Конспекты уроков музыки в начальной школе
план-конспект урока по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Анчина Олеся Евгеньевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс 1                                                                                                                                    

Тема урока музыки «Ничего на свете лучше нету…»

Цель: Формирование у учащихся образов сказки «Бременские музыканты» Братьев Гримм.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся выразительно исполнять песню Г. Гладкова «Песенка друзей»; определять значение музыки в мультфильмах. 

Метапредметные: владение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

Личностные: эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничного представления, понимание роли музыки в собственной жизни

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке.

Материалы и оборудования: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано.

Музыкальный репертуар: «Песенка друзей», «Луч солнца золотого» муз. Г. Гладкова сл. Ю. Энтина.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Итог урока
  6. Рефлексия

Конспект

Структура урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

1

Организационный момент

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Олеся Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок музыки, присаживайтесь

Приветствуют учителя и присаживаются на свои места

1

2

Создание проблемной ситуации

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости

способность детей к рассуждению, принятию решений

К.

уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог

Давайте закроем глазки и помолчим, послушайте, что вы слышите вокруг себя?

Все звуки, которые вы назвали это и есть своеобразная музыка, пение птиц, капель сосулек, ветерок и многое другое. Как вы считаете, музыка нас окружает?

Музыка звучит повсюду! Звучит она и в наших любимых мультфильмах. Назовите песни из мультфильмов, которые вы знаете.

А как вы думаете, зачем композиторы сочиняют музыку к мультфильмам, кинофильмам, телепередачам?

Отгадайте, персонажи, какого мультфильма будут у нас в гостях?

Давным-давно на белом свете жили глупые короли, прекрасные принцессы, страшные лесные разбойники и веселые трубадуры. Трубадуры пели песни, устраивали представления, которые народ очень любил. Однажды утром по дороге, ведущей в королевский замок, появилась повозка, в которой были трубадур и его верные друзья. Все они – и юноша, и пес, и кот, и петух, и даже осел – были бродячими артистами…

Узнали героев мультфильма?

Делятся о том, какие звуки услышали

Да

Называют мультфильмы

Музыка помогает зрителям лучше узнать персонажей фильмов, понять его сюжет, следить за развитием

Бременские музыканты

5

3

Организация исполнительской деятельности

Л. корректировать собственное исполнение

К.         

осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

П.

выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о сказке немецких писателей братьев Гримм «Бременские музыканты», именно эта сказка стала великолепной мультипликационным фильмом. Музыку к этому мультфильму написал композитор Геннадий Гладков. Скажите, а вы помните песню, которую они поют?

Совершенно верно, так и будет звучать тема нашего урока, запишите. Предлагаю всем встать и вспомнить, как звучит песня

Поем в караоке «Песенку друзей» из м/ф «Бременские музыканты»

ВХТ

Методы и приемы

Четкое произношение слов

Собственный показ

Допевание окончаний согласных (г,д,т,р)

Дирижерский жест

Протяжность гласных на конце (у,а,е,о)

Дирижерский жест

Да, ничего на свете лучше нету

Записывают тему урока

Поем песню

12

4

Организация слушательской деятельности

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости

личностное отношение при восприятии музыки.

Р.

 научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

Рассмотрите картинки на слайде – кадры из фильма «Бременские музыканты». Какие песни соответствуют картинкам – кадрам.

Скажите какие песни звучали в кадрах?

1.Песенка разбойников

2.Мы к вам на ехали на час

3.Песенка короля и принцессы

4.Луч солнца золотого

Послушайте и определите, песня какого героя прозвучит сейчас?

Почему юношу называют трубадуром?

Трубадуры – поэты-певцы во Франции в начале XVIII века. Слово «трубадур» означает «находить, изобретать, слагать стихи, воспевать». Трубадуры – представители светского искусства, владели музыкальной грамотой. Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Трубадуры играли на виоле, арфе и др. инструментах.

Предлагаю посмотреть фрагмент из мультфильма и послушать песню, и вы ответите на вопросы:

О чем пел трубадур в песне?

Как звучала его песня?

На каком инструменте играл юноша?

Вы отлично справились с заданием

Напевают песни, которые соответствуют картинкам

песня трубадура «Луч солнца золотого»

Мнение детей

О том, что ночь пройдет и наступит утро

Спокойно, неторопливо

На гитаре

13

5

Итог урока

Р.

оценка собственной работы, подведение итогов

К.

постановка вопросов и сотрудничество с учителем

Ребята, как называлась тема сегодняшнего урока?

Кто написал музыку к знаменитому мультфильму «Бременские музыканты»?

Ребята, вы сегодня познакомились с легендарным и широко известным мультфильмом «Бременские музыканты».

Этот мультфильм с удовольствием смотрели ваши родители, бабушки и дедушки, милый, добрый мультфильм их детства.

Давайте ответим на вопрос. Нужна ли музыка в мультфильме, для чего она нужна?

Да, т.к. через музыку передаются эмоции и чувства героев мультфильмов и кино

3

6

Рефлексия

Л: оценка собственной работы, подведение итогов

Понравился ли вам урок?

Оцените своё настроение смайликами

Оценка настроения

2



Предварительный просмотр:

Класс 1                                                                                                                                    

Тема урока музыки «Музыкальный спектакль. Афиша»

Цель: знакомство с музыкальными спектаклями и афишами к ним, через спектакли под музыку Д. Кабалевского «Клоуны», С. Прокофьева «Шествие кузнечиков» и «Песенку львенка и черепахи».

Планируемые результаты:

Предметные: общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства.

Метапредметные: готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке

Материалы и оборудования: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано.

Музыкальный репертуар:

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Итог урока
  6. Рефлексия

Конспект

Структура урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

1

Организационный момент

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости

Здравствуйте, меня зовут Олеся Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок музыки, занимайте свои места

Приветствуют учителя, занимают свои места

1

2

Создание проблемной ситуации

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости способность детей к рассуждению, принятию решений

Обратите внимание на слайд, скажите, что вы видите? Хорошо, молодцы, скажите, а вы знаете, что такое Афиша и что такое музыкальный спектакль?

