открытый урок в 4 классе по музыке
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Музыкальная гостиная: "Мир композитора В.А. Моцарта". Открытый урок в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gostinnaya._mir_v.a._motsarta.docx | 30.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока:Музыкальная гостиная:«Мир композитора В. А. Моцарта».
Цель:
* помочь учащимся войти в мир музыки В.А. Моцарта;
*почувствовать и осознать особенности изложения музыки;
* познакомить с основными моментами жизненного пути композитора;
* развивать эмоциональную сферу учащихся, музыкальную память;
* воспитывать интерес учащихся к творчеству Моцарта.
План урока:
- Приветствие.
- Знакомство с музыкальным материалом по теме урока;
- Беседа-рассказ по теме урока с выступлениями учащихся;
- Вокально-хоровая работа по теме;
- Итог урока.
Ход урока.
Дети входят в класс под музыку Моцарта «Колыбельная»
У: Вам знакома эта музыка? (ответы детей).
У: Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?(ответы детей).
У: Сегодня в нашей Музыкальной гостиной мы встретимся с музыкой замечательного австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Она очень разная.
И предлагаю вам закрыть глаза и вслушаться в ту музыку, которая сейчас зазвучит.
Сонаты №11 1 часть - слушание
У: Какие чувства испытали вы, слушая эту музыку? Что себе представили?
(музыка звучит спокойно, тихо,душа отдыхает, музыка успокаивает).
У: Вы услышали фрагмент его сочинения Сонаты №11 1 части.
У: Как мы можем назвать тему нашего урока?
(ответы детей). Музыкальная гостиная: «Мир композитора В. А. Моцарта».
У:Сегодня мы будем говорить, и знакомиться с жизнью и творчеством одного из величайших музыкальных гениев, австрийским композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом.
Самую верную, высочайшую оценку творческого дара Моцарта еще при жизни дал его старший современник Йозеф Гайдн. «…Ваш сын, - сказал он однажды отцу Вольфганга Амадея, - величайший композитор, кого я знаю лично и по имени; у него есть вкус, а сверх того величайшие познания в композиции».
Искусство Моцарта особенно пленяет чуткостью к душевным переживаниям человека, меткостью в воплощении различных человеческих характеров.
Необычайно рано проявило себя феноменальное дарование как «музыкального чудо-ребенка».Моцарт был любимейшим композитором П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакого, А. С. Пушкина.
Итак, начинаем рассказ о Моцарте.
Дети:Родина Вольфганга Амадея Моцарта, появившегося на свет в январе 1756 года, - австрийский город Зальцбург. Этот город являлся столицей маленького княжества, властитель, которого имел духовный сан архиепископа. В его капелле состоял на службе отец маленького Моцарта – Леопольд Моцарт.
Из семерых детей Леопольда и Анны Марии в живых осталось только двое – самый младший Вольфганг и дочь Мария Анна.
В возрасте 7 с половиной лет отец начал обучать дочь Марию Анну игре на клавесине. И был удивлен, обнаружив у маленького Вольфганга поразительные музыкальные способности, абсолютный слух и феноменальную музыкальную память.
В три года маленький Моцарт освоил клавесин, в четыре уже играл на скрипке и пытался сочинять музыку.
Один из первых моментов проявления таланта маленького Моцарта на публике случился, когда он неожиданно подыграл скрипичному дуэту, который исполнял отец и его знакомый скрипач. Мальчик настолько впечатлил друга семьи, что тот даже перестал играть, заслушавшись исполнением юного музыканта.
Так маленький Моцарт по решению отца в возрасте шести лет вместе с семьей отправляется в свое первое турне. И слава о незаурядном маленьком музыканте мгновенно разносится по всей Европе.
А вот какие забавные истории происходили с маленьким Моцартом во время концертов:
- Выступления маленьких Моцартов, в особенности Вольфганга, вызывали удивление и восхищение повсюду, даже при самых пышных королевских дворах. На публике он играет на клавесине, скрипке, органе.
