КТП Музыка 4 класс "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Сафиева Екатерина Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по музыке УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_muzyka.docx56.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7.Календарно-тематическое планирование по музыке в 4 классе.

урока

Тема урока,

страницы

учебника

Задачи урока

Основные

понятия

Характеристика

учебной деятельности учащихся

«Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки»  (9 ч.)

1

Встречи

С. 6–9

Формирование представлений учащихся о зарубежной классической музыке и музыкальной жизни зарубежных стран.

Знакомство с композитором И.С. Бахом и его музыкальной семьей.

Формирование первоначальных музыкально-слуховых представлений о полифонической музыке и звучании

старинных музыкальных инструментов

(клавесина и органа).

Развитие вокально-хоровых умений и навыков.

Зарубежные

Композиторы-классики.

И.С. Бах.

Семейные музыкальные

традиции.

Клавесин.

Орган.

Народные немецкие песни

и танцы.

Полифония.

Слушать одно из произведений И.С. Баха для

органа (по выбору учителя); пьесу И.С. Баха «Волынка»; песню В. Егорова «Играет Бах».

Исполнять песню И.С. Баха «За рекою старый дом» (русский текст Д. Тонского).

Выразительно читать нараспев текст песни В. Егорова «Играет Бах».

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с портретами И.С. Баха и его семьи, с изображениями органа и клавесина, с фотографиями музея и других памятных мест, связанных с И.С. Бахом, на его родине. Побывать на виртуальной музыкальной экскурсии по Германии.

2

Встречи со

знаменитыми композиторами:

Вольфганг

Амадей Моцарт.

С. 10–13

Формирование у учащихся первоначальных представлений о зарубежной классической музыке и музыкальной жизни зарубежных стран. Знакомство с вундеркиндом-виртуозом, композитором В.А. Моцартом и сего музыкальной семьёй. Формирование музыкально-слуховых представлений о классической фортепьянной, симфонической и хоровой музыке ХVIII века (на материале произведений В.А.Моцарта). Развитие умения воспринимать классическую музыку и выражать своё отношение к ней. Формирование первоначальных навыков пения канона.

Зарубежные

Композиторы-классики.

В.А. Моцарт-композитор

и музыкант-виртуоз.

Семейные музыкальные

традиции.

Канон.

Слушать «Рондо в турецком стиле (из сонаты  №11 ля минор)».В.А.Моцарта; фрагмент первой части «Симфонии № 40 (соль минор)».

Исполнять канон «Слава солнцу, слава миру!» (муз. В.А. Моцарта, русский текст А. Мурина).

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с портретами В.А. Моцарта и его

семьи, с фотографиями памятника и музея

В.А.Моцарта в Австрии.

Совершить виртуальную музыкальную экскурсию по Австрии (городам Вене и Зальцбургу).

3

В рыцарских

замках.

С. 14–17

Формирование у учащихся первоначальных представлений о средневековой европейской бытовой музыкальной культуре и светском этикете. Знакомство с европейскими традициями выступлений бродячих

музыкантов. Освоение декламационного стиля пения. Музыкально-эстетическое и этическое воспитание.

Трубадур, менестрель,

шпильман.

Музыкальный турнир.

Романс.

Музыкальные образы

рыцарей.

Слушать «Рыцарский романс» из цикла «Прощание с Петербургом» (муз. М.И. Глинки, сл. Н. Кукольника).

Исполнять песню «В старом замке» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина); мелодекламацию текста «Рыцарского романса» (сл. Н. Кукольника).

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинять рыцарский романс в честь Прекрасной дамы. Знакомиться с изображениями рыцарей с музыкальными инструментами, музыкальных 257

увеселений в рыцарских замках на картинах, в книжных миниатюрах.

4

На балах.

С. 18–19

Дальнейшее формирование у учащихся представлений о европейской бытовой

музыкальной культуре и светском этикете. Знакомство с историей и «живыми» традициями проведения балов в Европе, с историей распространения этих традиций в России.

