2 класс рабочая программа по музыке
календарно-тематическое планирование по музыке (2 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Календарно-тематический план реализации рабочей программы
№ Урок дата | Тема урока, страницы учебника, цель урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | |||
1 | 2 | 3 | |||
В СОКРОВИЩНИЦЕ ВОЛШЕБНИЦЫ МУЗЫКИ | |||||
1 3.09 | Тема: Музыкальное зеркало С.6-7. Цель: формирование у детей первоначальных представлений о музыкальном искусстве как отражении мира в музыкальных образах, имеющих интонационную природу. | Основы музыкальных знаний. Музыка - отражение жизни. Музыкальный образ. Интонация. Музыкально-исполнительская деятельность: -Пение. Песня «Музыка» (муз. Г.Струве, сл. В.Исаковой). Слушание музыки. Песня «Музыка» (муз. Г.Струве, сл. В.Исаковой) Арт-терапевтическая деятельность.Упражнение «Зеркало». Основы музыкальной композиции. Сочинение мелодий - «музыкальных отражений» ученика (например, «Мне весело», «Мне спокойно», «Мне грустно», «Мне тревожно», «Мне страшно»). | |||
2 10.09 | Тема: Музыкальные часы С.8- 9. Цель: формирование у детей первоначальных представлений о взаимосвязи музыки и времени как одной из основ развития музыкального музыкально - слушательской и музыкально-исполнительской культуры учащихся. | Основы музыкальных знаний. Музыка и время. Метр, такт, размер. Музыкальные образы разного времени суток. Музыкально-исполнительская деятельность: -Пение: песня «Часы» (муз. и сл. П.Ступелла). -Элементарное музицирование: Музыкальная импровизация «Часы» (Музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчик, ложки, тарелки; метроном). Музыкальная импровизация «Часы с кукушкой». Слушание музыки. Пьеса С.Прокофьева «Утро». Музыкально-пластическая деятельность. «Танец Часов» (под музыку И.Саца «Часы» -фрагмента из музыки к спектаклю «Синяя птица») | |||
3 17.09 | Тема: Музыкальные часы: доброе утро. Цель: формирование и развитие у учащихся способности эмоционально реагировать и выразительно исполнять музыку, в которой нарастает эмоциональное напряжение, и которая изображает просветление, пробуждение, рассвет.
| Основы музыкальных знаний. Музыкальные образы рассвета и утра. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: вокально-интонационная импровизация «Утренние приветствия». Латышская народная песня «Петушок». Слушание музыки. М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва - реке» (вступление к опере «Хованщина»). Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение «Пробуждение». Основы музыкальной композиции. Сочинение звуковой картины «Музыка рассвета». | |||
4 24.09 | Тема: Музыкальные часы: шумный день С.11. Цель: формирование и развитие у учащихся способности эмоционально реагировать и выразительно исполнять энергичную музыку, чувствуя и передавая ее интонации и эмоциональную напряженность. | Основы музыкальных знаний. Музыкальные образы дня. Восклицательная и вопросительная интонации. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: вокальная импровизация на тему «Какой хороший день!». Вокально-интонационные импровизации на тему «Шумный день». -Элементарное музицирование: звуковая импровизация «Посудный марш» по сказке К.Чуковского «Федорино горе» (шумовой оркестр: ложки, сковорода, крышки от кастрюль, стеклянный кувшин с водой, чашка). Основы музыкальной композиции. Музыкальный рассказ «Шумный день в большом городе» (Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, маракасы, треугольник, тарелки, свисток, колокольчик). | |||
5 30.09 | Тема: Музыкальные часы: добрый вечер! С.12. Цель: формирование и развитие у учащихся способности эмоционально реагировать и выразительно исполнять затихающую музыку («музыку заката»), чувствуя и передавая выраженный в музыке спад эмоционального напряжения, расслабление. | Основы музыкальных знаний. Музыкальные образы вечера. Музыкальные жанры: песня. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: вокально-интонационная импровизация «Добрый вечер!» «Вечерняя песня» (муз. А Тома, сл.К.Ушинского). Песня «Закатилось солнышко» (муз. М.Парцхаладзе, сл. М.Садовского). Слушание музыки. Пьеса С. Прокофьева «Вечер». Основы музыкальной композиции. Сочинение звуковой картины «Музыка заката» | |||