- Очень часто на концертах, чтобы произвести впечатление на аудиторию, Мария Анна и Вольфганг, играя на скрипке, покрывали руки платком. А когда маленький Моцарт садился за клавесин, взрослые, для еще большего удивления его таланту завязывали мальчику глаза. И с этим заданием Моцарт справлялся просто великолепно.
- По обычаю тех времен Вольфганг представал перед знатной публикой в расшитом золотом костюме и напудренном парике, но вел себя при этом с чисто детской непосредственностью, мог, например вспрыгнуть на колени императрице, чем умилял и приводил в неописуемый восторг окружавшую его публику.
- Маленькому Моцарту устраивали настоящую звуковую угадайку. Брали за руку, отводили в дальний угол зала. Брали какой-нибудь хрустальный или стеклянный предмет, например, стакан, ваза, фужер ударяли по нему, и этот предмет издавал звук. А Моцарт должен, был угадать, какой ноте соответствует этот звук. Но и с этим заданием он тоже здорово справлялся!
- Когда Моцарт стал уже знаменитым, сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил мальчика, что он думает о музыке, юный Моцарт ответил: “Музыка – это голос нашего сердца”.
У:Конечно же, сложные упражнения являлись хорошей тренировкой для развития музыкальных способностей Моцарта. В дальнейшем он занимается композиторской техникой, заключает контракты, пишет симфонии, оперы, сонаты, фуги, концерты, струнные квартеты, дирижирует своими произведениями, собирая полные залы зрителей.
У: А теперь давайте исполним сами произведение Моцарта на музыкальных инструментах.
У: Турецкий марш или турецкое рондо композитор написал под впечатлением от турецкого барабана. Почему композитор назвал эту часть сонаты № 11 Рондо?
Что такое рондо?
Уч: Форма музыкального построения, которая состоит из постоянно повторяющейся темы (рефрен) и новых тем (эпизодов)
Турецкое рондо 3 часть сонаты № 11 – исполнение оркестром шумовых инструментов.
Следующее произведение Опера «Свадьба Фигаро», на сюжет французского драматурга Бомарше имела ошеломительный успех и популярность.
Основной сюжет оперы:
В доме графа Альмавивы готовиться свадьба двух слуг Фигаро и Сюзанны. Но графу самому нравится Сюзанна, и он пытается отсрочить свадьбу. Ум, находчивость Фигаро помогают одурачить своего господина. Они устраивают так, что вечером в саду граф принимает за Сюзанну переодетую в ее платье графиню. Пристыженный женой граф вынужден больше не препятствовать и справить свадьбу.
звучит увертюра Моцарта к опере «Свадьба Фигаро».
У: Какое впечатление на вас произвел этот музыкальный фрагмент?
(музыка увертюры рисует нам праздничное настроение, наверное, это приготовления к свадьбе, рисует образ самого главного героя Фигаро)
У:Следующее произведение Моцарт назвал - «Маленькая ночная серенада».Что такое серенада? (дети отвечают)
Это вечерняя музыка, исполняемая небольшими оркестрами или солистом в основном под балконом возлюбленной.
«Маленькая ночная серенада» - слушание.
Чем пленяет нас мелодия?
(утонченностью, изяществом, чудным пением скрипки, прелестная, грациозная мелодия полна света и обаяния влюбленной ночи)
У:А сейчас мы будем слушать совсем другое произведение по характеру.
Самую известную симфонию Моцарта № 40. Эта одна из трех его величайших симфоний, написанных летом 1788 года и ставшая итогом его симфонического творчества.
Симфония №40 (соль минор) – слушание.
У: Что же вы услышали в этой музыке, какие интонации уловили?
(лирическая, задушевная, эмоциональная, даже драматичная музыка; мелодия очень взволнованная)
Дети:Моцарту в этот период сопутствует удача, слава, известность.
