Музыкально-ритмические игры на развитие памяти
методическая разработка по музыке

Светлана Васильевна Алексеева

Развивать память важно в любом возрасте, для этого существует множество способов, но для младших школьников эффективнее развитие памяти через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-ritmicheskie_igry_na_razvitie_pamyati.docx30.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Музыкально-игровой материал» 

«Музыкально-ритмические игры

на развитие памяти»

Учитель ритмики:

Алексеева Светлана Васильевна

Хорошая память - залог успешной учебы и всей дальнейшей жизни ребёнка. А для ребенка, который совершенно не любит скучных занятий и нравоучений, для подобных целей подойдет хорошая игра на развитие памяти у детей. С помощью такого развлечения ребенок получит «порцию» хорошего настроения, и разовьет столь необходимый ему навык.

2. «Мы ходили в зоопарк»

Учитель говорит: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра». Ученик продолжает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона». Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не ошибётся при повторении названий упомянутых ранее зверей.  

3. «Запомни моё имя»

Дети становятся в круг. Учитель называет своё имя, первый ученик называет имя учителя и своё. Следующий ученик имена двух первых и своё и т.д. Тот, кто не сможет назвать все ранее перечисленные имена, покидает игру.

4. «Повтори-ка»

Количество играющих детей не ограничено. Выбирается тема игры, например «Дикие животные».

Учитель называет какого-либо зверя, допустим льва. Следующий повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр». Третий повторяет «лев, тигр» и прибавляет «носорог». Каждый следующий игрок, перечислив всех ранее названных животных, добавляет от себя ещё одно название. После достижения последнего игрока - эстафета продолжается с первого игрока и так по кругу, пока не останется один победивший. Тот, кто не сможет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит учитель) - выбывает из игры.

5. «Скопируй позы»

Двое ребят становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями. Затем выходят две пары и тоже становятся лицом друг к другу. Оба игрока одной пары принимают на 2-3 секунды каждый свою позу, любой участник другой пары по знаку ведущего должен показать их одну за другой. И вновь пары меняются ролями. Победителем считается тот или те, кто точнее воспроизвел позы. После этого трое выходят против троих, четверо против четверых, пятеро против пятерых и т.д., и игра продолжается по тем же правилам.

7. «Вспомни и покажи»

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.). Побеждает тот, у кого это лучше получится.

 8. «Художник»

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает одного из своих одноклассников, того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет.

9. «Цепочка действий»

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола», используя упражнения на ориентировку в пространстве: прямо, направо, налево, прямо и т.д. Если он запутался, выбывает из игры.

 10. «Кукловод»

«Кукловод» завязывает глаза игроку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем игроку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

 11. «Перепутались»

 «Дети стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял Миша, потом Катя, за ней Саша, за ним Таня, …последним - Витя.

Педагог выстраивает детей в очередь друг за другом. «Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все дети побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Дети по сигналу учителя должны вспомнить, кто за кем стоял и построиться.

12. «Повторюшки»

Учитель садится на стул, смотрит на часы, открывает книгу, зевает, поглаживает себя по голове, вертит головой из стороны в сторону, закрывает глаза, открывает глаза, закрывает книгу. Игрок должен повторить все действия на память, в той же последовательности. Можно попробовать ученика в роли ведущего, а остальные дети повторяют все движения.

13. «Вспомнить всё»

Игроки в парах поворачиваются друг к другу спиной, настраиваются на своего партнера и стараются максимально четко его себе представить. Теперь можно начинать игру. Педагог объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний облик человека, стоящего за  вашей  спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.

Первое задание:

- вспомнить, как зовут вашего партнера. Называть фамилию, имя и желательно отчество своего партнёра. (Задание выполняют по очереди абсолютно все участники).

Второе задание:

- вспомнить, какого цвета глаза у партнера.

Третье задание:

- ответить, какой длины брюки, шорты или юбка на партнере (вопрос должен звучать именно так, даже если в паре девочка в юбке).

Следующее задание:

- сказать, какая обувь на ногах партнера.

- какого цвета волосы.

- какого цвета футболка, рубашка или  кофточка и т.д.

14. «Назовись»

15. «Чемодан»

Выбирается тема игры. Например, овощи, фрукты, одежда, обувь и т.д. Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него... огурец». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него огурец, помидор». И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

16. «Эхо»

Игроки запоминают несложное забавное стихотворение. Проверяется усвоение: водящий читает первую половину каждой фразы, игроки произносят вторую. Потом дети говорят первую половину фразы, а водящий - вторую.

Когда стихотворение усвоено, игроки становятся в круг. Один из них получает мяч, произносит часть фразы и бросает мяч любому другому. Тот продолжает и передает ход кому-нибудь еще.

Если игрок не может продолжить или произносит фразу с ошибкой, он выбывает из игры.

17. «Кто, где»

Игроки становятся или садятся в круг, водящий - в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто, где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.

Задача водящего - указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает - указанный игрок занимает его место.

18. «Повторяй за мной»

Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбираю первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д.  Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое.

Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры.

Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу. Игрок не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшися последним.

19. «Любимый мультфильм»

Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый  мультфильм.  Вначале можно посмотреть   выбранный  вместе с  детьми  мультфильм. Он  должен быть  не очень  длинным (1-2 минуты). Просмотрев его, попросить  ребёнка пересказать вам содержание этого мультфильма как можно   подробнее,   желательно с точным  цитированием   слов   основных персонажей.  Если  он затрудняется,  нужно  помочь  ему, задать  наводящие  вопросы,  акцентировать  его  внимание  на отдельных деталях.

