Разработка технологической карты урока музыки во 2 классе на тему: "Молитва".
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Татьяна Викторовна Зозулевская

Технологическая карта урока музыки во 2 классе на тему: "Молитва" соответствует программы второго поколения ФГОС.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки во 2 классе

По теме: «Молитва».

Учителя МБОУ  «СОШ № 33»  Зозулевской  Т.В.

        

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение

к учебной деятельности

Вход учащихся под музыку П.И.Чайковского пьеса «В церкве».

Приветствие.( Слайд №1)

Исполнение   музыкального  приветствия:

-Прозвенел звонок!

-Начался урок!

-Здравствуйте ребята!

-Здравствуйте учитель!

Исполнение (в диалоге с учителем).

Организация класса.

Личностные: мотивация, самоопределение.

Регулятивные: целепологание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений  

в деятельности. Объявление темы урока учащимися.

3.Постановка учебной задачи.

 (учебные цели урока, формулируют учащиеся и учитель)

4.Первичная проверка

понимания изученного.

(построение урока в беседе, знакомства   с материалом урока).

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок.  Вступительная беседа: (Слайд №2)

Учитель обращает внимание на тему второй

четверти « О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека?   Для чего люди идут в храм?

Ответы учащихся: Молиться.

Что такое молитва ? (Слайд №3)

Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

Учитель: Правильно. Учитель: Попробуйте сформулировать  тему нашего урока?

Ответы учащихся: Молитва.

Учитель: Правильно! (Слайд №4)

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Молитва».

Учитель: Какие цели  вы будете достигать на уроке?

Учитель: Итак, на уроке мы ставим следующие цели.  (Слайд №5).

1) Разучивать   песню - молитву.

2) Научиться чувствовать в музыке отличительные особенности молитвы от обычной песни-заклички.

3) Различать разные виды икон.

4) Познакомиться с разными видами молитв и откуда взялись молитвы.

5) Познакомиться с разными религиями.

6)Совместно работать в паре, разгадывать кроссворд.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться различать молитву от песни, узнавать какая бывает молитва и послушать и спеть музыкальные произведения. Эпиграфом нашего урока служат слова И. Никитин «Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет,

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет…» ( Слайд №6).

Учитель: Как вы понимаете этот эпиграф?

Ответы  учащихся. ( разные ответы…)

Учитель: То есть оставаться и душой и телом чистыми, добрыми….

Повторение материала предыдущего урока:

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучали тему русских народных инструментов. Как вы думаете,  необходимы ли  р.н. инструменты в молитве?  Ответы  учащихся. (разные..)

Учитель: А  если мы, например,  под молитву будем аккомпанировать на гитаре?  Ответы  учащихся (разные…)

Учитель:  Я предлагаю вам послушать католическую молитву о Богородице и определить по карточкам эмоциональных терминов,  какая она по характеру. ( Слайд №7)  

После прослушивания.

Ответы  учащихся (разные…)

Учитель: Какая прозвучала молитва?   Вокальная  или инструментальная?  А о ком эта молитва?

Ответы  учащихся (разные…)

Учитель: Правильно,  в католическом храме  в песнопении молитва звучит  под музыкальные инструменты,

( орган, гитара и тд..)  а в православном  песнопении молитву исполняют голосом или хором.   ( Слайд №8)  

Учитель: Мы различаем  следующие религии: Христианство, Ислам, Буддизм. ( Слайд №9)  

Учитель: Ребята, как вы думаете , что главное в молитве?  Ответы  учащихся (разные…)

Учитель: Главное в молитве – СЛОВО.

 Слово в православии – это дар Божий. Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. Откуда же появились молитвы?

Рассказ учителя:

Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и

 т.д. ( Слайд №10)   дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», в закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие - Крещение Руси. ( Слайд №11)    

Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие песни -  заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу.

Знакомство учащихся с содержанием  учебного материала для работы на уроке.

Актуализация знаний

учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы,  дают правильные ответы.

Учащиеся раскрывают название темы урока с помощью учителя

Учащиеся слушают

Стихотворение.(Эпиграф)

слушают музыку.

Учащиеся пользуются словарём эмоциональных

 терминов.

Принимают учебную задачу.

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока).

Регулятивные: определяют тему

учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися сверстниками.

Регулятивные: определяют тему, цель

учебной деятельности.

Познавательные:

Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока).

Личностные:

 Понимают значение

 знаний для человека,

 приобретают  мотивацию процесса становления художественно- творческих навыков.

Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные:

Осмысливают учебный материал.

Коммуникативные:

 Участвуют в учебном диалоге.

Образно-логические- анализ  прослушанного музыкального произведения. Увиденного, изученного  материала.

Коммуникативные:

Излагают своё мнение, корректируют своё

  мнение, соблюдают нормы коллективного общения.

4.Первичная проверка

понимания изученного.

(построение урока в беседе, знакомства   с материалом урока).

5.Физминутка

6.Применение знаний

 и   способов  действий.

(Построение работы на  уроке в парах).

Слушание

П.И.Чайковский

«Утренняя молитва»

«В церкви

7.Построение

Проекта выхода из затруднения.

