Что за прелесть эти сказки
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Шеменёва Анна Владимировна

Конспект урока музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_prelest_eti_skazki.docx29.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Что за прелесть эти сказки»

Класс: 4А

Цель: Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

             

Планируемые результаты (предметные):

-Расширить понятие регистр.

-Вызвать интерес к классической музыке.        

-Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

личностные

Метапредметные

Познавательные:

-формулирование проблемы,

-построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

-проговаривание последовательности действий на уроке;

-осуществление самоконтроля.

Коммуникативные:

-Умение слушать и слышать друг друга

-Умение устно выражать свои мысли

Личностные:

 Личностные УУД:

-приобщение к миру искусства;

-развитие чувства прекрасного, чувства гордости за талантливых людей в мире искусства, которые

Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова, синтезатор                                           

Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты).

Ход урока

  1. Организационный момент.  Приветствие.
  2. Определение темы и постановка целей

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в музыкальный театр. Какие музыкальные спектакли вы знаете, назовите жанры. (Опера и балет). В основу оперы, фрагменты которой мы сегодня будем слушать, легло следующее литературное произведение. Вспомните его название, жанр и автора.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир".

(Сказка о царе Салтане А.С. Пушкин)

Кто знает её полное название? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатырекнязе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).

Учитель. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети. Волшебством.

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут  этого композитора? (портрет)

Дети. Римский – Корсаков.

- И так ребята , кто - нибудь догадался о чём пойдёт речь на нашем уроке?

-А какие цели мы поставим?

Учитель. Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. И сегодня мы послушаем фрагменты из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Итак, мы находимся в театре.

III.        Основной этап

1) Слушанье

Ребята, вспомните, пожалуйста, какие чудеса встречались в сказке Пушкина?

Дети. Белка, 33 богатыря, Царевна-лебедь.

Вспомним 1 чудо – белку.  (стихи Пушкина)

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

-Вы услышали как изображена белка в сказке, а теперь послушайте, как показал её композитор Р-К.  

Учитель. Как звучит музыкальная тема белки?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра - флейта)

В каком регистре прозвучала эта мелодия? Напоминаю, что в музыке есть три регистра – высокий, средний и низкий.

Низкий – тяжёлые, грубые. Средний – легко пропеть своим голосом. Высокий – лёгкие, звонкие звуки.

Почему композитор использовал высокий регистр для показа образа белочки?

А сейчас антракт.  Мы поиграем в оркестр

Сейчас будут звучать музыкальные инструменты. Ваша задача – узнать инструмент и показать движениями как на нём играют (выполняют  балалайка, скрипка, гитара, труба, фортепиано, барабан).

А теперь следующее задание – определить в каком регистре я сыграю музыкальные звуки. (Исполнение и ответы детей).

Учитель.  Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Читаешь отрывок)

...Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумной беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря.

В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить -
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь, на какой жанр похожа эта музыка? ( Звучит фрагмент)

Учитель. На что похожа эта музыка? (Конечно же на марш)

Какая музыка этого марш? (торжественная, величественная, гордая….).

В каком регистре звучал марш? Почему? Какие инструменты?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у  нас снова антракт.

Физкультминутка

Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».

Показ картины Врубеля «Царевна - Лебедь»

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре? И какая бы была мелодия?

Дети предполагают.

Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке. Стихи

"Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает -

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков

(Звучит фрагмент)

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским? (проанализировать инструменты, регистр, мелодию)

(У многих детей совпало)

2) Вокально-хоровая работа

- Ребята, а откуда же вы узнаёте сказки ?

-А любите ли вы читать?

-Ну вот что бы узнавать сказки и многое другое, вы должны уметь хорошо читать и писать тоже Быть грамотными. И сегодня мы разучим такую песенку, которая называется песни «Песенка Пишичитая». Видеозапись

IV.        Итог  урока

Учитель. Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»

Учитель. Кто написал эту оперу?

Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Дети отвечают.

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Что за прелесть эти сказки! Сказка "Теремок"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе для башкирских школ по учебнику Давлетбаевой Р.Г. Урок построен по ФГОС. Направлен на развитие речи обучающегося, изучению русской народной сказки....

КВН по сказкам А. С, Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Класс делится на три команды Они заранее готовят домашнее задание:приветствие противоборствующим командам и жюри, рисунки, костюмы, инсценирование.Учитель готовит задания для команд. Паузы во время по...

Презентация по внеклассному чтению по сказкам А С. Пушкина для 4-го класса "Что за прелесть эти сказки"

Презентация поможет сделать урок внеклассного чтения или классный час увлекательным путешествием по сказкам А. С Пушкина. Учащиеся сами выбирают кликом мышки номинацию, чтобы отправиться в ту или иную...

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категори...

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв...