Календарно - тематическое планирование .Музыка.2 класс. УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Утверждаю | Согласовано | Рассмотрено |
директор МБОУ ТСОШ №3 | зам. директора по УВР | на заседании Т.М. |
___________________ | _____________________ | протокол № ______ |
«_____»_______2018 г. | «_____»_______2018 г. | «_____»_______2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для 2Б класса
уровень базовый
срок реализации 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Примерной программы по учебным предметам в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования
Музыка. 2 класс. Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: «Просвещение», 2014 год
(Стандарты второго поколения)
Разработчик программы: Киргизова Светлана Александровна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 7 – внеурочная деятельность с включением НРК.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живём на многонациональной земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 2 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Музыкальные образы родного края»; «Гимн»; «Рождество Христово»; «Фольклор - народная мудрость»; «Обряды и праздники русского народа: Масленица и встреча весны».
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
Главной целью предмета музыки в начальной школе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Главная задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
На уроках музыки при реализации компетентного, личностно-ориентированного и деятельного подхода, решаются еще ряд следующих задач:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию;
освоение музыки и знаний о музыке,
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;
Основные виды универсальных учебных действий предмета «Музыка»
1.Осмысление человеческих чувств и неразрывной связи между чувством и действием человека в конкретной жизненной ситуации.
2. Знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения героев оперы, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
3.Ориентация в социальных ролях, межличностных отношениях и построение жизненных планов во временной перспективе
4. Поиск и выделение необходимой информации, применение знаково-символических действий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
5. Извлечение необходимой информации из прослушанных музыкальных фрагментов.
6. Анализ музыкальных образов с целью выделения характерных черт, выбор оснований и критериев для сравнения;
7. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу;
8. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов;
– сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
– определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Национально-региональный компонент
В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребёнка микромира. Поэтому нужно создавать условия для формирования нравственных чувств, этики, поведения через изучение родного края.
Можно по-разному относиться к месту, в котором живёшь. Например, смотреть на него глазами стороннего наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако если относиться к этому месту как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить, тогда важно знать его историю, культуру, что мы и делаем в учебном процессе, приобщая к этому детей.
На уроках музыки знакомить с творчеством поэтов и композиторов, с музыкальными произведениями, с песнями народов родного края. Интересна работа с использованием видеосюжетов с записью концертных номеров местных фольклорных групп, приглашать их на урок, использовать движения танцев, выполнение творческих заданий – составление музыкальной фольклорной фонотеки; сочинения – размышления о народной музыке и её исполнителях; просмотр видеофильмов о фольклорных обрядах, праздниках и т.д. Приобщение к фольклору может осуществляться не только в разных видах деятельности на уроках музыки, разнообразием могут отличаться и формы уроков. Например, урок-фольклорный концерт, урок-музыкальная сказка, урок-старинная легенда, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-размышление, урок-встреча с народным исполнителем, урок-викторина по музыкальному фольклору.
В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие учащихся начальной школы.
Определяя задачи национально-регионального компонента в программе «Музыка» для начальных классов общеобразовательной школы, можно выделить следующие направления:
Расширить у учащихся начальных классов знания о музыкальных традициях бурятского этноса, передать духовный опыт и на его основе сформировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с "золотым фондом" бурятской народной и композиторской музыки.
Дать учащимся начальных классов представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.
Привить учащимся начальных классов бережное отношение к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительско- творческих умений и навыков с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.
№ урока | Тема урока | НРК |
3 | Гимн России. | Гимн Бурятии |
5 | Природа и музыка | Мелодия бурятской флейты-Байкал. |
11 | Русские народные инструменты. | Бурятские народные инструменты |
18 | Музыка в народном стиле. | Бурятская песня-Песня о счастливом бурятском детстве |
21 | Балет | Бурятские народные танцы |
26 | В концертном зале | Этническая бурятская музыка-Бурятское горловое пение |
34 | «Мелодия - душа музыки» | Старинная игра “Бээлэйнюулдаа” (“Прячь перчатку”) |
Cодержание
Россия – родина моя – 3ч.
День полный событий – 6ч.
О России петь, что стремиться в храм – 7ч.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
В музыкальном театре – 5ч.
В концертном зале – 5ч.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Диагностика музыкального обучения
Диагностикой музыкального обучения является определение результатов дидактического процесса в условиях урока музыки. Как и в общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики — диагностирование обученности (своевременное выявление, оценивание и анализ продуктивности деятельности детей на уроках музыки) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития музыкальных способностей и творческих возможностей детей).