6 7.10 | Тема: Музыкальные часы: тихая ночь С.13-14 Цель: формирование и развитие у учащихся способности эмоционально реагировать и выразительно исполнять тихую, безмятежную («ночную») музыку, чувствуя и передавая расслабленное эмоциональное состояние. | Основы музыкальных знаний. Музыкальные образы ночи. Колыбельные песни. Музыкально-исполнительская деятельность: - Пение: Народные колыбельные песни. Вокально-интонационная импровизация «Спокойной ночи!».. Песня «Спят усталые игрушки» (муз. З. Петровой, сл. А.Островского). -Элементарное музицирование: Ритмический аккомпанемент песни «Спят усталые игрушки» (муз. З. Петровой, сл. А.Островского) (треугольник). Основы музыкальной композиции. Сочинение звуковой картины «Мой сон» (музыкальный инстрмент:- детский синтезатор). | |||
7 14.10 | Тема: Музыкальный календарь С.14-15. Цель: дальнейшее формирование у детей первоначальных представлений о взаимосвязи музыки и времени на материале музыкальных образов времен года. | Основы музыкальных знаний. Музыка и время. Музыкальные образы времен года. Жанры музыки: песня. Изобразительность и выразительность музыкального искусства. Музыкально-исполнительская деятельность. - Пение: Вокально-хоровые упражнения. Песня «Времена года» (муз. и слова Ц.Кюи) | |||
8 21.10 | Тема: Музыкальный календарь: музыка осени С.16-17. Цель: продолжение начатого в первом классе знакомства детей со звуками и образами природы в музыке, формирование у них умений и навыков слушания и выразительного исполнения грустной музыки («музыки осени»). | Основы музыкальных знаний. Звуки и музыкальные образы осени. Осеннее настроение. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: песня «Осень» (муз.М.Красева, сл. М.Ивенсен).Вокально-интонационная импровизация «Осень». Звуковая картина «Осень» (пение). -Элементарное музицирование: Звуковая картина «Осень» (любые музыкальные инструменты и предметы). Слушание музыки. Пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».Пьесы П.И.Чайковского «Сентябрь. Охота» и «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года». Арт-терапевтическая деятельность. Игра «Опавшие листья». Музыкально-изобразительная деятельность. Беседа о звуках природы по картине И.Остроухова «Золотая осень». Основы музыкальной композиции. Сочинение мелодии к одному из стихотворений об осени. | |||
9 28.10 | Тема: Музыкальный календарь: музыка зимы С.18-19. Цель: дальнейшее знакомство детей со звуками и музыкальными образами природы; формирование у них умений и навыков слушания и выразительного исполнения «праздничной», веселой музыки (на материале зимних праздников). | Основы музыкальных знаний. Звуки и музыкальные образы зимы. Настроение в музыке и других видах искусства. Календарные песни. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: песня «Здравствуй, гостья зима» (муз народная, сл.И.Никитина, обр. Н.А.Римского-Корсакова). Народные календарные песни «Коляда» и «Широкая масленица». -Элементарное музицирование: Звуковая картина «Лес зимой» (металлофон, треугольник). Слушание музыки. Пьесы «Декабрь. Святки» и «Февраль. Масленица» П.И.Чайковского (из цикла «Времена года»). Пьеса «Январь. У камелька» П.И.Чайковского (из цикла «Времена года»). Музыкально-изобразительная деятельность. Беседа под музыку П.И.Чайковского о настроении природы в картине И. Левитана «Лес зимой». | |||
10 12.11 | Тема: Музыкальный календарь: музыка весны С.20-21 Цель:дальнейшее знакомство детей со звуками и музыкальными образами природы; формирование у них умений и навыков слушания и выразительного воплощения в исполняемой музыке образов и настроения пробуждающейся весенней природы, «музыки весны». | Основы музыкальных знаний. Звуки и музыкальные образы весны. Весеннее настроение. Веснянка. Закличка. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: украинская народная песня «Веснянка» . Закличка солнышка (повторение). -Элементарное музицирование: Звуковая картина-импровизация «Весенние воды» (на одном или нескольких музыкальных инструментах по выбору детей). Слушание музыки. Пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года»:«Март. Песнь жаворонка».«Апрель. Подснежник». «Май. Белые ночи». Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение «Расцветает подснежник» (по музыку П.И.Чайковского «Апрель.Подснежник»). Упражнение «Весенний ручеек» (под аудиозапись журчания ручья). | |||
