Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Федотова Наталья Васильевна

В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon muzyka.zip56.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по музыке разработана  в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина  России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учётом возможностей  учебно-методической  системы «Школа России», примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М.. 

      Рабочая программа разработана с учетом особенностей учащихся МБОУ «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

Структура документа

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, календарное планирование, технологическую карту, планируемые результаты, список использованной литературы.

Цели и задачи обучения

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной  памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

Задачи:

- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

-    понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

-   освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

-    изучение особенностей музыкального языка;

-   формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Ценностные ориентира содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого  потенциала,  готовности  выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения,  рефлексии,  что  в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Место курса в учебном плане

Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах 1 час внеделю. Во 2 классе 34 часа (34 учебные недели) (33 часа в I классе, по 35 часов - во II-IV классах). 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностнойрефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности

Содержание программного материала

                                           

2 класс

I  четверть   (9 часов)

 Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

        Урок 1. Мелодия.   Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

        Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!»  и Г. Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

Урок 3. Гимн России. НРК: Гимн Бурятии.Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя.  Музыкальные образы родного края.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

        Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

        Урок 5. Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

        Урок 6. Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.

        Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи.  Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

        Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. 

        Урок 9. Обобщающий  урок  1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

II  четверть  (7 часов)

  Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)

        Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины. НРК:Экскурсия в старообрядческую церковь. Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон» М.П.Мусоргского).

        Урок 11. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.

       Урок 12. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения.

       Урок 13. Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»). 

       Урок 14. С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление  о  религиозных  традициях. Народные славянские песнопения.

       Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику – «Новый год».

       Урок 16. Обобщающий  урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть.

III  четверть   (10 часов)

 Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

 Урок 17. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

Урок 18. Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 19. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.

Урок 20. Проводы зимы. Встреча весны. НРК: Посещение народного праздника Масленица.  Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.

     Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Урок 21. Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога.

        Урок 22.  Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

        Урок 23. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль  дирижера,  режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

        Урок 24. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

       Урок 25. «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

       Урок 26. Обобщающий  урок 3 четверти.  НРК: Бурятские мотивы.  Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3   четверть.

IV  четверть   (9 часов)

Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)

        Урок 27. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).        Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

       Урок 28. «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы  в симфонической и фортепианной  музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

       Урок 29. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

       Урок 30. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

      Урок 31. Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

       Урок 32. Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда). Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

 Урок 33. Природа и музыка. «Печаль моя светла».   Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

       Урок 34-35. Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класс

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
  •  понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров,  в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических  движений, а также элементарного музицирования);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов


        

п/п

Раздел,

 тема

Решаемые проблемы; цель деятельности
учителя

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

предметные результаты

универсальные учебные действия
(УУД)

личностные
результаты

1

2

3

4

5

6

Россия – Родина моя

1

Мелодия

(У.*, с. 8–9)

(вводный урок; урок-экскурсия)

Какому народу близка эта музыка?

Цель: учить определять, на что похожа мелодия (песня), кем она написана
(написал композитор или народная), какие интонации помогают узнать время суток, изображённое в музыке

Узнают: что такое мелодия и аккомпанемент, назовут, кто сочиняет музыку.

Научатся: размышлять
о музыке, какую она рисует картину (на примере музыки М. П. Мусоргского), слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, исполнять хоровое произведение (петь хором)

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: использовать общие приёмы решения познавательной задачи.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и пониматьсобеседника

Показывает наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда
на мир

2

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

(У., с. 10–13)

(изучение
и закрепление новых знаний;

Что объединяет песни о Родине?

Цель: учить подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций), воплощать ха-

Узнают: смысл понятий: запев, припев, хор, солист, исполнитель, Родина, песня, танец, марш, мелодия.

Научатся: петь хором
и с солистом на примере песен Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!»

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соотвтествии с поставленной задачей.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов

Проявляет чувство гордости
за культурное наследие своего народа; оценивает

.

урок-путешествие
в концертный зал)

рактер и настроение песен о Родине в своём исполнении; по-знакомить с музыкальными образцами родного края

и Г. Струве «Моя Россия», воплощая характер и настроение песен о Родине, слушать музыку, устно отвечать на вопросы по содержанию музыкальных произведений

решения учебно-практических
и познавательных задач; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; предлагать творческие варианты решения поставленной задачи; использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию

и сознательно выстраивает эстетические от-ношения
к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом

3

Гимн России.

