Программа кружка " Изучение русских народных инструментов"
рабочая программа по музыке на тему
Программа по изучению музыкальной грамоты, игре на домре и балалайке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 204.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Природа искусства такова, что любое подлинное его произведение – будь то музыка, живопись и литература,- воспринимается многогранно, побуждает к знанию, заставляет размышлять, сопоставлять уже имеющийся опыт с новыми представлениями.
Восприятие художественного произведения - процесс творческий, в котором участвуют все механизмы психики личности.
Одновременно с интеллектуальным развитием происходит эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства.
Сила искусства в том, что оно учит творчески воспринимать саму действительность, приучает образно мыслить и вносить элемент творчества в деятельность человека какой бы она не была.
Данная программа разработана на основе существующей сертифицированной программы Б.Д. Тихонова, Г.Е. Ларина «Оркестр русских народных инструментов» и адаптирована к применению в кружке «Изучение русских народных инструментов» рассчитана на два года обучения.
Актуальность программы
Особым видом творческой деятельности детей является изучение и практическое освоение русских народных инструментов, приобщение к истокам отечественной культуры, осознанного восприятия красоты и гармонии народных произведений. Учащиеся знакомятся с содержанием народных произведений, в том числе созданных и для детей. Комплексность программы позволяет учащемуся овладеть техникой игры на нескольких инструментах, возможность проявить свои навыки и умения в творческой деятельности ансамбля и оркестра. Необходимо отметить, что стремление музыкальных коллективов интегрировать народные и современные композиции является для учащихся стимулом в понимании ценностей народной культуры и важности ее сохранения.
Педагогическая целесообразность программы проявляется в системе подготовки ребенка к исполнению музыкальных произведений в ансамбле, оркестре, активному участию в концертной деятельности кружка русских народных инструментов на уровне гимназии, города и края. Работа в ансамбле активизирует и повышает исполнительское мастерство учащихся. Эта форма коллективного творчества, которое оказывает большое влияние на различные стороны воспитания юных музыкантов, а именно, улучшает дисциплинированность учащихся, усидчивость, чувство сопереживания, эмоциональную отзывчивость.
Направленность программы
Новизна программы состоится в том, что она позволяет учащемуся, овладев техникой игры на инструменте, учиться работать в творческом коллективе - ансамбле, а так же представить искусство исполнения произведений на русских народных инструментах как целостное явления, занимающее в настоящее время значимое место в отечественной культуре.
В данной программе учитываются основные постулаты педагогики: от простого к сложному, постепенность накапливаемых знаний, простота изложения-материала, преемственность знаний.
В основу образовательного процесса программы положены следующие принципы:
- доступность занятий для всех желающих;
- внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
- предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Особенностью программы является то, что работа педагогов по программе нацелена на совместное творчество педагога и учащегося, которое проявляется в разнообразии характера выполняемых заданий, в инициировании активности ребенка на занятии, в осознанном понимании им художественной ценности национальной культуры, в освоении техники игры на различных народных инструментах. Программа основана на дифференцированном подходе к каждому обучающемуся с учетом его музыкальных способностей, индивидуальных особенностей возраста.
Цель и задачи программы
Цель программы – создать условия для формирования и развития художественного вкуса на основе изучения произведений отечественных, зарубежных композиторов, народной музыки. Подготовка юных музыкантов для игры в составе оркестра, ансамбля и активного участия в концертной деятельности.
Образовательные задачи:
1.Изучение инструмента, обучение исполнительским навыкам.
2.Владение элементарными сведениями по теории музыки, сольфеджио, развивающих кругозор ребенка и способствующих освоению музыкальной грамоты.
3.Знакомство с русскими традициями- играми, хороводами, праздниками.
Развивающие задачи:
1.Воспитание у детей гражданственности и любви к Родине через изучение русской народной культуры, воспитание чувства уважения и почитания народных традиций.
2.Восприятие у детей навыков поведения и общения в группе, коллективе.
3.Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осознание ими того, что русская культура – неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры.
4.Организация досуга для детей, проведение мероприятий воспитательного характера
Воспитательные задачи:
1.Воспитание у детей гражданственности и любви к Родине через изучение русской народной культуры, воспитание чувства уважения и почитания народных традиций.
2.Восприятия у детей навыков поведения и общения в группе, коллективе.
3.Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осознание ими того, что русская культура – неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры.
4.Организация досуга для детей, проведение мероприятий воспитательного характера.
Набор учащихся осуществляется без предварительного конкурсного отбора по желанию, т. к. программа рассчитана на учащихся без специальной подготовки (в том числе и «трудных»). Группы формируются разновозрастные. Возможно включения учащегося в программу первого года обучения в течение учебного года. В рамках первого года обучения программа ориентирует учащихся на общемузыкальное развитие. На занятиях второго года обучения программа стимулирует учащихся проявлять свои творческие способности, например, в форме конкурса на лучшие исполнение пьесы, этюда, чтения с листа.
Концертная деятельность – важное звено в развитии творческого потенциала ребенка, где каждый учащийся не только демонстрирует свой уровень овладения программой, но и проявляет свои индивидуальные особенности, при исполнение сложных оркестровых партий и произведений.
Структура программы
Программа предусматривает освоение учащимися народных инструментов: домра, балалайка, ударные инструменты. Программа рассчитана на 2 года – 306 часов.
Процесс освоения программы делится на этапы:
Первый этап: включает подготовительную группу (преимущественно из вновь записавшихся детей 7-8 лет). Период обучения - 1 год - 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Второй этап: включает группы обучающихся от 8 до 9 лет, успешно закончившиеся программу первого этапа. Программа второго этапа рассчитана на 1 год - 5 часов в неделю, 170 часов в год. На этом этапе наиболее способные обучающиеся по представлению педагога могут быть включены в состав ансамбля русских народных инструментов «Наигрыш».
