Инструменты симфонического оркестра
методическая разработка по музыке (4 класс)
Формирование представления о симфоническом оркестре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_simf._orkestr.docx | 26.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке 4-класс пот теме:
"Инструменты симфонического оркестра»
Цель: сформировать представление о симфоническом оркестре.
Задачи:
- повторить пройденный материал;
- познакомить с инструментами симфонического оркестра;
- учить различать тембры инструментов симфонического оркестра;
- развивать метроритмическое чувство и тембровый слух.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие по разным станциям:
"Повторялкин"
"Отдыхалкин"
"Запевалкин"
"Узнавайкин"
А что бы вы хотели узнать на уроке музыки? (ответы детей).
- Этим мы и будем заниматься на уроке. А также вспомним музыкальные страны, по которым путешествовали, музыкальные произведения, которые слушали, а также познакомимся с инструментами симфонического оркестра.
2. Станция "Повторялкин"
-Давайте вспомним, по каким музыкальным странам мы путешествовали.
(опера, балет, симфония).
ОПЕРА
-Что такое опера? (музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождении оркестра.)
-С чего она начинается? (увертюра)
-Какой жанр главный? (песня)
-Какие музыкальные номера присутствуют в опере? (ария, дуэт, хор и его виды)
-Что такое оперетта? (маленькая опера, музыка лёгкая, весёлая)
-С какими видами искусства "дружит" опера? (музыка, песня, изобразительное и драматическое искусство).
БАЛЕТ
-Что такое балет? (музыкальный спектакль, где содержание передаётся с помощью музыки и танца)
-С чего начинается балет? (увертюра)
-Какой жанр главный? (танец)
-Назовите участников балета (балерина, танцовщик, кардебалет, оркестр, балетмейстер, хореограф).
-С какими видами искусства "дружит" балет? (музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство).
-Фрагменты каких балетов мы слушали? (П.И.Чайковский "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", С.С.Прокофьев "Золушка")
-Где мы можем услышать и увидеть оперу и балет? (Национальный академический Большой театр Оперы и Балета).
СИМФОНИЯ
-Что такое симфония? ("созвучие"; музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра)
-Когда были написаны первые симфонии? (XVIII век)
-Из скольких частей состоит симфония? (4-х)
-Где можно услышать симфоническую музыку? (филармонии)
-Симфонии каких композиторов мы слушали? (П.И.Чайковский 4-я симфония)
-Какой жанр привел нас в симфонию? (песня "Во поле береза стояла")
3. Слушание. А.П.Бородин 2-я симфония "Богатырская".
-В произведении 2 темы: тема богатырей (главная) и тема природы (побочная).
-Как звучит главная тема? (Решительно, мужественно)
-В каком регистре? (низком)
-Как звучит побочная партия? (напевно, нежно)
Вывод: Значит, живопись помогает увидеть музыку, а музыка наполняет звучанием картину (или озвучивает картину).
- Лучшими на этой станции были:
4. Станция "Отдыхалкин"
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
"Полечка"
Мы пойдем сначала вправо
(два приставных шага - учитель считает "раз-два, раз-два")
А потом пойдем налево ( / = / = / )
А потом пойдем мы к центру (два шага вперед)
А потом пойдем от центра (два шага назад)
А потом мы все присядем (присесть)
А потом мы все привстанем (встать)
А потом мы все станцуем (произвольные движения)
А потом начнем сначала (три хлопка, три притопа)
- Лучшими на станции были: все!
5. Станция "Запевалкин"
Пение. "Весёлые Нотки»,
сл. И Яворской, муз. А. Кудряшова"
- Какую песню учили на прошлом уроке? ("Веселые нотки")
Исполнение песни с ДМИ.
- Лучшими на станции были:
6. Станция "Узнавайкин"
Тема сегодняшнего урока - Инструменты симфонического оркестра.
-Что же такое оркестр? Оркестр - это коллектив музыкантов, которые играют на различных инструментах. (Слайд № 4)
В Древней Греции оркестрой называлось место перед сценой, на котором помещался хор. Много позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов. Постепенно сложились определённые виды оркестра: духовой, эстрадный, оркестр народных инструментов, инструментов других народов и, конечно же, симфонический - самый полный и совершенный по звучанию.
