Методические рекомендации по использованию речевых упражнений для развития навыка выразительного чтения
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

 

Основываясь на результатах практической работы и педагогическом наблюдении, а так же на рекомендациях методистов, мы подобрали методические рекомендации по использованию речевых упражнений для развития навыка выразительного чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации14.94 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Работу по формированию навыков выразительного чтения следует начинать с 1 класса.
  2. Формирование навыков выразительного чтения необходимо вести систематически.
  3. Условием я эффективности обучения выразительному чтению является четкая расчлененность, обособление каждого приема выразительного чтения и специальные упражнения по овладению тем или иным приемом.
  4. Речевые упражнения для выразительного чтения должны быть доступны младшим школьникам.
  5. Учителю необходимо помнить о мотивационной стороне речевых упражнений, связанной с их игровым характером.
  6. Речевые упражнения требуют многократного повторения при их выполнении.
  7. Проводить речевые упражнения следует на уроках литературного чтения, уделяя им 3-5 и 10 минут в зависимости от характера упражнений.
  8. Проводить речевые упражнения лучше в начале урока и непосредственно перед выразительным чтением художественного произведения.
  9. Для организации и проведения речевых упражнений можно использовать наглядность.
  10. Необходимое условие правильного и выразительного чтения - умение регулировать свое дыхание. Чтобы научить детей справляться с дыханием, надо объяснить им, что звук голоса зависит от дыхания и что дышать во время чтения и разговора следует правильно.
  11. Уже на первых уроках чтения необходимо учить детей, чтобы дыхание было свободно, голову держать прямо.
  12. С первого дня обучения детей в школе следует приучать их произносить слова ясно и отчетливо.
  13. В условиях инклюзивного образования учитель проводит индивидуальную работу и стремится учитывать психофизические особенности детей в процессе приучения их отчетливо и ясно произносить слова, отдельные звуки и сочетания звуков в словах. Особое внимание уделяется исправлению недочетов в произношении детьми отдельных звуков в словах.
  14. При выполнении артикуляционных упражнений можно предложить детям использовать небольшое зеркальце для самоконтроля.
  15. В младших классах чтение учителя, как правило, должно предшествовать чтению учащихся и являться образцом выразительного чтения.
  16. Учитель должен объяснить детям, что умение правильно пользоваться силой голоса в зависимости от содержания читаемого не только придает чтению выразительность, но и делает его сознательным и вполне осмысленным уже в I классе.
  17. Когда учащиеся овладеют навыками усиления и ослабления голоса в соответствии с содержанием читаемого, можно перейти к обучению умению читать в разных темпах: скоро, медленно.
  18. Очень полезными являются упражнения в исполнении скороговорок, их вполне можно связать с темой урока, а так же использовать в работе над интонационной выразительностью.
  19. С того момента, когда учащиеся получат первое элементарное понятие о предложении, их надо учить при чтении останавливаться на знаках препинания, понижая голос на последнем слове предложения; предложение от предложения отделять паузой.
  20. Продолжительность пауз после знаков препинания первое время определяется часто механически - счетом. На запятой делается пауза, равная счету «раз», на точке с запятой, тире, двоеточии - «два»; на точках, вопросительных и восклицательных знаках - «три»; перед красной строкой - «четыре»; после прочтения заглавия - «пять».
  21. Уже в 1 классе при чтении сказок, рассказов учитель обращает внимание детей на то, что читать можно не только громко и тихо, но и в разных тонах: низком, среднем и высоком. При передаче речи мелких животных, например, мышки в сказке «Теремок», тон повышается, и, наоборот, воспроизводя речь крупных животных: медведя, волка в сказках «Волк и козлята», «Три медведя», тон понижается.
  22. Постепенно учитель знакомит детей с интонациями, отражающими различные настроения, переживания, чувства, доступные детям младшего возраста: радость, любовь к Родине, гордость, удивление, испуг, сожаление, таинственность и др.
  23. Чтобы учащиеся приобрели навыки передачи разнообразной интонации, полезно упражнять их в чтении прямой и диалогической речи, отличающихся богатством разговорных интонаций.
  24. В условиях инклюзивного образования для обучения выразительному чтению необходимо использовать приемы активизации эмоций детей. Это необходимо как для мотивации к речевому действию, так и для осознанного выбора интонации чтения.
  25. Подбирать речевые упражнения необходимо так, чтобы они были нацелены на тренировку различных умений для выразительного чтения.

Таким образом, выработать у детей привычку читать проникновенно, с чувством можно в том случае, если учитель будет на уроке обращать внимание учащихся на выразительность их речи и чтения. Многое здесь дает и собственный пример педагога, который должен следить не только за содержательностью своей речи, но и за красотой, силой звучания своего голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.Для трениро...

Развитие навыков выразительного чтения

Из опыта работы над развитием выразительного чтения на уроках литкратуры...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.Для тренировки способа чтения, темпа включаю в структур...

Доклад на тему: "Развитие навыков выразительного чтения учащихся начальных классов"

Доклад на тему "Развитие навыков выразительного чтения учащихся". Задачи: формировать речевую и читательскую деятельность учащихся....

Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения поэтических произведений у обучающихся второго класса

Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании. Использовать сборник заданий ...

Развитие навыков выразительного чтения 2020-2024г

Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, ...