Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Орловское Марксовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Венцова В. К. (Венцеля В. К.)
Рассмотрено: МО начальных классов Протокол №___от_______2016 год _______________________ Дьякова О.Н. | Согласовано: Заместитель директора по УВР Литневская А.А. _______________ 2016 год | Утверждаю: Директор МОУ-СОШ с Орловское Марксовского района Бахтиева Р.Э. ____________________ Приказ №___ от_____2016год |
Рабочая программа
по предмету музыка
учителя (высшей квалификационной категории)
Глинской Ирины Николаевны
для 4 класса
Саратовская область, Марксовский район, с.Орловское
2016/2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Информационное письмо министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере oбщегo образования от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке, авторской учебной программы «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), программа: 1-4 классы (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В. А. Школяр).- М.:Вентана-Граф, 2013
Целью уроков музыки в 4 классе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их об¬щей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
• Раскрытие природы музыкального искусства как ре¬зультата творческой деятельности человека.
• Формирование у учащихся эмоционально-ценностно¬го отношения к музыке.
• Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слу¬шающего музыку.
• Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
• Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются обучающемуся 4 класса.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно при сбалансированном сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО МУЗЫКЕ
Личностные результаты
1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.
3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Календарно-тематический план реализации рабочей программы
Распределение часов программы:
Название раздела | Количество часов по программе | Количество часов фактически |
| 16 ч | 16 ч |
| 18 ч | 18 ч |
Музыка моего народа (16 часов)
Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» – сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструментального, вокально-инструментального музицирования.
• Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованного), духовной музыки, произведений
«золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочи-
нение, импровизации) деятельности школьников.
• Музыка Русской православной церкви как часть отечественной художественной культуры, как «звено» в храмовом синтезе искусств (слово, иконопись, архитектура). Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины,
хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
• «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители –певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.
• Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития
Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ (18 часов)
Каждый народ имеет свой музыкальный и разговорный (литературный) язык. Богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов.
• Музыкальный язык интернационален, понятен всем без перевода. Музыка – это язык, который выражает чувства и мысли людей.
• Многообразие жанров, тем, сюжетов и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов.
• Сходство и различие музыкального языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западноевропейской музыкой, музыкой других национальных школ.
• Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по музыке на 2016-2017 уч. год в 4 классе.
№ | Тема урока | Задачи урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Музыкальный материал к уроку | Дата по плану | Дата по факту | |||||||
МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА -16 Ч | Знать закономерности возникновения специфических особенностей музыкальной культуры страны | Слушание: «Со вьюном я хожу.», «Во поле береза стояла.», «Рябинушка», «У зори у зорюшки», «В сыром бору тропинка», «Ах, вы сени» | |||||||||||
1 | Музыка моего народа | Особенности русской песни (распев). Разучивание: наша школьная страна. | |||||||||||
2 | Многообразие жанров русской музыки. | Связь музыки с жизнью людей. Исполнение: наша школьная страна. | Слушание: «Вниз по матушке по Волге» р. н. п., варианты на песню «Вниз по матушке по Волге», «Солдатушки», «А мы просо сеяли», «Милый мой хоровод». | ||||||||||
