Внеклассное мероприятие «Улицы города рассказывают»
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему
Урок-путешествие по историческим местам родного города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 177.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Улицы города рассказывают»
Раздел «Внеурочная деятельность» 3 класс
Подготовила и провела
Чумаченко Екатерина Ремовна
Учитель музыки высшей категории
МБОУ СОШДС №15 г. Симферополя
Внеклассное мероприятие
Внеурочная деятельность
Тема: Улицы города рассказывают…
Эпиграф: «Южный город в долине Салгира,
С ними ты, Симферополь, всегда!
Сердцем Крыма – прекрасного мира –
Называют тебя неспроста»
(Е. Веременко)
Цели и задачи:
Образовательные: продолжать расширять и углублять знания учащихся об истории родного города, названия улиц, площадей, проспектов, истории отдельных зданий и памятников.
Развивающие: развивать у ребят внимание, память, воображение. Учить ребят четко формулировать свои мысли и чувства, уметь давать полные ответы на поставленные вопросы, выразительно и эмоционально исполнять песни и поэтические фрагменты, воспитывать эстетический вкус и интерес к новым знаниям.
Воспитательные: воспитывать чувства любви к родной стране, родному краю, родному городу; уважение к традициям народов, проживающих в Крыму; патриотизм; любовь к поэзии и музыке.
Форма: экскурсия – беседа.
Место проведения: зал эстетики.
Межпредметные связи: народоведение, история, литература, музыка, хореография.
Оборудование: оформление сцены символикой станы и Республики Крым; фотографиями и иллюстрациями с видами г. Симферополя; стенд – планшет с художественной и публицистической литературой, отражающей прошлое и современность нашего города; аудиозапись песни «Мой белый город» в исполнении Розы Рымбаевой; фортепиано.
* * *
Н. Добронравов (отрывок)
Говорят, здесь Шаляпин певал
На подмостках курортного зала.
И в глубоких расщелинах скал
Долго
цепкое эхо звучало.
Этот бархатный выцветший Крым,
Этой горной природы картинки
Были схожи богатством своим
С театральной парчой Мариинки.
В Учан-Су пировали купцы.
Рыбаки в Симеиз возвращались.
Опалённые солнцем дворцы
В кипарисной охране скрывались.
Август был — августейший сезон.
Но артисту всегда работенка.
Пел монарху Сусанина он.
Пел Бориса. Но пел и Ерёмку.
Пел ночей беспросветную тьму,
Пел российскую удаль и грозы.
Удивлённо внимали ему
Ливадийские блеклые розы.
Крым мускатной лозой перевит
На столах — виноградные гроздья.
И над роскошью южной гудит
Грозный голос варяжского гостя.
«Улицы города рассказывают»
(звучит песня «Мой белый город» в исп. Р. Рымбаевой)
- Мне бы хотелось начать сегодняшнюю беседу с известного вам стихотворения Платона Воронько «Журавель»:
Жура – Жура – журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
- ребята, какую землю мы называем родной?
- как называется страна, в которой мы живем?
- как называется столица Российской Федерации?
2. Важным и глубоким для человека является понятие – Родина. Мы живем с вами в едином государстве Россия. Это наша «большая» Родина. Любовь к нашей необъятной Родине начинается с любви к своей «малой» Родине, к той местности, где мы с вами родились, где живут, учатся или работают наши близкие, родные и друзья. И совсем не важно, что это маленький поселок или большой город. Важно другое – здесь все родное и близкое, здесь ты уверен в себе и счастлив. Таким местом для нас с вами является наш родной Симферополь.
Звучит песня в исполнении учащихся.
ГОРОД.
Муз. Горьковой
- Настал рассвет и вновь проснулся город,
Немного отдохнув от суеты.
Его люблю он мне безумно дорог
Мой город, где сбываются мечты.
Он дарит нам влюбленный свет
И слышит музыку планета.
И ничего прекрасней нет
Звенящего рассвета.
Припев:
Я и ты можем этот мир спасти
И обнявшись вместе защитим его от бед.
Я и ты можем этот мир спасти,
Чтоб были солнце, небо, море и цветы.
2. Кружит зеленая планета
Уже чуть больше двадцати веков.
