Контраст и единство тем-образов в героико-патриотической опере «Князь Игорь» А. П. Бородина.
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Жердецкая Галина Николаевна

Урок-путешествие в  дом-музей композитора А.П. Бородина, посещение театра оперы и балета, выступление на концерте раскрывает огромный воспитательный потенциал отечественной музыки, обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания-гордости за художественные ценности России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_d._v_polovetskom_stane.docx34.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА

муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда»

Технологическая карта

по предмету музыка

Тема урока: Контраст и единство тем-образов в героико-патриотической  опере «Князь Игорь» А. П. Бородина. Действие 2. В половецком стане.

(3 класс, программа «Гармония»)

Автор: Жердецкая Галина Николаевна

                      учитель музыки высшей  квалификационной категории                

                                                                                                 Волгоград 2019

                                                                                                                                                         

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Жердецкая Г. Н.
  2. Класс: 3 "Г"
  3. Предмет: музыка.
  4. Тема: опера «Князь Игорь. Действие 2. В половецком стане»
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знания.
  6. Цель урока: расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века, опере А.П. Бородина.
  7. Задачи:

       

 Образовательные: 

– Развить интерес к изучению жанра оперы.

               Развивающие: 

– Развить интерес к изучению жанра оперы.

              Воспитательные: 

– Воспитание любви к классической музыке
– Воспитание эстетического вкуса
– Воспитание патриотизма, интереса к истории своей Родины

         8.Дидактические средства:

  • для учителя – учебник, наглядности, музыкальный материал.
  • для обучающегося – учебник.

  1. Характеристика этапов урока

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную  деятельность

(3 мин.)

Приветствие

Организационный момент

Психологический настрой на учебную деятельность.

-Здравствуйте, дети! Я рада вас приветствовать.

 

- Садимся правильно, красиво, спинки прямые.

Приветствуют.
Проверяют подготовку к уроку.


Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

(Л) смыслоопределение

(Л) смыслообразование

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность (6 мин.)

Определение темы и цели урока.

Слайд 1

-Слайд 2

Слайд 3

-Ребята, сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие и побываем в оперном театре на спектакле «Князь Игорь».

 Это одно из лучших творений оперной классики. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным!

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. 

Но для того, чтобы попасть на спектакль, нам надо вспомнить, что такое: ария?

-А что такое опера?

-Как вы думаете, где будет проходить 2 действие?

-Главная характеристика героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.

-Музыкальный спектакль, в котором соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров.

-Дети предполагают, что композитор перенесет действие в стан врагов-половцев.

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

(Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

3

Первичное закрепление

 в знакомой ситуации (типовые)

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель: выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.
Способствовать использование алгоритма самостоятельно осуществлять самопроверку.

( 25 мин.)

Беседа.

Слайд 4

Слушание хора половецких девушек.

(1)

Слайд 5

Слушание каватины Кончанковны «Меркнет свет дневной». (2)

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слушание фрагмента Владимира и Кончаковны

(3)

Слушание «Арии князя Игоря».

Слушание сопровождения князя Игоря на сцене.

(4)

Слайд 11.

Слайд 12

Слушание арии князя Игоря с ханом Кончаком. (5)

Слайд 13

Видео просмотр плясок половецких девушек.

 -Итак, мы попадаем в стан врагов-половцев.  В этом действии мы узнаем, какая же была жизнь плененного князя Игоря, его сына и дружины.

-А сейчас мы выясним, какой образ половцев создает нам композитор.

-Обратите внимание на экран, на нем изображен половец, как вы думаете, какой образ вам представляется?

 -А сейчас мы прослушаем фрагмент хора половецких девушек, с которого начинается второе действие оперы.

-Прослушивая хор, задумайтесь:

 Эта музыка – русская?

-Какая по характеру?

-Кто поёт?

Сели все как слушатели, руки на колени.

(включается музыка)

-Дети, а сейчас мы узнаем новое понятие:

-Каватина – это короткая ария в оперном спектакле или же пьеса для какого-либо инструмента.

-Давайте прослушаем фрагмент, который называется «Меркнет свет дневной»
Сядьте все как слушатели: руки на колени, спинки ровно.
Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают Конч
аковну, дочь хана. Но ничто не может развеять грусти Кончаковны — она страстно влюблена в княжича Владимира. О своей любви она поет в каватине («Меркнет свет дневной»), полной страстного томления и чувственной.

 

-В следующей сцене показываются русские пленники, идущие с работы под охраной стражи. Кончаковна приказывает своим девушкам напоить пленников «питьем прохладным и речью ласковой утешить бедняков». Девушки исполняют ее приказ, и пленники благодарят их.