Формы организации деятельности: музыкальные занятия, занятия – концерты, репетиции, беседы и экскурсии.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры.
Планируемые результаты
Требования к результатам освоения обучающимися программы личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, способность их использования в познавательной и социальной практике, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
предметным, включающим освоенные обучающимися приемы, умения игры на домре и балалайке, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его применению в учебных ситуациях, владение терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения программы отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми;
6) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми;
7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
8) эстетическое отношение к миру;
9) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты освоения программы отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной деятельности,
4) способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;
6) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные результаты освоения программы отражают:
1) развитие индивидуальных способностей обучающихся, готовность и способность к саморазвитию;
2) развитие общей культуры обучающихся;
3) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
4) развитие способности к непрерывному самообразованию;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Итог программы - участие в концертной деятельности, переход в ансамбль русских народных инструментов.
Учебно – тематический план
Разделы | 1 год | 2 год | итого |
Обучение игре на музыкальных инструментах | 15 | 15 | 30 |
Теоретический материал | 16 | 16 | 32 |
Освоение музыкального материала | 95 | 129 | 224 |
Беседы об оркестре русских народных инструментов | 5 | 5 | 10 |
Культура родного края | 5 | 5 | 10 |
итого | 136 | 170 | 306 |
Содержание программы
1 год обучения- 136 ч
Обучение игре на музыкальных инструментах (15 часов)
Посадка, постановка левой и правой рук, положение инструмента. Основные способы звукоизвлечения (одинарные удары, удары сверху и снизу, двойные удары, продолжительное тремоло, короткое тремоло, упражнения Шрадика).
Теоретический материал (16 часов)
Основы нотной грамоты (скрипичный ключ, название и длительности нот, такт, звуки высокие и низкие). Размер, паузы, знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), динамические оттенки. Значение точки около ноты. Обозначение ферматы. Сильные и слабые доли такта. Лига как знак увеличения длительности звука. Лига как знак, обозначающий связное исполнение нескольких звуков.
Освоение музыкального материала ( 95 часов)
Пьесы: РНП «Как под горкой, под горой», РНП «Под горою калина», ЧНП «Аннушка», РНП «Во поле береза стояла», РНП «Как под яблонькой», РНП
« Во саду ли, в огороде», БНП «Перепелочка», РНП « Как у наших у ворот», А. Илюхин «На зеленом лугу», В. Калинников « Тень, тень», Н. А. Римский – Корсаков «Ладушки», « Частушки».
Беседы об оркестре русских народных инструментов ( 5 часов)
Беседа о В.В. Андрееве «Какая прелесть балалайка». Беседа о музыкантах – народниках. Оркестр русских народных инструментов (слушание записи). Рассказ о музыкантах- балалаечниках. Рассказ о великом русском мастере и исполнителе В.В. Андрееве. Рассказ о музыкантах- домристах.
Культура родного края (5 часов) История государственной филармонии на КМВ. Экспозиции музыкальных инструментов в музеях. Рождество на Кавказе. Народные праздники весеннего цикла на Кавказе. Экскурсия в Государственную филармонию на КМВ.
II год обучения -170 ч
Обучение игре на музыкальных инструментах (15 часов)
Посадка, постановка игрового аппарата, положение инструмента. Звукоизвлечение. Основные способы звукоизвлечения. Основные приемы игры. Разновидности атаки звука: мягкая, твердая, острая. Закрепление и развитие умений и навыков, полученных в предыдущие года обучения. Самоконтроль при исполнении. Осмысление выразительных особенностей музыкального языка. Двигательная активность пальцев левой руки. Навыки коллективной игры. Аккомпанемент.
Теоретический материал (16 часов)
Понятие о темпе музыкального произведения (медленные, умеренные, быстрые темпы). Условные знаки сокращенного письма (реприза, вольта, тактовая пауза). Определение музыкальных стилей (полька, песня, вальс, марш). Интервалы. Понятие о ладе, главные ступени лада, их названия (тоника, доминанта, субдоминанта). Переменный размер (3/4 и 2/4). Динамические оттенки. Мелодия и аккомпанемент. Мотив, фраза, предложение, период.
Освоение музыкального материала (129 часов)
Чтение нот с листа. Пьесы: РНП «Светит месяц», РНП «Ах, вы, сени мои, сени», РНП «Как пошли наши подружки», Бетховен «Сурок», обр. Ф. Ниман «На зеленом лугу», УНП « Ой, Джигуне, Джигуне», РНП «Тонкая рябина», «Гармони», «Казачья», РНП «Ночка луговая», «Уж вы гости – гости», РНП « Как у наших у ворот» с вариациями, А. Илюхин «На зеленом лугу» с вариациями, «Тульская гармонь», Н. Метлов «Паук и мухи», Словацкая плясовая, А. Илюхин «Полянка», А. Илюхин Вариации « Вы послушайте, ребята, что струна – то говорит», А. Илюхин «Ехал казак на войну».
Беседы об оркестре русских народных инструментов ( 5 часов)
Беседа о В.В. Андрееве «Какая прелесть балалайка». Беседа о музыкантах – народниках. Оркестр русских народных инструментов (слушание записи). Рассказ о музыкантах- балалаечниках. Рассказ о великом русском мастере и исполнителе В.В. Андрееве. Рассказ о музыкантах- домристах.
Культура родного края (5 часов)
Экспозиция музея Государственной филармонии на КМВ. Масленица на Кавказе. Народные праздники летнего и осеннего цикла на Кавказе. Абонементы «Музыкальная шкатулка».
