Методическая разработка музыкальной гостиной "Осень"
план-конспект по музыке

Методическая разработка занятия для учащихся начальных классов, направленная на занакомство детей с творчеством П.И. Чайковского, тремя пьесами осеннего периода фортепианного цикла "Времена года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_hud_otdel.docx29.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ОСЕНЬ»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Авторы-составители:

Венсон Галина Павловна,

педагог дополнительного образования

Кустарева Марина Геннадьевна,

методист отдела художественного воспитания

        

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

Цель занятия: создание условий для развития эмоционально–образной сферы учащегося посредством знакомства с осенними пьесами фортепианного цикла П.И. Чайковского и осенними пейзажами русского художника
И.И. Левитана.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование начальных представлений о музыкальных средствах выразительности;
  • формирование знаний об основных фактах творческой биографии композитора-классика П.И. Чайковского и истории создания фортепианного цикла «Времена года»;
  • формирование знаний о художественном воплощении образов осенней природы в пьесах фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года» «Охота», «Осенняя песнь», «На тройке»;
  • формирование представлений об основных фактах биографии художника И.И. Левитана и его живописных осенних полотнах.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса в области классического музыкального искусства;
  • развитие ассоциативно-образного мышления в процессе восприятия осенних пьес П.И. Чайковского;
  • развитие творческого воображения.

Воспитательные:

  • формирование основ художественно-творческого восприятия окружающего мира;
  • формирование способности художественного осмысления осенних образов природы;
  • воспитание осознанно-бережного отношения к родной природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту;
  • формирование эстетического вкуса, культуры слушателя;
  • формирование культуры общения и взаимодействия в коллективе;
  • воспитание основ гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств учащегося.

Дидактические средства обучения: мультимедийная презентация «Осень» с

использованием видеороликов с видеохостинга https://www.youtube.com и изображений с фотохостинга https://yandex.ru/images.

Материальное оснащение: телевизор, ноутбук, программное обеспечение, планшеты, бумага, разноцветные восковые мелки.

План-конспект занятия

(На экране заставка - осенний пейзаж. Звучит музыка П.И. Чайковского.

Педагог: Добрый день, мои юные любители музыки! То, о чем я хочу вам сегодня рассказать, произошло очень давно, в 1876 году. В Петербурге редактором Николаем Бернардом издавался журнал, который назывался «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и, конечно, в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь приятный сюрприз.

На этот раз в январском номере журнала появились ноты небольшой музыкальной пьесы для рояля, которая называлась «Январь». Автора пьесы уже тогда знали и любили. Это был композитор П.И. Чайковский. А так как журнал выходил один раз в месяц, то на протяжении всего текущего года Чайковский и далее помещал в каждом номере свои подарки-сюрпризы. Так в течение года были напечатаны двенадцать музыкальных пьес. Поскольку каждая пьеса имеет название одного из двенадцати месяцев, получился музыкальный календарь. Позднее эти пьесы были объединены в альбом «Времена года».

Все двенадцать фортепианных миниатюр фортепианного цикла передают небольшие эпизоды из жизни, различные настроения, впечатления, воспоминания, и вместе с тем навевают серьезные думы о важных вопросах человеческой жизни. Обрисовать вечно текущий поток жизни природы и людей помогает Чайковскому программа, удачно подобранная Бернардом, и эпиграфы, взятые исключительно из произведений близких композитору русских поэтов: А.С. Пушкина, А.А. Фета, А.Н. Майкова, А.Н. Плещеева,
В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова.

Ведущая: Сегодня мы будем говорить о пьесах, посвященных осеннему периоду. Первая музыкальная миниатюра называется «Охота».

В середине XIX века охота была любимым занятием местных помещиков. Это была забава страстных и сильных, ловких и азартных людей. Для многих помещиков каждодневные однообразные хлопоты по усадьбе, поддерживание сельских угодий в достойном порядке было тягостной обязанностью, сущей пыткой. Единственной отдушиной была охота. Даже сама подготовка к охоте - это ли не восторг? Еще увлекательнее были оружейные хлопоты: просмотр упряжи, выбор седел, стремян. Азарт погони веселил душу, грел сердце, давал пищу для размышления. И, бывало, даже те малые суммы, которые выручали помещики от продажи зерна, порой пускали на лошадей, собак, ружья, отменную охотничью одежду. Особенно была любима осенняя охота. Сам Чайковский не был охотником, но часто в детстве он слышал интересные рассказы местных любителей поохотиться, о своих приключениях.  Я предлагаю вам, ребята, отправиться на охоту вместе с яркой музыкой П.И. Чайковского, а после поделиться своими впечатлениями. (Учащиеся просушивают пьесу «Сентябрь» (Охота), проиллюстрированную на экране картинами художников, изображающими сцены охоты. По окончании прослушивания, учащиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог: Осень, осень! «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно. Она многим кажется скучной, тоскливой, унылой. Прогулки становятся короче, и часто идет надоедливый дождь. Но если внимательно всмотреться, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна. Так считал и П.И. Чайковский. Она величава. Воздух чист и прозрачен. Виден широкий простор. Горизонт слегка окутан лиловой дымкой. Осень вплетает золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины, а ветер покрывает поляны и дорожки пестрым ковром сорванных листьев. П.И. Чайковский считал, что осень – это пора мудрости. Осень никого не оставляет равнодушным, заставляя даже самых счастливых людей задуматься над осмыслением жизни.    

