Песокотерапия и волшебный мир сенсорной комнаты.
консультация по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Песочная терапия как средство коррекционного воздействия на детей с особыми образовательными возможностями.
Первый год в школе-интернате реализуется песочная терапия, направленная на коррекцию эмоционально-волевой сферы и гармонизацию психоэмоционального состояния детей с проблемами в развитии.
Песочная терапия-метод психокоррекционного воздействия на детей и взрослых с использованием песка.
Этот метод можно использовать с детьми со следующим спектром проблем:
-различные формы нарушения поведения: агрессивность, гиперактивность, негативизм, упрямство и т.д.
-сложности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
-низкий уровень школьной мотивации;
-тревожные состояния, страхи;
-проблемы, связанные с изменениями в семейной ситуации.
Противопоказания к использованию песочной терапии:
1.Эпилепсия и шизофрения
2.Очень высокий уровень тревожности
3.Аллергия на пыль или мелкие частицы
4.Легочные заболевания
5.Кожные заболевания или порезы.
Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют педагогу-психологу одновременно решать ряд задач: диагностические, коррекциионно-развивающие.
В песочной терапии в качестве материалов используется песок и миниатюрные фигурки, с их помощью ребенку предлагается создавать композиции на песке. Фигурки, выбранные на песке, символизируют то, что ребенок имеет на сегодняшний день, они дают возможность заглянуть в свое внутреннее пространство. Создание картин на песке происходит «спонтанно», либо по инструкции, которая может быть моделирующей или тематической. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития. Создавая свой мир, свою страну, свою сказку ребенок чувствует себя настоящим волшебником. Поскольку создается мир, подвластный только ребенку, герои играют роли, какие он захочет. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет ребенку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, как внутреннего, так и внешнего плана. А накопленный, в процессе создания песочных картин, опыт конструктивных изменений, ребенок переносит в реальную жизнь.
Наиболее используемые в психокоррекционной работе песочные картины: «Волшебная страна-мой класс», «Сказочный город», «Город Доброты и Дружбы», «Мир, который нужен мне», «Я и моя семья».
Считаем этот метод работы достаточно эффективным, так как данная технология имеет большие коррекционные возможности. В процессе занятий дети чувствуют себя комфортно и защищенно, песок им дает возможность расслабиться, отдохнуть, а самое главное, дети не боятся делать ошибки. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, тревога, страхи. Используя технологию песочной коррекции, психолог получает уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка в пространстве песочного поля - его душу.
Метод песочной терапии позволяет:
-развивать мелкую моторику, пластику движений, ориентацию в пространстве;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы;
- произвольность;
- совершенствовать социально-коммуникативные навыки;
-активизировать мыслительные и эмоциональные резервы;
-стимулировать работу головного мозга, речи;
-стабилизировать психоэмоциональное состояние у ребенка с проблемами в развитии.
Таким образом, использование песочной среды в психологической практике дает комплексный образовательно-коррекционный эффект.
Волшебный мир сенсорной комнаты.
Один из видов современных технологий психомоторного и сенсорного развития у детей с особыми образовательными возможностями — занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована предметно-пространственная развивающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В комнате психоэмоциональной коррекции с помощью различных элементов создается обстановка комфорта и безопасности. Сочетание специально подобранной цветовой гаммы, мягкого света, удобных кресел, тихой музыки и специальных световых эффектов создают ощущение покоя и умиротворенности.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью является важной задачей специальной (коррекционной) школы 8 вида, так как способствует коррекции недостатков физического и психического развития данной категории детей. Именно это обусловило необходимость создания сенсорной комнаты в школе-интернате.
В условиях сенсорной комнаты мною проводятся коррекционно-развивающие занятия и релаксационные тренинги, форма проведения зависит от индивидуальности и творческого подхода специалиста. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.
Направления использования сенсорной комнаты:
-нормализация психоэмоционального состояния;
-активизация различных функций центральной нервной системы за счет обогащенной мультисенсорной среды;
-стимуляция ослабленных сенсорных функций;
-развитие двигательных функций;
-создание положительного эмоционального фона;
-повышение мотивации к проведению коррекционно-развивающих занятий.
В сенсорной комнате находятся различные приборы, создающие свето-цветовые и звуковые эффекты. Например, воздушно-пузырьковая световая колонна «Стелла»-основной и неотъемлемый элемент любой сенсорной комнаты - значительно усиливает сенсорные ощущения. В ней перемещается бесконечное число воздушных пузырьков, меняется цвет воды и можно наблюдать за медленным движением разноцветных рыбок. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. При этом развиваются зрительное восприятие, внимание, координация.
Световой проектор «Зеркальный шар» создает визуальные завораживающие спецэффекты на стенах и потолке. Эффект усиливается при отражении в зеркалах. Зеркальный шар служит для релаксации и активизации. Настенная панель «Звездное небо» стимулирует и привлекает внимание, создает радостную атмосферу праздника.
Релаксационное кресло-куб легко раскладывается и его можно использовать как для коррекции, так и для релаксационных целей, оно принимает форму спины. Над креслом размещены фибероптические волокна «Разноцветная гроза», которые придают визуальную, тактильную стимуляцию, предназначены для создания релаксационного и активационного светового эффекта. Мягкие фибероптические волокна абсолютно безопасны, их можно перебирать, держать в руках, обматывать вокруг тела.
Сенсорная комната — интерактивная среда. Для развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата, создания положительного эмоционального настроения во время занятий используются «сухой бассейн», наполненный разноцветными шариками и сенсорные дорожки. Сенсорная (тактильная) дорожка состоит из разноцветных и разнофактурных модулей с различными тактильными поверхностями (мягкая, жесткая, гладкая, шероховатая, колкая), текстурой ткани (мешковина, вельвет, шерсть, шелк, мех, фланель, кожа, бархат) и их наполнением (фасоль, горох, песок, гречка, палочки и т.д.).
Важный элемент каждого занятия — этап релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»), когда ребенок, лежа на мягком пуфе, расслабляется, слушая классическую музыку. Пуфики очень удобные, легкие, они служат идеальной опорой для сидящего или лежащего ребенка, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие кресла, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Во время отдыха, релаксации и для визуализации звучит успокаивающая музыка.
Благодаря появлению в школе сенсорной комнаты у учителя музыки появилась возможность более эффективно проводить коррекционно-развивающую работу с детьми с особыми образовательными возможностями и оптимизировать решение поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие в сенсорной комнате
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от...
Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "Необыкновенные морские путешествия"
Упражнения, представленные в программе, направлены на развитие у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Программа реализуется в условиях темной сенсорной комнаты. Категория участнико...
Организация деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате.
Данный материал содержит методические рекомендации для учителей-логопедов по работе в сенсорной комнатес детьми с ОВЗ....
Коррекционное занятие в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"
Коррекционное занятие в сенсорной комнате с учениками 1-ых классов с оборудованием темной сенсорной комнаты...
Открытое занятие в сенсорной комнате "Здравствуй, Волшебная комната!"
Конспект открытого занятия с использованием интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты "Здравствуй, Волшебная комната!"...
Программа "Волшебный мир сенсорной комнаты".
Программа содержит тематическое планирование занятий в сенсорной комнате в начальной школе....
Рабочая программа «Волшебный мир сенсорной комнаты»
Цель «Волшебный мир сенсорной комнаты» сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, через организацию занятий в сенсорной комнате...