В наше время трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии, сюиты, cопровождает действие в к/ф, участвует в исполнении опер, балетов.
Перед вами схема размещения музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Как видите, музыканты никак не могут сидеть, как кому нравится, а только в строго определённом порядке. ( Слайд № 5)
Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получить звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся инструменты:
- струнные;
- духовые;
- ударные.
- одиночные
(Слайд № 6)
- А кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижёр) (Слайд № 7)
Струнные смычковые. (Слайд № 8-9)
Скрипка
Альт
Виолончель
Контрабас
Скрипка - королева оркестра. Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, они свято хранили секреты своего мастерства. Самый известный мастер - Антонио Страдивари, который уже в 23 года стал работать самостоятельно, хотя многие шли к этому порою всю жизнь.
История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил, - в первой половине XIX в., не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке.
Скрипки, альты, виолончели появились в XVI-XVII веках. Скрипка - самый высокий по регистру. Далее, в порядке понижения регистра, следуют альт, виолончель, контрабас. Звук струнных самый слабый, поэтому их так много в оркестре.
Струнные – щипковые. ( Слайд № 10)
Арфы.
7. Слушание.С. С. Прокофьев симфоническая сказка « Петя и волк» . ( Слайд № 11)
Духовые ("звучащие от дыхания") делятся на 2 группы: деревянные и медные. (Слайд № 12)
Деревянные духовые. ( Слайд № 13)
Флейта - звучит то пронзительно, то мягко, нежно.
Гобой - звучит высоко, глуховато.
Кларнет (был изобретен в конце XVII в.)
Фагот
Медные духовые. ( Слайд № 14)
Их звучание придаёт величие оркестру.
Валторна - внешне похожа на улитку. Произошла от старинного французского охотничьего рога.
Труба - очень древний инструмент. Трубой пользовались в ходе военных сражений, ею подавали сигналы, звучала во время торжественных церемоний. Основная роль в оркестре - фанфарные сигналы и военные призывы.
Тромбон - его можно делать то длиннее, то короче, тогда звук то выше, то ниже. По громкости он "чемпион" в симфоническом оркестре.
Туба - появилась в середине XIX в. Инструмент мощно звучит в самом низком регистре. Почти всегда этот инструмент звучит, когда исполняется "похоронная" скорбная музыка.
8.Слушание. Ансамбль духовых инструментов « Встречный марш». (Слайд № 15)
Ударные ("звучащие от удара"). (Слайд № 16)
Бубен
Тарелки - один из древних инструментов.
Треугольник
Барабан (малый, большой)
Большой гонг или тамтам - диаметр=1м. Звук особенный, после удара он очень долго разносится не затихая. Удар там-тама в музыке означает катастрофу, смерть или действие колдовских сил.
Литавры - старинный музыкальный инструмент, пришедший к нам с Востока. Это медные большие барабаны, своей формой напоминающие большие котлы, на которые натянута кожа. Литавры могут издавать звук определённой высоты, и в этом ещё одно их отличие от барабана. Чем сильнее натянуть кожу, тем выше звук.
9. Одиночные инструменты. ( Слайд № 16)
10. Слушание. П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик», « Вальс Цветов». (Слайд № 18)
ВЫВОДЫ:
- Что представляет собой оркестр?
- Какие оркестры бывают?
- Какой самый большой?
- Какой инструмент не входит в смычковую группу? (Слайд № 29)
- У какого инструмента самы высокий тембр звучания? ( Слайд № 30)
- Назовите медный духовой инструмент? ( Слайд № 31)
- На каком музыкальном инструменте играют смычком? ( Слайд № 31)
Лучшими на станции были:
9. Рефлексия. (Осознание пройденного пути, выстраивание смысловой цепочки, оценивание себя с самим собой и другими обучающимися).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструменты симфонического оркестра.
Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино», «Повторялкино, «Узнавалкино»-знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркестра , и «Закреплялкино». Цель урока...
Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"
Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...
Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.
Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино», «Повторялкино», «Узнавалкино» (знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркест...
Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.
Презентация к одноимённому уроку музыки во 2 классе....
Технологическая карта урока музыки во 2 классе Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С. С. Прокофьева "Петя и волк"
Технологическая карта урока музыки...
Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....
«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
laquo;Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»....