(У., с. 14–15)

(расширение и углубление знаний; урок- историческое путешествие)

Что такое гимн?

Цель: познакомить
с Гимном России
и его авторами; обратить внимание учащихся на особенности исполнения Гимна,

Узнают: символы России (флаг, герб, гимн), особенности исполнения гимна, значение понятий: гимн, символы, памятники архитектуры.

Научатся: слушать и ис-

полнять гимн, исполнять музыальное произведение  в хоре, выполнять интонационно-образный анализ музыки

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; адекватно ис-пользовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и понимать собеседника

Осознает гражданскую идентичность
в соответствии с традициями семьи и народа


День, полный событий

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

(У., с. 18–19)

(расширение и углубление знаний; урок-путешествие

в концертный зал)

Что роднит и что от-личает два цикла
детской музыки –
П. И. Чайковского («Детский альбом») и С. С. Прокофьева («Детская музыка»)?

Цель: научить определять жизненную основу музыкальных

произведений, понимать выразительныевозможности фортепиано в создании различных образов

Узнают: понятия: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, музыкальный язык, музыкальный аль-бом, интонации.

Научатся: называть имена композиторов (Петр Ильич Чайковский,Сергей Сергеевич Прокофьев), музыкальные инструменты,

определять, как они связаны между собой (на при-мере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки»
С. С. Прокофьева)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в по-знавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: выделять
и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск информации об истории и уст-ройстве фортепиано.

Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Проявляет эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяет свою ценностную сферу

в процессе общения
с музыкой

5

Природа
и музыка.

Прогулка.

(У., с. 20–23)

(изучение нового материала; урок-путешествие)

Какое время суток определяется в каждой из пьес?

Цели: познакомить с пьесами «Утро»
и «Вечер» С. Прокофьева, «Прогулка» М. Мусоргского
и С. Прокофьева; на-учить применять

Научатся: определять, какая из пьес С. Прокофьева изображает утро, а какая – вечер, характеризовать их выразительные возможности на примере пьес «Прогулка» М. Мусоргского
и С. Прокофьева.

Узнают: понятия песенности, танцевальности и

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: ставить вопросы; формулировать проблемы; осуществлять сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источни-

Проявляет наличие  стремления к красоте и гармонии; приобретает эстетический взгляд
на мир;


знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения, сравнивать контрастные пьесы одного композитора, композиторские стили
и произведения с одинаковыми названиями

маршевости, мелодия, регистр, изобразительность в музыке, что такое регистр, о песенности, танцевальности и маршевости в музыке русских композиторов, об изобразительности в музыке

ков); применять и представлять информацию.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной

оценивает и сознательно выстраивает эстетические от-ношения
к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом

6

Танцы, танцы, танцы…

(У., с. 24–25)

(расширение и углубление знаний; урок-танц-класс)

Как различать многообразие танцевальной музыки?

Цели: познакомить с танцами «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева; научить определять ритмическую основу музыки, её танцевальные ритмы, характерные движения

Узнают: названия танцев: полька, вальс, тарантелла, камаринская, понятия: танцевальные ритмы, пластика движений, танцевальные жанры.

Научатся: различать народный и классический танец, определять ритмы танцев; выполнять музыкально-ритмические движения; слушать музыку

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе

Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, об-щения; реализует творческий потенциал
в процессе коллективного танца


7

Эти разные марши.

Звучащие картины.

(У., с. 26–29)

(закрепление нового материала; урок-путешествие
в картинную галерею)

Кому из композиторов принадлежат марши? Как звучит музыка, которую исполняют пианисты, изображённые на картинах?

Цель: расширить
и углубить знания
о жанре марша и разнообразии маршевой музыки; помочь накопить музыкально-слуховой опыт как опыт интонационно-стилевой

Узнают: отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. 