Это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра. А что такое афиша? объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте. Вот мы с вами и выяснили, что и как называется, а теперь соедините картинки с терминами. Молодцы. Как вы считаете, как будет звучать тема нашего урока? Запишите со слайда тему урока в тетрадь. Посмотрите на слайд и скажите, что вы видите афишу или музыкальный спектакль? Совершенно верно. Давайте вспомним, что нам напоминает эта афиша? Правильно, а кто помнит, как она называется?

Совершенно верно

Картинки и надписи «Музыкальный спектакль», «Афиша»

Соединяют картинки

Варианты детей

Афиша

Песню, которую разучивали на прошлом уроке. Песня бременских музыкантов

5

3

Организация исполнительской деятельности

Л. корректировать собственное исполнение

К.         

осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Предлагаю всем подняться с мест и всем вместе вспомнить ее

ВХТ

Методы и приемы

Четкое произношение слов

Собственный показ

Допевание окончаний согласных (г,д,т,р)

Дирижерский жест

Протяжность гласных на конце (у,а,е,о)

Дирижерский жест

Молодцы, можете занять свои места

Пение песни

15

4

Организация слушательской деятельности

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости

личностное отношение при восприятии музыки.

Р.

 научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

Вспомним, как звучит тема нашего урока? Правильно. А какие музыкальные спектакли знаете вы, на каких бывали? Смотрели? Что их всех объединяет и что их различает?

Скажите, а можно назвать музыкальным спектаклем фрагменты из мультфильмов, где герои поют песни и идет картинка их действий? Конечно можно. Посмотрите на слайд, на афишу и скажите, какой музыкальный спектакль мы с вами посмотрим? Давайте посмотрим, и вы мне скажите, какой характер, что передают нам герои и какое настроение вам дарит спектакль? Скажите, а в мультфильме может быть музыкальный спектакль?

Молодцы. Какую следующую афишу вы видите? Какой спектакль будет следующим? Да, следующий музыкальный спектакль будет по музыку Д. Кабалевского. Вы сейчас получите конверты и в них будут слова, вы их соберете в предложения и так мы с вами узнаем немного о его жизни. Молодцы. А сейчас мы с вами посмотрим музыкальный спектакль «Клоуны» и вы мне скажите, какой характер у произведения? Какое настроение передает? Согласны ли вы, что передает образ именно клоунов и каких? Молодцы! А сейчас мы обратимся к заключительной афише, что вы видите там? Совершенно верно, а называется следующий спектакль «Шествие кузнечиков». А музыку к музыкальному спектаклю написал С. Прокофьев. Композитор Сергей Прокофьев, творивший в первой половине прошлого века, оставил в истории заметный след. Большинство музыкальных критиков хоть и не ставит его в один ряд с Бетховеном, Моцартом и Шопеном, соглашаются с тем, что он был и остаётся одним из самых ярких и талантливых российских композиторов всех времён. Музыка, которую он сочинил, поистине прекрасна. Вы сейчас послушаете и скажите, какой характер произведения, какое настроение передает? Представляется ли вам под эту музыку такие же образы, как вы музыкальном спектакле? Молодцы! Скажите, а схожи ли между собой музыкальные спектакли, которые мы посмотрели и послушали сегодня? Когда мы описывали и когда мы посмотрели музыкальные спектакли и афиши к ним понятно ли стало вам о чем мы говорили на уроке?

Музыкальный спектакль. Афиша

Мнение детей

Да

Песенка львенка и черепахи

Дети делятся впечатлением

Да, т.к. там действие героев идет и поют

«Клоуны»

Мнение детей

Кузнечиков, как они идут шествием

Мнение детей

Дети высказывают свое мнение

15

5

Итог урока

Р.

оценка собственной работы, подведение итогов

К.

постановка вопросов и сотрудничество с учителем

Итак, сегодня мы с вами говорили о музыкальных спектаклях и афишах к ним. Послушали музыкальные спектакли и афиши к ним. Вспомнили песню, которую разучивали на уроке и биографию знакомых нам композиторов

2

6

Рефлексия

Л: оценка собственной работы, подведение итогов

Сейчас я раздам вам листочки, и вы проверите свою работу на уроке:

1 Какую песню мы пели на уроке?

2 Как звучит тема нашего урока?

3 Что такое музыкальный спектакль

4 Что такое афиша?

5 Какие музыкальные спектакли мы сегодня послушали?

Песня бременских музыкантов

Музыкальный спектакль. Афиша

Спектакль, в котором играют артисты и музыка звучит

Объявление о спектакле на видном месте

«Песенка львенка и черепахи», «Клоуны», «Шествие кузнечиков»

2



Предварительный просмотр:

Класс 2                                                                                                                                    

Тема урока музыки «Звучит нестареющий Моцарт. Увертюра»

Цель: Знакомство с национальным наследием В.А. Моцарта, с увертюрой к опере «Свадьба Фигаро»
Планируемые результаты:

Предметные: формирование у учащихся представления о В.А.Моцарте.

Личностные: развитие ассоциативно – образного мышления, чувств и эмоций, познавательного интереса.

Метапредметные: воспитание музыкально – эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными и литературными шедеврами; воспитание доброты, взаимопомощи, отзывчивости, чуткого отношения друг к другу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке.

Материалы и оборудования: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано.

Музыкальный репертуар: В.А. Моцарт «Увертюра»; Я. Дубравин «Добрый день»; Русские народные колыбельные песни «Гуленьки», «Серенький волчок», «Белый день», «Баю баюшки баю»; Колыбельная песня «Спи, моя радость, усни».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Организация слушательской деятельности
  6. Итог урока
  7. Рефлексия

Конспект

Структура урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

1

Организационный момент

Л: проявление эмоциональной отзывчивости

Добрый день, занимайте свои места!

Приветствуют учителя, присаживаются на свои места

1

2

Создание проблемной ситуации

Давайте вспомним, какое у вас было домашнее задание? Молодцы, подпишите свои рисунки и в конце урока сдайте мне (опрос по колыбельным, которые пели в детстве). Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю спеть всем известную колыбельную песню. Молодцы!

Дорисовать рисунок, спросить какие колыбельные песни пели в детстве

Поем колыбельную в караоке

5

3

Организация слушательской деятельности

Л: Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности.

П: Овладение знаниями и представлениями о жанре колыбельная песня

Ребята, а давайте вспомним, что о колыбельной песне вы узнали на прошлом уроке?