Календарно - тематическое планирование
1 год обучения
№ занятия | Тема урока | Кол –во ч | Содержание занятий | Календарные сроки | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие. Основы нотной грамоты | 1 | Т. Правила поведения на занятиях: охрана труда и техника безопасности. Скрипичный ключ, названия нот. | ||
2-3 | Посадка, постановка левой и правой рук, положение инструмента | 2 | П.Знакомство с правилами посадки, постановкой рук и правильным положением инструмента | ||
4 | Беседа о В.В. Андрееве «Какая прелесть балалайка» Слушание Оркестра русских народных инструментов | 1 | Т. Знакомство с историей создания Оркестра русских народных инструментов В.В. Андреевым. Слушание произведений | ||
5 | Длительность нот. Игра на ударных инструмента . Счет | 1 | Т.Знакомство с длительностью нот (целая, половинка. четвертинка, восьмушка). Счет. П. Игра на погремушках, ложках, трешетках, треугольнике | ||
6-7 | Основные способы звукоизвлечения на домре. Одинарные удары на открытых струнах | 2 | П. Знакомство со способами звукоизвлечения на домре: щипком и с помощью медиатора. Одинарные удары на открытых струнах | ||
8 | Домра: удары сверху, снизу. Балалайка: двойные удары. Музыкальная грамота | 1 | П. Удары сверху и снизу. Двойные удары. Т. Названия и длительность нот. | ||
9 | 1-е упражнение Шрадика на домре. Игра пьесы «Как под горкой ,под горой» | 1 | П. Знакомство с 1 упражнением Шрадика. Слушание и разучивание РНП « Как под горкой , под горой» | ||
10-11 | « На зеленом лугу». Игра на балалайке прием щипок. Такт, размер, паузы | 2 | П. Разучивание РНП « Как на зеленом лугу» приемом щипок. Т. Знакомство с понятиями «такт», «размер», «паузы», длительность пауз. | ||
12 | Разбор пьес « Во саду, ли в огороде», « На зеленом лугу». Удар бряцанье | 1 | П. Слушание и разучивание пьесы « Во саду, ли в огороде», разбор пьесы « На зеленом лугу». Знакомство с ударом бряцанье | ||
13 | Посадка, постановка левой и правой рук, сила звука. Правильное звукоизвлечение | 1 | П. Контроль. Посадка, постановка левой и правой рук, сила звука. Правильное звукоизвлечение | ||
14-15 | Удар вниз- вверх на открытых струнах ( домра). Игра пьесы « Как под горкой, под горой» | 2 | П.Знакомство с приемами игры на открытых струнах: удар вниз – вверх. Исполнение РНП "Как под горкой, под горой». | ||
16 | Беседа о музыкантах – народниках. Контрольная работа по музыкальной грамоте. | 1 | Т. Знакомство с творчеством балалаечников Успенского Н.Т., Зарубина А.Н. Контрольный тест по музыкальной грамоте | ||
17 | Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар). Игра упражнений и легких пьес | 1 | Т. Знакомство со знаками альтерации: диезом, бемолем, бекаром. П. 1 и 2 упражнения Шрадика. Исполнение пьес « Во саду ли , в огороде». « Как под горкой , под горой». | ||
18-19 | Звуки высокие и низкие. Динамические оттенки. Удары сверху и снизу | 2 | Т.Знакомство с высокими и низкими звуками (регистрами) и динамическими оттенками: форте и пиано. П. Удары сверху и снизу на балалайке | ||
20 | Балалаечная группа – игра ансамблем « На зеленом лугу» Длительность нот | 1 | П. Исполнение ансамблем балалаечников пьесы « На зеленом лугу». Разбор ошибок Т. Повторение длительности нот. | ||
21 | Пьеса «Во саду ли, в огороде» - счет, текст, звук. Повторение нотной грамоты | 1 | П. Работа над ошибками в пьесе «Во саду ли, в огороде»: счет, текст, звук Т. Повторение знаков альтерации и динамических оттенков | ||
22-23 | Оркестр русских народных инструментов (слушание записи). Рассказ о музыкантах. Игра легких пьес | 2 | Т. Слушание произведений в исполнении Оркестра русских народных инструментов. Рассказ о творчестве домристов Белова Р.В., Цыганкова А.А. П. Игра пьес « На зеленом лугу»., « Во саду ли, в огороде» | ||
24 | Посадка и постановка рук при исполнении пьес | 1 | П. Закрепление правильной посадки и постановки рук при исполнении пьес | ||
25 | Игра пьес: текст, счет. БНП « Перепелочка». | 1 | П. Правильное исполнение изученных пьес: текст, счет. Знакомство с БНП « Перепелочка». | ||
26-27 | Повторение ключа, нот и пауз. Игра пьес и упражнений | 2 | Т .Повторить скрипичный ключ, названия и длительность нот и пауз. П. Игра разученных пьес, 1 и 2 упражнений Шрадика | ||
28 | Продолжительное тремоло на открытых струнах. Повторение пьес | 1 | П. Выучить продолжительное тремоло на открытых струнах. Повторить изученные пьесы | ||
29 | Игра на балалайке: бряцание и щипок, правильная посадка. Игра пьес | 1 | П. Повторение приемов игры: брязание и щипок. Игра разученных пьес | ||
30-31 | Игра пьес, счет вслух. .Повторение музыкальной грамоты | 2 | П. Играть разученные пьесы под счет вслух. Т. Повторение нот, пауз, знаков альтерации | ||
32-33 | Повторение основ нотной грамоты. Игра пьес« Как под горкой, под горой» , « На зеленом лугу»., « Во саду ли, в огороде | 2 | Т. Повторение размеров, динамических оттенков П. Игра разученных пьес. Работа над ошибками | ||
34 | Размер. Счет в такте. Игра пьес и упражнений | 1 | Т. Повторение музыкальных размеров, счет в такте. П. Игра разученных пьес и упражнений | ||
35 | Игра на ударных инструментах. Сильные и слабые доли такта | 1 | П. Игра на бубнах, ложках, маракасах, треугольнике. Знакомство с сильными и слабыми долями в такте. | ||
