Музыка осени в произведениях русских писателей и композиторов 1 класс
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Класс: 1 «А»

Предмет: Музыка

Тема урока: "Музыка осени в произведениях русских писателей и композиторов "

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры.

Дидактическая цель: узнать, как изображают осень композиторы, поэты и писатели.

Задачи урока:
Образовательная: воспринимать произведения поэтов и композиторов, как отражение реальности.

Развивающая: развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, развивать творческое мышление, внимание, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к музыке, эмоциональное восприятие у детей.

Оборудование:

  • Презентация: «Музыка»;
  • Мультимедийная доска, компьютер.

Музыкальное произведение – Чудная пора – осень, Слова и музыка: Ю.Верижников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_oseni.docx31.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогическийколледж»

Конспект (технологическая карта) пробного урока

По предмету «Музыка»

Класс 1 «А» МБОУ «НОШ №19» г. Астрахани

Тема: «Музыка осени в произведениях русских писателей и композиторов»

Студентки 4 «А» группы

Допуск к проведению урока:

____________________(Подпись)

Методист: Пашкова В.В.

________________(Подпись)

Учитель: Редванова Л.А.

____________________(Подпись)

Оценка за урок___________

Астрахань, 2018

Технологическая карта урока.

Класс: 1 «А»

Предмет: Музыка

Тема урока: "Музыка осени в произведениях русских писателей и композиторов "

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры.

Дидактическая цель: узнать, как изображают осень композиторы, поэты и писатели.

Задачи урока:
Образовательная: воспринимать произведения поэтов и композиторов, как отражение реальности.

Развивающая: развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, развивать творческое мышление, внимание, память.
Воспитательнаявоспитывать любовь к музыке, эмоциональное восприятие у детей.

Оборудование:

  • Презентация: «Музыка»;
  • Мультимедийная доска, компьютер.

Музыкальное произведение – Чудная пора – осень, Слова и музыка: Ю.Верижников


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Евгения Павловна. Сегодня урок музыки буду проводить у вас я.

Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

Присаживайтесь.

Учащиеся готовятся к уроку садятся.

Личностные: положительное отношение и интерес к музыке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Подведение к теме урока

Какое сейчас время года? Что вы можете сказать об осени, нравится ли она вам? (ответы детей)

Действительно, осень многим кажется унылой и скучной. Ну да, солнышко уже не так греет, часто идут дожди…

И, всё- таки, невозможно не признать, что осень очень разнообразна и многогранна.

Как называют человека, который пишет (мелодию) песню?

Как можно выразить осеннее настроение в песне?

А который пишет стихотворения?

А как мы расскажем об осени в стихотворении?

А картины?

Как в картине мы можем понять, что нарисована осень?

 

Кто сможет сказать тему сегодняшнего урока?

Как вы думаете какая цель нашего урока?

Сегодня мы с вами попробуем взглянуть на осень глазами русских поэтов, художников и композиторов, которые воспевали в своих произведениях это время года.

Композитор

С помощью звуков

Поэт

Словами

Художник

Цвета

Осень в произведениях композиторов, писателей и художников.

Узнать, как рассказывали об осени композиторы, писатели и поэты. 

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Изучение нового материала    

П.И.Чайковский Времена года«Осень. сентябрь»

П.И.Чайковский Времена года«Осень. сентябрь»

Репродукции картин.

Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Это время года в их произведениях многолико и очень многоцветно. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года».

В альбоме Времена года есть и осенние мелодии. А кто сможет назвать все осенние месяцы по порядку?

Сейчас мы с вами послушаем отрывок из мелодии, которая называется «Сентябь».

Закройте глаза, послушайте мелодию и представьте себе осень.

Какую осень изобразил композитор?

Что вы представили?

Какой месяц идет следующим?

Закройте глаза, послушайте мелодию и представьте себе осень.

Какую осень здесь изобразил композитор?

Что вы представили?

Последний месяц осени какой?

Что отличает ноябрь от других месяцев?

Закройте глаза, послушайте мелодию и представьте себе осень.