-Догадайся, почему Кончаковна, дочь хана Кончака, помогала русским пленникам? Разве это соответствует нашим представлениям о завоевателях?»

-Дети, а вы помните кто находится в плену вместе с Игорем?

-Выгодно ли Владимиру, заручившись благоприятным расположением Кончаковны, помочь себе и другим русским пленным?

-Как вы можете определить, искренни ли Кончаковна и Владимир в своих чувствах?

-Сейчас я включу фрагмент Владимира и Кончаковны.

-Давайте прочитаем диалог между Владимиром и Кончаковной. Открыли учебник на страницу 79.

(Прочтение диалога)

-А вот, на сцене появляется сам князь Игорь. Музыка передает его душевное состояние. Давайте прослушаем и порассуждаем, какое состояние было у князя Игоря?

-О чем он размышлял?

-Он в плену, но за ним, за его сыном и дружиной хорошо ухаживают. Но почему же князь Игорь, так сумрачен и озабочен?

Разучим темы арии князя Игоря, где раскрывается его характер в трудных жизненных ситуациях.

Князю подходит половецкий воин. Это Овлур. Он предлагает Игорю коней, чтобы князь мог бежать из плена. Но нет, бежать Игорь не может — это против его чести.

- Как раскрывается в этой ситуации характер князя Игоря?

С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием. Видя, как грустен Игорь, Кончак предлагает ему «коня любого», «любой шатер», «булат заветный, меч дедов», наконец, «пленницу с моря дальнего». Но Игорю не нужны дары хана. Он благодарит его, жмет ему руку и говорит: «А все ж в неволе не житье».

-А теперь давайте прослушаем арию князя Игоря с ханом Кончаком. При прослушивании обратите внимание, как раскрывается образ хана?

-Второе действие завершается половецкими песнями и танцами. Это представление организует хан Кончак, чтобы отвлечь князя Игоря от грустных мыслей.

-При просмотре плясок половецких девушек, обратите внимания, на состояние души князя Игоря. Рад ли он этим танцам?

-Дети предполагают, что половцы будут показаны жестокими, – они убивают детей, женщин, грабят, жгут разоряют Русскую землю.

- Следят за мелодией по графической записи.

-Нет

-Нежная, тихая музыка.

-Звучит нежный голос девушки, которая поёт о высохшем цветочке. Это удивляет.

-музыка была спокойной, тихой, задумчивой, лирической.

 

-возможно она добрая.

- сын Владимир

-размышляют

- слова могут быть сказаны неискренне, но интонации не обманут.

-хан Кончак готов выдать дочь за Владимира «Хоть сейчас», но Князь Игорь против.

-мрачное

- о победе над врагом

-хочет быть на свободе и одолеть хана. Игорь не может быть счастлив, потому что потерпел поражение.

- поют взволнованную тему «Погибло все…»,

решительную «О, дайте, дайте мне свободу...»,

нежную «Ты одна голубка..».

-держит своё обещание, это против его чести, благороден.

-прослушивание и разучивание тем и интонаций из «Арии хана Кончака».

Грозный враг, искусный полководец

-Радушный, гостеприимный хозяин, желающий всячески угодить князю Игорю, подружиться с ним.

-Разучивают хор «Улетай на крыльях ветра»

Добиваться протяжного исполнения, гибкости мелодии

на цепном дыхании

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

(Л)умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками

( 5 мин.)

Подведение итогов

Рефлексия.


Оценивание с комментированием.

  Итак, наш урок заканчивается. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России. Я благодарю вас за работу.

                  Я научился…

Я                   Я узнал…

                    Я удивился…

Спасибо за внимание! Урок окончен!

Фронтальная

– рефлексия способов и условий действия (П);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"

“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...

Древние образы, единство формы и декора в народной игрушке.

На уроке ребята знакомятся с разнообразиеем русской народной глиняной игрушки, традициями русского народного творчества....

Презентация ученика 4 класса по теме "Владимир Красно Солнышко. Образ великого князя в русских былинах"

Данный материал может использоваться на уроках литературного чтения в 4 классе и на уроке ОРКиСЭ....

Конспект урока "Первые русские князья: Игорь, Олег, Ольга,Святослав" (3 класс)

В данном архиве представлен урок с презентацией. На уроке используется групповая работа....

Подвиг перед Отечеством на примере образа святого князя Александра Невского

Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ори...

«Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Технологическая карта пробного урока литературное чтение «Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о пре...