открытый урок в 4 классе по музыке
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Бойко Татьяна Ивановна

Музыкальная гостиная: "Мир композитора В.А. Моцарта". Открытый урок в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinnaya._mir_v.a._motsarta.docx30.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:Музыкальная гостиная:«Мир композитора В. А.  Моцарта».

Цель:

* помочь учащимся войти в мир музыки В.А. Моцарта;

*почувствовать и осознать особенности  изложения музыки;

* познакомить с основными моментами жизненного пути композитора;

* развивать эмоциональную сферу учащихся, музыкальную память;

* воспитывать интерес учащихся к творчеству Моцарта.

План урока:

  1. Приветствие.
  2. Знакомство с музыкальным материалом по теме урока;
  3. Беседа-рассказ по теме урока с выступлениями учащихся;
  4. Вокально-хоровая работа по теме;
  5. Итог урока.

Ход урока.

Дети входят в класс под музыку Моцарта «Колыбельная»

У: Вам знакома эта музыка?         (ответы детей).

У: Как вы думаете, о ком  мы будем говорить сегодня на уроке?(ответы детей).

У:  Сегодня  в нашей  Музыкальной гостиной мы встретимся с музыкой замечательного  австрийского  композитора  Вольфганга  Амадея Моцарта.  Она очень разная.

И  предлагаю вам закрыть глаза и вслушаться в ту музыку, которая сейчас зазвучит.

                                              Сонаты №11  1 часть - слушание

У:  Какие чувства испытали вы, слушая эту музыку?  Что себе представили?  

 (музыка звучит спокойно, тихо,душа отдыхает, музыка успокаивает).

У: Вы услышали фрагмент его сочинения  Сонаты №11  1 части.

У:  Как мы можем назвать  тему нашего урока?

(ответы детей). Музыкальная гостиная: «Мир композитора В. А.  Моцарта».

У:Сегодня мы будем говорить,  и знакомиться с жизнью и творчеством одного из величайших музыкальных гениев, австрийским  композитором  Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Самую верную, высочайшую оценку творческого дара Моцарта еще при жизни дал его старший современник Йозеф Гайдн. «…Ваш сын, - сказал он однажды отцу Вольфганга  Амадея, - величайший композитор, кого я знаю лично и по имени; у него есть вкус, а сверх того величайшие познания в композиции».

Искусство Моцарта особенно пленяет чуткостью к душевным переживаниям человека, меткостью  в воплощении различных человеческих характеров.

Необычайно рано проявило  себя феноменальное дарование как «музыкального чудо-ребенка».Моцарт был любимейшим композитором П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакого,  А. С. Пушкина.

Итак, начинаем рассказ о Моцарте.

Дети:Родина Вольфганга Амадея Моцарта, появившегося на свет  в январе 1756 года, - австрийский город Зальцбург. Этот город являлся столицей маленького княжества, властитель, которого имел духовный сан архиепископа. В его капелле состоял на службе отец маленького Моцарта – Леопольд Моцарт.

Из семерых детей Леопольда и Анны Марии  в живых осталось только двое – самый младший  Вольфганг и дочь Мария Анна.

В возрасте 7 с половиной лет отец  начал обучать  дочь Марию Анну игре на клавесине. И был  удивлен,  обнаружив у маленького Вольфганга  поразительные музыкальные способности,  абсолютный слух и феноменальную музыкальную память.

 В три года маленький Моцарт освоил клавесин, в четыре уже играл на скрипке и пытался сочинять музыку.

Один из первых моментов проявления  таланта  маленького Моцарта на публике  случился, когда он неожиданно подыграл скрипичному дуэту, который исполнял отец и его знакомый скрипач.  Мальчик настолько впечатлил друга семьи, что тот даже перестал играть, заслушавшись исполнением юного музыканта.

Так маленький Моцарт по решению отца  в возрасте шести лет вместе с семьей  отправляется в свое первое турне. И слава о незаурядном маленьком музыканте мгновенно разносится по всей Европе.

