ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Технологическая карта урока музыки для 4 класса разработана с учётом новых требований к структуре урока музыки. Цель урока: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тема урока: "Родной обычай старины" (4 класс) | 33.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
МБОУ «Обоянская СОШ №1»
Учитель музыки: Еськова Ирина Васильевна
Класс: 4 класс
Тема урока: «Родной обычай старины. Светлый праздник»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества.
Учебные задачи:
личностные результаты:
- Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
- Формировать умение выражать свое отношение к исполняемому произведению.
Метапредметные результаты:
- П. – познание музыкальной культуры, обычаев и традиций своей страны;
- Р. – развивать формирование эмоционально осознанного отношения к музыкальному искусству;
- К. – формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Предметные результаты:
- Знать имена известных исполнителей;
- Сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека.
Оснащение урока:
Музыкальный ряд: звон колоколов, Ермолов «Апрель», С. Рахманинов «Светлый праздник», тропарь «Христос воскрес»
Литературный ряд: легенда о колоколе
Зрительный ряд: презентация, видео - фрагмент
Материалы для обучающихся: раздаточный материал, пенал
Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация, аудиофайлы, видеофайлы
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) | Методы обучения |
1. Мотивация к учебной деятельности | (Вход под звон колоколов) | Приветствуют учителя | ЛУУД: самоопределение | Поощрения |
2. Актуализация опорных знаний | - Скажите ребята, под какую музыку вы входили? - Слышали вы их раньше? Где? - Хорошо, верно. - Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видео. -Сформулируйте тему урока. | (на фоне колокольного звона) - в церкви. (смотрят видеоролик) (хором читают) | КУУД: умение полно и точно выражать свои мысли РУУД: Целеполагание | Повторение |
3.Организация познавательной деятельности | - А что вы знаете о Пасхе? - Я с вами согласна. - Давайте познакомимся с историей этого праздника. Я предлагаю вам послушать Тропарь «Христос Воскрес», (слайд) Тропарь – это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника. - Что вы представили, слушая тропарь? -Вам захотелось узнать об этом празднике больше? -Хорошо, тогда внимательно слушайте меня. Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. У русских крестьян был обычай: в течение 40 дней Пасхи, ходить друг к другу в гости, поздравлять своих соседей, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц» (слайд). Люди приветствовали друг друга возгласом «Христос Воскресе». И что слышали в ответ? Устраивали пасхальный пир. Главным угощением пасхального стола является…? Они обходили дома один за другим, пели песни, играли и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками. - А вы знаете, что означает это слово? - Слово это означает «поющие под окнами», а обряд носит название «хождение волочебников». - Вы знаете, как называется первое воскресенье после Пасхи? В народе этот день называется Красной горкой. Это особая пора для молодежи. Это время свадеб, первого весеннего гуляния на вольном воздухе. Дети в этот день пели, водили хороводы, играли в игры, качались на качелях. - Хорошо. А вы знаете, как проходит первая неделя после Пасхи? Первая неделя после пасхи называется Светлой. Все 7 дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. - А вы знаете, как называют человека, который звонит в колокола? - Церковный служитель, в обязанности которого входит звонить в колокола – это звонарь. - Вот как это происходит (видеоролик) - В народе с любовью и нежностью относились к колоколам. Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время, люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула, оповещал людей о каких-либо важных событиях. Сейчас вы узнали об обычаях народного праздника, а теперь давайте поговорим о композиторах, которые были неравнодушны к этому празднику. - Ребята, обратите внимание на слайд, кто это? (слайд) - Правильно! Одним из таких композиторов был Рахманинов. Он очень почитал этот праздник. В его произведениях очень важны христианские мотивы. Особую роль в жизни Сергея сыграла бабушка - Софья Александровна Бутакова, которая иногда увозила любимого внука к себе в Новгород. Живя у бабушки, Сережа часто бывал с ней на службах. Он посещал и новгородские монастыри, где слушал монашеское пение - старинные знаменные распевы. И первое впечатление мощного и стройного колокольного звучания стало и самым сильным, отложившим отпечаток на всю последующую жизнь великого композитора. Пение церковных колоколов стало символом его творчества. - послушайте фрагмент из произведения С. Рахманинова «Светлый праздник» и обратите внимание на звучание фортепиано. - Какой же темп у этого произведения? - что же напомнило вам звучание фортепиано? - Верно. Звон колоколов. - Ребята, какой у нас сейчас месяц? Верно. А Пасха в этом году очень ранняя, и наступает она в апреле. - И сейчас я предлагаю вам разучить такую песню. Называется она «Апрель». У вас на столах есть текст. Сначала послушайте её, а потом мы с вами попробуем её спеть. Сядьте правильно и удобно. - А теперь давайте встанем из-за парт, и споём её стоя. - Присаживайтесь. И так, ребята, давайте подведём итог, решив кроссворд. В настоящее время Пасха по-прежнему остается одним из самых почитаемых праздников для каждого. Не мудрено, ведь его смысл – возрождение и непременная победа жизненной силы | (Внимательно слушают учителя) (Внимательно слушают учителя) «Воистину Воскресе». - Пасха и яйца
- нет (Внимательно слушают учителя) - нет (Внимательно слушают учителя) -звонарь - С. Рахманинов (Ответы детей) - быстрый - звон колоколов апрель (Внимательно слушают учителя) (Смотрят видео) (Внимательно слушают учителя) | ПУУД: Умение структурировать знания КУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания ПУУД: Выделение необходимой информации РУУД: прогнозирование, саморегуляция КУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания ПУУД: Умение структурировать знания КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ЛУУД: Самоопределение РУУД: целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | Подводящий диалог Рассказ Побуждающий диалог Рассказ Стимулирования Рассказ Наглядно - слуховой метод Рассказ Подводящий диалог Рассказ Побуждающий диалог
анализ произведения Побуждающий диалог Повторение |
4. Рефлексия учебной деятельности | Цыпленок, как и пасхальное яйцо, является символом возрождения и непрерывности жизни. Я предлагаю вам раскрасить его. Жёлтым или оранжевым цветом – у вас хорошее настроение, а если серый – плохое. - Спасибо за урок, до свидания! | (выполняют творческое задание) - до свидания! | ЛУУД: самоопределение | Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"
В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....
Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».
Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Технологическая карта урока музыки в 4 классепо программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.Сеу4.Шмагиной...
Технологическая карта. Урок музыки.Тема: Цвет и звук:"Музыка витража"
Урок муыки 4 класс, на тему Цвет и звук: "Музыка витража". УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А
Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А...