Урок музыки в 4 классе "Родной обычай старины"
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Материал урока расширит представления обучающихся о празднике Русской православной церки Пасха, познакомит с народными традициями его празднования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_4_klasse_rodnoy_obychay_stariny.docx | 23.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки (4 класс)
раздел: «О России петь –что стремиться
в храм» тема
"Родной обычай старины. Светлый праздник".
Цель: расширить представление о празднике Русской православной церкви «Пасха»; познакомить с народными традициями его празднования.
Задачи: воспитывать бережное отношение к сокровищам музыки религиозной традиции – народным песнопениям, колокольным звонам; способствовать пониманию характера исполнения народных и духовных песнопений; воспитывать эмоциональную выразительность в инструментальном музицировании, пении, пластике.
Применяемые образовательные технологии: технология музицирования, технология развития процессов восприятия, технология формирования певческой культуры.
Методы и приемы: вокальные импровизации, инструментальное музицирование, танцевальные движения; методы организации вокально-хоровой работы; пение a capella; формулирование выводов в ходе беседы.
Материалы к уроку:
- музыкальный материал: тропарь «Христос Воскресе»; «Праздничный трезвон»; нотный материал песен: р.н.п. «Не шум шумит»; «Пасхальная песенка» слова И.Рутенина;
Оборудование:
компьютер;
проектор;
звукоусиливающая аппаратура (колонки);
фортепиано;
бубен, ложки, трещотки, колокольчики.
Ход урока.
I.Организационный момент, музыкальное приветствие.
II. Актуализация опорных знаний
Как называется раздел, который мы начали изучать на прошлом уроке?
Совсем скоро мы будем отмечать праздник, который символизирует победу добра над злом, жизни над смертью. О каком празднике идет речь? (Пасха). Что вы можете рассказать об этом церковном празднике? (Пасха - это праздник, посвященный Воскресению Иисуса Христа). Ребята, а как празднуется этот праздник? (на Пасху люди пекут куличи, красят пасхальные яйца, верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! – и ответным: «Воистину воскресе!»).
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Проверка домашнего задания – а вы узнали, откуда пошел обычай красить яйца на Пасху?
(Появление крашенных яиц связано с Марией Магдалиной –христианской святой, которая следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления. Она пришла во дворец к императору Тиберию и рассказала ему о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора и приносить что-нибудь в дар. Она принесла ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения).
Слушание пасхального тропаря «Христос воскресе»
Как называется это песнопение? (это пасхальный тропарь «Христос воскресе»). Что такое тропарь? (песнопение, которое звучит в православных храмах в честь святых и праздников). Кто исполняет этот тропарь во время праздничного богослужения? (на Пасху тропарь исполняется всеми присутствующими в храме: священниками и прихожанами во время Крестного хода).
III. Формирование знаний, умений, навыков (этап изучения нового материала).
А сегодня на уроке мы узнаем о народных традициях празднования Пасхи в русских деревнях и селах. Тема нашего урока- «Родной обычай старины».
В России Пасху называли Велик день, Светлый день. У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. Спозаранку на праздник выходит деревенский люд на пригорки, ребята залезают на крыши и колокольни любоваться игрой красного солнышка.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
На что похожи эти слова? (на закличку). Давайте мы попробуем сочинить песенку-закличку. Какой характер этих слов? (радостный, веселый). Попробуйте это отразить в своих мелодиях.
Вокальные импровизации – обсуждение, выбор наиболее удачных импровизаций.
У русских крестьян на Пасху был еще один обычай – поздравлять своих соседей. Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками. Слово это означает «поющие под окнами», а обряд носит название «хождение волочебников».
Сегодня мы попробуем изобразить этот обряд, разыграть его. Для этого мне нужны волочебники. Но сначала, послушайте песню, которую они будут исполнять.
Показ песни «Не шум шумит» (исполняю a capella).
К кому обращаются волочебники? (к хозяину), значит, нам понадобится ещё и хозяин, к которому пришли гости.
К какому жанру русских народных песен можно отнести эту песню? (к игровым).
Разучивание мелодии (обратить внимание на то, что изменяется ритм мелодии в куплетах).
Для того, чтобы подчеркнуть игровой характер, создать радостное настроение, что можно добавить?(инструменты, танцевальные движения).
