Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Рабочая программа по музыке 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx48.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с.  Орловское Марксовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза  Венцова В. К. (Венцеля В. К.)

Рассмотрено:

МО  начальных классов

Протокол №___от_______2016 год

_______________________

Дьякова О.Н.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Литневская А.А.

_______________

2016 год

Утверждаю:

Директор МОУ-СОШ с Орловское Марксовского района

Бахтиева Р.Э.

____________________

Приказ №___  от_____2016год

Рабочая программа

по предмету музыка

учителя (высшей квалификационной категории)  

Глинской Ирины Николаевны

для 4 класса

Саратовская область, Марксовский район, с.Орловское

2016/2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
  • Информационное письмо министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере oбщегo образования  от 28.10.2015 № 08-1786  «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке, авторской учебной  программы «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2009 г.),  программа: 1-4 классы (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В. А. Школяр).- М.:Вентана-Граф, 2013

Целью уроков музыки в 4 классе является воспитание у учащихся  музыкальной культуры как части их об¬щей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

•        Раскрытие природы музыкального искусства как ре¬зультата творческой деятельности человека.

•        Формирование у учащихся эмоционально-ценностно¬го отношения к музыке.

•        Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слу¬шающего музыку.

•        Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.

•        Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются обучающемуся 4 класса.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно при сбалансированном сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

 ПО   МУЗЫКЕ

 Личностные результаты

1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Календарно-тематический план реализации   рабочей программы

Распределение часов программы:

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов фактически

  1.   Музыка моего народа.

16 ч

16 ч

  1. Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.

18 ч

18 ч

 

Музыка моего народа (16 часов)

Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» – сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструментального, вокально-инструментального музицирования.

• Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованного), духовной музыки, произведений

«золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочи-

нение, импровизации) деятельности школьников.

• Музыка Русской православной церкви как часть отечественной художественной культуры, как «звено» в храмовом синтезе искусств (слово, иконопись, архитектура). Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины,

хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.

• «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители –певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.

• Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития

Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ (18 часов)

Каждый народ имеет свой музыкальный и разговорный (литературный) язык. Богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов.

• Музыкальный язык интернационален, понятен всем без перевода. Музыка – это язык, который выражает чувства и мысли людей.

• Многообразие жанров, тем, сюжетов и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов.

• Сходство и различие музыкального языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западноевропейской музыкой, музыкой других национальных школ.

• Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка


ПРИМЕРНОЕ  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

по музыке  на 2016-2017 уч. год в 4 классе.

Тема урока

Задачи урока

Характеристика

учебной деятельности учащихся 

 Музыкальный материал  к уроку

Дата   по плану                                            

Дата по факту

МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА -16 Ч

Знать закономерности возникновения специфических особенностей музыкальной культуры страны

Слушание: «Со  вьюном я хожу.», «Во поле береза стояла.», «Рябинушка», «У зори у зорюшки», «В сыром бору тропинка», «Ах, вы сени»

1

Музыка моего народа

Особенности русской песни (распев).

Разучивание: наша школьная страна.

2

Многообразие жанров русской музыки.

Связь музыки с жизнью людей.

Исполнение: наша школьная страна.

Слушание: «Вниз по матушке по Волге» р. н. п., варианты на песню «Вниз по матушке по Волге»,  «Солдатушки», «А мы просо сеяли», «Милый мой хоровод».

3

Взаимосвязь русской музыки: народной и профессиональной.

Сравнивать: русские народные мелодии с композиторскими.

Разучивание: светит месяц.

Уметь видеть зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа

Слушание: А. Даргомыжского. «Светит месяц» р.н. плясовая песня, «В сыром бору  тропинка.». Главная мелодия I ч. Третьего фортепианного концерт С.В. Рахманинова.

4

Русские народные инструменты.

Различать: русские народные инструменты по тембру.

Разучивание: частушки.

Слушание: Глав. мелодия I-й ч. Третьего фортепианного концерта Рахманинова. «Со  вьюном я хожу.», «Плясовые Наигрыши», «Частушки», «Озорные частушки.» Р. Щедрина. 

