Открытый урок в 4 классе по музыке
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Намсараева Алима Цыбиковна

Открытый урок по музыке "Оркестр" с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_muzyke.docx18.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке "Оркестр" с использованием ИКТ. 4-й класс

Намсараева Алима Цыбиковна, учитель музыки

Цели урока: - познакомить с понятием «оркестр»; сопоставить звучание симфонического и народного оркестра;

- познакомить со звуковыми «красками» отдельных инструментов.

Музыкальный материал: «Весёлый музыкант» ст. В. Орлова, муз. Г. Струве; «Гармошка-говорушка»  ст. и муз. З. Роот.

Изобразительный ряд: солист, дуэт, трио, квартет, дирижёр, портрет Н. А. Римского-Корсакова, за-дания «Музыкальный ребус», «Солирующий инструмент».

Дополнительный материал:  музыкальные инструменты, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, цветные карандаши, компьютер, мультимедийный экран.

                                                              ХОД УРОКА

I.        Организационный момент.  Попевка

II. Работа по теме урока

1. Сообщение темы, целей урока.  Презентация

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-оркестр. Посмотрите на экран.

2. Работа над новым материалом

– Как вы думаете, как можно назвать этого музыканта?

Дети: Солист.

Учитель: Он исполняет музыкальное произведение один или является самым главным и исполняет произведение впереди хора или оркестра. Снова посмотрим на экран.

– Как называется это исполнение?

Дети: Дуэт.

Учитель: А как в литературе называется дуэт?

Дети: Диалог.

Учитель: Следующая группа – трио.

– А теперь, что мы видим на экране?

Дети: Квартет – 4 музыканта.

Учитель: Все эти  небольшие группы музыкантов (от 2 до 10 человек) называются ансамблем.

Ансамбль в переводе с французского языка означает «совместное исполнение». Бывают вокальные и инструментальные ансамбли.

– А если исполнителей больше 20-30 человек?

Для этого в музыке тоже есть отдельное название-оркестр. Прислушайтесь к этому слову, так и кажется, будто загремели барабаны, раздались голоса скрипок, арф.

Посмотрите на экран. Это оркестр народных инструментов?

Дети: Нет, это симфонический оркестр.

Учитель: Как вы думаете, эти исполнители сидят, кто, где хочет?

Дети: Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.

Учитель: Это для того, чтобы исполнители одной группы хорошо слышали друг друга. Почему же у оркестра название «симфонический»? Прочитайте определение в учебнике на с. 91.

Взгляните, какой большой оркестр! В нём 4 семейства:

струнно-смычковые;

деревянно-духовые;

медно-духовые;

ударные.

Учитель: Ребята, а какие инструменты вам здесь уже знакомы?

Ученики: Флейта, скрипка, труба, фортепиано.

(Сообщения подготовленных детей об инструментах)

Учитель: Как оркестру удаётся играть согласованно? Есть ли в оркестре главный музыкант? Посмотрите на экран.

Это дирижёр. Он стоит перед оркестром и держит палочку. Он должен видеть всех, показывает музыкантам время вступления, следит за качеством исполнения, стоит он на возвышении – кафедре.

3. Игра «Дирижёр»

Учитель: А теперь представьте, что наш класс – оркестр. Игра «Дирижёр». Весь класс мерно хлопает в ладоши, а тот на кого укажет дирижёр, поднимается и чётко проговаривает: «Я солист, пою один, сам себе я господин».

4. Исполнение песни «Весёлый музыкант», музыка Г. Струве

5. Продолжение темы урока

Учитель: Ребята, а какие произведения исполняются симфоническим оркестром?

Дети: Опера, балет, симфония, симфоническая сказка.

Учитель: Когда идёт постановка оперы или балета на сцене, где находится оркестр?

Дети: В оркестровой яме.

Учитель: Симфоническому оркестру приходится исполнять музыку к кинофильмам.

Очень многие композиторы сочиняли свою музыку именно для симфонического оркестра. Почему? Потому, что в оркестре много инструментов и легко можно изобразить какого-либо героя.

Учитель: Посмотрите на экран. Это Н. А. Римский-Корсаков. Его называют композитором-сказочником. 15 опер этот композитор написал на сюжеты сказок.

–  С какой  оперой мы познакомились на прошлых уроках?

Дети: Опера «Сказка о царе Салтане» на сюжет сказки А. С. Пушкина. 3 фрагмента: Белочка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь.

Учитель: А сейчас мы послушаем ещё один фрагмент из этой оперы.

 6.  Слушание «Полёт шмеля»

Учитель: Охарактеризуйте эту музыку. Какого героя можно представить? Какими музыкальными средствами выразительности воспользовался композитор?

Дети: Динамика, темп, лад, регистр.

Учитель: А жужжание этого героя нам помог изобразить тембр кларнета.

– Тембр – окраска звука.

– Быстрый темп, высокий и низкий регистр, близкие звуки, поднимающиеся то вверх, то вниз, помогают создать образ летящего  шмеля.

7. Фонограмма народного оркестра

Учитель: Посмотрите на экран.

– Что это за оркестр?

– Как одеты музыканты?

– Что придаёт праздничность мелодии?

– Послушайте выступление народного оркестра.

8. Исполнение песни  «Гармошка–говорушка» с сопровождением музыкальных инструментов, муз. З. Роот

9. Игра «Каламбур»

Учитель: А теперь всё внимание на экран. Поиграем в игру «Каламбур». Их предложенных букв вам надо составить названия музыкальных инструментов и разделить их на 2 группы: симфонический оркестр и народный оркестр.

К Р И С КА П

Н А Я Б

А Б Т Р У

Ф Р А А

И Л С Г У

А Б Л А А Л А Й К

Л  А Т Ф Е Й

О Ж К И Л

А Р Н А Б А Б

Е Р О К И Т Щ Т

Симфонический оркестр        Народный оркестр

Учитель: А теперь проверьте по экрану, так ли вы выполнили задание?

10. Игра «Узнай солиста»

Учитель:  Узнать инструмент можно по  его тембру. Мы это уже умеем делать  А сейчас я усложню задание. Будет играть оркестр, а главную тему – один инструмент – солист.

– Перед вами карточки с инструментами. Прозвучат 4 фрагмента музыкального произведения (Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7). Определите, какой музыкальный инструмент солирует, поставьте цифры на карточке около инструмента.

III.        Итог урока

Учитель: Что нового мы сегодня узнали? Как называется группа музыкантов, играющих на разных инструментах?

Ученики: Оркестр.

Учитель: Какие виды оркестра мы знаем?

Дети: народный, симфонический.

Учитель: Кто такой дирижёр?

Дети: Руководитель оркестра.

Учитель: Где он стоит?

Дети: Впереди, на кафедре.

Учитель: Что такое тембр?

Дети: Окраска звука.

Учитель: Наш урок окончен. Благодарю вас за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

урок 1 класс "Детская музыка в творчестве П.И.Чайковского"

План-конспект урока в 1 классе . Тема "Детская музыка в творчестве П,И, Чайковского"...

открытый урок 3 класс "Урок здоровья"

Тема урока: «Урок  здоровья»Тип урока: урок совершенствования, закрепления и развития знаний умений и навыков:Тема раздела:  «Happy green lessons»;Цели урока:  ф...

Открытый урок по предмету по музыке 2 класс тема "От улыбки..."

Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...

Открытый урок по предмету по музыке 2 класс тема "От улыбки..."

Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...