Использование здоровьесберегающих технологий в практике преподавания музыки в коррекционной школе
статья по музыке на тему

Головина Елена Михайловна

Здоровьесберегающие технологии – обязательная составляющая современного образовательного процесса, но более важное значение им придается в процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Принципы здоровьесбережения в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах и приемах, а также в образовательных технологиях. «Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения и методы воспитания. Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания».

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в практике преподавания музыки в коррекционной школе

Методико-педагогические основы здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии – обязательная составляющая современного образовательного процесса, но более важное значение им придается в процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Принципы здоровьесбережения в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах и приемах, а также в образовательных технологиях. «Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения и методы воспитания. Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания»[1].

В процессе обучения детей с ЗПР используются методы, которые связаны с организацией и осуществлением познавательной деятельности; ее стимулированием и мотивацией; контролем и самоконтролем. Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом методов, так и своими специфическими для каждой категории обучающихся приемами. Общепедагогические методы используются не изолированно, а в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним-двумя дополнительными (например, при объяснении нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы). К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся  перцептивные (словесная передача, зрительное восприятие), наглядные, практические, логические (индуктивный и дедуктивный), гностические методы. В условиях коррекционных школ их использование возможно под руководством педагога, так как возможности обучающихся не всегда позволяют реализовать методы самостоятельной работы. Отбор методов для коррекционно-педагогической работы определяется такими факторами, как специфика возможностей здоровья конкретной группы (класса), невозможность сделать упор на словесные методы (в связи с нарушениями развития речи) и логические (ввиду ограниченности интеллектуальных процессов у детей с ЗПР).

Каким же образом данные методические основы влияют на реализацию здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе VII вида? Во-первых, они регламентируют отбор видов деятельности, связанных с принципами здоровьесбережения, и по сути ограничивают педагога от использования чрезмерно интенсивных, непосильных для детей с ЗПР методов и приемов обучения. Ведь основной принцип здоровьесбережения – это не навредить ребенку. Во-вторых, специфика методов, которые уместно использовать в работе с детьми с ЗПР, определяется несформированностью многих психических процессов у учеников – а значит оптимальными видами занятий для таких детей являются не «точные науки», а предметы, связанные с физическими и эстетическими аспектами (например, физкультура, рисование, музыка). «Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья, – утверждает Л. Тихомирова. – Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это должен быть процесс медико-гигиенической направленности»[2]. В таком контексте важное место занимают уроки музыки в коррекционной школе, которые дают возможность применять наглядные, практические, слухообразные методы, а кроме того – обладают большим потенциалом для использования здоровьесберегающих технологий.

Музыка в системе обучения коррекционной школы занимает особое место. Музыкальное искусство оказывает огромное воздействие на детей с задержкой психического развития, вызывает яркие эмоциональные переживания, способствует формированию эстетических потребностей и художественного вкуса. Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся. Она помогает детям обогатить сферу своих эмоциональных впечатлений, расширяет их кругозор, активизирует мышление и воображение. Музыка активизирует познавательную деятельность детей с ЗПР благодаря своей слухообразной направленности, то есть несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности. Однако одним из важнейших условий успешного использования коррекционного потенциала музыки является адаптация образовательных стандартов и учебных планов в связи с особыми возможностями учеников школ VII вида.

Уровень музыкальных данных у детей с ЗПР как правило ниже соответствующего уровня их сверстников из массовой школы. Звуковысотный, ладовый, гармонический слух и музыкально-ритмическое чувство у них слабее развиты. В начале обучения многие дети не в состоянии воспроизвести даже отдельные фразы мелодии простой детской песенки, не могут назвать знакомых песен или спеть их. Но в коррекционной школе встречаются дети, обладающие удовлетворительным, а в отдельных случаях хорошим уровнем развития музыкального слуха, их данные успешно развиваются в результате специальных упражнений. Однако эти качества в младших классах крайне трудно обнаружить, а их выявление требует большой работы со стороны педагога. В начальных классах коррекционной школы основными видами музыкальных занятий являются пение и слушание музыки.