5

Оркестр народных инструментов.

Слушание: «Эх  ухнем.» «Урожай.» Частушки. «Сел  комарик на дубочек» р.н. п.   «Вставайте люди русские.» из кантаты «Александр Невский.» С. Прокофьева

Разучивание: мы маленькие дети.

6

Маршевые и трудовые русские народные песни.

Слушание: Со  вьюном я хожу.» «В сыром бору  тропинка» «Эх  ухнем.» «Урожай.» Частушки.
«Солдатушки браво ребятушки ».

Исполнение: Мы маленькие дети.

7

Обрядовые песни.

Различать: звучание тембров народного хора, народного и академического исполнения.

Разучивание: обрядовые песни.

Уметь различать звучание различных тембров, народные и композиторские песни.

Слушание: «Бояре» р.н. игровая п., «Сел  комарик на дубочек» р.н. п., «Со  вьюном я хожу.», «В сыром бору  тропинка», «Милый мой хоровод».

8

Традиции и праздники русского народа.

Различать: народные песни и композиторские.

Исполнение: русские народные песни.

Слушание: «Бояре» р.н. игровая п., «Сел  комарик на дубочек» р.н. п., «Со  вьюном я хожу.», «В сыром бору  тропинка», «Милый мой хоровод», «У зори-то у зореньки», «Во поле береза стояла».

9

Калейдоскоп русских народных песен.

Игра «Угадай мелодию»

10

М.И. Глинка и русский фольклор.

Жизнь М.И. Глинки, черты народности в музыке Глинки.

Слушание: «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин»,
«Ария Сусанина»

Разучивание: Зачем нам выстроили дом.

Уметь определять и называть элементы народности в музыке.

11

Традиции русской музыки в творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Называть: элементы народности в музыке.

Исполнение: Зачем нам выстроили дом.

Слушание: «Садко» фрагменты оперы, Римский-Корсаков.

12

Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.

Русская духовная музыка, церковное пение.

Разучивание: Если с другом вышел в путь.

Уметь различать русскую духовную музыку

Слушание: Бортнянский «Иже херувимы», «Достойно есть», «Отче наш».
А.Архангельский «Милость мира».

13

Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.

Слушание: Чесноков «Благослови, душа моя, Господа», «Благослови», «Величит душа моя», фрагменты песнопений «Всенощной» С.Рахманинова.

Исполнение: Если с другом вышел в путь.

14

Колокольные звоны России.

Предназначение колокола в церкви, разнообразие колоколов и колокольных звонов.

Разучивание: новогодние песни.

Слушание: «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин», бой Кремлёвских курантов, фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский», «Колокольные звоны России»

15

Народная песня в творчестве П.И. Чайковского.

Музыкальная цитата, как средство выразительности.

Исполнение: новогодние песни.

Уметь осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя- как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Слушание: Финал Четвертой симфонии П.И. Чайковского. «Во поле береза стояла» р.н.п. Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром. «Веснянка».

16

Песенные интонации в концерте С.В. Рахманинова

Слушание: Главная мелодия 1-й части Третьего фортепианного концерта С.В. Рахманинова, «Мир похож на цветной луг», «Тонкая рябина».

Исполнение: новогодние песни.

17

Плясовые народные интонации в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского

МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПРЕОДОЛИМЫХ ГРАНИЦ – 18 Ч

Плясовые народные интонации.

Слушание: «Хованщина», фрагмент оперы. «Мир похож на цветной луг».

Разучивание: Школьный корабль.

Уметь осознавать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры

Слушание: Финал Четвертой симфонии П.И. Чайковского. «Во поле береза стояла» р.н.п. Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром. «Веснянка».

18

Русский фольклор в современной композиторской музыке.

Слушание: Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»:  «Тройка», «Весна», «Романс» Г. Свиридов.

Разучивание: Служить России.

19

Праздник «Масленница».

Слушание: Песни к празднику «Масленница»

Разучивание: Песни к празднику «Масленница»

20

Музыка других народов.

