Дети под веселую музыку заходят в зал и встают в круг. Около входа детей встречает музыкальный руководитель.
проект по музыке на тему

Барсегян Светлана Сергеевна

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Первые духовно-нравственные чувства… Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своей Родине, ее природе, культуре, русскому народу. Через детский сад, семью, социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «русская культура», «русские традиции».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx41.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Проект по духовно-нравственному воспитанию

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 5-7 лет

Разработчики:

Кузьминская В.А., заместитель заведующего МБДОУ

Барсегян С.С., музыкальный руководитель МБДОУ

г. Находка,

2015 г.

  1. Пояснительная записка

В вашей семье и под вашим

руководством растет будущий

гражданин. Все, что совершается

в стране, через вашу душу и вашу

мысль должно приходить к детям.

    А.С. Макаренко

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Первые духовно-нравственные чувства… Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своей Родине, ее природе, культуре, русскому народу. Через детский сад, семью, социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «русская культура», «русские традиции».

        Проводя в ДОУ работу по реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59» столкнулся с тем, что существует такая проблема: низкая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, несовершенство системы взаимодействия ДОУ с другими объектами социализации семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

        Актуальность:

В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Детство – время развития всех сил человека, как телесных, так и душевных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, которое обеспечивает всестороннее развитие личности.

Мы полагаем, что в результате реализации проекта привлечем внимание родителей и общественности к духовно-нравственной стороне воспитания детей дошкольников, к уникальной русской культуре, самобытности русского народа.

        

Цель:

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников в тесном взаимодействии ДОУ с семьями и объектами социума.

        Задачи:

        1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

        2. Повысить уровень компетентности родителей воспитанников МБДОУ по вопросам духовно-нравственного воспитания.

        3. Расширять представления у детей о культуре, православных праздниках, традициях, обычаях русского народа.

        4. Развивать у детей чувство гордости за свою страну, свой род, принадлежности к русскому народу.

        5. Вызывать восхищение культурой и творчеством русского народа.

        6. Привлечь объекты социума, общественные организации к  тесному взаимодействию по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

        7. Организовать проведение совместных акций, мероприятий вне ДОУ.

Принципы работы МБДОУ

по духовно- нравственному развитию дошкольников

1. Принцип проблематизации реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.

2. Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.

3. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

4. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

5. Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры, достопримечательностей Приморского края.

6. Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей и способностей.

7. Принцип цикличности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

8. Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, культуре и обычаям.

9. Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации.

10. Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – начальная школа.

  1. Аналитическая часть

2.1 Анализ заинтересованных сторон

        Заинтересованными сторонами являются отдельные лица, группы лиц или учреждения, интересы которых затрагивает проект.

Заинтересованные стороны

В чем нуждаются?

Что получат?

Семьи детей дошкольников

- В знаниях о развитии ребенка как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм обществ.

- В налаженной системе взаимодействия МБДОУ, общественных организаций и семьи

- Повысится уровень компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного развития, расширится представление о культуре, православных праздниках, традициях, обычаях русского народа.

Вовлеченность родителей в педагогический процесс воспитания духовно-нравственной личности

Педагоги МБДОУ

В повышении уровня компетентности по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников,

, в налаженной системе взаимодействия МБДОУ, общественных организаций и семьи,

В учебно-методических комплектах, пособиях.

Повысится уровень профессиональной компетентности педагогов,

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников выйдет на качественно новый уровень.

Сформируется учебно-методическая база по вопросам духовно-нравственного развития детей дошкольников

Общественные организации

В налаженной системе взаимодействия МБДОУ, общественных организаций и семьи

Регулярное взаимодействие с МБДОУ по вопросам духовно-нравственного развития дошкольников, заинтересованность МБДОУ и семей детей дошкольников к проведению совместных акций, мероприятий.

Учреждения дополнительного образования

В тесном взаимодействии с МБДОУ, семьями детей дошкольников

Повышение уровня вовлеченности дошкольников в кружковую деятельность

2.2 Анализ проблем.

        Стремление к желаемому будущему (цели) является подразумеваемым признанием того, что положение вещей в настоящем нежелательно, или, иными словами, существует некая проблема.

        Первым этапом постановки целей становится выяснение, что же является самой проблемой в духовно-нравственном воспитании детей в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59».

