Конспект урока музыки 3 класс "Певцы русской старины"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Конспект урока музыки в 3 классе по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной. согласно ФГОС. "Певцы русской старины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_3_klass_pevtsy_russkoy_stariny-.docx | 34.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины (учитель музыки Палкина Алла Леонидовна)
Тип урока : открытие новых знаний.
Содержательная цель: Раскрыть значение народной музыки и музыкальных инструментов в русской истории и фольклоре;
Деятельностные цели: создание мини-проекта «Если бы я был композитором…», конструирование нового понятия.
Развивающие цели: формирование регулятивных УУД ( формирование целевых установок учебной деятельности, самооценка деятельности);формирование личностных УУД ( выражение положительного отношения к процессу познания, восприятие речи как учителя, так и обучающихся, развитие художественного восприятия, реализация творческого потенциала в ходе работы над мини- проектом); формирование коммуникативных УУД ( оформление высказывания, описывание объекта, конструирование понятия).
Этапы урока | Виды деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Формируемые виды УУД | ||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | |||
Организационный | Вход в кабинет Приветствие 1 СЛАЙД Позитивный настрой на урок. | Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте! Учитель: Мы вновь встречаемся с вами на уроке музыки. Сегодня за окном прекрасный солнечный день и я надеюсь, что и наш урок будет таким же солнечным и добрым. | формирование доброжелательности, умения слушать и слышать | ||
Учебное действие Этап усвоения новых знаний и способов действий Итог урока: Рефлексия. | Фиксация и выявление места, причины затруднений, выход на проблемный вопрос, самооценивание. В Дневнике урока 2 СЛАЙД (Дети проговаривают варианты ответов с объяснением своей точки зрения, всё фиксируется на доске и быстро подводится итог, что мнения разделились). Построение проекта выхода из затруднения. | Учитель: Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «ДаНетка».Я буду вам задавать вопросы. Кто согласен, поднимите карточку стороной «ДА»,не согласен- стороной «НЕТ». И напишите в Дневнике урока Итак, начнём… ИГРА «Данетка» 1.Музыка- это наука. 2.Музыка- это искусство. 3.Картины пишет писатель. 4.Рассказы, поэмы, повести- это творения художника. 5.Картины пишет художник. 6.Музыку пишет композитор. Учитель: Молодцы! Давайте проверим наши знания. Поставьте себе оценку в дневнике урока «5»- у кого не было ни одной ошибки: «4»- у кого одна и больше ошибка ( ставят оценки) Учитель: А если я скажу так « КАРТИНЫ ПИШЕТ КОМПОЗИТОР. БУДУ ЛИ Я ПРАВА?» Учитель: Наши мнения разделились. Что же нам надо сделать, чтобы найти правильный ответ? В роли кого нам надо сегодня побыть? Ученики: Нам надо стать композиторами и попробовать самим написать картину. Учитель: Если мы с вами композиторы, чем мы будем писать картину? Ученики: Звуками. | формирование общего представления об искусстве, моделирование различных отношений между объектами
| формирование доброжелательности, умения слушать и слышать формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | оценка своих знаний |
Этапы реализации проекта: А) Работа в группах Б)Защита ( первичное закрепление с проговариванием во внешней речи) В) Формулирование темы и цели урока 3 СЛАЙД Ритмическая игра «Передай другому» Просмотр музыкального фрагмента 4 СЛАЙД Д) Включение новых знаний в систему 5 СЛАЙД Дети имитируют показ игры на гуслях 6 СЛАЙД 7 СЛАЙД Игра «Руки- ноги» 8 СЛАЙД 9 СЛАЙД Возвращаемся к Заданию 1 группы 10 СЛАЙД Учащиеся делают запись в «Дневнике урока». 11 СЛАЙД слушание былины « Что не белая береза» вместе проговорить текст былины нараспев Возвращаемся к Заданию 2 группы 12 СЛАЙД Повторение определения понятия: опера 13 СЛАЙД Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко». Беседа по прослушанному произведению Учащиеся делают запись в «Дневнике урока». 14 СЛАЙД ИГРА на шумовых инструментах Исполнение песни «Ах, вы сени». «Проверь себя!» и оценивают урок в «Дневнике» и сдают свои работы . | У нас есть два задания. У: Выполните задание согласно указанному алгоритму. 1.Внимательно рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? 2.В таблице подчеркните все слова, которые могут относится к вашему изображению. Обоснуйте свой ответ. 3.Подумайте, какие звуки можно использовать для характеристики изображения ( высокие, низкие, средние, громкие, тихие, отрывистые, плавные, быстрые, медленные) 4.Если бы вы были на месте автора, как бы вы назвали своё произведение? Объединяемся в группы , согласно цвета карточек У: Предоставляю слово для защиты. ( По ходу защиты на доске фиксируется название, данное учениками и сама репродукция, которая отображается и в презентации Учитель: Посмотрите, сколько интересных слов у нас прозвучало: ГУСЛИ, РУССКАЯ ИСТОРИЯ, БОГАТЫРИ. СТАРИНА Давайте скажем тему нашего урока: Певцы русской старины. Сформулируем ЦЕЛЬ урока.