1.Что такое колыбельная песня?

2.Кто придумал колыбельные песни?

3.Для кого их придумали

4. Для чего они нужны?

5.Какие в них бывают образы?

6.Кто пел колыбельные песни?

7. Что значит колыбать, зыбать?

Сегодня мы с вами проведем небольшую викторину, сейчас мы с вами послушаем 4 короткие народные колыбельные песни, вы представите для каждой колыбельной свой образ, а затем, я буду включать их вам в другом порядке, а вы записывать их названия. Проведем самую настоящую музыкальную викторину.

1.Баю баюшки баю

2.Серенький волчок

3.Гуленьки

4.Белый день

Давайте сейчас вместе с вами ее и проверим. И вы получите свои заслуженные оценки. Проверяем викторину.

Песня, для убаюкивания

Русский народ

Для детей

Убаюкивать, рассказывать о мире, о добре и зле

Дрема, кот, гули, волчок и т.д.

Мамы, убаюкивать

Викторина

5

4

Организация исполнительской деятельности

П: открытие новых

знаний, нового

материала

Л: развитие

эмоциональной

отзывчивости,

развитие памяти для

запоминания

мелодий и текстов

песен

Вы отлично справились, а сейчас мы с вами вспомним песню, которую разучили на прошлом уроке, кто помнит, как она называется?

ВХТ

Методы и приемы

Трудный ритм

Прохлопывание ритма

Быстрый темп

Разучивание а медленном темпе, постепенное увеличение

Проговаривание согласных (в,с,т,л,н,р,д,ц)

Собственный пока, отработка слов

Добрый день

Поем песню

12

5

Организация слушательской деятельности

Проявление эмоциональной отзывчивости. Формирование эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках

Кто помнит, о каком композиторе мы говорили на прошлом уроке? Конечно вы правы, давайте вспомним, какое музыкальное произведение мы слушали на прошлом уроке? Молодцы, а сегодня мы познакомимся с его «Увертюрой». Кто знает, что такое увертюра?

инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому. А сегодня мы послушаем увертюру к опере «Свадьба Фигаро». Опера известного композитора начинается с момента, когда прислуга Графа Альмавивы парикмахер Фигаро должен был жениться на камеристке Сюзанне. Однако, девушки домогается граф и всячески старается помешать намеченным планам. Помимо него у Фигаро есть и другие недоброжелатели, не желавшие, чтобы цирюльник женился. Бартоло помнит до сих пор, как тот сделал все для того, чтобы доктор одурачил его, лишив возлюбленной. Розина же вышла замуж за графа. Бартоло знает, что Фигаро взял в долг у старой экономки большую сумму денег и написал расписку, где говорилось, что если он не отдаст ей все в срок, то должен был на ней жениться. Врач надеется на то, что камердинер не отдаст этих денег и поэтому вынужден будет взять в жены Марцелину, и Бартоло отвяжется от этой старой сплетницы. Сюзанна находится в полной растерянности. К тому же она выслушивает сердечные признания от пажа Керубино, который влюблен помимо нее сразу  в несколько женщин, даже в ее госпожу. Граф же обнаружил недавно, как он ухаживает  за молоденькой дочерью садовника,  и грозился его прогнать. Керубино просит Сюзанну, чтобы та заступилась за него. Но в это время появляется граф, и паж прячется. Но господин ненароком услышал, как Керубино упрашивает  служанку  о любовной встрече с ним. Вскоре приходит учитель пения, который любил посплетничать, и граф прячется за кресло. Керубино же, увидев господина, меняет место укрытия. Базилио сразу же рассказывает Сюзанне о любовных планах Керубино в отношении графини. Граф, узнав об этом, обнаружив пажа, разъярился и отправил юношу на военную службу. Фигаро же, получив разрешение на брак со служанкой, подсмеивается над  Керубино. Графиня переживает по поводу того, что супруг ей изменяет и при помощи своей камеристки хочет его  проучить. И ей это удается. Граф просит прощения  у жены и ее служанки  за то, что вел себя в отношении их недостойно. Фигаро же просит графа, чтобы господин устроил быстрее праздник. Однако, Альмавива хочет проучить его, и тут как раз появляется врач, экономка и учитель музыки с целью заставить цирюльника выполнить обязательство в отношении долга. Но вдруг выясняется, что Фигаро был сыном  Марцелины, которого похитили в детском возрасте. Все недоразумения уладились, и вроде бы все шло к свадьбе. Однако, графиня хотела разыграть мужа, и в процессе этой игры Фигаро чуть не повздорил с Сюзанной, которая выступила в роли госпожи и пришла на свидание к графу. После улаживания всех вопросов наконец наступает счастливый конец . Произведение учит быть верными в семейных отношениях, так как ложь оборачивается лишь раздорами и неурядицами, а порой и разладу в семье. Сейчас мы с вами послушаем, и вы мне ответите:

какой характер у произведения? Какие инструменты вы услышали? Что передает нам музыка? Подготавливает ли увертюра к такому сюжету?

Сейчас мы с вами превратимся в дирижеров и тоже попробуем продирижировать увертюру. Может кто-то хочет продирижировать у доски?

В.А. Моцарт

Фрагмент из «Симфонии №40»

Мнение детей

Дирижируют

13

6

Итог урока

Л: Навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности.

Молодцы ребята, сегодня мы с вами послушали и написали викторину по колыбельной песне, спели колыбельную песню, вспомнили песню, которую разучили на прошлом уроке, поговорили о В.А. Моцарте, послушали увертюру к опере «Свадьба Фигаро», узнали, что такое увертюра и превратились в прекрасных дирижеров.

2

7

Рефлексия

Р: оценка

собственной работы,

подведение итогов

Сейчас я вам раздам листочки, и вы оцените свою

работу на уроке:

1.Что такое колыбельная песня?

2.Какие русские народные колыбельные песни мы с вами сегодня послушали, когда писали викторину?

3.О каком композиторе сегодня говорили?

4.Либретто к какой опере сегодня узнали?

5.Что такое увертюра?

6.Какую песню сегодня пели?

Молодцы, ребята! Всем спасибо за урок! До свидания!