Научатся: определять
на слух маршевую музыку, выделять среди произведений пьесы маршевого характера, сравнивать музыкальные ритмы движений деревянных солдатиков
и мальчика, кузнечиков

и месяца на примере пьес П. И. Чайковского
и С. С. Прокофьева

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные: обсуждать совместно вопросы с партнером по учебному взаимодействию перед принятием решения

Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда
на мир в его художественном разнообразии

8

Расскажи сказку.

(У., с. 30–31)

(решение частных задач; урок-сказка)

О чём рассказали
в своих музыкальных сказках П. И. Чайковский и С. С. Прокофьев?

Цель: сравнить и сопоставить музыкальное развитие и содержание пьес «Нянина сказка» П. И. Чайков-

Узнают: значение музыкальных терминов: мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке.

Научатся: находить сход-ство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка» П. И. Чайковского
и «Сказочка» С. С. Проко-

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач; рисовать услышанное.

Стремится к формированию ассоциативно-образного мышления; имеет позитивную самооценку своих


ского и «Сказочка»
С. С. Прокофьева из двух фортепианных альбомов для детей

фьева), рисовать то, что услышали, и сочинять сказку к своему рисунку

Коммуникативные: ставить вопросы; учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки

музыкально-творческих способностей

9

Колыбельные. Мама.

(У., с. 32–35)

(обобщение и систематизация знаний, урок-игра)

О чём говорит музыка? Что нужно для того, чтобы выразительно исполнить колыбельные песни?

Цель: помочь учащимся определить интонацию колыбельной в музыкальных произведениях; развивать умения выделять отличительные черты колыбельной песни, подбирать слова к мелодии, играть на музыкальных ин-струментах, выразительно исполнять колыбельные песни

Узнают: значение музыкальных терминов: темп, динамика, построение музыки, музыкальная форма.

Научатся: слушать и выразительно исполнять колыбельные песни на примере пьесы из «Детского аль-бома» П. И. Чайковского «Мама» и песен композиторов Е. Крылатова, А. Ос-тровского, Р. Паулса, различать особенности построения музыки (двухчастная, трёхчастная форма) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев)

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план
и последовательность действий
.

Познавательные: ставить и формулировать проблему; осуществлять запись, фиксацию информации о музыкальном мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Коммуникативные: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом исполнении песен

Проявляет духовно-нравственные и этические чувства, уважительное отношение к матери


«О России петь – что стремиться в храм»

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.(У.,
с. 38–41)

(вводный урок; урок-путешествие в художественную галерею)

Как звучит «Великий колокольный звон»?

Цели: познакомить с голосами-тембрами колоколов, с разнообразием колокольных звонов, с композиторами, включавшими звоны колоколов в свои произведения; помочь учащимся определить, какая музыка звучит на картинах художников

Узнают: названия колокольных звонов, что такое музыкальный пейзаж, звучащие картины, голоса-тембры.

Научатся: определять голоса-тембры колоколов, сравнивать их на примере музыки М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»
из кантаты «Александр Невский», «Праздничного трезвона», передавать
в пластике движений
и в игре на музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов, сопоставлять средства музыкальной выразительности музыки и живописи

Регулятивные: выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: выделять необходимую для решения познавательной задачи информацию; рассматривать живописные полотна и определять, какая музыка звучит на картинах, какими средствами живописи художник выразил музыкальное звучание; объяснять, почему некоторые картины называют звучащими.

Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Сохраняет внутреннюю позицию школьника на ос-нове положительного отношения к школе; воспринимает музыкальное произведение на ос-нове эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства со-причастности к истории своей Родины
и народа


11–12

Святые земли русской. Александр Невский.

(У., с. 42–43)

Святые земли русской.

Сергий Радонежский.

(У., с. 44–45)

(изучение
и закрепление нового материала; урок-путешествие
в историю)

Что такое кантата? Чем дорога народу память подвигов Александра Невского
и Сергия Радонежского?

Цели: познакомить

с именами святых земли русской; объяснить, что они сделали для Руси, какие подвиги прославили их имена; помочь осмыслить понятия: кантата, народные песни, церковные песнопения

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: хор, кантата, триптих, народные песнопения, церковные песнопения, житие.