3 | Взаимосвязь русской музыки: народной и профессиональной. | Сравнивать: русские народные мелодии с композиторскими. Разучивание: светит месяц. | Уметь видеть зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа | Слушание: А. Даргомыжского. «Светит месяц» р.н. плясовая песня, «В сыром бору тропинка.». Главная мелодия I ч. Третьего фортепианного концерт С.В. Рахманинова. | |||||||||
4 | Русские народные инструменты. | Различать: русские народные инструменты по тембру. Разучивание: частушки. | Слушание: Глав. мелодия I-й ч. Третьего фортепианного концерта Рахманинова. «Со вьюном я хожу.», «Плясовые Наигрыши», «Частушки», «Озорные частушки.» Р. Щедрина. | ||||||||||
5 | Оркестр народных инструментов. | Слушание: «Эх ухнем.» «Урожай.» Частушки. «Сел комарик на дубочек» р.н. п. «Вставайте люди русские.» из кантаты «Александр Невский.» С. Прокофьева | Разучивание: мы маленькие дети. | ||||||||||
6 | Маршевые и трудовые русские народные песни. | Слушание: Со вьюном я хожу.» «В сыром бору тропинка» «Эх ухнем.» «Урожай.» Частушки. | Исполнение: Мы маленькие дети. | ||||||||||
7 | Обрядовые песни. | Различать: звучание тембров народного хора, народного и академического исполнения. Разучивание: обрядовые песни. | Уметь различать звучание различных тембров, народные и композиторские песни. | ||||||||||
Слушание: «Бояре» р.н. игровая п., «Сел комарик на дубочек» р.н. п., «Со вьюном я хожу.», «В сыром бору тропинка», «Милый мой хоровод». | |||||||||||||
8 | Традиции и праздники русского народа. | Различать: народные песни и композиторские. Исполнение: русские народные песни. | Слушание: «Бояре» р.н. игровая п., «Сел комарик на дубочек» р.н. п., «Со вьюном я хожу.», «В сыром бору тропинка», «Милый мой хоровод», «У зори-то у зореньки», «Во поле береза стояла». | ||||||||||
9 | Калейдоскоп русских народных песен. | Игра «Угадай мелодию» | |||||||||||
10 | М.И. Глинка и русский фольклор. | Жизнь М.И. Глинки, черты народности в музыке Глинки. Слушание: «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин», Разучивание: Зачем нам выстроили дом. | Уметь определять и называть элементы народности в музыке. | ||||||||||
11 | Традиции русской музыки в творчестве Н.А. Римского-Корсакова | Называть: элементы народности в музыке. Исполнение: Зачем нам выстроили дом. | |||||||||||
Слушание: «Садко» фрагменты оперы, Римский-Корсаков. | |||||||||||||
12 | Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры. | Русская духовная музыка, церковное пение. Разучивание: Если с другом вышел в путь. | Уметь различать русскую духовную музыку | Слушание: Бортнянский «Иже херувимы», «Достойно есть», «Отче наш». | |||||||||
13 | Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры. | Слушание: Чесноков «Благослови, душа моя, Господа», «Благослови», «Величит душа моя», фрагменты песнопений «Всенощной» С.Рахманинова. Исполнение: Если с другом вышел в путь. | |||||||||||
14 | Колокольные звоны России. | Предназначение колокола в церкви, разнообразие колоколов и колокольных звонов. Разучивание: новогодние песни. | |||||||||||
Слушание: «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин», бой Кремлёвских курантов, фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский», «Колокольные звоны России» | |||||||||||||
15 | Народная песня в творчестве П.И. Чайковского. | Музыкальная цитата, как средство выразительности. Исполнение: новогодние песни. | Уметь осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя- как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. | Слушание: Финал Четвертой симфонии П.И. Чайковского. «Во поле береза стояла» р.н.п. Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром. «Веснянка». | |||||||||
16 | Песенные интонации в концерте С.В. Рахманинова | Слушание: Главная мелодия 1-й части Третьего фортепианного концерта С.В. Рахманинова, «Мир похож на цветной луг», «Тонкая рябина». Исполнение: новогодние песни. | |||||||||||
17 | Плясовые народные интонации в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского | МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПРЕОДОЛИМЫХ ГРАНИЦ – 18 Ч Плясовые народные интонации. Слушание: «Хованщина», фрагмент оперы. «Мир похож на цветной луг». Разучивание: Школьный корабль. | Уметь осознавать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры | Слушание: Финал Четвертой симфонии П.И. Чайковского. «Во поле береза стояла» р.н.п. Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром. «Веснянка». | |||||||||
