Открытый урок "Развитие штриховой техники начинающего скрипача в работе над созданием художественного образа"
методическая разработка по музыке
Открытый урок проведен с уеницей 1 класса. В прошлом году девочка прошла годичный курс подготовки, имеет навыки исполнения элементарных штрихов. Урок прошел в живом, рабочем темпе. Ученица внимательно слушала педагога, старалась выполнить все требования. Доброжелательная атмосфера заняти способствовала успешному проведению урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_.docx | 26.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Открытый урок по предмету
«Скрипка»
на тему:
«Развитие штриховой техники начинающего скрипача в работе над созданием художественного образа».
преподаватель отделения
струнных инструментов
Л.В.Березина
г.Нефтеюганск
2019г.
Открытый урок с ученицей 1 класса Колкневой Ульяной.
Преподаватель Березина Л.В., концертмейстер Солощева О.Н.
Тема урока: «Развитие штриховой техники начинающего скрипача в работе над созданием художественного образа».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: научить пользоваться штрихами в изучаемых пьесах для создания художественного образа.
Задачи урока:
Обучающие:
- закрепление теоретических знаний (штрихи, темп, ритм, динамические оттенки, флажолет);
- формирование практических навыков (игра штрихами «деташе», «легато», «мартле», «дубль-штрих», «портато», двойными нотами), исполнение изучаемых песенок с динамическими оттенками.
Развивающие:
- развитие слуха, координации движений;
- формирование умения работы с нотным текстом;
- активизировать образное музыкальное мышление.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке, эстетический вкус;
- воспитывать внимание и волю.
Методические приемы:
- словесный (объяснение, беседа);
- наглядный (показ на инструменте);
- практический (игра на скрипке)
Здоровьесберегающая технология:
- чередование различных видов учебной деятельности (игра гаммы, исполнение выученных пьес, игра в ансамбле, пение, ритмическая разминка, физкультминутка);
- рациональная организация урока: включение игровых моментов, упражнения на расслабление мышц;
- при игре на скрипке развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память и интеллект.
Репертуарный план урока:
- Штрихи в гамме Ре-мажор;
- М.Магиденко. Петушок;
- Л.Качурбина. Мишка с куклой;
- Е.Крылатов. Колыбельная медведицы;
- Украинская народная песня. Журавель;
- В.Введенский. Паровоз.
Этапы урока (время)
1. Организационный этап. (3 мин.)
2. Усвоение и закрепление навыков исполнения штрихов. (10 мин.)
3. Повторение выученных пьес, закрепление новых знаний. Физкультминутка. (25 мин.)
4. Домашнее задание. (2 мин.)
Ход и содержание урока.
Ульяна, что такое штрихи? Тебе раньше встречалось это слово?
Штрихи - это характер произнесения музыкальных звуков. Каждый штрих выполняется особыми движениями смычка. Давай вспомним песенку М.Магиденко «Петушок». Постараемся изобразить разного петушка: храброго (с акцентами); спокойного (деташе); марширующего (мартле); танцующего вальс – портато; шагающего, прогуливающегося (стаккато).
Мы с тобой изучаем штрихи в гамме Ре мажор из сборника Л.Гуревич. Давай сыграем те штрихи, которые встречаются в наших песенках.
Ну а теперь вспомним наши песенки.
Л.Качурбина. «Мишка с куклой»
- Ульяна, скажи, пожалуйста, каким штрихом ты будешь играть эту песенку?
- Мартле.
- Как ты думаешь, почему здесь звучит штрих мартле, а не легато?
- Потому что это игрушки, они не живые и движения у них тоже игрушечные, немного резкие, отрывистые. (Игра в ансамбле с педагогом)
Е.Крылатов. «Колыбельная медведицы»
- Что такое «Колыбельная»?
- Это песенка для малыша.
- А какая песенка по характеру?
- Добрая, ласковая.
- Она быстрая или медленная?
- Медленная.
- А как ты думаешь, какой штрих подходит для колыбельной?
- Легато.
- Как можно охарактеризовать этот штрих?
- Плавный, медленный, мягкий, ласковый.
- Давай ее сыграем. (Обратить внимание на распределение смычка, качество звучания, фразировка по тексту, динамические оттенки).
- Ульяна, а теперь немного передохнем. У нас физкультминутка. Упражнение «Ох!», упражнение «Мельница». А теперь упражнение на освобождение кисти «Дятел».
- И ещё одна интересная и веселая песенка «Журавель». Чем она интересна для нас?
В этой песенке много разных приемов и штрихов: акценты, деташе, мартле, дубль-штрих, легато, двойные ноты.
- Все верно. На этой песенке много чему можно поучиться. А о чем рассказывается в этой песенке? Давай прочитаем слова песенки. Ну, а теперь попробуем спеть. (Работа над штрихами.)
Следующее произведение: «Паровоз». В.Введенский.
- С каким настроением ты будешь играть эту пьесу?
- С веселым, радостным настроением.
- Какой основной штрих в этой песенке?
- Деташе.
- Активное деташе.
- А теперь сыграй нам эту пьесу. Обрати внимание на динамические оттенки, паузы, окончания фраз. В этой песенке есть флажолеты, которые надо
- Ульяна, какие пьесы мы сегодня играли?
- «Мишку с куклой», «Колыбельную медведицы», « Журавля», «Паровоз».
- С каким настроением мы играли каждую из песенок?
- Мишку с куклой – весело, игриво, Колыбельную медведицы - ласково, Журавля – весело, энергично, Паровоз - весело. С помощью чего мы передали образ, характер, настроение каждой песенки?
- С помощью штрихов.
- Спасибо, Ульяна. Урок окончен.
Домашнее задание: Повторять штрихи в гамме Соль мажор. Играть выразительно пройденные песенки, передавая движениями смычка характер музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Роль цвета в создании художественного образа"
В данной работе раскрывается актуальность проблемы эффективного развития воображения и художественного творчества младших школьников....
: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Урок литературного чтения во 2 классе. Материал поможет педагогам при работе с текстом. Проблемные вопросы помогут учащимся раскрыть образ героя. Материал можно использовать при проведении творческих ...
Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Урок литературного чтения поможет педагогам при работе над образом литературного героя и при проведении творческих работ....
Урок технологии в 1 классе. Тема урока: «Конструируем из бумаги. Создание художественных образов».
Задачи:-продолжить изделие «лягушка» из спичечных коробков;-научить детей правильно пользоваться ножницами, клеем, цветной бумагой;-развивать интерес к работе с цветной бумагой, к созданиям художестве...
Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова
Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...
Урок-рефлексия. Проверочная работа «Средства создания художественного образа в рассказе
Конспект урока по литературному чтению...
Создание художественного образа вокально-хорового произведения на уроке музыки
В статье освещаются отдельные вопросы создания художественого образа при работе над вокально-хоровыми произведения на уроке музыки....