36-37 | Правильность счета, текста, сильной доли на раз в пьесах | 2 | П. Разбор ошибок в пьесах: правильность счета, текста, сильной доли на раз | ||
38 | Рассказ о великом русском мастере и исполнителе В.В. Андрееве. Игра пьес. Слушание записи. | 1 | Т. Знакомство с жизнью и творчеством В.В. Андреева. Слушание произведений в его исполнении | ||
39 | Игра на открытых струнах. Ускорение удара вверх – вниз, ближе к тремоло. Игра пьес | 1 | П. Игра на домре на открытых струнах, ускорение удара. Игра разученных пьес | ||
40-41 | Игра несложных пьес на домре и балалайке | 2 | П. Игра пьес « На зеленом лугу»., « Во саду ли, в огороде». БНП «Перепелочка», « Как под горкой, под горой» сначала балалаечной группой и группой домристов по отдельности, затем вместе. | ||
42 | Упражнения Шрадика. «Как у наших у ворот» 1 часть – балалаечная группа | 1 | П. Выполнение упражнений Шрадика на домре. Разучивание 1 части пьесы « Как у наших у ворот» балалаечной группой | ||
43 | История Государственной филармонии на КМВ. Слушание записей | 1 | Т. Знакомство с историей создания филармонии на КМВ. Роль И.В. Сафонова. Слушание записей Симфонического оркестра им. В.И. Сафонова | ||
44-45 | Контрольный урок по музыкальной грамоте. Игра пьес | 2 | Т. Контрольная работа по нотной грамоте. П. Игра разученных пьес на домрах и балалайках | ||
46 | РНП « Во поле береза стояла»: разбор текста, счет. Повторение упражнений | 1 | П. Разучивание РНП « Во поле береза стояла»: разбор текста, счет. Повторение упражнений по звукоизвлечению. | ||
47 | Балалаечная группа. Игра пьес «Перепелочка», « Во саду ли, в огороде» с вариациями | 1 | П. Повторение пьес: «Перепелочка», «Во саду ли, в огороде». Разучивание вариаций | ||
48-49 | Значение точки около ноты. Повторение упражнений. Игра пьес | 2 | Т. Знакомство со значением точки около ноты. П. Повторение упражнение и ранее разученных пьес | ||
50 | РНП « Во поле береза стояла»: текст, счет, звук | 1 | Повторение РНП « Во поле береза стояла»: текст, счет, сила звука | ||
51 | Игра пьес на домре и балалайке | 1 | П. Игра пьес: « На зеленом лугу, « Во саду ли, в огороде». БНП «Перепелочка», « Во поле береза стояла» | ||
52-53 | Упражнения Шрадика. Повторение. «Как у наших у ворот» 2 часть – балалаечная группа | 2 | П. Выполнение упражнений Шрадика на домре. Разучивание 2 части пьесы « Как у наших у ворот» балалаечной группой | ||
54 | Игра пьес на домре и балалайке | 1 | П. Игра пьес: « Во саду ли, в огороде», БНП «Перепелочка», РНП« Во поле береза стояла» | ||
55 | Приемы игры на домре и балалайке | 1 | П. Повторить приемы игры на домре и балалайке | ||
56-57 | Читка нот с листа. Упражнения на балалайке. Игра на открытых струнах, ускорение удара на домре | 2 | П. Читка нот с листа. Повторение упражнений на балалайке. Игра на домре на открытых струнах, ускорение удара. | ||
58 | Игра пьес на домре и балалайке | 1 | П.Игра пьес: БНП «Перепелочка», РНП« Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот» | ||
59 | Концерт для родителей | 1 | П. Игра разученных пьес | ||
60-61 | Контрольное занятие | 2 | П. Контроль уровня усвоения исполнительского мастерства | ||
62 | Рождество на Кавказе | 1 | Т. Рождественские традиции | ||
63-64 | Игра упражнений и пьес на домре и балалайке | 2 | Повторение упражнений и ранее разученных пьес | ||
65 | Повторение основ нотной грамоты. | 1 | Т. Повторение нот, пауз, знаков, динамических оттенков | ||
66 | Игра пьес« Как под горкой, под горой», « На зеленом лугу», « Во саду ли, в огороде. | 1 | П. Игра разученных пьес. Работа над ошибками | ||
67-68 | Фермата. Игра упражнений и пьес | 2 | Т. Знакомство с ферматой и ее значением. П. Повторение упражнений и пьес | ||
69 | РНП « Под горою калина» | 1 | П. Разучивание РНП« Под горою калина»: текст, счет, звук | ||
70 | Приемы игры на домре и балалайке | 1 | П.Отработка приемов игры на домре и балалайке | ||
71-72 | Игра пьес на домре и балалайке | 2 | П.Игра пьес: БНП «Перепелочка», «Как у наших у ворот», РНП « Под горою калина» | ||
73 | Повторение упражнений. Игра пьес | 1 | П. Повторение упражнение и ранее разученных пьес | ||
74 | Сильные и слабые доли такта | 1 | Т. Знакомство с сильными и слабыми долями в такте | ||
75-76 | Игра упражнений и пьес на домре и балалайке | 2 | Повторение упражнений и ранее разученных пьес | ||
77 | Читка с листа РНП « Под горою калина» . БНП «Перепелочка». | 1 | П. Читка с листа РНП « Под горою калина» .Игра БНП «Перепелочка». | ||
78 | Упражнения Шрадика. Игра пьес | 1 | П. Повторение упражнений и ранее разученных пьес | ||
79-80 | Игра пьес на домре и балалайке | 2 | П. Игра пьес на домре и балалайке Работа над ошибками | ||
81 | Приемы игры на домре и балалайке | 1 | П. Отработка приемов игры на домре и балалайке | ||
82 | Повторение упражнений. Игра пьес | 1 | П. Повторение упражнение и ранее разученных пьес | ||
83-84 | Лига как знак увеличения длительности звука. Игра пьес | 2 | Т. Знакомство с лигой и ее значением. П. Игра разученных пьес | ||
85 | РНП « Под горою калина» текст, счет, сила звука | 1 | П. Повторение РНП « Под горою калина»: отработка текста, счета, звука | ||