Необходимой составной частью диагностирования являются контроль и оценивание знаний и умений учащихся. Основная дидактическая функция контроля заключается в обеспечении обратной связи между учителем и обучающимися, в получении информации о степени усвоения учебного материала — уровне и качестве обученности. Результат проверки - оценка - фиксируется учителем в классных журналах и дневниках учащихся в виде отметок.
Оценивать следует все виды музыкальной деятельности учащихся на уроке. Учитель может поставить две оценки — одну за слушание музыки, другую за пение. А может поставить одну общую. Наряду с текущим учетом, проводимым на каждом уроке, различают итоговый учет в конце каждой четверти и всего учебного года. Данные текущего и итогового учета позволяют проследить динамику музыкального развития детей.
Сокращения, встречающиеся в рабочей программе:
НРК – национально – региональный компонент.
ВУ – внеурочная деятельность
Календарно-тематическое планирование
Дата | № урока | Кол-во часов на раздел | Тема раздела, урока | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Россия-Родина моя (3 часа) | ||||
1 | Мелодия. | |||
2 | Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края. | |||
3 | Гимн России. ВУ. НРК. Гимн Бурятии | |||
Раздел 2. День, полный событий (6 часов) | ||||
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | |||
5 | Природа и музыка. Прогулка. ВУ. НРК. Мелодия бурятской флейты-Байкал. | |||
6 | Танцы, танцы, танцы… | |||
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. | |||
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | |||
9 | Обобщающий урок по теме | |||
Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм» (7 часов) | ||||
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | |||
11 | Русские народные инструменты. ВУ. НРК. Бурятские народные инструменты | |||
12 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | |||
13 | Молитва. | |||
14 | С Рождеством Христовым! | |||
15 | Музыка на Новогоднем празднике. | |||
16 | Обобщающий урок по теме: О России петь - что стремиться в храм. | |||
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) | ||||
17 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | |||
18 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. ВУ. НРК. Бурятская песня-Песня о счастливом бурятском детстве | |||
19 | Проводы зимы. Встреча весны. Вороний праздник. | |||
Раздел 5. В музыкальном театре (5 часов) | ||||
20 | Детский музыкальный театр. Опера | |||
21 | Балет. ВУ. НРК. Бурятские народные танцы | |||
22 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | |||
23 | Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье. | |||
24 | Увертюра. Финал. | |||
Раздел 6. В концертном зале (5 часов) | ||||
25 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | |||
26 | Обобщающий урок 3 четверти. ВУ. НРК. Этническая бурятская музыка-Бурятское горловое пение | |||
27 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | |||
28 | «Звучит нестареющий Моцарт». | |||
29 | Симфония № 40. Увертюра | |||
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов) | ||||
| 30 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. | ||
31 | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | |||
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. | |||
33 | Мир композитора. (П. Чайковский, С. Прокофьев). | |||
34 | Итоговый урок «Мелодия - душа музыки». Прослушивание музыкальных произведений ВУ. НРК. Старинная игра «Бээлэйнюулдаа» («Прячь перчатку») |
Приложение
Критерии и нормы оценивания работ по музыке
Критерии оценки: объективность, систематичность, гласность.
Оценивание работы на уроке музыки:
«5» - соответствие трем критериям либо первым двум:
- проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее; высказывания о прослушанном или исполненном произведении;
- активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;
- рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
«4» - соответствие двум или одному критерию;
«3» - отсутствие соответствия данным критериям.
«2» - недопустима, так как она может погасить интерес ребенка и соответственно его потребность в красоте и доброте.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список научно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной:
- «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2014г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс», М., Просвещение, 2014
- Фонохрестоматия для 2 класса (2 диска)
- Е.Д. Критская «Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2016 г.
- Учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2016г.
- «Рабочая тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2016г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2011.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 2 класс "Школа России"
Литературное чтение- Л.Ф. КлимановаРусский язык - В.П.КанакинаМатематика- М.И. МороОкружающий мир- А.А.ПлешаковИзобразительное искусство- НеменскийТехнология - Н.И. Роговцева...
Календарно тематическое планирование 2 класс Школа России
Русский язык Тематическое планирование В помощь учителям...
календарно-тематическое планирование 2 класс "Школа России"
планирование с УУД...
календарно-тематическое планирование 3 класс школа России
календарно - тематическое планирование 2012-2013 учебный год...
Календарно-тематическое планирование 4 класс "Школа России"
Календарно-тематическое планирование на 4 класс по программе "Школа России"....
Календарно-тематическое планирование 4 класс "Школа России"
Календарно-тематическое планирование на 4 класс по программе "Школа России"....
календарно-тематическое планирование 4 класса Школа России технология
Календарно-тематическое планирование по технологии 2 часа в неделю Школа россии 4 класс...