Конспект открытого урок на тему: «Звучащие картины. Прощание с Масленицей.»
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Конспект открытого урока на тему:"Звучащие картины.Прощание с Масленицей." для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_zvuchashchie_kartiny._maslenitsa.docx | 22.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Левокумского района Ставропольского края
Конспект открытого урока
на тему: «Звучащие картины. Прощание с Масленицей.»
В соответствии с требованиями ФГОС ООО (с использованием ИКТ)
3 класс
Подготовила учитель музыки
Первой квалификационной категории
Волобуева Галина Михайловна
2016год
Конспект урока музыки в 3 классе МБОУ СОШ №1.
Тема урока: Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Тип урока: урок применения предметных знаний.
Ведущая технология : технология коммуникативного обучения.
Цель: развитие коммуникативных умений, речевых и музыкальных навыков, формирование целостного представления учащихся знаний о музыкальных средствах выразительности на примере произведения Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» через слушание произведения и развития творческой фантазии детей при создании картины «Прощание с зимой".
Задачи:
Образовательные:
-научиться слушать и понимать произведения через музыкальные средства выразительности.
Формы: индивидуальный, фронтальный.
Развивающие:
-пробуждение интереса детей к уроку;
-формирование уважительного отношения к православным традициям, отечественной культуре;
-разбор понятий: скоморохи, обряды, отечество.
Развитие:
-способности творчески реагировать на изученные темы;
-кругозора,
познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления, речи.)
-музыкального слуха, мелодического, темпового, ритмического, динамического),
-вокально-хоровых навыков выразительного исполнения (через песенный материал).
Воспитательные:
-воспитывать осознанное чувство проявления любви к своему Отечеству и отечественной культуре, обрядам.
-обогащение словаря детей новыми словами историко-культурологического значения;
-формирование культуры слушателя и исполнителя ;
-учебной дисциплины.
Методы и приемы:
-словесный (опрос, беседа, рассказ);
-наглядный (иллюстрации, слайды);
-наглядно-слуховой (видеозаписи);
-ассоциативный;
-сравнения ,анализа, сопоставления;
-контроля (проведения, участия в обсуждении темы);
-частного вывода, обобщения;
-практический, игровой.
Оборудование:
-видеозапись;
-аудиозапись;
-ИКТ, ТСО оборудование ;
-нотная хрестоматия.
Литература:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина - программа «Музыка».
Структура урока:
1.Организационный момент;
2.Музыкальное приветствие, настрой на тему урока.
3.Обьяснение нового материала.
Знакомство с новыми понятиями и их смыслом: обряд, Отечество, скоморохи.
4.Слушание: «Пляска скоморохов» из оперы Н. А.Римского-Корсакова "Снегурочка".
5.Доминантпауза. «Звонят ,звонят колокола».
6.Чтение стихотворения « Масленица» в исполнении учениц.
7.Просмотр видеозаписи про Масленицу.
8.Вокально-хоровая работа. Пение песни «А мы масленицу дожидались».
9.Закрепление нового материала. Обобщение . Итог урока.
10.Домашнее задание. Найти материал к православным праздникам.
Ход урока.
1.Оргмомент. Музыкальное приветствие.
2.Даю установку на слушание и задание –определить тему урока.
Смотрим и слушаем видеозапись ,связанная с временем года-зима.
Презентация «Зима», муз. А у нас гармошечка.»
3.Вопрос :Что мы услышали?(Ответы детей после прослушивания и просмотра.)
-Да, верно. Может ли эта картина быть связана с музыкой? Будет ли звучать эта картина? (ответы детей).
-Значит о чем мы будем сегодня говорить? Какая тема нашего урока?
(ответы).
Правильно -«Звучащие картины».А какую цель мы поставим перед собою
(ответы)- научиться слушать и понимать произведения через музыкальные средства.
4. Просмотр презентации про Н.А.Римского-Корсакова.
5.Рассказ учителя. Произведение , которое мы сегодня будем слушать, написал русский композитор Н.А.Римский-Корсаков.(вывешивается портрет композитора)
Н.А. по первому своему образованию, был моряком.
По традиции своих родителей: дядя и старший брат уже были моряками.
Римский-Корсаков очень любил сказки, его даже шуточно называли сказочником.
6. Просмотр презентации оперы «Снегурочка.»
7.Рассказ учителя. Действие оперы происходит в сказочной стране Берендея. Снегурочка-дочь Мороза и Весны- Красны, стремится из глухого леса к людям, нравятся ей их песни. В ее сердце рождается любовь и Снегурочка тает под лучами солнца, но несмотря на печальный конец сказки, опера заканчивается торжеством . Люди празднуют день прихода Ярилы- Солнца, поют песни, водят хороводы, веселятся.
