Класс: 4 Тема. «В концертном зале»
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Анастасия Андреевна Новикова

Художественное название урока: «Старый замок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki.doc80.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработала: Новикова Анастасия Андреевна

Класс: 4 Тема. «В концертном зале»

Художественное название урока: «Старый замок».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока: 

-Расширить знания учащихся о музыкальных инструментах. -Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

Задачи :

Образовательная:

- Продолжить знакомство с творчеством М. П. Мусоргского и его сюитой «Картинки с выставки» - пьеса «Старый замок» (определять характер, настроение и средства музыкальной выразительности);

- Продолжить знакомство учащихся с клавишным инструментом – фортепиано;

Развивающая:

–Способствовать развитию эмоциональной сферы личности;
–Развивать творческое воображение;
–Развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление;
–Способствовать развитию умения переносить знания в новую ситуацию.

Воспитательная:

 -Воспитывать интерес к музыкальному искусству, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

Универсальные учебные действия:

Личностные: стимулировать формирование эмоционально- нравственной отзывчивости; соотношение личностного восприятия музыки с восприятием класса;

Познавательные: учиться на слух определять музыкальные произведения в исполнении фортепиано, использовать специальную терминологию;

Регулятивные: уметь характеризовать музыкальные произведения, находить соответствующие средства музыкальной выразительности ; уметь соотносить произведения искусства ( архитектуру и музыку);
Коммуникативные:  учиться грамотно строить высказывания и аргументировать их.
Организация образовательного пространства:
Работа в парах, фронтальная и индивидуальная работа.
Используемые виды оценивания:
Словесное оценивание, взаимооценка, самооценка
Межпредметные связи:
Истоки, литература, ИЗО
Методы работы:
Проблемное обучение
Использованные ресурсы:
-литература;
-ссылки на ЭОР.
Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Музыкальное содержание : пьесы из сюиты « Картинки с выставки» М. П. Мусоргского ( Старый замок), песня трубадура из м/ф «Бременские музыканты».

Ресурсы: портрет М. П. Мусоргского, игра « музыкальное лото», презентация, папки со средствами муз. выразительности.

Тип урока: комбинированный.

 

ХОД УРОКА:

Уч.- Здравствуйте, сегодня урок музыки у вас проведу я, меня зовут Анастасия Андреевна. Перед тем как начать новую тему, мы повторим тему предыдущего урока.

Уч.-Что такое рококо?

Об.- Стиль в искусстве.

Уч.-Как переводится рококо?

Об.-Рококо переводится как раковина.

Уч.-Правильно, что такое вариации?

Об.-

Уч.- Какими они бывают?

Об.-

Уч.-Сейчас я вам расскажу одну легенду, прослушав её, вы скажите тему урока.

Слайд №1

Замок Глэмис. Шотландия

Уч.- Замок Глэмис. Шотландия
Шотландия — страна загадок и мистики. Здесь в каждом втором замке живут привидения, а средневековый замок Глэмис можно назвать одним из самых населённых призраками, и, в то же время — самым красивым замком Шотландии.

История Глэмиса берет начало ещё в XI веке. Здесь было любимое место охоты шотландских королей.

В 1034 году здесь случилась первая трагедия — в Глэмис был зверски убит король Шотландии Малькольм II. В день убийства кровь короля впиталась в деревянный пол тогда еще охотничьего дома Глэмис, а призрак Малькольма до сих пор часто появлялся в этом месте.

В XV веке произошла следующая мистическая история Глэмиса. Граф Глэмис был заядлым игроком в карты. Как-то в субботний вечер он так увлёкся игрой, что не мог остановится до самой полуночи. Один из слуг напомнил графу о том, что уже наступило воскресенье и в этот день христианину не подобает играть в азартные игры.

На что граф ответил: «Я не прекращу игру, даже если к нам решит присоединиться сам дьявол!». Через мгновение раздался гром и явился сатана, он объявил игрокам о том, что они проиграли ему свои души и теперь обречены играть в карты до Страшного суда.

Согласно легенде, граф по сей день играет в карты с дьяволом в «несуществующей» комнате замка Глэмис. Снаружи комнату хорошо видно в окна, а вот внутри двери нет.

Также говорят, когда слуги застали призрак графа за игрой в карты с сатаной, они замуровали вход в комнату.

Согласно легенде, если подойти к стене комнаты в ночь с субботы на воскресенье, то можно услышать голоса играющих…

Уч.- Как называется тема нашего урок?
Об.- Тема нашего урока старый замок.
Уч.- Верно. Тема нашего урока старый замок. Так называется одна из десяти пьес фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Слайд №2 И.П. Мусоргского “Старый замок”

Слайд №3

Модест Петрович Мусоргский 1839-1881
Русский композитор, гениальный мастер музыкальных характеристик.

Слайд №4 

Уч.- На слайде, вы также видите Модеста Пётровича, но уже подконец его жизни. Данный портрет написал Илья Ефимович Репин. В 1881 году И. Репин жил в Москве. О болезни композитора он узнал из газеты и, не раздумывая, сразу бросился к Мусоргскому в Петербург. Они уже давно были знакомы, сразу после знакомства стали хорошо общаться. Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал портрет и уже заранее знал, что Мусоргский болен неизлечимо, это обстоятельство накладывало на художника особую ответственность и особую сосредоточенность в работе. 