Развитие вокально-хоровых умений и навыков на материале песен-танцев.

Воспитание музыкально-информационной культуры. Музыкально-эстетическое и этическое воспитание.

Бал. Бальные

танцы. Ассамблеи.

Слушать сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах.

Повторять исполнение песен танцевального характера из программ для 1–3 классов.

Дополнительные виды учебной деятельности

Вести поиск изображения сцен балов в произведениях изобразительного искусства.

Совершить виртуальную музыкальную экскурсию по европейским дворцам-музеям с «посещением» парадных залов для балов.

5

На балах:

полонез.

С. 20–21

Знакомство с историей и танцевальными движениями полонеза. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия танцевальных пьес. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством одного из выдающихся

композиторов, автора полонезов Ф. Шопена. Первоначальное освоение кантиленного стиля пения. Развитие

музыкально-пластической культуры. Творческое самовыражение учащихся. Музыкально-эстетическое и этическое воспитание.

Полонез —

бальный танец и музыкальное произведение.

Композитор

Ф. Шопен.

Слушать полонез (доминор) Ф. Шопена; полонез «Прощание с Родиной» М.К. Огинского; другие полонезы (например, Ф. Шопена).

Исполнять начало мелодии «Полонеза» М. Огинского на звук «А».

Разучить танцевальные движения полонеза.

Участвовать в инсценировке на тему «На балу

танцуют полонез».

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинять текст о Родине к мелодии «Полонеза» М. Огинского.

6

На балах:

вальс и его «король» —

композитор

Иоганн

Штраус.

С. 22–23

Знакомство с историей и танцевальными движениями вальса. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия учащимися танцевальных пьес.

Первоначальное знакомство с жизнью и

творчеством одного из выдающихся авторов вальсов — композитора И. Штрауса.

Дальнейшее освоение кантиленного стиля пения. Развитие музыкально-пластической культуры. Творческое самовыражение учащихся. Музыкально-эстетическое и этическое воспитание.

Вальс — бальный танец и музыкальное произведение.

Композитор

И. Штраус

(сын).

Слушать фрагменты вальсов из программы для 1–3 классов; вальсы И. Штрауса (например, «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Прощание с Петербургом», и др.).

Исполнять на звук «А» мелодии одного из вальсов И. Штрауса; повторять исполнение песен в ритме вальса из программ для 1–3 классов. Дополнительные виды учебной деятельности. Сочинять текст о природе к мелодии одного из вальсов И. Штрауса (сына). Знакомиться с портретами и скульптурами композитора И. Штрауса (сына).

7

На балах:

менуэт, гавот, мазурка,

полька.

С. 24–25

Дальнейшее знакомство учащихся с историей и танцевальными движениями бальных танцев. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия

танцевальных пьес. Развитие плавного звуковедения при пении. Развитие музыкально-пластической культуры. Творческое самовыражение учащихся.

Музыкально-эстетическое и этическое воспитание.

Менуэт, гавот, мазурка,

полька —

бальные танцы и музыкальные произведения.

Слушать «Менуэт» В.А. Моцарта; гавот (из «Французской сюиты») И.С. Баха; мазурки Ф. Шопена (по выбору учителя), польки И. Штрауса (сына), «Итальянскую польку» С. Рахманинова.

Исполнять на звук «А» мелодии одного из менуэтов. Повторять песни танцевального характера из программ для 1–4 классов. Разучить танцевальные движения одного из бальных танцев: менуэта, гавота, мазурки или польки.

Дополнительные виды учебной деятельности: Сочинять текст к мелодии менуэта на темы «Комплименты даме» или «Комплименты кавалеру».

8

На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал.

С. 26–27

Знакомство учащихся с карнавалом как одной из традиционных массовых форм бытования музыки и танцев. Знакомство с отражением образов карнавала в музыке (на примере «Карнавала» Р. Шумана).

