Диагностика
методическая разработка по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностика звуковысотного чувства
Игра «Куда идет мелодия?»
Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю -определение направления мелодии
- Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идёт мелодия: вверх или вниз?
Музыкальный материал:
1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (ответ вверх - вниз, вверх-вниз = 5 баллов);
2. Г.Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх - вверх - вниз);
3. Детская песня «василёк» (оттает: вниз - вниз)
Диагностика чувства тембра
Игра «Тембровые прятки»
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.
Музыкальный материал: русская народная песня «Во поле берёза стояла».
Исполняем произведение на фортепиано, баяне и свирели.
Диагностика динамического чувства
(определение слухомоторной реакции на силу воздействующего звука в контрасте и постепенном усилении)
Игра «Тихо - громко»
Цель: определение способности реакции на динамические изменения.
- Поиграем с тобой в «Громко - тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я - громко, и ты - громко, я тихо и ты - тихо.
Музыкальный материал:
песня А. Александрова «Барабан» -
А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе необходимо также её исполнить на барабане.
Пьеса Э. Парлова «Марш» крещендо и диминуэндо.
Песня «Шесть мышат» - диминуэндо.
Диагностика чувства музыкальной формы
Игра «Незавершённая мелодия»
Цель: выявить уровень развития чувства завершенности (целостности) музыкальной мысли.
- Сейчас мелодии будут прятаться: одни из них прозвучат полностью, другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая «спряталась» раньше времени?
Музыкальный материал:
Играем рус. нар. п. «Калинка» две строчки и прерываем. Ответ: не до конца.
Играем Светит месяц куплет до конца. Ответ: до конца.
Поем «Солнечный круг» не до конца, 3 строчки». Ответ: не до конца
Диагностика на выявление чувства темпа
Игра «Настоящий музыкант»
Выбираем инструмент ксилофон, или металлофон.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Музыкальный материал: играем «В траве сидел кузнечек». Ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и четвертой октавы. После своей пробы ребёнок играет «вступление» (два такта) и педагог исполняет мелодию с аккомпанементом (мелодию завершить).
Если ребёнок исполнил правильно в умеренном темпе, ему предлагается сыграть «про шаловливого кузнечика» в быстром темпе, и про «неповоротливого, ленивого кузнечика» в медленном темпе.
После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением движение.
(Критерии: правильное исполнение, сбивчивое и незавершенно - сбивчивое)
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Игра «Музыкальная палитра»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Предлагаем ребёнку сыграть в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, какие образы представляются вовремя её звучания?
1-й (вербальный) вариант задания:
- Подбери слова , подходящие для твоего переживания музыки.
2-й (невербально - художественный) вариант:
- Какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй, пожалуйста, или подбери подходящую картинку.
3-й (невербально - двигательный) вариант:
- Двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось представить себя во время её звучания.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость на содержание музыкальных фрагментов измеряется как в вербальной , так и невербальной форме. Вначале ребёнку предлагается самый сложный вариант осмысления содержания музыки – вербальный, а затем - невербальный на основе графических схем мимических выражений. И вариант двигательных реакций на стимульное предъявление музыкальных фрагментов.
В качестве варианта тестирования предлагаем ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например, из «Детского альбома» П.И. Чайковского:
- «Утреннее размышление» - спокойно, умиротворённо;
- «Баба Яга» - тревожно, сердито;
- «Сладкая грёза» - нежно, ласково
- «Игра в лошадки» - проворно, игриво
- «Болезнь куклы» - жалобно, огорченно
Критерии оценки вербальной рефлексии:
1) Если ребёнок сумел самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняет свои синонимичные характеристики -мыслеобразы, то такой ответ следует оценить как продуктивный и зафиксировать 2 балла.
2) Правильное понятийное определение ребёнком эмоционального содержания музыкального фрагмента с помощью диагноста оценивается как адекватно - репродуктивный уровень.
3) Неправильное определение оценивается в 0 баллов.
Индивидуальная карта фиксации вербальной рефлекс музыки
№ | Дата | ФИО | Неадекватная рефлексия | Адекватная рефлексия | Продуктивная рефлексия |
1-й фрагмент | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | ||
2-й фрагмент | 0 | 1 | 2 | ||
3-й фрагмент | 0 | 1 | 2 | ||
4-й фрагмент | 0 | 1 | 2 | ||
5-й фрагмент | 0 | 1 | 2 |
Критерии оценки невербально - графической рефлексии:
- Адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора оценивается в 1 балл;
- 2) Неадекватное - 0
- Продуктивным считается адекватный выбор с оригинально -детализированным до рисованием - 2 балла.
