Урок в 4 классе "В концертном зале"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Урок в 4 классе разработан по программе Е.Д.Критской "Музыка". Тема: "В концертном зале".Цель: повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формировать умение мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4_kl._v_kontsertnom_zale.docx | 43.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ
урок по предмету «Музыка» в 4 классе в соответствии с ФГОС
2015-2016 учебный год
План урока:
1.Слушание музыки. Опыт эмоциональнообразного восприятия музыки, различной по
содержанию, характеру и средствам музыкальнойвыразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов,
жанров и форм.
«Ноктюрн» Бородин, «Венецианская ночь» Глина, «Баркарола» Чайковский, «Тамбурин» Ж.Рамо, «Старый замок» Мусоргский, «Сирень» Рахманинов (видео), «Полонез» Шопен (видео)
2. Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и
исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
«Ромашковые поля» Антонов, «Сирень» Рахманинов, «Родина у нас одна»
3. Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных
музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
«Арагонская хота» Глинка
4. Музыкально -пластическое движение. Общее представление о пластических средствах
выразительности. Индивидуально личностное выражениеобразного содержания музыки через пластику. Коллективные формы
деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
«Полонез» Шопен
Оборудование:
пианино, колонки с усилителем
ПК , проектор,
учебник, рабочая тетрадь
мр3-диск(фонохрестоматия) по программе Е.Д. Критской «Музыка» 4 класс,
музыкальные инструменты,
Хрестоматия 4 класс
На уроке использованы следующие педагогические технологии: ИКТ, игровые, технологии развивающего обучения, технология групповой деятельности.
Задачи:
1) развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
2) развивать эмоциональный отклик и выражение своего впечатления в пении, игре или пластике;
3) развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос;
4) развивать музыкальные способности (мелодический, гармонический слух, чувство ритма)
5) воспитывать умение работать в коллективе.
6) воспитывать уважение друг к другу.
7) знакомить с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
1
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Я очень рада видеть вас, и думаю, что сегодняшний урок поможет вам ощутить атмосферу волшебного мира музыки.
Наш урок начнём с постановки цели и задач.
Итак: праздничная одежда, афиша и программа, слушание музыки в тишине, выражение своего позитивного отношения к музыкальному произведению и исполнителям аплодисментами. Где мы можем всё это увидеть и услышать?
Учащиеся: В концертном зале.
Учитель: Это тема урока.
П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, М.И.Глинка, Л.В.Бетховен.
Учащиеся: Это композиторы.
Учитель: Песня, романс, соната.
Учащиеся: Это музыкальные жанры.
Учитель: Какая будет цель сегодняшнего урока? Кто сформулирует?
Учащиеся: Уметь внимательно слушать музыку современных композиторов и композиторов-классиков, определять названия музыкальных жанров. И чтобы мы почувствовали, что как -будто находимся в атмосфере концертного зала.
Учитель: А значит закреплять знания о инструментально-симфонических жанрах, учиться понимать жизненный смысл произведений, развивать музыкально-образное мышление.
Учитель: А какие вы знаете концертные залы в Туле и в Щёкино?
Учащиеся: Городской концертный зал в Туле, Тульская областная филармония им. Михайловского, Дворец культуры железнодорожников, центр культуры и досуга. _______
А в Щёкино есть Городской дворец культуры, Центр детского творчества.
Учитель: Кто назовёт, какие существуют конкурсы исполнителей?
Учащиеся: Конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», детское Евровидение, международный конкурс имени Чайковского, который проходит в Московской консерватории
Учитель: Каких вы знаете известных музыкантов?
Учащиеся: Никколо Паганини, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Робертино Лоретти,Елена Образцова, Святослав Рихтер, Фёдор Шаляпин, Дмитрий Хворостовский, Лучано Паваротти, Сергей Лемешев, Лидия Русланова, Иван Козловский, Леонид Утёсов, Денис Мацуев, Галина Вишневская, дирижёр Юрий Силантьев и другие.________
Учитель: Итогом нашей работы станет составление афиши и тест-опрос.
Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, если бы вы находились в концертном зале. В нашем концерте два отделения. Начинаем 1 отделение нашего концерта.