86-87 | Игра пьес на домре и балалайке | 2 | П. Игра пьес на домре и балалайке | ||
88 | Читка с листа РНП «Как под яблонькой». Игра пьес | 1 | П. Читка с листа РНП «Как под яблонькой». Игра БНП «Перепелочка», РНП « Под горою калина», « Во саду ли, в огороде». | ||
89 | Игра пьес на домре и балалайке | 1 | П. Игра пьес на домре и балалайке | ||
90 | Концерт для мам и бабушек | 1 | П | ||
91 | Повторение упражнений. Игра пьес | 1 | П. Повторение упражнение и ранее разученных пьес | ||
92-93 | Лига как знак, обозначающий связное исполнение нескольких звуков. Игра пьес | 2 | Т. Знакомство со 2 значением лиги. П. Игра разученных пьес | ||
94 | РНП «Как под яблонькой»: текст, счет, сила звука | 1 | П. Повторение РНП «Как под яблонькой»: отработка текста, счета, звука | ||
95 | Повторение упражнений. Игра пьес | 1 | П. Повторение упражнение и ранее разученных пьес | ||
96-97 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 2 | П. Отработка приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес на домре и балалайке | ||
98 | Народные праздники весеннего цикла на Кавказе | 1 | Т. Беседа «Встреча весны у народов Северного Кавказа: обычаи и традиции» | ||
99 | Читка с листа. Н. А. Римский – Корсаков «Ладушки» | 1 | П. Читка с листа и разучивание пьесы Н. А. Римского – Корсаков «Ладушки» | ||
100-101 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 2 | П. Отработка приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес | ||
102 | Римский – Корсаков «Ладушки» | 1 | П. Повторение пьесы Н. А. Римского – Корсаков «Ладушки»: отработка текста, счета, звука | ||
103 | Повторение упражнений. Игра пьес | 1 | П. Повторение упражнение и ранее разученных пьес | ||
104-105 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 2 | П. Отработка приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес на домре и балалайке | ||
106 | Повторение упражнений. Игра пьес | 1 | П. Повторение упражнение и ранее разученных пьес | ||
107 | Читка с листа. В. Калинников « Тень, тень» | 1 | П. Читка с листа и разучивание пьесы В. Калинникова « Тень, тень» | ||
108-109 | Приемы игры на домре и балалайке .В. Калинников « Тень, тень» | 2 | П. Отработка приемов игры на домре и балалайке. Повторение пьесы В. Калинникова « Тень, тень» | ||
110 | Игра пьес на домре | 1 | П. Игра пьес на домре | ||
111 | Игра пьес на балалайке | 1 | П. Игра пьес на балалайке | ||
112-113 | Читка с листа. « Частушки». Игра пьес | 2 | П. Читка с листа и разучивание пьесы « Частушки». Игра пьес на домре и балалайке | ||
114 | Повторение упражнений. Игра пьесы « Частушки». | 1 | П. Повторение упражнений. Пьеса «Частушки»: отработка текста, счета, звука | ||
115 | Повторение упражнений. Игра пьес | 1 | П. Повторение упражнение и ранее разученных пьес | ||
116-117 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 2 | П. Отработка приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес на домре и балалайке | ||
118 | Повторение упражнений. Игра пьес | 1 | П. Повторение упражнение и ранее разученных пьес | ||
119 | Концерт для ветеранов | 1 | П. Выступление | ||
120 | Повторение основ музыкальной грамоты | 1 | Т. Повторение нот, пауз, знаков, динамических оттенков | ||
121-122 | Повторение основ музыкальной грамоты. Игра пьес | 2 | Т. Повторение нот, пауз, знаков, динамических оттенков П. Игра пьес | ||
123 | Контрольная работа по музыкальной грамоте. | 1 | Т. Контроль знаний по музыкальной грамоте | ||
124 | Работа над ошибками | 1 | Т. Разбор ошибок | ||
125 | Контрольное занятие | 2 | П. Контроль уровня исполнительского мастерства | ||
126-127 | Работа над ошибками. Концерт для родителей | 2 | П. Исполнение пьес | ||
128-129 | Концерты для одноклассников | 2 | П. Исполнение пьес | ||
130-131 | Концерты в детском саду | 2 | П. Исполнение пьес | ||
132-134 | Экскурсия в Филармонию | 3 | Т. Знакомство с Филармонией | ||
135-136 | Итоговое занятие | 2 | Т. Подведение итогов. |
2 год обучения
№ занятия | Тема урока | Кол –во ч | Содержание занятий | Календарные сроки | |
план | факт | ||||
1-2 | Вводное занятие. Посадка. Постановка игрового аппарата | 2 | Т. Правила поведения на занятиях: охрана труда и техника безопасности. Повторение правил посадки, постановки правой и левой рук | ||
3-4 | Положение инструмента. Звукоизвлечение. Игра РНП « Ах, вы, сени, мои сени» текст | 2 | П. Повторение правильного положения инструмента, способов и приемов звукоизвлечения. Разучивание РПН « Ах, вы, сени, мои сени» | ||
5 | Повторение пьесы «Уж вы гости – гости». Длительность нот и пауз | 1 | П. Повторить пьесу «Уж, вы гости – гости» - текст, счет Т. Повторить длительность нот и пауз | ||
6-7 | Читка нот с листа. Разбор РНП « Светит месяц» 1 часть - домры | 2 | П. Чтение нот с листа в РПН «Светит месяц». Разбор 1 части песни группой домристов | ||
8-9 | Разбор пьесы «Как у наших у ворот». Вариации | 2 | П. Разбор пьесы «Как у наших у ворот»: текст, счет. Знакомство с вариациями | ||
10 | Беседа о В.В. Андрееве «Какая прелесть балалайка» Слушание Оркестра русских народных инструментов | 1 | П. Знакомство с историей создания Оркестра русских народных инструментов В.В. Андреевым. Слушание произведений | ||
