Открытый урок "Развитие штриховой техники начинающего скрипача в работе над созданием художественного образа"
методическая разработка по музыке

Березина Людмила Вениаминовна

Открытый урок проведен с уеницей 1 класса. В прошлом году девочка прошла годичный курс подготовки,  имеет навыки исполнения элементарных штрихов. Урок прошел в живом, рабочем темпе. Ученица внимательно слушала педагога, старалась выполнить все требования. Доброжелательная атмосфера заняти способствовала успешному проведению урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_.docx26.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Открытый урок по предмету

                              «Скрипка»

на тему:

«Развитие штриховой техники начинающего скрипача в работе над созданием художественного образа».

                                                                         

                                                 

                                                                     преподаватель отделения

                                                                   струнных инструментов

                                                  Л.В.Березина                                      

                                                                                                                         

г.Нефтеюганск

 2019г.

Открытый урок с ученицей 1 класса Колкневой Ульяной.

Преподаватель Березина Л.В., концертмейстер Солощева О.Н.

Тема урока: «Развитие штриховой техники начинающего скрипача в работе над созданием художественного образа».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: научить пользоваться штрихами в изучаемых пьесах для создания художественного образа.

Задачи урока:

Обучающие:

- закрепление теоретических знаний (штрихи, темп, ритм, динамические оттенки, флажолет);

- формирование практических навыков (игра  штрихами «деташе», «легато», «мартле», «дубль-штрих», «портато», двойными нотами), исполнение изучаемых песенок с динамическими оттенками.

Развивающие:

- развитие слуха, координации движений;

- формирование умения работы с нотным текстом;

- активизировать образное музыкальное мышление.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к музыке, эстетический вкус;

- воспитывать внимание и волю.

Методические приемы:

- словесный (объяснение, беседа);

- наглядный (показ на инструменте);

- практический (игра на скрипке)

Здоровьесберегающая технология:

- чередование различных видов учебной деятельности (игра гаммы, исполнение выученных пьес, игра в ансамбле, пение, ритмическая разминка, физкультминутка);

- рациональная организация урока: включение игровых моментов, упражнения на расслабление мышц;

- при игре на скрипке развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память и интеллект.

Репертуарный план урока:

- Штрихи в гамме Ре-мажор;

- М.Магиденко. Петушок;

- Л.Качурбина. Мишка с куклой;

- Е.Крылатов. Колыбельная медведицы;

- Украинская народная песня. Журавель;

- В.Введенский. Паровоз.

Этапы урока (время)

1. Организационный этап. (3 мин.)

2. Усвоение и закрепление навыков исполнения штрихов. (10 мин.)

3. Повторение выученных пьес, закрепление новых знаний. Физкультминутка. (25 мин.)

4. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход и содержание урока.

Ульяна, что такое штрихи? Тебе раньше встречалось это слово?

Штрихи - это характер произнесения музыкальных звуков. Каждый штрих выполняется особыми движениями смычка. Давай вспомним песенку М.Магиденко «Петушок».  Постараемся изобразить разного петушка: храброго (с акцентами); спокойного (деташе); марширующего (мартле); танцующего вальс – портато; шагающего, прогуливающегося (стаккато).

Мы с тобой изучаем штрихи в гамме Ре мажор из сборника Л.Гуревич. Давай сыграем те штрихи, которые встречаются в наших песенках.

Ну а теперь вспомним наши песенки.

Л.Качурбина. «Мишка с куклой»

- Ульяна, скажи, пожалуйста, каким штрихом ты будешь играть эту песенку?

 - Мартле.

- Как ты думаешь, почему здесь звучит штрих мартле, а не легато?

- Потому что это игрушки, они не живые и движения у них тоже игрушечные, немного резкие, отрывистые. (Игра в ансамбле с педагогом)

Е.Крылатов. «Колыбельная медведицы»

- Что такое «Колыбельная»?

- Это песенка для малыша.

- А какая песенка по характеру?

- Добрая, ласковая.

- Она быстрая или медленная?

- Медленная.

- А как ты думаешь, какой штрих подходит для колыбельной?

- Легато.

- Как можно охарактеризовать этот штрих?

- Плавный, медленный, мягкий, ласковый.

- Давай ее сыграем. (Обратить внимание на распределение смычка, качество звучания, фразировка по тексту, динамические оттенки).

- Ульяна, а теперь немного передохнем. У нас физкультминутка.  Упражнение «Ох!», упражнение «Мельница». А теперь упражнение на освобождение кисти «Дятел».

- И ещё одна интересная и веселая песенка «Журавель». Чем она интересна для нас?

В этой песенке много разных приемов и штрихов: акценты, деташе, мартле, дубль-штрих, легато, двойные ноты.

- Все верно. На этой песенке много чему можно поучиться. А о чем рассказывается в этой песенке? Давай прочитаем слова песенки. Ну, а теперь попробуем спеть. (Работа над штрихами.)

Следующее произведение: «Паровоз». В.Введенский.

- С каким настроением ты будешь играть эту пьесу?

- С веселым, радостным настроением.

- Какой основной штрих в этой песенке?

- Деташе.

- Активное деташе.

- А теперь сыграй нам эту пьесу. Обрати внимание на динамические оттенки, паузы, окончания фраз. В этой песенке есть флажолеты, которые надо

- Ульяна, какие пьесы мы сегодня играли?

- «Мишку с куклой», «Колыбельную медведицы», « Журавля», «Паровоз».

- С каким настроением мы играли каждую из песенок?

- Мишку с куклой – весело, игриво, Колыбельную медведицы - ласково, Журавля – весело, энергично, Паровоз - весело. С помощью чего мы передали образ, характер, настроение каждой песенки?

- С помощью штрихов.

- Спасибо, Ульяна. Урок окончен.

Домашнее задание: Повторять штрихи в гамме Соль мажор. Играть выразительно пройденные песенки, передавая движениями смычка характер музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль цвета в создании художественного образа"

В данной работе раскрывается актуальность проблемы эффективного развития воображения и художественного творчества младших школьников....

: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Урок литературного чтения во 2 классе. Материал поможет педагогам при работе с текстом. Проблемные вопросы помогут учащимся раскрыть образ героя. Материал можно использовать при проведении творческих ...

Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Урок литературного чтения поможет педагогам при работе над образом литературного героя и  при проведении творческих работ....

Урок технологии в 1 классе. Тема урока: «Конструируем из бумаги. Создание художественных образов».

Задачи:-продолжить изделие «лягушка» из спичечных коробков;-научить детей правильно пользоваться ножницами, клеем, цветной бумагой;-развивать интерес к работе с цветной бумагой, к созданиям художестве...

Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова

Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...

Создание художественного образа вокально-хорового произведения на уроке музыки

В статье освещаются отдельные вопросы создания художественого образа при работе над вокально-хоровыми произведения на уроке музыки....