Эта мелодия веселая или грустная?

Почему грустит композитор?

А давайте с вами перемотаем мелодию на середину.

Какая тут мелодия?

Почему она стала веселой?

Я вам дам подсказку- Называется эта мелодия Ноябрь. На тройке.

А когда катались на тройках лошадей?

Почему же мелодия стала веселой?

 

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

(Дети читают стихотворения)

ОСЕНЬ

Алексей Плещеев

Что изображено в этом стихотворении?

Какое настроение у этого стихотворения?

Как вы думаете какой месяц хотел изобразить автор?

Почему?

Похоже ли настроение этого стихотворения с настроением Октября у П.И.Чайковского?

Осенний клад
(И. Пивоварова)

А какая тут осень?

Настроение тут веселое или грустное?

Какой месяц изображается в этом стихотворении?

По каким признакам мы это определили?

Совпадает ли настроение с тем что было в мелодии?

В. Степанов

ВОРОБЕЙ

Какое тут настроение?

Какой это месяц?

Почему?

А вот мелодия П.И.Чайковского передает эти же чувства? (1 часть)

Одним из самых известных художников, который очень любил писать осень, является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни своих картин.

Картина «Золотая осень» - одно из лучший творений художника. Скромная речушка, больше похожая на ручей, бежит под невысоким холмом. А на нем расположилась группа берез, отливающих золотом в нежарких лучах солнца. Эта задумчивая простота удивительно мила для русского человека. Яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы.

Какие краски использовал художник?

Как вы думаете это начало, середина или конец осени?

Пейзаж осени с таким же названием подарил поклонникам живописи и другой выдающийся мастер кисти - Поленов. Его «Золотая осень» тоже запечатлела реку и рощицу из зеленых, оранжевых и желтых деревьев. Золотом покрыты белоствольные березы. На небе – легкие облака. На переднем плане вьется узкая дорожка, она повторяет линию изгиба реки. Осенний пейзаж Поленова наполнен воздухом, необъятным пространством, открывающимся перед нашим взглядом. Вот другие полотна этого мастера, отражающие осень.

Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. 

Посмотрите картины русских художников «Золотая осень»

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»?

Осень у каждого своя. Каждый осенний пейзаж - живописный, поэтический или музыкальный - это, прежде всего, душа человека, его восприятие окружающего мира. Художник раскрывает свои ощущения и впечатления от осенней природы. Но, благодаря своему таланту, он умеет найти созвучие своим чувствам в сердцах зрителей, читателей или слушателей. И обычная осень становится для нас явлением художественным. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Веселой, озорной, игривой

Листопад

Октябрь

Грустную, печальную

Дождь, слякоть

Ноябрь

Лисья уже опали, холодно.

Грустная

Что погода тусклая и унылая

Веселая

Зимой, когда выпадал снег

Он обрадовался, что выпал снег.

Осень, плохая погода

Грустное

Октябрь

Все лисья опали, птицы улетели, холодно, но еще нет снега

Да

Золотая

Веселое

Сентябрь

Золотые листья

Да, такое же веселое

Грустное

Ноябрь

Первый лед.

Да

Яркие, желтый, красный, зеленый

Начало

Хотели изображать красивую яркую осень.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-обобщение информации

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Вокально – хоровая работа 

-Чтобы развивать дикцию, давайте проговорим скороговорку.

-А сейчас, повторяйте за мной:

Проворонила ворона вороненка

Скороговорку нужно произносить четко, так чтобы все звуки были понятны и разборчивы.

Повторим все вместе! 2 раза, потом по рядам, потом еще раз по рядам, но в более быстром темпе

- Нравится ли вам песня Чудная пора осень?

- Какой темп этой песни? (быстрый или медленный? )

- Какой характер у этой песни? (веселый или грустный?)

- Какое настроение у этой песни? (Такая песня поднимет вам настроение или вы начнете грустить?)

- Какая интонация? (Торжественная, печальная, спокойная, взволнованная, радостная)

- Кто исполняет ее – взрослый, ребенок или хор?