И как восьмое чудо света
Сплетенье гор, морей, материков.
И этот мир. Чудесный мир
Увидят люди в одночасье
Улыбки детства сохраним,
Умножим наше счастье.
- Как и каждый человек, так и каждый город имеет свою историю жизни, свою судьбу. Интересна и увлекательна история нашего города, которую создавали его жители – симферопольцы. Мы – наследники и продолжатели этой истории. Давайте вместе постараемся познакомиться с прошлым нашего Симферополя, узнаем откуда появлялось название и что оно означает, пройдемся по некоторым его уютным улица, всмотримся в его дома и памятники.
3. Чтецы (I гр.)
1) Город мой, город скифских преданий…
Пусть не молкнут твои соловьи.
Ты хранишь трепет первых свиданий
И весеннюю сказку любви.
2) Город мой в серебре тополином,
Как тебе объясниться в любви?
В старых улочках бродят былины,
В новых парках поют соловьи.
3) Двести лет ты растешь над Салгиром,
Хлебом – солью встречаешь гостей.
Новоселья и свадьбы в квартирах
И повсюду улыбки детей.
4) Симферополь!
Нам слов величавых не надо.
Мы друг другу верны,
Мы едины судьбой.
Мы с тобой одолеем любые преграды,
Я тебя не предам, я останусь с тобой!
4. Симферополь – один и молодых городов Крымского полуострова. Однако обживали эти места еще первобытные люди. Ученые определили, что люди обитали здесь более 50 тысяч лет назад. И во все последующие эпохи человек не оставлял эти благодатные места с благоприятными расположением и климатом.
На территории Симферополя найдены следы проживания кроманьонцев, тавров и конечно, же, скифов, столица которых Неаполь, размещалась Ю-В части нынешнего Симферополя.
Сегодня на экскурсии мы побываем недалеко от этих мест.
(показ иллюстраций Неаполь Скифского)
Шли века. Волны новых завоевателей – хазар, печенегов, половцев, монголо-татар – захлестывали Крым. В середине века возникает новый город Ак-Мечеть (в переводе «белая мечеть», мечеть – это мусульманский храм). Ак-Мечеть являлась важным административным центром, резиденцией султана. В нем было 331 дом и 7 мечетей.
5. Постепенно положение дел в Крымском ханстве ухудшалось, было очевидно, что свою самостоятельность Крым сохранить не сможет, и чтобы наш край не стал собственностью Турции, было принято решение о присоединении Крыма к России. Произошло это в 1783 году. По приказу императрицы Екатерины II (показ портрета) была образована Таврическая область, в которой должен был появиться новый административный центр. В 1784 году было решено образовать новую столицу Крымского полуострова, не на берегу моря, а в центре, на берегу реки Салгир, где перекрещивались главные дороги.
Так появился новый город, которому в 2019 году исполнится 235 лет, и получил имя: «Симферополь». Название не русское, а модное в те времена – греческое, что в переводе «Пользоград», «город пользы», «город-собиратель». Да, действительно, Симферополь как бы «собирает» удаленные друг от друга регионы Крыма отсюда легко попасть в любую точку полуострова.
7. Первым генерал-губернатором города стал князь Потемкин Григорий Александрович (показать портрет + гравюра «Вид Ак-Мечети»), который за свои заслуги в обустройстве города получил почетный титул «Таврический» (показать план Симферополя).
И вскоре сам светлейший князь Потемкин
В ретивом государственном пылу
Оставит в назидание потомкам
Названье города и в гербе пчелу.
- Да, вот так (показать) выглядит современный герб и флаг Симферополя, на которых мы видим пчелу - как известно, символ трудолюбия, так как симферопольцы – умные, красивые, добрые и трудолюбивые люди.
Герб Симферополя
Флаг Симферополя
8. Чтецы (II гр.)
1) В автобусной рабочей толкотне
Водителя привычно объявленье
- Кому на выход? Улица Павленко!
И что-то в сердце ударяет мне.
2) Едва лишь призадумаюсь, и снова
Названия, что слышаны не раз.
- Самокиша!
-Внимание, парк Тренева!
-Курчатова! Вам выходить сейчас.
3) Как бы заглавья каменные книг.
О тех, что прежде жителями были…
О, вдумайтесь, пожалуйста, на миг
В привычное звучание фамилий!