8.Слушание произведения «Пляска скоморохов».
Вопрос: Кто такие скоморохи?(ответы детей- скоморохи, это странствующие актеры, певцы, плясуны, потешающие народ).
-Как звучит эта музыка? (ответы- весело, задорно, живо, празднично и т. д ).
-Сколько мелодий-наигрышей можно услышать в ней? (несколько).
-Какие инструменты оркестра усиливают шуточный характер танца ?
(балалайка, трещотки, рожки, бубны, ложки и т. д ).
К какому виду относятся эти инструменты ? (народные).
-Какими средствами выразительности мы отметим эту мелодию?
9.Игра «Что лишнее?». (смысловой ряд)
1) Симфония, этюд, песня, МУЗЫКАНТ, соната.
2) Гитара, ДИРИЖЁР, баян, пианино, скрипка.
3) Вальс, полька, танго, ОПЕРА, мазурка.
4) Римский-Корсаков, Чайковский, Глинка, Мусоргский, ОРКЕСТР.
10.Работа с учебником. ( стр.64).
-Посмотрите на иллюстрацию Б. Кустодиева «Зима».
-Что изображено на ней ? Какие приметы зимы вы видите на ней? Какой праздник ты видишь на иллюстрации?(ответы)-катание на санях, лошадях, перетягивание каната, лазание на столб(городок) за подарками, пекут блины, сжигание чучела зимы Масленицу.
Масленица - древнейший языческий праздник славян.
«По старинному преданию Масленицу считали дочерью Мороза. Боги призвали её в помощь людям в самое суровое время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, не с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила людей забыть о зиме, разогрела озябшую кровь в их жилах, охватила их за руки и пустилась с ними танцевать до обморока» - писал французский писатель Жюль Жанен
Все действия, обряды, совершаемые в древности на Масленицу, были направлены на то, чтобы помочь богу солнца Яриле
набрать силу и прогнать Мару - богиню зимы.
11.Чтение стихотворения «Масленица». (исполняют ученицы ).
Масленица
Русоволоска Масленица добрая
Гуляет всю неделю от души!
Печёт блины, оладьи, пышки сдобные,
Румяные, как солнце. Хороши!
Весёлым хороводом праздник славится,
Поёт, хохочет весь честной народ.
Весну встречает Маслена-красавица.
Прощай зима, до встречи через год!
Стихотворение про Масленицу для заучивания
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
12.Просмотр презентации «Масленица».
13.Вокально-хоровая работа. Разучивание и пение песни «А мы масленицу дожидались"
14.Работа с карточками
-Вот вам блины бумажные
В них вопросы важные.
Кто ответит молодец,
Он получит настоящий блинец.
(раздаются детям «блины» и карандаши)
- На блинах вопросы проведите стрелочки к правильным (по вашему мнению) ответам.
Сколько дней праздновали Масленицу? (7 дней)
Как звали бога солнца? (Ярило)
Как называли столб с подарками? (Городок)
Как звали богиню зимы? (Мара)
Блин - это символ….? (Солнца)
В какой день наряжают Масленицу? (Понедельник)
В какой день сжигали Масленицу? (Воскресенье)
15.Закрепление нового материала. Обобщение .Итог урока.
- О чем мы сегодня с вами говорили? Выполнили ли мы цель нашего урока?(ответы детей).
А на вопрос понравился ли вам наш урок , вы ответите знаками лежащими на столе- зеленый ключ- поняли, желтый –были затруднения, красный-много не понятно.
16.Домашнее задание. Найти материал к православным праздникам.
Выход детей из класса под музыку «А мы Масленицу дожидались».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме «Детские английские стихи»
Цель:развитие языковой компетенции1.Образовательный компонент цели: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме «Детские английские стихи. Описание внешности, характера»2.Раз...
Конспект открытого урока по теме "Рождество. Christmas party"
Данный конспект предназначен для проведения тематического открытого урока по теме "Рождество. Christmas party" .Игровая и познавательно-развлекательная форма подачи материала поможет расшири...
Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"
Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"Цель: Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.Задачи:Воспитывающая: уважение к традициям своего народаОбучающая: Знако...
Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"
Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"Цель: Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.Задачи:Воспитывающая: уважение к традициям своего народаОбучающая: Знако...
Конспект открытого урока по теме "Орфограммы в корне слова. Итоговый урок" 2 класс. Для любого УМК
Урок отвечает всем требованиям ФГОС. Подходит для любого УМК. В урок включена словарная работа, фиксируются итоги плана урока....
Конспект урока музыки в 3 классе. Звучащие картины. Прощание с масленицей
На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями "контраст" и "повтор", изучают народные масленичные игры...
Конспект открытого урока по теме: "Повторение изученного материала по теме "Имя прилагательное"
Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....