Песня, которой убаюкивают

Баю бай, гуленьки, серенький волчок, белые ночи

В.А. Моцарт

Свадьба Фигаро

Инструментальное вступление к спектаклю

Добрый день, спи моя радость усни

2



Предварительный просмотр:

Класс 2                                                                                                                                    

Тема урока музыки «Все в движении. Попутная песня»

Цель: Раскрытие единства выразительности и изобразительности в музыке на примере сочинений Г. Свиридова и М. Глинки, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров, анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений.
Планируемые результаты:

Предметные: Воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать эстетический вкус на примерах музыки Г. Свиридова и М. Глинки; способствовать становлению позитивного отношения к классической музыке.

 Познакомить с творчеством выдающихся композиторов: Г. Свиридова и М. Глинки.

Развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокально-хоровые навыки.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные: планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке.

Материалы и оборудования: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано.

Музыкальный репертуар: Колыбельные песни М. Лядова, П.И. Чайковского, Н. Римского-Корсакова; РНП «На горе-то калина»; М. Глинка «Попутная песня»; Г. Свиридов пьеса «Тройка».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Итог урока

Конспект

Структура урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

1

Организационный момент

Л: проявление эмоциональной отзывчивости

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места

Приветствуют учителя, занимают свои места

1

2

Создание проблемной ситуации

Р: понимать особенности русской народной музыкальной культуры

Ребята давайте вспомним, какой цветок нас сопровождал на прошлом уроке? Совершенно верно. Так давайте вспомним, что такое интонация? А сколько лепестков у цветика-семи цветика? Назовите их?

Что такое мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, регистр? Лепестки музыкального цветка помогут нам не заблудиться в огромном мире музыки, и я предлагаю вам отправиться в путешествие

по музыкальным картинам.

Ребята, как выдумаете, что может нарисовать, т. е. изобразить музыка? Может ли существовать музыка без движения? Почему? Музыка отражает, изображает всё, что происходит вокруг нас, всё, что находится в движении, и падающие листья, и журчание бегущего ручейка. Согласитесь, всё неумолимо движется: наша планета, реки, облака, люди, и мы с вами тоже, техника. Тема нашего урока так и называется «Всё в движении».

  1. В детстве будущий композитор серьёзно увлёкся литературой, но позднее музыка заняла первое место в списке его приоритетов. Первым музыкальным инструментом, который освоил Свиридов, была балалайка. Впоследствии он виртуозно освоил пианино. Полное собрание сочинений Георгия Свиридова, опубликованное в 2002 году, состоит из 30 увесистых томов.
  2. Младший сын композитора, Сергей, получил своё имя в честь поэта Сергея Есенина
  3. Свиридов обожал читать. В его домашней библиотеке было более 2,5 тысяч книг.
  4. К числу его прочих увлечений относилась рыбалка. При этом он терпеть не мог копать червей. У композитора даже рояля у него своего не было — он арендовал его у Союза композиторов. В 60-х годах он написал новый гимн Советского Союза, положив его на стихи поэта Твардовского. Свои первые пьесы в молодости он писал на стихи Пушкина.
  5. Памятник великому музыкальному гению установлен на его исторической родине, в городе Курск. Сейчас вы услышите пьесу «Тройка» композитора Г. Свиридова. Послушайте и скажите, что изобразил композитор в своей музыке? Слушание «Тройка» Г. Свиридова (небольшой фрагмент) 

Услышанная вами пьеса называется «Тройка».

Сейчас ещё раз послушаем «Тройку» Г. Свиридова. Постарайтесь охарактеризовать ритм, темп, динамику. Продолжение слушания пьесы «Тройка». Ребята, как вы думаете, что выражает музыка? Какие чувства возникли у вас при слушании этой пьесы?

  1. Великий композитор М.И. Глинка происходил из дворянского рода, причём у него были как русские, так и польские корни.
  2. Властная бабушка Михаила Глинки первые шесть лет его жизни воспитывала его сама, не допуская вмешательства в этот процесс даже его родной матери.
  3. Впервые обучаться музыке Глинка начал в 10 лет. Его учили играть на фортепиано и скрипке.
  4. Творчество Глинки оказало влияние на таких знаменитых композиторов, как Римский-Корсаков, Бородин и Мусоргский. Будучи ещё совсем юным, он уже иногда руководил оркестром своего дяди, и сам пытался сочинять музыку.
  5. Создавая много музыкальных произведений, Глинка всё время чувствовал, что это не то, и что он может больше, чем перекладывать на музыку стихи известных поэтов. Он свободно владел шестью иностранными языками.
  6. Михаил Глинка в молодости немало попутешествовал по Европе, посетив Италию, Германию, Австрию и много других стран. В своём путешествии он знакомился с музыкой разных народов, впитывал её и учился.
  7. На протяжении всей жизни Михаил Иванович Глинка дружил с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Глинка был великолепным певцом, особенно в молодости. Правда, певческий талант он впоследствии не развивал, и сам на публике не выступал.

Скончался великий композитор в Берлине. Сейчас на месте первой могилы Глинки в Берлине стоит посвящённый ему памятник.

Сегодня еще вы услышите «Попутную песню» М. И. Глинки, постарайтесь определить, что изображает музыка, что выражает?

Итак, слушаем. «Попутную песню» М. И. Глинки.

Слушание. Что изображает музыка? Что выражает? Какие чувства передаёт музыка?  

Выберите слова, которые по-вашему мнению передают чувства людей? Какой темп в музыке? Динамика? Лад?

Мы с вами послушали 2 произведения 2 разных композиторов, давай вспомним тему уроку и поговорим о том, согласны ли вы, что это произведения отражают тему нашего урока?

Молодцы, ребята! А давайте еще вспомним, какую песню на прошлом уроке мы с вами разучили.

Цветик-семи цветик

7, мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, регистр

Записывают тему урока 

композитор звуками изобразил тройку, несущуюся по заснеженной дороге

Радостное волнение

Мнение детей

На горе-то калина

Предположения детей

10

3

Организация исполнительской деятельности

Р: формирование учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу через песню «на горе-то калина»

ВХТ

Методы и приемы

Протяжность гласных (а,о,е,ю)

Собственный показ

Произношение согласных в конце слова (н,р,т)

Дирижерский жест

Поднимайтесь со своих мест, вспомним песню

Пение песни

13

4

Организация слушательской деятельности

К: знакомство с современной интерпретацией классической музыки; формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства; умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

А сейчас я предлагаю вспомнить, о чем еще мы говорили на прошлых уроках?

