Исследовательская работа на тему: «История возрождения балалайки»
учебно-методический материал по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Исследовательская работа на тему:
«История возрождения балалайки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
История возрождения балалайки | 748.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа на тему:
«История возрождения балалайки»
Польдяева Раиса Суреновна
педагог дополнительного образования
ГБОУ школа № 1987
Москва, 20012/13 год
Содержание
Аннотация
Введение 3
«История возрождения балалайки» 4
1. Кто такие скоморохи? 4
2. Горькие страницы истории 5
3. Домра – предшественница балалайки 6
4. Появление балалайки 6
5. Андреев – отец русской балалайки 10
6. Балалайка сегодня 13
Заключение 14
Важнейшие даты из истории балалайки 15
Библиография 17
Приложение 18
Введение
К сожалению, современный человек, все дальше и дальше отодвигается от своих истоков. Но к счастью, все еще находятся энтузиасты, сохраняющие исторические ценности, без которых невозможно будущее. Изучение и сохранение культурных ценностей своего отечества задача исключительно необходимая. С детских лет, поняв это, человек уже никогда не сможет с пренебрежением относиться к историческому наследию. Сберечь и сохранить – вот те важные слова, за которыми стоят только добрые поступки. Исследование по истории возрождения балалайки позволяет нам окунуться в далекие времена и путешествуя по ним многое понять об истории своего отечества, какие невзгоды и радости пережил народ и не смотря на это сумел сохранить, сберечь свое неистребимое желание творить. Благодаря этому мы и сейчас можем наслаждаться песнями, играть на музыкальных инструментах, которые создал народ.
История возрождения балалайки
1. Кто такие скоморохи?
Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, душевные переживания. Самые разнообразные музыкальные инструменты создавались и совершенствовались из поколения в поколение безвестными мастерами.
Уже наиболее древние, дошедшие до нас источники, свидетельствуют о бытовавшей у славян потребности в совместном музицировании. Так, в рассказе византийского историка Феофилакта Самокатты повествуется о взятых в 591 году в плен трех славянах с инструментами гуслевидного типа. На вопрос аварского хана – кто они - пленники, желая подчеркнуть свое миролюбие, ответили, что играют на гуслях, поскольку не привыкли обращаться с оружием и играть на трубах. (Труба – типично воинский инструмент с ярко выраженным сигнальным звуком.)
Музыкальные инструменты заполняли досуг людей в быту. Важнейшими организаторами досуга на протяжении многих столетий были музыканты-скоморохи. Скоморохи были бродячими артистами – это были не только музыканты, но и плясуны и акробаты, театральные актеры и дрессировщики животных, жонглеры и фокусники. Свое искусство они показывали, где только можно: на улицах и площадях, перекрестках дорог и в домах. Они постоянно кочевали и были непременными участниками шумных народных гуляний.
Однако, как свидетельствуют многочисленные исторические документы, наряду с бродячими скоморохами было немало и скоморохов оседлых. Они имели собственное хозяйство и занимались искусством для дополнительного заработка. Много скоморохов состояло на службе у князей, княжеских дружинников, крупных вельмож, а позже – и при царском дворе.
Во времена князей Олега и Владимира скоморохи были самыми почетными гостями на княжеских пирах. В те далекие времена даже князь, наделенный неограниченной властью огромным состоянием, не смог бы пригласить к себе на праздник или на свадьбу оркестр народных инструментов. Их просто не было. Но тогда люди, не менее чем сегодня, нуждались в музыке. И скоморохи прекрасно справлялись с этой задачей. В былине о Добрыне Никитиче есть строки, где князь Владимир говорит, обращаясь к Добрыне:
За твою игру за веселую,
Дам тебе, скоморошина,
Три места любимых.
Первое место, сядь подле меня,
Друго место, супротив меня,
А третье место, куда сам захочешь!
2. Горькие страницы истории
Если уж на пирах и свадьбах скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок, то тем более на многолюдных народных сборищах они своим весельем, «гудьбой», песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе.
Музыканты-скоморохи играли на гудках, гуслях, свирелях, бубнах, рожках, накрах… Но самым популярным скоморошьим инструментом была домра.
Песни, игры, пляски, смех, вообще необузданная веселость – все это сливалось в одну пеструю, шумную картину. Часто народ, увлекаемый острым словом скоморохов, их насмешками над глупостью, жадностью и своеволием купцов и бояр, начинал стихийно громить усадьбы богачей, расправляться с ненавистными угнетателями.
Скоморохи не только веселили, они просвещали народ, звали его на справедливую борьбу. В этом видели их вред не только церковники, но и князья, бояре, а потом и цари. В этом и была главная причина гонения на скоморохов.