11-12 | Повторение упражнений Шрадика на домре. Игра пьесы «На зеленом лугу» с вариациями. Игра изученных пьес | 2 | П. Повторение 1,2 упражнений Шрадика на домре. Игра пьесы «На зеленом лугу» с вариациями. Игра пьес «Светит месяц», «Как у наших у ворот» | ||
13-14 | Понятие о темпе музыкального произведения. Игра пьес | 2 | Т. Знакомство с темпами музыкальных произведений: медленными, умеренными и быстрыми. П. Игра пьес « Ах, вы, сени, мои сени», «Как у наших у ворот» | ||
15 | Основные способы звукоизвлечения. Использование способов игры при исполнении упражнений и пьес | 1 | П. Повторить основные способы звукоизвлечения: щипок, удар, бряцание. Игра упражнений и пьес с использованием различных способов звукоизвлечения. | ||
16-17 | Игра пьесы «Гармони»: текст, счет, звук. Мягкое звучание - вальс | 2 | П. При игре пьесы « Гармони» контроль текста, счета, звука. Знакомство с мягким звучанием - вальс | ||
18-19 | Повторение пьес. Основы музыкальной грамоты | 2 | П. Повторение ранее разученных пьес «Светит месяц», «На зеленом лугу» с вариациями Т. Условные знаки сокращенного письма (реприза, вольта, тактовая пауза). | ||
20 | Контрольный урок по музыкальной грамоте. Игра пьес | 1 | Т. Контрольный тест по музыкальной грамоте П. Повторение ранее разученных пьес | ||
21-22 | Домровая и балалаечная группы: игра упражнений и пьес-ускорение ударов ближе к тремоло | 2 | П. Домровая и балалаечная группы: игра упражнений и пьес. Отработка ускорения ударов ближе к тремоло | ||
23-24 | Балалаечная группа- игра в ансамбле «В траве сидел кузнечик». « На зеленом лугу», «Перепелочка» | 2 | П. Игра в ансамбле балалаечников ранее разученных пьес. | ||
25 | Домровая группа- игра в ансамбле «Во саду ли, в огороде». «Как под горкой, под горой. Повторение упражнений | 1 | П. Игра в ансамбле домристов ранее разученных пьес и упражнений | ||
26-27 | Использование в пьесах атаки звуков. Звукоизвлечение. | 2 | П. Атака звуков: мягкая, твердая, острая. Использование в пьесах атаки звуков и основных способов звукоизвлечения | ||
28-29 | Музыкальная грамота. Повторение пьес | 2 | Т. Условные знаки сокращенного письма (реприза, вольта, тактовая пауза) П. Повторение пьес | ||
30 | Игра несложных пьес на домре и балалайке | 1 | П. Повторение ранее разученных пьес | ||
31-32 | Творчество оркестра русских народных инструментов. Рассказ о музыкантах – народниках. Игра пьес | 2 | Т. Слушание произведений в исполнении Оркестра русских народных инструментов. Рассказ о творчестве домриста Белова Р.В. П. Повторение разученных пьес | ||
33-34 | РНП «Тонкая рябина»: счет, мягкое исполнение контелено. Домра- альт - тремоло | 2 | П. Разучивание пьесы «Тонкая рябина»: счет, мягкое исполнение контелено. Домра- альт- исполнение тремоло. | ||
35 | Игра пьес ансамблем | 1 | П. Во время игры пьес учиться слышать друг друга и играть безошибочно | ||
36-37 | Работа над текстом, счетом и звуком в пьесах и упражнениях | 2 | П. Работа над текстом, счетом и звуком в пьесах и упражнениях | ||
38-39 | Закрепление и развитие умений и навыков в игре пьес | 2 | П. Закрепление и развитие умений и навыков в игре разученных пьес | ||
40-41 | «На зеленом лугу», «Как под горкой, под горой». Повторение пьес. Счет. Текст | 2 | П. Повторение пьес: «На зеленом лугу», «Как под горкой, под горой». Обратить внимание на текст и счет. | ||
42 | Работа над приемов тремоло на легких упражнениях и в пьесах. Бряцанье и щипок | 1 | П. Отработка приемов: тремоло на легких упражнениях и в пьесах, бряцанье и щипок. | ||
43-44 | «Во поле береза стояла» разбор, игра пьес. Разновидности атаки звуков | 2 | П. Разбор РНП «Во поле береза стояла». Игра ранее изученных пьес. Разновидности атаки звуков | ||
45-46 | Определение музыкальных стилей (полька, песня, вальс, марш). Игра пьес | 2 | Т. Знакомство с музыкальными стилями. Развитие умения их различать П. Повторение разученных пьес | ||
47 | Слушание Оркестра русских народных инструментов. Рассказ великих о мастерах. | 1 | Т. Слушание произведений в исполнении Оркестра русских народных инструментов. Рассказ о творчестве балалаечника Зарубина А.Н. | ||
48-49 | Игра домровой группой ЧНР «Аннушка». Использование счета 16 и текста | 2 | П. Разучивание домровой группой ЧНР «Аннушка». Использование счета 16 и текста | ||
50-51 | Читка нот с листа. Игра пьес, упражнений. Беседа « Волшебный мир музыки» | 2 | П. Читка нот с листа. Игра разученных пьес и упражнений. Т. Беседа о влиянии музыки на человека | ||
52 | Экспозиция музея Государственной филармонии на КМВ. Слушание записей | 1 | Т. Презентация об экспозиции музея Государственной филармонии на КМВ. Слушание записей Симфонического оркестра им. В.И. Сафонова | ||
53-54 | Игра ударов сверху и снизу, двойные удары. короткое тремоло, бряцанье в пьесах | 2 | П. Применение различных приемов игры в пьесах | ||
55-56 | Повторение пройденного материала. Контрольный урок по музыкальной грамоте | 2 | Т. Повторение материала по теории музыки. Контрольная работа по муз. грамоте | ||
57 | Разбор пьесы «Ночка луговая». Повторение РНП « Тонкая рябина» | 1 | П. Разбор пьесы «Ночка луговая»: текст, счет, сила звука. Повторение РНП «Тонкая рябина» | ||