Первоначальное знакомство с жизнью и

творчеством Р. Шумана. 261

Освоение скачкообразного звуковедения при пении. Развитие творческого воображения и творческих способностей учащихся. Музыкально-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Карнавал.

Музыка и

танцы на карнавалах.

Образы карнавала в музыке.

Композитор

Р.Шуман.

Слушать фрагменты «Карнавала» Р. Шумана; песни о карнавале («Карнавал» муз.В. Назарова, сл. А. Перова).

Исполнять и инсценировать «Песню Зайца и Волка на карнавале» из мультфильма «Ну, погоди!» (муз.Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина).

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинять музыкальные «портреты» карнавальных «масок». Знакомиться с карнавальными образами и их персонажами в живописи и других видах изобразительного искусства.

Совершить виртуальное музыкальное путешествие на карнавал в Венецию.

9

С чего начинается Родина?

С. 36–37

Продолжение знакомства с отраженными в музыке образами Родины. Дальнейшее развитие вокально-хоровых умений и навыков учащихся. Патриотическое воспитание.

Песни о Родине.

Музыкальные образы

Родины.

Слушать песню «С чего начинается Родина?»

(муз.М. Матусовского, сл. В. Баснера).

Исполнять песню «С чего начинается Родина?» (муз.М. Матусовского, сл. В. Баснера).

«Музыкальное путешествие от Руси до Руси» (9 часов)

10

Русь изначальная:

И. Стравинский. Балет

«Весна священная».

С. 38–39

Формирование у учащихся представлений о связи музыки российских композиторов с историей нашей страны. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством И. Стравинского. Знакомство с отраженными в балете музыкально-хореографическими образами древнеславянской культуры. Обогащение

опыта эмоционально-образного восприятия музыки. Развитие музыкально-пластической культуры.

Этнокультурное и полихудожественное воспитание.

Балет.

Композитор

И.Ф. Стравинский.

«Русские сезоны»

в Париже. Музыкальные и хореографические

образы древних славян.

Слушать оркестровое вступление к балету

И. Стравинского «Весна священная»; другие

фрагменты балета.

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизацию — озвучивание

картины Н. Рериха «Поцелуй Земли». Исполнять под музыку пластические импровизации с элементами русских народных танцев на тему «Вешние хороводы».

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с эскизом декорации Н. Рериха

к балету «Весна священная».

11

Русь изначальная:

М. Балакирев

Симфоническая поэма

«Русь».

С. 40

Развитие интереса учащихся к русской классической музыке как «зеркалу» истории России. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством М. Балакирева. Знакомство с отраженным в симфонической поэме образом Древней

Руси. Обогащение опыта эмоционально-образного  восприятия музыки. Патриотическое и музыкально-эстетическое воспитание.

Слушать симфоническую поэму М. Балакирева «Русь».

Повторять исполнение русской народной песни (по выбору учащихся). Симфоническая поэма.

Слушать симфоническую поэму М. Балакирева «Русь».

Повторять исполнение русской народной песни (по выбору учащихся).

12

Русь православная: церковные песнопения.

С. 42–43

Развитие интереса учащихся к русской православной музыкальной культуре как одному из сокровищ культурного наследия России. Знакомство с различными жанрами церковных песнопений и традициями их исполнения на церковных богослужениях в православных храмах. Развитие вокально-хоровых умений и навыков.

Патриотическое, духовно-нравственное

воспитание.

Обиходные

церковные

песнопения

(будничные и

праздничные).

Партес. Хоровые партесные концерты.

Слушать партесное хоровое пение; обиходные

песнопения различных жанров; фрагмент одного из старинных хоровых партесных концертов (например, М. Березовского или Д. Бортнянского).

Исполнять песню «Вербочки» (муз.А. Гречанинова, сл. А. Блока); обиходные песнопения.

