Технологическая карта урока музыки по теме "Звуки - краски"
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки во 2-м классе
Тема урока: «Звуки-краски»
Автор – составитель: учитель музыки Ситникова Елена Вячеславовна
Цели деятельности учителя | Развитие ассоциативного мышления и художественного воображения детей. |
Тип урока | Комбинированный |
Вид урока | Интегрированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: умению определять характер музыкального произведения и проецировать его на произведения изобразительного искусства; различать инструменты симфонического оркестра от народного, понимать музыкальные термины «крещендо» и «диминуэндо», познакомятся с творчеством русского композитора И.Ф. Стравинского. получат возможность научиться: воплощать полученные впечатления в живописных и музыкальных импровизациях; оперировать практическими знаниями при исполнении музыкального произведения (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка. Метапредметные: Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | Презентация «Звуки-краски» |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
I.Орга-низационный момент
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Учитель приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к занятию, создает эмоциональный настрой для знакомства с учебным материалом.(1 слайд) Учитель: Здравствуйте, ребята. Учитель: Проведём музыкальную разминку. Музыкальная разминка ( Проводится разучивание дикционного упражнения) Ру-ру-ру, ру-ру-ру, Здесь коза грызёт кору. Ры-ры-ры, ры-ры-ры- Прилетели комары. Рок-рок-рок, рок-рок-рок- Начинается урок. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями, рисующими нам весну. Но, чтобы поднять настроение, ведь речь пойдет о весне, мы сейчас проведём игру: «Какие инструменты входят в состав народного оркестра» (2 слайд). Вам надо будет угадать, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, а какие в состав оркестра русских народных инструментов. Вот какие правила игры. Если я назову инструмент народного оркестра, вы повторяете его все вместе хором. Если же я назову инструменты симфонического оркестра, вам надо будет промолчать. Слушайте внимательно и не ошибитесь. (Учитель перечисляет музыкальные инструменты) | Учащиеся: Зравст – вуй – те! Школьники проговаривают текст, тщательно выговаривая слова. Сначала в быстром темпе, потом чуть быстрее. Упражнение выполняется по рядам, а потом индивидуально. (Учащиеся повторяют названия тех, которые входят в состав инструментов народного оркестра). Исполняется песня «Рожок и свирель» Ю.Чичкова | фрон- тальная, индивидуальная | Личностные : развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: слушают собеседника, владеют своей речью, диалогической и монологической формами речи Личностные: проявляют дисциплинированность, положительные качества личности и управляют своими эмоциями в различных ситуациях | выполнение действий по плану |
II.Актуализация знаний | Слушать вопросы учителя. Отвечать на поставленные вопросы. Высказывать свои суждения. | Учитель: Ребята, вы уже знаете, что музыка может рисовать картины природы. Вспомните музыкальные произведения, в которых присутствует описание природы. (ответы детей) Учитель: Перед вами картины художников и иллюстрации на тему «Весна» (слайд 3). Как вы думаете музыкальны ли эти картины о весне? Какие звуки мы можем услышать? Учитель: Значит краски, использованные художниками, могут превратиться в звуки мелодии. Обратите внимание, художники использовали разные по колориту краски. С чем это связано? Учитель: Какие колориты красок использовали художники, чтобы показать раннюю и позднюю весну? Учитель: (слайд 4)У известного поэта Федора Ивановича Тютчева есть стихотворение «Весенние воды», в котором говорится о весне, прекрасной и благоухающей, вступающей в свои права. Со стихами многих русских поэтов связаны прекрасные романсы композитора С.В. Рахманинова (1873-1943) (слайд 5) композитора, пианиста и дирижёра. Он принадлежит к поколению русских музыкантов, работавших в конце 19-первой половине 20 века. В его музыке сливаются традиции, идущие от П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки». Среди романсов Рахманинова есть кипящие радостью тютчевские «Весенние воды» Давайте послушаем произведение известного русского композитора С. В. Рахманинова «Весенние воды» на слова поэта Ф.И. Тютчева. | Слушают. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопрос, заданный учителем в развернутой форме. Учащиеся: Мы слышим шелест листвы, шум ветра, пение птиц, голоса детей. Учащиеся: С тем, что на картинах изображена разная весна. Учащиеся: Для того, чтобы показать весну раннюю композитор больше использует темные краски, насыщенные, мрачные, которые вызывают грусть, а чтобы показать весну позднюю - более светлые, яркие, теплые. (Учащимися зачитывается стихотворение поэта Федора Ивановича Тютчева) (Прослушивание музыкального произведения) | фронтальная | Личностные: проявляют дисциплинированность, положительные качества личности и управляют своими эмоциями в различных ситуациях Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при ответах на вопросы, осуществляют пошаговый контроль; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: используют свою речь для регуляции своего действия Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Личностные: проявляют дисциплинированность, положительные качества личности и управляют своими эмоциями в различных ситуациях | выполнение действий по плану |
