Методическая разработка "Роль цвета в создании художественного образа"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
В данной работе раскрывается актуальность проблемы эффективного развития воображения и художественного творчества младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_cveta_v_sozdanii_hudozhestvennogo_obraza.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Значение изобразительного искусства для
всестороннего воспитания учащихся начальной школы . . . 4
Глава 2. Понятие цвета и его характеристики . . . . . . . . . . . . 6
2.1. Определение понятия цвет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.2. Общие характеристики цвета. Теплые и холодные
цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.3. Происхождение названий цветов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава 3. Роль цвета в создании художественного образа . . 9
Глава 4. Цвет как средство эстетического развития
младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 5. Цвет как средство выражения. Пейзаж . . . . . . . . . 13
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА»
Введение
Формирование гармоничной личности – непреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко вглубь истории, но актуальность ее не исчезает в связи с изменением мира в целом, развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах. На сегодняшний день проблема гуманизации образования имеет всеохватывающий характер.
Именно актуальность темы «Роль цвета в создании художественного образа» на занятиях в группе продленного дня школьников начальной школы заставила меня взяться за ее изучение.
Интерес к этой теме определяется потребностью общества в инициативной личности с развитым творческим началом, с одной стороны и недостаточными возможностями системы образования создавать условия, необходимые для развития творческого потенциала подрастающего поколения, с другой. Уровень развития воображения учащихся начальной школы и невостребованность данного феномена в процессе обучения свидетельствует о том, что в педагогической науке определились основные направления исследований по проблемам творческой деятельности, в том числе художественного творчества.
Вместе с тем имеются противоречия между потребностью ребенка в творческой самореализации и формализацией обучения, отсутствием должного внимания к организации творческой деятельности младших школьников на занятиях художественно-эстетического цикла. Это порождает проблему создания в образовательной среде условий для реализации потенциальных, творческих возможностей личности. Одним из путей решения этой проблемы является вхождение школьника в развивающую, эстетическую среду, приобщение его к различным видам творческой деятельности: изобразительной, литературной, сценической и др.
Исходя из темы цель моей работы – написание методических разработок уроков, основанных на образно-логическом способе обучения, способствующих эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на занятиях по изобразительному искусству.
В соответствии с предметом и целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать имеющиеся программы по изобразительному искусству.
2. Выявить дидактические условия развития воображения и художественного творчества младших школьников на занятиях по изобразительному искусству.
3. Разработать и применять на занятиях по изобразительному искусству увлекательных творческих заданий, позволяющих оценить уровень развития творческих способностей, а также способствующих воспитанию эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, развитию художественных способностей и художественного вкуса.
Проблемам воображения и творчества посвящены исследования зарубежных и отечественных педагогов по изобразительному искусству и психологов Неменского Б.М., Копцевой Т.А., Левина С.Д., Макаровой Е.Г. Мелик-Пашаева А.А., Ломоносовой М.Т., Бушковой Л.Ю., Беркинблита М.Б. Блонского П.П., Брунера Дж и др.
Несмотря на то, что существует две государственные программы (коллектива Института школ РФ, возглавляемого В.С.Кузиным) и программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством Неменского Б.М. в настоящее время написано великое множество самых разнообразных и разноплановых учебников, программ, что только усложняет задачу, стоящую перед учителем.
Своей задачей я вижу адаптацию программы, разработанной под руководством Неменского Б.М. для своей группы продленного дня. Я считаю, что именно эта программа позволяет развить у младших школьников, выросших на современной субкультуре анимэ и комиксов, чувство прекрасного, сформировать нравственно-эстетическую отзывчивость в процессе восприятия окружающей природы, произведений художников, при обсуждении творческих работ одноклассников. На а можно и нужно развивать у младших школьников ассоциативное мышление, фантазию, сделать их сердца способными видеть красоту вокруг, открывать новое в окружающем мире, радоваться открытиям.
В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее эффективная, так как ученик младших классов приобретает способность выразить свое отношение к миру средствами художественных образов, создавая свой неповторимо-индивидуальный мир. Изобразительное искусство является наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру, где органично связаны процессы познания мира, его эстетического осмысления и художественно-авторского выражения своего к нему отношения.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», задуманная в 70-е годы Б.М.Неменским, не установка, порабощающая педагога, набор неукоснительно исполняемых догм, а руководство к действию, стимул собственного педагогического творчества на фундаменте того обязательного и всеобщего, что закреплено в системе непрерывного художественного образования. Данная программа интегрирует находки многих педагогов-исследователей, новаторов и, в то же время, сама движет и направляет их работу в режиме диалога и обратной связи.
Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Современная педагогика ориентируется на формирование у ребенка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира – природы, культуры, истории. Стратегической целью воспитания и обучения становится приобщение ребенка к общечеловеческим, непреходящим духовным ценностям, к природе, к рукотворному миру, к культуре, искусству.
Эстетическое отношение как стратегическая цель творческого воспитания и обучения предполагает освоение модели созидательного, художественно-творческого отношения к миру, которое может быть выражено уже в начальной школе средствами художественно-творческих видов деятельности.
Каждый творчески работающий воспитатель ГПД способен создать собственную систему деятельности, сделать занятия по этому предмету интересными, богатыми, глубокими, а деятельность учащихся – разнообразной и творческой.
Программа по искусству должна быть ориентирована на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством.
Именно в начальной школе необходимо заложить основы, без которых невозможно развитие школьников дальше. Занятия изобразительным искусством должны стать для учащихся такой же потребностью как дышать, читать, думать.
Эстетическое воспитание детей должно осуществляться путем разрешения объективного противоречия, которое обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно- эстетического воспитания и образования.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана школьная система эстетического воспитания, которая достаточно полно разработана в трудах отечественных педагогов – Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, В.Н. Шацкой и др. Б.М. Неменский отмечает, что система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника. Следовательно, воспитательная работа должна быть направлена на развитие способности ребёнка глубоко и тонко оценивать окружающий мир с эстетических позиций, творить по законам красоты.
Л.П.Дуганова выделяет следующие направления создания эстетической среды: образовательная деятельность (уроки, развивающие спецкурсы и пр.); внеучебная деятельность (система дополнительного художественного образования, клубы, кружки согласно личным потребностям и интересам); взаимодействие семьи и школы, направленное на повышение эстетической компетентности родителей; «обновление» художественно-эстетических знаний педагогов школы и системы дополнительного образования детей.
Важное место в эстетическом воспитании В.Н. Шацкая отводит искусству и видит его цель в формировании способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулировании посильного участия в создании прекрасного в искусстве, в труде, в творчестве. На современном этапе значимость искусства в общем образовании подчеркнута концепцией художественного образования РФ. Именно искусству отведена ведущая роль в развитии у детей эстетического отношения к миру как общечеловеческой способности, которое лежит в основе художественного творчества, воплощенного и выраженного в произведениях искусства. Поэтому приобщение детей к искусству создает для этого наилучшие возможности.
В педагогике сложился достаточно широкий арсенал средств приобщения ученика к эстетической и художественной культуре. В область искусства входят такие виды деятельности, как изобразительное искусство, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, хореография, театр, экранные искусства (кино и телевидение). Однако перед учителем неизбежно встает вопрос: «Чему мы хотим научить на уроке изобразительного искусства в школе?» Ведь именно с помощью изобразительного искусства ученик открывает этот мир для себя и себя в нем. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.
Рисование очень полезно для всех других предметов обучения: и для навыков письма, и для уроков математики, и для усвоения содержания по естествознанию, и для чтения книг. Оно помогает решению многих воспитательных задач.
Обучение на занятиях по изобразительному искусству не ограничивается только тем, чтобы научить ребенка немного рисовать, т.е. делать руками что-то красивое. Основное, на мой взгляд, на этих занятиях – это введение школьника в искусство, введение в область прекрасного. И тогда главной целью обучения становится приобщение к искусству как обучение восприятию произведений искусства. Воспитатель как бы берет за руку своего ученика и ведет его в прекрасную страну, открытие которой потребует усилий и знаний, а от учителя – способности увлечь. В процессе обучения на основе сопереживания рождается сочувствие, содействие, расширяется палитра разнообразных чувств, наслаждение творчеством как проявлением духовных сил человека.
Процесс формирования эстетического и художественного восприятия учащихся начальной школы предполагает следующие методы:
- воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изобразительной деятельности; - учить передавать форму, величину и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность движения в лепке, выразительность силуэта в аппликации; выполнять последовательно все этапы работы;
- формировать художественно-творческую активность.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания учащихся. Чем более осознанно начинает ученик младших классов воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно учащиеся приобретают способность к эстетическим суждениям о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства.