Научатся: называть име-

на святых, исполнять темы «Песни об Александре Невском» и «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»
С. С. Прокофьева, рассказывать о национальных героях, аргументируя, почему их любят, чтят и помнят потомки, обсуждать, какая музыка должна звучать в честь национальных героев

Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью и результатами.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебных задач информации.

Коммуникативные: выслуши-

вать мнения и идеи одноклассников и использовать их в дальнейшей деятельности; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; проявлять активность
во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляет этические чувства, чувство со-причастности к истории своей

Родины
и народа; оценивает и сознательно выстраивает эстетические от-ношения
к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом

13–14

Молитва

(У., с. 46–47)

С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.

Что такое молитва?

Цели: дать понятие молитвы через пьесы из «Детского аль-бома» П. И. Чайковского; развивать умение проводить интонационно-образ

Узнают: значение понятий: молитва, икона.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере пьес из «Детского альбома» И. Чайковского «Утренняя молитва»,

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функ-

Укрепляет культурную, этническую
и гражданскую идентично-


(У., с. 48–51)

(Закрепление нового материала, обобщение и систематизация. Урок-концерт)

анализ прослушанного музыкального произведения

«В церкви».

Узнают: значение понятий: народные церковные праздники, сочельник, колядки.

Научатся: выразительно исполнять рождественские песнопения

ций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе

ствии с духовными традициями семьи и народа

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

15

Русские народные ин-струменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. (У.,

с. 54–59)

(повторение и закрепление изученного материала. Урок-игра)

Какие русские народные инструменты вы знаете?

Цель: продолжить знакомить учащихся с музыкальными ин-струментами, с составом оркестра рус-ских народных ин-струментов; помочь учащимся создать инструментальные импровизации; объяснить значение музыкальных понятий: плясовые наигрыши, вариации

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: оркестр русских народных инструментов, вариации, наигрыш, пляска, фольклор, песня-игра, песня-диалог.

Научатся: называть народные инструменты, на которых играют музыканты, определять на слух рус-ские народные инструменты, импровизировать в иг-ре на народных инструментах, разыгрывать песни «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли», выразительно

Регулятивные: обдумывать замысел и реализовывать его
в исполнении;
определять об-щую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения их существенных признаков.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; задавать вопросы, необходимые

Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, об-щения; реализует творческий потенциал
в процессе коллективного танца, игры, музицирования


исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши

для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

16

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

(У., с. 62–65)

(изучение
и закрепле-

ние изученного; урок-путешествие)

Какая из предложенных мелодий звучит в «Детском альбоме» П. И. Чайковского?

Цель: развивать умение сопоставлять мелодии произведений

из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева, находить черты, роднящие их с народными напевами и наигрышами

Узнают: значение понятий: авторская музыка
в народном стиле.

Научатся: сочинять мелодию на заданный текст, импровизировать в игре на народных инструмен-

тах, понимать и слышать характерные народные ин-тонации, ритмы, тембры, приёмы развития на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и «Детской музыки» С. С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер»)

Регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленной учебной задачи информации.

Коммуникативные: договари-ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты
на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Проявляет эмоционально-ценностное отношение к искусству; реали-

зует творческий потенциал
в процессе сочинения

17–18

Русские

народные праздники:

Проводы

Почему в народных песнях часто повторяются и мелодия и слова?

Узнают: значение понятий: русский народный праздник, фольклор, песенка-закличка, выразитель-

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: использовать

Укрепляет  культурную, этническую


зимы. (У., с. 66–67)

Встреча весны.(У.,
с. 68–69)

(повторение и закрепление изученного материала; урок-игра)

Цель: познакомить с чертами и приёмами народных праздников; разучить масленичные песни, весенние заклички, детские игры, соответствующие данному празднику

ность, историю и содержание народных праздников.

Научатся: выразительно исполнять обрядовые песни, работать с учебником и дополнительной литературой; выполнять игровые и театрализованные действия

общие приёмы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о рас-пределении функций и ролей
в совместной деятельности
; формулировать собственное мнение и позицию

и гражданскую идентичность
в соответствии с духовными традициями семьи и народа

В музыкальном театре

19–20

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет.

