Музыкальные инструменты симфонического оркестра - урок во 2 классе
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме
Разработка урока музыки во 2 классе по теме: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».
Цель: познакомить с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Проблема: Как звучат музыкальные инструменты симфонического оркестра?
Планируемые результаты:
предметные: научатся определять музыкальные инструменты симфонического оркестра, различать на слух звучание;
метапредметные: регулятивные – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные - ставить и формулировать проблемы; коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
Медиафайлы к уроку можно скачать по ссылке: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ (ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_instrumenty_simfonicheskogo_orkestra_2_klass.docx | 24.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки во 2а,б классе
Учитель Шишкина М.Б
Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».
Цель: познакомить с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Проблема: Как звучат музыкальные инструменты симфонического оркестра?
Планируемые результаты:
предметные: научатся определять музыкальные инструменты симфонического оркестра, различать на слух звучание;
метапредметные: регулятивные – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные - ставить и формулировать проблемы; коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, а урок, похожий на путешествие в концертный зал.
2.Сообщение темы урока.
Учитель:
- Ребята, я прочитаю вам следующее определение, а вы угадайте, что это. Слушаем внимательно.
«Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах».
- Что это?
Ученик:
- Оркестр (слайд №1)
Учитель:
- Правильно!
Учитель:
- Скажите, как будет называться сегодня тема нашего урока?
Ученик:
- Инструменты симфонического оркестра.
Учитель:
- Да, ребята, тема нашего урока – Инструменты симфонического оркестра (слайд № 2).
Учитель:
Мы узнаем, какую роль играют симфонические оркестры в развитии мировой культуры, познакомимся с музыкальными инструментами, входящими в состав симфонического оркестра и произведениями российских композиторов в исполнении симфонических оркестров.
3. Работа по теме урока.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с инструментами симфонического оркестра. Но чтобы говорить об инструментах музыкального оркестра, вам предстоит узнать о самом оркестре.
Выступление учащегося (из истории симфонического оркестра):
В Древней Греции оркестрой называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты.
Учитель:
- Состав оркестра долгое время был не постоянным. Как правило, имелись оркестры только у богатых людей. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов. Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них – симфонический оркестр.
Учитель:
- Какие виды оркестров вы знаете?
Ученик:
- Духовой, симфонический.
Учитель:
- Правильно, ребята! Но еще есть и другие оркестры. Давайте же посмотрим какие.
Виды оркестров (слайд №3)
(Симфонический, духовой, струнный, джазовый, оркестр народных инструментов, эстрадный).
Учитель:
- Расскажите, где можно увидеть выступление оркестра?
Ученик:
- В концертном зале, по телевидению.
Учитель:
- В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучания симфонического оркестра.
- Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, участвует в исполнении опер, соревнуется с солистами в инструментальных концертах (слайд №4)
В состав современного симфонического оркестра входит до 100 инструментов (слайд №5, 6).
Учитель:
- Перед вами схема по расположению инструментов симфонического оркестра. Назовите инструменты, которые вы знаете.
Ученик:
- Скрипка, барабан, рояль, виолончель, контрабас… Работа со схемой оркестра:
Учитель:
- Посмотрите схему расположения инструментов симфонического оркестра. Инструменты есть, а кого же не хватает на схеме?
Ученик:
- Не хватает дирижера.
Учитель:
- Правильно! Кто такой дирижер? (слайд № 7)
Ученик:
- Это человек, который управляет оркестром.
Учитель:
- Дирижер- это музыкант, управляющий оркестром или хором. Дирижер не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора- характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть.
Выступление учащегося: - В прошлом дирижер стоял лицом к зрителям, так как считалось неприличным поворачиваться к ним спиной. Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов.
- Первыми от этого неудобного и для оркестра, и для дирижера положения отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер.
Учитель:
- В начале же 19 века композиторы и дирижеры Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку. Палочка стала верной помощницей дирижера. Выдающимися советскими дирижерами были Николай Семенович Голованов и Самуил Абрамович Самосуд.
Учитель:
- Как называется место, где выступают музыканты?
Ученик:
- Оркестровая яма.
- Правильно! Оркестровая яма.
Учитель:
- Еще раз обратите внимание на схему расположения инструментов в симфоническом оркестре (сайд №5)
Ближе к дирижеру и слушателям размещается самая многочисленная струнная группа. Она является основой оркестра. Все струнные инструменты принадлежат к одному семейству. Все они имеют смычки, и поэтому еще эта группа называется струнно-смычковой (слайд №8)
- Это скрипки, альты, виолончели, контрабасы и арфа.