- Давайте с вами повторим 1 куплет этой песни.

- Не забываем, что мы сидим ровно, руки кладем на колени и ноги стоят на полу.

(Текст на слайде)

- Давайте повторим первые 3 строчки вместе…

 

Стали дни давно короче, но зато длиннее ночи.

Пахнет желтою травою. Яблони давно созрели,

Ветви яблонь поредели, и усыпан сад листвою.

А теперь припев:

Чудная пора – осень.

Ветер листья носит, носит.

Снова птицы улетают.

Тают в небе, тают в небе, в небе тают.

-С каким настроением мы должны петь?

- Начинаем петь по взмаху моей руки.

-Молодцы!

- Все ли запомнили слова?

(если нет, то проговариваем слова песни еще раз)

-Теперь, первые 2 строчки поет первый ряд, следующие 2 строчки, поет второй ряд, следующие 2 строчки третий ряд, и последние 2 строчки все вместе (проговорю слова для каждого ряда)

Так же 2ой и 3й куплет

Быстрый

Веселый

Поднимет, радостная, задорная

ребенок

 

Радостным

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-обобщение информации

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Итог урока

- Какая тема нашего урока была?

Какие цели мы поставили?

Осень в произведениях композиторов, поэтов и художников.

Узнать как изображали осень композиторы, поэты и художники.

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета;

Домашнее задание

- А можем ли мы выразить мелодию в рисунке?

Дома послушайте вашу любимую песню и с помощью рисунка выразите настроение подходящим цветом

Да, когда послушаем музыку

Рефлексия

Ребята у вас есть тучки и солнышки. Тучка означает что вы не справились и вам урок не понравился, многое было трудно. Солнышко же означает что у вас многое получилось и урок понравился.

Поднимите тучку или солнышко .


Текст песни "Чудная пора"

1 Стали дни давно короче,

Но зато длиннее ночи.

Пахнет желтою травою.

Яблоки давно созрели,

Ветви яблонь поредели,

И усыпан сад листвою.

Припев:

Чудная пора – осень.

Ветер листья носит, носит.

Снова птицы улетают.

Тают в небе, тают в небе, в небе тают.

2. Я одна брожу у дома.

Мне все здесь давно знакомо,

Но в волненье замираю.

Словно птицы в поднебесье,

Мне вокруг все интересно,

От чего - пока не знаю.

Припев.

3. Куст рябины веткой машет.

Дождь на крыше тихо пляшет.

Я свое окно раскрою.

Здравствуй, осень золотая!

Скоро, скоро я узнаю

Тайны, что несешь с собою.

Припев


ОСЕНЬ

Алексей Плещеев

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

В. Степанов

ВОРОБЕЙ

Заглянула осень в сад –
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.

Осенний клад
(И. Пивоварова)

Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зима в произведениях русских поэтов и композиторов»

Поэтический вечер в 3 класе.Ученики знакомятся с произведениями русских писателей и композиторов. Мероприятие проводилось перед зимними каникулами. Учащиеся зарание знакомились с произведениями ...

Литературный ринг «Семья в произведениях русских писателей и поэтов»

Цели и задачи: В  игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании книг, их названия, авторов. Привить любовь к книге, развивать память, познавательный интерес, умение выразит...

Урок внеклассного чтения "Осень в стихах русских писателей"

воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией....

Конспект урока музыки по теме " «Осень в произведениях русских поэтов,композиторов и художников» 4 класс

Технологическая карта урока музыки по теме " «Осень в произведениях русских поэтов,композиторов и художников» 4 классТип урока:  Комбинированный.Цель: осознание взаимос...

" Осень в произведениях русских писателей"

Это интересное, познавательное мероприяти может быть интегрированным уроком по литературному чтению, музыке и окружающему миру....

Тренажер по определению падежей имени существительного в цитатах произведений русских писателей.

Определи падеж имен существительных.А.С. Пушкин:“Не мысля гордый свет забавить” (родительный)“Татьяна пред окном стояла” (дательным)“Как гений чистой красоты” (вини...