Контраст и единство тем-образов в героико-патриотической опере «Князь Игорь» А. П. Бородина.
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Урок-путешествие в дом-музей композитора А.П. Бородина, посещение театра оперы и балета, выступление на концерте раскрывает огромный воспитательный потенциал отечественной музыки, обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания-гордости за художественные ценности России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_d._v_polovetskom_stane.docx | 34.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда»
Технологическая карта
по предмету музыка
Тема урока: Контраст и единство тем-образов в героико-патриотической опере «Князь Игорь» А. П. Бородина. Действие 2. В половецком стане.
(3 класс, программа «Гармония»)
Автор: Жердецкая Галина Николаевна
учитель музыки высшей квалификационной категории
Волгоград 2019
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. учителя: Жердецкая Г. Н.
- Класс: 3 "Г"
- Предмет: музыка.
- Тема: опера «Князь Игорь. Действие 2. В половецком стане»
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знания.
- Цель урока: расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века, опере А.П. Бородина.
- Задачи:
Образовательные:
– Развить интерес к изучению жанра оперы.
Развивающие:
– Развить интерес к изучению жанра оперы.
Воспитательные:
– Воспитание любви к классической музыке
– Воспитание эстетического вкуса
– Воспитание патриотизма, интереса к истории своей Родины
8.Дидактические средства:
- для учителя – учебник, наглядности, музыкальный материал.
- для обучающегося – учебник.
- Характеристика этапов урока
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1 | 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (3 мин.) | Приветствие Организационный момент Психологический настрой на учебную деятельность. | -Здравствуйте, дети! Я рада вас приветствовать.
- Садимся правильно, красиво, спинки прямые. | Приветствуют. | Фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция (Л) смыслоопределение (Л) смыслообразование |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность (6 мин.) | Определение темы и цели урока. Слайд 1 -Слайд 2 Слайд 3 | -Ребята, сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие и побываем в оперном театре на спектакле «Князь Игорь». Это одно из лучших творений оперной классики. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным! Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Но для того, чтобы попасть на спектакль, нам надо вспомнить, что такое: ария? -А что такое опера? -Как вы думаете, где будет проходить 2 действие? | -Главная характеристика героя в опере, мысли героя, высказанные вслух. -Музыкальный спектакль, в котором соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров. -Дети предполагают, что композитор перенесет действие в стан врагов-половцев. | Фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; (Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
3 | Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель: выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. ( 25 мин.) | Беседа. Слайд 4 Слушание хора половецких девушек. (1) Слайд 5 Слушание каватины Кончанковны «Меркнет свет дневной». (2) Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слушание фрагмента Владимира и Кончаковны (3) Слушание «Арии князя Игоря». Слушание сопровождения князя Игоря на сцене. (4) Слайд 11. Слайд 12 Слушание арии князя Игоря с ханом Кончаком. (5) Слайд 13 Видео просмотр плясок половецких девушек. | -Итак, мы попадаем в стан врагов-половцев. В этом действии мы узнаем, какая же была жизнь плененного князя Игоря, его сына и дружины. -А сейчас мы выясним, какой образ половцев создает нам композитор. -Обратите внимание на экран, на нем изображен половец, как вы думаете, какой образ вам представляется? -А сейчас мы прослушаем фрагмент хора половецких девушек, с которого начинается второе действие оперы. -Прослушивая хор, задумайтесь: Эта музыка – русская? -Какая по характеру? -Кто поёт? Сели все как слушатели, руки на колени. (включается музыка) -Дети, а сейчас мы узнаем новое понятие: -Каватина – это короткая ария в оперном спектакле или же пьеса для какого-либо инструмента. -Давайте прослушаем фрагмент, который называется «Меркнет свет дневной»