Дополнительные виды учебной деятельности

Подобрать церковные песнопения к картинам

религиозного содержания и к иконам. Искать информацию для сообщения о русских святых (например, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Александре Невском, князьях Борисе и Глебе)

13

Русь скоморошья.

С. 48–49

Формирование у учащихся интереса к отражённой в музыке смеховой культуре Древней Руси. Развитие навыков исполнения песен танцевального характера. Дальнейшее формирование и развитие музыкально-пластических умений и навыков. Освоение основ музыкально-театральной деятельности.

Этнокультурное воспитание. Воспитание

чувства юмора и оптимизма. Освоение способов музыкально-эмоциональной

саморегуляции.

Скоморохи.

Скоморошины.

Народные музыкальные

инструменты.

Образы скоморохов в музыке и других

видах искусства.

Слушать фрагменты сцен из опер с участием

скоморохов (например, А. Бородин «Князь Игорь», Н. Римский-Корсаков «Садко» и «Снегурочка»); П.И.Чайковского «Пляска скоморохов» (из сюиты к сказке А.Н. Островского «Снегурочка»).

Исполнять русскую народную песню «Скоморошья плясовая».

Инсценировать старинную скоморошину (по выбору учителя и учеников).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Улыбка — смех — хохот» (повторение).

Знакомиться с образами скоморохов в русской

живописи (например, В. Васнецов. «В костюме

скомороха», Ф.Н. Рисс «Скоморохи в деревне»

и др.).

14

Русь сказочная: И.Стравинский. Балет «Жар-птица».

С. 50–51

Развитие интереса учащихся к русской традиционной культуре на материале отражённых в классической музыке сказочных образов. Развитие тембра голоса, умений придавать голосу различную окраску звучания. Развитие музыкально-пластических умений и

навыков. Освоение основ музыкально-театральной деятельности. Развитие творческого воображения и способности фантазировать. Этнокультурное и полихудожественное воспитание.

«Русские сезоны» в Париже.

Балет-сказка.

Связь балета с

традиционной народной

культурой и

народным художественным творчеством.

Хоровод и

пляска в балете.

Слушать фрагменты музыки к балету И.Ф. Стравинского «Жар-птица» («Пляска Жар-птицы», «Колыбельная», «Хоровод царевен», «Пляс поганого Кощеева царства»).

Смотреть фильм-балет «Возвращение Жар-птицы».

Исполнять восходящие мелодические рисунки на звук «А» (исполнение светлым, полётным звуком).

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с иллюстрациями сказки «Жар-птица», с эскизами декораций и костюмов к балету И. Стравинского «Жар-птица». Рисовать под музыку эскиз занавеса к балетному спектаклю «Жар-птица».

15

Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера

«Сказка о царе Салтане».

С. 52–53

Развитие интереса учащихся к русской традиционной культуре на материале отражённых в классической музыке и поэзии А.С. Пушкина сказочных образов. Развитие музыкально-творческих способностей. Освоение основ музыкально-театральной деятельности. Развитие творческого воображения и способности фантазировать. Нравственно-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Опера-сказка.

Взаимосвязь

оперы и поэзии А.С. Пушкина.

Интонации и

мелодии русских народных песен в

оперной музыке.

Слушать фрагменты оперы (например, хор «С крепкий дуб тебе повырасти…», ария Царевны-Лебеди, «Полёт шмеля» и «Три чуда»).

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание иллюстраций И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина.

Читать нараспев (мелодекламация) по ролям

фрагмент «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Волны»

(повторение). Создать музыкальный «портрет» одного из сказочных персонажей оперы Н.А. Римского-Корсакова.

16

Русь былинная: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко».

С. 54 –57

Развитие интереса учащихся к отражённым в классической музыке образам русской старины. Развитие навыков кантиленного пения и исполнения народных песен без сопровождения. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки. Развитие музыкально-пластических умений и навыков. Освоение основ музыкально-театральной деятельности. Развитие творческого воображения и способности фантазировать. Этнокультурное и полихудожественное воспитание.