III.Подготовка проблемной ситуации | Слушать вопросы учителя. Отвечать на поставленные вопросы. Высказывать свои суждения. | Учитель подводит суждения детей к восприятию основной темы урока. Задает наводящие вопросы. (слайд 6) Учитель: Посмотрите внимательно на картину Исаака Ильича Левитана, изображающие весну и скажите в чём схожесть картины и музыки романса композитора Рахманинова? Учитель: Какие виды музыкальных постановок вы знаете? Учитель: А о каком из видов мы говорили на предыдущих уроках? Учитель: Сегодня вы ближе познакомитесь с музыкальной постановкой под названием «балет». Учитель: Что такое балет? Учитель: Как называются актрисы, которые танцуют в балете? Учитель: Кто ещё, кроме танцоров принимает участие в музыкальной постановке? | Ответы детей Учащиеся: Художник по своему увидел природу наступающей весны и запечатлел ее на картине с помощью определенного колорита красок, так же как и композитор С. В. Рахманинов заметил те необыкновенные явления в природе, которые несёт жизнь, и изобразил эти звуки в мелодии романса «Весенние воды». Учащиеся: Опера, балет. Учащиеся: Об опере. (слайд 7) Учащиеся: Искусство танца. (слайд 8) Учащиеся: Балерины. Учащиеся: Музыканты симфонического оркестра, дирижёр, который руководит оркестром. | Фронтальная. | Коммуникативные: используют свою речь для регуляции своего действия Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Коммуникативные: слушают собеседника, владеют своей речью, диалогической и монологической формами речи Познавательные: Учатся анализировать информацию | выполнение действий по плану |
IV. Осознание проблемы | Внимательно слушать, оценивать сказанное учителем, делать выводы из услышанного. | Учитель: Перед вами русский народный композитор Игорь Фёдорович Стравинский (слайд 9). Сегодня мы познакомимся с балетом «Жар-птица», написание которого сделало Стравинского очень известным, а также положило начало сотрудничеству между Дягилевым и Стравинским, в результате которого появились балеты «Петрушка», «Весна священная». Учитель: А вот так изобразил художник И. Билибин фрагмент русской народной сказки «Иван-царевич и Жар-птица», которая является одновременно и благословением и проклятием для человека, завладевшего ей(слайд 10). Учитель: Давайте послушаем фрагмент из балета И. Стравинского Пляс Жар-птицы. (слайд 11) | (группой учащихся зачитывается отрывок из русской народной «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке») ...Повадилась к царю Выславу в сад летать Жар-птица. На ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую царя яблоню. Срывала с неё золотые яблочки и улетала... Царь призвал к себе своих трёх сыновей и сказал им:
… Пошёл караулить в сад Иван-царевич... Сидит он час, другой и третий. Вдруг осветило весь сад так, как будто он многими огнями освещён был. Прилетела Жар-птица, села на яблоню и стала щипать яблочки. Иван-царевич подкрался к ней так искусно, что ухватил её за хвост. Однако не мог её удержать. Жар-птица вырвалась и полетела. И осталось у Ивана-царевича только одно перо из хвоста, за которое он крепко держался..... ( Учащиеся прослушивают фрагмент из балета М. Ф. Стравинского) | Фронтальная, групповая. | Познавательные: Учатся анализировать информацию произведению Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные : Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели и способы их осуществления; логические- осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять взаимоконтроль. Личностные: проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению | Осуществление самоконтроля по образцу |
V. Целеполага ние. Открытие нового знания | Учатся вести диалог с учителем, отвечать по теме, делать прогнозы, вывод Узнают свойство звуковой окраски – тембр, благодаря которому звучание одного инструмента или голоса отличается от другого. | Учитель: Можно ли сказать, что музыка И. Стравинского яркая, красочная? Почему? Учитель: Каким вам видется оперение Жар-птицы? Учитель: Почему музыка так часто изменяется: быстрое движение становится медленным, громкое звучание - тихим? Учитель: Ребята, а какие средства музыкальной выразительности в данном произведении помогают более ярче создать образ Жар- птицы? Как они называются? (Учитель рисует обозначения на доске Учитель: А ещё какой элемент музыкальной речи нам очень ярко помогает представить образ птицы? | Учащиеся: Потому что композитор хотел передать в музыке образ Жар-птицы. Учащиеся: Ярким, золотисто-жёлтым, горящим огнём. Учащиеся: Композитор хотел, чтобы мы увидели танец птицы, её движение ( как она легко порхает, раскрывая своё оперение, взлетает на дерево и опускается плавно на землю. Учащиеся: Это динамические оттенки (крещендо – постепенное нарастание силы звучания, и когда музыкальные звуки как будто замирают (диминуэндо – постепенное ослабление силы звучания). С учащимися проводится работа в тетрадях. Ребятам предлагается послушать р.