. Редкий праздник обходился без мерного звучания колотушки . Шаркунок - (от русского слова - ШАРКАТЬ) погремушка, сплетённая из берёсты с семенами гороха внутри. Горошинки внутри погремушки не гремят, а скорее шуршат или "шаркают". Отсюда и название. Шуршащий звук погремушки завораживал и успокаивал малышей. Игрушка имела функцию оберега. Считалось, что шум, издаваемый ею, отгонял от ребёнка злые силы. Шаркунки обычно делал хозяин дома на радость детям и для спокойствия родных Так что же такое шаркунок? Это и подарок на рождение малыша, и оберег, и грызунок из природного безопасного материала, и погремушка с горохом, и шумовой музыкальный инструмент для подросшего ребенка. Мы рассмотрели самые основные ударные русские народные инструменты! Каждый инструмент – источник звука и красив по-своему. - А если их собрать в дружный коллектив, то что получится? (Оркестр). - Как думаете, а что такое оркестр? (ответы). Да, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Физкультминутка Предлагает организовать оркестр русских народных инструментов. Организует процесс разучивания песни «Во кузнице» игрой «Эхо» (первая фраза – учитель, вторая – повторение – дети) - Эта песня композиторская? - Как народ создает песни? Организует процесс подбора ритмического аккомпанемента русской народной песни «Во кузнице» - Возьмем воображаемые молотки и куем (первая фраза с повторением - четверти) - Возьмем маленькие молоточки (вторая фраза с повторением – восьмые) - Теперь прохлопаем. - Теперь простучим этот ритм на ложках. Показывает приемы игры на ложках. Обращает внимание что в песне несколько куплетов. Усложняет задачу: первые фразы (четверти) в куплетах играют разные инструменты: 1 куплет – трещетки, 2 куплет – рубель 3 куплет – колокольца с бубенцами 4 куплет – бубен. 5 куплет – все инструменты Организует при повторном проигрывании игру на инструментах с импровизациями. Организует совместное коллективное исполнение р.н.п. «Во кузнице». Предлагает обсудить собственное исполнение. | Включаются в творческую деятельность. Выбирают (отвечающие) музыкальные инструменты Демонстрируют игру на них Записывают на доске название Участвуют в беседе с учителем. Высказывают предположения о способах игры на инструменте. Высказывают предположения о первоначальном использовании инструмента (в быту) Участвуют в беседе с учителем. Повторяют действия за учителем. Включаются в творческую деятельность. Исполняют ритмическое сопровождение. Осваивают приемы игры на инструментах. Исполняют р.н.п. «Во кузнице». Анализируют свое исполнение. | Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе совместной деятельности. Регулятивные умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные формировать умение вступать в учебный диалог с учителем Коммуникативные формулировать собственные мысли Познавательные устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания Коммуникативные осуществлять совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе совместной деятельности. Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной); Регулятивные: уметь проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями); |
Закрепление новых знаний (4 мин.) Парная работа | Что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с той удивительной страной, в которую мы сегодня попали. Но мы обязательно опять с вами сюда вернемся уже на следующем уроке. Предлагает задание «Найди лишнее» (раздаточный материал). Организует совместную проверку задания. | Выполняют задание. Проверяют результаты своей работы. Оценивают результаты своей деятельности. | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу |
Рефлексия (3 мин.) | Включает обучающихся в систему вопросов: - С какими музыкальными инструментами русского народного оркестра мы познакомились? - Какой музыкальный инструмент вы сегодня для себя «открыли»? - Звучание какого инструмента вам больше всего понравилось? Организует самооценивание. Ребята, какое настроение сопровождало вас в путешествии: радостное или грустное? | Участвуют в рефлексии урока. Отвечают на вопросы Оценивают настроение | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу. Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции.. |
Контроль и оценка (1 мин) | Выражает свое отношение к работе обучающихся на уроке и оценивает их деятельность. | Осмысленно воспринимают оценивание. | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу. |
Домашнее задание (1 мин.) | Предлагает выполнить творческое задание. Ребята, я предлагаю вам подумать, пофантазировать на тему «Музыкальные инструменты конца ХХI века». Нарисуйте инструменты, какие, по-вашему мнению, будут в конце нашего ХХI века. | Записывают домашнее задание. Слушают методические рекомендации по выполнению заданий. | |
Организационное окончание урока (1 мин.) | Завершает урок. Благодарит за сотрудничество. Сегодня мы с вами вспомнили русские народные инструменты, а с некоторыми из них мы сегодня познакомились. У нас получилось играть на них. Молодцы! Вы хорошо пели и играли. Организует выход обучающихся под музыку, которую они выбрали сами (из музыкального материала урока). | Благодарят за урок. Выходят под музыку из класса. |
Приложение 1
«Что лишнее?»
Найди лишнее слово (подчеркни)
1) Бубен, трещетка, ложки, гусли
2) Домра, гусли, балалайка, скрипка
3) Свирель, рожок, флейта, жалейка
Найди лишнее слово (подчеркни)
1) Бубен, трещетка, ложки, гусли
2) Домра, гусли, балалайка, скрипка
3) Свирель, рожок, флейта, жалейка
Найди лишнее слово (подчеркни)
1) Бубен, трещетка, ложки, гусли
2) Домра, гусли, балалайка, скрипка
3) Свирель, рожок, флейта, жалейка
Найди лишнее слово (подчеркни)
1) Бубен, трещетка, ложки, гусли
2) Домра, гусли, балалайка, скрипка
3) Свирель, рожок, флейта, жалейка
Найди лишнее слово (подчеркни)
1) Бубен, трещетка, ложки, гусли
2) Домра, гусли, балалайка, скрипка
3) Свирель, рожок, флейта, жалейка
Приложение 2
Домра
Свирель
Рожок
Жалейка
Приложение 3
Физкультминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали!
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая
Нас от парт не отпускает!
Голову тяну к плечу
Шею я размять хочу,
В стороны разок – другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой вперед,
А потом наоборот.
Потянулись, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
Приложение 4
Загадки
1.Приложу к губам я трубку -
Полилась по лесу трель, -
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется ...(свирель)
2.Я — пастушеский рожок,
Жалобный, гнусавый.
Я тонка, стройна, как змейка.
А зовут меня (жалейка)
3.Мы собрали хоровод,
пригласили весь народ.
А в кругу наш пастушок
дует весело в (рожок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 4 классе по музыке. Программа Критской Е.Д.. Тема урока "Музыкальные инструменты России"
Урок в 4 классе по программе Е.Д. Критской. Тема "Музыкальные инструменты России". На уроке учащиеся показывают подготовленный исследовательский проект "Какое отношение данные слова: царь, чужес...
музыкальные инструменты России
С помощью данной презентации, желающие узнать про музыкальные инструменты России найдут для себя много интересного и познательного. В ней приводятся все картины инструментов и дается возможность просл...
конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.
Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...
Конспект урока 4 класс на тему "Музыкальные инструменты России"
Познакомить учащихся с русскими народными инструментами....
Открытый урок по теме "Музыкальные инструменты России"
Цели:Пополнение знания учащихся по темам «Музыкальные инструменты России»,Расширение кругозора учащихся, представления о разнообразии музыкальных инструментов, в том числе ударных.Воспитан...
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...