        

Проведя анкетирование родителей, мы выяснили, что существует ряд проблем:

1. Низкая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

        2. Недостаточное количество времени, отводимого родителями на совместный досуг с детьми;

        3. Совместный досуг детей и родителей носит в основном развлекательный характер;

        4. Недостаточная осведомленность родителей о том, как можно провести свободное время вместе с семьей и детьми с познавательной целью;

        Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка дошкольника показывают, что слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований, и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

        Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские года приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Проведя анкетирование и беседы с педагогами, мы выяснили, что также существует ряд проблем:

        1.Недостаточная материально-методическая база для проведения работы по духовно-нравственному воспитанию детей;

        2. Несформированность системы взаимодействия с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

        

        Проанализировав взаимодействие с разными объектами социализации, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать систему взаимодействия с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

        Необходимо, чтобы все лица: общественные организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

        Проблема преемственности детский сад – начальная школа может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

  1. Основная часть (проектная)

Методом инновационного педагогического проектирования коллектив МБДОУ планирует решить поставленные проблемы.

        Разработка и реализация проекта «Мой дом - Россия, и этим я горжусь!» строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап  - подготовительный. Его цель – определение целей и форм взаимодействия с воспитанниками, педагогами, родителями воспитанников ДОУ, объектами социума.

Мероприятия данного этапа:

- проведение анкетирования родителей воспитанников на предмет определения их компетентности в вопросах духовно-нравственного развития детей;

- проведение анкетирования педагогов на предмет определения компетентности в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольников, а также выявление уровня владения методами и приемами по реализации духовно-нравственного воспитания и развития детей.

Второй этап – практический. Его цель – реализация мероприятий проекта.

        Мероприятия данного этапа:

        - подбор и оформление методических материалов по реализации концепции духовно-нравственного развития детей (картотека русских народных подвижных игр, картотека хороводных игр).

        - проведение праздников и тематических развлечений для детей (по тематике русских народных традиций);

        - создание и функционирование семейного клуба «Домашний очаг»;

        - создание и функционирования детского музыкального ансамбля «Садко»;

        - изготовление видеоматериалов – мастер-классов по организации праздников и развлечений;

        - изготовление DVD дисков «Песни русского народа» - караоке (со словами), предназначенных для семейного развлечения и разучивания песен.

        - изготовление путеводителя «Места русской силы России и Приморского края» (предназначен для родителей). Данный путеводитель – уникальный сборник, в котором собрана информация о местах в Приморском крае и России, посетив которые, можно узнать много нового и интересного о быте, традициях и культуре русского народа;

        - создание и функционирование экскурсионного клуба выходного дня (выезды на экскурсии);

        - разработка программы преемственности детский сад – начальная школа;

        - разработка диагностических материалов.

В рамках реализации данного проекта в дошкольном учреждении запланированы к реализации следующие подпроекты:.

Подпроект «Край, в котором мы живем»

Цель: Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных жителей Приморского края, формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду его жителей.

Задачи: Формировать у детей представления о родном крае,

создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе,

познакомить  детей и привлечь родителей к изучению  исторического и культурного наследия родного края.

Мероприятия:

- Экскурсии с детьми подготовительных групп в музей под открытым небом «Палеодеревня»,

- Экскурсия с детьми старших групп в г. Фокино «Гончарная мастерская»,

- Познавательная поездка с воспитанниками детского сада в городской Дом молодежи, знакомство с экспозицией «Русская изба».

- Изготовление путеводителя «Места русской силы России и Приморского края» (предназначен для родителей). Данный путеводитель – уникальный сборник, в котором собрана информация о местах в Приморском крае и России, посетив которые, можно узнать много нового и интересного о быте, традициях и культуре русского народа;

Нравственное развитие ребенка – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления  воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти свой процесс нравственного воспитания.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования основ духовно-нравственного развития ребенка.

Подпроект «Наши добрые дела не исчезнут никогда»

Направлен на формирование основ духовно-нравственного развития ребенка.

Цель: Изучение аспектов социально-нравственного поведения ребенка.

Задачи:

1. Формировать основы духовно-нравственного поведения ребенка; совершенствовать умение осознавать свое поведение, исправлять ошибки.

2. Развивать интеллектуальные, познавательные и речевые способности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

3.Вырабатывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

4.Способствовать развитию волевых качеств: уметь ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.

5.Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; совершенствовать культуру общения.

6.Побуждать к выражению своего отношения к окружающей действительности, формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

7.Создать условия для формирования самооценки своих поступков, адекватно оценивать поступки других людей.

