Мастер-класс "Использование творческих игр на уроках музыки"
методическая разработка по музыке на тему

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна

Ознакомление с методами и приемами работы на уроках и внеурочной деятельности, способствующих развитию навыков чувства ритма, слушания музыки, импровизации  у обучающихся.ознакомление с методами и приемами работы на уроках и внеурочной деятельности, способствующих развитию навыков чувства ритма, слушания музыки, импровизации  у обучающихся.ознакомление с методами и приемами работы на уроках и внеурочной деятельности, способствующих развитию навыков чувства ритма, слушания музыки, импровизации  у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_master.docx20.84 КБ
Файл ugaday.pptx768.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса:

«Использование  творческих игр на уроках музыки»

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках ФГОС второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

Творческие игры, задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка, влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения.

На своих уроках я часто использую различные игры и задания творческого характера и с некоторыми из них я вас познакомила.

Тема мастер-класса: «Использование  творческих игр на уроках музыки».

 Цель мастер-класса:

Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию упражнений, игр, способствующих творческому развитию обучающихся, на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы на уроках и внеурочной деятельности, способствующих развитию навыков чувства ритма, слушания музыки, импровизации  у обучающихся.

 Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами творческого развития обучающихся.
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игр;
  • показать практическую значимость использования творческих игр, упражнений, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на занятиях.

В своей работе я использую такие виды творческих игр как двигательные и двигательно-речевые; синестетические полихудожественные игры и игры-импровизации.

Навыки ритмического движения закрепляю, используя ритмизированный текст: потешки, стихи со смешным сюжетом, скороговорки. Такой текст вызывает интерес детей, что эффективно сказывается на развитии навыков выразительного движения и выразительного чтения.

Двигательно-речевые игры многофункциональны. Они играют важную роль в восприятии музыки. Речь тесно соприкасается с музыкой благодаря своей звуковой природе. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. На развитие дифференцированного восприятия музыки большое влияние оказывает речевой опыт ребёнка. Это развивает эмоции ребёнка, обогащает и совершенствует интонационный слух, необходимый для полноценного восприятия музыки. В содержание работы на речевом этапе я включаю голосовые развивающие игры, речевые зарядки, игры и упражнения. («Музыкальные молоточки», «Рыбка» и др.). Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания, формируют четкую дикцию.

«Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит, где жучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:

Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

С дуба желуди летят:

Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:

Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

Без гвоздей, без топора:

Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный учителем. Данную игру я показываю на ритмопалочках, также рекомендуется проводить эти игры используя металлофон, треугольник и другие подобные инструменты. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с ритмо-палочками (карандаши) - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

Игра «Рыбка» (на ритмопалочках).

Рыбка, рыбка, (2 раза стучим перед собой палочкой)

Вот (передаём соседу справа) червяк (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Откуси, хоть (2 раза стучим перед собой палочкой)

Чуточ- (передаём соседу справа) -ку. (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Не проси (2 раза стучим перед собой палочкой)

Меня (передаём соседу справа), рыбак, (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Попадусь (2 раза стучим перед собой палочкой)

на удоч- (передаём соседу справа)  -ку (берём другую палочку, переданную соседом слева).

● Потом все движения проделать в другую сторону

●Потом в 2 раза быстрее, т.е удар и передача на каждую четверть.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными и вокальными произведениями разного характера. Для того чтобы обучающийся лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, я обращаюсь к музыкальным играм. Это могут быть пластическое интонирование, изобразительные импровизации, инструментальные импровизации или как я здесь показала: воссоздание звуковой картины.

Звуковая картина «Ярмарка».

Используемые материалы:  целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки.

Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!» : слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны);  народ собирается (гул голосов), снег  хрустит под ногами (целлофан).

Затем – картина «Вот она,  весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых  озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»;  «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д.  

После того как воссоздали звуковую картину «Ярмарка» вступление к балету Игоря Федоровича Стравинского «Петрушка».

Такие игры помогают развивать у детей образное, ассоциативное мышление, а также наблюдательность, внимательность.

Игра «Угадай мелодию». Условия игры: дети выбираете ноту и, прослушав ее, называете произведение, а кто назовет автора-композитора – тот получает дополнительный балл.

Проводить игру «Угадай мелодию» можно после изучения одного раздела, или одной большой темы, например, «Русская народная музыка», «Песни Победы» и т.д. для закрепления пройденного материала, развития музыкального слуха и музыкальной памяти, снятия психологического напряжения.

Любая творческая игра синкретична. Она совершенствует различные качества личности ребёнка (музыкальные, творческие, психологические, интеллектуальные, социальные, коммуникативные). Таким образом, типовое музыкальное занятие или урок, в которое включены творческие игры, является комплексным. Творческие задания, направленные на развитие творческих способностей во всех видах художественной деятельности обогащают урок, вызывают интерес к занятиям и гарантируют высокую результативность.

В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое поможет ему в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование творческих игр на уроках музыки

Слайд 2

Дятел сядет на сучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук! Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук! Над дубравой сильный град: Туки- туки-тук, туки-туки-тук! С дуба желуди летят: Туки- туки-тук, туки-туки-тук! Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук! Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук! «Музыкальные молоточки»

Слайд 3

Рыбка, рыбка, Вот червяк Откуси, хоть Чуточку. Не проси Меня рыбак, Попадусь на удочку . « Рыбка »

Слайд 4

«Масленица»

Слайд 5

«Масленица» «Ярмарка»

Слайд 6

Угадай мелодию

Слайд 7

1 2 3 4 5 6

Слайд 8

1 2 3 4 5 6

Слайд 9

1 группа: тым-тым-тым-тым 2 группа: шубиду , шубиду-паа 3 группа: уап-па-па-па-па .

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления на уроках музыки

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Статья "Приемы и методы развития творческого мышления на уроках музыки"

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.Творчество по п...

развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС...

"Методы и приёмы развития творческих способностей на уроках музыки в начальных классах"

    Используемые на уроках музыки творческие задания, делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формируют эмоционально положительное отношение к...

Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках фгос

Пути и способы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки ...

Мастер-класс "Музыкально-творческая деятельность на уроке музыки"

Мастер-класс  "Музыкально-творческая деятельность на уроке музыки" Ссылка: https://yadi.sk/d/AlUkXpog38NFar...

Творческие задания на уроках музыки.

задания на  творчество, на уроках музыки...