А вот какие забавные истории происходили с маленьким Моцартом  во время концертов:        

  1. Выступления маленьких Моцартов, в особенности Вольфганга, вызывали удивление и восхищение повсюду, даже при самых пышных королевских дворах. На публике он играет на клавесине, скрипке, органе.

  1. Очень часто на концертах, чтобы произвести впечатление на аудиторию, Мария Анна и Вольфганг, играя на скрипке, покрывали руки платком. А когда маленький Моцарт садился за клавесин, взрослые, для еще большего удивления его таланту завязывали мальчику глаза. И с этим заданием Моцарт справлялся просто великолепно.

  1. По обычаю тех времен Вольфганг представал перед знатной публикой в расшитом золотом костюме  и напудренном парике, но вел себя при этом с чисто детской непосредственностью, мог, например вспрыгнуть на колени императрице, чем  умилял и  приводил в неописуемый восторг  окружавшую  его публику.
  2. Маленькому Моцарту устраивали настоящую звуковую угадайку. Брали за руку, отводили в дальний угол зала. Брали какой-нибудь хрустальный или стеклянный  предмет, например, стакан, ваза, фужер ударяли по нему,  и этот предмет издавал звук.  А Моцарт должен, был угадать,  какой ноте соответствует этот звук.  Но и с этим заданием он тоже здорово справлялся!
  3. Когда Моцарт стал уже знаменитым, сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил мальчика, что он думает о музыке, юный Моцарт ответил: “Музыка – это голос нашего сердца”.

У:Конечно же,   сложные упражнения  являлись  хорошей тренировкой для развития  музыкальных способностей Моцарта. В дальнейшем он занимается  композиторской техникой,   заключает контракты, пишет симфонии, оперы, сонаты,  фуги, концерты,  струнные квартеты, дирижирует своими произведениями, собирая полные залы зрителей.

У: А теперь давайте исполним сами произведение Моцарта на музыкальных инструментах.

У: Турецкий марш или турецкое рондо композитор написал под впечатлением от турецкого барабана. Почему композитор назвал эту часть сонаты № 11 Рондо?

Что такое рондо?

Уч: Форма музыкального построения, которая состоит из постоянно повторяющейся темы  (рефрен) и новых тем (эпизодов)

Турецкое рондо 3 часть сонаты № 11 – исполнение оркестром шумовых инструментов.

 Следующее произведение  Опера «Свадьба Фигаро»,  на сюжет  французского драматурга Бомарше имела ошеломительный успех и популярность.

Основной сюжет оперы:

В доме графа Альмавивы готовиться свадьба двух слуг Фигаро и Сюзанны. Но графу самому нравится Сюзанна, и он  пытается отсрочить свадьбу. Ум, находчивость Фигаро помогают  одурачить своего господина. Они устраивают так, что вечером в саду граф принимает за Сюзанну переодетую в ее платье графиню. Пристыженный женой граф вынужден больше не препятствовать и  справить свадьбу.

звучит  увертюра Моцарта к опере «Свадьба Фигаро».

У:  Какое впечатление на вас произвел этот музыкальный фрагмент?

(музыка увертюры рисует нам праздничное настроение, наверное,  это приготовления к свадьбе, рисует образ самого  главного героя Фигаро)

У:Следующее произведение  Моцарт назвал  - «Маленькая  ночная серенада».Что такое серенада?                                (дети отвечают)

Это вечерняя музыка, исполняемая небольшими оркестрами или  солистом  в основном под балконом возлюбленной.

«Маленькая  ночная серенада» - слушание.

Чем пленяет нас мелодия?

(утонченностью, изяществом, чудным пением скрипки, прелестная, грациозная мелодия полна света и обаяния влюбленной ночи)

У:А сейчас мы будем слушать совсем другое произведение по характеру.

Самую известную симфонию Моцарта № 40. Эта одна из трех  его величайших симфоний, написанных летом 1788 года и ставшая итогом его симфонического творчества.

Симфония  №40 (соль минор) – слушание.

У: Что же вы услышали в этой музыке, какие интонации уловили?