58-59 | Мелодия и аккомпанемент. «Тульская гармонь». Повторение пьес | 2 | Т. Знакомство с понятиями «мелодия» и «аккомпанемент» П. Разбор пьесы «Тульская гармонь». Повторение пьес | ||
60-61 | Упражнения. Приемы игры на домре. Игра пьесы «Тульская гармонь». | 2 | П. Повторение упражнений и приемов игры на домре. Повторение пьесы «Тульская гармонь». | ||
62 | Упражнения. Приемы игры на балалайке. Игра пьес | 1 | П. Повторение упражнений и приемов игры на балалайке. Повторение пьес | ||
63-64 | Повторение нотной грамоты. Игра пьес | 2 | Т. Повторение длительности нот, пауз, знаков. П. Игра пьес с использованием различных приемов | ||
65-66 | Игра пьес | 2 | П. Разбор индивидуальных ошибок при игре пьес. Повторение приемов игры на домре и балалайке | ||
67 | Игра пьес балалаечной группой | 1 | П. Повторение изученных пьес | ||
68-69 | Игра пьес домровой группой Упражнения Шрадика | 2 | П. Повторение изученных пьес. 1-5 упражнения Шрадика | ||
70-71 | Мелодия и аккомпанемент. | 2 | Т. Знакомство с понятиями « мелодия « и «аккомпанемент» П. Аккомпанируют Власовой А., Сивцовой А. | ||
72 | Концерт для родителей | 1 | П. Выступление | ||
73-74 | Контрольное занятие | 2 | П. Контроль уровня усвоения исполнительского мастерства | ||
75-76 | Абонемент « Музыкальная шкатулка» | 2 | Т. Посещение филармонии | ||
77 | Повторение пройденного | 1 | П. Повторение пьес | ||
78-79 | Читка с листа. Н. Метлов «Паук и мухи», УНП « Ой, Джигуне, Джигуне» | 2 | П.Читка с листа. Разбор пьес: текст, счет. | ||
80 | Повторение нотной грамоты Интервалы. | 1 | Т. Повторение нот, пауз, темпов. Знакомство с интервалами: прима, секунда, терция, кварта. | ||
81-82 | Интервалы. Игра пьес | 2 | Т. Знакомство с интервалами: кванта, секста, септима, октава. П. Разбор индивидуальных ошибок при игре пьес. | ||
83-84 | Приемы игры на домре и балалайке. Н. Метлов «Паук и мухи», УНП « Ой, Джигуне, Джигуне» | 2 | П. Повторение приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
85 | Игра пьес | 1 | П. Игра пьес: контроль текста, счета, звука | ||
86-87 | Понятие о ладе, главные ступени лада. Аккомпанемент | 2 | Т. Знакомятся с понятием лад, названиями главных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта). П. Аккомпанируют Власовой А., Сивцовой А. | ||
88-89 | Повторение музыкальной грамоты. Игра пьес | 2 | Т. Повторяют интервалы и лады П. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
90 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 1 | П. Повторение приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
91-92 | Игра пьес | 2 | П. Игра пьес: контроль текста, счета, звука | ||
93-94 | Динамические оттенки. «Словацкая плясовая», Л.Бетховен «Сурок» | 2 | Т. Знакомство с динамическими оттенками П. Разбор пьес «Словацкая плясовая», Л.Бетховен «Сурок» | ||
95 | Игра пьес | 1 | П. Игра пьес: контроль текста, счета, звука | ||
96-97 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 2 | П. Повторение приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
98-99 | «Словацкая плясовая», Л.Бетховен «Сурок» | 2 | Игра пьес «Словацкая плясовая», Л.Бетховен «Сурок» | ||
100 | Масленица на Кавказе | 1 | Т. Встреча весны: традиции и обычае | ||
101-102 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 2 | П. Повторение приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
103-104 | Повторение музыкальной грамоты. Игра пьес | 2 | Т. Повторяют интервалы, лады и динамические оттенки П. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
105-106 | Н. Метлов «Паук и мухи», УНП « Ой, Джигуне, Джигуне», «Словацкая плясовая», Л.Бетховен «Сурок» | 2 | П. Игра пьес: Н. Метлов «Паук и мухи», УНП « Ой, Джигуне, Джигуне» «Словацкая плясовая», Л.Бетховен «Сурок» | ||
107-108 | А. Илюхин «Полянка». Игра пьес | 2 | П. Разбор пьесы А. Илюхина «Полянка»: текст, счет, сила звука | ||
109 | Беседа о музыкантах - домбристах | 1 | Т. Рассказ о творчестве домристов Белова Р.В., Цыганкова А.А. | ||
110-111 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 2 | П. Повторение приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
112 | Концерт для родителей | 1 | П. Выступление перед родителями | ||
113-114 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 2 | П. Повторение приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
116-117 | Повторение музыкальной грамоты. Игра пьес | 2 | Т. Повторяют интервалы, лады и динамические оттенки П. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
118 | Повторение РНП « Тонкая рябина» | 1 | П.. Повторение РНП «Тонкая рябина» | ||
119-120 | «На зеленом лугу», «Как под горкой, под горой». Повторение пьес. | 2 | П. Повторение пьес: «На зеленом лугу», «Как под горкой, под горой». Обратить внимание на текст и счет. | ||
121-122 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 2 | П. Повторение приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
123 | Рассказ о музыкантах- балалаечниках | 1 | Т. Знакомство с творчеством балалаечников Успенского Н.Т., Зарубина А.Н | ||
124-125 | Балалаечная группа- игра в ансамбле «А. Илюхин «Полянка», « На зеленом лугу», «Перепелочка | 2 | П. Игра в ансамбле балалаечников ранее разученных пьес. | ||