Слайд №5 

Сюита “Картинки с выставки”создана в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. 

Слайд №6-9

В феврале - марте 1874 г. в Императорской академии художеств была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет.

Уч.- Как вы думаете, из чего состояла выставка?

Об.- Из рисунков, акварелей.

Уч.- Выставка состояла из рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробужденной фантазии композитора. Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки. Но окончательно замысел сложился летом. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели. В сюиту вошли 10 фортепианных пьес.

Уч:- Какие произведений вошедшие в цикл “Картинки с выставки” вы знаете?

Об:- Избушка на курьих ножках и Богатырские ворота.

Уч:- Молодец. Так же в цикл вошли:

Гном

Старый замок

Тюильрийский сад

Балет невылупившихся птенцов

Два еврея – богатый и бедный

Лиможский рынок

Катакомбы

Избушка на курьих ножках

Богатырские ворота.

Слайд №10

При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не исполнялись, (хоть и получили одобрение среди его соратников)

 Опубликованы сюиты были лишь через пять лет после смерти композитора, в 1886 году, (в редакции Н. А. Римского-Корсакова.)

Слайд №11

А что же такое – сюита? 

Слайд №12

 Сюита -музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.

Слайд №13

Что такое пьеса?

Слайд №14

Пьеса- небольшое инструментальное музыкальное сочинение.  

Уч:- Сейчас время физминутки..

Слайд №15

Физминутка

С крабом, повторить его движения.

Уч:- Молодцы.

Уч.-И мы сегодня остановимся на одной из пьес сюиты «Старый замок».

Слайд №16-17

Уч.- А что вы себе представляете, когда слышите слова: замок, средневековье?

Об.- Средневековье – это время замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей.

Слайд №18

Уч.- А кто такие трубадуры?

Об.-Трубадур – средневековый поэт и певец. 

Слайд №19

Картинки

Уч.- Скажите, как называются это музыкальные инструменты.

Об.- Это виола и гитара.

Уч.- Правильно. Часто трубадур играл на виоле или гитаре. Они пели о любви, весне, красоте и достоинствах женщин, о подвигах рыцарей.

Трубадуры были желанными участниками праздников, турниров, гостями одиноких замков. Пьеса «Старый замок» основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии ( так как выставленные работы продавались, поэтому сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Старый замок»). В сопроводительной программке к сюите Мусоргского есть примечание: «Старый замок» - средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню».

Сопроводительная программа - дополнительная информация к содержанию пьесы.

Слайд №20

(картина старого замка и аудиозапись)

Уч:- А теперь прослушаем музыкальное произведение “старый замок”

Звучит пьеса «Старый замок»

Уч:- Как звучит мелодия «Старого замка»?

Об:-Тихо, таинственно, завораживающе.

Уч:-Как вы думаете, что хотел композитор сказать неожиданным, громким финалом?

Об:- Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».

Уч.-Какой инструмент вы услышали?

Об.- Фортепиано.

Уч.- Верно. А что играло?

Пьеса, песня, симфония.

Об.- Это была пьеса.

Уч.- Верно.

Слайд №21

Уч:-Сейчас мы ещё раз услышим «Старый замок», а вы постарайтесь «всмотреться» в музыку и передать свои впечатления.

Звучит «Старый замок»
Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях.

Уч:-Скажите, а где в наше время можно встретиться с трубадуром?

Я думаю, что вы без труда ответите на этот вопрос, услышав песню.

Слайд №22

Звучит песня трубадура из м/ф «Бременские музыканты»

Об:- Трубадура в наше время можно встретить в фильме, мультфильме.

Уч:- Правильно. С какого мультфильма отрывок?

Об.- Бременские музыканты.

 

Итог урока:

Слайд №23-25

Тест-викторина

1. Кто является композитором произведения «Картинки с выставки»?

2. По эскизам  какого художника создавалось произведение «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?

3. Что такое сюита?

4. Что такое пьеса?

5. Кто такой трубадур?

6. Сколько частей в сюите «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?

7. Кем был Виктор Гартман:

а) архитектор, художник б)писатель в) музыкант.

8. Какая была тема нашего урока?

9. Какие музыкальные произведения вошедшие в сюиту вы помните?

10. Кто написал данный портрет? (слайд 25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

До свидания, 1 класс - буквы для оформления зала

Данную запись можно распечатать и поместить на доску или  на стену зала....

Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2

Презентация к уроку музыки в  4 классе. По программе  Критской Е. Д.,  "Музыка. 4 класс."  Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...

"В концертном зале" 3 класс УМК "Планета знаний" презентация для урока музыки

Данна презентация для урока музыки УМК "Планета знаний" для 3 класса по теме "В концертном зале"...

Урок в 4 классе "В концертном зале"

Урок в 4 классе разработан  по программе Е.Д.Критской "Музыка".  Тема: "В концертном зале".Цель: повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формиров...

План-конспект урока "Знакомство с концертным залом филармонии"

Данный урок разрботан с использованием элементов критического оценивания, используется Smart цель и прослеживается оконченности и целостность плана урока.  В плане используются элементы рисования...

Тема. «В концертном зале»

Цель урока: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»....