Доклад на тему: «Выработка самооценки младших школьников на уроках музыки»
материал по музыке на тему

Шевченко Маргарита Витальевна

Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной,  созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования проблемы становления процессов регуляции,  которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности,  а также самостоятельно определять перспективы своего развития,  пути и средства их реализации.

Вопросы,  которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Доклад

на тему: «Выработка самооценки  младших школьников на уроках музыки»

Подготовила:

Шевченко Маргарита Витальевна,

учитель музыки

МОУ Красненская СОШ

с.Красное, 2016 год

(1 слайд)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

(2 слайд)

 Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки   является актуальным в настоящее время.

Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной,  созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования проблемы становления процессов регуляции,  которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности,  а также самостоятельно определять перспективы своего развития,  пути и средства их реализации.

Вопросы,  которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

(3 слайд)

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

(4 слайд) Приёмы выработки  самооценки.

(5 слайд)

1. «Светофор».

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». Одной  из  его  разновидностей  является  применение трёхцветных сигнальных карточек.

 

(6 слайд)

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо      

«СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

(7 слайд)

 3. «Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с   работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в   работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в   работе ошибок не допустил.

 

(8 слайд)

4. «Дерево успехов»

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После урока дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

 

(9 слайд)-

    9.Алгоритмы устной самооценки

 Фронтальная самооценка:

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Индивидуальная самооценка:

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

(10 слайд)

Лист самооценки

ФИ учащегося____________________________________________________

Незаконченное предложение

Сегодня на уроке:

Я научился…..

Было интересно….

Было трудно….

Больше всего мне понравилось…..

         Могу похвалить себя за то, что….

         Для меня было открытием то, что….

(11 слайд)

10. Листы  самооценки.

- заполняется самими учащимися.  

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

(12 слайд)

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой «Лесенка».

Использование  перечисленных  приёмов  и  методов  даёт положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

самооценка и самоконтроль постепенно переходят во вне учебную деятельность;

- в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

- дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;

- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

- умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я».

 Следовательно,  обучение с формированием самооценки  оказывает  положительное влияние на личностное развитие учащихся

Литература:

Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Самооценка младших школьников"

Доклад на тему "Самообразование младших школьников"...

Доклад по теме:«Принципы отбора лексики на уроках развития речи для младших школьников с ОВЗ по слуху»

Содержание словарной работы определено программой, но также диктуется тем дидактическим материалом, который дан в учебниках и частично обеспечивается учителем. Так как систематическое накопление и зак...

Доклад на тему: «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...

Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"

Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие  процесса обучения школьника" с презентацией...

Выступление на РМО. Тема доклада: Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке.

Тема выступления на РМО : Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке....

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, а также проанализировать приемы и методы, способствующие активному формированию творческих способностей у младших школьников....