н. песни «Речка» и самостоятельно расставить динамические обозначения около текста каждого куплета песни). Учащиеся: Тембр. Звучание высоких по тембру музыкальных инструментов, рисующих нам птицу, которая играет, порхает. | Фронтальная | Регулятивные: учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные: Уметь применять знания при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Коммуникативные : Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели и способы их осуществления; логические- осуществляют поиск необходимой информации. Выявляют различные по смыслу музыкальные интонации. Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко следуют ей, осуществляют итоговый и пошаговый контроль. | Устный опрос Осуществление самоконтроля Выполнение действий по плану |
VI. Осмысление и закрепление материала | Учатся внимательно слушать музыку. Работать над определением музыкальных выразительных средств фрагмента для правильной передачи колоритов красок при оформлении данной работы | Учитель: А сейчас, вы использовав своё воображение и фантазию, попробуете разукрасить на приготовленных шаблонах оперение Жар-птицы. | (Учащиеся работают самостоятельно, разделившись на группы, ( фоном звучит фрагмент «Мольба Жар-птицы» из балета И. Стравинского) (слайд 12) | Групповая | Личностные: проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению Познавательные: логические- осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко следуют ей, осуществляют итоговый и пошаговый контроль. | Выполнение действий по план |
VII.Обобщение урока и вывод. | освоение темы урока на основе полученных знаний | Учитель: Ребята, что мы приобретаем с приходом весны? (слайд 13) Учитель: Каждое время года имеет свои достоинства, а так же и недостатки. И нам становится печально и грустно, когда весна никак не может вступить по настоящему в свои права, а мы её так ждём! А какая же птица приносит нам в дом весну, тепло, радость. Учитель: Сегодня мы познакомимся и разучим песню Евгения Крылатова ( прослушивание песни «Ласточка») ( слайд 14) Учитель: Какое настроение передаёт нам композитор в этой песне? Учитель: -О каких музыкальных средствах и элементах музыкальной речи шел сегодня разговор на уроке? -Каким образом тембр может создать определенный образ персонажу в музыкальном произведении? -Какое значение имели динамические оттенки в прослушиваемом фрагменте музыкального произведения? -Как с помощью красок при прослушивании музыки мы смогли нарисовать определенный образ персонажа? Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо поработали (оценивание детей). Спасибо за урок. | Учащиеся: Хорошее весеннее настроение, много солнечного света, тепла. Весной прилетают птицы, растёт трава, распускаются почки. Весна очень красивое время года. Учащиеся: Ласточка. Учащиеся: Несмотря на то, что в песне поётся о птице, которая несёт на своих крыльях весну, в музыке слышится небольшая печаль. Песня написана в минорном ладу. Жалко ласточку, тяжело ей лететь, на пути препятствия. Но всё- таки ласточка летит. (разучивание песни «Ласточка») Делают вывод темы урока Учащиеся высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, заданные учителем. Строят логические цепочки рассуждений. | Фронтальная | Регулятивные: Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность Познавательные: умение извлекать необходимую информацию, структурировать информацию. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели и способы их осуществления; логические- осуществляют поиск необходимой информации; распознают значимость музыкальных интонаций, фраз, предложений. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, обмениваются мнениями. | Оценивание учащихся за работу на уроке. Осуществление самоконтроля по образцу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"
В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....
Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».
Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Технологическая карта урока музыки в 4 классепо программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.Сеу4.Шмагиной...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Технологическая карта урока по ИЗО Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг основные и составные цвета цветовой контраст. 2 класс УМК "Перспектива"
.Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о цветовом круге (6 цветов) основных и составных цветов, цветовом контрасте пары дополнительных цветов...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о цветовом круге, ознакомление с основными и составными цветами, формирование умения применять цвета цвет...