Открываем учебник на стр.74-75. С незапамятных времён и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. Назовите два родственных инструмента из семейства струнных.
(сообщение, поиск информации__)
Ученик: Виолончель и скрипка- родственные музыкальные инструменты.
Учитель: Помните басню Крылова «Квартет»? Речь идёт об ансамбле, в который входят инструменты. Какие это инструменты и как называется этот ансамбль?
Учащиеся: Это ансамбль, в который входят 4 инструмента: две скрипки, аль и виолончель. Для такого состава исполнителей композиторы пишут струнные квартеты. Квартет-это произведение для 4-х исполнителей.
2
Учитель: Послушаем 2 часть струнного квартета Бородина «Ноктюрн», что в переводе «ночной». Сравним звучание этих инструментов и определим характер мелодии. Слушаем мр3.
Учащиеся: Эта напевная, лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Её мелодия звучит в разных регистрах- сначала у виолончели, а затем у скрипок.__________
Открываем учебник на стр.88. Какие композиторы писали музыку в духе народных мелодий?
(сообщение, поиск информации__)
Учащиеся: Русские композиторы М.И.Глинка, П. И.Чайковский. Глинка-основоположник русской музыкальной классики. Он является родоначальником русской национальной вокальной школы.
Учитель: Послушаем фрагмент романса «Венецианская ночь» и выясним, в каком стиле он написан. Слушаем мр3.
Учащиеся: Слушая этот романс, мы как бы переносится в Италию, где очень любят пение, где родились, жили и живут многие прославленные певцы. Именно там зародился стиль бельканто -прекрасное пение.
Учитель: Баркаролу писал и русский композитор Чайковский. Послушайте фрагмент и скажите, к какому времени года относится это произведение и сравните его с романсом-баркаролой Глинки. Слушаем мр3.
сообщение, поиск информации_)
Учащиеся: Композитор П.И.Чайковский написал цикл фортепианных произведений «Времена года». Баркарола. Месяц июнь. В обоих произведениях в музыке слышится мерное покачивание волн. Мы видим лодку-барку. Вдалеке слышится песнь на воде. Это образ летней июньской природы. Если сравнить эти мелодии между собой, то в первая написана в мажорном ладу, вторая –в минорном. У них разное настроение. Но обе мелодии певучие, с интонациями неспешного разговора, диалога.
Учитель: В духе народной песни написана песня Ю.Антонова «Ромашковые поля».Сообщение о композиторе-песеннике подготовила …( сообщение, поиск информации)
Юрий Антонов- советский и российский композитор, эстрадный певец и поэт. Народный артист Российской Федерации . Антонов выступал в вокально-инструментальных ансамблях «Поющие гитары», «Добры молодцы», «Аракс». Антонов вместе с Михаилом Пляцковским написал музыку к мюзиклу для детей «Приключения кузнечика Кузи».
Учитель: Споём песню из этого мюзикла и скажем, в какой форме она написана.
Дети поют песню Ромашковые поля»
Ученики: Песня написана в куплетной форме, в духе народных песен.
Учитель: А какие музыкальные формы ты ещё знаешь? Подсказка на странице 76 учебника.
Ученики: Форма вариаций, что означает изменение.
Учитель: А что обозначает слово рококо? Подсказка на стр.77
сообщение, поиск информации_)
Ученик: Рококо-это стиль в архитектуре и декоративно -прикладном искусстве.
Учитель: Какой дворец построен в стиле рококо?
Ученики: Зимний дворец , который находится в Санкт-Петербурге.
Учитель: Какой инструмент может показать такой образ и стиль? Давайте послушаем. Дети слушают «Тамбурин» Ж.Рамо. мр3(видео)
Ученики: Клавесин.
Учитель: На стр.79 и 86 закрепляем понятия сюита и соната. Послушаем фрагменты этих произведений и определим, где была сюита, а где соната. Как звучала мелодия «Старого замка» Мусоргского и «Патетическая соната №8» Бетховена. Дети слушают. мр3
Ученики: Первая мелодия «Старого замка» звучала завораживающе.___стр.78
3
Вторая мелодия «Патетической сонаты» страстная, взволнованная.____стр.86
Учитель: А какие качества характера воспитывает в слушателях музыка Бетховена?