Опера-былина.

Образы Древней Руси, былинных и

фантастических персонажей в опере.

Слушать фрагменты оперы-былины Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (например, песни Садко, ария Любавы, колыбельная песня Волховы); фрагменты из 4 картины оперы, происходящей на торговой площади. Смотреть видеозапись оперы «Садко».

Исполнять начало песен Садко и колыбельной песни Волховы; русскую народную песню «На торгу»; былинный напев «Отъезд Добрыни из дома» (чтение нараспев).

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с фотографиями памятников древнерусской архитектуры в Великом Новгороде (Новгородским кремлём, Софийским собором, торговыми рядами и др.); образами Садко, Волховы и других былинных персонажей в произведениях художников В. Васнецова, М. Врубеля, И. Репина, К. Васильева; с эскизами декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане».

17

Русь героическая: А. Бородин. Опера

«Князь Игорь».

С. 58–59

Формирование представлений о взаимосвязях русской классической музыки, древнерусской истории и древнерусской литературы. Развитие представлений о взаимосвязи русской классической и народной музыки. Развитие умения воспринимать классическую музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. Военно-патриотическое, этнокультурное и нравственное

воспитание.

Героическая

опера.

Образы исторических событий и персонажей в

опере.

Классическая музыка и

древнерусская литература.

Связь классической и народной музыки.

Слушать фрагменты оперы «Князь Игорь» (например, ария Игоря, плач Ярославны, хоры «Солнцу красному слава!», «Ох, не буйный ветер завывал», сцена половецких плясок с хором половецких девушек «Улетай на крыльях ветра», реплики скоморохов Скулы и Ерошки, колокольные звоны).

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах ритмические рисунки колокольных звонов из пролога или финала оперы «Князь Игорь».

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с эскизами декораций и костюмов к опере А. Бородина «Князь Игорь».

18

Русь героическая: М.

Глинка. Опера «Иван Сусанин»

(«Жизнь за царя»).

Знакомство учащихся с героической народной музыкальной драмой и её главным персонажем – русским национальным героем Иваном Сусаниным. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия классической музыки. Развитие умений и навыков музыкально-исполнительской деятельности. Развитие творческих способностей учащихся. Военно-патриотическое и этнокультурное воспитание.

Героическая

опера.

Образы исторических событий и персонажей в опере. Связь классической и народной музыки.

Бальные танцы в опере.

Слушать фрагменты оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (например, ария Ивана Сусанина, рондо Антониды, песня Вани, хор «Разгулялися, разливалися воды вешние», полонез, краковяк, вальс и мазурка, заключительный хор «Славься!»).

Исполнять хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; марш «Прощание славянки» (муз.В. Агапкина, сл. В. Лазарева).

Разучивать и исполнять под музыку танцевальные движения бальных танцев из сцены польского бала в опере «Иван Сусанин» (полонеза, краковяка, вальса или мазурки).

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с эскизами декораций и костюмов к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».

«В гостях у народов России» (8 часов).

19

Музыка революции.

С. 70–73

Дальнейшее формирование у учащихся представлений о музыке как «зеркале» исторических событий. Первоначальное знакомство с революционными песнями и песнями-маршами. Развитие вокально хоровых умений и навыков. Воспитание интереса к музыкальной жизни и истории России ХХ века.

Песни ХХ века — музыкальная «летопись» нашей

страны.

Революционные песни, их темы, образы и средства музыкальной

выразительности.

Слушать русскую народную песню «Дубинушка» в исполнении Ф. Шаляпина; записи революционных песен в исполнении хоровых коллективов.

Исполнять песню «Крейсер “Аврора”» (муз. В.Шаинского, сл. М. Матусовского).

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с репродукциями картин, посвящённых революционным темам.

20

У пионерского костра.

С. 74–75

Дальнейшее формирование у учащихся первоначальных представлений об отражённой в песнях истории России

ХХ века. Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Формирование интереса к жизни и песням детей ХХ века как основы укрепления преемственности поколений.