(У., с. 72–77)

(изучение
и закрепление нового материала; урок-путе-

Как вы думаете, кто в опере исполняет эти темы? Что такое балет?

Цель: привлечь внимание учащихся
к произведениям крупных музыкальных форм; заинтересовать жанрами оперы и балета; помочь учащимся раскрыть для себя удивитель-

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, музыкальный театр, музыкальный диалог, хор, солист, балет, балерина.

Научатся: называть имена композиторов, названия произведений (опера

М. Коваля «Волк и семеро козлят», балет С. Прокофьева «Золушка»), выразительно исполнять темы героев

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленных учебно-практических и познавательных задач информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; уметь участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения,

Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; имеет  позитивную самооценку своих музыкально-творчес-


шествие
в мир музыкального театра)

ный мир театра; научить выразительно исполнять главные темы оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят»

оперы, сопоставлять
и сравнивать характеры действующих лиц, передавать настроение музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла

обсуждать и анализировать соб-ственную музыкальную (певческую, исполнительскую, слушательскую) деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения музыкального содержания и средств его выражения

ких возможностей

21

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра.

(У., с. 78–81)

(изучение

нового материала; урок-путешествие в концертный зал)

Какие оперы и балеты вы видели в театре?

Цели: научить ис-пользовать приём свободного дирижирования, передачи

характера звучания музыки пластичными движениями; развивать умения слушать музыкальные произведения и узнавать знакомые мелодии в них

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: симфонический ор-кестр, дирижёр, дирижёрские жесты.

Научатся: представлять себя в роли дирижёра и ди-

рижировать разными маршами из опер и балетов, участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля

Регулятивные: контролировать и оценивать свою учебную деятельность.

Познавательные: обдумывать замысел и реализовывать его
в исполнении: драматизации
и пластическом интонировании.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; учитывать эмоциональное восприятие музыки других учащихся; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Реализует творческий потенциал в процессе коллективного и инди-

видуального музицирования


22–23

Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье!

Увертюра.

Финал.

(У., с. 82–87)

(изучение
и обобщение полученных знаний; урок-путешествие
в музыкальный театр)

В чём сходство и различие сцен в поэтической сказке (поэме) «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
и оперы «Руслан
и Людмила» М. И. Глинки?

Цель: научить разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития, проводить сравнительный анализ музыки

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал.

Научатся: проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов, понимать смысл терминов «партитура», «увертюра» на примере музыки М. И. Глинки, слушать и понимать музыку

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию во взаимодействии

Проявляет наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи, театра

В концертном зале

24–25

Симфоническая сказка.

(С. С. Прокофьев «Петя и волк»)

(У., с. 90–93)

Каким персонажам сказки принадлежат музыкальные темы? Какие инструменты их исполняют?

Цели: объяснить

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, инструменты симфонического оркестра.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; концентрировать волю
для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизировать эмоциональное состояние

Стремится к развитию эмоционального восприятия музы-


(изучение
и закрепление новых знаний, урок-путешествие в симфоническую сказку)

значение понятий: симфоническая сказка, партитура; научить следить по партитуре появление действующих лиц, их разговор между собой, помочь учащимся услышать различное звучание музыкальных инструментов, характеризующих действующих лиц сказки

Научатся: различать
на слух инструменты симфонического оркестра, сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки, следить
по партитуре за развитием музыки, выделять изобразительность и выразительность в музыке

для решения поставленных учебных задач.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебно-познавательной задачи информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; контролировать свои действия в коллективной работе

кальных произведений; проявляет интерес к от-дельным видам музыкально-практической деятельности

26

Сюита
М. П. Мусоргского «Картинки
с выставки». Музыкальное впечатление. (У.,

с. 94 –97)

(изучение

Отличаются ли образы рисунков художника В. Гартмана от музыкальных образов М. Мусоргского?

Цели: познакомить  учащихся с пьесами из фортепианного цикла (сюиты) «Картинки с выставки»

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: сюита, музыкальный портрет, о музыкальном творчестве М. П. Мусоргского для детей.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыки, выделять выразительность и изобрази-

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию;

Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; стремится к развитию ассоциативно-об-


и закрепление нового материала;урок-экскурсия на выставку художника)

М. П. Мусоргского; научить выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии

тельность в музыке на примере фортепианных пьес М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»; определять музыкальные портреты и образы на основе анализа пьес-картинок М. П. Мусоргского

прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

разного мышления

27–28

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.