Ученики: Уверенность, справедливость, решительность__
Учитель: Продолжаем знакомиться с жанрами, звучащими в концерном зале. На стр. 81 представлен романс Рахманинова «Сирень». Почему композитор назвал так свой романс? Давайте споём со словами музыкальный отрывок. Дети поют.
Ученики: сообщение, поиск информации___) Для композитора сирень стала символом Родины.
Учитель:А что для вас является символом Родины?
Ученики: русская берёзка, речка.
Учитель: Посмотрим как выступает солистка в концертном зале и каким голосом поёт.
Просмотр видео «Сирень»
Ученики: У исполнительницы высокий женский голос-сопрано.
Учитель: На стр. 82 мы найдём музыкальное произведение Шопена. Скажите, кому оно посвящено?
Ученики: Шопен свои произведения посвятил Отчизне, своему народу.
Учитель: Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений, среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды. Посмотрим видео и определим, какой танец был показан? Просмотр видео «Полонез».
Ученики: Звучал полонез –это польский народный танец-шествие торжественного характера. Музыкальный размер полонеза ¾, как у вальса и мазурки.
Учитель: Чем похожа судьба двух композиторов Рахманинова и Шопена?
Ученики: сообщение, поиск информаци_) Они покинули свою родину и оба умерли на чужбине. Их роднит ещё чувство любви к своей родине.
Учитель: Я добавлю. Романс «Сирень» Рахманинов написал в тот период, когда он Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться. В этом романсе кроются лирические высказывания, говорящие о душевном состоянии людей.
А что бы вы посвятили своей Родине?
Ученики: рисунок с изображением русской матрёшки,
рисунок с изображением тульского пряника и тульского самовара.
Учитель: 1 отделение программы окончено. А сейчас антракт. У нас будет музыкальная пауза. Мы разучили движения полонеза и сейчас попробуем их показать.
Дети танцуют полонез. мр3
Учитель: Начинаем 2 отделение концерта. На стр. 90 представлен симфонический оркестр. Кто стоит во главе оркестра?
Ученики:: Во главе оркестра стоит дирижёр.___стр.90,91
Учитель: Русские композиторы обращались к традициям музыкальной культуры других стран. Обратился к стране Испании и композитор Глинка. Примером может служить «Арагонская хота». Мы будем исполнителями игры на музыкальных инструментах. Показываем пластическое движения, акценты-ударения подчёркиваем хлопками в ладоши. Дети играют на бубнах, кастаньетах, барабанах.
Арагонская хота (видео)
Учитель: Что вы почувствовали при исполнении?
Ученики: Национальный колорит музыки. Ведь хота-это испанский народный танец и главное свойство этой музыки- танцевальность.
Учитель: А сейчас выполняем задание в рабочей тетради на стр.24-25.
4
Учитель: Следующая песня поможет нам закрепить знания о родине, о родной стране. В исполнении песни следует подчеркнуть напевность, распевность, правильное взятие дыхания по фразам. Исполняем выразительно (караоке).Дети поют песню «Родина у нас одна» мр3
СЛАЙД Учитель: А теперь заполняем афишу сегодняшнего концерта.____________
Чего не хватает в афише? - (Даты, когда и где состоится концерт)___________
Ребята, а мы можем выступить в концертном зале? (Ответы детей)
Учитель: А теперь ответим на вопросы теста. (тест прилагается)
Учитель: Итак, мы сегодня побывали в концертном зале. Закрепили знания о музыкальных жанрах, были слушателями и исполнителями, научились понимать жизненный смысл произведений. Научились составлять афишу концерта. Значит цель сегодняшнего урока достигнута. Оценки за урок. (Дети оценивают себя сами и оценивает учитель)
Спасибо за урок.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Характеристика класса:
- межличностные отношения;
- недостатки биологического и психического развития;
- недостатки подготовленности класса.
2. Место урока в изучаемой теме:
- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в
дидактических целях: образовательной, развивающей и
воспитывающей.
4. Характеристика плана урока:
- содержание учебного материала;
- методы обучения;
- приёмы обучения;
- формы организации познавательной деятельности.