Пионерские

песни, их темы, образы и средства музыкальной

выразительности.

Слушать пионерские песни: «Взвейтесь кострами, синие ночи» (муз. С. Кайда-Дёжкина, сл. А. Жарова) и др.

Исполнять песню «Картошка» (муз.В. Попова, сл. В. Попова и А. Жарова).

21

В кинотеатре

и у телевизора.

С. 76–79

Знакомство учащихся с музыкой советских композиторов для кинофильмов. Развитие представлений о взаимосвязи музыки и кино, музыки и техники. Развитие вокально-хоровых умений и навыков выразительного исполнения песен в темпе марша. Развитие музыкально-творческих способностей. Воспитание интереса к музыкальной жизни России ХХ века.

Воспитание оптимизма. Освоение способов музыкально-эмоциональной саморегуляции.

Музыка

и кино.

Музыкальные кинофильмы. Песни из советских кинофильмов.

Музыка и техника.

Слушать и исполнять «Марш весёлых ребят» из кинофильма «Весёлые ребята» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача).

Исполнять песню «Спой нам, ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта» (муз.И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача) фильмов.

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание фрагмента «немого» кинофильма (например, «Броненосец Потемкин»).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Улыбка — смех — хохот» (повторение).

22

Музыка о

войне и на войне: песни

советских

композиторов.

С. 80–81

Формирование у учащихся первоначальных представлений об отражении в песнях советских композиторов подвигов защитников

Отечества. Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Дальнейшее

формирование умений и навыков драматизации музыкальных произведений.

Военно-патриотическое воспитание.

Песни о Великой Отечественной войне.

Музыкально-поэтические

образы советских воинов – защитников

Отечества.

Слушать и исполнять песни военных лет («Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача и другие); песни о войне, написанные в послевоенный период. Например: «На безымянной высоте» (муз.В. Баснера, сл. М. Матусовского), «Хотят ли русские войны?» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко), «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).

Инсценировать песни о войне (по выбору учителя и учащихся).

23

Музыка о

войне и на войне: Д. Шостакович.

Симфония

№ 7 (Ленинградская).

С. 82–83

Формирование у учащихся первоначальных представлений об отражении в симфонической музыке образов Великой Отечественной войны.

Развитие вокально-хоровых умений и навыков.

Военно-патриотическое и гражданское воспитание.

Композитор

Д. Шостакович.

Симфония.

Музыкальные темы и образы в симфонии.

Слушать симфонию № 7 («Ленинградская»)

Д. Шостаковича — первая часть.

Исполнять тему нашествия из симфонии № 7

Д. Шостаковича — на звук «А» и с закрытым ртом; песню «Мальчишки» (муз.А. Островского, сл. И. Шаферана).

Дополнительные виды учебной деятельности

Иллюстрировать одну из песен о войне.

Искать информацию о композиторе Д. Шостаковиче.

24

Музыка на защите мира:

Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра, весны и

мира».

С. 86–89

Формирование у учащихся представлений о миротворческих возможностях музыки. Первоначальное знакомство с композитором и педагогом

Д.Б. Кабалевским.

Дальнейшее знакомство с жанром кантаты. Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Воспитание миролюбия.

Песни о мире

и дружбе народов. Композитор

Д. Кабалевский. Кантата.

Слушать песни советских композиторов о защите мира. Например, «Гимн демократической молодёжи» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), «Песня мира» Д. Шостаковича (из кинофильма «Встреча на Эльбе»), «Бухенвальдский набат» (муз.В. Мурадели, сл. А. Соболева); кантату «Песня утра, весны и мира» (муз.Д. Кабалевского, сл. Ц. Солодаря).

Исполнять песню «Пусть всегда будет солнце»

(муз.А. Островского, сл.Л. Ошанина).

Дополнительные виды учебной деятельности

Рисовать плакат, призывающий к защите мира. Подобрать к нему музыкальные «краски».