Практическая работа:

Вокально-хоровая

Работа.

8. Включение в систему знаний и

Повторений.

9. Итог урока

10.Рефлексия учебной деятельности

11.Музыкальное      прощание.

О чем может человек разговаривать с Богом ? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для

человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д.

Учитель: А сейчас физкультминутка.

- На раз подняться, потянуться,

-На два, согнуться, разогнуться

-На три, в ладошки три хлопка и головою три кивка.

-А на четыре руки вверх, и ими быстро помахать

-На пять, нам солнце показать.

-На шесть, за парты тихо сесть.

Учитель. Итак, мы с вами различаем  молитвы: Благодарственная молитва. Просительная молитва.  Покаянная молитва. ( Слайд №12)

Учитель: послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова.

 В минуту жизни трудную,

 Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть…

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Учитель: Ребята, как вы думаете,   как  называется стихотворение? ( Слайд №13)

Ответы  учащихся (разные…)

Учитель: Правильно. Молитва.  

Учитель: Сегодня я предлагаю послушать музыку русского   композитора.  Послушайте: «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».

Эти строчки написал на французском языке, Петр Ильич Чайковский?  (Слайд №14)

 Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

А с чего начинается ваш день

Ответы  учащихся  ( завтрак)

А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка).

Начинается он вот такой пьесой.

Учитель: Ребята, как бы вы назвали эту музыкальную пьесу?

Звучит пьеса «Утренняя молитва». (Слайд №15)

 Ответы учащихся. (Слайд №16)

Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. В пьесе есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.

Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?  

Ответы учащихся. (просьба-обращение, благодарение, предупреждение)

 А заканчивается «Детский альбом» вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).

– Здесь более строгое звучание, сосредоточенное, даже покаянное. В фортепианном  изложении   словно целый хор поет самую краткую,н о значимую молитву «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, помилуй  мя.»

– Это домашняя молитва?

-Это, церковная, она больше похожа на покаянную, её можно назвать повседневной. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски.

Учитель: ( вспомним правила пения: во время пения следите за дыханием, слушайте друг друга; создавайте настроение и характер песни, о чём в ней поется)

Учитель: Послушайте песню которую мы будем  разучивать.

Разучивание песни-молитвы «Песенка ангелов» ( Слайд №17)

( Подробный самоонализ).

Самостоятельная работа: Отгадайте кроссворд( Слайд №18)

1) Как называется святое помещение для молитв у мусульман?

    ( Мечеть)

2)Как называют общество людей христиан ?  ( Церковь)

3) Как называется песня - экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая?  (закличка)

4) Как называется образ святого,  перед которым молятся?

(Икона)

5) Назовите религию, где молитвы  поют и аккомпанируют на музыкальном инструменте?

( Католицизм)

6 Назовите  религию  христиан?

(Православие)

7) Как называется святое помещение для молитвы и для души?

( Храм).

Учитель: Что у нас получилось?

 Ответы учащихся: Слово «Молитва».

Учитель: Молодцы!

Учитель: Давайте вместе  вспомним название урока…

Учащиеся отвечают.

Учитель : Мы с вами слушали и исполняли молитвы, слушали музыку П.И.Чайковского. Узнали историю молитв, откуда они взялись.

- Что такое молитва, для чего нужна?

- Молитва имеет разное значение. Какие ?

 (молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.)

– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском? (наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.) 

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Учитель: Мы подводим итог  нашего урока.

Учитель: Определим, какими видами деятельности

занимались на уроке ( Слайд № 19).

Вопросы:

- Какая была тема урока?

- Чему научились на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Что было интересно выполнять на уроке?

- Достигнута  ли  Вами цель урока?  Какая?

- Что запомнилось  больше всего?

- Всё ли Вам удавалось легко? Учитель:  Сделаем вывод по теме нашего урока: Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу. Эпиграфом нашего урока служили  слова И. Никитина. Учитель: Прощаемся по - музыкальному:

- Прозвенел звонок!

- Кончился урок!

 –До свидания ребята!

-  До свидания  учитель! (выход из класса) (Слайд №20).

Слушают.

Выполняют упр.

Учащиеся выполняют разные физические упражнения.

Организация учащихся к изучаемому материалу

Слушают.

Анализируют.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся выполняют практическую работу коллективно, в парах.

Учащиеся настраиваются на вокальное исполнение

песни

Учащиеся исполняют песню коллективно.

Выполняют задания.

(интонируют закрытым ртом под мелодию песни)

Учащиеся высказывают свои мнения

Исполнение попевки учащимися «музыкальное прощание» с учителем.

Познавательные: анализ, сравнение.

Регулятивные: Оценивают степень  достижения задания.

Коммуникативные:

Соблюдают  нормы общения при работе в парах

Личностные: инициатива, самоопределение, выражение своего эмоционального отношения к музыкальным образам в слове, пении.

Личностные: проявляют коллективную и личную ответственность.

Личностные:

Инициатива, самоопределение.

Метод:

Частично-поисковый,

Исследовательский.

Коммуникативные:

Сотрудничество в поиске лучшего исполнения песни.

