Диагностика
методическая разработка по музыке (2 класс)

Платонова Елена Александровна

Диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_2.docx165.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика  звуковысотного  чувства

Игра «Куда идет мелодия?»

Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю -определение направления мелодии

- Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно  и определи, куда идёт мелодия: вверх или вниз?

Музыкальный материал:

1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (ответ вверх - вниз, вверх-вниз = 5 баллов);

 2. Г.Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх - вверх - вниз);

3. Детская песня «василёк» (оттает: вниз - вниз)

Диагностика чувства тембра

Игра  «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.

Музыкальный материал: русская народная песня «Во поле берёза стояла».

Исполняем произведение на фортепиано, баяне и свирели.

Диагностика динамического чувства

(определение слухомоторной реакции на силу воздействующего звука в контрасте и постепенном усилении)

Игра «Тихо - громко»

Цель: определение способности реакции на динамические изменения.

- Поиграем с тобой в «Громко - тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я - громко, и ты - громко, я тихо и ты - тихо.

Музыкальный материал:

песня  А. Александрова «Барабан» -

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе необходимо также её исполнить на барабане.

Пьеса Э. Парлова «Марш» крещендо и диминуэндо.

Песня «Шесть мышат» - диминуэндо.

Диагностика  чувства  музыкальной  формы

Игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершенности (целостности) музыкальной мысли.

- Сейчас мелодии будут прятаться: одни из них прозвучат полностью, другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая «спряталась» раньше времени?

Музыкальный материал:

Играем рус. нар. п. «Калинка» две строчки и прерываем. Ответ: не до конца.

Играем  Светит месяц куплет до конца. Ответ: до конца.

Поем  «Солнечный круг» не до конца, 3 строчки». Ответ: не до конца

Диагностика на выявление чувства  темпа

Игра «Настоящий музыкант»

Выбираем инструмент ксилофон, или металлофон.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Музыкальный материал: играем «В траве сидел кузнечек». Ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и четвертой октавы. После своей пробы ребёнок играет «вступление» (два такта) и педагог  исполняет мелодию с аккомпанементом (мелодию завершить).

Если ребёнок исполнил правильно в умеренном темпе, ему предлагается сыграть «про шаловливого кузнечика»  в быстром темпе, и про «неповоротливого, ленивого кузнечика» в медленном темпе.

После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением движение.

(Критерии: правильное исполнение, сбивчивое и незавершенно - сбивчивое)

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Игра «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Предлагаем ребёнку сыграть в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, какие образы представляются вовремя её звучания?

1-й (вербальный) вариант задания:

- Подбери слова , подходящие для твоего переживания музыки.

2-й (невербально - художественный) вариант:

- Какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй, пожалуйста, или подбери подходящую картинку.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\cсхемы эмоций.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мартица эмоций.jpg

3-й (невербально - двигательный) вариант:

- Двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось представить себя во время её звучания.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость на содержание музыкальных  фрагментов измеряется как в вербальной , так и невербальной форме. Вначале ребёнку предлагается самый сложный вариант осмысления содержания музыки – вербальный, а затем - невербальный на основе графических схем мимических выражений. И вариант двигательных реакций на стимульное предъявление музыкальных фрагментов.

В качестве варианта тестирования  предлагаем ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например, из «Детского альбома» П.И. Чайковского:

  1. «Утреннее размышление» - спокойно, умиротворённо;
  2. «Баба Яга» - тревожно, сердито;
  3. «Сладкая грёза» - нежно, ласково
  4. «Игра в лошадки» - проворно, игриво
  5. «Болезнь куклы» - жалобно, огорченно

Критерии оценки вербальной рефлексии:

1) Если ребёнок сумел самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняет свои синонимичные характеристики -мыслеобразы, то такой ответ следует оценить  как продуктивный и зафиксировать 2 балла.

2) Правильное понятийное определение ребёнком эмоционального содержания музыкального фрагмента с помощью диагноста оценивается как адекватно - репродуктивный уровень.

3) Неправильное определение оценивается в 0 баллов.

Индивидуальная карта фиксации вербальной рефлекс музыки

Дата

ФИО

Неадекватная рефлексия

Адекватная рефлексия

Продуктивная рефлексия

1-й фрагмент

0 баллов

1 балл

2 балла

2-й фрагмент

0

1

2

3-й фрагмент

0

1

2

4-й фрагмент

0

1

2

5-й фрагмент

0

1

2

Критерии оценки невербально - графической рефлексии:

  1. Адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния  из рисунков соответствующего сектора оценивается в 1 балл;
  2. 2) Неадекватное - 0
  3. Продуктивным считается адекватный выбор с оригинально -детализированным до рисованием - 2 балла.

