Музыкальные инструменты симфонического оркестра - урок во 2 классе
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

Шишкина Марина Борисовна

Разработка урока музыки во 2 классе по теме: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».

Цель: познакомить с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Проблема: Как звучат музыкальные инструменты симфонического оркестра?

Планируемые результаты:

предметные: научатся определять музыкальные инструменты симфонического оркестра, различать на слух звучание;

метапредметные: регулятивные – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные - ставить и формулиро­вать проблемы; коммуникативные - проявлять активность во взаи­модействии, вести диалог, слушать собеседника; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.


Медиафайлы к уроку можно скачать по ссылке: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ (ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty_simfonicheskogo_orkestra_2_klass.docx24.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки во 2а,б классе

Учитель Шишкина М.Б

 

Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».

 

Цель: познакомить с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Проблема: Как звучат музыкальные инструменты симфонического оркестра?

 

Планируемые результаты:

предметные: научатся определять музыкальные инструменты симфонического оркестра, различать на слух звучание;

метапредметные: регулятивные – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные - ставить и формулировать проблемы; коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

 

Ход урока

 

1.Организационный момент.

Учитель:
- Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, а урок, похожий на путешествие в концертный зал.

 

2.Сообщение темы урока.

Учитель:
- Ребята, я  прочитаю вам  следующее определение, а вы угадайте, что это.  Слушаем внимательно.

«Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах».

- Что это?

Ученик:

- Оркестр (слайд №1)

Учитель:

- Правильно!

Учитель:

- Скажите, как будет называться сегодня тема нашего урока?

Ученик:

- Инструменты симфонического оркестра.

Учитель:

- Да, ребята, тема нашего урока –  Инструменты симфонического оркестра (слайд № 2).

Учитель:

Мы узнаем, какую роль играют симфонические оркестры в развитии мировой культуры, познакомимся с музыкальными инструментами, входящими в состав симфонического оркестра и произведениями российских композиторов в исполнении симфонических оркестров.

 

3. Работа по теме урока.

Учитель:
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с инструментами симфонического оркестра. Но чтобы говорить об инструментах музыкального оркестра, вам предстоит узнать о самом оркестре.
Выступление учащегося (из истории симфонического оркестра):

В Древней Греции оркестрой называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты.

 Учитель:

  - Состав оркестра долгое время был не постоянным. Как правило, имелись оркестры только у богатых людей. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов. Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них – симфонический оркестр.

Учитель:

- Какие виды оркестров вы знаете?

Ученик:

- Духовой, симфонический.

Учитель:

- Правильно, ребята! Но еще есть и другие оркестры. Давайте же посмотрим какие.

Виды оркестров (слайд №3)

(Симфонический, духовой, струнный, джазовый, оркестр народных инструментов, эстрадный).
Учитель:

- Расскажите, где можно увидеть выступление оркестра?

Ученик:

- В концертном зале, по телевидению.

Учитель:
-
В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучания симфонического оркестра.

- Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, участвует в исполнении опер, соревнуется с солистами в инструментальных концертах (слайд №4)

В состав современного симфонического оркестра входит до 100 инструментов (слайд №5, 6).

Учитель:

- Перед вами схема по расположению инструментов симфонического оркестра. Назовите инструменты, которые вы знаете.

Ученик:

- Скрипка, барабан, рояль, виолончель, контрабас… Работа со схемой оркестра:

Учитель:
- Посмотрите схему расположения инструментов симфонического оркестра. Инструменты есть, а кого же не хватает на схеме?

Ученик:

 - Не хватает дирижера.

Учитель:
- Правильно!  Кто такой дирижер?
(слайд № 7)

Ученик:

- Это человек, который управляет оркестром.

Учитель:

- Дирижер- это музыкант, управляющий оркестром или хором. Дирижер не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора- характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть.

Выступление учащегося: - В прошлом дирижер стоял лицом к зрителям, так как считалось неприличным поворачиваться к ним спиной. Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов.

- Первыми от этого неудобного и для оркестра, и для дирижера положения отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер.

Учитель:

 - В начале же 19 века композиторы и дирижеры Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку. Палочка стала верной помощницей дирижера. Выдающимися советскими дирижерами были Николай Семенович Голованов и Самуил Абрамович Самосуд.

Учитель:

- Как называется место, где выступают музыканты?

Ученик:

- Оркестровая яма.

- Правильно! Оркестровая яма.