25

На космодроме.

С. 90–93

Дальнейшее формирование у учащихся представлений о песнях советских композиторов. Знакомство с музыкальными образами космоса, космических полётов и космонавтов.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Дальнейшее развитие умений и навыков музыкально-пластической деятельности.

Песни о космосе и космонавтах.

Образы космоса в музыке и изобразительном искусстве.

Слушать песни о космосе и космонавтах; «Музыку космоса» А. Рыбникова.

Исполнять песню «Четырнадцать минут до старта» (муз.О. Фельцмана, сл. В. Войновича).

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание картин о космосе;

ритмические импровизации «Метеоритный дождь».

Исполнять пластические импровизации на темы «Звёздный вальс» и «Хоровод летающих тарелок».

26

На стадионе.

С. 94–97

Продолжение формирования у учащихся

представлений о песнях советских композиторов. Знакомство с музыкальными образами спортивных состязаний и спортсменов. Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Развитие музыкально-творческих способностей. Воспитание оптимизма, ценностного отношения к спорту и здоровому образу жизни.

Песни о спорте

и спортсменах.

Взаимосвязь

музыки и спорта.

Музыкально-оздоровительные упражнения.

Слушать и исполнять песни «Спортивный марш» из кинофильма «Вратарь» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). «До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).

Исполнять Государственный гимн РФ (повторение); песню «Трус не играет в хоккей» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять дыхательную гимнастику.

«Музыкальное путешествие по России 20 века». (8 часов)

27

На фестивале

авторской

песни.

С. 98–101

Формирование у учащихся представлений о жанре авторской песни как важной части музыкально-бытовой

культуры России второй половины ХХ века. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия песенной лирики. Развитие певческих умений и навыков, музыкально-творческих способностей,

потребности в самостоятельной авторской музыкально-поэтической

деятельности. Воспитание ценностного отношения к творчеству и творческим людям.

Авторская песня. Поэты-музыканты.

ХХ века. Темы, образы и музыкальные «краски» авторских песен.

Детские авторские песни.

Слушать песни Ю. Визбора, В. Высоцкого, В. Егорова, Ю. Кима, С. Никитина, Б. Окуджавы и др. (по выбору учителя).

Исполнять авторские песни (по выбору учителя и учащихся).

Дополнительные виды учебной деятельности

Искать информацию для творческого портрета

одного из создателей и исполнителей авторской песни и для рассказа о концерте илиифестивале авторской песни.

28

У колыбели.

С. 108–111

Дальнейшее освоение детского музыкального фольклора народов России, этномузыкальных традиций родного края. Продолжение формирования представлений о взаимосвязи народной и классической музыки. Развитие способности

творческого самовыражения в пении. Развитие умения воспринимать колыбельные песни и выражать своё

отношение к ним в различных видах художественной деятельности.

Воспитание у учащихся ценностного отношения к семье, матери и материнству. Этнокультурное воспитание. Воспитание культуры межнационального общения.

Колыбельные песни народов России.

Материнские

чувства, выраженные в народных колыбельных песнях. Народная и

классическая

музыка.

Слушать колыбельные песни народов России.

Исполнять народные колыбельные песни из программ для 1–3 классов (по выбору учащихся).

Выразительно читать нараспев (мелодекламация) и инсценировать стихотворения М. Джалиля «Колыбельная дочери».

Дополнительные виды учебной деятельности

Сочинение плавной, убаюкивающей мелодии к первому четверостишию стихотворения М. Джалиля «Колыбельная дочери».

Знакомиться с образами матери с младенцем в

живописи и декоративно-прикладном творчестве народов России.

Искать информацию о роли традиций семейного воспитания детей у разных народов России и о роли колыбельных песен в семейном воспитании.

29

На свадьбе.