-В следующей сцене показываются русские пленники, идущие с работы под охраной стражи. Кончаковна приказывает своим девушкам напоить пленников «питьем прохладным и речью ласковой утешить бедняков». Девушки исполняют ее приказ, и пленники благодарят их. -Догадайся, почему Кончаковна, дочь хана Кончака, помогала русским пленникам? Разве это соответствует нашим представлениям о завоевателях?» -Дети, а вы помните кто находится в плену вместе с Игорем? -Выгодно ли Владимиру, заручившись благоприятным расположением Кончаковны, помочь себе и другим русским пленным? -Как вы можете определить, искренни ли Кончаковна и Владимир в своих чувствах? -Сейчас я включу фрагмент Владимира и Кончаковны. -Давайте прочитаем диалог между Владимиром и Кончаковной. Открыли учебник на страницу 79. (Прочтение диалога) -А вот, на сцене появляется сам князь Игорь. Музыка передает его душевное состояние. Давайте прослушаем и порассуждаем, какое состояние было у князя Игоря? -О чем он размышлял? -Он в плену, но за ним, за его сыном и дружиной хорошо ухаживают. Но почему же князь Игорь, так сумрачен и озабочен? Разучим темы арии князя Игоря, где раскрывается его характер в трудных жизненных ситуациях. Князю подходит половецкий воин. Это Овлур. Он предлагает Игорю коней, чтобы князь мог бежать из плена. Но нет, бежать Игорь не может — это против его чести. - Как раскрывается в этой ситуации характер князя Игоря? С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием. Видя, как грустен Игорь, Кончак предлагает ему «коня любого», «любой шатер», «булат заветный, меч дедов», наконец, «пленницу с моря дальнего». Но Игорю не нужны дары хана. Он благодарит его, жмет ему руку и говорит: «А все ж в неволе не житье». -А теперь давайте прослушаем арию князя Игоря с ханом Кончаком. При прослушивании обратите внимание, как раскрывается образ хана? -Второе действие завершается половецкими песнями и танцами. Это представление организует хан Кончак, чтобы отвлечь князя Игоря от грустных мыслей. -При просмотре плясок половецких девушек, обратите внимания, на состояние души князя Игоря. Рад ли он этим танцам? | -Дети предполагают, что половцы будут показаны жестокими, – они убивают детей, женщин, грабят, жгут разоряют Русскую землю. - Следят за мелодией по графической записи. -Нет -Нежная, тихая музыка. -Звучит нежный голос девушки, которая поёт о высохшем цветочке. Это удивляет. -музыка была спокойной, тихой, задумчивой, лирической.
-возможно она добрая. - сын Владимир -размышляют - слова могут быть сказаны неискренне, но интонации не обманут. -хан Кончак готов выдать дочь за Владимира «Хоть сейчас», но Князь Игорь против. -мрачное - о победе над врагом -хочет быть на свободе и одолеть хана. Игорь не может быть счастлив, потому что потерпел поражение. - поют взволнованную тему «Погибло все…», решительную «О, дайте, дайте мне свободу...», нежную «Ты одна голубка..». -держит своё обещание, это против его чести, благороден. -прослушивание и разучивание тем и интонаций из «Арии хана Кончака». Грозный враг, искусный полководец -Радушный, гостеприимный хозяин, желающий всячески угодить князю Игорю, подружиться с ним. -Разучивают хор «Улетай на крыльях ветра» Добиваться протяжного исполнения, гибкости мелодии на цепном дыхании | Фронтальная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; (Л)умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками ( 5 мин.) | Подведение итогов Рефлексия. Оценивание с комментированием. | Итак, наш урок заканчивается. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России. Я благодарю вас за работу. Я научился… Я Я узнал… Я удивился… Спасибо за внимание! Урок окончен! | Фронтальная | – рефлексия способов и условий действия (П); |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"
“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...
Древние образы, единство формы и декора в народной игрушке.
На уроке ребята знакомятся с разнообразиеем русской народной глиняной игрушки, традициями русского народного творчества....
Презентация ученика 4 класса по теме "Владимир Красно Солнышко. Образ великого князя в русских былинах"
Данный материал может использоваться на уроках литературного чтения в 4 классе и на уроке ОРКиСЭ....
Конспект урока "Первые русские князья: Игорь, Олег, Ольга,Святослав" (3 класс)
В данном архиве представлен урок с презентацией. На уроке используется групповая работа....
Подвиг перед Отечеством на примере образа святого князя Александра Невского
Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ори...
«Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Технологическая карта пробного урока литературное чтение «Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о пре...
План конспект урока литературного чтения по теме " Создание поэтами художественных образов, использование приёмов: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись. На материале стихотворения И. Бунина "Листопад".
План конспект урока литературного чтения для 3 класса....