Диагностика музыкальных способностей детей
методическая разработка по музыке на тему
Данная диагностика дает возможность педагогу выяснить в целом уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку каждого учащегося как главного компонента музыкальности, а также когнитивного и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dignostika.docx | 21.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностика музыкальных способностей
Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.
ДИАГНОСТИКА музыкальных способностей – важное условие правильного построения музыкально-воспитательной работы с детьми. Она даёт возможность достаточно точно установить не только объём усвоенных знаний, умений и навыков, но и качество усвоения. Благодаря систематическому учёту педагог видит недостатки и достижения в своей работе. Систематически проверяя уровень музыкального развития детей, учитель в конце учебного года может иметь чёткое представление о музыкальности в широком смысле слова не только каждого ребёнка, но и всего классного коллектива.
Данная диагностика дает возможность педагогу выяснить в целом уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку каждого учащегося как главного компонента музыкальности, а также когнитивного и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
Примерные задания для определения ладового чувства,
музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
Для установления уровня развития ладового чувства:
Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.
Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.
Задание 3. Упражнения на различение лада.
Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений:
Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)
Ответить, на каком слове, изменилась мелодия.
Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.
Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.
Для установления уровня развития чувства ритма:
Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.
Задание 2. Прослушав разнохарактерные и разножанровые пьесы дети должны изобразить в движении соответствующий характер. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.
Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.
Задание 3. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.
В зависимости от возрастной группы задания для диагностирования даются более или менее сложные.
Параметры диагностирования вокальных способностей
(согласно возрастным и физиологическим особенностям учеников).
Музыкальный слух: чистое интонирование по всему диапазону.
Способность звукообразования, тембр: умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса.
Диапазон: владение голосом в определённом диапазоне.
Дикция: чёткая, ясная дикция, правильная артикуляция. Активные, твёрдые согласные, гласные округлые, но не расплывчатые.
Дыхание: умение брать спокойное, тихое дыхание. Умение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте и диафрагмальное – в старшем возрасте.
Музыкальная эмоциональность: яркое, выразительное исполнение песни. Умение прочувствовать содержание исполняемой песни и артистично донести смысл слушателю.
Диагностирование проходит в начале и по окончании учебного года.
Критерии оценивания диагностических заданий:
Высокий уровень - (оценка 5):
творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, когда ребёнок точно выполняет предложенное задание без ошибок.
Средний уровень - (оценка 4): эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Ребёнок понимает, что ошибается и исправляет свою ошибку.
Ниже среднего уровень - (оценка 3): мало эмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности, очень редко выполняет задание правильно, в большинстве случаев ошибается и не видит своей ошибки, не может исправить её.
Критический уровень- (оценка 2): – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи). Он не справляется с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стартовая диагностика эстетических способностей детей
Проверяемые умения:1. Умение передавать эмоциональное состояние сочетанием цветов.2. Владение простейшим способом декоративного письма – «примакивание».3. Композици...
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет
В настоящее время появилось большое количество школ, в которых обучение ведется по ускоренным программам, с углубленным изучением каких-либо предметов, по специальным программам для одаренных де...
Т.Д. Ратанова "ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ"
Представлены известные в литературе и оригинальные авторские методики диагностики умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 2Б класс
Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 2Б класс...
Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 3Б класс
Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 3Б класс...
Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 4Б класс
Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 4Б класс...
Диагностика музыкальных способностей
Диагностика музыкальных способностей...