11 19.11 | Тема: Музыкальная машина времени: времена рождения музыки С.24-27. Цель: дальнейшее формирование у детей первоначальных представлений о взаимосвязи музыки и времени (на материале образов первобытной синкретичной культуры) как основы развития их синкретичных музыкально-пластических и музыкально-актерских способностей. | Основы музыкальных знаний. Отражение в музыке прошлого, настоящего и будущего времени. Рождение музыки в древние времена из звуков окружающего мира. Связь музыки с жизнью людей. Музыкальные жанры: танец. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: упражнение на звукоподражание «Мотор». Вокально-интонационная игра «Разговор древних людей». -Элементарное музицирование: звуковая картина «Жизнь древних людей» (любые музыкальные инструменты). Слушание музыки. И.Ф. Стравинский «Весна священная» (фрагмент музыки к балету). Музыкально-пластическая деятельность. «Танец древних людей» (под аккомпанемент ударных инструментов или звукозапись песни «Дино-динозавры» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина). Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему «Музыка древних людей». | |||
12 26.11 | Тема: Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина С.28. Цель: формирование у детей первоначальных представлений о русском фольклоре как одном из главных сокровищ в музыкальном наследии России. | Основы музыкальных знаний. Музыкальное наследие России. Старинная русская народная музыка. Различные жанры народных песен: трудовые, свадебные, плясовые и др. Русская пляска. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: Русская народная песня «Во кузнице» (трудовая). Детские народные песни (повторение). Слушание музыки. Русская народная песня «Камаринская» (плясовая). Русская народная песня «Из-за гор, гор высоких» (свадебная). | |||
13 03.12 | Тема: Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных странС.30-31. Цель: дальнейшее формирование у детей представлений о взаимосвязи музыки и времени (на доступном второклассникам материале о музыкальное наследие разных зарубежных стран и народов). | Основы музыкальных знаний. Музыкальное наследие разных зарубежных стран и народов . Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: песня «За рекою старый дом» (муз. И.С.Баха, русский текст Д.Тонского). Слушание музыки. П.И.Чайковский «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» (из цикла «Детский альбом») –повторение. А.Вивальди. «Концерт для флейты с оркестром» (фрагмент). | |||
14 10.12 | Тема: Музыкальный глобус: путешествуем по России С.34-35. Цель: формирование у детей первоначальных представлений о многообразии музыкальных традиций народов России как фактора воспитания культуры межнационального общения. | Основы музыкальных знаний.Образы России в музыке. Музыка разных народов. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: песня «Моя Россия» (муз.Г.Струве. сл. Н.Соловьевой). «Песня о России» (муз.В.Локтева, сл. О. Высоцкой). Слушание музыки. Народные песни и звучания музыкальных инструментов разных народов России. | |||
15 17.12 | Тема: Музыкальный глобус: едем в далекие края С.38-39. Цель: формирование у детей первоначальных представлений о многообразии музыкальных традиций народов зарубежных стран как фактора воспитания у учащихся культуры межнационального общения. | Основы музыкальных знаний. Музыка народов зарубежных стран. Знаменитые музыканты и музыкальные театры мира. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: украинская народная песня «Птичка».Белорусская народная песня «Перепелочка». | |||
16 24.12 | Тема: Волшебная музыкальная палочка С.42-43. Цель: ознакомление детей с преображающей силой музыки,способной изменять людей и их жизнь. | Основы музыкальных знаний. Влияние музыки на настроения, чувства и мысли людей. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: песня «Улыбка» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского). Слушание музыки. Музыка из балета-сказки С.Прокофьева «Золушка» Музыкальная драматизация. Игра-драматизация «Волшебная палочка»: инсценирование под музыку С.Прокофьева к балету «Золушка» сцен «Золушка превращается в принцессу», «Тыква становится каретой», «Мыши превращаются в коней». | |||
