Конспект урока "И все это - Бах! Музыкальный инструмент (орган)"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Данный конспект урока разработан с ФГОС, основан на системно-деятельностном подходе. Конпескт ракрывает все стороны творческой деятельности и.С.Баха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2kl.oktr_.ur_.2017-2018.docx24.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока 2кл. Тема: «Музыкальный инструмент(орган). И все это – Бах»

- Учитель музыки Губкина Наталья Витальевна

- МОУ «СОШ№14» г.Ухта Республика Коми

- Программа «Музыка» 1-4 класс; Авторы: Е.Д.Критская, Г.П Сергеева, Т.С. Шмагина.

- Учебник «Музыка» 2 класс; Авторы: Е.Д.Критская, Г.П Сергеева, Т.С. Шмагина, Издательство «Просвещение», 2012г.

- Продолжительность урока - 45 минут

Цель:  познакомить с  музыкальным инструментом - орган и  творчеством И.С.Баха.

Задачи:    направленные на достижение личностных результатов:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.

направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

 понимать информацию, представленную в разных формах;

 способность оценивать результаты собственной творческой деятельности;

Коммуникативные: - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

направленные на достижение предметных результатов:

- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- познакомится с творчеством И.С.Баха и органом.

Тип урока: Открытие новых знаний

Ход урока:

1.Орг.момент.

2. Самоопределение к деятельности.

Задать хорошее настроение нашему уроку поможет песня «Светит солнышко для всех»  -ИСПОЛНЕНИЕ. 

-Какое у вас настроение, после такой песни? (бодрое, светлое, веселое)

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Может ли музыка изменить настроение  человека? Вслушайтесь в следующее произведение, какое настроение оно «рождает»?

(звучит  «Хорал». Утренняя молитва.  И.С.Бах )

- Какое музыкальное произведение прозвучало?(религиозное песнопение)

- Где звучит религиозная музыка?(В храмах, в церквях, соборах)

- Какое настроение создала  вам эта музыка?(Задумчивое, возвышенное)

- Кто композитор? Произведение?(не знаем)

- Могла бы звучать такая музыка в концертном зале?(Не всегда)

- Откуда мы узнаем  о концерте? (из  Афиши)

-Давайте посмотрим, если  вокруг нас афиша и сможет ли она как-то помочь? (слайд ___)

4. Постановка учебной задачи

-О чём или о ком рассказывает афиша?(И.С.Бах, состоится концерт на органе)

- Попробуйте  поставить цель урока? (познакомится с музыкой  И.С.Баха и узнать что за инструмент ОРГАН)

5. Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление.

- Как мы будем это изучать? (узнаем о жизни И.С.Баха; послушаем произв.; сравним орган с другими инстр.)

- Посмотрите на свои столы, что нам, как на любом концерте, поможет с этим совсем разобраться? (Приложение  №1)

- С чего начнем?(биографии) Как можем узнать? (интернет, учебник, учитель)

А)Ищут в учебнике – информации нет, интернета нет, значит спросить у учителя.

Б)Иоганн Себастьян Бах родился в конце семнадцатого века. В Германии в городе Эйзенахе. Все его предки были музыкантами и Иоганн Себастьян также с раннего детства увлекался музыкой. Он рано остался без родителей и с 10 лет жил со старшим братом Иоганном Христофом, который был учителем музыки и именно он серьёзно занимался с Себастьяном музыкой. Но брат был очень строгим, и Иоганн Себастьян решил жить самостоятельно. Он хорошо пел и имел красивый голос, умел играть на разных инструментах скрипка,клавесин,орган,флейта, поэтому его приняли старшим хористом в монастырскую школу.

В то время музыканты в Германии могли заработать себе на жизнь либо служа у богатого вельможи, либо в церкви. За свою жизнь Иоганн Себастьян много раз менял места службы, переезжал из города в город. Он был очень своенравным и гордым, но он легко находил место для новой службы, так как был прекрасным музыкантом и замечательным композитором. Им было написано множество произведений почти во всех музыкальных жанрах (кроме оперы).

- я вам рассказала о композиторе, что дальше? (нужно узнать кто что запомнил)

-какие листочки вам в этом помогут?  (Приложение №2)

Проверка по эталону

-Посмотрите, что-н. из  наших задач решили? Что будем дальше? (познак.с произведениями)

В) –Что поможет узнать с каким произвед. сейчас будем знакомиться?(программка).

                                         слушание «Менуэт» И.С.Баха

- О чем рассказала музыка? (танец)Какое настроение? Характер? (Спокойный, изящный, грациозный)

-Какие листочки на столах на более точно помогут понять, что рассказывает эта музыка?

Раб. в парах; выбираем картинку: менуэт, полька, хоровод

-Так что это за произведение? (танец) Как он называется?(менуэт)

 -Как узнать, как танцевали этот танец во времена Баха?(посмотреть видео в инете)

- Под танцевальную мелодию, даже старинную, трудно сидеть без движений. Поэтому давайте слушать и «танцевать» кистями рук. Также вслушайтесь в одновременно звучащие две самостоятельные мелодии верхнего и нижнего голоса. Так композитор подчёркивает, что это парный танец.