Слушание: «Молдовеняска», «Лезгинка», «Веснянка», финал Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковский (фрагмент).

Исполнение: Песни к празднику «Масленница»

Уметь воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

21

Музыка славянских народов.

Слушание: «Веснянка» у.н.п., «Перепелочка» б.н.п., «Попевка о природе», «Вариации на тему «Перепелочки»,  «Бульба», «Гопак», «Светит месяц».

Разучивание: Музыка славянских народов.

22

Молдавская народная музыка.

Слушание: «Молдавеняска»,  «Попевки о природе».

Разучивание: Попевки о природе

23

Музыка народов Закавказья.

Слушание: «Лезгинка» гр. н. п., «Цыплята» азерб. н.п., «Светлячок» гр. н.п.

Разучивание: Цыплята

24

Музыка народов Средней Азии.

Слушание: «Мавриги» уз. н. песня – танец, «Русская пляска» из балета «Гаяне» Хачатуряна

Разучивание: песни

Уметь находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии и Прибалтики

25

Музыка народов Прибалтики.

Слушание: .  «Вей ветерок» латышская народная песня, «Хор нашего Яна» эстонская народная песня. Пролог и фрагмент из 2 ч. кантаты «Не смейте трогать голубой глобус» Э. Бальсиса.

Разучивание: Хор нашего Яна

26

Музыкальная викторина

Игра «Музыкальная викторина»

27

Музыка русского композитора М.И. Глинки в духе итальянской баркаролы.

Слушание: «Полька» чешская нар. песня. «Венецианская ночь», «Арагонская хота» М.И. Глинка. «Мистер Жук» муз. Юдахиной.

Разучивание: «Полька» чешская нар. песня

Уметь выявлять интонационно- стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке

28

Французская народная песня в творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта.

Слушание: «Пастушья песня» фр. нар. песня. Вариации на тему фр. нар. песни В.А. Моцарта.  

Разучивание: Пастушья песня

29

Японская народная песня в музыке Д.Б. Кабалевского

Слушание: «Вишня» японская нар. песня. Вариации на японскую нар. песню Д.Б. Кабалевского.

Разучивание: Вишня

30

Ф.Шопен –основоположник польской музыки.

Слушание: «Жаворонок» польск. нар. песня.
«Мазурка № 47» Ф. Шопен.

Разучивание: Жаворонок

31

Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.

Слушание: «Комаринская» р.н.п. Вариации на русскую тему Л. Бетховена, «Заход солнца», «Утро» Э. Григ,  «Полька» чешская нар. песня. «Заход солнца» Э. Григ, «Чардаш из оперы «Хари Янош» З Кодая.

Разучивание: песни о школе.

Уметь осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя- как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

32

Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.

Слушание: «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта
К.Караев «Танец чёрных» из балета «Тропою грома», «Урок в школе»

Исполнение: песни о школе.

33

Композитор-исполнитель-слушатель.

Связь между музыкой народов мира.

Исполнение: песни о школе

Игра «Угадай мелодию»

34

Урок-концерт

Исполнение: песни разученные в течение года.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК),

обеспечивающий реализацию рабочей программы 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. .Усачева В. О. Музыка : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ветана-Граф, 2011  

1 Программа «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2009 г.),  программа: 1-4 классы (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В. А. Школяр).- М.:Вентана-Граф, 2013

2. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство. 1 класс. Методическое пособие», - М.:Вентана-Граф, 2009; 

Информационно-коммуникационные средства

ЦОР

Интернет-ресурсы

1.Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения

обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество».

2.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Энциклопедия животных Кирилла и  Мефодия  2006»

3.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и  Мефодия  2006» (БЭКМ).

4. СD Электронная мультимедиа-энциклопедия

 Издательский центр «Вентана-Граф» Адрес сайта: http://www.vgf.ru

2. Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru

3. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

4. Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru

5. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru

ТСО

мультимедийный проектор, компьютер, колонки

ноутбук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...