ВСТРЕЧИ С ВЕЛИКИМИ КОМПОЗИТОРАМИ | |||||
17 14.01 | Тема: На родине Михаила Ивановича Глинки: среди долины Цель: знакомство детей с «отраженными» в музыке М.И.Глинки образами природы. | Основы музыкальных знаний. Музыкальные впечатления детства. Звуки и образы природы в музыке композитора. Слушание музыки. М.И.Глинка.«Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя». Песня «Среди долины ровныя» (стихи Мерзлякова, муз. народная). Музыкально-изобразительная деятельность. Беседа по картине И.Шишкина «Среди долины ровныя» | |||
18 21.01 | Тема: На родине Михаила Ивановича Глинки: «Камаринская» Цель: знакомство детей с отражением в музыке М.И.Глинки образами народной жизни и народными мелодиями, звучащими в его произведениях. | Основы музыкальных знаний.Роль народной музыки в творчестве композитора. Музыка для оркестра. Веселое и грустное настроение в музыке. Слушание музыки. Фантазия для оркестра «Камаринская» М.И.Глинки. Мелодия плясовой народной песни «Камаринская» в исполнении на балалайке. Музыкально-пластическая деятельность. Пляска под мелодию русской народной песни «Камаринская». Арт-терапевтическая деятельность.Упражнение «Комар». | |||
19 29.01 | Тема: На родине Михаила Ивановича Глинки: в музыкальной гостинной. Цель: знакомство детей со старинными традициями домашнего музицирования в русских усадьбах и отражением этих традиций в творчестве М.И.Глинки. | Основы музыкальных знаний.Музыка в семье композитора. Домашнее музицирование. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: Песня «Ты, соловушка, умолкни» (муз. М.И.Глинки.сл. В.Забеллы ). Слушание музыки. Романс М.И.Глинки «Жаворонок». Старинные пьесы для фортепьяно в исполнении учащихся музыкальной школы. | |||
20 04.02 | Тема: На родине Михаила Ивановича Глинки: под звон колоколов. Цель: знакомство детей с церковными колокольными звонами, которые «отразились» в произведениях М.И.Глинки. | Основы музыкальных знаний. Колокольные звоны на Руси. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: Хор «Cлавься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» (начало). -Элементарное музицирование: звуковая картина «Колокола» Слушание музыки. Хор «Cлавься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин». Колокольный звон благовест. | |||
21 11.02 | Тема: На родине Михаила Ивановича Глинки: сердце Родины. Цель: начало знакомства учащихся с патриотической темой в творчестве М.И.Глинки. | Основы музыкальных знаний. Отражение в творчестве композитора его любви к Родине. Гимн. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: «Патриотическая песня» (муз. М.И.Глинки, сл. А.Машистова). Слушание музыки.«Патриотическая песня» (муз. М.И.Глинки, сл. А.Машистова). Основы музыкальной композиции. Сочинение гимна Музыкальной страны. Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок герба Музыкальной страны | |||
22 18.02 | Тема: В родительском доме Петра Ильича Чайковского: мама Цель: формирование у учащихся первоначальных представлений о влиянии семьи и домашнего музыкального воспитания на становление творческой личности композитора. | Основы музыкальных знаний. Музыкальные образы детства. Образ мамы. Музыкальные жанры: пьеса. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: Повторение песен о маме (из программы первого класса). Вокальная импровизация на тему «Моя мама». -Элементарное музицирование: Музыкально-инструментальная импровизация на тему «Моя мама» (на любом музыкальном инструменте). Слушание музыки. Пьеса «Мама» из цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского. Основы музыкальной композиции. Сочинение «музыкального портрета» - мелодии «Моя мама». | |||
23 25.02 | Тема: В родительском доме Петра Ильича Чайковского: детские песни Цель: развитие у детей вокально-хоровых умений и навыков. | Основы музыкальных знаний. Отражения в музыке П.И.Чайковского воспоминаний о детстве. Детские песни. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: Песня «Весна» из цикла «Детские песни» (муз.П.И.Чайковского,сл. А.Плещеева). Украинская народная песня «Птичка» (под редакцией П.И.Чайковского). | |||