А вы знали, что не только народные есть колыбельные, а еще и композиторы писали свои. Предлагаю послушать некоторые из них. Мини-викторина из 2-3 колыбельных.

1.Чаковский

2.Лядов

3.Римский-Корсаков

 А сейчас все стали, подравнялись и споем с вами в караоке колыбельную песню

Колыбельная песня

Поем колыбельную песню

12

5

Итог урока

Л: Навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности

Итак сегодня мы с вами познакомились с произведениями Г. Свиридов «Тройка» и М. Глинка «Попутная песня», вспомнили о нашем цветике -семи цветике, вспомнили песню «На горе-то калина», послушали колыбельные композиторов

2

6

Рефлексия

Р: Оценка собственной работы, подведение итогов

Сейчас я вам раздам листочки, и вы проверите свою работу на уроке:

1.С какими произведениями мы сегодня с вами познакомились, послушали?

2. Кто композиторы произведений?

3. Какую песню пели?

4.О каком еще жанре мы сегодня говорили?

5.Чьи колыбельные песни мы слушали на уроке?

Всем спасибо за урок, до свидания!

«Тройка», «Попутная песня»

М.И. Глинка, С. Свиридов

На горе-то калина

Колыбельная песня

Чайковского, Римского-Корсакова, Глинка

2



Предварительный просмотр:

Класс 3                                                                                                                                    

Тема урока музыки «Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Северная песня родная»

Цель: совершенствовать музыкальное восприятие, умения анализировать, сравнивать, выделять главное через сюиту Э. Грига «Пер Гюнт».

Планируемые результаты:

Предметные: развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Метапредметные: готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

Личностные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся; воспитание позитивно отношения к искусству; проявление эмоциональной отзывчивости; проявление эмоциональной отзывчивости способность детей к рассуждению, принятию решений.

Тип урока: урок «открытия» нового знания; урок-путешествие.

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке.

Материалы и оборудования: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано.

Музыкальный репертуар: Э. Григ «Утро»; «В пещере горного короля»; «Песня Сольвейг»; песня «Пусть всегда будет солнце».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Итог урока
  6. Рефлексия

Конспект

Структура урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

1

Организационный момент

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Олеся Евгеньевна и сегодня я буду проводить у вас урок музыки

Приветствуют учителя, занимают свои места

1

2

Создание проблемной ситуации

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости способность детей к рассуждению, принятию решений

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. А отправимся мы с вами с страну Норвегию. Представьте себе величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. Эта страна находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. Норвегия - родина таких сказочных существ, как гномы, тролли, эльфы. Они как будто живут в горах и скалах, которых много в Норвегии. Красоту этой страны в своей музыке отразил норвежский композитор Эдвард Григ. Эдвард Хагеруп Григ был не только композитором, но и пианистом, дирижёром и основателем национальной норвежской музыкальной школы. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Красоту своей родной природы Григ отразил в своём главном сочинении — музыке к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». И в сегодняшнее путешествие мы отправимся с Пером Гюнтом, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Молодцы, давайте запишем тему урока. Э. Григ написал сюиту «Пер Гюнт», давайте вспомним, что такое сюита?

Молодцы! Пер Гюнт – имя и фамилия главного героя пьесы, который бросив дом, мать Озе и любимую девушку Сольвейг, отправляется в дальнее путешествие по миру в поисках счастья. И мы отправимся.

Смотрят презентацию, о Норвегии и Э.Григе

Предлагают свои варианты

Записывают тему урока

это музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, объединенных общим замыслом.

5

3

Организация исполнительской деятельности

Л. корректировать собственное исполнение

К.         

осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Но для начала, послушаем и разучим песню, которая называется «Пусть всегда будет солнце»

ВХТ

Методы и приемы

Четкое произношение слов

Собственный показ

Допевание окончаний согласных (г,д,т,р)

Дирижерский жест

Протяжность гласных на конце (у,а,е,о)

Дирижерский жест

Молодцы! Вы хорошо потрудились.

Знакомство и разучивание песни

15

4

Организация слушательской деятельности

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости

личностное отношение при восприятии музыки.

Р.

 научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

Сейчас мы с вами послушаем одну из частей сюиты, которая называется «Утро». Запишите в тетрадь название. Вы сейчас послушаете и скажите, какой характер, о чем рассказывает музыка, почему этот эпизод называется «Утро»? Хорошо, теперь ответьте на вопросы. Молодцы! Скажите, а как называется самая ярка точка, наивысшая точка напряжения музыки? Конечно это кульминация. Сейчас мы с вами послушаем еще раз, и вы руками покажите кульминацию в произведении. Молодцы.

А сейчас вы услышите следующую часть сюиты. Пьеса называется «В пещере горного короля», запишите. Главный герой, Пер Гюнт, путешествуя по миру, попадает в пещеру, где перед ним предстают сказочные обитатели королевства – тролли. Кто такие тролли? Давайте внимательно послушаем, как Э. Григ изобразил встречу главного героя со злыми троллями. Вы послушаете и скажите:

 Каков ее характер? Какой темп, динамика, тембровая окраска, какие инструменты? Хорошо, а какой главный принцип развития музыки, выбрать нужно со слайда. Молодцы. А сейчас я предлагаю вам превратиться в великих дирижеров и продирижировать произведение, приготовьтесь. Молодцы, вы отличные дирижеры!

Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья – целых 40 лет. И вот он возвращается на родину. Годы странствий не обогатили его: он растратил свои душевные силы, а счастья так и не нашел. Пер попадает в лес, где он жил раньше. Дома осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь. Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите, какое настроение у нее было, как оно менялось, какой был темп и менялся ли он, о чем же пела Сольвейг? Молодцы!

Я предлагаю сейчас вспомнить «Утро» и «В пещере горного короля», сравним произведения между собой: Что является главным отличием? Что объединяет? Чем отличаются первые 2 произведения с песней Сольвейг? Хорошо, вы молоды!

Характер песенный, о пробуждении природы, о красоте родного края, плавная мелодия, спокойный темп, в начале флейта напоминает пение птиц, движение музыки показывает пробуждение природы это все рисует утро. Кульминация

Злые гномы

духовые, ударные, поёт хор в конце. Вариация

Дирижируют

Поет о том, что прошло много лет.