Специфика музыкальных данных детей с ЗПР проявляется при обучении их пению: легко отметить нечистое интонирование, плохую память (с трудом усваивают мелодию и текст), отсутствие эмоциональной выразительности исполнения, неспособность координировать свой голос, вялость, резкость, неустойчивость тембра, дефекты дикции. Психофизиологические недостатки учащихся коррекционной школы отрицательно сказываются на возможности коллективного пения и умении следить за дирижерским жестом учителя музыки. Слабое развитие голоса и ограниченность диапазона заметно сужает выбор певческого репертуара, дефекты интеллектуальной сферы затрудняют использование на уроках элементов музыкальной грамоты. Даже в таком, казалось бы, простом виде деятельности как слушание музыки, у детей с ЗПР наблюдаются затруднения: они маловосприимчивы к эмоциональному содержанию музыкальных произведений, не способны воспринимать длинные пьесы, часто отвлекаются, быстро утомляются. Их высказывания о музыке крайне бедны и стереотипны, им сложно осознать характер средств музыкальной выразительности – кроме контрастных проявлений динамики, темпа, общего характера музыки.

Основные методико-педагогические условия реализации принципов музыкального воспитания и здоровьесбережения на уроках музыки в коррекционной школе VII вида связаны со следующими аспектами:

  • Взаимодополняемость методов. Различные виды музыкальной работы находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Обучение пению находится в центре музыкально-воспитательной работы коррекционной школы. Его задачей является максимальное развитие певческих возможностей детей, их музыкального слуха, памяти и эмоциональной восприимчивости. Слушание музыки направлено на развитие восприятия, воображения, эмоциональности, памяти, обогащение запаса музыкальных представлений. Эти формы работы тесно взаимосвязаны: знакомство с любой новой песенкой начинается с ее прослушивания.
  • Сообразность методов и отбора материала возможностям детей с ЗПР. Исполнительские возможности обучающихся ограничены, поэтому особое значение должно быть уделено слушанию музыки, исполнению простых песенок, музыкально-ритмическим движениям, музыкальным играм. Большое значение имеет подбор песенного материала – образы песен должны быть наглядны, близки и понятны детям, репертуар должен отличаться простотой мелодий, краткостью и яркостью текста. Этот принцип «посильности» способствует формированию у учеников положительного отношения к музыкальным занятиям, пробуждает интерес к ним, а значит – развивает эмоционально-волевую сферу.
  • Активное привлечение наглядных методов. Для этого можно использовать художественные и фотоиллюстрации к песням и инструментальным произведениям, подключать к пению ритмические движения и элементы театральности. Двигательная реакция на воспринимаемую музыку у детей с ЗПР бывает очень неорганизованной, поэтому следует стремиться к ее упорядоченности. В ходе прослушивания произведений или пения могут быть использованы коллективные хлопки, удары в бубен, барабан. Распевки о животных могут сопровождаться движениями, имитирующими их наиболее типичные повадки («мишка», «зайка»).

Остановимся подробнее на здоровьесберегающих технологиях, применяемых на уроках музыки в коррекционной школе. В целом, возможности музыки в сохранении здоровья детей достаточно широки. Здоровьесберегающие возможности музыкальной деятельности заключаются в двух аспектах: физическом и психическом. Укрепление физического здоровья происходит за счет коррекции физического развития детей с ЗПР – в процессе развития силы голоса, укрепления связок и дыхательных мышц, за счет вибрационных процессов, возникающих в процессе фонации, что укрепляет голосовой аппарат и легкие ребенка, снижает частоту заболеваний дыхательной системы и носоглотки. Развитие певческой артикуляции влечет за собой улучшение дикции и четкости детской речи, помогает преодолеть дефекты речи. Певческое дыхание способствует увеличению жизненного объема легких, активизирует работу внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, укрепляет  кардиореспираторную систему, улучшает кровообращение и, следовательно, обмен веществ.

Укрепление психического здоровья у детей с ЗПР реализуется на уроках музыки посредством эмоционально-стабилизирующего влияния музыкального искусства, что помогает добиться психологической разгрузки, снять эмоциональное напряжение, благотворно влияет на нервную систему. Коллективное музицирвание, пение хором корректирует «перекосы» в сфере коммуникации и социализации детей с ЗПР, формирует правильные поведенческие реакции ребенка.