24 03.03 | Тема: Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: во владениях Морского царя. Цель: знакомство детей с уникальной судьбой композитора Н.А.Римского-Корсакова и с музыкальными отражениями морской стихии в его произведениях. | Основы музыкальных знаний.Звуки и образы моря в музыке композитора. Гусли. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: упражнение «Звуковые волны».Песня «Синяя вода» (муз.В.Шаинского, сл.Ю.Энтина)-повторение. -Элементарное музицирование: звуковая импровизация «Переливы волн» музыкальный инструмент:игрушечные гусли). Слушание музыки.Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Садко» (фрагмент). Н.А.Римский-Корсаков. «Океан, море синее» (вступление к опере «Садко»)- повторение. Звучание гуслей. Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков моря. Упражнения «Игра с волной», «Качка», «Лодочки в океане» (под музыку М. Равеля «Лодочка в океане»)-повторение. | |||
В СТРАНЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ | |||||
25 10.03 | Тема: Семейство ударных инструментов Цель: знакомство детей с музыкальными инструментами и приобретение первоначальных навыков игры на некоторых из них. | Основы музыкальных знаний. Инструментальная музыка. Ударные музыкальные инструменты. Громкость, тембр звука. Ритм. Интонация. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: русская народная песня «Дон-дон». Французская народная песня «Братец Яков». -Элементарное музицирование: звуковые картины «Весенняя капель», «Стук колес поезда», «Треск дров в печке», «Камнепад в горах». Ритмический аккомпанемент русской народной песни «Дон-дон» (ударные музыкальные инструменты). | |||
26 17.03 | Тема: Семейство духовых инструментов Цель: знакомство детей с духовыми музыкальными инструментами и освоение первоначальных навыков игры на некоторых из них. | Основы музыкальных знаний. Инструментальная музыка. Духовые музыкальные инструменты. Громкость, высота, тембр звука. Мелодия. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: русская народная песня «Заиграй, моя волынка».Русская народная песня «На зеленом лугу» (повторение) -Элементарное музицирование: Мелодия русской народной песни «На зеленом лугу» (свирель). Слушание музыки. Звучание разных духовых музыкальных инструментов.Симфоническая сказка «Петя и волк» (фрагменты «Птичка», «Утка» и др.).Звучание органа. Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение «Гармошка» (повторение) | |||
27 | Тема: Семейство струнных инструментов Цель: знакомство детей со струнными музыкальными инструментами и освоение первоначальных навыков игры на некоторых из них. | Основы музыкальных знаний. Инструментальная музыка. Струнные духовые музыкальные инструменты. Высота. Громкость, тембр звучания. Легато. Стаккато. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: песня «Балалайка» (муз.В. Агофонникова, сл. З. Петровой). Песня «Веселый музыкант» (муз. А.Филлипенко, сл. Т.Волгиной) Слушание музыки. Звучания разных струнных музыкальных инструментов. | |||
28 | Тема: Инструментальный ансамбль Цель: знакомство детей с инструментальным ансамблем и освоение первоначальных навыков ансамблевого музицирования. | Основы музыкальных знаний.Ансамбль, инструментальный ансамбль. Виды ансамблей (дуэт, трио, квартет). Музыкально-исполнительская деятельность. -Элементарное музицирование: звуковая картина «Перекличка птиц» (дуэт свистулек).Мелодия песенки «Нам не страшен серый волк» (трио: фортепьяно, барабан, бубен).Мелодия французской народной песни «Братец Яков» (квартет: фортепьяно, металлофон, колокольчик, бубен). Слушание музыки. Звучания различных по составу инструментальных ансамблей. | |||
29 | Тема: Оркестр Цель: знакомство детей с составом симфонического оркестра и симфонической музыкой. | Основы музыкальных знаний. Оркестр. Виды оркестров. Симфонический оркестр: состав музыкальных инструментов, расположение музыкантов. Дирижер. Слушание музыки. Звучание симфонического оркестра (например, включенных в программу второго класса симфонических произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева). Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация «Оркестр» (имитация игры на различных инструментах симфонического оркестра). | |||