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни. Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне. Темп менялся из медленного в быстрый, динамика тоже менялась, настроение было, то грустное, то Сольвейг становилась веселее.

Характер, сюжетная линии, и то, что везде побывал Пер. Первые 2 инструментальные, а песня – это песня и она исполняется голосом.

15

5

Итог урока

Р.

оценка собственной работы, подведение итогов

К.

постановка вопросов и сотрудничество с учителем

Итак, сегодня мы с вами подготовились к путешествию с помощью песни «Пусть всегда будет солнце», путешествовали с «Пер Гюнтом» по его сюите и прослушали из нее 3 фрагмента

2

6

Рефлексия

Л: оценка собственной работы, подведение итогов

Сейчас я раздам вам листы, и вы проверите, на какую оценку вы сегодня работали на уроке:

1 О каком композиторе мы говорили?

2 С фрагментами из какой сюиты мы познакомились?

3 Как называются фрагменты?

4 Какую песню мы разучили?

5 Как хвали возлюбленную Пер Гюнта?

Э. Григ

Пер Гюнт

Утро, в пещере горного короля, песня Сольвейг

Пусть всегда будет солнце

Сольвейг

2



Предварительный просмотр:

Класс 3                                                                                                                              

Тема урока музыки «Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки»

Цель: знакомство со стилем «джаз»; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитым исполнителем джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза.

Планируемые результаты:

Предметные: использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений.

Метапредметные: участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке.

Материалы и оборудования: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано.

Музыкальный репертуар:

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Итог урока
  6. Рефлексия

Конспект

Структура урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

1

Организационный момент

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости

Здравствуйте, меня зовут Олеся Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Занимайте свои места

Приветствуют учителя, занимают свои места

1

2

Создание проблемной ситуации

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости способность детей к рассуждению, принятию решений

Сегодня мы с вами отправимся странствовать по дороге добра, скажите, а вы всегда идете по дороге добра, или иногда сворачивайте с нее? Спасибо, за ваши истории, а по дороге мы с вами познакомимся с кое-кем и вы очень скоро узнаете, кто это и расскажите мне все, что вы о нем знаете

Мнение детей

5

3

Организация исполнительской деятельности

Л. корректировать собственное исполнение

К.         

осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Сейчас предлагаю всем подняться с мест и послушать песню, которую мы с вами будем разучивать, кто скажет, как она называется?

ВХТ

Методы и приемы

Четкое произношение слов

Собственный показ

Допевание окончаний согласных (г,д,т,р)

Дирижерский жест

Протяжность гласных на конце (у,а,е,о)

Дирижерский жест

Молодцы! Занимайте свои места

Дорога добра

Разучивание песни

15

4

Организация слушательской деятельности

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости

личностное отношение при восприятии музыки.

Р.

 научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

Ребята, помните я вам обещала, что весь урок нас будут сопровождать? И вот настало время познакомится. Посмотрите на слайд и скажите, кто же будет нас сопровождать? Молодцы! Вы правы, сегодня мы с вами будем путешествовать вместе с ним. Как думаете, как будет звучать тема нашего урока? Молодцы, запишите тему урока со слайда. Чтобы нам с вами лучше узнать джаз, предлагаю узнать его проследить историю его жизни. Сейчас я раздам вам конверты, в них лежат слова, и вы должны будете слова собрать в предложения, каждый из вас получит свой личный конверт. Молодцы, вот мы с вами не много познакомились с джазом. Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного Спиричуэла, грустного Блюза и весёлого Регтайма. Скажите, знакомы ли вам эти слова? Сейчас мы с вами познакомимся с ними поближе. Перед вами на экране 3 термина и их определения с помощью подсказок, которые будет показывать вам сам джаз вы сможете сопоставить правильно термин и его определение. Молодцы! Давайте прочтем, что у нас получилось.

Спиричуэл – песни североамериканских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение. Теперь мы с вами еще больше узнали о джазе. Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями. Сейчас мы с вами познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре. Обратите внимание на слайд, проговорим, какие инструменты вы видите. Сегодня мы с вами познакомимся с американским композитором и пианистом – Джордж Гершвин.

Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афроамериканского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа. Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского театра 20—30-х гг. ; для неё характерно сочетание трагического и жанрово-комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги- обыкновеный бедняк, а Бесс- юная девушка. пера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.

Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс» Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? Какие инструменты вы услышали? Является ли эта музыка такой, которую мы характеризовали на уроке. Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в джазовый оркестр и постараемся передать под прослушивание еще одного характер колыбельной, которую слушали. Молодцы у вас отлично получилось!

Да

Отгадывают и это джаз

Мнение детей

Собирают слова в предложения

Мнения детей

Соединяют понятия

Называют музыкальные инструменты

Мнение детей

15

5

Итог урока

Р.

оценка собственной работы, подведение итогов

К.

постановка вопросов и сотрудничество с учителем

Итак, сегодня мы с вами говорили о джазе и его истории возникновения, познакомились с американским композитором, послушали джазовую колыбельную из оперы «Пороги и Бесс», разучили песню дорога добра

2

6

Рефлексия

Л: оценка собственной работы, подведение итогов

Сейчас я вам раздам листочки, и вы проверите свою работу на уроке:

1 Какую песню мы разучили?

2 О каком жанре мы говорили?

3 С каким композитором мы познакомились?

4 С какой оперой познакомились?

5 Какое произведение из оперы послушали?

Дорога добра

Джаз

Джордж Гершвин

«Пороги и Бесс»

«Колыбельная Клары»

2



Предварительный просмотр:

Класс 4                                                                                                                                    

Тема урока музыки «Театр музыкальной комедии»

Цель: Знакомство с музыкальным жанром «Мюзикл» и оперетту «Летучая мышь» И. Штрауса
Планируемые результаты:

Предметные: Вызывание яркого эмоционального отклика на оперетту «Летучая мышь» И. Штрауса; мотивирование к самостоятельному дальнейшему изучению современных мюзиклов; грамотный разбор музыкального произведения на примере оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса; умение слушать музыку и исполнять ее.

Личностные: Воспитание толерантного отношения между людьми разных национальностей; развитие слуха, памяти, мышления, умения анализировать; воспитание эстетического восприятия.