В завершении данного раздела работы перечислим основные методы, активизрующие здоровьесберегающие функции музыки: это вокалотерапия, ритмотерапия, музыкотерапия, музыкальная логоритмика, фонетическая ритмика, музыкальная пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, музыкально-игровая гимнастика и др. Наиболее очевидным и непосредственным здоровьесберегающим методом является вокалотерапия. Как уже было сказано выше, пение позволяет укрепить дыхательную и мышечную работу организма ребенка, развивает его голосовой аппарат и кардиореспираторную систему. С. Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации[3]. Кроме того, в процессе обучения пению дети получают знания об охране голоса, правильной нагрузке голосового аппарата, профилактике заболеваний дыхательной системы. А это уже является важнейшим критерием здоровьесберегающей технологии – так как прививает детям привычку заботиться о собственном здоровье.

Многие педагоги музыки используют в своей работе с учениками коррекционных школ очень продуктивную дыхательную гимнастику А. Стрельниковой. Это возможно ввиду первостепенной важности дыхательного процесса в голосообразовании. Как показала практика, дыхательная гимнастика А. Стрельниковой благотворно влияет на развитие голоса, и ее элементы необходимо включать в занятия с детьми с целью оздоровления.

Музыкотерапия как вид здоровьесберегающей деятельности, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях, представляет собой слушание музыки. Оно имеет двоякое воздействие: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. Активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в процесс музицирования: кинезитерапия – это движения под музыку, имеющие расслабляющий, раскрепощающий или активизирующий характер. Инструментальная музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах) дает ребенку возможность выразить себя, осознать свое эмоциональное, что приводит к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.

Одной из разновидностей музыкотерапии является интегративная музыкотерапия, сочетающая музыкальное воздействие с восприятием цвета, зрительного образа. Основной целью интегративной музыкотерапии является коррекция как психофизиологических и психоэмоциональных нарушений, так и повышение резервных возможностей организма в целом. Методы данного вида работы – это музыкоцветотерапия (восприятие музыки в сочетании с цветом) и музыкоизотерапия (восприятие произведений изобразительного искусства, картин природы, а также «изображение» музыки в рисунке).

Танцетерапия и коррекционная ритмика – это здоровьесберегающие методики, основанные на выражении пластикой тела определенных образов и эмоций. В их основе лежит снятие через движение мышечного напряжения. Музыка регулирует движение и дает представления соотношений между временем, пространством и движением. Коррекционная ритмика оказывает влияние на тонус, моторику, общее психоэмоциональное состояние, тренировку подвижности процессов центральной нервной системы.

Особым видом ритмики может считаться музыкальная пальчиковая гимнастика, основанная на одновременном пении небольших песенок-попевок и выполнении определенных движений пальцами. Пальчиковые гимнастики оказывают существенной влияние на развитие мелкой моторики, формируют качественное распределение внимания.

Фонетическая ритмика – это система музыкально-ритмического развития, основанная на ритмичном произнесении звуков и шумов, связанных с определенными образами (например, изображение звуками детского голоса капанья дождя, шелеста падающих листьев). Она оказывает благотворное воздействие на дыхательную систему ребенка и его голосовой аппарат, способствует развитию воображения, преодолению дефектов речи, выработке дикции.

Вывод: На сегодняшний день на пересечении областей музыкальной и коррекционной педагогики выработалась система методов и принципов, на основе которых можно успешно внедрить здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в коррекционной школе. Наиболее продуктивными видами деятельности являются вокалотерапия, музыкотерапия, дыхательная гимнастика, различные виды ритмики.


[1] Аксенова Л., Архипов Б., Белякова Л. и др. Специальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. Назаровой. – М. : Академия, 2002. – С. 135

[2] Тихомирова Л., Макеева Т. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №3. – С. 84

[3] Шушарджан С. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М. : Антидор, 1998. – С. 48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в практике моей работы в начальной школе.

Я  убеждена, что сейчас, как никогда ранее, необходима  специальная работа учителя вместе с родителями по сохранению и укреплению  физического и психического здоровья детей. Образ жизни...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе

Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....

Использование здоровьесберегающих технологий и методик на уроках в начальной школе

В статье представлены виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.  На примере своей работы я показываю разнообразные формы проведения гимнастики для г...

Использование здоровьесберегающих технологий и методов на уроках в начальной школе

Материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе...