Статья. Инклюзивное обучение. Двигательная работа на уроках музыки
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Зиновская Софья Ильинична

Данная статья расскрывает влияние двигательной работы учащихся с ОВЗ на общее развитие в рамках инклюзивного обучения. Приведены эффективные двигательные упражнения и игры для детей с ОВЗ на уроках музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние двигательных упражнений на развитие детей с ОВЗ на уроках музыки.

Учитель музыки школы №383: Зиновская Софья Ильинична

Эффективность обучения на 100% зависит от количества деятельности, чем больше видов деятельности используется на уроке, тем интереснее и продуктивнее проходит урок. Детям с нарушениями необходим индивидуальный подход и одновременно с этим включение в общеобразовательный процесс, что предусмотрено инклюзивным образованием.

Дети с особенностями часто обладают комплексом нарушений, то есть физические, интеллектуальные и психические нарушения могут быть взаимосвязаны. Доказано, что двигательная работа позитивно влияет на развитие мозга. А коррекционная педагогика уделяет этому особое место. В рамках инклюзивного обучения позаимствуем некоторые приемы из специальной педагогики и интегрируем в общеобразователый процесс.

 На примере урока музыки рассмотрим, как двигательные упражнения и подвижные игры влияют на общее развитие детей с нарушениями.

В классе для слабовидящих детей специально организовано место для игровой деятельности, где так же можно выполнять двигательные упражнения. Стоит отметить, что четверо из шести учеников имеют двигательные и психические нарушения, поэтому многим сложно ориентироваться в пространстве, одновременно выполнять ряд упражнений под счет либо совмещая разные движения, так же есть сложности в разучивании танцев. Таким упражнениям и играм уделяется 15 – 20 минут на уроке, что позволяет интенсивно работать в группе. При том результат виден уже на 3,4 уроке. Учащиеся знают определенные элементы, умеют строиться, выполнять определенные фигуры, научаются работать с собственным телом, развивают самоконтроль, помогают друг другу (развитие коммуникативных навыков). Благодаря постоянному повторению в течение четверти, ученики способны самостоятельно организовать пространство, выполнить ряд знакомых упражнений/ игр, станцевать.

Предлагаю рассмотреть некоторые упражнения и игры:

  1. Упражнение под счет. Выполняется в парах, группах или индивидуально. Это любые одинаковые движения руками или ногами, марширование, элементы лечебной физкультуры. Усложнение задания происходит за счет увеличение темпа, ассиметричности движений (рука вверх, нога согнута, другая рука на колене) или активности (прыжки, повороты, присяды).
  2. Упражнение «Ходьба». Ходьба в кругу, колоннами, восьмеркой. Усложняется за счет разности темпа, можно задавать параллельные задания (сесть на стул, подпрыгнуть в определенном месте, идти на цыпочках/ красться/ походка грабителя). Все указания даются по хлопку.
  3. «Танцевальные элементы». Приглашение дам и кавалеров, кивок головы, подавание руки, реверанс, кружение, галоп, хоровод, ручеек.
  4. Игра «Водяной». Участники идут медленно по кругу, поют песню «Водяной, водяной. Что сидишь ты под водой. Выгляни на чуточку, на одну минуточкУ». На последнем слоге участники останавливаются, а  водящий с закрытыми глазами должен на ощупь определить участника.
  5. Игра «Змея». Дети стоят в кругу, водящий набирает хвост. Поет «Я змея, змее, змея. Я ползу, ползу, ползу. – 2раза. Хочешь быть моим хвостом?, ответ: Да, конечно же хочу/ нет, спасибо, не хочу». Когда все участники образовали хвост, водящий ловит участников, при том руки отпускать нельзя. Говорит такие слова: «А теперь я есть хочу».

Подобные игры можно заимствовать из народной педагогики, русской народной культуры или других народов.

Данные упражнения и игры позволяют эффективно развить нейрофизиологические связи, которые способствуют развитию определенных центров мозга, обучают самоконтролю и организации, улучшают коммуникативные связи, развивают творческие способности.

Такие задания легко вписываются в инклюзивный урок, так как все дети занимаются наравне, получая общее развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Образовательные игры на уроках музыки в начальной школе"

Публикация  является обобщением опыта преподавателя музыки и  рассказывает об эффективной форме  познавательной и творческой деятельности школьника - образовательных играх....

Статья по теме "Стратегии работы на уроке по схеме "Обучение сообща"

Статья  по  теме  "Стратегии  работы  на  уроке  по  схеме "Обучение  сообща"...

Статья."Инклюзивное обучение. Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет ...

"ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Проблеме XXI века сохранения и укрепления здоровья принадлежит ведущая роль. Сегодня наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, это одна из главных стратегических зад...

Статья «Средства обучения и воспитания на уроках музыки»

Развитие средств обучения в современной школе определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, ра...