(Легкий звук арфы украшает звучание симфонического оркестра)
За струнными, напротив дирижера, располагаются деревянные духовые инструменты. В сравнении со струнной эта группа невелика. В ее состав входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. (слайд №9)
Дерево, из которого изготавливали деревянные духовые инструменты, давно заменил металл. Поэтому название «деревянные», скорее дань истории, чем точное определение. Все инструменты этой группы звучат благодаря воздуху, вдуваемому в них музыкантами, и клапанами, с помощью которых меняется высота звука.
- Третья группа инструментов симфонического оркестра – медные духовые. В ее составе: валторны, трубы, тромбоны и туба. Они также имеют клапаны.
(слайд № 10).
- Ударные инструменты располагаются за деревянными духовыми (слайд №11)
- Это: литавры, малый барабан, большой барабан, треугольник, там-там.
- На схеме мы видим еще один музыкальный инструмент – рояль. Он большой и важный, а когда у рояля поднята крышка, то он становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.
- Чтобы исполнить оркестровое произведение, дирижер должен сначала отрепетировать произведение с оркестром. А потом, выйдя на эстраду, дирижер легко взмахивает волшебной палочкой и зал наполнится прекрасной музыкой – зазвучит симфонический оркестр.
Музыкальная физминутка (на мотив песни «Вместе весело шагать», ребята поют и выполняют движения под музыку за учителем).
Закрепление нового материала.
Учитель:
- Ребята, сейчас мы прослушаем музыкальное произведение известного композитора «Жаворонок», узнайте по мелодии, кто его написал?
(Прослушивание музыкального произведения русского композитора Михаила Ивановича Глинки «Жаворонок»).
Учитель:
- Вы прослушали музыкальное произведение. Кто является композитором?
Ученик:
- Михаил Иванович Глинка.
Учитель:
- Какое настроение передает эта музыка?
Ученик:
- Настроение пробуждения, легкости.
Учитель:
- Скажите, какие музыкальные инструменты симфонического оркестра прозвучали в этом произведении?
Ученик:
- Скрипка, флейта, виолончель.
Учитель:
- Дети, посмотрите на рисунки с музыкальными инструментами, вот такими их видят ваши сверстники.
Выставка детских рисунков с изображением инструментов симфонического оркестра.
Учитель:
- Ребята, сегодня на уроке мы увидим музыкальный инструмент – скрипку. Ученица нашей школы исполнит музыкальные произведения «Веселый музыкант», «Кошечка» на этом инструменте.
Игра на музыкальном инструменте.
Учитель:
- Ребята, не правда ли чудесно играть на каком - либо музыкальном инструменте?
- У нас, в ст. Петровской есть Детская школа искусств, где ребят учат играть на музыкальных инструментах. Главное, чтобы у вас был музыкальный слух и желание.
Учитель:
- Сейчас мы поиграем. Игра называется «Узнай музыкальный инструмент по описанию». Вы должны правильно определить название этого инструмента.
Игра «Узнай музыкальный инструмент по описанию» (слайд №12)
Учитель:
- Молодцы ребята, с заданием справились. Вы хорошо знаете инструменты симфонического оркестра.
Учитель:
- Слушайте симфоническую музыку, постарайтесь увидеть в ней какие-то присущие ей красоты - пусть это станет началом вашего вхождения в музыку. Слушайте не по одному разу одно и то же произведение – с каждым прослушиванием оно будет открываться перед вами все глубже и щедрее, - так постепенно придет и понимание. Ходите в концерты, слушайте музыку по радио и телевидению. Эти прекрасные слова сказал еще один великий композитор Арам Хачатурян.
Учитель:
- Мне хочется завершить наш урок словами великого педагога В.Сухомлинского: (слайд № 13)
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
4.Вокально-хоровая работа
Исполнение изученных детских песен.
5. Рефлексия. Итог урока (беседа).
- Что обозначает слово оркестр?
- Назовите музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра.
Какую роль играет симфонический оркестр в мировой культуре?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"
Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...
Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.
Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино», «Повторялкино», «Узнавалкино» (знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркест...
Технологическая карта урока музыки во 2 классе Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С. С. Прокофьева "Петя и волк"
Технологическая карта урока музыки...
Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....
План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса на тему «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»
План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»...
Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра.Симфоническая сказка С.С. Прокофьева«Петя и волк»....