К началу XVII века власти уже непосредственно предписывали, чтобы «в сопели и в гусли и в гудки и в домры, и во всякие игры не играли». Провинившихся надлежало штрафовать, «а кто гораздо беден, пенных денег взять не на ком, и его во сходной день перед всем миром бить батоги нещадно».
Запрещение скоморохам играть и разрешение жителям «высылать из селений начинающих играть насильно» встречаются в восьми царских грамотах от 1470 года по 1555-й.
В 1648 году последовал «высочайший» указ царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий». Сей жесточайший документ был направлен на полное уничтожение скоморошества. Царский указ был разослан воеводам всех русских городов. Воеводам предписывалось разослать его во все станы и волости, «чтоб сей наш крепкой заказ был ведом всем людям». В указе, в частности говорилось: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари (театральные маски), и всякие гудебные сосуды, и ты б те бесовские велел выимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». Непокорных предписывалось отправлять в ссылку. За невыполнение воеводами указа, угроза содержалась и каждому из них: «и тебе быть от нас в великой опале».
Слова с делами, к сожалению, не расходились. Предписания Алексея Михайловича старательно осуществлялись на практике. Русские народные инструменты безжалостно уничтожались. По велению патриарха Никона пять доверху груженых телег с музыкальными инструментами были вывезены на Москву-реку и там публично сожжены. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.
Любимый инструмент скоморохов – домра был предан забвению. Становится понятно: домра – была предшественницей балалайки.
К сожалению, ни время появления домры на Руси, ни ее сколько-нибудь достоверно сохранившиеся экземпляры неизвестны. Даже само название инструмента не находит себе объяснения в русском языке.
3. Домра – предшественница балалайки
Музыканты-ученые предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура». Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем. Кстати, в Малой Азии и Закавказье до сих пор бытуют инструменты, близкие нашей домре. А у народов, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные с похожими названиями: у грузин – чонгури и пандури, у южных славян – танбура, у украинцев – бандура, у татар – думбра, у калмыков – домбр. Оказывается, у скромной русской домры огромная родня!
Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость (играли на домре всегда плектром – косточкой или перышком) особенно прижилась по душе вездесущим скоморохам. «Рад скомрах о своих домрах» - гласит старая пословица. С решительным искоренением скоморохов особенно пострадало домровое исполнительство: к концу XVII столетия домра полностью выходит из употребления, исчезают даже упоминания о ней.
В середине XVII века производство домр мастерами-специалистами прекратилось в связи с тем, что по указу царя Алексея Михайловича (1648г.) категорически запрещавшему деятельность скоморохов, домровый промысел исчезает. Так как не только за изготовление, но даже за хранение домр следовало суровое наказание.
Между тем, в начале XVII века московские «домерщики» (музыкальные мастера) изготавливающие домры и другие музыкальные инструменты, населяли целый переулок в Замоскворечье в районе Пятницкой улицы.
4. Появление балалайки
С исчезновением самого названия «домра» в последней трети XVII века – 1688 году – появляются первые упоминания о балалайках. В документе 1688 года, хранящемся в Центральном государственном архиве древних актов, - «Памяти из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ» говорится о том, что 13 июня этого года в приказ (учреждение, ведавшее определенной территорией) доставлены некие Савка Федоров и Ивашко Дмитриев «а с ними принесена балалайка» и доставлены они были за то, что «в балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили».
Следующее, весьма любопытное упоминание об этом инструменте, содержится в документах времен Петра Первого. На одном из придворных пиршеств 1714 года было решено по царскому указанию составить грандиозный оркестр, в который входили бы представители всех народностей, населявших тогда Россию. Каждый представитель нации должен был нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для нее. Любопытно, что балалайка была приписана самим Петром Первым калмыкам. Какие основания побудили его к этому, сказать сейчас трудно. Ни у татар, ни у калмыков инструмента с подобным названием нет. Но были и есть струнные щипковые инструменты, чрезвычайно напоминающие балалайку. И хотя назывались эти инструменты по разному (у калмыков – домбр, у бурят – гор, у татар – думбра), многие из них, в том числе калмыцкий, имели треугольную форму кузова, длинную шейку, две-три струны. Играли на них не плектром, а пальцами - типично балалаечным бряцанием.
С исчезновением домры народу по-прежнему нужен был струнный щипковый инструмент, со звонким, подзадоривающим к пляске четким звучанием. И главное – простой в изготовлении. И именно так, изготовляемый самодельным способом, и возник новый вариант домры – балалайка.