С возрастом о чудо-ребенке стали забывать. Моцарта начинают преследовать неудачи и потери. Ему не везет с устройством концертов, с получением заказов на написание новых произведений. Моцарт живет на жалкие заработки от уроков и занимает скудно оплачиваемую должность придворного музыканта.
В последнее десятилетие его жизни Моцарт женится на прелестной девушке,которая родила ему девятерых детей. К сожалению, в живых осталось только двое. Но нужда, постоянная тревога о завтрашнем дне и напряженная творческая работа пошатнули его здоровье и привели к смерти.
Таинственны обстоятельства заказа последнего музыкального сочинения. Незнакомый человек, одетый в черное делает заказ на Реквием, сочинение траурного характера в честь умершего. Моцарту казалось, что он пишет музыку на свою кончину. Известны факты, что реквием заказал слуга известного вельможи в честь смерти своей жены. Который впоследствии собирался выдать это произведение как свое собственное сочинение. «Лакримозо» - (слезный день, слезы), последняя часть реквиема, которая не была дописана самим композитором, ее дописал ученик Моцарта Зюсьмайер, который был посвящен в истории написания этой музыки.
Реквием. Лакримозо - слушание)
У: Какие интонации вы слышали в этой музыке?
Дети: интонации плача.
Дети:В.А. Моцарт прожил всего 35 лет. Единственным верным человеком и другом была его жена Констанция. Из-за отсутствия средств Моцарта похоронили в общей могиле для бедных, и точное место погребения его осталось неизвестным. Так печально закончилась жизнь великого австрийского композитора.
Но очень хочется отметить следующее:
Вольфганг Амадей Моцарт подарил человечеству бесценные музыкальные сокровища. Они остались лучшим памятником его лучезарному гению. |
В наши дни музыка Моцарта продолжает звучать в концертах, оперных театрах. Произведения Моцарта обязательны в программах учащихся музыкальных школ, училищ и консерваторий.
Зальцбург стал европейской музыкальной столицей, где ежегодно проводятся многочисленные конкурсы, фестивали и концерты, посвященные творчеству великого композитора.
У:Не хочется заканчивать урок минорным настроением.
Давайте закончим наш урок одним из самых оптимистичных произведений Моцарта, его «Весенней песней». Музыка этой песни, как и вся музыка Моцарта, невероятной красоты и удивительно гениальная в своей простоте. О ней можно сказать, что она является настоящим гимном жизни!
Весенняя песня – исполнение
Рефлексия:
1.О чем говорили на уроке?
2.Что в жизни композитора вас удивило, ошеломило?
3.Какие произведения Моцарта вам запомнились?
У: Сегодня на уроке вы замечательно работали, поэтому я всем поставлю за урок оценки «5»
Д/З: Слушать в Интернете музыку В.А. Моцарта.
У: В заключение произнесу слова И. Тургенева :
«… музыка Моцарта очищает душу, поднимает её до идеалов совершенства. Звучит музыка Моцарта и светлеет мир. Звучит музыка Моцарта и пробуждается сердце». Если вы ребята успели полюбить Моцарта и вам не хочется с ним расставаться, слушайте его прекрасные сочинения.
Видео «Бессмертная музыка Моцарта»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Открытый урок 3 класс "Образ весны в музыке, поэвии, живописи"
Заключительный урок 3 четверти...
Открытый урок для класса комплекта: 1 кл. - "Заглавная буква Р", 3 кл. - "Путешествие по сказкам Пушкина (урок обобщения)"
Открытый урок...
урок 1 класс "Детская музыка в творчестве П.И.Чайковского"
План-конспект урока в 1 классе . Тема "Детская музыка в творчестве П,И, Чайковского"...
открытый урок 3 класс "Урок здоровья"
Тема урока: «Урок здоровья»Тип урока: урок совершенствования, закрепления и развития знаний умений и навыков:Тема раздела: «Happy green lessons»;Цели урока: ф...
Открытый урок по предмету по музыке 2 класс тема "От улыбки..."
Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...
Открытый урок по предмету по музыке 2 класс тема "От улыбки..."
Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...