Педагог: Октябрь. Конечно в этой пьесе отражены чувства композитора, его воспоминания.  Однажды маменька маленького Пети уехала в Петербург. Петя обожал свою маменьку и ужасно тосковал по ней. Он стоял у окна и смотрел на дорогу, ожидая экипажа. За окном - унылая осень, моросит дождь, на деревьях почти не осталось листьев. Такая его охватила тоска и душевная боль, что он не мог сдержать слез. Наверно, эта картина так и осталась в его душе в воспоминаниях о матери, о ее раннем уходе из жизни. Впоследствии эти чувства воплотились в этой прекрасной музыке. Название пьесы - «Осенняя песнь». Это не только картина природы, но и серьезные размышления композитора о смысле жизни.    Музыку, которая сейчас прозвучит, сопровождает галерея живописных образов природы, написанных одним из лучших русских художников-пейзажистов.  Прослушав музыку, вы попытаетесь ответить о каком известном художнике идет речь и какой пейзаж более созвучен музыкальному произведению?

«Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят» (А. Толстой).

Учащиеся слушают пьесу «октябрь», отвечают на вопросы.

Педагог: Ребята!  Я рада, что вы узнали великого русого художника И.И. Левитана. Он родился в небольшом городе недалеко от литовской границы, в бедной еврейской семье. Вскоре семья переехала в Москву, где И. Левитан поступил в художественное училище.  Вскоре, оставшись круглым сиротой, ему, как самому талантливому студенту, выделили стипендию для того, чтобы он смог получить художественное образование. Огромный труд и талант вылились в его прекрасные творения. Исаак Ильич Левитан является одним из лучших мастеров пейзажной живописи.

Педагог: Третий месяц осени - ноябрь. Пьеса называется «На тройке». Хотя ноябрь и считают осенним месяцем, обычно у нас в средней полосе Росси он больше похож на зиму: замерзают реки, выпадает снег. О зиме - и ноябрьская пьеса П.И. Чайковского. Называется она «На тройке». Вы, наверно, видели на зимних праздниках в парках сани с запряжённой тройкой лошадей? А может вам и самим приходилось как-нибудь кататься на тройке?

В то время, когда жил Чайковский, ни автобусов, ни трамваев еще не было, и основным видом транспорта между деревнями, поселками и городами был гужевой транспорт, то есть лошади. А зимой, конечно же, тройка. Слушаешь музыку «Ноября» - кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в теплую полость из медвежьей шкуры, а лошади несут тебя по снежной дороге.  Кругом, сколько хватает глаз, белые просторы, звенят под дугами колокольчики и, конечно же, слышна песня. Снова песня без слов. На этот раз протяжная, ямщицкая. Они обычно были невеселыми. Откуда взяться веселию? Всю жизнь в дороге: дом, семью ямщик видит очень редко. Вот и грустит, тоскует и тоску свою изливает в песне. Эту картину наблюдал
П.И. Чайковский, когда семья переезжала из Воткинска в Алапаевск. Может, эти воспоминания детства и легли в основу пьесы «На тройке».

Звучит музыка, на экране видеоролик, демонстрирующий картины зимней природы и бег тройки лошадей. У учащихся в руках бубенцы, колокольчики. В нужный момент по знаку педагога они изображают звон бубенцов.

Педагог: Ребята! Какие же три музыкальных произведения, связанные с осенью мы сегодня услышали.

Учащиеся называют пьесы: «Охота», «Осенняя песнь», «На тройке».

Сейчас я предлагаю вам передать свои впечатления от прослушивания произведений П.И. Чайковского в живописных работах. Возьмите, пожалуйста, у меня планшеты с листами бумаги, мелки и постарайтесь нарисовать самый яркий образ, который сегодня остался у вас в памяти.

Свободное рисование с целью передачи в живописной работе настроения и впечатления от музыкальных произведений.

         По окончании рисования учащиеся, по желанию, демонстрируют и комментируют свои работы, педагог положительно отмечает удачные композиции и детали рисунка каждого учащегося.

Молодцы, ребята! Сегодня вы были внимательными слушателями и художниками. На этом наша встреча подошла к концу. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Музыкальное воспитание ребенка и формирование его как личность"

Методическая разработка "Музыкальное воспитание ребенка и формирование его как личность" написана, как методический материал, рекомендующий педагогу учитывать возрастные и личностные особенности детей...

Методическая разработка музыкально-ритмического занятия для слабослышащих обучающихся 4 класса 2 отделения по теме: "Музыкальные распевки".

Конспект фронтального музыкально-ритмического занятия для слабослышащих обучающихся 4 класса 2 отделения по теме: "Музыкальные распевки"....