ФИЗМИНУТКА ритмическая игра Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси. Послушайте музыкальный фрагмент и определите, что это за инструмент. Учитель: К нам на урок пришли настоящие гусли
Учитель: Кто же такие гусляры? Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны. Учитель: Давайте покажем как играли на гуслях в старину? (Показ: клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук..) Учитель: Кто же играл на гуслях в древности? Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; во-вторых, на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев. Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше… Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины. Давайте вспомним, а что такое былина? (Народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.) Как называли сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины? (Баян) В задание 1 группы входило описание картины художника В.М. Васнецова, которая называется «Баян». Вы , рассматривая картину, сочинили мелодию: ______________ У: О каких событиях и героях слагались былины? У: Одной из самых известных былин о богатырях была «Былина о Добрыне Никитиче», в которой говорится о прощании Добрыни с матушкой. Композитор Н.А. Римский-Корсаков услышал народный напев «Былины о Добрыне Никитиче» и записал его, сделав свою обработку. А теперь послушайте эту былину в сопровождении гуслей. Как звучит эта мелодия? Д: (протяжно, широко) У: Давайте попробуем вместе проговорить текст былины нараспев, на время превратившись в старинных песенников – гусляров. ( учитель вместе с детьми показывает напевы начала былины Вы уже неоднократно слушали другие народные песни. Что у них общего с былинами? Д: (распев, певучесть, плавность) Сели удобно, спинки выпрямите. Послушайте мелодию былины У: Давайте покажем рукой как движется мелодия. (пластическое интонирование) В задание 2 группы входило описание картины художника В.М. Васнецова, которая называется «Гусляры». Вы , рассматривая картину, сочинили мелодию: ______________ Учитель: Гусли, этот удивительный инструмент, попал даже в оперу. Известный композитор Н.А.Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко. Н.А.Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный». Учитель: Ребята, а что такое опера? Ученик: Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. Вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой. Садко - былинный герой, бесстрашный мореплаватель и талантливый гусляр, который жил в богатом городе Новгороде. Двенадцать лет он по морю плавал, а дани царю морскому не платил. Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса подводного мира и поразил всех своей великолепной игрой. Давайте с вами заглянем в музыкальный театр и посмотрим фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Заиграйте, мои гусельки!". Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка. Как выглядит Садко в опере? Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она? Скажите, звучали гусли или нет? В опере «Садко», как и в любой сказке, много чудес. Садко, и его молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду. Учитель: На гуслях играли не только в древние времена, но и сейчас играют в оркестре народных инструментов. Учитель: Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра? Ученик: (балалайки, домры, трещотки, баян, ложки, дудочки и др.) Учитель: Я предлагаю вам тоже создать ансамбль русских народных инструментов. Для этого я приглашаю ребят, которые будут участниками ансамбля. А мы все вместе им поможем и споем р.н.п. «Ах, вы сени». У:Всё ли получилось у вашего оркестра? У: Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины. О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.) С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.) | овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение выполнять задания в рабочей тетради; формирование умения составлять целое из частей применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради. расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; | приобретение элементарных навыков в музыкально- творческой деятельности приобщение к сотворчеству, формирование умения слушать и слышать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, характеризовать и описывать объект задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора | планировать результаты решения поставленной задачи формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную. планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную. формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...
План-конспект урока музыки «Настрою гусли на старинный лад…» 3 класс
Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…»Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийЦель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных ск...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»
Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: «Картина-натюрморт «Русская старина» Неменский 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование знаний о композиции натюрморта, формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов Планир...