(слушание видео «Менуэт» И.С.Баха с пластическим интонированием)

-Что еще не рассказали об этом произведении? (инструменты)

-Какие инструменты исполняли?(Струнные)

- Это прозвучали старинные струнные инструменты – лютня и клавесин. Слайд  ______

- Где сейчас можно увидеть исполнение такого танца?(В театре, на балу)Слайд ______

-Чем отличается менуэт от современных танцев?( Неторопливостью, плавностью движений)

Физминутка

Г) -Давайте, вернемся к нашим задачам все ли мы уже изучили? (не узнали- орган)

Как будем узнавать? (послушать и сравнить с известными)

-Какой листочек на столе поможет нам вспомнить инструменты? (Приложение №3)

- инструменты повторили, теперь можем слушать

«Токкаты ре минор» И.С. Баха

-Кому знакома эта музыка, кто слышал эту музыку? (Слышали «по телевизору»)

-Этот фрагмент звучит в начале программы «Человек и закон».

Какое впечатление на вас произвела эта музыка?

-Какой ХАРАКТЕР?( Торжественная, сильная)

ОРГАН - старинный музыкальный инструмент. Его величественное звучание  не спутаешь ни с каким другим инструментом. Этот инструмент сопровождает религиозные обряды в католической церкви. Орган был любимым инструментом Баха. Он написал для него огромное количество произведений. Эта музыкой для органа, но предназначенная  не для службы в церкви, а для исполнения виртуозами- органистами. Виртуоз- исполнитель- человек, мастерски играющий на музыкальном инструменте.

(слушание «Токкаты ре минор» И.С. Баха

с  просмотром видеофильма «Готические соборы»)

- Какие чувства передал композитор слушателям? Требует ли эта пьеса мастерства исполнителя-органиста?(Глубокие, серьёзные. Исполнитель должен хорошо играть на органе) Страстная, мудрая, возвышенная, могучая, энергичная.       Слайд__________

- наверно, поэтому немецкий композитор Бетховен сказал о Бахе такие слова: «Не ручей- море ему имя!»

- к какой группе инструментов относится орган?

Раб. с группах: сравнить орган с другими инструм. И выявить группу

Орга́н (лат. organum из др. -греч. ὄργανον ― «инструмент, орудие» ) — клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов. Ввиду своего размера, широкого диапазона звуковых частот, богатству тембров и обилию музыкально-исполнительских средств, орган занимает первое место среди всех музыкальных инструментов и по праву называется «королём инструментов» 

Этот инструмент состоит из множества труб разных размеров, а музыкант, исполнитель играет на клавиатуре, как правило – это несколько, две или три клавиатуры, которые называются МАНУАЛ.

-Давайте, вернемся к нашим задачам, удалось ли нам ответить на какой-н. еще вопрос? (все вопросы раскрыли)

- Вернитесь к программке, а здесь все ли выполнили?(нет)

Д)- Что осталось? (песня) Вам она знакома? А как вы думаете, почему она в нашей прграммке? (написал И.С.Бах)

Исполнение  «За рекою старый дом», русский текст написал Тонский

-Теперь и программку раскрыли всю, что осталось  сделать? (проверить, как все запомнили)

6.Рефлексия деятельности

- Ваши предложения как это можно проверить? (ответить на вопросы, сами их предложить, составить кроссворд, синквейн – любое по желанию ученика)  

Мое: продолжи фразу, проверка по эталону: (Приложение №4)

И в конце нарисуй смайлик, какое у тебя настроение после урока.

- а те задания, которые вы предложили, чтобы проверить свои знания, можно сделать дома.

Приложение №1

программка:

                             1.Светит солнышко для всех

                             2. «Хорал». Утренняя молитва.  И.С.Бах

                             3. «Менуэт» И.С.Баха

                             4. «Токкаты ре минор» И.С. Баха

                             5. «За рекою старый дом»

Приложение №2

Инд.раб: в какой стране родился?

                  Кто научил музыке?

                   На каких инструментах играл?

                  Где работал?

Приложение №3

Раб. в парах: струнные, деревянно-духовые, ударные, флейта, скрипка, барабан, труба, виолончель, кларнет, валторна, треугольник

Приложение №4

И.С.Бах – это_____________________, который родился в  стране ________________________ в _______ веке, работающий в _____________________, любивший играть на___________________ ___________________________________________инструментах. В храме  чаще всего он играл на ______________________, который относится к ___________________________________________. Во времена Баха на балах звучал танец _______________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"

Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...

урок 1 класс продолжение темы Музыкальные инструменты

Урок построен на мультфильме Петя и волк Дисней 1947года....

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Конспект урока музыки в 1 классе "Музыкальные инструменты" (2 четверть, 1 урок)

Знакомство детей с инструментами русского народного оркустра (пастуший рожок, гусли) проходит через виртуальные экскурсии в картинную галерею, творческую мастерскую, концертный зал....

Конспект урока 4 класс на тему "Музыкальные инструменты России"

Познакомить учащихся с русскими народными инструментами....

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"...