2 кл. 20 ур. "Симфоническая музыка"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Ярковская Юлия Николаевна

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Симфоническая музыка

Цели: 1. Создать условия для знакомства  детей с группами инструментов симфонического оркестра;      

           2. Ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с симфонией;        

           3. Воспитание интереса к предмету.

Ход урока

I.

II.

III.

Организационный момент.

Новый материал, слушание.

   Сегодня на уроке мы с вами проследим, как русская народная песня «Во поле береза» приведет нас в другое большое произведение – в симфонию.

- Давайте вспомним песню «Во поле береза» (стр. 85). Спеть первый куплет.

- Как она сейчас у нас прозвучала? (медленно, плавно, по-хороводному).

- Теперь исполним второй и третий куплеты с нашими музыкальными инструментами (бубны, треугольники, ложки, металлофон) и побыстрее возьмем темп.

- Четвертый и пятый куплеты поем быстро.

- Мы сейчас с вами исполнили одну песню, но по-разному. Как меняется характер песни? (из хороводной, певучей, плавной, медленной песни она превратилась в быструю, темпераментную, праздничную, веселую, даже игровую, как плясовую).

- Композитор П.И. Чайковский написал симфонию.

- Симфонии принадлежит одно из самых почетных мест среди многочисленных музыкальных жанров. Всегда, с момента своего возникновения и до наших дней, она чутко отражает сове время. Симфонии Моцарта и Бетховена, Прокофьева и Шостаковича – это размышления о эпохе, о человеке, о путях мира и жизни на Земле. Слово «симфония» в переводе означает всего лишь созвучия. В древней Греции так называли приятное сочетание звуков. Позже им стали обозначать то оркестр, то вступление к танцевальной сюите. В начале XVIII века этот термин заменял нынешнее понятие увертюры (вступление перед оперой с кратким «содержанием» оперы).

- Окончательно симфония сформировалась в странах германских языков (Австрия, Германия, Швеция, Нидерланды). В этих странах сложились богатые традиции инструментальной музыки. Создание симфонии - работа спокойная, сосредоточенная, требующая обдумывания, обобщения. Симфония в России – это, прежде всего, Чайковский. Его симфонические сочинения – волнующие, захватывающие повести о борьбе человека за жизнь, за счастье. Любая симфония – это целый мир художника, ее создающего, мир времени, в которое она написана.

- Слушая симфонию, мы становимся духовно богаче, мы приближаемся к сокровищам человеческого гения.

- Послушайте финал «Четвертой симфонии» П. Чайковского и послушайте, как в этой симфонии наша песня «Во поле береза» превратилась в «Симфоническую мелодию», звучащую то мягко и напевно, то печально, то быстро и тревожно, сопровождаясь тяжелыми ударами барабана, то, мелькая в разных голосах, набегающих, как волны, одна на другую. Поднимите руку, как только услышите нашу мелодию. Звучит «Четвертая симфония» П. Чайковского.

- Представьте себя дирижерами симфонического оркестра. Сейчас будет звучать фрагмент Симфонии № 40 композитора Моцарта, а вы подирижируете с разным настроением, попробуйте передать свои ощущения, которые возникают у вас при звучании этого произведения (безмятежность, напряженность, взволнованность, легкость, энергия, порыв, мечтательность, жалобность, успокоение – разные чувства, которые возникают, должны передаваться в движениях детей; в руку можно взять палочки). Звучит «Симфония № 40» Моцарта.

- Дирижер всегда руководит оркестром. Существуют специальные дирижерские жесты. Вы жестикулировали произвольно, передавая только свое музыкальное впечатление, а на дирижера учатся. «Язык» дирижерских жестов понятен всем музыкантам мира. Дирижер как рассказывает, какой вступает инструмент, какой солирует и как (тихо, громко, быстро, с каким настроением).

- Все дирижеры музыкально грамотные люди, хорошо знают каждый инструмент большого симфонического или другого оркестра.

- Кто видел на сцене дирижера? По взмаху его палочки большой оркестр начинает и заканчивает пьесу. Дирижер находится всегда в центре, лицом к оркестру, спиной к публике. Почему он всегда в середине? (звуки льются с разных сторон, без дирижера инструменты вступали бы не лад, так как с одного края оркестра до другого много метров, звуки долетают не сразу и была бы не музыка, а набор звуков.

Итоги урока. 

- С чем мы познакомились на сегодняшнем уроке, о чем новом мы узнали? (познакомились с симфонией, проследили, как песня привела нас в симфонию).

- Вот как простая песенка привела нас в богатый и сложный мир симфонической музыки!

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайды

4 – 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Симфоническая музыка

Слайд 5

П.И. Чайковский

Слайд 7

В. Моцарт

Слайд 8

Л. Бетховен

Слайд 9

С. Прокофьев

Слайд 10

Д. Шостакович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки для 2 класса "Симфонический оркестр"

Урок музыки во втором  классе с использованием ИКТ.На уроке был использован музыкальный материал из регионального компанента РБ....

Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2

Презентация к уроку музыки в  4 классе. По программе  Критской Е. Д.,  "Музыка. 4 класс."  Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...

Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"

Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...

Урок музыки по теме "Симфонический оркестр"

Цели урока:Расширить представления учащихся об инструментах симфонического оркестра.Учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре.Раскрыть тему урока в увлекательной ...

Мультимедийная презентация для урока музыки во 2 классе по Сергеевой, Критской "Симфоническая сказка. Петя и волк"

Данная мультимедийная презентация предназначена для использования на уроке музыки во 2 классе, в 4 четверти,  по теме "Симфоническая сказка. Петя и волк"....