9. Да! Это улицы нашего города, каждая из которых отражает определенный исторический этап в его жизни.
Изначально названия улицам давались по национальному признаку населения: Русская, Татарская, Турецкая, Греческая, Эстонская, переулки Европейский, Цыганский, или по местонахождению какого-либо приметного объекта: Губернаторская, Полицейская, Тюремная, Банная и т.д.; или в названии улиц увековечивались знатные люди: Екатерининская, Потемкинская и др., а также в честь деятелей науки и культуры: Пушкинская, Менделеевская, Пироговская, Толстого и т.д.
Меняются времена, меняются приоритеты, и современные названия отличаются от исторических.
Конечно же, сегодня мы не сможем рассказать о всех улицах нашего города. Мы с вами только в начале путешествия в историю нашего родного города и со временем мы узнаем много нового и интересного и нем.
10. А сейчас мы с вами немного поиграем в игру – викторину: «Знаешь ли ты свой город?»
1 вопрос: На какой улице находиться цирк?
Справка: ул. Горького ранее носила название Дворянская, это была улица богачей, лучшая часть города, здесь было здание стоит и поныне, до недавнего времени здесь располагалась научная библиотека им. И. Франко. А это на месте, где сейчас находится Цирк была армянско-католическая церковь. Эта улица именовалась Советской, а позже стала Горького.
2 вопрос: Кто знает, как называется центральный проспект нашего города?
Справка: Проспект Кирова – первоначально назывался Салгирной улицей: она вела от реки Салгир до старого города, ныне закрытого христианского кладбища. В 1935 году улица переименована в улицу Кирова, в честь выдающегося деятеля Серея Мироновича Кирова. На этом проспекте располагается площадь Ленина с памятником Ленину – вождю революции. На этой площади расположен Украинский театр и Совет Министров Крыма.
3 вопрос: А на какой улице находится Русский театр нашего города?
Справка: ул. Пушкина – первоначальное название Приютская, так как первым домом здесь построенным был детский приют для девочек, оставшихся без родителей. Эта улица названа в честь величайшего русского поэта и писателя А.С. Пушкина, который провел в нашем городе всего месяц, но в сердце сохранил «счастливейшие минуты жизни» в волшебном крае. На этой улице располагался также Дворец бракосочетания, кинотеатр «Спартак».
4 вопрос: Памятник кому находится на этой улице, рядом с театром?
Справка: Суворову – выдающемуся полководцу, генералиссимусу.
5 вопрос: Самая протяженная улица города?
Справка: ул. Киевская – здесь жил знаменитый врач Федор Карлович Мильгаузен – вел борьбу с эпидемиями, кроме этого Ф.К. был ученым – ботаником, метеорологом, основатель Симферопольской метеостанции. Эта улица носила имя этого выдающегося человека, а с 1964 года носит название Киевская. Именно на этой улице располагается Областная клиническая больница им. Семашко, Центральный автовокзал, троллейбусный парк, 8-этажная гостиница «Москва», Дворец культуры Профсоюзов.
11. К нам пришла библиотекарь нашей школы Клевак Светлана Ивановна, которая расскажет вам о книгах, в которых вы узнаете много интересного о нашем городе и лицах нашего города.
(выступление библиотекаря школы Клевак Светланы Ивановны)
12. В завершении нашей беседы мне хотелось бы остановиться еще на одной улице – ул. Дружбы. Во 1-х, потому что она находится рядом с нашей школой, а во-2х, потому что она отражает суть всего нашего Крыма и Симферополя. Рядом живут и работают, учатся и ходят в д/с русские, украинцы, евреи, немцы, армяне, крымские татары, болгары, греки. (покажите символ дружбы).
Улица это молодая, небольшая, но суть и смысл ее велики – мы непобедимы пока мы вместе, пока мы чувствуем локоть друг друга, пока мы готовы в любой момент прийти на помощь друг к другу. Ведь мы одна большая многонациональная семья. И наш класс – частичка этой семьи. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и встанем в один большой хоровод Дружбы и помните, что только дружба помогает творить великие дела.
(«Хоровод Дружбы» в исполнении танцевальной группы)
13. Песня «Мой город». Музыка В. Кеслера, слова М.В. Савенкова в исполнении учащихся.