5. Как был построен урок в соответствии с планом:
- разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные
элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на
получение конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа урока:
- анализ каждого элемента урока;
- его вклад в достижение результата;
- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
7. Функциональный аспект:
- насколько структура урока соответствовала общей цели;
- соответствие возможностям класса;
- анализ стиля отношений учителя и учащихся;
- влияние на конечный результат урока.
8. Аспект оценки конечного результата урока:
- формирование универсальных учебных действий на уроке;
- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
- причины разрыва;
- выводы и самооценка 5
Самоанализ урока
Урок проведён в 4 классе. В классе 11 человек. Класс - сплочённый, с различными интеллектуальными и креативными способностями.
Урок проведён по программе «Музыка». Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Тема урока: В концертном зале.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Цель: повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формировать умение мыслить.
Задачи урока
Обучающие:
- обогатить знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), музыкальных жанров.
- формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия симфонической музыки;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.
Развивающие:
развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы .
- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму.
Воспитательные:
-воспитывать чувства уважения к культуре своего народа и культуре народа других стран;
- способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать; - формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы. - способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму. -осмыслить различные музыкальные формы, приёмы развития музыки, особенности языка сочинений. -познакомить с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами. -развить внимание детей к особенностям посещения концерта. При проведении урока считала необходимым использовать в рамках установленного времени следующие методы: словесно-индуктивный, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, самостоятельной познавательной деятельности, поиск информации, междисциплинарных взаимодействий. Содержание урока, на мой взгляд, соответствовало педагогическим требованиям, теме и целям урока. Структура урока тоже соответствовала типу урока. Я считаю, что дозировка времени для каждого вида деятельности соответствовала психологическим особенностям процесса внимания у младших школьников. На уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых я пыталась логически мотивировать (работа с презентацией, слушание, пение). На уроке планировалась и присутствовала коллективная творческая деятельность учащихся, были предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование ИКТ, поиск в сети Интернет. Эффективность урока.
Выполнению цели урока (закрепить знания обучающихся о музыкальных жанрах на примере произведений композиторов разных эпох и стран) способствовали обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Таким образом, цель и задачи данного урока выполнены. В ходе урока активность учащихся стимулировалась возможностью ощутить себя в роли слушателя в концертном зале. Домашнее задание носило творческий характер, и была предоставлена свобода выбора для его выполнения. Учащимся предлагалось выполнить задание в рабочей тетради на стр. 24-25. |
Универсальные учебные действия на уроке
Личностные УУД:
1.Осознание жизненного смысла музыкальных образов.
2.Освоение и осознание вечных тем искусства (добро и зло, любовь и ненависть).
3.Реализация творческого потенциала через коллективное интонирование.
4.Позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
5. Связь с жизнью и установка своей жизненной позиции при слушании произведений Рахманинова и Шопена, Глинки и Чайковского, Бетховена и Бородина.
Познавательные УУД:
1.Умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.
2.Рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения)
3.Поиск необходимой информации из прослушанного произведения.
4.Анализ музыкального сочинения.
Регулятивные УУД:
1.Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт)
2. Самоанализ работы на уроке
3. Выполнение творческого задания в тетради
Коммуникативные УУД:
1.Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
2.Умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, правильно выражать свою мысль.
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов.
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
7
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в
музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2
Презентация к уроку музыки в 4 классе. По программе Критской Е. Д., "Музыка. 4 класс." Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...
"В концертном зале" 3 класс УМК "Планета знаний" презентация для урока музыки
Данна презентация для урока музыки УМК "Планета знаний" для 3 класса по теме "В концертном зале"...
экскурсия учащихся 4 Б класса по залам музея им.Эрьзи г.Саранск
Музей является хранителем и обладателем самой крупной коллекции работ С.Д. Эрьзи (более 200 произведений). Экскурсионный маршрут музея проходит по основным залам и неизменно вызывает...
План-конспект урока "Знакомство с концертным залом филармонии"
Данный урок разрботан с использованием элементов критического оценивания, используется Smart цель и прослеживается оконченности и целостность плана урока. В плане используются элементы рисования...
Конспект урока музыки в 4 классе "В концертном зале. Старый замок"
Сценарий урока...
Класс: 4 Тема. «В концертном зале»
Художественное название урока: «Старый замок»....
Тема. «В концертном зале»
Цель урока: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»....