В конце XIX века А.С. Фаминцын выдвинул гипотезу о происхождении термина «балалайка» от татарского «бала» - «дитя», «детеныш» поскольку, по его мнению, он заключает в себе понятие о «детской болтовне», «ребячестве». Гипотеза была поддержана и развита Ф.В. Соколовым, добавившим, что множественное от татарского термина «бала» - «балалар» - означает «дети». В результате укрепилось мнение о времени появления балалайки на Руси в XIV-XV веках, в период татаро-монгольского нашествия. Однако согласно данным современной лингвистики, слово «балалайка» имеет славянские корни c двумя основами. Одна из них – общеславянская основа «бал» - означает «разговаривать». Именно она породила многие другие от нее производные («балаболка», «балакать», «балабонить», «баламут», «балагур» и т.д.) и несла в себе оттенок безобидного времяпрепровождения. Другая основа - «лайка» в русских народных говорах означает «ворчун», «брюзга».
Важно, что балалайка оказалась чрезвычайно простой не только для производства, но и для освоения. Уже в XVIII столетии она завоевывает необычайную популярность по всей стране. Смастерить балалайку можно было из любых подручных средств, даже из тыквы. При наличии корпуса подобного типа она становилась особенно близкой своему прототипу – домре. Балалайки с круглым или овальным корпусом были популярны в России в XVIII и в начале XIX века. Но наряду с ними в XVIII веке все чаще начинают появляться инструменты с треугольным корпусом. Их изображения приводятся в различных лубочных картинках.
Форма балалайки была совсем не такой, какой мы их знаем сейчас. Размеры инструментов нередко были таковы, что их «подобно бандуре» надо было держать на перевязи: ширина – 1 фут, то есть около 30,5 см, длина – 1,5 фута, то есть приблизительно 46 см, а гриф превышал «длину корпуса, по меньшей мере, в четыре раза», то есть достигал более полутора метров длины! Такая форма инструмента изображена, например, на картине Жана Батиста Лепренса «Русская пляска», созданной в период 1758-1762 годов. Пляску сопровождают три музыканта – скрипач, гудочник и балалаечник, расположившиеся на крыльце помещичьего дома. Здесь длина грифа с отогнутой назад головкой на балалайке имеет именно четырехкратное превышение по отношению к длине корпуса.
И так, период XVIII века и первой половины XIX века является переходным: происходит превращение русского тамбуровидного инструмента XVI-XVII столетий – домры, в его новую форму последующих веков – балалайку.
По мере ослабления действия царского указа, балалайка постепенно из любительского инструмента превращается в профессиональный. И поэтому на протяжении XVIII столетия можно обнаружить свидетельства об изготовлении балалаек, как самодельным путем, так и профессиональными мастерами.
С детских лет на балалайке играл выдающийся композитор, скрипач XVIII столетия Иван Евстафьевич Хандошкин (1747-1804). Корпус его балалайки был сделан из тыквы, внутри он был проклеен порошком битого хрусталя, что создавало особую звонкость, «серебристость» звука.
И все же, к первой половине XIX века среди профессиональных музыкантов балалайка встречается крайне редко. В среде аристократии, «просвещенных» горожан ее место занимает семиструнная гитара. Балалайка же, чрезвычайно доступная для любительского изготовления, становится любимейшим инструментом малоимущих слоев населения России – крестьян, ремесленников, ярмарочных балаганщиков, бродячих лапотников, кучеров, лакеев. Балалайка стала незаменимым средством забавы, развлечения.
5. Андреев – «отец» русской балалайки
И неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба балалайки не окажись на ее пути Василия Васильевича Андреева – неутомимого пропагандиста народных инструментов, основателя первого русского народного оркестра, публициста, балалаечника-виртуоза, дирижера, композитора и музыкально-общественного деятеля. Благодаря этому великому человеку, беззаветно, преданно и без остатка отдавшего всего себя (включая и материальные затраты) делу возвращения из пепла домры и балалайки, многие музыканты с удовольствием открыли для себя новый, доселе невиданный инструмент.
Так, начиная с середины 80-х годов XIX столетия, «его величество случай» волшебным образом повлиял на второе рождение русской балалайки, явившись, в целом, поворотным моментом в истории русской культуры. Ведь мы уже знаем, сколь горькие страницы пришлось пережить в своей истории русским народным инструментам.
