Конспект урока музыки 3 класс "Певцы русской старины"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Конспект урока музыки в 3 классе по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной. согласно ФГОС. "Певцы русской старины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_3_klass_pevtsy_russkoy_stariny-.docx34.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины                  (учитель музыки Палкина Алла Леонидовна)

Тип урока : открытие новых знаний.

Содержательная цель: Раскрыть значение народной музыки и музыкальных инструментов в русской истории и фольклоре;

Деятельностные  цели: создание мини-проекта «Если бы я был композитором…», конструирование нового понятия.

Развивающие цели: формирование регулятивных УУД ( формирование целевых установок учебной деятельности, самооценка деятельности);формирование личностных УУД ( выражение положительного отношения к процессу познания, восприятие речи как учителя, так и обучающихся, развитие художественного восприятия, реализация творческого потенциала в ходе работы над мини- проектом); формирование коммуникативных УУД ( оформление высказывания, описывание объекта, конструирование понятия).

Этапы урока

Виды деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Формируемые виды УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Организационный

Вход в кабинет

Приветствие

1 СЛАЙД

Позитивный настрой на урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Учитель: Мы вновь встречаемся с вами на уроке музыки. Сегодня за окном прекрасный солнечный день и я надеюсь, что и наш урок будет таким же солнечным и добрым.

формирование доброжелательности, умения слушать и слышать

Учебное действие

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Итог урока:

Рефлексия.

Фиксация и выявление места, причины затруднений, выход на проблемный вопрос, самооценивание. В Дневнике урока

2 СЛАЙД

(Дети проговаривают варианты ответов с объяснением своей точки зрения, всё фиксируется на доске и быстро подводится итог, что мнения разделились).

Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «ДаНетка».Я буду вам задавать вопросы. Кто согласен, поднимите карточку стороной «ДА»,не согласен- стороной «НЕТ». И напишите в Дневнике урока     Итак, начнём…

ИГРА «Данетка»

1.Музыка- это наука.

2.Музыка- это искусство.

3.Картины пишет писатель.

4.Рассказы, поэмы, повести- это творения художника.

5.Картины пишет художник.

6.Музыку пишет композитор.

 Учитель: Молодцы! Давайте проверим наши знания. Поставьте себе оценку в дневнике урока

«5»- у кого не было ни одной ошибки: «4»- у кого одна и больше ошибка ( ставят оценки)

Учитель: А если я скажу так « КАРТИНЫ ПИШЕТ КОМПОЗИТОР. БУДУ ЛИ Я ПРАВА?»

Учитель: Наши мнения разделились. Что же нам надо сделать, чтобы найти правильный ответ? В роли кого нам надо сегодня побыть?

Ученики: Нам надо стать композиторами и попробовать самим написать картину.

Учитель: Если мы с вами композиторы, чем мы будем писать картину?

Ученики: Звуками.

формирование общего представления об искусстве, моделирование различных отношений между объектами

 

формирование доброжелательности, умения слушать и слышать

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

оценка своих знаний

Этапы реализации проекта:

А) Работа в группах  

Б)Защита

( первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)

В) Формулирование темы  и цели урока

3 СЛАЙД

Ритмическая игра «Передай другому»

Просмотр  музыкального фрагмента

4 СЛАЙД

Д) Включение новых знаний в систему

5 СЛАЙД

Дети имитируют показ игры на гуслях

6 СЛАЙД

7 СЛАЙД

Игра «Руки- ноги» 

8 СЛАЙД

9 СЛАЙД

Возвращаемся к

Заданию

 1 группы

10 СЛАЙД

Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

11 СЛАЙД

слушание былины « Что не белая береза»

вместе проговорить текст былины нараспев

Возвращаемся к

Заданию

 2 группы

12 СЛАЙД

Повторение определения понятия: опера

13 СЛАЙД

Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко».

Беседа по прослушанному произведению

Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

14 СЛАЙД

ИГРА на шумовых инструментах

Исполнение песни

«Ах, вы сени».

 «Проверь себя!» и  оценивают урок в «Дневнике» и сдают  свои работы .

У нас есть  два задания.

У: Выполните задание согласно указанному  алгоритму.

1.Внимательно рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено?

2.В таблице подчеркните все слова, которые могут относится к вашему изображению. Обоснуйте свой ответ.

3.Подумайте, какие звуки можно использовать для характеристики изображения ( высокие, низкие, средние, громкие, тихие, отрывистые, плавные, быстрые, медленные)

4.Если бы вы были на месте автора, как бы вы назвали своё произведение?