Метапредметные: планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Тип урока: урок повторения,

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, метод перспективный и ретроспективный

Материалы и оборудования: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано.

Музыкальный репертуар: М. Беренс «С чего начинается Родина»; И. Штраус оперетта «Летучая мышь» - «Вальс»

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация исполнительской деятельности
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Итог урока
  5. Рефлексия

Конспект

Структура урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

1

Организационный момент

Л: проявление эмоциональной отзывчивости

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Олеся Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок музыки

Приветствуют учителя и присаживаются на места

1

2

Организация исполнительской деятельности

Л: Развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен 

Р: понимать особенности русской народной музыкальной культуры

Предлагаю вспомнить песню, которую мы с вами разучивали на прошлом уроке, кто вспомнит, как она называется?

Совершенно верно, давайте все встанем, подравняемся и исполним песню

ВХТ

Методы и приемы

Протяжность гласного звука (а,о,и,е)

Дирижерский жест

Снятие согласных звуков (й,г,к,т,р,п)

Дирижерский жест

Сложный ритм (смешаные восьмые и четверти)

Прохлопывание ритма, собственный показ

С чего начинается Родина

Пение

18

3

Организация слушательской деятельности

Р: развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки

Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в Мир музыкального театра. Но, сначала, я бы хотела спросить у вас, что для вас значит словосочетание – «музыкальный театр»

- Да, театр - понятие многогранное. Это - воплощение творческих замыслов режиссёров, сценаристов, композиторов, актёров и вообще людей творческих профессий, для которых театр-это их жизнь.

- А какие правила поведения в театре вы знаете?

Вы молодцы, знаете все правила театра.

А что такое «театральная постановка»

Как вы думаете, каких?

Какие театральные жанры вам известны?

А мы с вами сегодня познакомимся с вальсом из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса. Как вы думаете, что такое оперетта? оперетта – музыкальная комедия. В отличие от оперы, актёры в оперетте не только поют, но и говорят. Родилась оперетта во Франции. Но особенно была популярна в 19 веке в самом музыкальном городе мира - Вене. Во всем мире «королем вальсов» называют Иоганна Штрауса, австрийского композитора. Он написал самую известную во всем мире оперетту «Летучая мышь», в котором звучит один из самых прекрасных его вальсов. Сейчас мы с вами посмотрим, о чем оперетта. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперетты, и вы мне ответите на вопросы: характер музыки?  Какой танец хотелось танцевать под эту музыку? С какими жизненными обстоятельствами звучания этого танца связана такая его композиция?

Совершенно верно, мы с вами послушали вальс из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, вы молодцы.

А сейчас послушайте ещё раз и подумайте: что хотел передать композитор этой музыкой?

Оперетта так же закружила Европу в танцевальных ритмах и незаметно перелетела за океан, в Америку. Здесь у нее появилось новое название – мюзикл. Кто- то знает, что такое мюзикл?

Мюзикл - слово английского происхождения (musical comedy) музыкальная комедия или, иначе говоря, развлекательное представление. В отличии от оперетты мюзикл может быть не только комедией, но и драмой. Мюзикл - это прекрасная сказка, подаренная нам 20 веком, ставшая для многих людей жизнью, звездным часом). Давайте мы с вами посмотрим, какие жанры соединились в мюзикле? (Эстрадная музыка, бытовая музыка, хореография, современный танец, изобразительное искусство, драма). В первую очередь мюзикл - музыкальный жанр, в котором соединены формы эстрадного искусства, драматического тетра, балета, оперы, бытового танца и изобразительного искусства. Мюзикл может быть легкой комедией, может рассказать о жизни людей, может развернуть на сцене грандиозное эпическое действие, может быть рок-оперой или существовать в классических традициях. Поговорим немного об истории возникновения мюзикла. Жанр сформировался в США, в конце 19 в., как развлекательное музыкально-театральное зрелище. Центром мирового мюзикла считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка. А что же такое современный мюзикл? (Это шоу, грандиозное и дорогое. Здесь все работают «как часы». Сотни артистов играют, танцуют и поют. Еще сотня людей управляет декорациями, светом и звуком. Современный мюзикл - это театр «легкого» стиля, запоминающийся, звонкий, пронизанный острыми ритмами. Все в нем необычно - и музыка, и танцы, речь, жесты, костюмы, декорации. В мюзикле все актеры должны уметь петь и танцевать).

- Когда заходит речь об авторе мюзикла, то конечно имеется в виду композитор, т. к. музыка играет главную роль и мне хочется представить вашему вниманию Эндрю Ллойда Уэббера: Английский композитор, лорд, бизнесмен, мультимиллиардер. Родился он в Англии, в 1948 г., в музыкальной семье. Начал сочинять в возрасте шести лет, своё первое произведение опубликовал в девять лет. Он создал 18 мюзиклов, самые популярные из которых «Призрак оперы», «Фантом-опера», «Кошки». А на следующем уроке, выпускники нам с вами покажут самый настоящий современный мюзикл.

это то место где показывают спектакли, звучит музыка и стихи, где танцуют и поют. Там можно и посмеяться, и поплакать

• В театр приходи вовремя.

• У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете.

• В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.

• Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.

• Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

• Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба.

это союз разных видов искусства

литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства

спектакль, опера, балет

Смотрим сюжет

танцевальная, светлая, радостная, танцевальная. В минуты радости и веселья люди танцуют; вальс; Вальс звучит на балу, где много разных людей, повторяющаяся мелодия словно объединяет их в едином действии — танце

лёгкость, изящество, красоту, грациозность, свежесть

17

4

Итог урока

Л: Навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности

Итак, сегодня мы с вами на уроке вспомнили песню «С  чего начинается Родина», познакомились с вальсом из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, узнали, что такое оперетта и познакомились с таким жанром, как мюзикл

2

5

Рефлексия

Р: оценка собственной работы, подведение итогов

Сейчас я вам раздам листочки, и вы оцените свою работу на уроке:

1.Как называется песня, которую мы сегодня повторяли

2. Как называется оперетта, вальс из которой мы сегодня слушали?

3.Что такое оперетта?
4.Кто композитор оперетты «Летучая мышь»?

5.С каким жанром мы сегодня познакомились?
6.Что такое мюзикл?