(лирическая, задушевная, эмоциональная, даже драматичная музыка;  мелодия очень взволнованная)

Дети:Моцарту в этот период  сопутствует удача, слава, известность.

С возрастом о чудо-ребенке стали забывать. Моцарта начинают преследовать неудачи и потери. Ему не везет  с устройством концертов,  с получением заказов на написание новых произведений. Моцарт живет на жалкие заработки от уроков и занимает скудно оплачиваемую должность придворного музыканта.

В последнее десятилетие его жизни Моцарт женится  на прелестной девушке,которая родила ему девятерых детей. К сожалению, в живых осталось только двое. Но нужда, постоянная тревога о завтрашнем дне и напряженная творческая работа  пошатнули его здоровье  и привели  к смерти.

Таинственны  обстоятельства заказа  последнего музыкального  сочинения. Незнакомый  человек, одетый в черное делает  заказ на Реквием, сочинение траурного характера в честь умершего. Моцарту казалось, что он пишет музыку на свою кончину. Известны факты, что реквием заказал слуга известного вельможи в честь смерти своей жены. Который впоследствии  собирался выдать это произведение как свое собственное сочинение. «Лакримозо» - (слезный день, слезы), последняя часть реквиема, которая не была дописана самим композитором, ее дописал ученик Моцарта Зюсьмайер, который был посвящен в истории написания этой музыки.

                               Реквием. Лакримозо - слушание)

У: Какие интонации вы слышали в этой музыке?

Дети: интонации плача.

Дети:В.А. Моцарт прожил всего 35 лет. Единственным верным человеком и другом  была его жена Констанция. Из-за отсутствия средств Моцарта  похоронили  в общей могиле для бедных,  и точное место погребения его осталось неизвестным. Так печально закончилась жизнь великого австрийского композитора.

Но очень хочется отметить следующее:

Вольфганг Амадей Моцарт подарил человечеству бесценные музыкальные сокровища. Они остались лучшим памятником его  лучезарному гению.

В наши дни музыка Моцарта продолжает звучать в концертах, оперных театрах. Произведения Моцарта обязательны в программах учащихся музыкальных школ, училищ и консерваторий.

Зальцбург стал европейской музыкальной столицей, где  ежегодно проводятся многочисленные конкурсы, фестивали и концерты, посвященные творчеству великого композитора.

У:Не хочется заканчивать урок минорным настроением.

Давайте закончим наш урок одним  из самых оптимистичных произведений Моцарта, его «Весенней песней».  Музыка этой песни, как и вся музыка Моцарта,  невероятной красоты и удивительно  гениальная в своей простоте. О ней можно сказать,  что она является настоящим гимном жизни!

 Весенняя  песня – исполнение

Рефлексия:

      1.О чем говорили на уроке?

2.Что в жизни композитора  вас удивило, ошеломило?

3.Какие произведения Моцарта вам запомнились?

 У: Сегодня на уроке вы замечательно работали, поэтому я всем поставлю за урок оценки «5»

Д/З: Слушать в Интернете музыку В.А. Моцарта.

У:   В заключение    произнесу слова  И. Тургенева :

 «… музыка Моцарта очищает душу, поднимает её до идеалов совершенства. Звучит музыка Моцарта  и  светлеет мир.   Звучит музыка Моцарта  и пробуждается сердце». Если вы ребята успели полюбить Моцарта и вам не хочется с ним расставаться, слушайте его прекрасные  сочинения.

Видео «Бессмертная музыка Моцарта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

урок 1 класс "Детская музыка в творчестве П.И.Чайковского"

План-конспект урока в 1 классе . Тема "Детская музыка в творчестве П,И, Чайковского"...

открытый урок 3 класс "Урок здоровья"

Тема урока: «Урок  здоровья»Тип урока: урок совершенствования, закрепления и развития знаний умений и навыков:Тема раздела:  «Happy green lessons»;Цели урока:  ф...

Открытый урок по предмету по музыке 2 класс тема "От улыбки..."

Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...

Открытый урок по предмету по музыке 2 класс тема "От улыбки..."

Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...