Затем расскажите ему о том, что сейчас вы снова включите мультфильм, но при этом отключите звук. И реплики всех персонажей нужно будет произносить ему самому. Объясните ему, что главное - не пропускать слова мультяшных героев. Если какие-то из них забыл, то нужно тут же их придумать. Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, перед этим просмотрев мультфильм повторно.

20. «Запаздывающее зеркало»

Сначала в этой игре необходимо выбрать ведущего. Им может быть как ребенок, так и взрослый (сначала даже лучше, если это будет учитель). Ребята усаживаются на стулья или на ковёр в одну линию. Все внимание каждого участника должно концентрироваться на его соседе справа.

Первым садится ведущий, он и начинает игру, показывая какое-нибудь движение (например, поднимает левую руку). Затем это движение повторяет его сосед слева, и так по очереди до конца цепочки. Когда последний участник будет показывать это движение, ведущий уже должен будет показать какое-нибудь новое (например, встать и сесть). С каждым разом движения должны усложняться, а темп игры - ускоряться.

Во время игры старайтесь следить за осанкой детей. Они должны сидеть прямо. У них сразу возникнет желание подсмотреть новое движение у ведущего. Это неправильно, каждому ребенку нужно дождаться, когда это движение выполнит его сосед, и затем вовремя и правильно его повторить.

Можно усложнить игру. Ведущий показывает ряд движений. Сидящий рядом ребёнок, должен запомнить движения ведущего. Повторить и передать по цепочке рядом сидящему игроку.

21. «Живописцы»

В этой игре участники должны разбиться по парам. Один из этой пары будет художником, другой - его скульптурой. По команде ведущего участники под вторым номером              должны закрыть глаза. В это время участники под первым номером должны движением  пальцев начертить на их спине какой-нибудь рисунок или фигуру. Он может проделать это несколько раз.

После того как он закончит рисунок, первые участники по очереди должны изобразить тот предмет или ситуацию, которую нарисовали на их спинах по памяти. При этом им нельзя комментировать свою пантомиму, а второй участник не должен подсказывать.
Победителем в этой игре будет тот участник, который наиболее точно угадает и изобразит то, что было нарисовано на его спине.

22. «Ура!»

     

23. «Делай как я»

На первом этапе педагог становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу, поворачивает голову, наклоняет туловище вперёд, назад, влево, вправо и так далее, а потом просит ребёнка повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом ученик совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

24. «Чудесные слова»

Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются детям 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребёнок по выбору учителя   повторяет только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить ребёнка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя некоторое время.

25. «Кто знает больше?»

Игра также предназначена для младшего школьного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например,  5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

26. «След в след»

Педагог, переходя из одного места класса в другое, принимает в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем выбранный учителем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном.

 27. «Я знаю пять имён»

Дети подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.): Слава - раз, Петя - два, Миша - три, Гена - четыре, Ваня - пять». Когда кидается мяч - произносится только одно имя (название). Если игрок делает большую паузу, долго думает или произносит уже названное имя, то мяч передается другому игроку. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

28

 29. «Жмурки эскимосские»

Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые варежки (или несколько тонких). Далее к нему по очереди подходят игроки, а он должен определить на ощупь, кто перед ним.
Если водящий опознал игрока, то опознанный игрок становится водящим, иначе подходят следующие игроки на опознание в порядке очереди.

30. «Маленькие обезьянки»

Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-то позу. Один из играющих - ведущий, поглядев на них секунд 40-50, копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

31. «Запомни свое место»

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Все разбегаются, а затем возвращаются на свои места.

32. «Запомни свою позу»

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

33. «Вот так позы!»

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

34. «Запомни порядок»

4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой игрок.

35. «Кто что делал?»

Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они  делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

36. «Художник»

37. «Тень»

Два ребенка идут по дороге через вымышленное поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

38. «В магазине зеркал»

Педагог предлагает детям посетить магазин. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

39. «Разведчики»

1-й вариант. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.

2-й вариант. Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.

Использованная литература:

  1. Валентинов В. 150 веселых игр. Издательский дом «Литера» СПб., 2002 г.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983 г. Т. 3. С. 5-328.
  3. Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей», М.: Астрель, 2001 г.
  4. Кузнецова А.Е. «Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет», М.: ИД Рипол классик, 2007 г.
  5. Матюхина А.Ю. «365 лучших подвижных игр для детей 6-9 лет», Ярославль: Академия развития, 2008 г.
  6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996 г.
  7. ЦОР – цифровые образовательные ресурсы

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие развитию памяти

Приёмы и игры способствующие запоминанию, развитию памяти. Использование возможно на уроках и во внеурочной деятельности....

Игры для развития памяти детей 6 лет.

Для развития детской  памяти есть ряд интересных и занимательных игр, пособий, техник.  Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. ...

Игры на развитие памяти

Развивающие игры, направленные на активизацию мыслительных процессов, на раскрытие  возможностей памяти у детей....

Советы психолога. Игры на развитие памяти.

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной......

Игры на развитие памяти и внимания с карточками от игры «Мемо»

В данной статье описаны варианты простых  игр с  карточками от популярной игры "Мемо".  Материал рассчитан на воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, у...

Игры на развитие памяти и внимания с карточками от игры «Мемо»

В данной статье описаны варианты простых  игр с  карточками от популярной игры "Мемо".  Материал рассчитан на воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, у...