Познавательные:

Логические-характеристика произведения и его обоснование;

Личностные: самоопределение.

Познавательные:

Воспроизводить знания в устной форме. Регулятивные: актуализация правил исполнения вокальных произведений.

Личностные: самооценка отношения к молитве.

Нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные: делают вывод своих ответов.

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге.

Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли, корректировать свои ответы.

Познавательные:

Различают  характер

Каждой разновидности молитвы и музыкальных произведений.     

Познавательные:

Проводят рефлексию своих знаний.

Регулятивные: самооценка своей деятельности.

Личностные: смыслообразование 

Личностные: проявляют коллективную и личную ответственность.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №33»  

Г. СИМФЕРОПОЛЬ,  РЕСПУБЛИКА  КРЫМ

Разработка урока музыки

во 2  классе по теме: «Молитва».

                                                                                                                                                               

                                                                   

                                                                                                         Автор: Зозулевская Татьяна Викторовна,

                                                                         Учитель  музыки и  изобразительного  искусства

                                                                       первой  квалификационной  категории.

г. Симферополь 2016 г

План-конспект урока музыки

Тема урока: «Молитва»

Класс:  2 класс

Литература:

1) Автор учебника:  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,  Т.С. Шмагина «Музыка 2 класс»,   Москва   «Просвещение» 2014г.

 2) Автор учебника : А.В. Кураев;  «Основы православной культуры» 4 класс, Москва   «Просвещение» 2014г.

3) Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. М.: Просвещение, 2014.

 Хресоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя /

Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: Просвещение, 2004.

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 класс. (Аудиокассеты).

Критская Е.Д. «Музыка 2 класс»1 СD, mp3. Фонохрестоматия. М.: Просвещение, 2009.

Методика работы с учебниками «Музыка».1–4 классы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.

           Интернет ресурсы:

  www.google.ru
www.audiopoisk.com
http://www.home.mgn.ru/~gmc/mus_a.html
http://wikikurgan.orbitel.ru/index
yandex.ru  -  2 klass Mickogoft.  yandex.ru/images/search

      Цель: сформировать представление о молитве,  познакомить с  видами молитв, как словом и  интонационно-образным её воплощением, значимости в нравственном становлении православного  человека, музыкальной культуре. Познакомить учащихся с музыкой П.И. Чайковского  («Утренняя молитва», «В церкви» из детского альбома).  Продолжать разучивать  песню   «Песня об ангелах».    Составить кроссворд.

Тип урока: урок изучения нового материала ( введение в тему)

Задачи урока:

1) Раскрыть понятие «молитва» через  музыку, картины.

2) Развивать внимание, память, умение сравнивать, вокально-хоровые навыки.

3)  Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства.

Методы обучения:

 словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения:  индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы музыкального обучения:

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки.

Метод создания «композиции»,  художественного контекста  и размышления о музыке и поэзии.

Виды деятельности на уроке:

Наглядно-иллюстративный материал (презентация)

Слушание и исполнение музыки.

Рассуждение о прослушанных музыкальных произведениях (словарь эстетических эмоций)  Музыкально-ритмические движения  Выполнение различных заданий  кроссворд).

Средства обучения:  телевизор-экран, презентация на ноутбуке, ноты, тексты к песне.

Раздаточный материал: текст песни « Песня об ангелах», карточки эмоциональных терминов.

Формирование универсальных учебных действий:

 Планируемые результаты:

Метапредметные: вызывать эмоциональный отклик на духовную музыку, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный  слух, музыкальную  память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное  мышление; творческие способности.

    Предметные: дать детям понимание слова «молитва», учить детей слушать и анализировать музыку,  видеть в музыке связь с жизнью;

   Личностные: воспитать любовь к музыке классической, музыкальный вкус.

Оборудование:  CD – проигрыватель ( ноутбук) , фортепиано (аккордеон) , учебник.

Кроссворд:

М

Е

Ч

Е

Т

Ь

Ц

Е

Р

К

О

В

Ь

З

А

К

Л

И

Ч

К

И

И

К

О

Н

А

К

А

Т

О

Л

И

Ц

И

З

М

П

Р

А

В

О

С

Л

А

В

И

Е

Х

Р

А

М

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты по окружающему миру. 1 класс.

Технологическая карта по окружающему миру. Тема урока: Дикие и домашние животные....

Разработка технологической карты по математике. 2 класс.

Технологическая карта по математике. Тема урока: Умножение числа 4....

Разработка технологической карты проведения урока математики во 2 классе

1.Рассмотреть табличные случаи умножения числа 3, составить таблицу умножения числа 3 на однозначные числа; учить вычислять значения произведений; повторить и закрепить знание и умение применять перем...

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

Методическая разработка. Технологическая карта урока для 4-х классов. Раздел " Баскетбол".

Технологическая карта урока для 4-х классов. Раздел " Баскетбол"....

Методическая разработка. Конспект урока по музыке для 2-го класса по теме "Молитва"

Методическая разработка содержит конспект урока музыки в коррекционной школе и презентацию к уроку. Класс: 2 классТема раздела: «О России петь – что стремиться в храм…»Те...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...