Мероприятия проводимые в рамках реализации данного проекта:

- Проведение в средних группах этической беседы «Самый дорогой на свете человек»

- Театральная инсценировка-экспромт в старших группах «Мама пришла с работы»

- Цикл музыкально-тематических занятий в старших группах «Друг в беде не бросит»

- Показ детьми подготовительной группы сценок для детей младших групп «Ежли вы вежливы…!»,

- Конкурс стихов о дружбе среди ребят старших и подготовительных групп детского сада.

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, о чём они мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?

Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к источникам поможет фольклор. В МБДОУ был разработан подпроект «Делу время, потехе час».

Цель: повышение интереса детей, и их родителей к русскому народному творчеству; создание условий для активного использования фольклора в повседневной жизни, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Учить детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).

2. Обогащать и активизировать словарь детей, увеличить словарный запас.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми.

4. Приобщать родителей к совместной деятельности по изучению устного народного творчества, изготовлению костюмов, атрибутов русских народных игр.

Мероприятия:

1. Проведение праздников и тематических развлечений для детей :

- «У самовара»,

- «Околица»

- «Делу время, потехе час»

- «Широкая масленица»,

- «Пришла коляда - веселится детвора»

- «Праздник народных игрищ».

2. Создание и функционирования детского музыкального ансамбля «Садко»;

3. Изготовление видеоматериалов – мастер-классов по организации праздников и развлечений (предназначенных для педагогов ДОУ);

4. Изготовление DVD дисков «Песни русского народа» - караоке (со словами), предназначенных для семейного развлечения и разучивания песен.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

        Третий этап – заключительный. Его цель – подведение итогов реализации проекта, обнародование результатов, определение ориентиров дальнейшего развития в заданном направлении.

Мероприятия данного этапа:

        1. Разработка диагностических материалов (для проведения оценки результативности реализации проекта).

        2. Проведение мониторинга.

        3. Проведение совместных акций (ДОУ, родители, социальные партнеры), раскрывающих духовно-нравственные качества личности детей (например, «Во имя жизни», «Русские традиции для всех» и т.д.).

        В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольников. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими объектами социализации.

В процессе реализации данного проекта планируется осуществлять взаимодействие со следующими объектами социума:

        - библиотечный комплекс «Семья»;

        - структурное подразделение МЧС г. Находка;

        - Дом детского творчества;

        - Музейно-выставочный центр г. Находка;

        - туристическое бюро «Паллада»;

        - средства массовой информации г. Находка

Целью нашего взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольников, опираясь на национальные традиции русского народа.

        В результате реализации проекта осуществляется тесное взаимодействие с семьями воспитанников;

        - подготовка к проведению утренников, развлечений, разработка и изготовление народных костюмов, атрибутов русских народных игр;

        - участие родителей и педагогов ДОУ в семейном клубе «Домашний очаг»;

        - планирование экскурсий (в соответствии с рекомендациями путеводителя «Места русской силы».

  1. Заключительная часть.

        В результате реализации проекта воспитанники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни                 г. Находка обращаются к содержанию:

        - истории России, своего родного края, города;

        - жизненного опыта родителей, членов семьи;

        - произведений литературы и искусства отечественной и мировой культуры.

Таким образом, проект «Мой дом - Россия, и этим я горжусь!», реализуемый в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59» способствует совершенствованию системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прощание с 1 классом". Классный час в кругу школьной семьи (дети, родители, учитель)

Данный классный час является "семейным" праздником, так как родители восхищаются знаниями и умениями, в том числе артистическими, своих детей; каждый ребенок принимает участие в подготовке к проведени...

Интегрированное занятие (музыка и английский язык) на тему :"Осень за окном" для детей 6-7лет

На занятии дети не только тренируют лексику и грамматические знания по данной теме, но и поют , танцуют, рассказывают стихи на английском и русском языках с великим удовольствием....

СЕМЕЙНЫЙ КРУГ. Праздник для детей и родителей в 4-м классе

Цель:  дальнейшее формирование и становление детского коллектива.Задачи:  - способствовать сплочению коллектива детей, родителей, учителей.            ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...

Социализация детей на уроках музыки.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.Одним из условий успешной социализации де...

Консультация "Наши дети, мы и музыка"

В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других.Мир детства на...

"Гармоничное и твореское развитие детей на уроках музыки"

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и ...