В ПЕВЧЕСКОЙ СТРАНЕ | |||||
30 | Тема: У кого какой голос? Цель: развитие вокально-хоровой культуры учащихся в процессе знакомства с многообразием певческих голосов. | Основы музыкальных знаний. Вокальная музыка. Певческие голоса: дискант, сопрано, альт, тенор, бас. Тембр голоса. Интонация. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: вокально-интонационная игра «Телефон». Песня «Из чего же,из чего же?» (муз. Ю.Чичкова, сл.Я.Холецкого). Слушание музыки. Фрагменты оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (арии Деда Мороза и Снегурочки). Музыкальная драматизация. Музыкальная инсценировка стихотворения К.Чуковского «Телефон». | |||
31 | Тема: Вокальный ансамбль Цель: развитие вокально-хоровой культуры учащихся в процессе первоначального освоения ансамблевого пения. | Основы музыкальных знаний. Вокальный ансамбль. Дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет. Унисон. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: Русская народная песня «Матушка репка».. Ансамблевая вокальная импровизация «Тянем, потянем…». Повторение пройденных песен (исполнение их разными вокальными ансамблями). Слушание музыки. Песня «Дуэт Короля и Принцессы» из мультфильма «По следам Бременских музыкантов» (муз.г.Гладкова, сл.Ю.Энтина). Музыкальная драматизация. Музыкальная инсценировка русской народной сказки «Репка» | |||
32 | Тема: Хор: детский хор Цель: развитие у детей интереса к хоровому пению в процессе творческой (исполнительской и познавательной) деятельности. | Основы музыкальных знаний. Хор, детский хор. Дирижер. Канон. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: хоровое исполнение песни «Вместе весело шагать» (муз. В Шаинского, сл. М.Матусовского) и норвежской народной песни «Камертон». Слушание музыки. Запись песни «Вместе весело шагать» (муз. В Шаинского, сл. М.Матусовского) в исполнении одного из известных детских хоровых коллективов. | |||
33 | Тема: Народный хор Цель: развитие у детей интереса к хоровому искусству в процессе знакоства со взрослыми хоровыми коллективами-известными народными хорами. | Основы музыкальных знаний. Народный хор: вокально-хоровые партии, расположение и костюмы певцов, особенности манеры пения. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: Народные песни из программы второго класса –повторение. Слушание музыки. Пение народного хора. | |||
34 | Тема: В Школе Скрипичного ключа: урок вокала Цель: знакомство детей с основными правилами пения и охраны певческого голоса | Основы музыкальных знаний. Правила певческого дыхания, звукоизвлечения, звуковедения. Дикция певца. Правила охраны голоса. Музыкально-исполнительская деятельность. -Пение: Вокальные упражнения. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель МО Сафиева Е.А. _____________ Протокол № 1 от«31» августа 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Лазурненская СОШ» Курбатова Г.П.___________ «__»______________2015г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Лазурненская СОШ» Фриз Л.П._______________ Приказ №______ от «__»_______________2015г. |
Рабочая программа
к учебному курсу «Музыка» 2 класс
учителя начальных классов
Якуповой Ларисы Анатольевны
2015 – 2016 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 2 класс учебно-методический комплект «Планета знаний» М: АСТ Астрель, 2012
2. Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
3. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН2.4.2.2821-10
5. Инструктивно методическое письмо № 03-02/4938 от16 июня 2015 года Министерство образования и науки Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе образовательных учреждениях Челябинской области в 2015-2016 учебном году»
6. . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 .12.2012 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2015-2016 уч. год»
7 . Школьный Учебный План 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы Т. И. Баклановой с учетом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса музыки.
