«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Кощеева Ксения Алексеевна

«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4_petya_i_volk.docx28.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Дата:                                                                

Учитель музыки –Хисамеева Л.П

Школа №93                                                                      

Руководитель практики ЧПК №1-Шелепова Д.А

Класс: 2

Преподаватель вокала-Муталиева Л.С

Студентка ЧПК№1 Кощеева Ксения                            

Преподаватель фортепиано- Арсентьева И.Н

30 группа                                                                      

                                                                                                                                                

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Цель: создание условий для формирования у учащихся систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о ярком явлении в музыкальной культуре.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, ассоциативный, метод музыкального общения

Планируемые результаты:

Предметные:
1.
 Формирование знаний об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

2.Умение выявлять логику развития музыкальных образов

Личностные:

1. Воспитание музыкального вкуса учащихся

2. Привлечение жизненно - музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

Материалы и оборудование: Доска, проектор, компьютер, фортепиано, портрет композитора, презентация

Музыкальный репертуар:

1. «Если мы с тобою будем вместе» А.Ермолов

2. «П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

3. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк

Структура урока:

1.Орг.момент

2.Организация исполнительской деятельности

3. Физ. минутка

4. Организация слушательской деятельности

5 Итог урока

6.Рефлексия

Ход урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный момент

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Ксения Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Музыкальное приветствие.

                       «Сейчас музыкальный начнётся урок,

                        Об этом сказал нам весёлый звонок,

                        Сказал, заливаясь, на ноте высокой,

                        Вас всех, поздравляю с началом урока!»

-Приветствуют учителя, садятся

1

2

Организация исполнительской деятельности

Регулятивные УУД

Наш музыкальный урок с музыки и начнём. Сейчас мы с вами познакомимся с новой песней. Послушайте, и скажите, о чем же она (Слушают) И так ребята, о чем же эта песня? (отвечают) Совершенно верно! Итак, давайте же споем ее, а слова вы видите на экране.

Сели прямо, руки положили перед собой, ноги поставили ровно.

          ВХР

   Методы и приёмы

Чёткое произношение слов

Дирижёрский жест

Собственный показ

Допевание окончаний

Дирижёрский жест

-слушают произведение

-отвечают на вопросы

-поют

15

3

Физминутка

Вот мы руки развели,

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

(Наклонились, выпрямились)

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

(Выдох, вдох)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И - направо! И еще

Через левое плечо!

2

4

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.

Ребята, на прошлых уроках мы с вами встречали сказку в опере и в балете, а сегодня я познакомлю вас еще с одной сказкой, которую нам подарил русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Окунуться в эту сказочную историю нам поможет поэтическая загадка

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

Вот мы и попали в сказку, но необычную, а симфоническую, и ее название напрямую связано именами главных героев. Значит, сегодня мы говорим о симфонической сказке «Петя и Волк»

Сказка эта не обычная, а сказка музыкальная. У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.

(На слайде – определение тембра – окраска звука)
(Обратите внимание на героев, изображенных на слайде)

Это сказка про то, как пионер Петя поймал волка. Вышел он как-то на свою обычную прогулку, повидать своих друзей – птичку и утку. Пернатые любили поспорить, кто из них настоящая птица. Утка умела плавать, но не умела летать, а птичка умела летать, но не умела плавать. В итоге умения птички оказались более полезными, ведь когда из леса вышел голодный волк, то птичка вспорхнула и села на самую высокую ветку на дереве, а вот утка не успела добежать до пруда и была съедена хищником. Как всем известно, пионеры не боятся волков и поэтому Петя, взяв веревку, вышел из дома ловить зверя

Давайте остановимся на каждом герое поподробнее:

Итак, Петя – главный герой сказки. Это мальчик примерно вашего возраста, который приехал на каникулы к дедушке. Послушаем тему Пети, чтобы понять, какой же он, главный герой сказки.

Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.

В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?

Танца. Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках.

 Как я уже говорила, Петя приехал погостить к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки?

Послушаем тему Дедушки у Сергея Сергеевича, определим характер. Совпадет ли наше предположение с темой композитора?

Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Слушание темы дедушки.

Какой же характер у дедушки?

 Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука, он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой

«…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Фагот – это деревянный духовой инструмент. Посмотрите, как он выглядит. Какой голос у фагота?

А вот еще три героя – Птичка, Кошка и Утка.

Тема какого героя сейчас прозвучит?

Слушание темы птички.

У: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками. Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Повторное слушание темы птички. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

Флейта – деревянный духовой инструмент.

Звучит тема кошки.

Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.

Почему вы решили, что это кошка? Под музыку изображают кошку

Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный. Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Тембр кларнета низкий, бархатный, мягкий, спокойный.

Это тоже деревянный духовой инструмент.

Еще один герой, с которым мы познакомимся – это утка. Что же за птица утка, как мы ее можем описать.?

Гобой – деревянный духовой инструмент.

Сейчас мы услышим, как же Прокофьев изобразил утку, справился ли он с задачей – показать неуклюжесть и медлительность этого героя. Справился! Тему утки исполняет гобой, который относится к группе деревянных духовых инструментов. . Посмотрим, как выглядит гобой. Мы услышали тембр гобоя, какой он?

А как вы думаете, тема какого героя прозвучит сейчас?

(тема волка) 

Совершенно верно! А как вы это поняли? Волка изображают три валторны, их голоса образуют аккорды- некрасивые, резкие, хриплые.

И наконец то мы познакомимся с последним нашим героем, а точнее, героями – охотниками. Прослушайте внимательно тему охотников, и попробуйте определить какие инструменты ее исполняют

Правильно! Тему охотников исполняет группа ударных инструментов.

Музыкально – дидактическая игра «Угадай мелодию»

Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и дать характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций.

-знакомы

-отвечают

 

(отвечают)

(танца)

(добрую,веселую,сердитую)

(отвечают)

(Сердитый, ворчливый, густой, низкий.)

(отвечают)

(Низкий, бархатный, мягкий, спокойный.)

(неповоротливая,медленная)

(спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.)

(музыка устрашающая,грозная)

(барабаны)

18

5

Итог

Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний

Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

-Кто написал эту сказку?

С какими музыкальными инструментами мы познакомились на уроке?

А о каком оркестре мы узнали?

Домашнее задание :

Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Отвечают на вопросы

2

6

Рефлексия

Ребята, мне хочется узнать, какое настроение у вас сложилось к концу нашего урока. Оцените свою работу на уроке

И на следующем уроке мы с вами об этом поговорим. Молодцы ребята, спасибо за урок!

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"

Оркестр – большой коллектив музыкантов. Самым большим по составу и самымбогатым по своим возможностям является симфонический оркестр.Симфоническим называется оркестр, составленный из несколь...

Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра.Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева«Петя и волк»....

Открытый урок на тему "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк"

На уроке знакомимся со сказкой «Петя и волк» С.С.Прокофьева.С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной фо...