(У., с. 98–

103) (закрепление и обобщение знаний; урок- путешествие в концертный зал)

Почему современный поэт В. Боков назвал композитора

В. А. Моцарта «нестареющим»? В чём секрет современности музыки Моцарта?

Цель: познакомить учащихся с западноевропейской музыкой, с автобиографией
и музыкальными произведениями великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, контраст, увертюра,о жизни и творчестве В. А. Моцарта.

Научатся: анализировать и сравнивать музыкальные произведения на примере симфонии № 40, оперы «Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта и произведений М. И. Глинки

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: выделять
и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-практические действия в соответствии с правилами ролевой игры «Играем в дирижёра».

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; конструктивно вести диалог;  слушать и понимать собеседника; управлять коммуникацией:  определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Проявляет уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

29

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты

(орган).

«И всё это –

И.-С. Бах».

(У., с. 106–

111) (изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие)

Почему другой немецкий композитор – Людвиг ван Бетховен – сказал о Бахе: «Не ручей – море ему имя!»?

Цели: продолжить знакомить учащихся  с западноевропейской музыкой, с музыкальными произведениями И.-С. Баха; объяснить значение понятий: органная музыка, орган, менуэт, старинный народный танец мюзет, волынка

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: интонация, темп, тембр, мелодия, динамика, лад, регистр, ритм, орган, органная музыка,

менуэт, аккомпанемент.

Научатся: слушать и отличать на слух тембр органа, анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
на примере музыки И.-С. Баха («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»)

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности

Проявляет интерес
к отдельным видам музыкально-

практической дея-тельности, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов

30

Всё в движении. Попутная песня.

(У., с. 112–

115)

(повторение изучен-

Какое чувство выражает музыка? Что помогает услышать характер движения
в музыке?

Цель: дать понятие: выразительность,

Узнают: значение понятий: изобразительность
и выразительность музыки, темп, контраст, о характере движения в музыке и способах его выражения композиторамию

Регулятивные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для реализации поставлен-

Демонстрирует наличие навыков родуктивного сотрудничества,


ного материала, урок-путешествие)

изобразительность, темп, контраст

Научатся: анализировать и сопоставлять музыкальные произведения разных композиторов, осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях
на примере «Тройки» Г. В. Свиридова, «Попутной песни» М. И. Глинки

ных учебно-практических и по-знавательных задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью к учителю, партнеру по сотрудничеству; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

общения, взаимодействия со сверстниками при решении различных творческих (музыкальных) задач

31

«Музыка учит людей понимать друг друга».

(У., с. 116–

117)

(повторение изученного материала, урок-путешествие)

Как музыка учит людей понимать друг друга?

Цели: помочь учащимся ощутить свои возможности в качестве слушателей
и исполнителей, осо-знать значение средств музыкальной выразительности; познакомить
с творчеством отечественного композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского

Узнают: значение понятий: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель.

Научатся: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя на примере музыкальных произведений Д. Б. Кабалевского («Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель» и др.); выполнять интонационно-образный сравнительный анализ произведений

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя в соответствии с поставленной учебной задачей;

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (музыкальные пьесы Д. Б. Кабалевского) с целью решения конкретных задач).

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Проявляет этические чувства, уважительное отношение к окружающим людям, положительное отношение к музыкальным занятиям


32

Два лада.

Легенда. Природа

и музыка.

(У., с. 118–

121) (изучение и закрепление полученных знаний; урок-путешествие в картинную галерею)

Какие чувства и настроения близки картине М. Нестерова «Два лада»? Как вы думаете, можно ли при помощи лада создать контрастные музыкальные образы?

Цель: вызвать у учащихся чувства сопереживания и одухотворённости, любви
к жизни, к другому человеку, родственное отношение к миру
и природе, возникающие на основе слушания музыкалных произведений в процессе музыкальной урочной и внеурочной деятельности

Узнают: значение понятий (музыкальных терминов): музыкальный лад, тембр, краска, мелодия.