Программа разработана с опорой на главную цель преподавания музыки в школе – формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Задачи музыкального образования в начальной школе:
- формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.);
- формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;
- формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования;
- формирование музыкально-релаксационной культуры;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, а именно потребности в самостоятельной музыкально-творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции;
- формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, а именно системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.
Рабочая программа разработана с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
- Общая характеристика учебного предмета.
В соответствии с новым стандартом в программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования.
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно при сбалансированном сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
- Место учебного предмета в учебном плане.
Программа по федеральному базисному учебному плану рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Количество часов по программе 34 ч.
Количество часов в неделю по учебному плану 1 ч.
Количество часов в год 34 ч.
Итого 34ч.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Целенаправленная организация и планомерное формированием музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего поколения. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по русскому языку.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
• чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
• эмоционально-ценностное отношение к произведениям народной и классической музыке.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа;
• эмоционально-ценностного отношения к Государственному гимну России;
• понимания разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека;
• положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;
• мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;
• эмоционально-ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы);
• различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни);
• определять куплетную форму и вариации;
• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов%классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
• сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно-образном содержании музыки;
• выявлять особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
• различать виды ансамблей (инструментального, вокального), хоров (народного, академического, церковного) и оркестров (народных инструментов, духового и симфонического);
• узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;
• слышать в музыке и рассказывать о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
• • использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать цель выполняемых действий;
• понимать важность планирования работы;
• выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
• вносить коррективы в свою работу;
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя);
• решать творческие задачи, используя известные средства.
Учащиеся получат возможность научиться:
• продумывать план действий при драматизации музыкальных произведений, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность (музыкально-исполнительскую, музыкально-пластическую, сочинительскую);
• использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки, музыкальных жанрах, художественно-образном содержании музыки;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
• различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря;
• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
• классифицировать музыкальные произведения по жанрам, видам, по создателям музыки (композиторам);
• характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;
• читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах;
• выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам;
- Содержание учебного предмета.
«В сокровищнице Волшебницы музыки». (15 часов).
Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Музыкальный календарь. Музыкальная машина времени. Музыкальный глобус. Волшебная музыкальная палочка. Музыкальная аптечка. Золотой ключик в школе скрипичного ключа.
«Встреча с великими композиторами» (8 часов).
На родине М.И. Глинки. В родительском доме П.И. Чайковского. Морские плавания с Римским – Корсаковым. В школе скрипичного ключа: урок композиции.
«В стране музыкальных инструментов» (8 часов). «В певческой стране» (4 часа).
Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство струнных инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр. В школе скрипичного ключа: мастерская музыкальных инструментов. У кого какой голос. Вокальный ансамбль. Хор. В школе скрипичного ключа: урок вокала.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
|
|
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Компьютер | 1 | |
Принтер | 1 | |
Мультимедийный проектор | 1 | |
Экран | 1 | |
Колонки | 2 |
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
1. Презентации к урокам, созданные учителем.
| Хрестоматия по музыке : alexsb.tk/book/e-d-kritskaja-muzyka-khrestomatija-muzykalnogo-materiala-1-klass.html Композиторы : www.freefryou.narod.ru/mp3/klassika3.htm Детская развивающая программа `Щелкунчик` Источник: www.ozon.ru/context/detail/id/2136301/ Поурочные разработки по музыке. 2 класс www.ozon.ru/context/detail/id/5352834/ До-ре-ми-фа-солька! Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей Источник: www.ozon.ru/context/detail/id/5135631/ Источник: www.proshkolu.ru/user/lyubow5906685/file/1880992/ www.proshkolu.ru/user/lyubow5906685/folder/164019/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 класс. Рабочая программа по музыке за 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа по музыкеступень обучения начальное общ...
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
1 класс рабочая программа по музыке
программа Планета знаний...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 4 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...