В рисунках учащиеся младших классов проявляют свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у них восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем богаче и выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы, темперамент.
Глава 2. ПОНЯТИЕ ЦВЕТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1. Определение понятия цвет
"Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданному ему он позволяет постичь свои тайны" (И. Иттен)
Так уж вышло, что человек видит мир в цветах. Цвет присутствует почти во всем, поэтому справедливо, что он влияет на человека так же, как и все остальное. Многие не замечают, что цвет это настоящее чудо - великий дар, посланный нам свыше. И только немногие могут постигать все его разнообразие и силу. Для того чтобы разобраться в том, как действует цвет необходимо определить откуда он берется и какие факторы влияют на его формирование. Цвет возможен только при освещении предмета источником света - настольной лампой, фонариком, солнцем. Две формирующие характеристики цвета - это свет и тьма, черное и белое. Это, так называемые, нейтральные цвета. В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета, за исключением пурпурного.
Ньютон ставил свой опыт следующий образом: солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч света расслаивался на чистые спектральные цвета. Потом луч преломлялся и устремлялся на экран, где образовывалось радужное изображение спектра. Спектр распространялся от красного до фиолетового. (Напомню детскую поговорку: "Каждый охотник желает знать где сидит фазан"). Если же изображение спектра пропускалось через собирающую линзу - получался снова белый цвет. Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами.
2.2. Общие характеристика цвета. Теплые и холодные цвета
Цвет играет в живописи решающую роль, позволяет наиболее полно отобразить окружающий мир, так как он является одним из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредством отношений цвета и цветовых оттенков. К основным качествам цвета относятся: цветовой тон – особенность цвета, отличающая его от других цветов спектра (красный, синий, зеленый и другие цвета имеют разный цветовой тон); светосила цвета – способность того или иного цвета отражать световые лучи. Различают более светлые и более темные цвета; насыщенность (интенсивность) цвета – количество определенного цветового тона в данном цвете. Насыщенность цвета краской может изменяться в результате разбавления ее водой (в акварели) или от прибавления к ней белил в масляной или гуашевой живописи. При анализе цвета исследователи выяснили, что основных, эксклюзивных, цветов всего три. Это – красный, желтый, синий. Действительно, если взять в руки краски, то не удастся создать один из этих цветов путем смешивания двух других. Однако другие цвета превосходно получаются при смешивании основных. К примеру, чтобы получить оранжевый цвет необходимо смешать красный и желтый, а для получения зеленого – смешать желтый и синий.
Все цвета можно разделить на теплые и холодные. Эти условные обозначения появились из-за того, что каждый цвет может являться составляющей какого-либо понятия. Допустим, море, снег в тени, лед, ночное звездное небо по физическим качествам холодные, и синий цвет является для них более подходящим. Голубой цвет, цвет неба тоже является холодным и он всего лишь высветленный синий.
Теплые же цвета всегда вызывают радостные эмоции. Солнце представляется нам оранжевым, желтым, а на закате красным. Теплые цвета стали теплыми благодаря Солнцу, его жизненной энергии, без которой человечество просто погибло бы.
У всех без исключения цветов существует такое понятие как яркость.
Яркость (тон) – это степень присутствия в каком-либо цвете черного или белого. Если взглянуть на световую растяжку, то сначала мы увидим красный цвет, почти черный, но по мере прибавления к нему белого, светлеет и постепенно переходит к розовому, а затем и вовсе переходит в белый. Здесь можно добавить, что черный цвет также может быть разным. Он может быть абсолютно нейтрален, то есть по мере прибавления к нему белого он будет превращаться в серый. А может быть и так, что черный является нулевой (темной) начальной отметкой какого-либо спектрального цвета и уже при соединении с белым будет не нейтрален, а примет окраску.
Оттенок. Обычно под оттенком понимается какой-то цвет. Принято делить цвета на семь основных: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. И дополнительно прибавляется пурпурный цвет. Семь основных цветов являются радужными.
Если посмотреть на цветовой круг, то между основными цветами есть переходные, и тот цвет, который ближе всего располагается к главному цвету, будет являться оттенком. Возьмем красный цвет. Двигаясь против часовой стрелки к желтому, мы увидим промежуточный цвет - оранжевый. Между оранжевым и красным будут тоже цвета, в которых будет больше, либо оранжевого, либо красного. И тот цвет, который будет ближе к оранжевому, - будет оттенком оранжевого.
Насыщенность – это степень чистоты цвета. Чем больше цвет похож на эталонный, тем более он будет насыщен.
2.3. Происхождение названий цветов
Обозначение цвета краски делят на две группы – древние (такие, как «белые» и «черные») и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, - они пришли из чужих языков, причем большинство произведено от названий предметов, обладающих характерной окраской.
Алый. В тюркских языках алый значит «розовый», «светло – красный», «красный». Наше слово пришло оттуда (кстати сказать, почти все слова с буквы «А»). А то, что у нас оно стало значить «ярко – красный», вполне естественно: при переходе из языка в язык смысл слов меняется зачастую еще сильней, чем их звуковая форма.
Багровый и багряный. Красную краску, а иногда оттенки до коричневого называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево – багряный закат.
Белый. Когда–то очень давно (в общеиндоевропейском языке) существовал корень bhe; он имел значение "сиять", "блистать". Слово береза тоже восходит к этому корню, наверное, благодаря сверкающему, не похожему на другие, серебристому стволу этого чудесного дерева. Вот от того корня и появилось "белый", а от него и белье, и белка и многие другие слова.
Бордовый. Произносится от бордо в значении "темно – красный". Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, где boraeaux, "темно – красный", "цвет вина бордо" (изготавливаемого в Бордо). Зачем говорить так длинно: темно – красный, когда можно коротко и звучно сказать "бордо".
Голубой. Этиология здесь предельно кратка, цвет назван по цвету шейки голубя.
Желтый. Интересно, что слово это имеет тот же самый корень, что слова золотой, зеленый. В литовском языке, например, "золотой" будет желтас, первичным значением тут было, видимо, "желто – блестящий".
Зеленый. Того же древнего корня, что и желтый. В древнерусском языке было слово зель – "побеги озими". Ему же близки слова злак, зелень.
Коричневый. Коричневый значит цвета корицы – красновато – бурой пряности – порошка из коры или даже кусочков коры тропического дерева cinnamomum. Пряность заморская, а вот название корица – чисто русское "Маленькая корочка" (от кора).
Красный. Алый цвет, по – видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое – красный, то есть "самый хороший", "прелестный", "красивый". Корень крас – входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко. Следует еще сказать и о том, что красный цвет в Древней Руси назвали и червленый, и червонный, очень созвучно, но несколько по-разному в говорах. Красную краску делали из особого вида червей (червецов), отсюда и название.
Глава 3. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Цвет – одно из важнейших средств создания художественного образа. Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в живописи важнейшую роль. Здесь цвет является элементом композиции произведения. Не только распределение цвета и света в картине, но и подбор цвета помогает ярче выразить содержание произведения, создать в нем определенное настроение. Кроме того, цвет в живописи имеет и эстетическое значение. Картина своими красками, красотой колорита должна вызывать у зрителя чувство эстетического наслаждения. Этим качеством обладают произведения живописцев разных эпох.
С помощью цвета голландский мастер ХУП века Рембрандт Ван Рейн выделял главное, самое существенное в изображении. По средством цвета русский художник XIX века П. А. Федотов заставлял зрителя воспринимать изо бражение в определенной последовательности, от ос новного к второстепенному, от главных действую щих лиц к деталям картины. Таких примеров мож но привести много из произведений, созданных в самые различные эпохи. Однако не трудно понять, что выделение цветом главного возможно лишь в картине, то есть в изображении определенного предметного и сюжетного содержания.
Об эмоциональной роли цвета говорить вне его изобразительного смысла вообще невозможно. Один и тот же цвет, будучи цветом различных объектов, воспринимается и оценивается по-разному. Например, красный цвет в изображении цветов и такой же красный цвет в изображении расплавленного метал ла производит различное впечатление. При этом и сам цвет в живописном произведении воспринима ется различно. В науке о цвете выяснено, что свет лые цвета холодных оттенков кажутся «легки ми», но в изображении стены в картине В. И. Сури кова «Утро стрелецкой казни» (Государственная Третьяковская галерея) они не вы глядят «легкими», напротив, они передают тяжесть камня.