Всем спасибо за урок! До свидания!

«С чего начинается Родина»?

«Летучая мышь»

Музыкальная комедия

И. Штраус

Мюзикл

Музыкальная комедия, развлекательное представление

2



Предварительный просмотр:

Класс 4                                                                                                                                    

Тема урока музыки «Исповедь души. Революционный этюд»

Цель: формирование представления о понятиях «Вокализ» и «Этюд», на основе анализа произведения Сергея Рахманинова «Вокализ» и произведений Фредерика Шопена «Революционный этюд».

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представления о событиях в жизни, которые повлияли на создание произведений С. Рахманинова «Вокализ» и Ф. Шопена «Революционный этюд».

Метапредметные: формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность; развитие музыкальных способностей, через анализ, сравнение, произведения Сергея Рахманинова «Вокализ» и музыкальных произведений   Фредерика Шопена «Революционный этюд»; формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом.

Личностные: развитие эмоционально-смыслового восприятия произведений С. Рахманинова и Ф. Шопена.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке.

Материалы и оборудования: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано.

Музыкальный репертуар: С. Рахманинов «Вокализ», Ф. Шопен «Революционный этюд»; Песня «Веселый ветер»

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Итог урока
  6. Рефлексия

Конспект

Структура урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t

1

Организационный момент

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости

Здравствуйте, меня зовут Олеся Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок музыки, занимайте свои места

Приветствуют учителя и занимают свои места

1

2

Создание проблемной ситуации

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости способность детей к рассуждению, принятию решений

Сегодня на уроке мы с вами вспомним песню, с которой познакомились на прошлом уроке, вспомним композиторов С. Рахманинова и Ф. Шопена, познакомимся с 2 произведениями, проанализируем их и познакомимся с новыми понятиями. А сейчас кто мне скажет, как называется песня, с которой мы познакомились на прошлом уроке? Совершенно верно

Веселый вечер

5

3

Организация исполнительской деятельности

Л. корректировать собственное исполнение

К.         

осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Поднимайтесь со своих мест, сейчас мы с вами вспомним песню

ВХТ

Методы и приемы

Четкое произношение слов

Собственный показ

Допевание окончаний согласных (г,д,т,р)

Дирижерский жест

Протяжность гласных на конце (у,а,е,о)

Дирижерский жест

Молодцы! Занимайте свои места

Пение песни

15

4

Организация слушательской деятельности

Л.

проявление эмоциональной отзывчивости

личностное отношение при восприятии музыки.

Р.

 научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

Кто помнит, о каких 2 композиторах мы сегодня будем разговаривать? Молодцы, а кратко вспомнить нам о композиторах помогут двое ваших учеников. Итак, первый композитор о котором мы сегодня поговорим будет Ф. Шопен. Молодец! Спасибо, занимай свое место. Сегодня мы познакомимся с «Революционным этюдом». Давайте вспомним, что такое этюд? Скажите, пожалуйста, может ли обычное упражнение рассказать о том, что наболело в душе? Упражнение обычно не имеет названия, а этот этюд называется «Революционный». Давайте послушаем. О чем рассказывает нам эта музыка? Какой характер у нее? Можно ли сказать, что в этом этюде у композитора исповедь души? Тема нашего урока так и звучит «Исповедь души. Революционный этюд», запишите в тетрадь тему нашего урока. Сейчас мы послушаем еще раз, и вы скажите в чем вы услышали исповедь души? Молодцы, совершенно верно. Сейчас мы с вами вспомним, о композиторе Рахманинове. Молодец, спасибо! Присаживайся на свое место. Мы познакомимся с «Вокализом». Скажите, что такое вокализ? Совершенно верно. Он очень много ездил с концертами, но советской власти это не нравилось, она не отпускала его. Когда, в 1917г. его пригласили в скандинавские страны, он уехал туда вместе с семьей и больше не вернулся. С. Рахманинов покинул Родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество. Он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять, лишившись Родины, я потерял самого себя». Сейчас мы с вами послушаем «Вокализ», и вы скажите, в чем его исповедь? Характер музыки, о чем она рассказывает? Молодцы, вы правы. Скажите, а что для вас значит родина? А какие бы у вас были эмоции, если бы вы покинули родину? Какое из произведений бы было больше вам по душе, в такой период жизни?

Рахманинов, Шопен

Рассказывают о Шопене

упражнение для развития беглости пальцев

Звучит стремительно, решительно, страстно, пламенно

Да

Свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания)

Ученик рассказывает о Рахманинове. Пение, в котором не используются слова

В том, что он прощался с родными местами, уезжая из страны, покидая Родину, как и польский композитор Ф.Шопен.

 Мнение детей

15

5

Итог урока

Р.

оценка собственной работы, подведение итогов

К.

постановка вопросов и сотрудничество с учителем

Сегодня мы с вами вспомнили песню, которую разучивали на прошлом уроке. Вспомнили биографию 2 композиторов, познакомились с их произведениями, которые передают исповедь души

2

6

Рефлексия

Л: оценка собственной работы, подведение итогов

Сейчас я вам раздам листочки, и вы проверите свою работу на уроке:

1 Какую песню мы пели на уроке?

2 С какими 2 композиторами мы познакомились?

3 Какие 2 произведения мы послушали?

4 Как звучит тема нашего урока?

5 Произведения, которые мы послушали и тема урока в чем перекликается?

Веселый ветер

С. Рахманинов, Ф. Шопен

Вокализ, Революционный этюд. Исповедь души

Исповедь душ композиторов отражается в теме урока

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ урока музыки в начальной школе «ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД МОЛОДОЙ, А ЧТО ЖЕ БЫЛО В НЕМ ДО НАС С ТОБОЙ?»

ЦЕЛИ:  познакомить с  культурно-историческими  и музыкальными  традициями родного городаЗАДАЧИ:  расширить  знания о  творчестве  Тольяттинских  композитор...

План-конспект урока музыки в начальной школе

Тема: Музыкальные инструментыПедагогическая цель: создать условия для ознакомления с названиями музыкальных инструментов; развитие умения отличать по звучанию музыкальные инструменты, развитие ритмиче...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Этот конспекты были использованы мной на преддипломной практике...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Начальная школа "Музыка" Е.Д.Критская...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...