С. 112–115

Дальнейшее освоение музыкального фольклора народов России, этномузыкальных традиций родного края. Дальнейшее формирование представлений о взаимосвязи народной

и классической музыки. Развитие способности творческого самовыражения в пении. Развитие умения воспринимать народные обрядовые песни и выражать

своё отношение к ним в         различных видах

 художественной деятельности. Воспитание у учащихся ценностного отношения к семье. Этнокультурное воспитание. Воспитание культуры межнационального общения.

Свадебные

песни народов России.

Образы семьи

в народных песнях.

Слушать записи старинных русских свадебных песен в исполнении народных певцов; музыкальные «отражения» народных свадебных песен в русской классической музыке (например, в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и А. Даргомыжского «Русалка»).

Исполнять русские народные песни «Отдавали молоду», «Семейка»; свадебные песни народов России (по выбору).

Выразительно читать текст старинной русской свадебной песни (с элементами инсценирования).

Дополнительные виды учебной деятельности

Поиск информации о свадебных традициях народов России, о звучащих на свадьбах народных музыкальных инструментах и песнях, о свадебных танцах и народных свадебных костюмах.

30

На фольклорном фестивале:

выступают

фольклорные

ансамбли.

С. 116–117

Дальнейшее приобщение учащихся к музыкальным традициям народов России и воплощенным в них духовно-нравственным ценностям и идеалам.

Знакомство с известными российскими фольклорными ансамблями.

Фольклор.

Фестиваль

фольклора.

Фольклорный ансамбль.

Смотреть видеозаписи фрагментов фольклорных фестивалей, выступлений известных фольклорных ансамблей. Слушать записи песен народов России.

Повторять народные песни.

31

На фольклорном фестивале:

кто на чём играет?

С. 118

Дальнейшее приобщение учащихся к музыкальным традициям народов России и воплощенным в них духовно-нравственным ценностям и идеалам.

Продолжение знакомства с музыкальными инструментами народов России. Освоение элементарных приёмов игры на народных музыкальных инструментах. Этнокультурное воспитание. Воспитание культуры межнационального общения.

Музыкальные инструменты народов России.

Народные музыканты.

Слушать записи звучания музыкальных инструментов народов России.

Играть на народных музыкальных инструментах.

32

На фольклорном фестивале: выступают ансамбли

народного

танца.

С. 119–121

Дальнейшее знакомство учащихся с традиционной музыкой и танцами народов России. Освоение элементов народных танцев. Этнокультурное воспитание. Воспитание культуры межнационального общения.

Танцы народов России.

Ансамбль народного танца.

Слушать, исполнять и инсценировать песню

«Московская кадриль» (муз. Б. Темнова, сл. О. Левицкого).

Разучить народные танцы (например, орнаментальный хоровод, кадриль, перепляс).

34

Урок фольклора.

С. 128–129

Первоначальное знакомство учащихся с методами сбора и анализа фольклора. Развитие музыкально-познавательных интересов и потребности в изучении традиционной музыкальной культуры родного края.

Этнокультурное воспитание.

Фольклор.

Фольклористы.

Фольклорная

экспедиция.

Слушать записи фольклора (песен, инструментальных наигрышей).

Повторять народные песни.

Повторять народные танцы.

Дополнительные виды учебной деятельности

Знакомиться с современными источниками

информации и способами её фиксации, включая информационно-компьютерные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 2 класс Планета знаний

Пояснительная записка и примерное тематическое планирование...

Рабочая программа "Планета знаний" по музыке

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта общего образования  (5 марта 2004 года), примерной программы по УМК "Планета знаний". Программа составлен...

Пояснительная записка по музыке по программе "Планета знаний""

Пояснительная записка по музыке по программе "Планета знаний" 4 класс....

Рабочая программа по музыке УМК Планета знаний

Рабочая программа разработана в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовате...

"В концертном зале" 3 класс УМК "Планета знаний" презентация для урока музыки

Данна презентация для урока музыки УМК "Планета знаний" для 3 класса по теме "В концертном зале"...