Цветовая интерпретация раскрашенного графического изображения ребёнком дает полную информацию об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыкального стимула в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретацией цветовых предпочтений (таблица Люшера). Индивидуальная карта заполняется аналогично предыдущей.

Критерии оценки невербально - двигательной рефлексии:

Адекватность двигательной (танцевальной) сенсомоторной отзывчивости изучается с учетом двух или трехдольного музыкального воздействия: маршеобразного, подвижно - танцевального (например, польки) или вальс образного фрагментов:

1) марш репродуктивное отображение которого как самой простой двигательной реакции (шаг 0 оценивается в 1 балл;)

2) полька предполагает ускоренный по темпу шаг или галоп, поскоки, репродуктивное  воспроизведение которого оценивается 2 балла;

2) вальс-самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения. Репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 3 балла.

интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.

Дифференцированные оценки двигательной рефлексии музыки.

Музыкальный фрагмент

Неумение двигаться адекватно размеру и характеру музыки

Адекватная психомоторная реакция на музыку

Творческие проявления вариантов двигательной реакции на музыку

Марш

0 баллов

1 балл

2 балла

Полька

0

2 балла

3 балла

Вальс

0

3 балла

4 балла

Личностные характеристики

Можно определить по любимому цвету используя таблицу 

Называние цвета

Предпочтение цвета

Отвержение цвета

1

Синий

Стремление к согласию, сочувствию, доверию, отсутствию конфликтов, потребность в дружеских отношениях, любви, привязанности , спокойствии

Нарушение отношений, одиночество, беспокойство

2

Зелёный

Потребность в самоутверждении, повышении положения, власти, уважения, признания, превосходства, уверенности, независимости, настойчивости, обороны

Недостаток признания, принуждение, унижение, обида, неспособность к сопротивлению

3

Красный

Стремление к достижению успеха, инициатива, наступление, деятельность, борьба, возбуждение

Перевозбуждение, раздражение, бессилие, утомление, защита

4

Желтый

Стремление к изменению, выходу; ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем, потребность в освобождении, расслаблении

Разочарование, отчаяние, подозрение, недоверие

5

Фиолетовый

Стремление к отождествлению, идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, желание понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение

Подавление чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным

6

Коричневый

Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, чувственному удовлетворению, болезненное состояние, слабость, усталость, голод

Вытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание слабости

7

Черный

Стремление к разрушению, агрессия, враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест, отказ

Отрицание и  подавление агрессии

0

Серый

Желание избежать участия, скрыться, маскировка, утаивание

Активное включение в ситуацию

Сила потребности определяется степенью привлекательности того цвета, который ей соответствует.

Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

 Выявить уровень когнитивного компонента музыкально - эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы - анкеты.

Примерные вопросы анкеты:

  1. Ты любишь музыку?
  2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
  3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
  4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
  5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
  6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
  7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
  8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком - либо инструменте? Каком?
  9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
  10.  Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
  11.  Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
  • средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разно жанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно - развлекательных, так и классических жанров).

Тест "Музыкальный магазин"

Цель: изучение практико - ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал:

фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

  • народная вокально - хоровая музыка;
  • народная инструментальная музыка;
  • народная вокально - инструментальная музыка;
  • классическая вокально - хоровая музыка;
  • классическая инструментально-симфоническая музыка;
  • классическая вокально - инструментальная музыка;
  • современная классика авангардного направления;
  • современная развлекательная музыка;
  • духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки:

  • низкий уровень музыкально - эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
  • средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
  • высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест "Хочу дослушать"

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию - просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
  • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" (Приложение 1), с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Обработка результатов:

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей мы  заносим  в индивидуальную специальную карту "Диагностический конструктор"  с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка

(на учебный год)

Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________

Возраст ребёнка ________________________________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1) __________________________________________________

промежуточного этапа (2) ___________________________________________________

контрольного этапа (3) _____________________________________________________

Уровень

развития

Параметры музыкальных способностей

Метро-темпо-ритм

Чувство тембра

Чувство звуковысотности

Гармоническое чувство

Динамическое чувство

Чувство формы

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий

Средний

Низкий

Уровень

развития

Эмоциональная

отзывчивость

Личностные характеристики

Итоговые данные

Мотивационный компонент

Когнитивный компонент

Операциональный компонент

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий

Средний

Низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.

Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

Педагогическая диагностика учащихся 1 класса

Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...

Диагностика математических представлений по всем возрастам

Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....

Диагностика готовности детей к обучению

Для определения  готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся

Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...