Вот так описывает сам В.В. Андреев свою первую встречу с балалайкой:
«Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего дома (в сельце Марьино), выходящей на широкий двор... и наслаждался тишиной деревенского вечера... Я различил очень ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, вначале в довольно медленном темпе, а потом всё быстрее и быстрее. Звуки разгорались... мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске. Я почувствовал, что одна нога давно уже пристукивает в такт песне, исполняемой на неведомом инструменте невидимым игроком... Недолго продолжались эти чудеса. Я сорвался с места и побежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступенях крыльца сидел мой работник - крестьянин Антип, и играл на... балалайке! Я был поражён ритмичностью и оригинальностью приёма игры... и никак не мог постичь, как такой убогий с виду несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать СТОЛЬКО звуков! Я помню, что тогда же как каленым железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства! Не знаю, что сильнее руководило мной — инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что было и то и другое, а соединение дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами, чтобы довести дело до конца. Звонкий голос балалайки способен пробуждать добрые чувства, дремлющую в каждом человеке поэтичность. Поистине, сверхъестественная сила заключена в этом небольшом, но таком великом по масштабам музыкальной выразительности инструменте».
Василий Андреев с детства интересовался музыкальными инструментами, бытовавшими у крестьян. К 14 годам он играл «самоучкой на 12 инструментах»: гармошке, пастушьей брелке, свирели и многих других. В те же детские годы к Андрееву был приглашен учитель по фортепиано, а с 1879 по 1882 годы он обучался игре на скрипке у Н.В. Галкина, впоследствии профессора Петербургской консерватории.
Василий быстро освоил балалайку Антипа, через неделю уже играл все, что умел хозяин инструмента, а в быстроте и четкости даже перещеголял – сказался опыт игры на гитаре и мандолине. Вскоре у него появилась и собственная балалайка, такая же примитивная, с передвижными ладами. Вскоре у Андреева произошла знаменательная встреча, которую сам он потом оценивал как исключительно важную для всей последующей жизни. В Бежецке, куда Василий приехал навестить знакомых осенью 1884 года, он впервые услышал игру любителя балалайки бежецкого помещика Александра Степановича Паскина, как говорили, виртуоза на всю Тверскую губернию. Сыграв несколько русских народных песен с вариациями, он показал Василию различные приемы, рассказал, как можно улучшить конструкцию инструмента. Он посоветовал заказать местному столяру Антонову балалайку из выдержанного дерева и вскоре Василий стал обладателем новой балалайки с хорошим звуком.
Но как музыкант он быстро почувствовал, что в своем тогдашнем состоянии балалайка не смогла бы дать большего: слишком ограниченны были ее технические и звуковые возможности. Именно поэтому у него возникла мысль об усовершенствовании балалайки. С этого момента и началась новая история балалайки. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях Андреев:
«Наткнувшись на балалайку, я все для нее оставил: меня влекла к ней точно какая-то стихийная сила, и я вместо скрипача стал балалаечником, чем немало огорчил своего профессора. Но сам я ни минуты не раскаиваюсь в этом, ибо каким бы ни сулила мне судьба сделаться скрипачом, хотя бы даже самым знаменитым, это было бы для меня только лишь искусством для искусства, не более. Я же, работаю для идеи, которая наполняет особым светом мою жизнь, сопряженную подчас с непосильными трудностями и даже страданиями. Но все это искупается сознанием той пользы, которую должна принести такая работа множеству людей. Я не буду перечислять, сколько затруднений пришлось мне преодолеть, чтобы довести свое дело до того состояния, в каком оно находится сейчас. Скажу лишь только, что приходилось выработать все размеры инструментов для образования из них семейств; создавать репертуар; находить людей, которые могли бы посвятить себя этой новой специальности; учить игре на народных инструментах отдельных лиц, образовывать из них ансамбль, работать над этим ансамблем; создавать систему и школу обучения; бороться с укоренившимся в обществе предрассудком относительно непригодности балалайки как музыкального инструмента, и, наконец, помимо труда, истратить на это дело все свое состояние, оставленное мне отцом. Одним словом, моя работа напоминала работу человека в первобытном лесу. Но, слава богу, я нашел достаточно сил, чтобы все это преодолеть».
Для усовершенствования балалайки молодому Андрееву понадобилось сконструировать ее. Для того чтобы сделать расчет чертежа, ему пришлось собрать целую коллекцию балалаек. Тут были и вятские, и рязанские, и вологодские, и владимирские, и еще многие из разных областей России. Были они с треугольным и овальным кузовом, с двумя струнами и четырьмя … Словом, Андреев проделал огромную работу, прежде чем сделал вывод: «Три струны и треугольный кузов–резонатор типичны!»
