Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс)
Программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009г., авторской программы Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_._.docx | 41.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009г., авторской программы Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.
В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели).
Учебник: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Издательство "Просвещение".
- Планируемые результаты освоения учебного курса
4 класс
Личностные результаты
Ученик к концу 4 класса научится:
- укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
- развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
- формировать эмоциональное и осознанное усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
- чувствовать сопричастность и гордость за культурное наследие своего народа.
- уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
- наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
- понимать значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
- реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
- выбирать способы решения проблем поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
- уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
- выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать;
- установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения);
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- составлять план и последовательность действий;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
- - наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке;
- узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата);
- понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись;
- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;
- познавать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозные убеждения и традиции, через музыкально-художественные образы;
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки;
- рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов;
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять и выделять необходимую информацию;
- осуществлять поиск необходимой информации;
- осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
- ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
- участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
- участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- формулировать свои затруднения.
- проявлять активность в решении познавательных задач.
Предметные результаты:
Ученик к концу 4 класса научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и др.);
- ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
- распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
- определять виды музыки;
- сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
Ученик к концу 4 класса получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
- использовать ИКТ в музыкальных играх;
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
- собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2. Содержание учебного курса
Россия – Родина моя (5 ч)
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество.
О России петь – что стремиться в храм (4 ч)
Музыка в жизни человека
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальные и поэтический фольклор: песни. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор – исполнитель – слушатель. Симфония, сюита. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви и музыка.
Музыкальная картина мира
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры. Музыкальные инструменты.
День, полный событий (7 ч)
Музыка в жизни человека
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народное творчество России.
Основные закономерности музыкального искусства
Выразительность и изобразительность в музыке русских композиторов. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые, их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности в музыке русских композиторов. Особенности музыкальности поэзии А.С. Пушкина.
Музыкальная картина мира
Различные виды музыки: вокальная инструментальная, сольная хоровая, оркестровая. Певческие голоса. Музыкальные инструменты.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (5 ч)
Музыка в жизни
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Нотная запись. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры, Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций.
В концертном зале (3 ч)
Музыка в жизни человека
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная , хоровая, оркестровая. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное творчество.
В музыкальном театре (5 ч)
Музыка в жизни
Представления об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песеность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, мюзикл. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.
Музыкальная картина
Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч)
Музыка в жизни человека
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись. Элементы нотой грамоты. Основные приёмы музыкального развития (повтори и контраст). Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки. Певческие голоса. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.
Содержание тем по учебному предмету «Музыка» в рабочей программе не изменено и соответствует авторской программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка».
3.Тематическое планирование
№ урока, четв. | Наименование разделов и тем | Кол-во часов по теме | Коррект., причина |
1 четв. | «Россия — Родина моя» | 5 | |
1 | Мелодия «Ты запой мне ту песню» | 1 | |
2 | «Чего не выразишь словами…» | 1 | |
3 | Как сложили песню «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» | 1 | |
4 | «Я пойду по полю белому…» | 1 | |
5 | «На великий праздник собралася Русь!»Тест по разделу «Россия – Родина моя» | 1 | |
«О России петь — что стремиться в храм» | 4 | ||
6 | Святые земли Русской. | 1 | |
7 | Великий князь Владимир, княгиня Ольга. | 1 | |
8 | Илья Муромец . Кирилл и Мефодий | 1 | |
2 четв 9 | Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник. Проверочная работа по разделу «О России петь – что стремиться в храм» | 1 | |
. | «День, полный событий» | 7 | |
10 | Приют спокойствия, трудов и вдохновения… | 1 | |
11 | Зимнее утро. | 1 | |
12 | Зимний вечер | 1 | |
13 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда! | 1 | |
14 | Ярмарочное гулянье | 1 | |
15 | Святогорский монастырь. | 1 | |
16 | Приют, сияньем муз одетый…Тест по разделу «День, полный событий» | 1 | |
3 четв. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 5 | |
17 | Композитор – имя ему народ. | 1 | |
18 | Музыкальные инструменты России | 1 | |
19 | Оркестр народных инструментов. | 1 | |
20 | «Музыкант – чародей» | 1 | |
21 | Народные праздники. Троица. Проверочная работа по разделу «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 | |
«В концертном зале» | 3 | ||
22 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) | 1 | |
23 | Вариации на тему рококо «Старый замок», М. П. Мусоргский «Счастье в сирене живет», С. Рахманинов «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы. «Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен | 1 | |
24 | Годы странствий. М. И. Глинка. Царит гармония оркестра. Тест по разделу «В концертном зале» | 1 | |
«В музыкальном театре» | 5 | ||
25 | Опера «Иван Сусанин», | 1 | |
26 | Песня Марфы «Исходила младешенька» | 1 | |
4 четв. 27 | Русский Восток | 1 | |
28 | Балет «Петрушка» | 1 | |
29 | Театр музыкальной комедии. Тест по разделу «В музыкальном театре» | 1 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 5 | ||
30 | Прелюдия. Исповедь души. | 1 | |
31 | Ф. Шопен «Революционный этюд» | 1 | |
32 | Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек | 1 | |
33 | Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник . Контрольная работа за год. | 1 | |
34 | Рассвет на Москве - реке | 1 |
Приложение 2
ГРАФИК ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Наименование темы работы | Форма проведения | Корректировка, причина |
1. | Проверка и оценка своих достижений по разделу «Россия — Родина моя» | Тест | |
2. | Проверка и оценка своих достижений по разделу «О России петь — что стремиться в храм» | Проверочная работа | |
3. | Проверка и оценка своих достижений по разделу «День, полный событий» | Тест | |
4. | Проверка и оценка своих достижений по разделу «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | Проверочная работа | |
Проверка и оценка своих достижений по разделу «В концертном зале» | Тест | ||
5. | Проверка и оценка своих достижений по разделу «В музыкальном театре» | Тест | |
6. | Проверка и оценка своих достижений за год. | Контрольная работа |
Формы и методы контроля:
- Контрольные работы;
- Текущий тематический контроль;
- Устные и письменные опросы;
- Индивидуальные и фронтальные опросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» Образовательная область «Искусство» для I ступени 1 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 1 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка.1 класс....
Рабочая программа учебного предмета Музыка 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, УМК, планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование, поурочное планирование....
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МУЗЫКА 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБНОВЛЁННЫМ ФГОС ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 3 КЛАССА УМК "ШКОЛА РОССИИ"...