Учитель:

- Еще раз обратите внимание на схему расположения инструментов в симфоническом оркестре (сайд №5)

Ближе к дирижеру и слушателям размещается самая многочисленная струнная группа. Она является основой оркестра. Все струнные инструменты принадлежат к одному семейству. Все они имеют смычки, и поэтому еще эта группа называется струнно-смычковой (слайд №8)

- Это скрипки, альты, виолончели, контрабасы и арфа.

(Легкий звук арфы украшает звучание симфонического оркестра)

За струнными, напротив дирижера, располагаются деревянные духовые инструменты. В сравнении со струнной эта группа невелика. В ее состав входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. (слайд №9)

Дерево, из которого изготавливали деревянные духовые инструменты, давно заменил металл. Поэтому название «деревянные», скорее дань истории, чем точное определение. Все инструменты этой группы звучат благодаря воздуху, вдуваемому в них музыкантами, и клапанами, с помощью которых меняется высота звука.
- Третья группа инструментов симфонического оркестра – медные духовые.  В ее составе: валторны, трубы, тромбоны и туба. Они также имеют клапаны.

(слайд № 10).

- Ударные инструменты располагаются за деревянными духовыми (слайд №11)

-  Это: литавры, малый барабан, большой барабан, треугольник, там-там.

- На схеме мы видим еще один музыкальный инструмент – рояль. Он большой и важный, а когда у рояля поднята крышка, то он становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.

- Чтобы исполнить оркестровое произведение, дирижер должен сначала отрепетировать произведение с оркестром. А потом, выйдя на эстраду, дирижер легко взмахивает волшебной палочкой и зал наполнится прекрасной музыкой – зазвучит симфонический оркестр.

 

Музыкальная физминутка (на мотив песни «Вместе весело шагать», ребята поют и выполняют движения под музыку за учителем).

 

Закрепление нового материала.

Учитель:

- Ребята, сейчас мы прослушаем музыкальное произведение известного композитора «Жаворонок», узнайте по мелодии, кто его написал?

(Прослушивание музыкального произведения русского композитора Михаила Ивановича Глинки «Жаворонок»).

Учитель:

- Вы прослушали музыкальное произведение. Кто является композитором?

Ученик:

- Михаил Иванович Глинка.

Учитель:

- Какое настроение передает эта музыка?

Ученик:

- Настроение пробуждения, легкости.

Учитель:

 - Скажите, какие музыкальные инструменты симфонического оркестра прозвучали в этом произведении?

Ученик:

- Скрипка, флейта, виолончель.

Учитель:

- Дети, посмотрите на рисунки с музыкальными инструментами, вот такими их видят ваши сверстники.

 

Выставка детских рисунков с изображением инструментов симфонического оркестра.

Учитель:

- Ребята, сегодня на уроке мы увидим музыкальный инструмент – скрипку. Ученица нашей школы исполнит музыкальные произведения «Веселый музыкант», «Кошечка» на этом инструменте.

 

Игра на музыкальном инструменте.

Учитель:

- Ребята, не правда ли чудесно играть на каком - либо музыкальном инструменте?

- У нас, в ст. Петровской есть Детская школа искусств, где ребят учат играть на музыкальных инструментах. Главное, чтобы у вас был музыкальный слух и желание.

Учитель:

- Сейчас мы поиграем. Игра называется «Узнай музыкальный инструмент по описанию». Вы должны правильно определить название этого инструмента.

 

Игра «Узнай музыкальный инструмент по описанию» (слайд №12)

Учитель:

- Молодцы ребята, с заданием справились. Вы хорошо знаете инструменты симфонического оркестра.

Учитель:

- Слушайте симфоническую музыку, постарайтесь увидеть в ней какие-то присущие ей красоты - пусть это станет началом вашего вхождения в музыку. Слушайте не по одному разу одно и то же произведение – с каждым прослушиванием оно будет открываться перед вами все глубже и щедрее, - так постепенно придет и понимание. Ходите в концерты, слушайте музыку по радио и телевидению. Эти прекрасные слова сказал еще один великий композитор Арам Хачатурян.

Учитель:

- Мне хочется завершить наш урок словами великого педагога   В.Сухомлинского: (слайд № 13)

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

 

4.Вокально-хоровая работа

Исполнение изученных детских песен.

5. Рефлексия.  Итог урока (беседа).

- Что обозначает слово оркестр?

- Назовите музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра.

Какую роль играет симфонический оркестр в мировой культуре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"

Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.

      Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино»,  «Повторялкино», «Узнавалкино» (знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркест...

Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....

План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса на тему «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»

План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса  «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»...

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра.Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева«Петя и волк»....