Собрав чертежи в начале 80-х годов XIX столетия, Андреев отправился к петербургскому скрипичному мастеру В.В. Иванову. Из воспоминаний Андреева:
«Когда в 1880-х годах я обратился впервые к инструментальному мастеру, очень талантливому, известному особой выделкой смычков и починкой старинных инструментов, с просьбой сделать по моим указаниям из лучших сортов дерева балалайку, то вначале он принял мое предложение за шутку; когда же я уверил его, что говорю совершенно серьезно, он так обиделся, что перестал со мной разговаривать вышел в другую комнату, оставив меня одного. Я был очень смущен, но, тем не менее, решил настаивать на своем; в конце концов, мне удалось убедить его не словами, а делом... Я принес ему простую деревенскую балалайку, стоившую 35 копеек, на которой в то время играл сам, сделанную из простой ели, с навязанными ладами, и сыграл ему на ней несколько песен. Моя игра его настолько удивила, что он согласился сделать мне балалайку с тем, чтобы я дал ему слово никому и никогда о том не рассказывать, так как такая работа для него унизительна и может серьезно повредить его репутации. Я долгими часами просиживал у него, следя за работой... и неоднократно был свидетелем, как при каждом звонке он быстро вскакивал и накрывал верстак тут же лежащим наготове платком, чтобы кто-нибудь из его заказчиков или посторонних не увидел лежащей на верстаке балалайки...»
Звучание нового инструмента оказалось превосходным. Первый же сольный концерт молодого музыканта имел самый широкий резонанс. Никто даже не ожидал, что невозможно будет достать билет на концерт Василия Андреева.
Работа по усовершенствованию пошла более быстрыми темпами, после того как Андреев получил письмо от придворного мастера Ф.С. Пасербского. «Узнав случайно, - писал тот, - что Вы, милостивый государь, играете артистически на всевозможных инструментах, я осмеливаюсь покорнейше просить Вас осчастливить своим посещением мою мастерскую, может быть, найдете что-либо по вашему усмотрению из имеющихся у меня разных струнных инструментов». Андреев тут же договорился с придворным мастером о сотрудничестве, и вскоре появилась двенадцатиладовая балалайка, так называемая хроматическая, постоянные лады которой отмечали тоны и полутоны.
К тому времени Андреев мог уже точно сформулировать свою цель: распространить усовершенствованную балалайку по всей России, сделав ее любимым инструментом.
Первым шагом в выполнении цели стала «Школа игры на балалайке», которую Василий Андреев написал в содружестве с издателем П.К. Селиверстовым. Журнал «Правда» № 6 от 7 февраля 1888 года отмечал: «Школа для балалайки, составленная П.К. Селиверстовым … кажется, заставляет многих изменить мнение о нашем народном инструменте. Почти можно сказать, что эта небольшая книжечка вместе с превосходной игрою г. Андреева воскресила балалайку, начинавшую вымирать».
Андреев решает создать образцовый оркестр, который бы мог соперничать с любым другим ансамблем. Для этого нужны были разные по своим возможностям инструменты. При участии Андреева к осени 1887 года Пасербский изготовил комплект чисто оркестровых балалаек, различных по размерам. В результате кропотливой, научно-исследовательской творческой работы сложились следующие типы балалаек: дискант, пикколо, прима, тенор, альт, бас, контрабас. После таких преобразований Андреев приступил к созданию ансамбля балалаечников из восьми человек, потом балалаечного ансамбля из четырнадцати человек.
Концертный сезон 1888 года принес балалайке Андреева-Пасербского заслуженную славу. Талантливого музыканта стали называть «артистом» и «молодым отцом балалайки». Триумф 20 марта 1888 года стал днем рождения национального оркестра русских народных инструментов.
Андреев не боялся конкуренции, наоборот стремился к ней. Он понимал, что ему нужен помощник, музыкант-теоретик. И такого человека Андреев отыскал. Это был Николай Фомин, студент петербургской консерватории, ученик Н.А. Римского-Корсакова, правнук знаменитого русского композитора 18 века Евстигнея Ипатовича Фомина. Николай серьезно изучал народную музыкальную культуру и очень интересовался кружком балалаечников. Получив разностороннее образование, он соединил в своем лице композитора, теоретика и дирижера. Именно Фомин стал не только создателем основного репертуара андреевцев – обработок, переложений, собственных сочинений, но и участником Великорусского оркестра В.В. Андреева, его консультантом, помощником в деле реконструкции русских народных инструментов. Нельзя не упомянуть и других сподвижников В.Андреева: Ф.А. Нимана, Н.И. Привалова, В.Т. Насонова – все эти музыканты много занимались обработкой и переложением для нового инструментального состава, вопросами дальнейшего совершенствования инструментов, сами были исполнителями в андреевском коллективе.
Менее чем через год, после памятного триумфального концерта, балалаечному ансамблю предстояло представлять русское искусство на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Ансамбль блистательно справился со своей задачей.
