Открытый урок "Детский альбом"
методическая разработка по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Реквизит: фо-но, ноты (детский альбом, музыкальное эхо), портрет П.И. Чайковского, обложка и иллюстрации к детскому альбому, картинки для планирования.
Учитель подходит к фортепиано: «Здравствуйте ребята». Ответ: «Здравствуйте!»
Добрый день нашим уважаемым гостям! Начнем наш урок с распевки. И сразу хочу вас спросить. Что нужно для того, чтобы пение наше получилось правильным и красивым? (ответы детей).
Первая наша распевка с динамической волной на слова до-ре-ми…... Мы делаем мягкое крещендо и диминуэндо каждой фразы. Стараемся интонировать. Не забываем брать перед каждой фразой дыхание.
Вторая распевка «Музыкальное эхо». Мы делимся с вами на 2 группы. 1 ряд и 3 парты второго ряда основной голос, остальные эхо. Теперь меняемся.
Тараторки. «От топота копыт». Помните о дикции. Старайтесь выговаривать все согласные. Делаем динамическую стрелочку. Вверх – крещендо. Вниз – диминуэндо.
«Сверчок». Сначала вместе. Теперь по группам.
А теперь представим, что мы дирижеры. Примем дирижерскую позу. Поставим руки. И наша задача услышать в музыке пульсацию и поймать ее. Показать все это жестами.
Звучит «Вальс цветов»
Ребята, Вы узнали эту прекрасную музыку? Что это за произведение? Кто его написал?
(ответы детей)
(на экране портрет композитора)
Ребята, мы с вами уже много знаем об этом прекрасном русском композиторе. Кем он является? Сколько балетов у Петра Ильича? Все они написаны на сказочные сюжеты. Какие? А кто исполняет музыку к балету? Ребята, а в симфоническом оркестре много инструментов? Давайте проверим как Вы помните инструменты, входящие в него. Внимание на доску. Кто пойдет и сложит в сундучок инструменты симфонического оркестра?
(ученик выполняет задание)
Сегодня я расскажу вам еще об одном удивительном произведении П.И. Чайковского.
П.И. Чайковский очень любил детей, тонко и чутко понимал их душу, чувствовал их настроение. Он часто говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни».
И действительно, детская тема проходит через все его творчество, а произведение, о котором мы сегодня будем говорить, стало первым сборником пьес для детей в России, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В нем поместилась целая детская страна, большой мир ребенка, рассказанный в звуках. Ребята, может быть кто-нибудь догадался, о каком произведении пойдет речь? Конечно, «Детский альбом».
(на экране обложка «Детского альбома»).
Итак, ребята, давайте откроем тетради и запишем фамилию композитора и произведение, о котором сегодня мы говорим.
(Учитель пишет на доске)
"Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей". В 1877 году Петр Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым в сельцо Вербовка, где его маленький племянник осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Петр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл легких фортепианных пьес, разнообразных по характеру.
Двадцать четыре очаровательные миниатюры погружают в чудесный мир детства, в котором есть увлекательные занятия, весёлые игры и волшебные сказки, но самое главное в нём есть мама. Пётр Ильич посчитал обязательным вставить в свой цикл для юных музыкантов пьесу «Мама», ведь мама для нас не только самый дорогой и близкий человек, но и символ доброты и любви.
Сейчас я исполню эту пьесу. Послушайте музыку и скажите, какие чувства композитор испытывал к своей маме?
(исполнение)
Ребята, на столе у вас слова стихотворения «Мама». Эти прекрасные строки можно соединить с музыкой Чайковского и получится прекрасная песня. Сейчас мы с вами попробуем это сделать. В тексте вы видите красные галочки – это означает, что в этом месте нужно взять дыхание. Послушайте первые две фразы и постарайтесь запомнить мелодию. (учитель исполняет). Теперь попробуем вместе. (дети). Далее слудующие две фразы (учитель). Теперь вместе (дети). А теперь попробуем соединить. Помним о дыхании. (исполняем вместе). Далее, ребята, идет небольшой проигрыш, а после него следующие строки – та же мелодия как вначале. Дыхание..(исполнение вместе). Далее опять небольшой проигрыш. И очень нежное окончание из трех маленьких фраз. (исполнение учителя). Теперь вместе (исполнение с детьми). Попробуем спеть всю песню. Не забываем интонировать и брать дыхание.
(исполнение песни целиком)
Ребята, встаньте пожалуйста. Сейчас зазвучит музыка. Изобразите движение, которое вам захочется сделать под эту музыку.
(звучит «Марш деревянных солдатиков»)
Ребята, а что это за жанр? А как вы догадались? Что характерно для марша? «Марш деревянных солдатиков» – одна из самых популярных детских пьес. Слушаешь и представляешь, как маршируют под эту музыку целое войско деревянных солдатиков. Ребята, а как мы понимаем, что это марш именно игрушечных солдатиков. Как музыка нам об этом говорит?
Молодцы.
Пётр Ильич Чайковский очень много путешествовал. В «Детском альбоме» есть народные песни других стран. И сейчас Филатова Злата нам сыграет «Неаполитанскую песенку» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Эту песню Чайковский слышал в Неаполе, где ее пели как серенаду. Она, по-видимому, очень понравилась композитору, так как он использовал ее и в «Детском альбоме» и в балете «Лебединое озеро». Неаполь — город в Италии, он славится красивыми песнями и хорошими певцами. Неаполитанские песни чаще всего поются под гитару, и пьеса Чайковского начинается с короткого: вступления, напоминающего звуки гитары. Вторая часть песни — подвижная, напоминает пляску.
(исполнение)
Ребята, а хотите побывать в шишкиной школе? Давайте послушаем, что нам расскажут о «Детском альбоме» герои шишкиной школы.
(видеофрагмент)
Итак, ребята, мы познакомились сейчас еще с несколькими пьесами из «Детского альбома». И даже услышали еще раз «Неаполитанскую пьесу» в исполнении интересного ансамбля. Сколько в нем участвовало музыкантов? (4). Значит это был квартет каких инструментов? (струнно-смычковых).
Физкультминутка?
Итак, ребята, о чем сегодня был наш разговор? Что нового мы узнали? Какие новые произведения вы услышали? Оставьте пожалуйста на своем месте смайлики с грустной или веселой мордочкой. Так я пойму понравился вам сегодня урок или нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения "Мой семейный альбом"
В данной работе учащиеся ближе знакомятся с такими понятиями как имя. фамилия, семья, генеалогическое дерево. К конспекту прилагается презентация....
" Загляните в семейный альбом"
Цели мероприятия:1. Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, чувства уважения к родителям.2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.3. Формирова...
"Детский альбом" П. И. Чайковский.Открытый урок по музыке.
Материал урока можно использовать на уроках музыки начальных классов общеобразовательной школы с целью более подробного ознакомления с фортепианным циклом П. И. Чайковского "Детский альбом"....
Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.
Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...
Открытый урок по чтению на тему: "Любишь ли ты музыку? С. Козлов "Ёжикина скрипка". "Детский альбом" П.И. Чайковского"
Разработан интегрированый урок по чтению и музыке в 3 классе....
Открытое мероприятие "Семейный альбом"
Долгосрочный проект на тему "Моя семья" Материал содержит презентацию, видеофильм и конспект(защита проекта)...
Открытое мероприятие "Семейный альбом" конспект
Защита проекта "Семейный альбом". Мероприятие позволило создать положительный образ семьи, интерес к семейным ценностям, узнать о традиция семьи...