Научатся: на слух определять мажор и минор, называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности на примере картины М. Нестерова «Два лада», картин В. Борисова-Мусатова «Цветущие

вишни» и «Осенняя песнь», музыкальных произведений «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского, «Весна» и «Осень» Г. В. Свиридова; выполнять интонационно-образный сравнителный анализ музыки, слушать музыку, исполнять хором песни

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Познавательные: ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой для решения учебной и познавательной задач информации; использовать общие приёмы решения по-ставленных задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию

Стремится к развитию навыков художественного восприятия произведений искусства; проявляет  эмоциональную отзывчивость, духовно-нравственные и этические чувства

33

Печаль моя светла.

(У., с. 122–

125)

(повторе-

Как выразили своё отношение к природе композиторы

М. И. Глинка и
В.-А. Моцарт?

Узнают: значение понятия (музыкального термина) музыкальный лад, особенности звучания музы-кальных произведений

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учи-телем и одноклассниками или

Проявляет наличие эмоционального

отношения


ние и обобщение полученных знаний, урок-путешествие)

Цели: закрепить понятия мажор и минор; помочь учащимся почувствовать на-строение песен, написанных композиторами на основе минорного лада; дать представление о знаках альтерации – способах повышения и понижения звуков
в нотной записи

и отдельных мелодий, написанных композиторами в минорном ладе, о знаках альтерации в нотной записи и их назначении.

Научатся: понимать ос-новные музыкальные термины и понятия музыкального искусства, рассуждать о выразительных средствах, использованных композиторами для выражения своего отношения к природе в музыкальных произведениях

самостоятельно; оценивать процесс и результат действия; вносить необходимые коррективы
в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок
.

Познавательные: формулировать познавательную цель; узнавать, называть и определять объ-екты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию

к искусству, уважение к чувствам и настроениям другого человека, положительное отношение к музыкальным занятиям

34

Первый. Мир композитора
(П. И. Чайковский,

С. С. Прокофьев).

Могут ли иссякнуть

мелодии?

(У., с. 126–

128) (обоб-

Какие сочинения композиторов вы вспоминаете, рассматривая рисунки? Могут ли иссякнуть мелодии? Какие международные музыкальные конкурсы вам известны? Кого
из отечественных ис-полнителей-виртуозов вы знаете?

Узнают: могут ли иссякнуть мелодии в результате обсуждения проблемного вопроса; (вспомнят) изученные на уроках музыкальные сочинения (ориентируясь на рисунки, характерные мелодии известных произведений) и назовут их авторов, исполнителей и исполнительские коллективы (симфонический ор-

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; осуществлять констатирующий

Сохраняет внутреннюю позицию школьника на ос-нове положительного отношения к школе; воспринимает му-зыкальное


щение изученного материала. Заключительный урок-концерт)

В чем состоит мир композитора?

Цели: закрепить понятия, полученные на уроках; помочь учащимся вспомнить произведения различных музыкальных жанров и обоб-щить особенности музыкального «почерка» выдающихся рус-ских композиторов –
П. И. Чайковского

и С. С. Прокофьева

кестр, оркестр народных инструментов, дуэт, трио, квартет, ансамбль, квинтет); услышат отзывы
о предпочтительных музыкальных направлениях
и любимых музыкальных произведениях своих од-ноклассников, послушают эти произведения.

Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям, составлять афишу
и программу заключительного урока-концерта

и прогнозирующий контроль
по результату и по способу действия; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи
.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: предлагать помощь и договариваться о распределении функций в совместной деятельности; конструктивно и плодотворно работать
в группе

произведение на ос-нове эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства со-причастности к истории своей Родины
и народа: осуществляет оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 2класс

Рабочая программа по музыке 2классУМК "Школа России"...

рабочая программа по музыке 2класс

рабочая программа по музыке 2класс программа "Школа России" Критская...

Рабочая программа по "Математике" 2класс По программе "Школа России" по ФГОС

Программа по математике. составлена для 2 класса по программе"Школа России" по ФГОС и с УУД....

Рабочая программа по музыке -2класс

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества....

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...