Андреев считал, что разработанные типы балалаек нуждаются еще в усовершенствовании. Но, чтобы начать эту работу, ему нужно было привлечь к этому делу хорошего музыкального мастера (к этому времени сотрудничество с Пасербским закончилось). И вот, везение, встреча с талантливым столяром-краснодеревщиком Семёном Ивановичем Налимовым, которая переросла в длительное творческое сотрудничество. Налимов прослужил у Андреева 26 лет. Он стал именно тем музыкальным мастером, которого Андреев так давно искал.
Изготовленная С.И. Налимовым по чертежам и рисункам Андреева первая балалайка-прима представляла по тем временам своего рода шедевр искусства. После изготовления Налимовым балалайки-примы Андреев поручил ему изготовление оркестровых инструментов. Но для этого у Налимова не было подходящего дерева, а у Андреева не было средств на его покупку. Это был очень тяжелый период в жизни Андреева. Выход, как найти материал для инструментов, был найден Налимовым. Он обнаружил, что двери и подоконники дома Андреева в Марьино сделаны из чистого горного клена. Налимов предложил их снять, поставить на их место обыкновенные сосновые, а клен употребить на изготовление балалаек. Так был найден выход из создавшегося положения. Налимов изготовил непревзойденные и по сей день образцы русских народных щипковых инструментов — его называли «балалаечным Страдивари». Без преувеличения можно сказать, что золотые руки Налимова позволили Андрееву воплотить в жизнь свои проекты по реконструкции русских народных инструментов. В результате творческого сотрудничества и дружбы этих двух талантливых людей был создан существующий до сих пор комплект инструментов для струнной группы русского народного оркестра.
В 1892 году, во время гастролей во Франции Андрееву было пожаловано звание академика Французской академии «за введение нового элемента в музыку». Так Василий Андреев стал академиком в 31 год. О нем заговорили, и не только в среде слушателей, но и в кругу видных музыкантов, писателей, художников, артистов. Его ансамбль стали приглашать на самые почетные сцены Петербурга.
Петр Ильич Чайковский сказал, послушав игру балалаечного ансамбля под управлением Василия Андреева и при его непосредственном участии как солиста-виртуоза: «Какая прелесть эта балалайка! Какой поразительный эффект может она дать в оркестре! По тембру – это незаменимый инструмент!».
Восхищались русской балалайкой и В.В. Стасов, Л.Н. Толстой, А.Г. Рубинштейн, И.Е. Репин, Ф.И. Шаляпин. Они оказывали оркестру В.Андреева всемерную поддержку. Так, слава возвращенной народу балалайки стала славой не только Василия Андреева – гражданина и патриота в самом большом смысле этого слова, но и славой всего русского музыкального искусства. И не случайно, знаменитый итальянский дирижер Артуро Тосканини, прослушав в 1911 году в исполнении оркестра Андреева вальсы «Фавн», «Метеор» и другие, назвал Андреева «русским Штраусом».
6. Балалайка сегодня
Сегодня балалайка – признанный концертный сольный и оркестровый инструмент. Совершенство игры на ней достигло высокого профессионального уровня.
В.В. Андрееву принадлежат прекрасные слова: «Великорусский оркестр является единственным национальным художественным достоянием, ничего не позаимствовавшим с Запада».
Достоянием, гордостью нашей страны стали оркестр имени В.Андреева в Санкт-Петербурге, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова, оркестр телерадиокомпании «Останкино» в Москве, великолепные оркестры в Смоленске, Новосибирске, Туле, Ярославле, Волгограде, Белгороде, Нижнем Новгороде, Красноярске – всех не перечислить.
Всему миру известны прославленные последователи В.Андреева балалаечники-виртуозы Б. Трояновский и Н. Осипов, позднее любители музыки запомнили имена М. Рожкова, П. Нечепоренко, А Тихонова, Е. Авксентьева, Е. Блинова, О. Глухова, А. Архиповского, В. Зажигина, А. Горбачева, И. Сенина и многих других.
Для балалайки и оркестров писали и пишут замечательные композиторы – А. Василенко, Н. Будашкин, Ю. Шишаков, П. Куликов, В. Городовская, А. Шалов, Г. Шендерёв, А. Курченко, Е. Дербенко, А. Цыганков и многие другие.
Популярность русской музыки не ограничивается пределами нашей страны. Русские народные инструменты можно услышать во Франции, Северной Америке, Финляндии, Латвии, Японии. И прежде всего, как и на родине, там звучит голос балалайки – трепетный и звонкий.
