Класс: 4 Тема. «В концертном зале»
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработала: Новикова Анастасия Андреевна
Класс: 4 Тема. «В концертном зале»
Художественное название урока: «Старый замок».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока:
-Расширить знания учащихся о музыкальных инструментах. -Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».
Задачи :
Образовательная:
- Продолжить знакомство с творчеством М. П. Мусоргского и его сюитой «Картинки с выставки» - пьеса «Старый замок» (определять характер, настроение и средства музыкальной выразительности);
- Продолжить знакомство учащихся с клавишным инструментом – фортепиано;
Развивающая:
–Способствовать развитию эмоциональной сферы личности;
–Развивать творческое воображение;
–Развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление;
–Способствовать развитию умения переносить знания в новую ситуацию.
Воспитательная:
-Воспитывать интерес к музыкальному искусству, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.
Универсальные учебные действия:
Личностные: стимулировать формирование эмоционально- нравственной отзывчивости; соотношение личностного восприятия музыки с восприятием класса;
Познавательные: учиться на слух определять музыкальные произведения в исполнении фортепиано, использовать специальную терминологию;
Регулятивные: уметь характеризовать музыкальные произведения, находить соответствующие средства музыкальной выразительности ; уметь соотносить произведения искусства ( архитектуру и музыку);
Коммуникативные: учиться грамотно строить высказывания и аргументировать их.
Организация образовательного пространства:
Работа в парах, фронтальная и индивидуальная работа.
Используемые виды оценивания:
Словесное оценивание, взаимооценка, самооценка
Межпредметные связи:
Истоки, литература, ИЗО
Методы работы:
Проблемное обучение
Использованные ресурсы:
-литература;
-ссылки на ЭОР.
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Музыкальное содержание : пьесы из сюиты « Картинки с выставки» М. П. Мусоргского ( Старый замок), песня трубадура из м/ф «Бременские музыканты».
Ресурсы: портрет М. П. Мусоргского, игра « музыкальное лото», презентация, папки со средствами муз. выразительности.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА:
Уч.- Здравствуйте, сегодня урок музыки у вас проведу я, меня зовут Анастасия Андреевна. Перед тем как начать новую тему, мы повторим тему предыдущего урока.
Уч.-Что такое рококо?
Об.- Стиль в искусстве.
Уч.-Как переводится рококо?
Об.-Рококо переводится как раковина.
Уч.-Правильно, что такое вариации?
Об.-
Уч.- Какими они бывают?
Об.-
Уч.-Сейчас я вам расскажу одну легенду, прослушав её, вы скажите тему урока.
Слайд №1
Замок Глэмис. Шотландия
Уч.- Замок Глэмис. Шотландия
Шотландия — страна загадок и мистики. Здесь в каждом втором замке живут привидения, а средневековый замок Глэмис можно назвать одним из самых населённых призраками, и, в то же время — самым красивым замком Шотландии.
История Глэмиса берет начало ещё в XI веке. Здесь было любимое место охоты шотландских королей.
В 1034 году здесь случилась первая трагедия — в Глэмис был зверски убит король Шотландии Малькольм II. В день убийства кровь короля впиталась в деревянный пол тогда еще охотничьего дома Глэмис, а призрак Малькольма до сих пор часто появлялся в этом месте.
В XV веке произошла следующая мистическая история Глэмиса. Граф Глэмис был заядлым игроком в карты. Как-то в субботний вечер он так увлёкся игрой, что не мог остановится до самой полуночи. Один из слуг напомнил графу о том, что уже наступило воскресенье и в этот день христианину не подобает играть в азартные игры.
На что граф ответил: «Я не прекращу игру, даже если к нам решит присоединиться сам дьявол!». Через мгновение раздался гром и явился сатана, он объявил игрокам о том, что они проиграли ему свои души и теперь обречены играть в карты до Страшного суда.
Согласно легенде, граф по сей день играет в карты с дьяволом в «несуществующей» комнате замка Глэмис. Снаружи комнату хорошо видно в окна, а вот внутри двери нет.
Также говорят, когда слуги застали призрак графа за игрой в карты с сатаной, они замуровали вход в комнату.
Согласно легенде, если подойти к стене комнаты в ночь с субботы на воскресенье, то можно услышать голоса играющих…
Уч.- Как называется тема нашего урок?
Об.- Тема нашего урока старый замок.
Уч.- Верно. Тема нашего урока старый замок. Так называется одна из десяти пьес фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
Слайд №2 И.П. Мусоргского “Старый замок”
Слайд №3
Модест Петрович Мусоргский 1839-1881
Русский композитор, гениальный мастер музыкальных характеристик.
Слайд №4
Уч.- На слайде, вы также видите Модеста Пётровича, но уже подконец его жизни. Данный портрет написал Илья Ефимович Репин. В 1881 году И. Репин жил в Москве. О болезни композитора он узнал из газеты и, не раздумывая, сразу бросился к Мусоргскому в Петербург. Они уже давно были знакомы, сразу после знакомства стали хорошо общаться. Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал портрет и уже заранее знал, что Мусоргский болен неизлечимо, это обстоятельство накладывало на художника особую ответственность и особую сосредоточенность в работе.
Слайд №5
Сюита “Картинки с выставки”создана в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане.
Слайд №6-9
В феврале - марте 1874 г. в Императорской академии художеств была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет.
Уч.- Как вы думаете, из чего состояла выставка?
Об.- Из рисунков, акварелей.
Уч.- Выставка состояла из рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробужденной фантазии композитора. Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки. Но окончательно замысел сложился летом. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели. В сюиту вошли 10 фортепианных пьес.
Уч:- Какие произведений вошедшие в цикл “Картинки с выставки” вы знаете?
Об:- Избушка на курьих ножках и Богатырские ворота.
Уч:- Молодец. Так же в цикл вошли:
Гном
Старый замок
Тюильрийский сад
Балет невылупившихся птенцов
Два еврея – богатый и бедный
Лиможский рынок
Катакомбы
Избушка на курьих ножках
Богатырские ворота.
Слайд №10
При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не исполнялись, (хоть и получили одобрение среди его соратников)
Опубликованы сюиты были лишь через пять лет после смерти композитора, в 1886 году, (в редакции Н. А. Римского-Корсакова.)
Слайд №11
А что же такое – сюита?
Слайд №12
Сюита -музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.
Слайд №13
Что такое пьеса?
Слайд №14
Пьеса- небольшое инструментальное музыкальное сочинение.
Уч:- Сейчас время физминутки..
Слайд №15
Физминутка
С крабом, повторить его движения.
Уч:- Молодцы.
Уч.-И мы сегодня остановимся на одной из пьес сюиты «Старый замок».
Слайд №16-17
Уч.- А что вы себе представляете, когда слышите слова: замок, средневековье?
Об.- Средневековье – это время замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей.
Слайд №18
Уч.- А кто такие трубадуры?
Об.-Трубадур – средневековый поэт и певец.
Слайд №19
Картинки
Уч.- Скажите, как называются это музыкальные инструменты.
Об.- Это виола и гитара.
Уч.- Правильно. Часто трубадур играл на виоле или гитаре. Они пели о любви, весне, красоте и достоинствах женщин, о подвигах рыцарей.
Трубадуры были желанными участниками праздников, турниров, гостями одиноких замков. Пьеса «Старый замок» основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии ( так как выставленные работы продавались, поэтому сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Старый замок»). В сопроводительной программке к сюите Мусоргского есть примечание: «Старый замок» - средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню».
Сопроводительная программа - дополнительная информация к содержанию пьесы.
Слайд №20
(картина старого замка и аудиозапись)
Уч:- А теперь прослушаем музыкальное произведение “старый замок”
Звучит пьеса «Старый замок»
Уч:- Как звучит мелодия «Старого замка»?
Об:-Тихо, таинственно, завораживающе.
Уч:-Как вы думаете, что хотел композитор сказать неожиданным, громким финалом?
Об:- Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».
Уч.-Какой инструмент вы услышали?
Об.- Фортепиано.
Уч.- Верно. А что играло?
Пьеса, песня, симфония.
Об.- Это была пьеса.
Уч.- Верно.
Слайд №21
Уч:-Сейчас мы ещё раз услышим «Старый замок», а вы постарайтесь «всмотреться» в музыку и передать свои впечатления.
Звучит «Старый замок»
Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях.
Уч:-Скажите, а где в наше время можно встретиться с трубадуром?
Я думаю, что вы без труда ответите на этот вопрос, услышав песню.
Слайд №22
Звучит песня трубадура из м/ф «Бременские музыканты»
Об:- Трубадура в наше время можно встретить в фильме, мультфильме.
Уч:- Правильно. С какого мультфильма отрывок?
Об.- Бременские музыканты.
Итог урока:
Слайд №23-25
Тест-викторина
1. Кто является композитором произведения «Картинки с выставки»?
2. По эскизам какого художника создавалось произведение «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
3. Что такое сюита?
4. Что такое пьеса?
5. Кто такой трубадур?
6. Сколько частей в сюите «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
7. Кем был Виктор Гартман:
а) архитектор, художник б)писатель в) музыкант.
8. Какая была тема нашего урока?
9. Какие музыкальные произведения вошедшие в сюиту вы помните?
10. Кто написал данный портрет? (слайд 25)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
До свидания, 1 класс - буквы для оформления зала
Данную запись можно распечатать и поместить на доску или на стену зала....
Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2
Презентация к уроку музыки в 4 классе. По программе Критской Е. Д., "Музыка. 4 класс." Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...
"В концертном зале" 3 класс УМК "Планета знаний" презентация для урока музыки
Данна презентация для урока музыки УМК "Планета знаний" для 3 класса по теме "В концертном зале"...
Урок в 4 классе "В концертном зале"
Урок в 4 классе разработан по программе Е.Д.Критской "Музыка". Тема: "В концертном зале".Цель: повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формиров...
План-конспект урока "Знакомство с концертным залом филармонии"
Данный урок разрботан с использованием элементов критического оценивания, используется Smart цель и прослеживается оконченности и целостность плана урока. В плане используются элементы рисования...
Конспект урока музыки в 4 классе "В концертном зале. Старый замок"
Сценарий урока...
Тема. «В концертном зале»
Цель урока: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»....