Мой город.
Музыка В. Кеслера, слова М.В. Савенкова.
Расплескала ветви ива
По волнам, среди камней.
В облаках я вижу гривы
Скифских огненных коней
Припев:
Зелень крон над потоком седым.
Симферополь – ворота в Крым.
Этот город распахнуть настежь
В нашу память, в преданье наши.
Голубых кварталов глыбы
Вторят очертаньям гор
Город встреч, дорог, улыбок,
Светлых песен, алых зорь.
Припев:
Зелень крон над потоком седым.
Симферополь – ворота в Крым.
Этот город распахнуть настежь
В день грядущий, в рассветы наши.
Ребята, давайте закрепим наши знания решением кроссворда.
Кроссворд
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 |
- На какой улице расположено здание нашей школы? /ул. Баррикадная/.
- На какой улице находится цирк? /ул. Горького/.
- Как называется танец, который исполнили наши ребята? /Хоровод/.
- Музыкальный символ государства /Гимн/.
- Именем какого русского композитора, написавшего оперу по произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» названа одна из улиц нашего города? /М.И. Глинка/.
- Назовите один из городов- героев Крыма? /Севастополь/.
Решение кроссворда
Б | А | Р | Р | И | К | А | Д | Н | А | Я | ||||
Г | О | Р | Ь | К | О | Г | О | |||||||
Х | О | Р | О | В | О | Д | ||||||||
Г | И | М | Н | |||||||||||
Г | Л | И | Н | К | А | |||||||||
С | Е | В | А | С | Т | О | П | О | Л | Ь |
Прочитав ключевое слово кроссворда «Родина», мы снова возвращаемся к главной цели нашего путешествия по историческим местам города Симферополя.
Важным для человека является понятие – Родина. Мы живем с вами в едином государстве Россия. Это наша «большая» Родина. Любовь к нашей необъятной Родине начинается с любви к той местности, где мы с вами родились, где живут, учатся или работают наши близкие, родные и друзья.
14. Герб, флаг… А что еще является государственным символом?
Наша школа – государственное учреждение и тоже имеет свой гимн. Давайте вспомним его. (исполнение Гимна школы).
Гимн школы /обр. ДДТ «Осень»/.
- Что такое детство – это школа,
Та куда боишься опоздать ты
Здесь тебя друзья встречают,
Знанья окружают
Ты запомни радости минуты.
Припев:
Утром в школу ребята бегут
Книжки, тетрадки ребята несут
Чтобы снова узнать: «Почему?»
Что поведал Колумб и кому?
- Что такое школа – это мудрость,
Та, что дарит первый ваш учитель.
Вы цените время и его работу –
Ведь для вас он главный вдохновитель.
Припев:
Может двадцать лет, тридцать пройдет,
Снова над школой солнце взойдет,
Вспомни этот день сентября –
Вспомнит и школа тебя.
Итог: Сегодня мы познакомились с историческими документами, связанные с возникновением нашего родного города, читали, слушали и пели стихотворения и песни, посвященные Симферополю. Но мы знаем, что Симферополь – это одна из «жемчужин» крымского ожерелья. На следующих экскурсиях – концертах мы будем говорить о городах-героях Крыма – Севастополе и Керчи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Азбука города"
Правила дорожного движения: дорожные знаки....
«Памятники города, охраняемые ЮНЕСКО» внеклассное мероприятие «Петербург – город - памятник»
Внеклассное мероприятие, посвященное памятникам Санкт - Петербурга, охраняемым ЮНЕСКО....
Внеклассное мероприятие "Мой город - Салават"
Внеклассное мероприятие гражданско-патриотического направления для учащихся 3 класса, посвященное юбилею родного города....
Внеклассное мероприятие "Неповторимый город Нальчик"
Материал представлен на портале фестиваля педагогических идей "Первое сентября"...
Внеклассное мероприятие "Тула - город мастеров"
Сценарий и презентация мероприятия для учащихся начальных классов...
Внеклассное мероприятие "Любимому городу посвящается..."
Внеклассное мероприятие...
Конспект внеклассного мероприятия "Улицы герои" (2 класс)
Конспект внеклассного мероприятия...