Заключение
Итак:
- балалайка сегодня неизменно ассоциируется с Россией, с ее историей и культурой;
- большинство исследователей полагает, что этот инструмент действительно считается исконно русским, что его предшественником была русская домра;
- однако некоторые полагают, что прототипом «балалайки» стала все же киргизская «домбрá»;
- большинство исследователей считает, что появилась «балалайка» в XVII веке;
- судить о происхождении этого инструмента очень сложно, так как история развития музыкальных инструментов на Руси мало исследована;
- деятельность В.В. Андреева явилась поворотным и основополагающим моментом в возрождении русского национального инструмента – балалайки;
- сегодня «балалайка» - признанный концертный, сольный и оркестровый инструмент;
- изучение истории культурного наследия отечества позволяет учащимся не только расширить свой кругозор, но и почувствовать свою сопричастность к великому наследию и подтолкнуть к будущим исследовательским открытиям.
Важнейшие даты из истории балалайки
1688 год – Первое упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ».
1714 год – Письменное упоминание во времена царствования Петра Первого – «Реестр»
3 (15) января 1861 год – родился В.В. Андреев в г. Бежецке Тверской губернии в семье купца Василия Андреевича Андреева и его жены Софьи Михайловны.
1883 год – Встреча в селе Марьино Вышневолцкого уезда Тверской губернии с балалаечником-скоморохом Антипом. Самостоятельное обучение игре на балалайке.
1884 год – Встреча в г. Бежецке с балалаечником-любителем А.С. Паскиным, виртуозно игравшим на балалайке. Андреев заказывает балалайку бежецкому мастеру Антонову. Выступление соло на балалайке в любительском концерте на даче Е.Н. Аннаева в г. Самаре.
1885 год – Андреев заказывает петербургскому мастеру В.В. Иванову модель улучшенной им в акустическом отношении народной балалайки.
1886 год – Первое выступление в открытом концерте в Петербурге в качестве солиста на балалайке.
1887 год – По чертежам Андреева создана первая хроматическая балалайка. Петербургский мастер Ф.С. Пасербский изготавливает первую группу балалаек: приму, альт, пикколо, бас, позднее – контрабас. Андреев организует Кружок любителей игры на балалайке в составе 8 человек. Вышла в свет «Школа для балалайки». «Составил П.К. Селиверстов при участии известного артиста игры на балалайке В. Андреева с приложением песен, исполненных им».
1888 год – 20 марта 1888 года первое публичное выступление в Петербурге Кружка любителей игры на балалайке. Знакомство Андреева с Н.П. Фоминым, В.Т. Насоновым.
1889 год – Кружок Андреева представляет русское искусство на Всемирной выставке в Париже.
1890 год – Начало сотрудничества с С.И. Налимовым. Первая гастрольная поездка по России.
1891 год – Гастрольная поездка Кружка по России. Встреча в Тифлисе с А.Г. Рубинштейном.
1892 год – Поездка ансамбля во Францию по приглашению газеты «Фигаро». Андреев избран почетным членом французской Академии искусств. Встреча с Ж. Массне, К. Сен-Сансом, Б. Годаром.
1896 год – Письмо Л.Н. Толстому.
1898 год – Юбилейный концерт в Петербурге в ознаменование 10-летия оркестра Андреева.
1899 год – Запись на грампластинки Андреева как солиста на балалайке.
1900 год – Концерты на Всемирной выставке в Париже. Награждение Андреева орденом Почетного легиона и золотой медалью Выставки. Андреев избран действительным членом Французской Академии изящных искусств.
1902 год – В Петербурге в Народном доме Андреевым открыты Классы для безвозмездного обучения игре на русских народных инструментах для простолюдинов.
1904 год – Начало сотрудничества с Б.С. Трояновским.
1905 год – Издан «Устав общедоступных курсов игры на народных инструментах и хорового пения В.В. Андреева в городе Санкт-Петербург».
1908 год – Гастроли Великорусского оркестра в Германии.
1910 год – Гастроли в Германии, Англии, Франции, Америке. По рекомендации Андреева участник Великорусского оркестра А.С. Чагадаев выехал в Англию для организации там оркестра русских народных инструментов.
1911 год – Гастроли в Америке и Канаде. В Америке выпущена грампластинка с записью Великорусского оркестра под управлением Андреева. Первое выступление в концерте Великорусского оркестра в Петербурге десятилетнего Ники Осипова (Н.П. Осипов) – соло на балалайке. Концерт с участием А.В. Плевицкой. Концерты в Варшаве.
1912 год – Гастроли по России. Организация Андреевым краткосрочных курсов для иногородних учителей. Качестве руководителей оркестров русских народных инструментов.
1915 год – Концерты в Москве. Среди участников концерта – А.В. Нежданова, Е.А. Степанова, Л.В. Собинов, Е.В. Гельцер и др.
1916 год – Андреев закончил работу над исследованием «Краткая историческая справка о происхождении народных инструментов, вошедших в состав Великорусского оркестра».