126-127 | Домровая группа- игра в ансамбле «Во саду ли, в огороде», УНП « Ой, Джигуне, Джигуне», «Словацкая плясовая» | 2 | П. Игра в ансамбле домристов ранее разученных пьес | ||
128 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 1 | П. Повторение приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
129-130 | Читка с листа.А. Илюхин «Ехал казак на войну» | 2 | П. Разбор пьесы А. Илюхина «Ехал казак на войну»: текст, счет, сила звука | ||
131-132 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес А. Илюхин «Ехал казак на войну», УНП « Ой, Джигуне, Джигуне» | 2 | П. Повторение приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес: контроль текста, счета, звука | ||
133 | Аккомпанемент | 1 | П. Аккомпанируют Власовой А., Сивцовой А | ||
134-135 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 2 | П. Повторение приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
136-137 | Мотив, фраза, предложение, период. Игра пьес | 2 | Т.Знакомство с понятиями П. Игра пьес: текст, счет, сила звука. | ||
138 | Читка с листа. А. Илюхин «Вы послушайте, ребята, что струна – то говорит» | 1 | П. Разбор пьесы А. Илюхина «Вы послушайте, ребята, что струна – то говорит»: текст, счет, сила звука | ||
139-140 | Акомпанемент | 2 | П. Аккомпанируют Власовой А., Сивцовой А | ||
141-142 | Упражнения Шрадика . Игра пьес | 2 | П. Повторение 4,5 упражнений Шрадика на домре. Игра пьес: текст, счет, сила звука. | ||
143 | Рассказ о великом русском мастере и исполнителе В.В. Андрееве. | 1 | Т. Знакомство с жизнью и творчеством В.В. Андреева. Слушание произведений в его исполнении | ||
144-145 | Приемы игры на домре и балалайке. Игра пьес | 2 | П. Повторение приемов игры на домре и балалайке. Игра пьес: контроль текста, счета, звука. | ||
146 | А. Илюхин «Вы послушайте, ребята, что струна – то говорит. Вариации» | 1 | П. Разбор пьесы А. Илюхина «Вы послушайте, ребята, что струна – то говорит . Вариации»: текст, счет, сила звука | ||
147-148 | Народные праздники летнего цикла на Кавказе. Игра пьес | 2 | Т. Знакомство с летними народными праздниками. П. .Игра пьес:контроль текста, счета, звука. | ||
149-150 | Концерт для ветеранов | 2 | П. Выступление | ||
151-152 | Повторение основ музыкальной грамоты | 2 | Т. Повторение нот, пауз, знаков, интервалов, ладов. | ||
153-154 | Повторение основ музыкальной грамоты. Игра пьес | 2 | Т. Повторение изученных понятий П. Игра пьес | ||
155 | Контрольная работа по музыкальной грамоте. | 1 | Т. Контроль знаний по музыкальной грамоте | ||
156-157 | Работа над ошибками | 2 | Т. Разбор ошибок | ||
158-159 | Контрольное занятие | 2 | П. Контроль уровня исполнительского мастерства | ||
160-161 | Работа над ошибками. Концерт для родителей | 2 | П. Исполнение пьес | ||
162-163 | Концерты для одноклассников | 2 | П. Исполнение пьес | ||
164-165 | Концерты в детском саду | 2 | П. Исполнение пьес | ||
166-168 | Абонемент «Музыкальная шкатулка» | 3 | Т. Слушание произведений в исполнении Симфонического оркестра | ||
169-170 | Итоговое занятие | 2 | Т. Подведение итогов. |
Т- теоретическое занятие, П.-практическое занятие.
Материально-технические условия реализации программы
- Кабинет со стульями (15-20 шт)
- Музыкальные инструменты
- Аудиоаппаратура для репетиций с фонограммами
- Нотный материал (партитура, партии)
- Методический материал
- Концертные костюмы
- Пульты для обеспечения чтения нотных текстов
- Наличие фортепиано
- Концертный зал
Рекомендуемая методическая литература
1. Круглов В. Искусство игры на домре. М.: Музыка, 2011.
2. Мироманов В. «К вершинам мастерства» Развитие техники игры на трехструнной
домре. М.: Музыка, 2013.
3.Гардеева И. «Ступени мастерства домриста». Екатеринбург, 2010.
Нотная литература
1.Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М .: Музыка, 2010.
2.Потапова А. Домра с азов. Учебное пособие. М.: Музыка, 2011.
3.Бурыкина М. Хрестоматия домриста. 1-3 класс. М.: Музыка 2013 .
4.Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. М.: Музыка, 2010.
5.Глейхман В. Хрестоматия балалаечника. М.: Музыка, 2017 . 6.Евдокимова В. Хрестоматия домриста. М.: Музыка, 2014. 7.Илюхин. С.А. Самоучитель игры на балалайке, М.: Музыка, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомства с русскими народными инструментами.
Разработка урока с презентацией о музыкальных народных инструментах....
Презентация "Русские народные инструменты"
Презентация для урока музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"...
Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе.
Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе....
Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)
Урок с импользованием ИКТ на тему "Русские народные инструменты"...
Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов
Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...
Методическая разработка урока музыки по теме: «Русские народные инструменты», 2 класс (по программе Е. Д. Критской).
Урок нацелен на ознакомление учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской. Урок способствует формированию умения самостоятельно получать информацию, воспитывае...
Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с применением игровых технологий....