Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию.
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему
В данной разработке идет речь о применении системы Карла Орфа в работе с начинающими детьми в процессе музыкального воспитания..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.rek_razvitie_rechi.docx | 20.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию.
Автор: Марина Ромахова
Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить.
Развитие речи происходит за счет развития артикуляцинного аппарата, дикции, органов дыхания, диафрагмы и всего человеческого организма в целом.
Идея широко использовать речь в развитии речевого/музыкального слуха принадлежит Карлу Орфу. В основе его концепции лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего РИТМА.
Весь наш организм просто настроен на равномерное деление времени - удары сердца, дыхание, шаги... Правда, это правильнее назвать метром - чередованием сильных и слабых долей. А ритм - это то, что «накладывается» на метр, как бусинки одеваются на ниточку. Ритм тесно связан с движением.
Движение помогает быстрее и точнее почувстовать метр и ритм, ярче передать образ материала, с которым приходится работать.
Развитие чувства ритма чрезвычайно важно для развития нервной системы в целом, и речи в частности. Правильный ритм регулирует важные жизненные процессы – активации и торможения. Ритм – это то, чем во многом занимается мозжечок, что в свою очередь может стимулировать его и улучшать его работу и функциональное состояние.
Самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей- звучащие жесты. Звучащие жесты- это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхности:
- хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
- шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
- притопы (всей стопой, пяткой, носком);
- щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Поэтому движение и речь - одно из важнейших направлений в музыкальном воспитании. С работы со словом и движением начинаются не только ритмическое воспитание и освоение нотной грамоты, но и самое главное- эмоциональное и творческое развитие детей. Огромную роль в этом направлении играют речевые упражнения.
Речевые упражнения сопровождают все музыкальные упражнения. Больше того, они могут рассматриваться и как музыкальные упражнения в самом прямом значении этого слова. Слово, поддержанное выразительным жестом или движением, воспринимается ребенком как первооснова музыки.
В процессе работы с ритмизованными текстами дети учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки.
К ним относятся: темп, ритм, тембр, регистр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, фразировка, акцентуация, форма.
Слово является элементом речи и поэзии. Из него рождается пение. « … Слову- его метрической структуре, его мелодико-интонационному произнесению и его звучанию- светлому или гулкому, прозрачному или густому, легкому или вязкому-уделяется особое внимание»(Л.Баренбойм).
Речевые упражнения являются развивающими и способствуют формированию основных психических функций: восприятию (вниманию), памяти, мышлению, эмоциональности, воображению и воли.
В процессе занятий большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья детей (здоровьесберегающая технология).
Ребенок постоянно находится в движении, у него совершенствуется общая и мелкая моторика, координация движений, равновесие; вырабатываются навыки правильного дыхания, укрепляются и развиваются голосовые связки.
Во время занятий речевыми упражнениями активно формируются речевые навыки: артикуляция, речевое интонирование ( выразительность речи), развивается словарный запас. Речь ребенка становится более осмысленной.
Речевые упражнения способствуют развитию основных музыкальных способностей: слуху, ритму,музыкальной памяти, двигательной реакции на музыку.
Занятия упражнениями способствуют социальной адаптации детей: учат взаимодействию друг с другом, вырабатывают такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие.
Материал, используемый в речевых упражнениях, может быть самым разнообразным: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, имена, рифмы. Можно использовать как простейшие поэтические композиции, звуковые бессмыслицы (чепуховые/тарабарские рифмы), так и народный фолькор, лучшие образцы детской классической литературы. В работе также могут быть использованы стихи и попевки, сочиненные детьми. Главное, материал должен быть доступным детскому восприятию. Чем меньше ребёнок, тем проще материл.
Важнейшим свойством музыкального материала , избираемого педагогом, является возможность его использования в соответствии со структурой элементарного музицирования ( система К.Орфа):
- удобно реализовываться в движении (язык жестов, пластика,танец);
- иметь речевое и вокально-интонационное воплощение;
- ритмически обрабатываться с помощью звучащих жестов:
хлопков в ладоши, по коленям, груди, рукам, щелчков;
- реализовываться в инструментовке шумовыми и звуковысотными инструментами (традиционными и нетрадиционными).
Все способы работы с материалом в конце занятия собираются в единую композицию, включащую движение, речь и пение, оркестровку,- в «единую форму», подразумевающую элементы театрализации.
При планировании включения речевых упражнений в занятие необходимо учитывать:
- образное содержание стихотворного текста, его строение, фразы, характерные речевые обороты, мелодические интонации;
- определить объем музыкально-теоретических сведений , которые должен получить и использовать в своей работе ребенок;
- предположить варианты пластических или танцевальных движений;
- выбрать метод представления материала- имитационный (повторение и практика) или проблемный (через исследование, игру и импровизацию, сочинение);
- спланировать структуру работы с музыкальным материалом, предусмотреть возможности упрощения или сокращения количества заданий (по степени возможности их реализации в процессе занятия).
Для активизации познавательной формы деятельности детей следует соблюдать последовательность работы:
- наблюдение, проба, эксперимент;
- отработка технических элементов, тренинг;
- создание законченной формы.
Для активизации процесса течения занятия необходимо определить:
- формы взаимодействия детей (огранизация по группам, парами с партнером, в большой группе- кругом, фронтально, полукругом и т. д.).
- круг проблем, которые дети могут решить самостоятельно, используя багаж своих знаний и навыков- актуальный уровень обучения;
- круг заданий, выполняемых детьми по наводящим вопросам и показам педагога- перспективный уровень обучения.
Планирование работы с использованием речевых упражнений на занятии в ДОУ может быть многофункциональным и включать в себя следующие виды работы:
- разучивание текста по фразам с использованием жестов-символов;
- ритмический рисунок испоняется «звучащими жестами»-
со словами и на придуманные детьми ритмослоги;
оркестровка «звучащими жестами»:
- оркестровка шумовыми инструментами;
- создание композиции- «единой формы»;
- игра с использованием данного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию ИКТ на занятиях по ПДД
Методические рекомендации по использованию ИКТ на занятиях по ПДД...
Система коррекционных упражнений, направленных на развитие умственных способностей учащихся с речевыми нарушениями. Методические рекомендации.
Логопедические занятия в школе не должны превращаться в бесконечные диктанты и списывания. Подбирая упражнения, задания и игры, мы отдаем предпочтение не репродуктивным формам работы (списать, вставит...
Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по программе «ПервоРобот LEGO WeDo – мир фантазий» с детьми младшего школьного возраста»
Методическая разработка содержит материалы по использованию здоровьесберегательных приемов на занятиях по робототехнике с учащимися младшего школьного возраста....
Методические рекомендации для выполнения упражнений на выносливость и скорость
Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интегральные, а также контрольный или соревновательный. Каждый из метод...
Рекомендации для родителей и педагогов по организации музыкального воспитания детей с ОВЗ.
Рекомендации для родителей и педагогов по организации музыкального воспитанания детей с ОВЗ....
Методические рекомендации для воспитателя ГПД к занятиям на воздухе
Представлен сборник игр для провдения на занятиях в группе продленного дня...
Методические рекомендации по использованию речевых упражнений для развития навыка выразительного чтения
Основываясь на результатах практической работы и педагогическом наблюдении, а так же на рекомендациях методистов, мы подобрали методические рекомендации по использованию речевых упражнений для р...