1917 год – Переименование Великорусского оркестра в Первый народный великорусский оркестр.
1918 год – Концерты оркестра под управлением Андреева в Петрограде и Москве. Поездка оркестра на Северный фронт Красной армии. Болезнь Андреева. В ночь на 26 декабря 1918 года смерть В.В. Андреева.
1919 год – Выступление оркестра под управлением А.В. Ленце, затем Ф.А. Нимана. Организован Первый Московский великорусский оркестр (так назывался сначала оркестр имени Н.П. Осипова) Б.С. Трояновским и братьями Алексеевыми.
1923 год – Коллектив под управлением Ф.А. Нимана получил наименование Государственного оркестра народных инструментов имени В.В. Андреева.
Библиография
- Андреев В.В.. Материалы и документы. Москва «Музыка», 1986г.
- Баранов Ю.. Подвижник музыки народной. Москва, «Московский рабочий», 1988г.
- Васильев Ю., Широков А.. Рассказы о русских народных инструментах. Москва, «Советский композитор», 1976 г.
- Имханицкий М.И.. История исполнительства на русских народных инструментах. Москва, издательство РАМ им. Гнесиных, 2002г.
- Пересада А. Андреев, Шаляпин и балалайка. Краснодар, издательство «Эоловы струны», 2001г.
- Пересада А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. Международная энциклопедия. Краснодар, ВМО, 2004 г.
- Создатель Великорусского оркестра В.В. Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917 годы). Издательство «Союз художников», Санкт-Петербург, 2002г.
- Трояновский Б.С.. Жизнь и творчество. Составители: К. Юноки-Оиэ и А.В. Афанасьев. Москва, издательство «Пробел-2000», 2002г.
Приложение
- Изображения древних русских народных инструментов – сурна, гусли, рожки, накры, гудок, ложки с бубенцами, домра, бубен.
Рис 1. Сурна
Рис. 2. Гусли
Рис. 3 Рожки
Рис. 4. Накры Рис. 5. Бубен
Рис. 6. Гудок Рис. 7. Ложки с бубенчиками
Рис. 8. Домра
- Изображения лубочные
Рис.9. «Скоморохи»
- Фрагменты живописи
Рис. 10. Народный исполнитель с балалайкой, имеющей круглый кузов. | Рис. 11. Картина Соколова П.П. |
- Портреты.
Рис. 12. Андреев В.В.
Рис. 13. Деревенский музыкант-левша-Антип Васильев. | Рис. 14. Кружок любителей игры на балалайке |
Рис. 15. Налимов С.И. Рис. 16 Пасербский Ф.С.
Рис. 17. Трояновский Б.С. с балалайкой Налимова С.И. №102. | Рис. 18. Осипов Н.П.с балалайкой работы Налимова С.И. |
Рис. 19. Великорусский оркестр под управлением Андреева В.В.
Рис. 20. Оркестр В.В.Андреева у Русского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Рис. 21 Современная балалайка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему: « История празднования Нового года в разных странах мира»
Цель – расширить представления детей об истории возникновения праздника и особенностях его проведения в различных странах мира. Методы – совместная поисково – исследовательская деятельность ( родител...
проверочная работа по теме "История Руси и России" по окружающему миру, программа "Школа XXI века" 3 класс
работа проводится по окончании изучения раздела "Наша Родина: от Руси до России" учебника "Окружающий мир" 3 класс Н.Ф.Виноградовой...
Исследовательская работа по тема: «История жизни моей прабабушки». Выполнил: ученик 4 класса Кадол Кирилл Владимирович
Исследовательская работа по теме "История жизни моей прабабушки" содержит рассказ составленный внуком о своей прабабушке , о том, как ей тяжело было во время войны. О деятельности прабабушки до и посл...
Исследовательская работа по теме "История моей школы"
Исследовательская работа по теме "История моей школы". Целью исследовательской работы является изучение становления и развития школы в событиях, фактах и лицах....
ДЕНЬ НАУКИ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОЕЙ ФАМИЛИИ» УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ФИЛОЛОГИЯ 1-4
Провести анкетирование одноклассников. Собрать и изучить материал о способах образования фамилий, истории образования фамилий моих одноклассников, образования фамилии ...
"Сквозь годы памяти и судьбы поколений"- презентация исследовательской работы по теме "История Великой Отечественной войны в моей семье"
quot;Сквозь годы памяти и судьбы поколений"- презентация исследовательской работы по теме "История Великой Отечественной войны в моей семье"....
Исследовательская работа на тему "История возникновения населенных пунктов МО «Казмасское"
Исследовательская работа на тему "История возникновения населенных пунктов МО «Казмасское"...