Цветовая интерпретация раскрашенного графического изображения ребёнком дает полную информацию об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыкального стимула в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретацией цветовых предпочтений (таблица Люшера). Индивидуальная карта заполняется аналогично предыдущей.
Критерии оценки невербально - двигательной рефлексии:
Адекватность двигательной (танцевальной) сенсомоторной отзывчивости изучается с учетом двух или трехдольного музыкального воздействия: маршеобразного, подвижно - танцевального (например, польки) или вальс образного фрагментов:
1) марш репродуктивное отображение которого как самой простой двигательной реакции (шаг 0 оценивается в 1 балл;)
2) полька предполагает ускоренный по темпу шаг или галоп, поскоки, репродуктивное воспроизведение которого оценивается 2 балла;
2) вальс-самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения. Репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 3 балла.
интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.
Дифференцированные оценки двигательной рефлексии музыки.
Музыкальный фрагмент | Неумение двигаться адекватно размеру и характеру музыки | Адекватная психомоторная реакция на музыку | Творческие проявления вариантов двигательной реакции на музыку |
Марш | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
Полька | 0 | 2 балла | 3 балла |
Вальс | 0 | 3 балла | 4 балла |
Личностные характеристики
Можно определить по любимому цвету используя таблицу
№ | Называние цвета | Предпочтение цвета | Отвержение цвета |
1 | Синий | Стремление к согласию, сочувствию, доверию, отсутствию конфликтов, потребность в дружеских отношениях, любви, привязанности , спокойствии | Нарушение отношений, одиночество, беспокойство |
2 | Зелёный | Потребность в самоутверждении, повышении положения, власти, уважения, признания, превосходства, уверенности, независимости, настойчивости, обороны | Недостаток признания, принуждение, унижение, обида, неспособность к сопротивлению |
3 | Красный | Стремление к достижению успеха, инициатива, наступление, деятельность, борьба, возбуждение | Перевозбуждение, раздражение, бессилие, утомление, защита |
4 | Желтый | Стремление к изменению, выходу; ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем, потребность в освобождении, расслаблении | Разочарование, отчаяние, подозрение, недоверие |
5 | Фиолетовый | Стремление к отождествлению, идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, желание понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение | Подавление чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным |
6 | Коричневый | Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, чувственному удовлетворению, болезненное состояние, слабость, усталость, голод | Вытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание слабости |
7 | Черный | Стремление к разрушению, агрессия, враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест, отказ | Отрицание и подавление агрессии |
0 | Серый | Желание избежать участия, скрыться, маскировка, утаивание | Активное включение в ситуацию |
Сила потребности определяется степенью привлекательности того цвета, который ей соответствует.
Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально - эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы - анкеты.
Примерные вопросы анкеты:
- Ты любишь музыку?
- Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
- Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
- Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
- Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
- Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
- Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
- Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком - либо инструменте? Каком?
- Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
- Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
- Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:
- низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
- средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
- высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разно жанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно - развлекательных, так и классических жанров).
Тест "Музыкальный магазин"
Цель: изучение практико - ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Стимулирующий материал:
фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:
- народная вокально - хоровая музыка;
- народная инструментальная музыка;
- народная вокально - инструментальная музыка;
- классическая вокально - хоровая музыка;
- классическая инструментально-симфоническая музыка;
- классическая вокально - инструментальная музыка;
- современная классика авангардного направления;
- современная развлекательная музыка;
- духовная музыка.
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки:
- низкий уровень музыкально - эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
- средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
- высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.
9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест "Хочу дослушать"
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию - просьбу завершения прослушиваемой музыки.
Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?
Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:
- проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
- индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" (Приложение 1), с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.
Обработка результатов:
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей мы заносим в индивидуальную специальную карту "Диагностический конструктор" с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.
Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка
(на учебный год)
Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________
Возраст ребёнка ________________________________________________________________
Дата: констатирующего этапа (1) __________________________________________________
промежуточного этапа (2) ___________________________________________________
контрольного этапа (3) _____________________________________________________
Уровень развития | Параметры музыкальных способностей | |||||||||||||||||
Метро-темпо-ритм | Чувство тембра | Чувство звуковысотности | Гармоническое чувство | Динамическое чувство | Чувство формы | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Высокий | ||||||||||||||||||
Средний | ||||||||||||||||||
Низкий |
Уровень развития | Эмоциональная отзывчивость | Личностные характеристики | Итоговые данные | ||||||||||||
Мотивационный компонент | Когнитивный компонент | Операциональный компонент | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Высокий | |||||||||||||||
Средний | |||||||||||||||
Низкий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.
Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...
Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.
Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...
Педагогическая диагностика учащихся 1 класса
Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...
Диагностика математических представлений по всем возрастам
Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....
Диагностика готовности детей к обучению
Для определения готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...
Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся
Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...