Картина Огюста Ренуара «Девушки в черном» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) отнюдь не мрачная. Наоборот, она жизне радостная, звонкая в цвете. Черные шляпы и пла тья девушек написаны художником не черной, а бо лее светлой краской — берлинской лазурью. Работы же Пабло Пикассо, относимые к так называемому «голубому периоду» и исполненные той же краской, далеки от ликующей радости картин Ренуара. Изо лированно взятый цвет, цвет «сам по себе», ничего не может ни изобразить, ни выразить. В «Черном квадрате» (Государственная Третьяковская галерея) К. С. Малевича цвет «изобразил» квадрат, но здесь решающим является не столько цвет, сколько геометрическая фигура. Вне связи с другими средствами живописи,— рисунком, формой, композицией, а главное — вне связи с изобразитель ным, предметным значением, цвет может выступать только в качестве пространственно неограниченного общего цветного освещения, в остальных случаях он всегда является цветом чего-либо.
Из сказанного с очевидностью вытекает, что цвет в живописи — одно из средств изображения, способное осуществлять эту роль лишь в сочетании с другими ее средствами.
В природе мы обычно наблюдаем цвета при том или ином освещении и в окружении других цветов. Так как цвета изменяются под влиянием освещения и в силу цветовой индукции, они всегда оказывают ся подчиненными тому освещению и окружению, в котором наблюдаются. Дени Дидро приводит такой пример: «Сравните какую-нибудь сцену природы днем при сияющем солнце с той же сценой при пасмурном небе. Там будут сильными и свет и тени, здесь же все будет бледным и серым». В этом при мере обращено внимание на изменение яркостной контрастности между цветами, но Дидро не случай но оговорился, сказав «здесь же все будет бледным и серым». При изменении освещения и окружения неминуемо меняются характеристики цветов.
Прав был Дидро, утверждая также, что «свет как общий колорит картины имеет свой тон», и что свет является «общим колоритом» картины. Притом от освещения и окружения изменяются не
только яркостные характеристики цветов, но и все прочие качества, включая фактурные характеристи ки. Так, в часы рассвета, особенно при наблюдении с больших расстояний и вблизи от больших водое мов, все цвета пейзажа выглядят «легкими», «про зрачными», «стеклянными». Речь идет о влиянии среды, в результате чего возникает некий общий тон наблюдаемой картины, некая общая тональ ность.
На характер колорита влияет техника живопис ного письма. Импрессионисты перешли от механиче ского смешивания красок к раздельному мазку, то есть к оптическому смешению. Цвета при этом ста ли получаться легкими, «воздушными», менее ма териальными.
Суждение о цвете в картине во многом зависит от восприятия его зрителем, от осмысления цвета. Следовательно, при оценке воздействия цвета в силу вступает и субъективный фактор. Колорит как обя зательный компонент художественной формы в жи вописи участвует в формировании художественного образа и неминуемо связан с сюжетной и предмет ной основой произведения. Как неотъемлемая часть художественного образа колорит оказывает мощное эмоциональное воздействие.
Глава 4. ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основой школе. В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать особенности национальной культуры.
На уроках изобразительного искусства следует учитывать возрастные особенности младших школьников и в больше мере использовать активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей мере – словесно-информативные.
Уроки изобразительного искусства должны стать праздником цвета. Обилие живых цветов на первых уроках, репродукций великих художников должны создавать праздничную атмосферу на уроке, а не быть просто антуражем. Младшие школьники должны всматриваться, погружаться в эту атмосферу красоты. Это поможет им постичь и полюбить природу родного города, края, все то, что окружает их с детства. Эта красота нужна им, т.к. будет главным эмоциональным импульсом в их творчестве.
Цвет играет важную развивающую роль в воспитании и обучении учащихся начальной школы, так как он совершенствует сенсорную (чувство цвета, тона) и вербальную (название цветов) сферы. При этом у школьников формируются сложные виды деятельности зрительного анализатора, основанного на синтезе.
В начале следует провести игры “Цветик-семицветик”, “Радуга”, “Палитра”, которые готовят к восприятию произведений искусства. Предложить перечислить цвета, которые знают учащиеся. Затем задания можно усложнить. Следующим этапом эстетического развития младших школьников будет игра “Разноцветная мозаика”, которая направлена на выявление их цветовых и тональных предпочтений.
Для формирования эстетического восприятия и оценки цветовых сочетаний учащимся можно предложить игру “Хоровод”. В этой игре учащимся нужно подобрать Снегурочке подружек в разноцветных сарафанах, чтобы получился красивый хоровод. Победит тот, чей хоровод будет самым красивым.