18 | Русский фольклор в современной композиторской музыке. | Слушание: Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Весна», «Романс» Г. Свиридов. Разучивание: Служить России. | |||||||||||
19 | Праздник «Масленница». | Слушание: Песни к празднику «Масленница» Разучивание: Песни к празднику «Масленница» | |||||||||||
20 | Музыка других народов. | Слушание: «Молдовеняска», «Лезгинка», «Веснянка», финал Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковский (фрагмент). Исполнение: Песни к празднику «Масленница» | Уметь воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности | ||||||||||
21 | Музыка славянских народов. | Слушание: «Веснянка» у.н.п., «Перепелочка» б.н.п., «Попевка о природе», «Вариации на тему «Перепелочки», «Бульба», «Гопак», «Светит месяц». Разучивание: Музыка славянских народов. | |||||||||||
22 | Молдавская народная музыка. | Слушание: «Молдавеняска», «Попевки о природе». Разучивание: Попевки о природе | |||||||||||
23 | Музыка народов Закавказья. | Слушание: «Лезгинка» гр. н. п., «Цыплята» азерб. н.п., «Светлячок» гр. н.п. Разучивание: Цыплята | |||||||||||
24 | Музыка народов Средней Азии. | Слушание: «Мавриги» уз. н. песня – танец, «Русская пляска» из балета «Гаяне» Хачатуряна Разучивание: песни | Уметь находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии и Прибалтики | ||||||||||
25 | Музыка народов Прибалтики. | Слушание: . «Вей ветерок» латышская народная песня, «Хор нашего Яна» эстонская народная песня. Пролог и фрагмент из 2 ч. кантаты «Не смейте трогать голубой глобус» Э. Бальсиса. Разучивание: Хор нашего Яна | |||||||||||
26 | Музыкальная викторина | Игра «Музыкальная викторина» | |||||||||||
27 | Музыка русского композитора М.И. Глинки в духе итальянской баркаролы. | Слушание: «Полька» чешская нар. песня. «Венецианская ночь», «Арагонская хота» М.И. Глинка. «Мистер Жук» муз. Юдахиной. Разучивание: «Полька» чешская нар. песня | Уметь выявлять интонационно- стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке | ||||||||||
28 | Французская народная песня в творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта. | Слушание: «Пастушья песня» фр. нар. песня. Вариации на тему фр. нар. песни В.А. Моцарта. Разучивание: Пастушья песня | |||||||||||
29 | Японская народная песня в музыке Д.Б. Кабалевского | Слушание: «Вишня» японская нар. песня. Вариации на японскую нар. песню Д.Б. Кабалевского. Разучивание: Вишня | |||||||||||
30 | Ф.Шопен –основоположник польской музыки. | Слушание: «Жаворонок» польск. нар. песня. Разучивание: Жаворонок | |||||||||||
31 | Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ. | Слушание: «Комаринская» р.н.п. Вариации на русскую тему Л. Бетховена, «Заход солнца», «Утро» Э. Григ, «Полька» чешская нар. песня. «Заход солнца» Э. Григ, «Чардаш из оперы «Хари Янош» З Кодая. Разучивание: песни о школе. | Уметь осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя- как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. | ||||||||||
32 | Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ. | Слушание: «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта Исполнение: песни о школе. | |||||||||||
33 | Композитор-исполнитель-слушатель. | Связь между музыкой народов мира. Исполнение: песни о школе | Игра «Угадай мелодию» | ||||||||||
34 | Урок-концерт | Исполнение: песни разученные в течение года. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы | |
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
| 1 Программа «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), программа: 1-4 классы (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В. А. Школяр).- М.:Вентана-Граф, 2013 2. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство. 1 класс. Методическое пособие», - М.:Вентана-Граф, 2009; |
Информационно-коммуникационные средства
ЦОР | Интернет-ресурсы |
1.Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество». 2.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия 2006» 3.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006» (БЭКМ). 4. СD Электронная мультимедиа-энциклопедия | Издательский центр «Вентана-Граф» Адрес сайта: http://www.vgf.ru 2. Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru 3. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru 4. Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru 5. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru |
ТСО | мультимедийный проектор, компьютер, колонки ноутбук |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...