Объединяемся в группы , согласно цвета карточек

У: Предоставляю слово для защиты.

( По ходу защиты на доске фиксируется название, данное учениками и сама репродукция, которая отображается и в презентации

Учитель: Посмотрите, сколько интересных слов у нас прозвучало: ГУСЛИ, РУССКАЯ ИСТОРИЯ, БОГАТЫРИ. СТАРИНА  

Давайте скажем тему нашего урока: Певцы русской старины.  

Сформулируем ЦЕЛЬ урока.

 

ФИЗМИНУТКА ритмическая игра

Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и  встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси.  Послушайте музыкальный фрагмент и определите, что это за инструмент.

Учитель: К нам на урок пришли настоящие гусли  

         

 Учитель:   Кто же такие гусляры?

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир

Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.

  Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

Учитель: Давайте покажем  как играли на гуслях в старину? (Показ: клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук..)

Учитель: Кто же играл на гуслях в древности?

Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки;

 во-вторых,  на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.

Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше…  Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины.

Давайте вспомним, а что такое  былина? (Народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)

Как  называли сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины? (Баян) 

В задание 1 группы входило описание картины художника В.М. Васнецова, которая  называется  «Баян».

Вы , рассматривая картину, сочинили мелодию: ______________

У: О каких событиях и героях слагались былины?

У: Одной из самых известных былин о богатырях была  «Былина о Добрыне Никитиче», в которой говорится о прощании Добрыни с матушкой.

Композитор Н.А. Римский-Корсаков услышал народный напев «Былины о Добрыне Никитиче» и записал его, сделав свою обработку.

А теперь послушайте эту былину в  сопровождении гуслей.

 Как звучит эта мелодия? Д: (протяжно, широко)

У: Давайте попробуем вместе проговорить текст былины нараспев, на время превратившись в старинных песенников – гусляров.

( учитель вместе с детьми показывает напевы начала былины

Вы уже неоднократно слушали другие народные песни. Что у них общего с былинами?

Д: (распев, певучесть, плавность)

Сели  удобно, спинки выпрямите. Послушайте мелодию былины

У: Давайте покажем рукой как движется мелодия.

(пластическое интонирование)

В задание 2  группы входило описание картины художника

В.М. Васнецова, которая  называется  «Гусляры».

Вы , рассматривая картину, сочинили мелодию: ______________

Учитель:

Гусли, этот удивительный инструмент, попал даже в оперу. Известный композитор Н.А.Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.

Н.А.Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».

Учитель:  Ребята, а что такое опера?

Ученик: Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. Вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.

Садко - былинный герой, бесстрашный мореплаватель и талантливый  гусляр, который жил в богатом городе Новгороде.

Двенадцать лет он по морю плавал, а дани царю морскому не платил. Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.

Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса подводного мира и  поразил всех  своей великолепной игрой.

Давайте с вами заглянем в музыкальный театр и посмотрим фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Заиграйте, мои гусельки!". Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.

Как выглядит Садко в опере?

Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

Скажите, звучали гусли или нет?

В опере «Садко», как и в любой сказке, много чудес. Садко, и его молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

Учитель:

На гуслях играли не только в древние времена, но и сейчас играют  в оркестре народных инструментов.

Учитель: Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра?

Ученик: (балалайки, домры, трещотки, баян, ложки, дудочки и др.)

Учитель: Я предлагаю вам тоже создать ансамбль русских народных инструментов. Для этого я приглашаю  ребят, которые будут участниками ансамбля. А мы все вместе им поможем и споем р.н.п. «Ах, вы сени».

У:Всё ли получилось у вашего оркестра?

У: Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном  инструменте  сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.) 

овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение  выполнять задания в рабочей тетради;

формирование умения составлять целое из частей

применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;

выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

соотнесение  графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке;

приобретение элементарных навыков в музыкально- творческой деятельности

приобщение к сотворчеству, формирование умения слушать и слышать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, характеризовать и описывать объект

задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора;

 задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

 воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора

планировать результаты решения поставленной задачи

формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.

планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций;

оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.

формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

План-конспект урока музыки «Настрою гусли на старинный лад…» 3 класс

Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…»Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийЦель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных ск...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: «Картина-натюрморт «Русская старина» Неменский 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний о композиции натюрморта, формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов Планир...