Игра “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” познакомит младших школьников с системой спектральных цветов (7 цветов радуги – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также научит разделять цвета на “холодные” и “теплые”.
От осмысления роли цвета в произведениях искусства к первым самостоятельным творческим работам. Здесь преподавателю необходимо использовать педагогический принцип “от простого к сложному” и предложить учащимся провести параллель между образно-выразительными возможностями цвета и его сочетаний и характерами литературных героев.
Перед учениками встают сложные задачи:
Объяснить, какие цвета использует художник детской книги для создания:
а) характеров положительных героев?
б) характеров отрицательных героев?
в) почему?
Процесс постижения литературных и художественных образов способствует раскрытию творческого потенциала учащихся. Искусство слова и различных произведений искусства способствуют развитию фантазии и возникновению желания самостоятельно творить. Для наиболее полного развития творческих способностей можно использовать творческие задания.
Например, передать характер литературного героя в творческих работах при помощи цвета.
Для этого необходимо выделить показатели цветового восприятия:
· способность видеть цвета, их гармоничные сочетания;
· качество эмоциональной отзывчивости на различные цветосочетания;
·степень оценки цветосочетаний;
· использование полученных знаний в практических работах.
В конкурсной оценке работ можно опираться на следующие критерии:
· Выразительный детский рисунок, передающий эмоционально-личностное отношение.
· Оригинальный по своему решению и замыслу, в котором раскрывается осмысление литературного произведения.
Глава 5. ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. ПЕЙЗАЖ
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.
Исаак Левитан - выдающийся русский художник, его талант был признан современниками безоговорочно. Левитан создал пейзаж настроения, в котором образ природы одухотворен человеческими чувствами и размышлениями. Ученик и продолжатель традиций А.К.Саврасова и В.А.Поленова, Левитан обогатил пейзажную живопись многообразием тем, эмоциональной глубиной и поэтическим восприятием. Родился в Литве в местечке Кибарты Ковенской губернии в семье служащего, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже заявил о себе как талантливый художник-лирик («Осенний день. Сокольники», 1879). После окончания училища Левитан участвовал в передвижных выставках, расписывал декорации для Частной оперы С.И. Мамонтова, преподавал. В цикле работ начала 80-х гг., выполненных в Звенигороде, Левитан выступает мастером камерного этюда.
Пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной, предельным лаконизмом изображения. Художник стремился передать все красочное богатство русской природы: она молода и радостна («Весна. Большая вода», 1897), печальна и полна таинственности («У омута», 1892), сверкает золотом опадающих листьев («Золотая осень», 1895) и блеском тающего снега («Март», 1895). Пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения». Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека, целиком поглощенного каким-либо душевным состоянием и замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все видимое превращается в эхо настроений — тревоги, умиротворенности, меланхолии, скорби. Настроения же — явления подвижные, склонные к изменчивости, и потому в пейзажах Левитана мы не найдем тщательной отделки объемной формы предметов. Передача формы предметов, их цветового «тембра» дается обобщенно — живописными цветовыми пятнами. Так написаны картины «Март» и «Золотая осень» (обе—1895), знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа. Эта картина - один из тонких и проникновенных пейзажей Левитана, с творчеством которого вошло в русскую живопись понятие «пейзаж настроения». «Золотая осень» - своеобразный гимн прощания с цветущей природой, наполненной ярким горением красок и живописным многоцветием. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж, отличающийся сложным цветовым решением, перелает красоту природы во всем ее осеннем великолепии.
В пейзажах Левитана природа одухотворена незримым присутствием человека, его настроениями и мыслями, о существовании которого напоминают церкви, мостики, избы, могилы. Среди пейзажей Левитана выделяется группа произведений, где настроение переводится в план раздумий о судьбе человека, судьбе России. Такова знаменитая «Владимирка» (1892) — картина, изображающая дорогу, по которой издавна гнали ссыльных в Сибирь. Грустная поэзия русских дорог, многократно воспетая в народных песнях и стихах, нашла у Левитана глубокое живописное претворение.
К пейзажам с «философской программой» относится картина «Над вечным покоем» (1894). Это словно бы край земли, царство безмолвия, навевающее мысли о вечности и смерти. Многочисленные искания художника, размышления о жизни и смерти, о извечности мира и бренности человеческой жизни нашли отражение в этом масштабном полотне. Левитан писал картину в Тверской губернии, на озере Удомля под Вышним Волочком. Однако это не изображение конкретной местности, а скорее выражение монументального эпического образа при ролы, не подвластному времени. Решая картину в стилистике, близкой модерну, Левитан остался верен овальности. Островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, окруженный со всех сторон золой и небом, выражает не только настроение, но чувства и мысли художника, писавшего о картине «в ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием».