Инструментальное музицирование, танцевальные импровизации совместно с пением. Разучивание ритмических партий - ложки, бубен, колокольчики.
(Можно организовать исполнении так: запевает куплет солист, а остальные музицируют, пританцовывают; «Христос Воскрес, Сыне Божий» -все вместе).
Разыгрывание обряда «Хождение волочебников»
(Выбрать «волочебников» -6-8 человек и одного хозяина. Хозяину дать коробочку с карамельками –угощение).
Молодцы!!!
А знаете ли вы какие- нибудь пасхальные игры? Любимой забавой крестьянских детишек в селах были развлечения с крашеными яйцами. Например: яйцо клали на землю. В десяти шагах от него стоит один из игроков. Ему завязывают глаза платком. С завязанными глазами он отмеряет десять шагов, развязывает глаза и пытается достать яйцо, не сходя с места. Если достал –выиграл, не достанет – проиграл.
Особой популярностью не только у детворы, но и у взрослых, пользовалось катание яиц (краткое описание). Сегодня я вас научу играть в одну игру.
Проведение игры – (вызвать двоих учеников, дать им деревянные расписные пасхальные яйца. На счет: раз, два, три – они закручивают яйцо, чье яйцо вперед остановится – тот проиграл).
Первая неделя после Пасхи называется Светлой. Все семь дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и позвонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном.
Слушание «Праздничный трезвон»
Как звучит этот звон? (празднично, торжественно). А вы видели, как звонят в колокола? Как это происходит? Как называют людей, которые звонят в колокола? (звонари). Как вы думаете, какими качеством должен обладать звонарь? (у него должно быть хорошее чувство ритма).
Для того, чтобы проще запомнить ритмический рисунок, звонари придумывали попевки, подходящие под тот или иной звон, например:
- «Пеки блин, дров нет» - прохлопайте!
- «А мы вас обокрали»
- «А мы знаем, да не скажем»
- «Окола кола, бьют в колокола».
Попробуем исполнить на колокольчиках ритм этих попевок?
Исполнение ритмических рисунков на колокольчиках.
Первое воскресенье после Пасхи – Красная горка – особая пора для девушек и парней. Это время свадеб и первого весеннего гуляния на вольном воздухе. Молодежь и дети в этот день веселились, водили хороводы, качались на качелях, пели песни. И сегодня я хочу вас познакомить с веселой, светлой песней, которая называется «Пасхальная песенка». Послушайте ее внимательно.
IV. Вокально-хоровая работа.
Показ песни «Пасхальная песенка» -исполнение под минус-фонограмму.
Какой характер песни? Что звучит в начале песни? (колокольный звон – трезвон)
Разучивание мелодии, исполнение песни – обратить внимание на ритмические трудности, выдержать паузы.
V.Первичное закрепление знаний.
О каких традициях празднования праздника Пасхи вы сегодня узнали?
Кто такие волочебники? Как называется обряд волочебников? Как называется первая неделя после Пасхи? Как называется праздничный колокольный звон? (трезвон, благовест).
VII. Рефлексия. Оценка «приращения» знаний и достижения целей. Попробуйте продолжить высказывания:
Я не знал… - Теперь я знаю…
VIII. Подведение итогов.
Домашнее задание – спросите как ваши родители, бабушки, дедушки отмечали праздник Пасхи, какие народные традиции этого праздника они знают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки 3 класс "Певцы русской старины"
Конспект урока музыки в 3 классе по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной. согласно ФГОС. "Певцы русской старины"...
Презентация к уроку музыки в 3 классе "Певцы русской старины"
Презентация к уроку"Певцы русской старины"...
План-конспект урока музыки «Настрою гусли на старинный лад…» 3 класс
Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…»Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийЦель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных ск...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Методическая разработка.Дистанционного урока в 4 классе на тему: «Родной обычай старины. Светлый праздник»
Наиболее естественным приобщением к национальной традиционной культуре и изучению музыкального фольклора является проведение фольклорных праздников в школе. Участие детей в фольклорном празднике (обря...
Урок музыки в 1 классе "Родной обычай старины"
На данном уроке учащиеся расширяют и углубляют знания о культуре и обычаях русского народа....