Разительный контраст к ней — незавершенное полотно «Озеро. Русь» (1900) — собирательный образ русской природы, ликующий гимн красоте родной земли, поэма о России, ее красоте и величии. Он не успел завершить работу. 22 июля 1900 года Левитана не стало. А.П. Чехов, близкий друг художника, писал о нем: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдет ли кто и после».
ВЫВОДЫ
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.
Важно изменить отношение учащихся к окружающему миру, усилить эмоциональные аспекты восприятия уже, казалось бы, давно известных вещей и событий, пробудить глубокий интерес к разностороннему познанию того, что так близко и знакомо, вызвать чувство сопричастности с жизнью родного края, страны, желание проявить свои чувства к нему в изобразительном творчестве.
Ребенок – художник, наблюдая за родной природой, выражает в творчестве видение происходящих вокруг явлений, свое отношение к ним. Дети начинают понимать красоту природы, связывают ее с тем, что лес – богатство нашей Родины, ее могущество, у них воспитываются не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Через художественные образы, обращенные к чувствам и сердцу, дети приобретают ориентации в общечеловеческих ценностях. Ребенку присущи в рисунке непосредственность и искренность, смелость в выражении своих представлений об окружающем мире. Эти черты, как залог творческого развития личности, необходимо бережно сохранять, поощрять и развивать. Поэтому обучение не должно непосредственно и грубо вторгаться в творческий процесс младшего школьника.
Давая выход творческим возможностям ребенка, надо одновременно готовить его к тому, чтобы сделать очередной шаг, подняться на более высокую ступень. Иначе в творчестве ребенка неизбежно возникает повторение стереотипных форм, сюжетов, вскоре надоедающих и ему самому. При всем многообразии проблем в преподавании изобразительного искусства младшим школьникам, следует сосредоточить основное внимание на таких, которые необходимо решить именно в начальной школе. Главная среди них – приобщить детей к занятиям рисованием и другим видам изобразительного искусства. Только на этой основе могут развиваться постепенно осознанное эстетическое чувство, художественный вкус и другие черты, нужные для творчества. Одна из линий такого развития – применение интересных и разнообразных форм работы, разных художественных материалов, новых приемов технического исполнения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Неменский Б.М. Базовая программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (начальная школа). – М.: Просвещение, 2000.
2. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 2001.
3. Бушкова А.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству:
2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
4. Копцева Т.А. Природа-художник. Пособие для учителя. – М.: Интерпракс, 1994.
5. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. – М.: Советский художник, 2000.
6. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2002.
7. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия. – М.: Школа-пресс, 1996.
8. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 2002.
9. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл.; пособие для учителя/О.В. Островская. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.
10. Островская О.В. Литературный материал к урокам изобразительного искусства. – М.: ООО «Коллаж», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Урок литературного чтения во 2 классе. Материал поможет педагогам при работе с текстом. Проблемные вопросы помогут учащимся раскрыть образ героя. Материал можно использовать при проведении творческих ...
Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Урок литературного чтения поможет педагогам при работе над образом литературного героя и при проведении творческих работ....
Урок технологии в 1 классе. Тема урока: «Конструируем из бумаги. Создание художественных образов».
Задачи:-продолжить изделие «лягушка» из спичечных коробков;-научить детей правильно пользоваться ножницами, клеем, цветной бумагой;-развивать интерес к работе с цветной бумагой, к созданиям художестве...
Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова
Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...
Урок-рефлексия. Проверочная работа «Средства создания художественного образа в рассказе
Конспект урока по литературному чтению...
Создание художественного образа вокально-хорового произведения на уроке музыки
В статье освещаются отдельные вопросы создания художественого образа при работе над вокально-хоровыми произведения на уроке музыки....
Открытый урок "Развитие штриховой техники начинающего скрипача в работе над созданием художественного образа"
Открытый урок проведен с уеницей 1 класса. В прошлом году девочка прошла годичный курс подготовки, имеет навыки исполнения элементарных штрихов. Урок прошел в живом, рабочем темпе. Ученица внима...